Христос проповедует, «уча в синагогах» . Блаженный Феофилакт поясняет, что это делается для того, чтобы показать иудеям, «чтоб видели, что Он не враг Закона» . Сын Божий признает святость Закона (Торы), Он Сам и есть воплощенное Слово божественного Закона. О Нем сказано: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины…» ( Ин.1:14 ). Это должны были увидеть и евреи, поэтому Он и заходил в синагоги и проповедовал там. Свою проповедь Евангелия Царствия Господь подтверждал чудесами и знамениями, «исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» . Болезнь – есть, по Феофилакту, продолжительное страдание, а немощь – «непродолжительное расстройство в теле» . Но и то и другое причиняет немало беспокойства каждому болящему человеку. По истолкованию Евфимия Зигабена : «По отношению к душе болезнь (недуг) есть действие греховное, а немощь (язя) есть расслабление рассудка, согласившегося на это действие» . Иными словами, человек сам – или своими грехами или своею рассудочною мнительностью – навлекает на себя болезни. Закон о вере исцеляющей имеет и обратную силу: «…по вере вашей да будет вам» ( Мф.9:29 ). Убедил себя мнительный человек, что у него рак, рак у него и появляется. То же самое говорил и преподобный Ефрем Сирин : «Причина болезни – грех , собственная воля, а не какая-либо необходимость» . Верующий человек чужд любых форм мнительности, он во всем уповает на волю Бога. И болезнь принимает как из рук Творца. Сказано: «А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь…» ( Лк.12:7 ). Кто из нас не болел? Кто из нас не знает, что такое недуг тела? Но в Писании есть поразительные слова о болезни: «…самая лучшая пора их – труд и болезнь…» ( Пс.89:10 ). Почему болезнь называется лучшей порою? Потому, что это время усиленных молитв, духовного осмысления жизни и религиозного прозрения. Святой Ефрем Сирин писал: «Когда человек болен, тогда и душа его паче меры начинает искать Господа» . Посему исцеляя людей, Господь Иисус Христос отвечал на их религиозный призыв.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Третье упоминание Духа мы встречаем в описании Богоявления: и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него (Мф 3:16), и у апостола Марка: и когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него (Мк 1:10). Сравнение Духа Божия с голубем восходит к Быт 1:2, где мы встречаем причастие ‘трепетно парящая’ (носился Синодального перевода), которое обозначает высиживание яиц. В раввинистической литературе на основании этого места Дух Божий иногда сравнивался с голубем 7 , учители Закона уподобляли Духа Божиего, носившегося над водою при создании мира, птице, машущей крыльями над своими птенцами. В одном позднем таргуме на Песн 2:12 слова голос горлицы слышен в стране нашей толкуются как “голос Духа спасения” 8 . Согласно Златоусту, “Дух Святой сошел в виде голубя, чтобы обратить глас на Иисуса” 9 , и таково общее святоотеческое толкование (блаженный Иероним, преподобный Ефрем Сирин, Ев­фимий Зигабен): Дух нисходит на Иисуса, чтобы отличить Его от Иоанна и от других крестящихся и указать, что глас Отеческий относится именно к Нему; по мысли Отцов, Дух здесь выступает как свидетель Божественного Сыновства Иисуса. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола (Мф 4:1). В Синодальном переводе одна и та же конструкция в одном и том же предложении переводится почему-то различно, из-за чего теряется противопоставление ШрХ тоа pneЪmamoj — ШрХ тоа diabTloj. У апостола Марка: немедленно после того Дух ведет Его в пустыню (Мк 1:12). Глагол ‘ведет’ выражает сильное побуждение к действию 10 . Это уже четвертое упоминание Духа в Евангельском повествовании и, как и три предыдущих, оно также связано с Христом. В этом месте Дух Святой движет Иисусом, то есть Иисус описывается в некотором смысле как зависимый от Духа, если не сказать: подчиненный, как пишут некоторые западные исследователи 11 . Очевидно, что в представлении Евангелистов активное действие Духа в домостроительстве Сына было сопряжено с пониманием высокого значения Самого Духа Божия. Также понимал это и преподобный Ефрем Сирин: “написано так для того, чтобы никто из неверующих не имел предлога говорить, что Дух позднее и ниже Сына” 12 . Это и другие упоминания о Духе у евангелистов Матфея и Марка не оставляют никакого места для субординации или представления о умалении Духа в сравнении со Христом. Важно также отметить четко проводимое Евангелием отличие Духа Святого, Который ведет Иисуса в пустыню, от ангелов, которые приступили и служили Ему только после того, как Он прошел искушение (Мф 4:11).

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

Но вернемся к Моисею: «И сказал Господь Моисею: войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его». Несколько раз мы читали в Писании о том, что фараон сам ожесточил свое сердце. Но при последней казни говорится уже о том, что Господь увидел: этот человек не исправляется. И тогда Он предоставляет ему возможность идти до конца. Вот такой, может быть, смысл заложен в слова Бога: «Я отягчил сердце его и сердце рабов его». То есть Бог дал возможность до конца реализоваться фараону и тем из его рабов, которые не поверили в Господа. Мы уже с вами говорили о том, что египтяне стали понимать: происходит что-то сверхъестественное. Есть предание, что фараон приказал казнить своих волхвов, которые исповедовали Бога евреев Богом неба и земли, и их всех распяли на пальмах в назидание язычникам–египтянам, дабы они сохраняли верность фараону. Преподобный Ефрем Сирин так рассуждает по поводу этого стиха: «Рече же Господь к Моисею: вниди к Фараону и не страшись гордости его. Аз бо ожесточих сердце его в терпении казни. В руки твои отдал Я его (то есть, здесь Ефрем Сирин от лица Господа как бы расширяет значение этого стиха, – О. С.), чтобы изведал ты покаяние его не потому, что неизвестна Мне лживость его (ибо Я наперед говорил тебе, что Фараон не послушает вас), но чтобы совершились над ним знамения, о которых бы рассказывали в последующих родах ваших. И сказал Моисей Фараону: если не отпустишь люди моя, се аз наведу пруги, (то есть саранчу, – О. С.) и поядят весь останок, оставшийся после града. Рекоша же раби Фараоновы к нему: долго ли будем мучиться, удерживая этот народ? Пусть идут и принесут жертву Господу Богу своему, чтобы и мы сами не были поражены так же, как истреблены поля и стада наши. Или не знаешь, что весь Египет стал пустынею?» И Господь объясняет уже с другой стороны, почему Он ожесточает сердце фараона. То есть фараон, конечно, сам сделал свой выбор, он избрал ожесточение, и Господь предоставляет ему такую возможность ожесточаться и дальше, как сказано: «Праведник да творит правду, а нечестивый да творит нечестие». Но здесь же дается объяснение и с другой стороны:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Так как они сеяли ветер», ruach; слав. «ветром истлею» (греч. ανεμφθορα), «то и пожнут бурю», образное выражение, содержащее ту мысль, что за суетные дела свои (ветер – образ суетности и пустоты) Израиль пожнет только гибель и уничтожение (буря – образ разрушения). Пророк далее угрожает народу бедствием неурожая, но речь его имеет и более общий смысл: пророк хочет сказать, что все начинания Израиля будут безуспешными и будут служить на пользу не ему, а врагам его. Ос.8:8 . Поглощен Израиль; теперь они будут среди народов, как негодный сосуд. Ос.8:9 . Они по­шли к Ассуру, как дикий осел, одиноко бродящий; Ефрем при­обретал подарками расположе­ние к себе. Израиль пожирается чужими народами. Такую участь он приготовил себе сам, когда стал искать защиты ассириян и приобретать расположение их подарками. «Как дикий осел, одиноко бродящий»: союза «как» в евр. т. нет; по смыслу подлинника пророк не сопоставляет Израиля с диким ослом, а противополагает их. Дикий осел, предназначенный для жизни пустынной, одиноко бродит, охраняя свою свободу и как бы понимая свое назначение. Но Израиль, выделенный из среды народов, сам стал стремиться к общению с язычниками, вопреки своему назначению. Таким образом, разумные люди уклонились от своего пути, тогда как неразумные существа остаются верными своему назначению. – Приведенное сравнение у LXX передано иначе, именно ανθαλε καθ εαυτν Εφραμ, слав. «процвете о себе Ефрем». Но с мазор. текстом согласны все древние переводы, за исключением Симаха. Ос.8:10 . Хотя они и по­сылали дары к народам, но скоро Я соберу их, и они начнут страдать от бреме­ни царя князей; Ст. 10-й в подлиннике очень темен и понимается различно; русский перевод стиха представляет только одно из толкований. По смыслу русского текста в ст. 10-м содержится угроза народу: несмотря на то, что Израиль дарами (ithnu) старался приобрести дружбу язычников, он будет «собран» среди них, собран, как дополняют комментаторы, для суда, для истребления (ad pugnam, ad jndicium subeudum, ad excidium, Кнабенбауер), – отправлен в качестве пленника в языческую землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ремез, связанный со словами: «а Иосиф был уже в Египте», говорит нам о том, что он оставался таким же праведным и на египетском троне, каким он был в шатрах своего отца Иакова. И это истолкование верно, ибо нечто такое было сказано и в повторении имен сыновей Иакова (Израиля). Иосиф в Египте Кассиодор предлагает нам и значение имени «Иосиф»: «Имя Иосиф означает прибавление . Такое толкование этого имени подтверждается еврейским народом, который вышел из Египетской земли, увеличившись в числе» 2 . Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Сии имена сынов Израилевых, входящих во Египет вкупе со Иаковом… семьдесят… душ ( Исх. 1: 1, 5 ). Этим показывается, что действительно исполнилось обетование, данное Богом Аврааму. Ибо пришедшие в плен и рабство Египетское в числе семидесяти душ через 225 лет, которые жили они там, вышли в числе шестисот тысяч носящих оружие, не включая в это число тех, которым было двадцать и менее лет» 3 . В своем истолковании преподобный Ефрем Сирин, а с ним согласны и иудейские комментаторы, называет время пребывания в рабстве – 225 лет. Но как согласовать эти годы с тем, что Господь сказал Аврааму: «И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет» ( Быт. 15: 13 )? Принято считать, что «пришельцами в земле не своей» потомки Авраама проживали от рождения Исаака и до Великого Исхода из Египта. Есть и другие истолкования. «И наполнилась земля Египетская сынами Израилевыми» И далее мы читаем: «И умер Иосиф и все братья его и весь род их» ( Исх. 1: 6 ). Прекрасный Иосиф умирает раньше своих братьев, хотя был значительно младше их (младше его был только Вениамин). «Умер Иосиф и все братья его и весь род их». Последовательность событий более чем очевидна: сначала «умер Иосиф… братья его… род их». Но что такое мог совершить Иосиф, что он умирает ранее старших братьев своих? Ответ очевиден: он нарушил заповедь, исполнение которой отвечает за наше долголетие. Сказано: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» ( Исх. 20: 12 ).

http://pravoslavie.ru/97571.html

Посему и блаженный Давид, представляя лице Владыки Христа, говорит: «Ты создал Меня в утробе, и потом извел из нея, и питаясь еще млеком, припадая к матерним сосцам, надежды Мои возвергал Я на Твою попечительность». Пс.21:12 .  Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет. Пс.21:13 .  Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня. Пс.21:14 .  Раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий. «Да не отступиши от Мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй Ми». Ибо оставил Его тогда и сонм учеников. Потом Пророк предсказывает виды скорбей. «Обыдоша Мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша Мя». «Отверзоша на Мя уста Своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй». Тельцами называет Пророк священников и книжников, которым вверено было начальство над народом, и которые поступали весьма нагло, а юнцами – подчиненных им. Именует же их тучными, как наслаждавшихся благами от Него подаваемыми. Ибо так предрек великий Моисей: «и яде Иаков, и насытися, и отвержеся возлюбленный: уты, утолсте, расшире: и остави Господа сотворшаго Его» ( Втор. 32:15 ). И блаженный Осия уподобляет народ Божий буйной юнице: «зане якоже юница стрекалом стречема разсвирепе Ефрем» ( Ос.4:16 ). Ефремом же наименовал народ. Так говорит: «и Ефрем юница наученая, еже любити прение» ( Ос.10:11 ), то есть, любит ссоры и упорство; потому что прением ( νεικος) называет не победу, но упорство, и показывая следуюшее за сим унижение, присовокупляет: «Аз же наступлю на доброты выи ея», смирю горделивую выю ея, и наложу иго рабства. Посему и псалом предызображает востание архиереев, книжников и фарисеев, которые, подражая буйству тельцев и неистовству львов, окружали Владыку Христа. Пс.21:15 .  Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Пс.21:16 .  Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. «Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости Моя». Костями называет священных Апостолов; потому что и Церковь называет телом; а крепость тела – кости, ими поддерживается все мягкое и распадающееся в теле.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Ос.10:11 . Ефрем – обучен­ная телица, при­вычная к молотьбе, и Я Сам воз­ложу ярмо на тучную шею его; на Ефреме будут верхом ездить, Иуда будет пахать, Иаков будет боронить. «Ефрем – обученная телица, привычная к молотьбе». Молотьба на востоке производилась так, что связанных волов гоняли по разложенным снопам, и они выбивали зерна копытами; или особыми молотилками, которые они возили. При этом, согласно заповеди Моисея ( Втор 25.4 ), на волов не надевали намордников, так что они могли есть хлеб, который молотили. Вследствие этого молотьба для вола была нетрудной, выгодной и как бы любимой работой. Образ телицы, привыкшей к молотьбе, в отношении к Израилю, означает то, что он привык пользоваться благами, посылаемыми Иеговою, и потому «утучнел, отолстел, разжирел» ( Втор 32.15 ; Ос 13.6 ) и забыл Бога своего. В наказание за это Израиль и Иуда должны будут исполнять тяжкую работу. – Вместо чтения рус. текста «привычная к молотьбе» в слав.: «еже любити прение». LXX вместо ladusch ( молотить), очевидно, читали ladun (от dun судить, препираться). Вместо чтения рус. текста «Иуда будет пахать» LXX гл. jacharo ch (от charach) приняли в несоответствующем контексту значении – быть немым, молчать, а jesaded ( боронить) пунктировали, как jeschadede (от schadad – превосходить силою, осиливать). Ос.10:12 . Сейте себе в правду, и по­жнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Го­с­по­да, чтобы Он, когда при­дет, дождем про­лил на вас правду. Пророк призывает к обращению от греховной жизни. «Пожнете милость» – с евр.: пожните милость. «Распахивайте у себя новину» – образное выражение, имеющее смысл: оставьте греховную жизнь, приготовьте почву для новой жизни. – В слав. вместо слов «пожнете милость» (lephi chesed) читали – «соберите плод живота», греч. εις καρπον ζως (LXX читали по-видимому liphl-chajjim). Вместо слов «дождем пролил на вас правду» в слав.: «дондеже приидут вам жита правды». Ос.10:13 . Вы воз­делывали нечестие, по­жинаете беззаконие, едите плод лжи, по­тому что ты надеял­ся на путь твой, на множе­с­т­во ратников тво­их.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Евгений Абдуллаев 17 июля 2023, 14:30 Марии. Потому что своими выводами Петрович посягнул на святую веру большинства современных библеистов в то, что Библию нельзя понимать " буквалистки " , что Библия не может быть исторически безупречным источником, что в Библии важна идея, а все эти детали: события, имена, даты - лишь красивая сказка. Почитайте современных самых известных " православных " российских библеистов - они Вам скажут примерно то же самое, только более красивыми словами. Поэтому к О.Голдвассер , чья гипотеза почти точь в точь повторяет гипотезу Петровича, но БЕЗ отсылки к Библии, относятся спокойно, а от Петровича всех " продвинутых специалистов " колбасит. Как-то так. Maria Rostova 16 июля 2023, 13:12 Спасибо, очень интересно. А почему Петрович стал нерукопожатным? Евгений Абдуллаев 15 июля 2023, 15:37 Галине. Вас спасибо за отзыв. Вы, кстати, по своему были правы. Иногда колено Иосифово действительно считается за одно большое колено. Откр 7:8: " из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена ИОСИФОВА запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч. " Галина 14 июля 2023, 22:55 Да, спасибо за ответ. И я уточнила убедилась в этом. Теперь буду знать Евгений Абдуллаев 14 июля 2023, 18:36 Галине. Никакой неточности нет. Нав 14:4: " ибо от сынов Иосифовых произошли два колена: Манассиино и Ефремово; посему они и не дали левитам части в земле, а только города для жительства с предместиями их для скота их и для других выгод их. " Возьмите любой библейский атлас с картой Святой Земли, поделенной между 12 коленами. Вы не увидите там удела колена Иосифа, но увидите уделы колена Ефрема и колена Манассии. Галина 14 июля 2023, 15:10 " Манассия и Ефрем, прародители двух из 12 колен Израиля, как раз были сыновьями этой еврейско-египетской пары. " неточность, Манасия и Ефрем были детьми Иосифа, а уж Иосиф(и его 11 братьев) один из 12 колен израилевых Алла 13 июля 2023, 03:39 Спасибо, очень интересно. Древняя история завораживает, особенно, когда она ещё и священная.

http://pravoslavie.ru/154791.html

5–7. Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря: пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова. Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется. (Сын же Арамль и сын ромелиев яко совещаста совет лукавый на тя, глаголюще: взыдем во Иудею, и собеседовавше с ними отвратим я к нам и воцарим в ней сына тавеилева: сия же глаголет Господь Саваоф: не пребудет совт сей, ниже сбудется). Пр. Исаия передает царю более определенное известие, нежели он имел прежде, собственно то, что Ахазу грозит низвержение с престола и прекращение династии. Уже поэтому Ахаз должен был заключать, что Исаия вестник воли Всеведущего. Но, по словам Исаии, цари–враги незнатны по имени и происхождению, неизвестны личными доблестями, и потому не страшны. Умысел их – злой: и своей преступной цели они желают достигнуть низким средством – низложить законного царя Иудеи, посредством возмущения его подданных. Дело это особенно преступно и низко для Факея, который был главою племен израильских, родственных народу иудейскому. Союзники–враги намерены, возвести на древний знаменитый престол Давида некоего неизвестного «сына Тавеилова» 17 . Ахаз, как законный наследник знаменитого престола и представитель векового рода Давидова, не должен был страшиться такого заговора, уже по самой низости его, обличающей преступность и бессильность заговорщиков. В противоположность планам языческих, незнатных, коварных и низких царей пророк открывает волю Господа – верховного и всесильного Царя всех царей. По непременному определению воли Божией, союз Расина и Факея не состоится на деле, умысел их не придет в исполнение, войска не возьмут Иерусалима, даже не подступят к нему, и какой-то «сын Тавеилов» не будет возведен на знаменитый престол Богом благословенного Давида, которому Господь Сам дал обетование: «будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицом Моим, и престол твой устоит во веки» ( 2Цар.7:16 ). 8–9. Ибо глава Сирии – Дамаск, и глава Дамаска – Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом; и глава Ефрема – Самария, и глава Самарии – сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены. (Но глава Араму Дамаск, и глава Дамаску Расин: но еще шестьдесят и пять лет, оскудеет царство Ефремово от людий, глава же Ефремови Соморон, и глава Соморону сын Ромелиев: и аще не уверите, ниже имате разумети).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010