Ос.14:6 . Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. Ос.14:7 . Расширят­ся ветви его, и будет красота его, как маслины, и бла­го­ухание от него, как от Ливана. Образное описание милости Божией к Израилю и благоденствие народа. «Пустит корни свои, как Ливан», т. е. как горы Ливанские. В образе отражается то представление, что горы являются как бы фундаментами земли, стоящими твердо и несокрушимо. «И будет красота (chod) его, как маслины», с греч. в словах: «будет якожа маслина плодовита»; LXX евр. chod (красота, блеск) свободно перевели словом χατκαρπος плодовитый. Ос.14:8 . Возвратят­ся сидев­шие под тенью его, будут изобило­вать хлебом, и расцветут, как виноградная лоза, славны будут, как вино Ливанское. Речь идет об отдельных членах народа Израильского. «Возвратятся сидевшие под тенью его», т. е. Израиля. Израиль представляется здесь под образом ветвистого дерева, прикрывающего своею тенью отдельных членов народа. «Будут изобиловать хлебом»; в слав. «утвердятся пшеницею», – чтение: στρριχθσονται ( утвердятся) во многих кодексах, но первоначальным должно считать чтение принятого текста LXX μεθυσθσονται, будут упояться. Ос.14:9 . «Что мне еще за дело до идолов?» – скажет Ефрем.– Я услы­шу его и при­зрю на него; Я буду как зеленеющий кипарис; от Меня будут тебе плоды. После того Ефрем забудет идолов, Господь явится для него «зеленеющим кипарисом», т. е. постоянным, неисчерпаемым источником жизни и благоденствия. Вместо слов: «как зеленеющий кипарис», (kiberosch raanan) в слав. «аки смерчие учащенное» αρχευθος ποικαζουσα, густой можжевельник. Ос.14:10 . Кто мудр, чтобы ра­зу­меть это? кто ра­зу­мен, чтобы по­знать это? Ибо правы пути Го­с­по­дни, и праведники ходят по ним, а беззакон­ные падут на них. Ст. 10 относится ко всей книге пророка и представляет обобщение того учения, которое изложено в книге. Сущность этого учения в том, что пути Господни (ср. ( Втор 32.4 ) водительство Божие) правы и что праведников они ведут к жизни, а нечестивых в погибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Да не окажется наш народ в числе неблагодарных народов за подвиг, мужество и смелость, которые проявили лично архимандрит Ефрем и братия Ватопедского монастыря, доставив величайшую святыню - пояс Пресвятой Богородицы в Россию накануне судьбоносных событий в нашей стране, за то доброе дело, которое они совершили для нас. Оно поистине является добрым, поскольку как свидетельствуют Святые Отцы, каждому доброму делу либо предшествуют, либо последуют искушения. Эти искушения и постигли наших братьев по вере. От имени благодарных архимандриту Ефрему и братии Ватопедского монастыря православных граждан России обращаемся к Вам с просьбой о содействии российского государства, которое Вы имеете честь возглавлять, в разрешении недоразумений, возникших между правоохранительными органами дружественной нам Греции и Ватопедским монастырем Святой горы Афон», - пишет Николай Бондаренко в обращении к Президенту России Дмитрию Медведеву. Молитва по соглашению (на церковнославянском языке) Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты рекл еси пречистыми усты Твоими: «Аминь глаголю вам, яко аще два от вас совещаета на земли о всяцей вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на небесех: идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их». Непреложны словеса Твоя, Господи, милосердие Твое безприкладно и человеколюбию Твоему несть конца. Сего ради молим Тя: услыши Твоих (имя рек), согласившихся просить Тя о бедствующем рабе Твоем игумене Ефреме. Помилуй его, подаждь оправдание и свободи из темницы. Но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты. Да будет воля Твоя во веки. Аминь. Молитва по соглашению (на русском языке) Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, пречистыми Твоими устами Ты сказал нам: «Истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их». Мы знаем, что непреложны слова Твои и безмерно милосердие Твое, и просим Тебя: услышь рабов Твоих (имена), согласившихся просить Тебя о бедствующем рабе Твоем игумене Ефреме. Помилуй его, дай ему освобождение из темницы и оправдание дел его. Но да будет не как мы хотим, но как Ты. Да будет воля Твоя во веки. Аминь.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/24/ar...

Лишь в упорстве людей, их нежелании отказаться от своеволия заключается причина продолжения их бедствий. Господь желает не их страданий, а внутреннего изменения. Казнями Он призывает их к покаянию. Преподобный Ефрем Сирин поясняет, что Бог «наперед возвещает, чем накажет, чтобы египтяне покаялись». Важно понимать, что в страшной истории о казнях египетских Бог не мстит жителям Египта, Он готов в любой момент отменить исполнение Своего праведного суда над ними и дает возможность избежать наказания тем, кто послушается Его. Перед началом седьмой казни Господь предупреждает фараона о приближении града невиданно разрушительной силы, и повелевает увести с полей все живое: «на всех людей и скот, которые останутся в поле и не соберутся в домы, падет град, и они умрут» (Исх. 9, 19). Египтяне, поверившие «чужому» Богу, уцелели. Остальные, надеясь на своего «родного» бога Осириса, остались беззащитны: «и побил град по всей земле Египетской все, что было в поле» (Исх. 9, 25). Если бы все египтяне послушались Бога, то это бедствие не причинило бы смертельного вреда. Но, как пишет святой Ефрем, «граду должно было идти, чтобы видимо было чудо», и всем стала очевидной благая участь людей, поверивших Господу. Следовательно, посылая казни, Бог желал египтянам не гибели, а обретения веры. Таким путем избежали казни жители огромного языческого города Ниневии. Бог послал к ним пророка Иону, и тот предрек им скорую гибель за мерзкие грехи, если они не покаются. Ниневитяне вняли Господу и принесли всенародное покаяние: «объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого» (Иона 3, 5). Их главный правитель, в отличие от фараона, был образцом покаяния. Сняв роскошные одежды и царские регалии, он в знак скорби сидел в пепле и оплакивал свои прегрешения. Так же поступили все его подданные, без исключения. Как только «увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Иона 3, 10). Бог отменил бы и казни египетские, если бы жители Египта поступили подобно ниневитянам. Но на этот раз потребовались жесткие методы действия Промысла Божия. Именно они помогли части египтян обрести веру. Остальные продолжали упорствовать в своем ожесточении. Одни укоряли Моисея и его Бога, другие проклинали страну, правителя и своих идолов. Но главная причина была в них самих. Как ни печально, эта история не утрачивает своей актуальности. И сегодня в ее участниках – и поверивших Богу, и ожесточившихся людях, мы можем часто узнать самих себя.

http://pravoslavie.ru/105459.html

Гал.5:12 . О если бы и совсем удалены были за нашу ревность те, кои возмущают вас! Гал.5:13 . Вы же, братья,.. к свободе призваны были, поэтому не обращайтесь к закону. И свобода ваша да не будет в пробуждение [пожеланиям] плоти, но любовию рабствуйте друг другу, а не чуждым учением. Гал.5:14 . Ведь закон, к коему вы прибегаете для исполнения многих постановлений его, в немногих делах исполняется, именно: возлюбишь ближняго твоего как... себя... самого ( Лев.19:18 , Мф.22:39 , Мк.12:31 , Рим.13:8 ). Гал.5:15 . Если же друг друга ненавидите и угрызаете, то не только закон не исполняете, но и друг от друга истребляетесь. Гал.5:16 . Но говорю: духом, делами именно духа, ходите, и похоти плоти вашей не совершайте: Гал.5:17 . ибо плоть вожделевает того, что не есть воля (желание) духа, – а дух желает того, что служит к обузданию плоти. Поскольку же две эти стороны человеческого существа друг другу противоположны [противятся], то не только не творите [всего] того, что ни пожелаете, но делайте то, чего желает дух, живущий в вас. Гал.5:18 . Если же... духом водитесь, то вы [есте] не под законом. Гал.5:19 . Известны... дела... плоти, когда господствует закон ее, каковы суть: блудодеяния, нечистоты и прочие, – о коих я говорил, пока находился у вас, – и теперь в отсутствии пишу вам, Гал.5:21 . что таковыя [дела] совершающие царства Божия не наследуют. Гал.5:22 . Плод же духа есть любовь и мир и прочее. Гал.5:23 . На таковыя [дела] нет закона, так как не написано в законе – совершать их, но по нашей свободной воле мы охотно решаемся делать это. Гал.5:24 . Кои же суть Христовы, те плоть свою распяли со всеми похотями плоти, мною указанными. Станем жить Гал.5:25 . по духу и последуем ему чрез добрые дела наши. Гал.5:26 . Да не будем тщеславны, друг друга вызывая к соблюдению закона ветхозаветного. Читать далее Источник: Творения/Ефрем Сирин : в 8 томах – М.: Русский издательский центр имени св. Василия Великого, 2014./Т. 7. Толковательные писания. – 344 с./Послание к Галатам. 140-158 с. ISBN 978-5-4249-0036-5 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Ис.7:3 . И сказал Го­с­по­дь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к по­лю белильничьему, Ахаз, в ожидании осады Иерусалима, осматривал водопровод, снабжавший весь город водою. Этот водопровод начинался у верхнего пруда (пруд Силоамский, находившийся в верхнем пруде), очень большого, откуда вода подземным ходом была проведена по городу и стекала в другой пруд, впоследствии называвшийся прудом Езекии. Исаия должен идти к Ахазу со своим сыном, имя которого – Шеар-Ясув (остаток спасется) – символическое: оно означало суд Божий, ожидающий Иудейское царство, от которого может сохраниться только разве небольшой остаток. Между тем имя самого Исаии (Господь спасет) указывало на возможность помилования, и царю таким образом предоставлялось выбирать, чего он хочет – суда или милости от Бога. Суд же угрожал Ахазу за то, что он, вопреки воле Божией ( Пс.145:3 ), возложил свою надежду не на Господа – истинного Царя Израиля, а на ассирийского властителя Тиглат-Пилезера, к которому уже послал посольство с просьбою о помощи против царей сирийского и Израильского ( 4Цар.16:7–8 ). Ис.7:4 . и скажи ему: наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от раз­горев­шегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина. Ис.7:5 . Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют про­тив тебя зло, говоря: Ис.7:6 . пойдем на Иудею и воз­мутим ее, и овладеем ею и по­ставим в ней царем сына Тавеилова. Оба союзные царя представляются пророку обуглившимися головешками, которые уже не могут гореть, как следует, а только дымят и чадят. «Сын Тавеила» – пренебрежительное название без собственного имени (ср. 1Цар.20:27 , где Саул, говоря о Давиде, своем сопернике, называет его просто сыном Иессея). По всей вероятности, это был какой-нибудь сирийский принц (принц – по-сирийски tab – евр. tob, хороший). Ис.7:7 . Но Го­с­по­дь Бог так говорит: это не состо­ит­ся и не сбудет­ся; Ис.7:8 . ибо глава Сирии – Дамаск, и глава Дамаска – Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем пере­станет быть народом;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как выясняется, у святых отцов не было единства относительно того, в каком храме сядет «последний антихрист», о котором идёт речь в следующих строках послания Апостола Павла к Фессалоникийцам (Солунянам): «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:3-4). Преподобный Ефрем Сирин, толкуя это место послания к Фессалоникийцам Апостола Павла, пишет: «Таким образом он явится и взойдет в храм Божий, чтобы сесть внутри и именно в церкви Божией. Он не отклоняет в другое какое-либо общество из еретических сект, чтобы не узнали его, — но с презрением отвергает все культы (ложные), чтобы можно было пленить Церковь. Поэтому-то и взойдет он в самый храм Божий, чтобы сесть и показать себя, что он есть как бы Бог». «Каким же образом, — продолжает преподобный Ефрем, — он покажет, что есть Бог истинный? Кроме славы и чести, коими будет облечен, он ещё более покажет это посредством той вражды, которую будет вести против еретических сект. Так как он не будет склонять к какой либо ереси, то, благодаря своей (притворной) любви к чадам Церкви, заставит думать, что любит их, как истинных (чад Церкви), и в храм их придёт и сядет, как в храме истины, дабы показать, что он есть Бог. Он порицает лицемерие в притворстве (притворно) и надевает личину истины в коварстве (коварно). Он так искусно будет притворяться, что пленит народ посредством плотских предметов и будет управлять Церковью под личиною истины». Блаженный Иероним в «Письме к Алгазии» толкует это место следующим образом: «День Христов, говорит, не придет, пока не придёт прежде отступление, что по-гречески называется ποστασα, так что все народы, подчиненные римской империи, отпадут от римлян и откроется, т.е. явится предвозвещённый всеми пророками человек греха, в котором источник всех грехов и сын погибели, т.е. диавола; ибо он есть погибель всех, противник Христа, почему и называется антихристом, и превозносится выше всего называемого Богом, так что попирает своей ногою богов всех народов или всякую признанную, даже истинную религию, и сядет в храме Божьем, в Иерусалиме ли (как некоторые думают) или в церкви (как по моему мнению более справедливо), выдавая себя за Христа или Сына Божия».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/13/an...

" Сыновья Ефрема, натягивающее лук и стреляющие..., обратились назад в день брани.... Не сохранили завета Божия и не захотели ходить в законе Его» ( Пс.77:9–10 ). По имени сильнейшего колена пророк назвал весь народ израильский, отделившийся от народа иудейского, потому что Ефрем первенствовал среди десяти колен, бывших под вла­стью Иеровоама. Точно также называют народ израильский и другие пророки, напр. Осия, когда говорит: «что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда?» ( Ос.6:4 ). Иудой он на­зывает два колена, над которыми царствовал дом Иудов, а Ефре­мом – другие десять, потому что над ними царскую власть получило колено Ефремово. Эти (десять колен) и суть «натягивающее лук и стреляющие...,», потому что последние служили у них орудием богослуже­ния. Однако они обратились в бегство, именно в день брани духов­ной, показав тыл враждебным демонам. Что же заставило их обра­титься в бегство и показать тыл врагам? То, что они не сохра­нили завета с Богом и не ходили в законе Его. Когда же это слу­чилось с ними? Когда они поклонились двум вылитым тельцам. Вот почему пророк, оплакивая последовавшее за этим, и присовоку­пил: " И забыли благодеяния Его и чудеса Его, которые Он показал им: чудеса, которые Он совершил пред... отцами их... в земле Египетской на поле Танеос " ( Пс.77:11–12 ). 3. В немногих словах пророк напомнил все чудеса, совер­шенные в Египте, за забвение которых он их упрекает. Действи­тельно, они не оставили бы Благодетеля, если бы по великой неблагодар­ности не забыли благодеяний и чудес, свидетелями которых для них служили отцы, видевшие собственными глазами те знамения, которые, говорит он, совершены были на поле Танеос. Эта земля была не­сомненно самым древним и обширным владением фараона. Что Танеос был древнее прочих, об этом свидетельствует божествен­ное Писание. Желая указать на глубокую древность Хеврона, оно срав­нивает его с Танеосом, говоря: «Хеврон же построен был семью годами прежде Цоана, [города] Египетского» ( Числ.13:23 ), то есть царства фараона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Это явление сродни «расщеплению ядра». Вне всякого сомнения, оно отображено в пророческих книгах. И мы без труда найдем это место: «Не пощадит человек брата своего. И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей: Манассия – Ефрема, и Ефрем – Манассию» (Ис. 9: 19-21). Это не натяжка: поскольку народ Православной Церкви – это Новый Израиль, постольку и народы, в неё входящие, по крайней мере, в духовном плане являются «коленами Израиля». Более того, мы знаем, что и Манассия и Ефрем – это сыны Иосифа, давшие начало, по благословению праотца Иакова, начало двум новым коленам. В свою очередь полуколено Манассиино получило в земле обетованной в удел землю отдельно от своего колена. Удивительным образом этническое родство русских – великороссов, малороссов и «полуколена» малороссийского, то есть белорусов, – повторяет этническое родство колена Иосифова, разделившегося на два и одно полуколено. Более того, как и в случае с указанными коленами, таково же и старшинство в среде русского народа: первым «народился» русский народ Киевской Руси, но затем русский народ Московской Руси, хотя и был младше в смысле рождения государственности, стал превосходить киевлян в численности и влиянии на ход истории русского народа. Случайности, как представляется, здесь нет. Особо кровавый характер обстановки Пасхи 2014 года определил всё прошедшее время, вплоть до нынешней «голодной Пасхи» 2020 года, к анализу которой сейчас и перейдём. Вне всякого сомнения, глобальный экономический кризис, вызванный пандемией, влечёт за собой, помимо прочего, и голод среди определённой части населения земного шара, до этого времени его не испытывавшего. Масштабы его могут быть значительными, о чём уже предупредили некоторые международные организации. Но нас, православных, в первую очередь интересуют духовные последствия пандемии: в частности, закрытие церквей и запрет на посещение богослужений мирянами. Если в обычные годы на Пасху Христову храмы заполнялись, что называется, под завязку молодыми людьми, в большинстве своём приходившими в церковь лишь два раза в год – в Светлое Воскресение и на Рождество, – то в этом году в домах Божьих было непривычно тихо и малолюдно.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/01/o_...

Преподобный Исаак Сирин И милость Его в роды родов к боящимся Его. Лк. 1, 50 Страх Господень — источник жизни. Страх Господин — твердыня души. Страх Господень приводит в порядок духовную мысль… Никто из людей так не высок, как боящийся Господа. Кто боится Господа, тот подобен свету, указывающему многим путь спасения. Кто боится Господа, тот подобен укрепленному граду, стоящему на горе; и пред лицом его трепещут лукавые бесы. Преподобный Ефрем Сирин Нет зла, которого не уничтожал бы Страх Божий. Как огонь, приняв железо, хотя бы самое испорченное и покрытое большою ржавчиною, делает его ясным и светлым, очищая его и совершенно исправляя повреждение, так и страх Божий в короткое время совершает все и не допускает ничему человеческому вредить тем, которые проникнуты им. Святитель Иоанн Златоуст Если истинно возлюбил ты Господа и прилагаешь старание улучить будущее Царствие и дал обет трудиться по причине своих грехопадений, то помни суд и вечное мучение, со страхом ожидая исшествия своего из сего мира. Преподобный Ефрем Сирин Фото: Геннадий Михеев Есть два страха: один первоначальный, а другой совершенный… Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, тот еще новоначальный, ибо он еще не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его, собственно, для того, чтобы благоугодить Ему; этот знает в чем состоит существенное добро, он познал, что значит быть с Богом… таковой боится Бога и исполняет волю Божию уже не по страху наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений, но потому, что он, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх. Поэтому-то апостол и говорит: совершенна Любы вон изгоняет страх (1 Ин. 4, 18). Однако невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только первоначальным страхом. Преподобный авва Дорофей Страх Божий — главное. Когда он приходит, то добрый хозяин все по-своему устрояет в душе. Есть он у вас? Если есть, благодарите Бога и храните его, а если нет, разбудите его: ибо он в духе нашем содержится, и если не проявляется, то по нашему невниманию. От страха Божия — первое чадо — дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно. Чувство сокрушения да не отходит от сердца! Для поддержания страха Божия надо держать неотходную память о смерти и Суде. Как только проснетесь, так призывайте сию память и весь день будьте в содружестве с нею, как первою советницею своею. К сему присоедините сознание присутствия Господа близ вас и в вас, так что Он все видит и самое сокровенное. Сие сознание — с памятью смертною — неразлучным имеют страх Божий. Когда сия троица поселится в сердце вашем, тогда пойдет у вас молитва из сердца, с непрестанными взываниями к Господу Спасителю. Вот все! Если это есть в вас в какой-либо степени, то дело спасения вашего в ходу, а если нет, надо все поднять в сердце. Ибо если сего нет, все другое ничто…

http://pravoslavie.ru/1636.html

Говорю это не потому, чтобы я вам как бы желал скорби, а им утешения. Но 2Кор.8:14 . ваш явный избыток... их недостаток преходящий да восполняет , и избыток... их, который не преходит, восполнит скрытый ваш... недостаток, дабы было равенство во всем, то есть в скрытом и явном, как и в пустыне было явное равенство между собиравшими манну ( Исх.16:18 ). Потому мы послали Тита, которого вы почтили и приняли ( 2Кор.8:16–17 ). 2Кор.8:18 . С ним послали мы и брата нашего, которого хотя вы и не знали, но похвала его в самом благовестии возвещается по всем церквам, это Лука, 2Кор.8:19 . рукоположенный от церквей для того, чтобы сотрудником нашим был для сей благодати 23 , которой служим... мы. 2Кор.8:20 . Но опасаемся того, чтобы кто не подверг нас порицанию в обилии сего служения, которое совершается нами; 2Кор.8:21 . ибо мы промышляем о добром не тайно, пред Богом только, но и явными делами нашими пред всеми людьми. 2Кор.8:22 . Но мы послали... и другого брата нашего, которого опытность хотя вы и не узнали, однако мы много раз испытали во многих делах, что он усерден, и служит сотрудником моим вместо Тита, то есть он с Титом заменяет нас. Но они не должны казаться меньшими в глазах ваших потому, что я назвал их братьями, ибо они – апостолы, хотя и не от Двенадцати, но от Семидесяти двух ( 2Кор.8:23 ). 2Кор.8:24 . Итак, истинное доказательство любви вашей, которую вы имеете к нам, и нашей по хвалы о вас в отношении к ним покажите, а чрез них открыто в лице всех церквей. 21 Чит., как арм. и греч.: «чтобы мы приняли», – так же, как и многие мин., гот., слав.; др. переводы не чит., там это место звучит так: «просим от нас благодати и общения служения на святых». 23 In hanc gratiam, как в Вульг. Клим, и русск. переводе; но греч.: «с благодатью», как в некот. кодексах, Вульг., арм., копт., эфиоп.. Читать далее Источник: Творения/Ефрем Сирин : в 8 томах – М.: Русский издательский центр имени св. Василия Великого, 2014./Т. 7. Толковательные писания. – 344 с./2-е послание к Коринфянам. 102-140 с. ISBN 978-5-4249-0036-5 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010