Между тем воевода не знал, что этот работник был епископ, ибо по его внешнему виду нельзя было узнать, кто он такой. Он имел вид простого нищего: голова его была всегда в пыли, одежда представляла из себя рваное рубище, испачканное грязью, тело его было истомлено от больших трудов и безмерного воздержания. Призвав к себе этого работника, Ефрем начал расспрашивать его наедине, кто он такой, откуда и как зовут его. Он же отвечал: — Я один из беднейших жителей сего города; так как я не имею необходимого для жизни пропитания, то я тружусь за плату, и Бог питает меня. Тогда Ефрем, будучи осенен Богом, сказал ему: — Поверь мне, что я не отпущу тебя до тех пор, пока ты не выскажешь мне всей правды. Не имея больше возможности скрывать себя, епископ сказал военачальнику: — Дай мне слово пред Богом, что ты никому не расскажешь обо мне, пока я жив. Ефрем клятвенно обещал ему это. Тогда работник сказал: — Я был епископом, но оставил епископство для Бога и пришел сюда к неизвестным людям; трудясь здесь, я приобретаю своим трудом скромное пропитание; но имени моего и города, в котором я был епископом, я не скажу тебе. Ты же присоедини к той милости, которую ты оказываешь, еще одну милость. На этих днях Господь возведет тебя на епископский престол сей антиохийской Церкви — «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28), — истинный Бог наш. Итак, раздавай, как я сказал тебе, обильные милостыни и, противоборствуя еретикам, твердо стой за православную веру. Такими подвигами ты благоугодишь Богу. Сказав это, неизвестный епископ удалился от Ефрема. Между тем блаженный Ефрем, выслушав это, весьма изумлялся и сказал сам себе: «Сколько имеет Бог у Себя сокровенных рабов, Которых знает лишь Он один!» Епископ же тот более уже не пребывал среди работников, а удалился куда-то в иное место; он не хотел быть узнанным людьми, ибо избегал суетной человеческой славы. Пророчество же его сбылось вскоре, ибо, по прошествии немногих дней, блаженный Ефрем судьбами Божиими был назначен патриархом великого города Антиохии.

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

Ефрем же, отвечая Василию чрез переводчика, сказал ему все, что было у него на сердце, и причастился с своим спутником Пречистыми Тайнами из святых рук Василия. Когда они после в доме Василия сели за трапезу, преподобный Ефрем сказал святому Василию: — Отче святейший! Одной милости прошу я у тебя — соблаговоли мне дать ее. Василий Великий сказал ему: — Скажи, что тебе нужно: я в большом долгу у тебя за труд твой, ибо ты для меня предпринял столь далекое путешествие. — Я знаю, отче, — сказал достопочтенный Ефрем, — что Бог дает тебе все, что ты просишь у него; а я хочу, чтобы ты умолил его благость о том, чтобы Он подал мне способность говорить по-гречески. Василий отвечал: — Прошенье твое выше сил моих, но так как ты просишь с твердою надеждою, то пойдем достопочтенный отец и пустынный наставник в храм Господень и помолимся ко Господу, Который может исполнить твою молитву, ибо сказано: «Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» (Пс.144:19). Избрав удобное время, они начали молиться в церкви и молились долго. Потом Василий Великий сказал; — Почему, честный отче, ты не принимаешь посвящения в сан пресвитера, будучи достоин его? — Потому, что я грешен владыка! — откачал ему Ефрем чрез переводчика. — О, если бы и я имел грехи твои! — сказал Василий и прибавил, — сотворим земной поклон. Когда же они поверглись на землю, святой Василий возложил руку свою на главу преподобного Ефрема и произнес молитву, положенную при посвящении во диакона. Потом он сказал преподобному: — Повели теперь подняться нам с земли. Для Ефрема же внезапно стала ясна греческая речь, и он сказал сам по-гречески: «Заступи, спаси, помилуй, сохрани нас, Боже, своей благодатью»54. Все прославили Бога, давшего Ефрему способность понимать и говорить по-гречески. Преподобный же Ефрем пробыл со святым Василием три дня, в духовной радости. Василий поставил его во Диакона, а переводчика его в пресвитера и потом с миром отпустил их. В городе Никею55 однажды остановился нечестивый царь, и представители арианской ереси обратились к нему с просьбою о том, чтобы он изгнал из соборной церкви того города православных, а церковь отдал их арианскому сборищу. Царь, сам будучи еретиком, так и сделал: силою отнял церковь у православных и отдал ее арианам, а сам отправился в Царьград. Когда все многочисленное общество православных было погружено в великую печаль, в Никею пришел общий предстатель и заступник всех церквей, святой Василий Великий; тогда вся православная паства пришла к нему с воплями и рыданиями, и поведала ему о причиненной им от царя обид. Святой же, утешив их своими словами, тотчас пошел к царю в Константинополь и, представ пред ним, сказал:

http://pravmir.ru/svyatitel-vasilij-veli...

12. Аз же яко мятеж 82 Ефремови, и остен 83 дому Иудину. С Евр.: «я (буду) как моль для Ефрема, и как червь древоточный для дома Иудина». По LXX: т.е. «приведу их в смятение нашествием неприятелей, как неким острием буду уязвлять их, подобно жалу поражать будут враги их». Бл. Феод. – Или как моль губит одежду, червь – дерево, так неприметно и постепенно подготовится гибель царствам Израильскому и Иудейскому. 13. И виде Ефрем немощь свою, и Иуда болезнь свою: и иде Ефрем ко Ассирием, и посла послы к царю Иариму: и той не возможе исцелити вас, и не престанет от вас болезнь. С Евр.: «и видит Ефрем свою болезнь, и Иуда рану свою, и идет Ефрем к Ассуру, и посылает к царю, который бы защитил его». Израильтяне и Иудеи здесь обвиняются за то, что при виде угрожающих общественных бедствий, искали помощи не у Бога истинного, а у языческих народов и царей, ибо под немощью здесь должно разуметь, по св. Ефрему, уничтожение Израильтян, от врагов, а под болезнью – рабство Иудеев в Вавилоне. И иде Ефрем ко Ассирием; «потому что, – поясняет бл. Феод., – когда Сирияне угрожали ему (Ефрему) войною, призвал на помощь Фула, а это был царь Ассирийский». Действительно, Израильский царь Манаим дал Фулу тысячу талантов серебра, «чтобы руки его были за него» – Манаима, т.е. чтобы помог отразить врагов и утвердить царство в руке своей ( 4Цар. 15:19 ); и посла послы к царю Иариму 84 . «Царем Иаримом, говорит бл. Феод., пророк называет царя Египетского (Сн. Осии 5:13 )». – «Осия, царь Самарийский, говорит св. Ефр. Сир., испрашивал помощи у Сао 85 , царя Египетского, но он не мог избавить от руки царя Ассирийского (Салманассара), и царь не пощадил Осию… как скоро узнал, что отлагается от него Осия». См. 4Цар. 17:4–6 . 14. Зане Аз есмь яко панфирь 86 Ефремови, и яко лев дому Иудину: и Аз восхищу и пойду, и возьму, и не будет изимаяй. С Евр.: «Я как лев для Ефрема, и как скимен для дома Иудина. Я, Я похищу, и пойду, понесу, и никто не отнимет». Т.е. Я, говорит Господь, чрез врагов ваших, буду губить вас, как губят животных львы старый и молодой, и тогда никто, никто не спасет вас от рук Моих. (Под. Пс. 7:2,3; 9:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

14 . Спросили его: «Достаточно ли одного праведника для умилостивления Бога?» Он отвечал: «Достаточно; ибо Сам Бог сказал: не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы [Иерусалим] ( Иер.5:1 )». 15 . Авва Епифаний говорил: «Кающимся грешникам Бог прощает долг, как простил блуднице, разбойнику и мытарю; а от праведников требует и приращения. Об этом сказал Он апостолам: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное ( Мф.5:20 )». 16 . Еще он говорил: «Бог за самую малую цену продает оправдание тем, которые ищут купить его, как-то: за малый кусок хлеба, за убогую одежду, за чашу холодной воды, за один обол». 17 . Говорил и это: «Когда человек, по бедности или для прибытка, занимает у другого, то возвращая, хотя и изъявляет благодарность, но возвращает долг тайно, как бы со стыдом. А Владыка Бог, напротив, взаймы берет втайне, а воздает перед Ангелами, Архангелами и праведниками». О святом Ефреме 1 . Авва Ефрем, еще был отроком, видел сон или видение, будто на его языке взошла виноградная лоза, возросла и, как весьма плодоносная, наполнила всю поднебесную. Все птицы поднебесные слетались и ели плоды виноградины этой; но чем больше ели, тем больше умножались плоды на лозе. 2 . В другое время один из святых имел такое видение: сонм Ангелов, по повелению Божию, сходит с неба и в руках у них свиток, то есть книга, написанная изнутри и снаружи. И говорили Ангелы между собою: «Кто должен получить эти книги?» Одни говорили: тот, а другие – другой. И говорили в ответ им: «Правда, они святы и праведны, но кроме Ефрема никто не может принять эту книгу». И видит старец, что книгу отдали Ефрему. Вставши поутру, он услышал, что Ефрем учит так, как будто источник течет из уст его, и понял, что исходившее из уст Ефрема есть от Духа Святого. 3 . Однажды Ефрем шел и блудница, по чьему-то внушению, подходит к нему, чтобы обольстить его на постыдное соединение, – а если не так, то по крайней мере привести его в гнев; ибо еще никто никогда не видал его гневающимся. Ефрем говорит ей: «Иди за мною!» Приблизившись к одному месту, где толпилось множество народа, авва Ефрем сказал ей: «Здесь делай, что ты хотела». Блудница же, увидев множество народа, отвечает ему: «Как можно нам это делать в присутствии такого множества? Не стыдно ли будет?» Он говорит ей: «Если мы стыдимся людей, то тем более должны стыдиться Бога, Который обличает и скрытое во мраке» ( 1Кор.4:5 ). Блудница со стыдом отошла, ничего не сделав. Об Евхаристе Мирянине

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Глава 48 Быт.48:1 . «И сообщали Иосифу: вот, отец твой болен. И он взял с собою двух сыновей своих, Манассию и Ефрема». И из этого стиха становится очевидным то, что я говорил раньше, то есть что вплоть до этого времени у Иосифа было только два сына – Ефрем и Манассия. Потому что если по прошествии стольких лет [после переселения в Египет], когда настало время умирать Иакову, Иосиф подвёл под благословение только двух сыновей, причём в то, по крайней мере, время его сыновья не были способны производить потомство, поскольку были ещё детьми, сосущими грудь матери, то тем более при вхождении в Египет отца и братьев Иосифа у него ещё не могло быть внуков от своих сыновей. Быт.48:2 . «Израиль собрал свои силы и сел на постель». Мне неизвестна причина, по которой Семьдесят толковников по-разному передали одно и то же слово. Отважусь лишь сказать, что само слово metta ( ), которое они здесь перевели как «постель», выше, где говорилось о том, как поклонился Иаков, они предпочли понять скорее как «жезл», чем как «постель». Быт.48:5–6 . «И ныне вот два сына твои, родившиеся у тебя в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои; а твои дети, которые родятся от тебя после них, будут твои; они под именем братьев своих будут именоваться». Если кто-то ещё сомневался, что в Египет вошли семьдесят душ сынов Израилевых и что у Иосифа в то время, когда вошёл Иаков, было не девять, а только два сына, то это подтверждается данным стихом. Потому что здесь сам Иаков говорит, что у Иосифа два сына, а не девять. А то, что он говорит: «Ефрем и Манассия будут моими, как Рувим и Симеон», означает: «Как Рувим и Симеон составят два колена, которые будут называться по их собственным именам, так и Ефрем с Манассией составят два колена, произведут два народа и получат в наследство землю обетования так же, как и мои сыновья. А остальные сыновья, которые родятся после моей смерти, – говорит Иаков, тем самым показывая, что они ещё не родились, – будут твоими».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Нав 18.25 ). Оба упомянутые пророком города находились на Южной границе десятиколенного царства и принадлежали уже к южному царству. Называя именно Гиву и Раму, пророк хочет сказать, что неприятели дошли уже до южной границы царства, заняв всю его территорию. «Возглашайте в Беф-авене», слав. «проповедите в дому Онове»: имеется в виду Вефиль (ср. прим. к Ос 4.15 ). Слова «за тобою Вениамин» взяты, по-видимому, из Суд.5:14 . Смысл их не вполне ясен и передается различно. По мнению некоторых толкователей, пророк указывает приведенными словами на опасность, угрожающую Израилю от Вениамина; по мнению других, в словах содержится предостережение самому Вениамину (слова acharecha за тобою – считаются особой формой винит. пад. и передаются «берегись Вениамин») или же выражается мысль, что враги не только прошли десятиколенное царство, но и область Вениаминова колена, и находятся уже за (позади) Вениамином. Вместо слов «за тобою, Вениамин» в слав. «ужасеся Вениамин» εξστη В. Полагают, что вместо мазор. acharecha (за тобою) LXX читали jeherad от harad трепетать. Ос.5:9 . Ефрем сделает­ся пустынею в день нака­за­ния; между коленами Израилевыми Я воз­вестил это. «Ефрем» – не одно Колено Ефремово, а все десятиколенное царство. Ос.5:10 . Вожди Иудины стали подобны перед­вига­ю­щим межи: изолью на них гнев Мой, как воду. Ср. Втор 19.14, 27.17 . Пророк обвиняет вождей Иуды в нарушении закона, – частнее в том, что участвуя в идолослужении Израиля, они передвигали границы закона и уподоблялись захватывающим чужие участки. Ос.5:12 . И буду как моль для Ефрема и как червь для дома Иудина. Пророк хочет указать на неизбежность божественной кары. Различие слав. текста и рус. явилось в ст. 12 следствием того, что LXX выразили мысль подлинника иносказательно: «аз же яко мятеж (asch – моль) Ефремови, и яко остен ( κντρον – рожен, жало, евр. rapy – червь) дому Иудину». Ос.5:13 . И увидел Ефрем болезнь свою, и Иуда – свою рану, и по­шел Ефрем к Ассуру, и по­слал к царю Иареву; но он не может исцелить вас, и не излечит вас от раны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Осия не обходит вниманием социальные язвы общества, но остриё его пророческой критики направлено против другого греха — идолопоклонства, которое для него — духовное прелюбодеяние, измена Единому Богу: «Народ Мой вопрошает своё дерево, и жезл его даёт ему ответ; ибо дух блуда ввёл их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего. На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом, и тополем, и теревинфом, потому что хороша от них тень» (Ос. 4:11–13). Но близится наказание: «Оставил тебя телец твой, Самария! воспылал гнев Мой на них; доколе они не могут очиститься?» (Ос. 8:5). Звучат угрозы: «В куски обратится телец самарийский!» (Ос. 8:6); «За тельца Бет-Авена вострепещут жители Самарии и сам он отнесён будет в Ассирию...» (Ос. 10:5–6); «Ефрем сделался виновным через Ваала и погиб. И ныне прибавили они          грех ко греху: сделали для себя литых истуканов из серебра своего, по понятию своему, — полная работа художников, — и говорят они приносящим жертву людям: “целуйте тельцов!”» (Ос. 13:1–2). Но для Осии идолопоклонство — это не только грубый фетишизм, не только поклонение тельцам, установленным ещё Иеровоамом I на заре израильской независимости от деспотической власти давидидов, и не только религиозный синкретизм, выражавшийся в культах плодородия и почитании ваалов наравне со Всевышним. Осия квалифицирует как идолопоклонство внешнюю политику своей страны, вектор которой постоянно меняется: «Ефрем смешался с народами, Ефрем стал как неповороченный хлеб... И стал Ефрем как глупый голубь, без сердца: зовут египтян, идут в Ассирию» ( Ос. 7:8, 11). Всю третью четверть VIII века над Ближним Востоком нависала грозная тень всесокрушающей военной машины Ассирии — первого в мировой истории государства, претендовавшего на мировое господство. Как перед лицом этой очевидной угрозы следовало вести себя правителям слабеющего Израиля? Состоять в вассальном договоре со сверхдержавой или вступать в альянсы против неё? В армии и в правящем классе были разные взгляды на то, куда должен быть направлен вектор внешней политики царя. Проассирийская и антиассирийская придворные партии соперничали между собой. То одна партия побеждала в этой борьбе, то другая. В зависимости от того, какие настроения господствовали в армии и при дворе, на престоле оказывался то сторонник вассального союза с Ассирией, то его противник. За время от смерти Иеровоама II до падения Самарии (четверть века) на самарийском престоле побыло шесть царей, четверо из которых умерли насильственной смертью. За убийством одного царя и заменой его другим обычно следовала и смена внешнеполитического курса страны. Нередко и сама Ассирия вмешивалась во внутренние дела Израиля, поддерживая проассирийски настроенных князей и военачальников и инициируя свержение непослушных израильских царей.

http://bogoslov.ru/article/6174492

Ст. 20. Если сын почетный (или возлюбленный) у Меня Ефрем, если дитя любимое, ибо, как только заговорю о нем (или слова Мои в нем), то с любовию вспомню о нем: то поэтому возмущена внутренность моя о нем; милосердуя умилосержусь над ним, говорит Господь. Тогда как Ефрем приносит покаяние и говорит: изначала Ты вразумил меня и я был вразумлен как телец неукротимый, и затем: ибо я понес безславие юности моей: то Господь отвечает и обратившегося к Нему всем сердцем поддерживает такими словами: сын возлюбленный для Меня Ефрем, которого от начала Я так полюбил, что предпочел его брату Манассии. Сын почетный, – который вопреки закону природы удостоением Господа получил честь первенца Дитя любимое, о котором написано: сынове Ефремли налягающе и стреляюще луки, возвратишася в день брани ( Пс. 77, 9 ), против которого и к которому написана вся книга пророка Осии и которого благословил Иаков. Наслаждения же в этом месте мы должны принимать сообразно с тем, что говорится в псалме: насладися Господеви, и даст тебе прошения сердца твоего ( Пс. 36, 4 ), вместо чего в греческом и еврейском стоит: изобилуй наслаждениями. Поэтому и рай в Едеме называется раем сладости. Поскольку, говорят, слова Мои были в нем, то Я с любовию буду вспоминать о нем. Чтобы благословение не считалось полученным туне и данным туне более по милости подателя, чем по заслуге получающего, говорит: буду воспоминать о нем, ибо слова Мои были в нем, – не на устах его, не на языке, а во внутреннем стремлении сердца. Поэтому и возмущена утроба Моя о нем. Ему говорит и чрез Осию: «что тебе сделаю, Ефрем, что тебе сделаю, Израиль? Поступлю ли с тобою как с Адамою, и как с Севоимом»? ( Ос. 6, 4; 11, 8 ). Переворотилось во Мне сердце Мое, возмущены внутренности Мои; не исполню гнева ярости Моей, и не погублю Ефрема; милосердуя умилосержусь над ним говорит Господь. Хотя были слова Мои в нем и все заповеди Мои он принял с охотою и сохранил в сердце своем, но, тем не менее, милосердуя умилосержусь о нем, говорит Господь, – показывая, что всякая праведность человеческая нуждается в милосердии Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

– Старче, вы помните меня? – Да, помню. – Вот, отец мой разрешил мне стать монахом. – Хорошо. – Старче, но я должен вам сказать, что от огорчений я заболел туберкулезом, поэтому мой отец и отправил меня сюда. – Что? У тебя туберкулез? И ты пришел сюда, чтобы и мы заразились от тебя? А ну-ка, убирайся! Убирайся отсюда! – Мне ничего не нужно, – сказал юноша. – Только кусок черствого хлеба и угол, где бы я мог лечь и умереть. Только бы вы меня постригли в монахи! Больше я ничего не хочу. – Нет, – сказал тот Старец и прогнал его. Вышел этот юноша на дорогу, сел и стал плакать. По случаю в тот час проходил там Старец Иосиф. Увидел он юношу и спросил: – Что случилось с тобой, дитя мое, что ты плачешь? – Так и так, Старче, я хочу стать монахом. Неужели нет ни одного христианина, который мог бы меня постричь? Раз уж я умру, то мне не нужно ничего, что я и сказал тому Старцу. Раньше я к нему приходил и меня принимали, а сейчас не хотят, прогнали меня. И я не знаю, где найти такого монаха, который принял бы и постриг меня. Мне ничего не нужно, пусть меня оставят где-нибудь умирать, только бы меня сделали монахом. Старцу Иосифу только того и надо было. – Идем со мной, дитя мое, – сказал он ему. Он взял его за руку и привел к себе. Тогда у него в общине были отец Иоанн, отец Ефрем, отец Афанасий и отец Арсений. Узнав все обстоятельства, они сказали Старцу, оставшись наедине: – Он нас заразит. – Молчите, – сказал Старец. – Бог послал его, чтобы меня испытать. Вы молчите, я сам за ним буду ухаживать. Старец о нем очень хорошо заботился. Он соорудил ему из досок келейку, бегал по соседям и выпрашивал для больного инжир, изюм, маслины. Так юноша прожил около шести месяцев. Однажды он сказал Старцу: – Старче, я вижу каких-то цыганок. Что им нужно от меня, зачем они собрались вокруг моей кровати? Старец понял и сказал отцу Арсению: – Отец Арсений, готовься. Парень кончается. Я его постригу в великую схиму, потому что он от нас уходит. Собрались они, чтобы совершить постриг, в церкви. Отец Ефрем не стал заходить туда.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Пророк со всею силою своего слова восстает против такого двусмысленного поведения, такой двоедушной и неискренней политики, и старается отклонить народ от этого гибельного союза. Казалось, горький опыт прошедших царствований должен был вразумить народ, как тяжело и вредно быть ему в союзе с язычниками; но наука жизни не послужила в пользу близорукому народу, и он с прежним неразумием стремится к тому, что служит причиной его несчастия. «Ефрем недопеченый хлеб; чужие съедают силу его, а он не знает, и седина усеяла его, а он все еще неразумен. И стал Ефрем, как глупый, безсмысленный голубь; зовут Египтян и идут в Ассирию. Когда они пойдут, Я распростру над ними сеть Мою, как птиц небесных свергну их, и накажу их, как они слышат в своих собраниях» ( Ос.7:8–9, 11–12 ; ср. Лев.26:14 и дал.; Втор.28:15 и д.). Пророческому взору предносятся уже те бедствия, которые скоро постигнут слабый и нерассудительный народ: Пророк предсказывает погибель Самарии, разорение городов, взятие крепостей, плен царя, разрушение и запустение капищ, расхищение сокровищ, – одним словом, падение царства и соединенные с этим бедствия. «Говорят пустыя слова, клянутся ложно, заключая союзы, и как трава ядовитая растет суд на бороздах полей Моих Об участи тельца Бефавенскаго ужаснутся жители Самарии; так зарыдает о нем народ его, и жрецы его, восхищающиеся им, возрыдают о славе его, ибо она отойдет от него. И понесут его в Ассирию, в дар царю заступнику. Стыд получит Ефрем, и посрамится Израиль от замысла своего. Гибнет Самария; царь ея, как щепка на воде. И будут раззорены алтари суеверия – грех Израиля, терны и волчцы выростут на жертвенниках их. И скажут горам: покройте нас, и холмам: упадите на нас... и соберутся против них народы, когда я за два греха накажу их 12 . Ефрем есть телица обученная, любящая молотить. И наступлю на тучную шею его, посажу всадника на Ефрема; будет пахать Иуда, будет боронить ему Иаков... Вы возделывали нечестие; будете пожинать беззаконие, будете есть плоды лжи; ибо надеешься на свой путь на множество сильных твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010