От изображенного внутреннего растления десятиколенного царства Господь переходит к изображению пагубной для царства внешней политики его, к изображению того положения, какое было принято Израилем относительно языческих народов, и тех несчастных последствий, какие вытекли для него из этого положения. В законе Израилю самим Богом было сказано: «не поступайте по обычаям народа, который Я прогоняю от вас; ибо они все это делали, и Я вознегодовал на них, и сказал Я вам: вы владейте землею их, и вам отдаю в наследие землю, в которой течет молоко и мед, Я Господь Бог ваш, который отделил вас от всех народов. Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь (Бог ваш) и Я отделил вас от народов, чтоб вы были мои» ( Лев.20:23–24, 26 ). Валаам, пророчествуя об Израиле, говорит: «с вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: вот, народ живет отдельно и между народами не числится» ( Чис.23:9 ). А Израиль десятиколенного царства поступает в этом отношении совершенно вопреки заповедям Божиим, вопреки своему призванию: «Ефрем смешался с народами», смешался с язычниками, научился делам их, служил истуканам их (ср. Пс.105:35–36 ), – и восприняв в себя таким образом языческое настроение, сроднившись внутренне с язычниками, стал заключать с ними и противобожественные внешние союзы, вступал с ними в связи и тем пролагал путь к проникновению языческих народов в свои владения. И вот, вследствие такого направления своей политики, «Ефрем сделался недопеченным хлебом», или точнее – необороченною лепешкой, т.е. такой лепешкой, которая, будучи испекаема на горячей золе или раскаленных камнях, в том случае, если ее не переворачивают, с одной стороны бывает сожжена, а с другой стороны совершенно не тронута огнем. В каком же отношении Ефрем стал похож на необороченнную лепешку? Это пророк далее объясняет таким образом: «чужие съедали, говорит он, силу его«, – как огонь сожигает необороченную лепешку, так враги частью своими опустошительными войнами, частью распространением путем союзов или тех же войн в народе израилевом язычествующего направления, губили силу этого народа, «а он не знает», он не сознает того, что союзы с язычниками только ослабляли его, только вредили ему, только губили его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Первые плоды, которые принесло это молодое дерево весною, были хороши и здоровы; Евреи, стоявшие станом около Синая, приняли Мои законы и Мои повеления, и Я радовался этому. Но они уже тогда носили в своих сердцах все зародыши зла, которое развилось вполне в последующим ряде веков, и которое причиняет гибель Ефрему; уже в пустыне народ избранный осквернился с поклонниками Ваал Фегора и дочерьми Моава ( Чuc. XXV ), осквернение, от которого он не очистился даже во время Иисуса Навина ( Нав.22:17 ). Но Ефрем совершал из века в век нечестие Фегора: он поклонялся ложным богам и предавался всякому роду безнравственности; по этому его дети, составляющие его славу, погибнут в сражениях и будут уведены в плен; они улетят далеко от него с быстротою птицы, и даже придет время, когда народ не будет более размножаться (IV, 10), и когда семейства будут уничтожена до своих последних отпрысков. А хотя бы они и воспитали детей своих, отниму их, и ни одно из этих детей не достигнет зрелого возраста. Горе им, потому что они удалились от Меня (VII, 13), но в особенности горе им, когда я удаляюсь от них (IX, 12). Ефрем, как я видел его до Тира, насажден на прекрасной местности, и Я не мог бы дать ему наилучшего отечества, ни большего приращения. Увы! Все это не отвратит того, что Ефрем выведет детей своих к убийце. По этому дай им Господи... но чего я попрошу у Тебя для них и что Ты дашь им? Дай им утробу нерождающую и сухие сосцы; соделай им милость – лиши их благодеяния, которого они просили бы у Тебя в другое время более всего. Но как заслужены их наказания и как велики их грехи! Они повторяют в Галгале, нечести Фегора (IV, 15), в Галгале я возненавидел их. По этому изгоню их из дома Моего, как неверную жену; не буду больше любить их. Уже дерево Ефрема поражено смертельною раною, уже иссох корень его, уже ветви его бесплодны. Бог мой, который не есть уже их Бог, отвергнет их, и они будут скитальцами между народами (IX, 10–17). «Израиль – ветвистый виноград умножает для себя плод ( Пс.79:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Часто при объяснении ветхозаветных событий он повторяет: «Это тень, а истина Христова»  . При таком воззрении на Ветхий Завет Ефрем в каждом случае и, прежде всего, объясняет буквальное значение слов Писания, и уже после этого открывает таинственное значение, где оное усматривает, — и при этом проводит резкую черту между тем и другим толкованием; отличая каждый смысл своим наименованием, называет один — смыслом близким  , буквальным  , другой — иносказательным, духовным  , смыслом высшего разумения  . 2) В духовно-нравственных творениях Ефрем является, по преимуществу, проповедником сокрушения сердечного. Ни о чем так много не говорил и не писал он, как о сокрушении сердечном, о необходимости непрестанно проливать слезы покаяния, потому что и сам он был проникнут чувством глубочайшего сокрушения. Святитель Григорий Нисский говорит, что «непрестанно плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом. Кто будет читать его писания, — прибавляет святитель Григорий, — тот увидит, что он не тогда только плачет, когда говорит о покаянии, но и в похвальных словах, где другие обыкновенно выражают радость»  . Ни днем, ни ночью не отступала от него мысль о грехах. «На ложе моем, — говорил он в одном из своих умилительных песнопений, — помыслил я о Тебе, Человеколюбец, и в полночь восстал прославить благость Твою. Привел себе на память долги и грехи свои, и пролил потоки слез. Ободряли меня разбойник, мытарь, Мария, грешница, Хананеянка, а также кровоточивая, и Самаряныня при колодце водном. Они говорили мне: «Восстань, умоляй о щедротах; Господь твой исполнен щедрот»  . В другой раз он поведал братии своей, как однажды, среди размышлений о суете жизни временной, напал на него великий страх, и он узрел очами сердца своего Господа, сидящего во славе Своей. «Господь сказал душе моей, — так говорит Ефрем, — для чего ты, душа, возгнушалась небесным своим чертогом, который наполнен светом славы? Для чего ты, душа, невеста Моя, ненавидишь Пречистого и Безсмертного Жениха? Для чего ты, душа, возгнушалась благами, какие уготовил Я тебе во свете жизни?..

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

О, корабль – носитель бесчисленных зол... Там живут вражда, ссора, обман, сварливость, ругань, злословие, хула и всё, что только мы ни назовём и чего ни опустим злого, – всё это носит адский корабль зависти. Потоп не в силах был поглотить этот корабль, но Иисус потопил его силою Духа, источником Крещения. В этом корабле были и якоря, но они переплавлены в гвозди для Христа; в этом корабле была и мачта, но диавол вырубил из неё Крест; в этом корабле были и снасти, но ими удавился Иуда. В этом корабле иудеи наткнулись на скалу, потерпели крушение в вере и потому доныне плавают в глубине неведения. Впрочем, те из них, которые в силах ухватиться за Христово судно, спасаются; остальные погибают горькою смертью неведения» («Толкование нашего святого отца Иоанна Златоуста , архиепископа Константинополя на святого Матфея евангелиста – на слова: Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его ( Мф. 12:14 )». 166 – «Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали» ( Ин.12:4–6 ). 168 Ефрем Сирин (φραμ Σρος, ок. 306–373) – великий подвижник и учитель покаяния, отец Церкви, богослов, гимнотворец. С 363 г. Преподобный подвизался до своей кончины (ок. 373–379 гг.) в монастыре близ города Едессы в Сирии, отчего и именуется «Сирин». Св. Ефрем оставил после себя много богословских, истолковательных и нравоучительных сочинений, им написано много песнопений и молитв, обогативших Церковное богослужение. Количество его сочинений, по Фотию, простиралось до 1000, не считая богослужебных молитв и стихотворений Его покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего» читается Великим постом. Память – 28 января по ст. ст. 169 Дорофей Газский в Палестине, авва Дорофей (Δωρθεος της Γζης, † VΙ в.) – христианский святой. По прошествии послушания в монастыре прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Ст. 6. Сего ради не пощажду ктому на живущих на земли, глаголет Господь, и се Аз предам человеки, коегождо в руце искреннему его, и в руце царю своему: и изсекут землю, и не имам изъяти от руки их. С евр.: Ибо Я не буду более миловать жителей земли сей, говорит Господь; и вот Я предам людей, каждого в руки ближнего его, и в руки царя его; и они будут поражать землю; и не избавлю от рук их. Поскольку Пастыри (начальники и священники) были развращены, губили народ, а самый народ, развращаемый такими пастырями, делался все хуже и хуже, то небесный Пастырь, в праведном гневе Своем, положил всех наказать, всех предать в руки врагов. Сего ради не пощажду ктому на живущих на земли, «т. е. (поясняет св. Ефрем Сирин ) не пощажу жителей земли Израильской: потому что согрешили они. Се Аз предам человеки коегождо в руце искреннему его, и в руце царю своему. Т. е. священников, покупавших священство, предам в руки собратий их, священников, чтобы каждый ближним своим лишаем был священства также нечестиво, как нечестиво приобрел оное сам. В словах: в руце царю своему, пророк подразумевает, или царей Сирийских из дома Селевкова, или Кесаря: ибо сии священники говорили: не имамы царя, токмо Кесаря ( Ин. 19:15 ) и разделят (в слав. – изсекут 169 ) землю за грехи жителей, и не имам изъяти от руки расхищающих ее. Цари греческие разграбили землю Иудейскую, римляне довершили сие разграбление, лишив ее жителей, и обратив в пустыню». Св. Ефрем Сирин . Ст. 7. И упасу овцы заколения в земли Ханаани: и прииму Себе два жезла, единаго нарекох доброту, и другаго нарекох уже, и упасу овцы. С евр.: И буду пасти овец, обреченных на заклание, овец, поистине, бедных. И возьму Себе два жезла, и назову один – благоволением, другой – узами, и ими буду пасти овец. Под Ханааном бл. Феодорит разумеет землю чуждую. Т. е. «Я приму вас, возжелавшие уверовать, говорит Господь, где бы вы ни были». Но некоторые из толковников думают, что 70 не так читали здесь в Еврейском тексте, как теперь читается 170 . Св. Ефрем Сирин читал: «и упас скудное стадо, ради собрания овец, т. е., ради находящихся среди них праведников, благоугодивших Богу». Т. е., Я упасу овец, назначенных за нечестие на заколение, попущу их истребление врагами.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Т. е., не бойтесь врагов, говорит пророк современным Иудеям, будет время, когда вы их победите, и воинские украшения, взятые у неприятелей после их поражения, будете приносить в храм, в дар Господу. Поскольку же, св. пророк, в духовном смысле, имеет в виду, вместе, мир и благоденствие Церкви христианской, о чем сказано было выше, то справедливо так поясняет св. Ефрем Сирин : «будет еже во узде коня, свято Господу, т. о. будет не война и раздражение, но святыня и мир. О сем предвозвещал Исайа, говоря: раскуют мечи своя на орала, и копия своя на серпы, и не возмет язык на язык меча. ( Ис. 2:4 ). Так, оба пророка провидели пришествие Господа нашего. Конем именует пророк, в смысле духовном, всякого раба Христова; уздою – божественные заповеди, которые, обуздывая сердца верующих, не дают им устремляться ко греху, как и узда удерживает коня и подчиняет его воле господина, т. е. всадника. И будут коноби в дому Господни, яко чаши пред лицем алтаря. Святые утвари дома Господня будут чествуемы, даже обыкновенные сосуды, в которых приготовляется пища, в очах пришельцев приобретут такое же уважение, с каким вы, Иудеи, взираете на чаши алтаря в доме Господнем». Св. Ефрем Сирин . Ст. 21. И будет всяк коноб во Иерусалиме и во Иуде свят Господеви Вседержителю и приидут вси жрущии, и приимут от них и сварят в них, и не будет Хананей ктому во храме Господа Вседержителя в день он. С евр.: И все котлы в Иерусалиме и в Иудее будут святынею Господа Саваофа, и будут приходить все приносящие жертву и брать их, и варить в них, и не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа в тот день. Св. пророк заканчивает свои пророчества речью о величии и славе того времени, когда все будет делаться с благословения Божия, все будет посвящаемо Господу, даже самые обыкновенные в житейском быту вещи, как, например, котлы. Такое множество будет желающих принести жертву Господу Богу, говорит пророк, что все котлы в Иерусалиме и Иудее будут переданы храму на священное употребление; всякий, желающий принести жертву, будет брать от жрецов сии котлы и спокойно варить в них священное жертвенное мясо. В таинственном смысле, свят. Ефрем Сирин в сказанном пророком видит то «великое уважение, какое воздадут (верующие) спасительному закону, который изыдет из Иудеи», а также, «изменение к лучшему в водах свят. крещения и Иудеев, и язычников, которые, быв дотоле сосудами плотскими, по свят. крещении, соделаются чашами, исполненными благовоний». В это благочестивое время в храме Божием, или в Церкви Божией, уже не будет Хананеянина, говорит святой пророк.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Скачать epub pdf ГНЕВ Гнев убивает душу.. Ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать ( Лк. 9, 54–56 ). Гнев губит, умерщвляет душу и удаляет от Бога ( 28, 364 ). Гневающийся... убивает свою душу, потому что всю жизнь проводит в смятении и беспокойстве... Гневливый утрачивает мир и здоровье, потому что и тело у него непрестанно истаивает, и душа скорбит, и плоть увядает, и лицо покрыто бледностью, и разум изнемогает, и помыслы льются рекой, и всем он ненавистен. Преподобный Ефрем Сирин ( 25, 15 ). Подчинившиеся страсти гнева не совершают ничего здравого. Святитель Василий Великий ( 8, 354 ). Гнев – опасный советник, что предпринято в гневе, никогда не бывает благоразумно ( 11, 368 ). Скажи, какое другое зло хуже преступившей меру гневливости? И есть ли от этого исцеление? В иных болезнях прекрасное исцеление – мысль о Боге. А гневливость, как только однажды преступила меру, прежде всего заграждает двери Богу. Самое воспоминание о Боге увеличивает зло, потому что разгневанный готов оскорбить и Бога. Видел я иногда, что и камни, и прах, и укоризненные слова (какое ужасное исступление ума!) люди бросали в Того, Которого никто, нигде и никак не может уловить. Законы отметались в сторону, друга, врага, отца, жену и родных всех сметал стремительный поток. Святитель Григорий Богослов ( 15, 159 ). Гневливый человек далек от долготерпения и любви, пустыми речами легко приводится в смятение, из безделицы заводит ссоры; где в нем нет нужды, там вмешивается и навлекает на себя все большую и большую ненависть. Преподобный Ефрем Сирин ( 25, 15 ). Горе людям, которые наносят ближнему оскорбления и бесчестия, ибо они не знают блаженства любви. Преподобный авва Исаия ( 34, 195 ). Ничто так не омрачает чистоту души и ясность мыслей, как необузданный и сильный гнев ( 35, 433 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Глава 3 Хотя я не мог придти к вам, однако не мог снести и разлуки с вами. Посему, сам я 1Сол.3:1 . благоволил остаться в Афинах, а к вам, хотя мне и нужны были здесь многие помощники, 1Сол.3:2 . послал... Тимофея,.. сотрудника моего в Благовестии Божием, чтобы Тимофей, придя к вам, утвердил вас, укрепил то есть вас, и поощрил веру вашу. 1Сол.3:3 . Дабы никто из вас не ...колебался по причине скорбей, окружающих вас, ибо к этому самому мы и назначены, то есть страдать и терпеть. 1Сол.3:4 . Ведь и прежде говорили мы вам и предуготовили вас, как бы посредством пророчества, что нас имеют постигнуть страдания, как и случилось, и... знаете 1Сол.3:5 . Посему и я, уже не терпя [более], послал к вам узнать [о вере вашей], чтобы как не искусил вас искуситель, и вы не обратились бы к идолослужению, и... тщетным был бы труд наш у вас. 1Сол.3:6 . Теперь же, когда [только что] пришел... Тимофей... к нам от вас и возвестил нам... веру вашу в Бога и любовь к нам и... добрую память, которую имеете... о нас, и что всегда желаете нас видеть, как и мы также вас: 1Сол.3:7 . то [посему] утешились... мы в скорби... нашей, которая угнетает нас еще и теперь, – успокоились в гонениях на нас, кои окружают нас доселе. Итак, 1Сол.3:8 . теперь мы живем пред Богом, если только вы твердо стоите в этой самой вере Господа нашего. 1Сол.3:9 . Ибо какую другую благодарность можем... Богу... воздать... за всю радость, которою радует нас добрая слава ваша, 1Сол.3:10 . кроме того, что молимся пред Богом о том, чтобы видеть лице ваше и посредством укрепления словом нашим восполнить недостаток веры вашей. 1Сол.3:11 . Сам же Бог да откроет и да управит путь наш к вам из среды тех, кои причинили препятствие слову нашему, 1Сол.3:12 . и да преумножит любовь вашу, которую имеете друг к другу, и да уровняет ее с нашею любовью к вам, 1Сол.3:13 . и да утвердит сердца ваши без порока, чтобы пребывать вам в той святыне, коею вы облечены в крещении, – и чтобы в ней сретить вам Господа нашего в день, когда придет Он со всеми святыми Его. Читать далее Источник: Творения/Ефрем Сирин : в 8 томах – М.: Русский издательский центр имени св. Василия Великого, 2014./Т. 7. Толковательные писания. – 344 с./1-е послание к Фессалоникийцам. 200-212 с. ISBN 978-5-4249-0036-5 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Глава 13 2Кор.13:2 . Согрешившим... прежде и... прочим... всем (предвозвестил я и предвозвещаю), чтобы теперь совершили покаяние, поскольку, если приду... опять и не найду их раскаявшимися, более уже не пощажу их. 2Кор.13:3 . Или доказательства [опытного] ищете в том, что имеете Христа, Который в вас не без силен? ибо силен... Он... в вас, если восхотите призвать Его на помощь к себе в то время, когда станут возникать в вас помышления худые и похоти плоти. А что Он силен в вас, о сем уже свидетельствуют дары Духа, которые даны некоторым из всех вас. 2Кор.13:4 . Ибо если и распят был по немощи ради человечества Своего, но живет по силе Божества Своего. И это запечатлевают и удостоверяют знамения и чудеса, совершающиеся именем Его. Если же мы... немощны оказываемся в Нем 46 благодаря гонениям и поношениям, то живы... будем с Ним через знамения, которые совершаем во имя Его; 2Кор.13:5 . Себя... самих взаимно испытывайте, в той ли вы... вере, какую я предал вам, и не оказываетесь блуждающими вслед лжеапостолов. Также сами себя удостоверяйте, чтобы не было какого-либо сомнения в уме вашем, ибо если сомневаетесь, то Христос отступает и удаляется от вас, и вы оказываетесь недостойными. 2Кор.13:6 . Но надеюсь, что узнаете, что мы не недостойны, как лжеапостолы думают о нас; ибо вот, мучения наши свидетельствуют за истинность нашу, а также известные всем язвы тела нашего ( Гал.6:17 ) запечатлевают и явно удостоверяют сокровенную веру нашего ума. 2Кор.13:7, 9 . Мы же... молимся... к Богу, чтобы... никакого зла... не делали... вы,.. не для того, чтобы являлись мы достойными, то есть чтобы мы оказывались достойными или испытанными через вас, но чтобы вы... добро творили, а мы... бы недостойными оказывались. Это и означают слова: да радуемся, когда мы немощны, а вы сильны, то есть когда мы терпим преследования, а вы пребываете в мире. Равно и... о том молимся, чтобы вы были совершенны в слове и деле. 2Кор.13:10 . Для того это в отсутствии... пишу, чтобы мне, когда приду к вам, суровее не поступить с вами, по власти, которую дал мне Господь для вязания (разрешения грехов) на небе и на земле ( Мф.18:18 ). 2Кор.13:11 . Впрочем,.. радуйтесь, после того как я опечалил вас первым посланием моим, и усовершайтесь в том, чего недоставало вам, и утешение примите, поскольку плакали, и будьте единомысленны, если уклонялись друг от друга. И Бог любви и мира будет с вами: да любите в Нем тех, которых за прегрешения их вы отвергли и отлучили от себя. Миром приветствуйте тех, от которых по недостоинству их вы отклоняли речь уст ваших. Читать далее Источник: Творения/Ефрем Сирин : в 8 томах – М.: Русский издательский центр имени св. Василия Великого, 2014./Т. 7. Толковательные писания. – 344 с./2-е послание к Коринфянам. 102-140 с. ISBN 978-5-4249-0036-5 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Пророчества о Рождестве Христовом И нашлись люди, что согласились денно и нощно ждать и стеречь звезду, о коей пророчествовал Валаам. Долго она не являлась; и чем дольше они ее ждали, тем более росла молва о той звезде, и ширилась день ото дня … и тем сильнее горели они надеждой ее увидеть… 6 января, 2010 И нашлись люди, что согласились денно и нощно ждать и стеречь звезду, о коей пророчествовал Валаам. Долго она не являлась; и чем дольше они ее ждали, тем более росла молва о той звезде, и ширилась день ото дня … и тем сильнее горели они надеждой ее увидеть… Одно из первых пророчеств о Рождестве Христовом содержится в книге Чисел и принадлежит, как ни странно, язычнику по происхождению – пророку Валааму. Мы не можем сказать точно, к какому племени он принадлежал, но зато мы знаем, что к нему с большим почтением относились и обращалась за помощью враги Израиля моавитяне. Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастья в Израиле; Господь, Бог его, с ним, и трубный царский звук у него; Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него; нет волшебства в Иакове и нет ворожбы в Израиле. В свое время скажут об Иакове и об Израиле: вот что творит Бог! …Говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых (Чис. 23:21-23, 24:15-17). Здесь предрекается не только грядущее величие израильского царства, не только чистая вера в истинного Бога («нет волшебства… нет ворожбы»), но и что-то значительно большее. А именно: из контекста фразы очевидно, что Валаам видит в будущем («но ныне еще нет») Самого Бога. В христианской традиции эти и следующие слова понимаются как относящиеся к рождению Христа. В восточно-христианском богословии точно такого разбора пророчества Валаама нет. Преподобный Ефрем Сирин считал, что Валаам говорит не о самом Христе, а о Зоровавеле – вожде иудеев, который через много веков после сказанного пророчества выведет свой народ из другого плена, вавилонского, будет трудиться над восстановлением Иерусалимского Храма и успешно воевать с врагами израильтян. Однако и святой Ефрем полагал, что сам Зоровавель, спасший иудеев, является образом Христа – Спасителя всех народов: «Это – Зоровавель, спаситель Иудеев и образ Иисуса, Спасителя всех народов» .

http://pravmir.ru/prorochestva-o-rozhdes...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010