Что такое духовная жизнь Духовная жизнь, как действие Духа в нас Молитва: внимание и благоговение Наше очередное говение я хочу посвятить теме духовной жизни как таковой. То, что я хочу сказать, некоторые из вас, несомненно, от меня и от других слышали. Дело в том, что мы все стремимся к духовной жизни и – ищем ее не в том и не там, где надо. Мы часто думаем, что духовная жизнь заключается в различных переживаниях, которые у нас по временам бывают и которые связаны с молитвой, богослужением, с красотой пения, с красотою икон, со всем строем нашей православной христианской жизни. И стремясь к переживаниям, стараясь достичь какой-то возвышенности мысли, живости чувств, мы проходим мимо того, что является настоящим, подлинным содержанием духовной жизни, ибо духовная жизнь не заключается в возвышенных мыслях и сильных переживаниях: таковые могут родиться и из других источников. Духовная жизнь вся зависит от воздействия на нас Святого Духа Божия и от того, как Божественная сила, благодать, Христос, Святой Дух нас постепенно изменяют, постепенно делают сообразными Христу, то есть похожими на Него, помогают нам стать и образом Божиим, и подобием Божиим. В одном из своих писем святитель Феофан Затворник, говоря о том, с каким настроением, в какой установке нам надо приступать к молитве, указывает три основных условия: молиться надо со всем вниманием, на которое мы способны, со всем усилием, всей устойчивостью, всей крепостью нашего ума; молиться надо со всем благоговением, которое доступно нашей, порой очень небольшой, чуткости, сознавая, что мы стали перед Богом, что мы предстоим Ему и что наша молитва, наше поклонение должно быть трепетно и любовно, благоговейно и смиренно. И, наконец, – третье условие, которое именно побуждает меня упомянуть об этих советах святителя Феофана: мы должны молиться не с тем, чтобы нам было дано то, к чему мы стремимся, о чем мечтаем, а с тем, чтобы в нас совершена была воля Божия беспрепятственно, какова бы она ни была. В молитве нет места исканию тех или других чувств или мыслей, потому что искать мы можем только то, о чем мы уже имеем представление, тогда как мы должны быть открытыми ко всему, что совершит в нас Господь, ко всему, что Он нам даст, – и нередко в нас исполняется слово, когда-то при море Тивериадском сказанное Спасителем Христом апостолу Петру: «Придет время, когда иной препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21:18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2717...

Архим. Алексий (Поликарпов): Что такое духовная жизнь? (+Видео) К человеку духовному, облечен ли он какими-то полномочиями, либо просто живет со Христом, в Боге — тянутся люди для того, чтобы получить эти дарования духовные. Он живет, трудится, дает плоды и сам получает радость. 8 октября, 2012 К человеку духовному, облечен ли он какими-то полномочиями, либо просто живет со Христом, в Боге — тянутся люди для того, чтобы получить эти дарования духовные. Он живет, трудится, дает плоды и сам получает радость. Предлагаем вашему вниманию лекцию наместника Московского Данилова монастыря архимандрита Алексия (Поликарпова) «О духовной жизни». Лекция прочитана в рамках общедоступного лектория «Основы православного мировоззрения» в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи. Что есть духовная жизнь ? Это и счастье, это и трудность. А вот преподобный Силуан говорит, что человеку с Богом трудно. То есть — трудное счастье? О душевном и духовном Ну что, если говорить о духовной жизни – наверное, вот вы уже ее проводите, эту духовную жизнь. И вот пришли сюда для того, чтобы ещё в большей мере подкрепить свои знания, в большей мере утвердиться в духовной жизни, в большей мере приобщиться Христу. Человек состоит из духа, души и тела. Дух — это сердцевина души. А плоть наша — вот это тело… если бы не было души, не было бы духа, не было бы и тела — оно не было бы живо. Мы бы уже не находились здесь, на земле, мы бы стези свои не проходили. То есть — жизнь в духе, жизнь с Богом – так, прежде всего. Говорят: вот какой душевный человек — хороший. Но душевный, как нам говорит Священное Писание — ещё не есть духовный. Дух оживотворяет, возводит человека и направляет его… Есть в Священном Писании понятие духовности. Там приводятся плоды духа — любовь, радость, мир, долготерпение, кротость. И сказано, что такой человек находится в духе, с Богом. Когда мы говорим, что человек духовный – мы, наверное, разумеем, что он имеет особые добродетели. И так мы говорим не только о святых. Мы говорим, что такой человек имеет дарования духа, и вот эти дарования он проявляет в жизни.

http://pravmir.ru/chto-takoe-duhovnaja-z...

Глава пятая. Учение и дела Христа Если бы Я не пришел и не говорил им, если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня, и Отца Моего. Ин. 15:2224 § 20. Духовность, истинность и универсальность учения Христова и его историческое значение Возвратившись в силе духа ( Лк. 4:14 ) из пустыни, Иисус Христос начал учить и делать: Он ходил по всей Галилее, уча в синагогах и проповедуя евангелие царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях ( Мф. 4:23; 9:35 ср. Деян. 1:1 ). Собственно призванием Христа было даровать верующим вечную жизнь, которую Он имел в Себе. Его учение и дела не были явлениями отдельными от этого Его призвания, от этого единственного дела Его жизни. По существу, Его учение и дела были не чем иным, как откровением божественной жизни, а по историческому значению они были средством, приемом, путем исполнения Его призвания. В частности учение Иисуса Христа по существу было разумом той духовной жизни, которую Он даровал людям. Духовная жизнь в человеке не может быть бессознательною, неразумною: в отличие от темной стихийной жизни, она есть жизнь-свет. Содержание этого-то человеческого сознания духовной жизни, ее разум, и дается в учении Иисуса Христа. Он был учителем, но Его задачею не было ответит на религиозные запросы нашего ума, передать нам тайны надзвездного мира, преподать систему религиозной философии, или богословия, – нет, единственный предмет Его учения составляла духовная божественная жизнь в человеке: оно было исключительно разумом ее. Ничему другому Он не учил. Духовная божественная жизнь в человеке есть царствие Божие, или небесное, на земле: Христос проповедовал евангелие царствия. Так как учение Иисуса Христа было разумом дарованной Им человеку божественной духовной жизни, то свойства божественной духовной жизни вместе с тем характеризуют Его учение. Оно было духовным, истинным и универсальным 55 . Как духовное, учение Господа Иисуса Христа требовало от человека полного отречения от материальных благ, от пристрастия к земному и временному, требовало от него ненависти к самой жизни своей; оно предрекало последователю Христа гонение от мира ( Мф. 5:212; 6:1934; 10:22. 3839; 16:2425 и пар.; Лк. 14:26 ; Ин. 15:19; 16:33 и мн. др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Каждый город имеет свой, скрытый под суетой дня, лик. Этот лик выявляется ночью, и в нем видна подлинная духовная сущность города. Он показывает искания города, его духовную жизнь, его сокровенные чаяния. Днем город работает миру, идет торговля, шумит жизнь общественная. Вечером сквозь туманный свет фонарей среди улиц, как тени, появляются иные люди, слышны новые речи, начинается новая жизнь. Тогда зачинаются некие превращения: купец превращается в богоискателя, лавка становится молитвенным собранием. Возле храмов, у стен монастырей оживают тени богомольцев. Слышатся речи о странствиях, повести о чудесах. Храмы зажигают огни, принимают для исцеления бесноватых, входят толпы для ночных бесед с Богом. А когда окончательно замолкнет шум суеты, в предзаревые часы тишины, слышен подлинный голос города, видна ярко его духовная жизнь. Особенно это чувствовалось в дореволюционной Москве, когда просыпалась духовная жизнь города. Не было более чудесных превращений, чем ночные колдовства Москвы. Вы видели где-нибудь на Шаболовке или среди Тверской-Ямской маленький трактир, освещенный яркими огнями. После прекращения торговли он превращался в храм с древними образами, зажженными свечами, с мерцанием лампад и поющей толпой богомольцев - это беспоповцы справляют свои моления. А из соседней мясной лавки слышатся гневные крики - это спорят о вечных истинах. И где еще недавно слышались серые слова о дороговизне, теперь слышны духовные стихи, слова церковных песнопений. Там, в этих тайных собраниях, можно было видеть всех представителей духовных исканий Руси Здесь были строгие старообрядцы, и всякие " толки " , и беспоповцы. Здесь были и странники всех родов - от Христа ради странников до бегунов Здесь были и ревнители святой Церкви Православной, здесь были и богомольцы и паломники, только что вернувшиеся из Иерусалима, и многое множество иных людей, всю свою жизнь посвятивших исканию встречи с Богом. В ночные часы они вели споры и беседы. Они говорили о своих верованиях, они раскрывали великую богоискательскую душу родины нашей, они вскрывали разные стороны ее духовных подвигов. Но далеко не всем удавалось проникнуть в среду этих богоискателей. Далеко не все могли приобщиться к ночной жизни Москвы. Иные, живя в Москве, не знают ее ночных бесед, иные напрасно стремились войти в этот своеобразный круг искателей веры. Для большинства эти крики, этот шум среди чайных и питейных вертепов казались кощунственными и отталкивали от себя своей грубостью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/374/...

Бог и человек в Православной Церкви. Часть 5 Жизнь в Духе Протопресвитер Фома Хопко В наше время многие люди интересуются духовной жизнью. Духовность входит в моду. Если бы мы знали историю лучше, мы могли бы это предсказать. Существует некая закономерность: после периода упадка веры, эпохи гражданской борьбы, времени истощения чувств в поиске удовлетворения неизбежно следует время религиозного возрождения и интереса к «духовным» предметам. Хочется знать, что из этих двух более долгожданно: секуляризм или духовность? Особенно в культуре, где Христос и Дух отделены от Церкви как литургического, священного сообщества с ее Священным Писанием, догматами, канонами и святыми. Христианская духовная жизнь без объективной реальности Церкви, в которой эта жизнь осуществляется, Церкви, которая является жизнью, обречена в своем развитии на полное расстройство и провал. Она не сможет помочь, но будет неполным и искаженным опытом жизни, смешением многих вещей – темных и светлых, неспособной, в конечном счете, руководить и удовлетворить человека. Духовная жизнь без Церкви, даже когда люди берут Библию в качестве руководства, не только не может быть верной, но и вредна. Она, вероятнее всего, приведет к тому, о чем предупреждал апостол Павел, говоря, не будьте «колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4, 14). Это, однако, не значит, что миллионы людей вне Православной Церкви лишены милости Божией и автоматически отсечены от Царства Небесного. Милость Божия, конечно, простирается за земные границы Церкви как канонической организации. Это утверждает православное вероучение. Дух Божий «дышит, где хочет». Христос не узник Его Церкви. Он – Бог всей Вселенной. Он – Владыка всех. Он просвещает каждого приходящего в мир. Он хочет, чтобы все люди были спасены и пребывали в познании истины. Он содействует этой цели всей Своей Божественной властью и любовью. Но православное вероучение утверждает и то, что простое членство в Церкви не гарантирует спасение. Церковь – спасение, но человек может принимать участие в ее спасительной жизни и в свое осуждение. Это случается, когда человек участвует в ее священной жизни без борьбы за ту жизнь, которая есть жизнь в ее полноте, в каждый момент своего существования. И даже тогда, когда люди не уклоняются от участия в церковной жизни, но в действительности противятся благодати Божией, они неизбежно становятся хуже вместо того, чтобы быть лучше, становятся более темными вместо того, чтобы быть светлее, «более мертвыми» вместо того, чтобы еще больше наполняться жизнью. Они становятся раздражительными, ожесточенными, подозрительными, обиженными, ревнивыми, осуждающими других и духовно опустошенными. «Страшно впасть в руки Бога живаго… потому что Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 10, 31; 12, 29).

http://pravoslavie.ru/3198.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Внутренняя жизнь Русской Патриаршей Церкви 22.05.2011 329 Время на чтение 40 минут Вниманию читателей предлагается доклад митрополита Вениамина (Федченкова), предположительно написанный им в 1934-1935 гг. Владыка обращается к русской церковной эмиграции того времени, подчеркивая, что главное для Церкви - не правовое положение, а внутренняя духовная жизнь. Митрополит стремится доказать пастве необходимость любить и хранить единство с Матерью-Церковью, а не обособляться от нее. Вниманию уважаемых читателей предлагается доклад приснопамятного митрополита Вениамина (Федченкова) «Внутренняя жизнь Русской Патриаршей Церкви», предположительно написанный им в 1934-1935 гг. Этот доклад в машинописном виде был найден нами в личном архиве владыки Вениамина (тогда Архиепископа Алеутского и Северо-Американского), ныне находящемся в архивах Православной Церкви в Америке в г. Сайоссет (штат Нью-Йорк, США). Хотя он и не подписан, но авторство сомнений не вызывает: и стиль, и основные мысли, и сноски «А.В.» (архиепископ Вениамин) однозначно подтверждают авторство владыки. При каких обстоятельствах доклад был прочитан - неизвестно, однако, очевидно, что он обращен к русской церковной эмиграции того времени. Основная цель доклада - размежевать Церковь и политику, показать, что главное для Церкви - внутренняя, духовная жизнь, просвещение души народа, а не правовое положение. «Нас должна интересовать не столько организация внешняя, как бы важна ни была она,... - сколько подлинная, внутренняя сила церковного народа, религиозная одушевленность его в массе и клире, крепость христианской веры, верность ей в душе и жизни». Развивая эту мысль, владыка далее пишет о том, что не внешние политические, экономические или иные обстоятельства должны оказывать влияние на веру, а, напротив, дух оказывает «первостепенное влияние на ход истории». «Царство Мое - не от мира сего» (Ин. 18, 36): не о положении в мире следует заботиться христианам, а о жизни в Боге. Далее владыка убедительными примерами доказывает, что Русская Церковь идет именно крестным путем внутреннего (он упоминает термин «чистого») христианства, что вера в народе жива, что церковная жизнь в духовном смысле, несмотря на гонения (или даже благодаря им), не менее, если не более, содержательна, чем до революции. В этом особенно важно было убедить эмиграцию и доказать необходимость любить и хранить единство с Матерью-Церковью, а не обособляться от нее и тем более не обливать ее грязью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Жизнь и труды Иоанна Златоуста «Жизнь и труды святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского» — труд Александра Лопухина, вдохновителя Толковой Библии (больше известной как «Лопухинская»), Богословской энциклопедии и других православно-просветительских проектов начала XX века. «Жизнь и труды Иоанна Златоуста» Лопухина вряд ли можно назвать патрологическим исследованием. «Жизнь и труды Иоанна Златоуста» скорее житие, биография великого праведника и учителя Церкви. Ценность лопухинской «Жизни и трудов Иоанна Златоуста» в краткости, доступности изложения. Без сухости и академичности Лопухин рассказывает об одном из величайших святых Православия. Лопухин построил свою «Жизнь и труды Иоанна Златоуста» хронологически: юность Иоанна Златоуста, служение в Антиохии, служение на константинопольской кафедре, последние годы Златоуста в изгнании. Лопухин во введении к «Жизни и трудам Иоанна Златоуста» пишет: «[среди великих Отцов IV века]особенно дивен был по богатству и разнообразию своих духовных дарований святый Иоанн, учение котораго просвещало вселенную, вдохновенное слово жгло сердца людей, а жизнь, исполненная трудов и испытаний, сделалась неистощимым источником назидания и укрепления для всех воинов Христовых, подвизающихся на поле духовной брани против мрачных сил злобы, тьмы и заблуждения.» Введение   Святой Иоанн, получивший за свое духовное красноречие имя Златоустаго, принадлежит к сонму тех великих церковных светил, которыя украшали собою духовное небо святой вселенской Церкви в четвертом веке по Рождестве Христовом. Это был век замечательный во всех отношениях. Св. Церковь, пережив страшныя времена гонений, когда все силы зла вооружались против нея, чтобы сокрушить ее и стереть с лица земли, наконец восторжествовала над ними, и на престоле римских императоров возсели ея сыны, которые воздали должную дань чести своей св. матери. Но с достижением внешняго господства в мире еще не закончилась внутренняя борьба с отживавшими силами язычества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=755...

Скачать epub pdf Введение. Жизнь мирская Какая жизнь именуется мирской и каковы ее свойства? Мирской именуется жизнь, окружающая нас; жизнь с ее бытом, заботами, проблемами, развлечениями. Этой жизни присуще одуряющее свойство – притягивать к себе. Как принимающий наркотики знает, что от них он будет подобен сумасшедшему, но продолжает принимать их, так и в жизни мирской, светской, люди видят, что многое в ней не то, но тянутся и тянутся к ней. В мирской жизни чаще всего заняты руки, ноги, язык, глаза, уши, обоняние, осязание, память, воображение, фантазия, сметливость. Все они в совокупности составляют низшую сторону человеческой жизни. Они одинаковы у человека с жизнью животных. И удовлетворяется ими только одна потребность животной жизни. Кроме этих сил, у человека есть еще два-три яруса жизни и еще главный их центр. В жизни мирской люди все делают впопыхах, спешат, гонятся за чем-то, чтоб уловить, и никто ничего не успевает поймать. Людям, живущим этой жизнью, свойственна «вольница». И ласки у них напускные, и готовность к услугам – тоже. А все напускное спутывает человека по рукам и ногам. За гладкой и изящной видимостью прячется совсем другая душа, далеко «не изящная». От напускного веет на всех холодом и связывает душу. Какие стороны человеческого существа в ней участвуют? В жизни человека есть три стороны: телесная, душевная и духовная. Каждая из них имеет свои силы, потребности и свои способы их удовлетворения. Человек живет тогда, когда все его силы находятся в движении и все потребности удовлетворяются. Если же не все находятся в движении, то человек живет не по-человечески, ибо светская жизнь занимает и питает не все стороны его человеческого естества, а только некоторые. И эти «некоторые» принадлежат к его окраинам, центр же его теряется из виду. «Сумятица» мирской жизни: как она осознается? Главным свойством мирской жизни следует считать сумятицу и кривляние. «Чада века сего, – говорит преподобный Макарий Великий , – подобны пшенице, всыпанной в решето земли. Непостоянством помыслов мира сего, непрестанным волнением земных дел, пожеланий и вещественных понятий сатана сотрясает, как в решете, весь грешный человеческий род, порождая боязнь, страх, смущение, пожелания удовольствий» (Беседа 5. 1, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

     Ступенями Великого Поста Господь ведет нас к узнаванию другой, новой, глубокой, молитвенной жизни. Жизни, полной благодарения, тишины, радости, сердечного мира, в которой каждый новый день пронизан ароматом Тайны Божественной Любви. Господь хочет, чтобы мы были включены в настоящую полноводную, благодатную духовную жизнь, которая начинается здесь и сейчас и простирается в Вечность! Падая и вставая вновь, разбивая в кровь колена своего сердца, человек призван всю жизнь учиться. Учиться верить. Учиться плакать и радоваться. Учиться молиться и думать. А главное - учиться любить. Преподобный Иустин Сербский говорит, что «тайна человека заключается не в том, чтобы только жить, но в том - для чего жить». Крест Христов напоминает нам о том - для чего нам дана жизнь. А правда, для чего? Чтобы еще здесь на земле, как говорит блаженный Августин, «насытиться адом.... зарасти бурьяном темной любви»? Бессмысленно ходить по улицам своей жизни, теряя годы, теряя время, теряя самого себя? У Данте в аду есть образ бегущих, которые наказаны тем, что все время должны бежать, сломя голову. Есть такая внутренняя суета, внутренний бег, который нас изматывает страшнее, чем бег физический внешний. Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов говорит про Евангелие, написанное им: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин.20,31). Крестная Жертва - это Тайна, вокруг которой, как вокруг солнца, вращается весь мир! Вся земная жизнь Спасителя от Воплощения и до Вознесения является Домостроительством и имеет искупительное значение. Но Крестная Жертва - это центральное событие Искупления, кульминационный момент всего служения Христова. Почему? Потому что Сам Господь говорит: «На сей час Я и пришел» (Ин. 12,27). Пришел, чтобы избавить нас от проклятия и смерти! От ада и бессмысленности! Апостол Павел говорит: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас» (Рим. 5,8). Крестная Жертва - это проявление великой, неистощимой Божественной Любви к человеческому роду: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16). Распростертые на Кресте длани Спасителя обнимают весь мир, все концы Вселенной. В этих объятиях - все человечество, каждый из нас! «Для чего Бог не пощадил и Единородного Сына Своего, но предал Его? - вопрошает святитель Иоанн Златоуст. - Для того, чтобы примирить с Собой людей, находившихся с Ним во вражде, и сделать их народом избранным». А избранным становится тот, кто отвергшись себя, берет свой крест и следует за Христом.

http://pravoslavie.ru/102046.html

Аудио   Введение Отдел I. О начале христианской жизни чрез святое крещение, с указанием – как сохранить сию благодать в период воспитания Как начинается в нас христианская жизнь? Как начинается жизнь христианская в таинстве крещения? Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешника к Богу Как начинается христианская жизнь в таинстве покаяния? 1. Состояние грешника 2. Действие Божией благодати 3. Пробуждение грешника от греховного сна 4. Чрезвычайные действия благодати Божией в возбуждении грешников от сна греховного 5. Обыкновенный порядок стяжания дара возбудительной благодати 6. Восход до решимости оставить грех и посвятить себя богоугождению А. Восход до решимости оставить грех Б. Восход до обета посвятить себя Богу 7. Облечение силою свыше на дело богоугождения в таинствах покаяния и причащения А. Кающемуся изрекается всепрощение в Таинстве покаяния Б. Кающийся приступает к Таинству святого причащения Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то же о порядке богоугодной жизни Как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь 1. О хранении духа ревности по Богу А. Внутрь-пребывание Б. Зрение другого мира В. Стояние в чувствах, доведших до решимости 2. Указание упражнений, способствующих к утверждению в добре душевных и телесных сил человека А. Упражнения, способствующие к образованию душевных сил по духу христианской жизни Б. Держание тела по духу новой жизни В. Порядок внешней жизни по духу жизни новой Г. Благодатные средства воспитания и укрепления духовной жизни Д. Приближение к непрерывному говению 3. Правила брани со страстями, или начала самопротивления 4. Начатки восхождения к живому богообщению А. Восхождение к Богу Б. Живое богообщение совершается в состоянии безмолвия, приводящего к бесстрастию Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании Приложение Тропарь святителю Феофану, глас 8 Кондак святителю Феофану, глас 4     Введение В «Начертании христианского нравоучения» изображены обязательные для нас чувства и расположения, но этим сказано далеко не все, потребное к устроению своего спасения. Главное дело у нас действительная жизнь в духе Христовом. А этого только коснись, сколько откроется недоумений и сколько, поэтому, потребно указаний, и притом почти на каждом шагу!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010