Что такое жизнь и как должно жить! (Размышление в день рождения) День рождения каждого человека знаменателен, по слову Спасителя, тем, яко родися человек в мир ( Ин.16:21 ), и в рождении его выразилось определение Божие о нем, – важен потому, что с этого дня начинается и, значит, зависит целая: жизнь. Поэтому, если когда, то особенно в день рождения, благовременно и естественно возникают в серьезном уме «вопросы жизни». Кто и для чего нам дал жизнь? Какое благо заключается в самом нашем бытии, в рождении нашем для жизни? Какой закон нашего бытия и какая цель нашей жизни? К чему мы должны стремиться в жизни и как вести свою жизнь? Неизбежно должно установить истинный взгляд на жизнь понять смысл и цель жизни. Иначе нельзя разумно жить не только по Божьему, но и по-человечески. А не такая жизнь – не жизнь. Бытие, собственно, принадлежит Единому Самосушему Богу: Он един есть сый и не быть не может. Вне Его и без Него – одно ничтожество, и все, что имеет бытие, от Него и Им существует. Вся Тем Быша, и без Него ничто же бысть, еже бысть ( Ин.1:3 ). И мы сами по себе – ничто; и если существуем и пользуемся благом бытия, то это лишь по тому, что бесконечно Благий Бог благоволил соделать нас причастниками счастия бытия, даровав нам изначала бытие и сохраняя нашу жизнь Своим промыслом обо всем сущем от Него: о Нем, единственно о Нем, мы живем и движемся, и есмы ( Деян.17:28 ). Итак, жизнь наша и самое бытие наше есть дар Божий, – дар для нас неоценимый. Остановим внимание на самих себе, чтобы оценить, как должно, этот бесценный дар Божий нам – наше бытие и жизнь. Углубясь в свою чудную природу, сознаем свое внутреннее, взглянем на свое внешнее. – Сколько великих даров, сил и способностей дано Всещедрым Жизнедателем в нашем бытии духовном! Каждый из сих даров, безмерно возвышает нас над всеми существами окружающего нас мира, в котором мы рождаемся и живем. – Дар разума делает нас способными познавать все существующее и, по мере познания владычествовать над всем на земле, обращать все в свою пользу и благо, наблюдать все несчетное разнообразие предметов и существ на поверхности земли, проникать в сокрытую жизнь горных недр и глубин морских, с математической точностью определять величину, расстояние, взаимное положение и законы движения звездного мира, вращающегося в беспредельных пространствах вселенной, – возноситься мыслию в мир пренебесный, созерцать очами разума духовный разумный мир Ангелов, окружающих самый престол Вседержителя и Творца видимым же всем и невидимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Жизнь вечная Жизнь человека бывает троякой. Жизнь вечная всегда начинается и никогда не кончается. После смерти все идут в вечность, но в разные состояния. Жизнь вечная бывает или блаженной или неблагополучной. Каждый человек идет или в блаженство, или в муку, – третьего пути нет. ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ или на небе, или во аду. В жизни вечной одни в радости, другие в муке. В жизни вечной одни в Царствии Небесном будут, другие в аду. Путь праведных ведет к блаженству, а нечестивых – к погибели. Пребывающие во тьме греховной попадают во тьму кромешную, а ищущие Бога наследят свет. Душа, победившая врагов, с торжеством восходит туда. Духовно трудящиеся всегда получают воздаяние. Путь в жизнь вечную труден и опасен. Нужен РУКОВОДИТЕЛЬ. Лучше здесь на земле перетерпеть все виды страданий, чтобы там не страдать. Кто не готовится к смерти, тот не ВЕРИТ в жизнь вечную. В жизни будущей душа потрудившаяся находит покой. Там будет совершенная безопасность и тишина. Жизнь вечная не имеет перемен, как временная. В жизни будущей благость Божия откроется в полноте. Тогда увидят праведники Бога лицем к лицу. Быть с Богом – жизнь, без Него – смерть. Праведники просветятся, как солнце. В жизни будущей блаженству праведных не будет конца. Жизнь вечная – единственное, что нам нужно на потребу. Ради вечного блаженства следует все временное презреть. Ради жизни вечной не жалеть жизни временной. Если бы знал человек, что его ожидает, то все оставил бы, чтобы спастися. Если хочешь жить, не отлучайся от Бога (8, с.343–351). Что лишает человека вечной жизни Ропот и отчаяние бывают способны лишить человека вечной жизни (3, с.36). Подвизайтесь пройти тесным и прискорбным путем Христовым. Именно толь­ко этот путь даст нам право быть наследниками жизни вечной (Там же, с.36). За что Господь дает вечное блаженство Господь близок к вам, и Он желает дать вам за все ваши страдания вечное блаженство. Только там нет ни болезней, ни печали, ни воздыхания (Там же, с.48–49). Нужно терпеть все ради вечности Ради вечности, ради своего спасения будем терпеть все на земле, и если понадобится, то и умрем за Христа, чтобы там Его найти и водвориться вместе с Ним в тех обителях, которые Он обещал уготовать любящим Его (Там же, с.25).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Слово 4. О ПАМЯТИ СМЕРТНОЙ «Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю: и иже аще погубит душу свою Мене ради, обрящет ю» ( Мф. 16, 25 ) Отец твой и матерь твоя оставили тебя: взошли они в Вечное Отечество свое насладиться неизреченною Бога Всевышнего славою. Таковую надежду мы имеем, понеже скончали они жизнь свою благочестно и православно, понеже в покаянии и исповедании восприял их Господь. А тебя, оставленную родителями, Господь приял под кров свой и дал тебе совет благий и святый: «отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя» ( Пс. 26, 10 ). Поистине тебе более других потребно часто припевать сие купно с Давидом. Твой отец и матерь твоя тебя оставили, но Господь приял тебя на Свои руки и просветил Своею благодатию, да избежишь мира, удалишься от дома отца твоего, презришь суету, внидешь в священное сие убежище, облечешься в ангельский образ и изберешь иноческую жизнь. Жизнь сия поистине есть вся небесная и духовная. Оттуда, где мир, она убегает, понеже жительствует там, где нет мудрования мира; там, где покой телесный умерщвляется, ибо она живет в изнурениях тела; там, где плоть умирает, ибо она совершенно есть дух. Две жизни человеческие: духовная жизнь и  жизнь плотская. Житие духовное есть истребление жития телесного. А жизнь телесная есть смерть духовной жизни. Одна умерщвлением другой живет. Жительствует духовная – умирает телесная. Живет телесная – умерщвляется духовная. «Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю: и иже аще погубит душу свою Мене ради, обрящет ю» ( Мф. 16, 25 ; Мк. 8, 35 ). Плоть и дух суть две вещи весьма супротивные, хотя столь тесно сопряжены. Смерть плоти столь животворит душу нашу, что одна память смертная заставляет душу идти путем добродетели и искать всемерно спасения своего. Память о смерти умерщвляет все силы телесные и оживотворяет стремление к добродетели. Иноческая жизнь есть вся духовная. Поистине инок, когда помнит о смерти, живет той жизнью, которую решился проходить. Дева богопросвещенная! Я вижу, что тебе одна лишь вещь потребна: чтобы совершила ты путь, на коем Бог тебя поставил. Подобает совершенно забыть жизнь и иметь всегда смерть пред очами твоими. Сие дело не трудное, однако требует многих подвигов, но при всем том не позволит уму твоему возвратиться к суете, утвердит сердце твое в добродетельной жизни, заставит тебя обращаться богоугодно в монашеском житии. Ибо память смертная есть жизнь души, как теперь хочу я то изложить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ (см. также: Делание). Блаженны те, которые с самоотвержением следуют истинному евангельскому учению, которые отреклись от удовлетворения похотениям тела и похотениям души! Похотения падшего тела греховны, греховны и похотения падшей души. Она всюду ищет осуществить свое «Я», сделаться каким-то отдельным, самостоятельным, первенствующим существом, для которого должно существовать все прочее. Евангелие требует, чтобы такая жизнь была умерщвлена, чтобы человек признал Бога Богом, а сам встал на свое место – в разряд созданий. По умерщвлении безумной, мечтательной, на самом деле несуществующей жизни может явиться истинная жизнь, с преизобильным ощущением существования – жизнь в Боге. 231 . «Никтоже бо нас, – сказал Апостол, – себе живет и никтоже себе умирает: аще бо живем, Господеви живем, аще же умираем, Господеви умираем: аще убо живем, аще умираем, Господни есмы» ( Рим.14:7–8 ). Оставшись жить на земле, живи не для себя, а для Господа: живет для Господа тот, кто живет для исполнения Его воли; живет для себя тот, кто живет для исполнения своих пожеланий. Последний хотя и кажется для смотрящих одними чувственными глазами живым, но душой он мертв, вменяется как бы не существующим для Господа, не вписан в книгу живота, имя его внесено в другие книги. Господь для него – как бы несуществующий. Нет Бога для того, кто не верует живой верой в Бога! (см.: Еф.2:12 ). Первый не умирает: телесной смертью он только переходит в большее развитие жизни. Блюди, чтобы не жить для себя! Жизнью о Господе умерщвляй жизнь свою, греховную, плотскую и душевную, и тем сохрани себя в живот вечный. 238 . Благодарю Бога, избравшего меня в орудие для утешения и питания души Вашей. Вашим письмом Вы меня очень ободрили: я надеюсь видеть в Вас дальнейшие успехи на пути духовном, ведущем ко всему доброму. Не страшитесь того мрака, той пустыни, в которую Вы взошли теперь умом и сердцем: между Египтом и обетованной землей – мрак и пустыня. И скоро увидит землю обетованную, скоро насладится ее благами верный и мужественный израильтянин. Под именем Египта разумеется жизнь мирская, исполненная суетными попечениями и развлечениями, под именем земли обетованной – жизнь духовная, наполненная Божественными утешениями; пространство, составляющее переход от одной жизни к другой, – пустыня. Верный израильтянин – человек, решившийся принести жизнь свою в служение Богу. 243 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Жизнь вечная Праведным, святым, и всем грешникам, кающимся сокрушенным сердцем, обещается Богом вечная жизнь, вечная радость и вечное блаженство! Будут с Богом вовеки. Будут Бога лицом к лицу видеть, и этим, как пресладким питьем, наслаждаться вовеки. Будут утешаться вовеки, будут радоваться и ликовать вовеки. Будут, как цари и господа, царствовать вовеки. В вечную жизнь ту никакой грешник не войдет, если сокрушением сердца и горячими слезами не омоется и не очистится, если верой не убелит одежды свои Кровию Агнца ( Откр. 7, 14 ). Видишь, христианин, что как вода, мимо текущая, и все по ней плывущее, так время нашей жизни и все со временем благополучие и неблагополучие наше проходит. Так и вся наша жизнь пройдет. Как ныне у нас прошедшие дни наши, и все в них случившееся, счастье и несчастье наше прошло, так и вся прочая жизнь наша, и все, что случится в ней, пройдет. И как прошедшие дни наши, как во сне, видим, и с ними все благополучие и неблагополучие, так и прочее время при конце жизни, как во сне, будем видеть. И только помнить будем тогда и мечтать, что то-то и то-то с нами было. Такова-то наша жизнь в мире сем! Не такой будет жизнь будущего века, как Слово Божие и вера наша нас уверяет. Там жизнь наша однажды начнется, но никогда не кончится, будет непрестанной и непременной. Тело наше не будет иметь немощи, дряхлости, старости, смерти и тления, а будет тело духовное, нетленное, бессмертное, здоровое, сильное, легкое и благоцветущее. Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа ( 1Кор. 15, 42–44, 53–55 )? Также будет там слава, честь, покой, мир, утешение, радость, веселье и блаженство непрестанное. Непрестанно будут видеть Бога лицом к лицу избранники Божии и оттого непрестанно утешаться, радоваться, веселиться; непрестанно будут со Христом, как члены с головою, царствовать. С Ним страдаем, чтобы с Ним и про славиться ( Рим. 8, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Скачать epub pdf Беседы души с Богом (в сокращении) 1. Тебя ищу, Жизнь моя: «без Тебя умираю» (О сладости познания Бога) О, дай мне познать Тебя, Господь; дай мне познать Тебя, Сила души моей! Явись мне, Утешитель мой, – чтобы мне увидеть Тебя, Свет очей моих. Приди, Веселие души моей, чтобы мне увидеть Тебя, Радость сердца моего. Дай мне любить Тебя, Жизнь души моей. Явись мне, Наслаждение мое, сладостное Утешение мое, Господи Боже мой, Податель жизни, Слава души моей. Дай мне обрести Тебя, Желание сердца моего; дай мне удержать Тебя, Любовь души моей. Дай мне постигнуть Тебя, Жених небесный, величайшая Радость и Утешение мое! Дай мне обладать Тобою, Блаженство вечное; дай мне обладать Тобою в сердце моем, Жизнь блаженная, высочайшая Сладость души моей. Дай мне возлюбить Тебя, Господи, Крепость моя, Прибежище мое, Избавитель мой! Дай мне возлюбить Тебя, Боже мой, Помощник мой, Опора твердости моей, сладостная Надежда во всякой скорби моей. Дай мне объять Тебя Благого, без Которого нет никакого блага; дай насладиться Тобою Преблагим. Слух мой изостри словом, острейшим всякого обоюдоострого меча, чтобы мне услышать голос Твой. Загреми, Господи, с высоты голосом громким и сильным! Пусть взволнуется море и живущее в нем. Пусть поколеблется земля и все существующее на ней! Просвети очи мои, Свет непостижимый! Блесни молниею и ослепи их, чтобы они не видели суеты. Свет невидимый, даруй мне зрение, при посредстве которого я увидел бы Тебя. Благоухание жизни, создай новое обоняние, чтобы мне идти путем Твоим «в приятное благоухание» ( Лев. 17:6 ) Тебе. Уврачуй вкус, чтобы, вкусив, я познал, как велика сладость Твоя, Господи, которую Ты скрыл для исполненных любви Твоей. Даруй, Господи, чтобы сердце помышляло о Тебе, дух горел любовью к Тебе, мысль всегда о Тебе вспоминала, ум познавал Тебя, разум к Тебе прилеплялся. О, Жизнь, дающая мне жизнь! Жизнь, моя жизнь, Которой я живу и без Которой умираю! Жизнь, о Которой я радуюсь и без Которой печалюсь! Жизнь животворящая, сладостная и возлюбленная, – где Ты находишься? Где найти мне Тебя? Будь в душе моей, в сердце и на устах, – потому что я таю от любви, умираю без Тебя и оживаю, вспомнив о Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Молитва Иисусова в миру Что такое духовная жизнь. – О преимуществах Иисусовой молитвы. –Кто не может заниматься умным деланием. – Мешает ли Иисусовой молитве жизнь в миру? – Иисусова молитва помогает человеку жить по Евангелию. – Примеры преуспеяния в Иисусовой молитве. – Всегда ли мысли во время молитвы от диавола или могут быть и от Бога? – Можно ли молиться молитвой Иисусовой за других людей. Тема нашей беседы – Иисусова молитва в миру. Можно было бы назвать беседу иначе, например «О духовной жизни в миру». Но для того чтобы не было двусмысленности, мы дали более точное название, потому что, по нашему глубокому убеждению, никакой духовной жизни в наше время без Иисусовой молитвы быть не может. Тем паче, что под духовной жизнью многие современные люди понимают совсем не то, что содержит это понятие. Так, люди нецерковные под духовной жизнью понимают увлечение искусством, философией и вообще жизнь человека интеллигентного противопоставляют жизни того, кто живет только плотскими интересами, плотскими удовольствиями. В свою очередь люди церковные могут понимать под духовной жизнью тоже нечто неопределенное, абстрактное. Если человек молится и у него возникают какие-то субъективные ощущения, которые, по его мнению, не подлежат никакому истолкованию, никакой классификации, если он испытывает чувства также, с его точки зрения, никак не объяснимые, никак не сопоставимые со святоотеческим учением, – то ему представляется, что он ведет духовную жизнь. И получается, что, с одной стороны, под духовной жизнью люди иногда ошибочно подразумевают жизнь человека интеллигентного, а с другой – жизнь, скорее, не духовную, а мечтательную, или жизнь в воображении. Скажем, читает человек книги о древних подвижниках и при этом он получает удовольствие оттого, что, при помощи воображения проникнув, как ему кажется, в суть их подвигов, в суть их переживаний, испытывает нечто подобное. Объясню это на простом примере. В романе Жюля Верна «Дети капитана Гранта» есть герой – Паганель, известный ученый-географ, который никогда не выходил из своего кабинета, когда же отправился в путешествие, то все перепутал. Нечто подобное может произойти и с людьми, которые живут мечтательной жизнью и полагают, что это и есть духовная жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Заключение Итак, из всего сказанного в нашем сочинении становится ясно, что, с религиозной точки зрения, любовь имеет Божественное происхождение. Она в первоисточнике своем есть жизнь Божества, ибо «Бог есть Любовь» ( 1Ин. 4:16 ) – Начало всякого бытия и жизни. Сущность любви Божественной составляет энергия и стремление Существа Божия к самораскрытию; любовь в Боге есть закон Божественной жизни. Она является безусловным отрицанием эгоизма и самолюбия и составляет источник нравственного настроения и нравственной жизни. Любовь в Боге насколько свободна, на столько и необходима. Она есть влечение Божественной природы к проявлению Своей внутренней жизни. Любовь – единственное слово, способное выразить всю полноту внутренней и внешней жизни Божества и Его деятельности. Любовь в Боге не действие одной только свободы, но естественная необходимость и жизнь Его. В общем, любовь – это стремление к тому, чтобы содержание Существа Духа и жизнь Его получили место в жизни иных личностей и тварей ради самообщения в целях развития жизни и получения блаженства. Любовь Божественная в Священном Писании именуется «совокупностью совершенств» ( Кол. 3:14 ). " «Бог есть любовь» и самое ее существо; все Его свойства проявляют ее, а все действия суть ее выражение», – говорит митр. Филарет Московский . Если «Бог есть любовь», это значит, что жизнь Его состоит в стремлении к самопроявлению и самопреданности. Жизнь Духа Бога любви составляет вечный, неизменный закон жизни для всякого существа, и особенно для разумной свободной твари. Этот закон жизни именуется правдой Божией, а отступление от него – ложью и заблуждением. Бог-Любовь, в силу стремления к самооткровению и самопреданности, проявил Свою жизнь, свойства и совершенства в создании миров духовного и вещественного со всеми живущими в них существами. С особенною полнотою и ясностью Бог проявил Себя при создании разумных и свободных существ – Ангелов и человека, – в которых вдохнул жизнь любви со всеми ее свойствами и совершенствами, так что эти существа, будучи вещественными, стали образом и подобием Духа Бога по дару жизни, проявляя в своих действиях любовь Божественную и тем содействуя стремлениям Божиим к самопроявлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miro...

иеромонах Серафим (Роуз) Содержание Жизнь в Православии и современный мир Жизнь сегодня стала ненормальной Два ложных подхода к духовной жизни Что мы можем сделать Православное мировоззрение Заключение Информация о первоисточнике Жизнь в Православии и современный мир    В прошедшие века, например в России XIX в., православное мировоззрение было частью православной жизни и поддерживалось окружающей действительностью. Даже не было нужды и говорить о нем, как о чем-то отдельном, — все жили по-православному, в согласии с окружающим православным обществом. Во многих странах само правительство исповедовало Православие; оно было центром общественной деятельности, и сам Царь или правитель исторически был первым православным мирянином, обязанностью которого было подавать своим поданным пример христианской жизни. В каждом городе были православные церкви, и во многих из них службы совершались ежедневно, утром и вечером. Монастыри были во всех больших городах, во многих меньших городах, за их пределами, в деревнях, в удаленных и пустынных местах. В России было более тысячи официально зарегистрированных монастырей, не считая других общин. Монашество было общепризнанной частью жизни. Действительно, в большинстве семей кто-нибудь — сестра или брат, дядя, дедушка, родственник — был монахом или монахиней, не говоря уже о других примерах православной жизни, странниках и Христа ради юродивых. Весь образ жизни был пронизан Православием, центром которого, конечно, было монашество. Православные обычаи были частью повседневной жизни. Большинство повсеместно читаемых книг были православными. Сама повседневная жизнь для большинства людей была трудной: им приходилось много работать, чтобы прожить, надежды на жизнь были невысоки, смерть не была редкостью — все это подкрепляло учение Христа о реальности и близости другого мира. В таких обстоятельствах жить по-православному означало то же, что и иметь православное мировоззрение, и мало было необходимости говорить об этом.    Сейчас все изменилось. Наше Православие — это островок среди мира, живущего по совершенно другим принципам, и с каждым днем эти принципы все более меняются в худшую сторону, все более отчуждают нас от него. Многие люди подвергаются искушению разделить свою жизнь на две категории: повседневная жизнь на работе, с мирскими друзьями, в мирских делах, и Православие, по которому мы живем по воскресеньям и в другие дни недели, когда у нас есть для этого время. Но если взглянуть пристальнее, мировоззрение такого человека часто представляет собой странную комбинацию христианских и мирских ценностей, которые на самом деле не смешиваются. Цель этого доклада — показать, как живущие сегодня могут начать делать свое мировоззрение более ценным, делать его всецело православным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3871...

Предисловие Религиозно-философское исследование о жизни составлено было в 1867 году для бывших учеников автора, окончивших курс воспитанников IV выпуска Александровского Военного училища, и тогда же было напечатано в Православном Обозрении (июльская книжка) и отдельными оттисками. Потом оно было перепечатано в Собраниях слов и речей протоирея А. М. Иванцова-Платонова за первое десятилетие священства в 1873 году и за двадцать лет священства в 1883 году. С выходом последнего Сборника исследование «Что такое Жизнь» было вновь перепечатано отдельною брошюрой, в значительном количестве экземпляров, с посвящением молодым людям, по окончании курса воспитания вступающим в жизнь самостоятельную. Но в настоящее время вся эта брошюра вышла из продажи и самый Сборник «за двадцать лет священства» лишь в небольшом количестве экземпляров остается в распоряжении Московской Комиссии Братства преподобного Сергия, которой протоиерей Иванцов-Платонов пожертвовал большую часть своих сочинений в пользу нуждающихся бывших воспитанников Московской Духовной Академии. Между тем на брошюру «Что такое жизнь» доселе продолжается большой спрос от людей, интересующихся религиозно-философскими вопросами. Поэтому Комиссия Братства и нашла нужным вновь переиздать эту брошюру (и несколько других пожертвованных ей для той же благотворительной цели), войдя в соглашение с книгопродавцом А. Д. Ступиным. Автор же предложил в конце этого издания для пособия, большинству читателей в усвоении широкого и разнообразного содержания трактата о жизни, прибавить краткое обозначение раскрывающих в нем главных положений. 15 октября 1893 года. Скажи мне, Господи, путь в онже пойду! § I При окончании курса воспитания, при вступлении в жизнь самостоятельную, ваши молодые головы естественно наполняются мечтами и представлениями о жизни, молодые сердца горят желанием скорее изведать приятные и, пожалуй даже, неприятные стороны жизни и взять от нее на свою долю, что только можно будет, лучшего и пригодного для себя. При этом, конечно, у многих из вас возбуждается вопрос о том, что же такое в своей сущности эта жизнь, которую прошли прежде вас тысячи поколений и несчетные миллионы людей и после вас пройдут, может быть, еще более поколений и миллионов, – как смотреть на нее, чего искать в ней, какой ее смысл и какая цель? Очень естественно вам, в настоящий важный момент вступления в жизнь самостоятельную, задаваться этим серьезнейшим и существенным для человека вопросом, чтобы сколько-нибудь уяснить его себе, и на основании этого так или иначе, определить свои отношения к жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010