- Достаточно, отче? - Достаточно, – отвечал старец Ефрем. После того как сосед ушёл, к отцу Ефрему подошёл один из его послушников: - Геронда, он же обманул тебя! Ты так долго работал и получил всего две монеты? На что старец Ефрем ответил: - Сынок, оставь нам что-нибудь и для будущей жизни. Если здесь на земле мы получим всё, «что нам причитается», какую награду тогда получим в вечности? Прошли годы, и старец Ефрем умер. И вот однажды послушник увидел его во сне. Старец стоял в прекрасной долине, а вокруг него стояли небольшие красивые домики. Один из них был особенно прекрасен, и послушник спросил: - Отче, а это что за дом? - Он построен на те деньги от иконостаса. То, что мы недополучим на земле, воздаст нам Господь. А вот другой случай: Два человека поссорились из-за земельного участка. Они не могли миром разрешить спор и решили попросить помощи у мудрого старца. Выслушав их, подвижник предложил им пройти на спорную территорию. «Эта земля моя», – кричал один. «Нет, моя», – возражал ему другой. Тогда старец встал на колени и стал молиться. Потом поднялся и сказал: - Я спросил у земли. - И что она тебе ответила? – поинтересовались спорщики. - Она ответила, что вы принадлежите ей, а не она вам. 1  Греческий политик, несколько раз занимавший должность премьер-министра с 1910 по 1933 год 2  Апостол Павел укорял коринфских христиан: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? Для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1 Кор. 6, 1, 3-7). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Елена 3 августа 2019, 09:00

http://pravoslavie.ru/57229.html

Исаия продолжает речь свою; 5 . Сирия, Ефрем и сын Ремаилиин умышляют против тебя зло, говоря: 6 . пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова. С большою вероятностью предполагают, что последней подробности замыслов противников Ахаз не знал и впервые узнал ее из уст пророка. Он знал о движении их войск на Иерусалим, но не знал, что главная цель есть уничтожение рода и дома Давидова, на котором покоились обетовании Божии. Казалось бы, что открытие ему плана противников должно бы было заставить Ахаза отнестись с полным доверием к другим словам пророка, но его сердце огрубело в неверии. По поводу имени Тавеил, или „Тав-Ел“, что значит „Бог милосерд“, мы прибавим, что оно указывает на Сирийское происхождение; так как оно составлено как имя Тав-Риммон, (см. 3Цар. 15:18 ), а в книге Ездры IV, 7 повторяется под формою Таб-еел, и также есть имя Сирийца. По поводу имени Тавеила или Тав-Ел мы еще присовокупим интересное предположение комментатора Исаии, в Англ. Комм. Библии, Кея, что не следует ли думать, что „сын Тавеила“, предназначенный союзниками на престол Иудеи, – был потомок Неемана Сириянина, исцеленного Елисеем, который взял с собою земли из Палестины, чтобы воздвигнуть жертвенник Иегове в Сирии 474 . Конечно для политических целей союзников было бы важно посадить на престол Иудеи потомка Неемана, в котором сочеталась слава Сирии с славой Израиля и который знал и чтил Иегову. Продолжение пророчества Исаии об участи союзников: 7 . Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется; 8 . ибо глава Сирии – Дамаск, и глава Дамаска – Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом; 9 . и глава Ефрема – Самария, и глава Самарии – сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены. Может быть в стихах 8 и 9 для ясности можно допустить перестановку фраз. (Казалось бы надо читать так): „Ибо глава Сирии-Дамаск и глава Дамаска Рецин; и глава Ефрема Самария и глава Самарии сын Ремалиин; а через шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

19). Объект христ. Н. остается более определенным, более близким, уже данным (Иисус Христос - Н. наша - см. 1 Тим 1. 1; «…через Него имеем мы это искупление и надежду, которую получили мы чрез Кровь Его» - Ефрем Сирин, прп. Толкование на Еф 1. 3-14// Он же. Творения. 1995. Т. 7. С. 179), но пока не познанным («…видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно - 1 Кор 13. 12). По словам ап. Павла, «мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Рим 8. 24-25). По существу, объект Н. есть спасение - не в этом мире, но в ином. «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор 15. 19),- говорит ап. Павел. О перспективе спасения свидетельствует Евангелие: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф 25. 34). Н. утверждается в рассуждении о всемогуществе Божием и благости Его, к-рая не попускает отчаяния ( Тихон Задонский, свт. Сочинения. М., 1899. Т. 5. С. 76. 8). Согласно прп. Иоанну Лествичнику, «вкушение даров Господних рождает надежду; ибо невкусивший оных не может не иметь сомнений ( Ioan. Climacus. Scala. 30. 33). Через любовь Бог становится нашим Отцом, нашим Другом, через Н. мы взираем на Него как на Господа, от Которого ожидаем спасение. «Во всем скорбь терпим, но не стесняемся,- говорит прп. Ефрем Сирин,- так как, благодаря надежде на обетованную жизнь, мы ничего не лишаемся,- и если терпим нужду, однако не колеблемся, ибо не впадаем в нерешительность из-за какой-либо беды» ( Ефрем Сирин, прп. Толкование на 2 Кор 4. 8// Он же. Творения. 1995. Т. 7. C. 122-123). Свт. Феофан Затворник разъясняет евангельские слова: «…не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? (Мф 6. 31). Как же жить-то? Надо есть, пить, одеваться. Но Спаситель не говорит: ничего не делайте, а «не заботьтесь».

http://pravenc.ru/text/2564604.html

«На дорогу к полю белильничьему» ( «горняго пути села белилнича»). И здесь мне представляется немалое затруднение, – как те, которые были заключены и осаждены и не смели выйти вон, явились за воротами города; ведь этот путь виден ныне вне стен его. Чем же разрешить это недоумение? Тем, что в древности он был огражден еще другой стеной; у этого города было две стены, как любознательные легко могут видеть из другого пророка. Итак, пророк, вышедши, ободряет упавший дух их и внушает надежду относительно будущего. Успокойся, говорит он, и не бойся; и называет царей древесными головнями, выражая как силу их, так и непрочность; потому он и присовокупляет: «дымящихся», т.е. находящихся близко к тому, чтобы погаснуть. Потом, желая показать, что нападение врагов произошло не от силы их, а по Божьему попущению, говорит: «Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря: пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова. Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется; ибо глава Сирии – Дамаск, и глава Дамаска – Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом; и глава Ефрема – Самария, и глава Самарии – сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены» ( «егда бо гнев ярости моея будет, паки изцелю. Сын же Арамль и сын Ромелиев яко совещаста совет лукавый Ефрем и сын Ромелиев 95 на тя, глаголюще: взыдем во Иудею, и озлобим ю 96 и собеседовавше 97 отвратим я к нам и воцарим в ней сына Тавелиева: сия же глаголет Господь Саваоф: не пребудет совет сей, ниже сбудется, но глава Араму Дамаск, и глава Дамаску Расин: но еще шестьдесят и пять лет, оскудеет царство Ефремово от людей, глава же Ефремова Соморон, и глава Соморону сын Ромелиев: и аще не уверите, ниже имате разумети») ( Ис. 7:5–9 ). Опять пророк представляет величайшее подтверждение пророчества. Так как слушатели были поражены страхом, и бедствия были пред глазами, а отрадное было только в надежде и даже превосходило всякое ожидание, и притом они были не очень доверчивы, то смотри, что он делает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ос. 11:8, 9 . Как поступлю с тобою, Ефрем? Защищу ли тебя, Израиль? Поступлю ли Я с тобою, как с Адамою, сравняю ли тебя с Севоимом? Встревожено (conversum est) во Мне сердце Мое и пришла в смущение жалость Моя. Не сделаю по ярости гнева Моего, не стану истреблять Ефрема; ибо Я Бог, а не человек; среди тебя – Святой, и не войду в город. LXX: Что сделаю с тобою. Ефрем! Защищу ли тебя, Израиль? Что сделаю с тобою? Поступлю с тобою, как с Адамою и как с Севоимом. Встревожено (conversum est) во Мне сердце Мое и пришла в смущение жалость Моя. Не сделаю по ярости гнева Моего. Не допущу, чтобы Ефрем был истреблен: ибо Я Бог, а не человек: среди тебя – Святой, и не войду в город. В том месте, где мы и LXX перевели: «защищу ли тебя, Израиль», в еврейском тексте написано amaggenach, что Акила перевел: πλ κυκλσω σε, то есть окружу тебя щитом. Между тем как это, по нашему мнению, должно быть понимаемо в добрую сторону и может означать защиту, в издании Симмаха придается противоположный смысл, потому что в нем говорится: κδσω σε, то есть предам тебя. Также и в издании Феодотиона указывается не на благоприятные обстоятельства, а на злополучие: φοπλσω σε, что означает: обезоружу тебя и сниму с тебя φοπλσω, то есть щит, которым Я прежде защищал тебя, и этот смысл более соответствует угрозам Господа, Таким образом Он говорит следующее: так как они не захотели обратиться и Ассур сделался царем их, то пожрет меч и города, и князей и народ, и будет наложено на них иго, которое не снимется с них. Но так как, это определение казалось строгим и не оставляющим для них места покаянию, то теперь Бог с любовию отца говорить Израилю: что сделаю с тобою, Израиль? Как Я лишу тебя Моей помощи? Что сделаю с тобою? Каким способом исправлю тебя? Каким врачевством Я могу исцелить тебя? Поступлю с тобою, как с Адамою и Севоимом, теми двумя городами из числа пяти, о которых читаем в книге Бытия ( Быт. 14 ): Содома и Гоморра, Адама и Севоам и Бала, которая есть Сигор и на сирском языке называется Зоарою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ос. 5:2–4 . Но Я учитель всех их. И Я знаю Ефрема, и Израиль не сокрыт от Меня; ибо теперь блудодействовал Ефрем и Израиль осквернился. Они не помыслят о том, чтобы обратиться к Богу своему, ибо дух блуда среди их, и Господа они не познали. LXX: Ибо Я руководитель ваш. Я познал Ефрема, и Израиль не отступил от Меня; ибо теперь блудодействовал Ефрем, осквернился Израиль. Они не помыслили о том, чтобы обратиться к Господу Богу своему, ибо дух блуда в них, и Господа они не познали. О, священники и цари, обольстившие народ Мой, и ты, обольщенный народ, которые столь тяжко согрешили, что не только умерщвляли жертвы, но и низвергали их во глубину ада: не думайте, что вследствие великих преступлений вы совершенно отделились от Меня. Я ваш учитель или руководитель, желающий исправить, а не наказать, и спасти, а не погубить. Я, говорит, знаю Ефрема, то есть Ровоама, которым был совращен народ, и всех царей, которые были наследниками его достоинства и преступлений, и Израиль не сокрыт от Меня, то есть народ десяти колен, потому что и Израиль осквернялся при блудодействующем царе. Ибо сперва царь стал блудодействовать, [отступив] от служения Богу и пожелав поклоняться золотым тельцам, а за ним добровольно последовал народ, и совершили одинаковое беззаконие с одинаковою ревностию. И они не обратятся к Господу, ибо они нашли то, чего желали, и дух блуда, действующий, по апостолу ( Еф. 2 ), в сынах противления, обладает пленными сердцами их, и потому, при господстве его, они не познали Господа, но забыли Творца своего. Поэтому Господь знает и тех, кои стоят во главе превратных учений, и народ, – не потому, что они достойны знания Его, а потому, что от Него не сокрыто ничто из того, что тайно делают как обольщавшие, так бывшие обольщаемыми. И не помыслят о принесении покаяния те, кои постоянно преуспевают в погибели. Ибо дух блуда, с которым они блудодействовали в Церкви и оставили истинный брак, пребывает среди них; поэтому они не познали Господа. Ос. 5:5 . И высокомерие Израиля будет говорить против них; и Израиль и Ефрем падут от нечестия своего; падет и Иуда с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Его безумие было столь велико, что он не замечал того, что он был пожираем, или по крайней мере не знал причины, по которой он был предан пожиравшим его, и до старости, то есть до конца плена, он оставался в этом заблуждении. Поэтому будет унижена гордость Израиля не по истечении долгого времени, а теперь и немедленно, ибо это означают слова: " пред лицом его». Унижен же он будет потому, что он возгордился и полагался не на Бога, а на многочисленность войска, и потому, что Бог «гордым противится, смиренным же дает благодать» ( Иак. 4:6 ). Вместо " гордости», то есть gaon, LXX по своему обычаю перевели βριν, то есть укоризна (injuriam). Так как [Бог] выше сказал: «Ефрем стал, как испеченный в золе хлеб, который не поворачивают», и так как это могло казаться неопределенным и недостаточно выражающим мысль, то теперь говорит яснее: " при всем том они не обратились к Господу Богу своему и не взыскали Его.» А если бы они обратились к Господу Богу своему, то, без сомнения, услышали бы слова, сказанные Богом чрез Иеремию: «обратитеся ко Мне, и Я обращусь к вам» ( Иер. 3:12 ). И после таких поступков они не взыскали Того, которого утратили по своей вине. Перейдем к другому смыслу. Ефрем, который должен был учить народы и склонять их в уподоблению ему, сам смешивается с народами и уподобляется им, как было сказано выше ( Ос. 4:9 ): «будет, якоже людие, тако и жрец», или; Ефрем смешивается с народами и язычниками, так что все еретики ни в чем не отличаются от заблуждающихся язычников. Кто был некогда князем в Церкви, тот сделался испеченным в золе хлебом, окруженным со всех сторон нечистою золою и жаром огня, так что он не обращался к Господу, но продолжал оставаться в том заблуждении, в которое он впал вначале. Демоны пожрали силу его, потому что они – чужие и враги всех христиан, а он этого не замечал; принимая своих врагов за друзей и считая пожиравших его за сотрапезников. Также седина покрыла его или явилась у него, то есть он долго оставался в заблуждении, и однако не знал о своей старости и ветхости, о которой написано: «обветшавающее и состареващееся близ есть истления» ( Евр. 8:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Они поселились в округе Гесем, в котором были большие и плодородные пастбища, там они могли жить вдали от египтян и не забывать свои обычаи и то, к чему призывает их Господь. Так исполняется предсказание Божие Аврааму: потомки его будут пришельцами в земле не своей, что было подтверждено и Иакову на пути в Египет. Заканчиваются годы жизни патриарха Иакова. Последние годы, надо надеяться, прошли в довольстве и мире, благополучии, под наблюдением его сына. В Египте он прожил еще 17 лет и видел утешение в том, говорит нам Библия, что род его весьма умножился за эти 17 лет. И вот чувствуя приближение своей смерти, он призвал к себе Иосифа и в знак веры своей, обетования своего, велел похоронить себя вместе с отцами своими Авраамом, Исааком и при этом подарил ему землю, приобретенную им в собственность близ Сихема, затем он усыновил себе двух сыновей Иосифа. У Иосифа были Ефрем и Манассия и старший был Манассия, а младший — Ефрем. А он положил руки крестообразно на них и получилось так, что правая рука, которая должна была лечь на старшего — легла на младшего, а левая — на старшего, и хотя его поправляли, но он сказал, как есть, так и есть. И не случайно, потому что и в этом отношении есть Промысел Божий. Затем он собирает всех сыновей Израиля, и каждому из них дает особое благословение. Вот как благословил он Иосифа, сказав: «Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли» (48:16). Т.е. благословляя Ефрема и Манассию, он этим самым благословляет Иосифа и его потомство. Давайте вспомним 12 колен Израилевых, есть ли там колено Иосифа, нет. Один сын не получил земли — это Левий, т.к. потом из него был народ священников, которые имели удел в каждом колене, специальной земли у них не было, поэтому место Левия занимают сыновья Иосифа Ефрем и Манассия. У каждого сына будет потом место в земле обетованной, которую они получат при Иисусе Навине.

http://sedmitza.ru/lib/text/432093/

вола губителя». Стих 4-ый 2-ой гл., где апостол говорит о том, что человек греха «превознесется над всем, что называется Богом или почитается», Ефрем объясняет так: «Сам он почитает Бога (истинного), дабы привлечь к себе распявших,–и хулит и уничижает всё, что называется (только) Богом или почитается, чтобы тем можно было пленить ум истинных поклонников». Антихрист явится и «взойдет в храм Божий», т. е. в церковь Божию, чтобы сесть и «показать себя, что он есть как бы Бог». «Каким же образом он покажет, что есть Бог истинный? Кроме славы и чести, коими будет облечен, он еще более покажет это посредством той вражды, которую будет вести против еретических сект. Так как он не будет склонять к какой-либо ереси, то, благодаря своей (притворной) любви к чадам Церкви, заставит думать, что любит их, как истинных (чад Церкви), и в храм их придет и сядет, как в храме истины, дабы показать, что он есть Бог. Он порицает лицемерие в притворстве (притворно) и надевает личину истины в коварстве (коварно). Он так искусно будет притворяться, что пленит народ посредством плотских предметов и будет управлять церковью под личиною истины». В вопросе 5-го стиха: «не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?» Ефрем видит указание на то, что с посещения апостолом Фессалоники и до написания второго послания прошло много времени. Глагол κατχον, задерживать, а в смысле – укреплять власть, господствовать. Под τ κατχον Ефрем разумеет апостольскую проповедь Евангелия. «Пока апостольство не совершит данное ему призвание: «идите ко всем народам» ( Мф.28:19 ), и не распространится учение (Христово), и не окончится также и его время, и не усовершатся люди чрез проповедь Апостолов и чрез учение священников: – только тогда, наконец, попускается Отступнику прийти для испытания достоинства людей». Под κατχων апостол по словам Ефрема, разумел существовавший еще иудейский храм и культ. Пока стоит еще Иерусалимский храм, куда сами апостолы ходили молиться, пока еще держится ветхое служение, не может быть и речи об исполнении заповеди: «идите ко всем

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». Последнее качество, которое упоминает Ефрем, — это любовь. «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас», — говорит Иисус в Прощальной беседе (Иоанн, 13:34). Любовь — это черта, по которой можно узнать христианина, главное в учении Иисуса, о чем, в общем, знает каждый. В цитированном месте из Прощальной беседы важно другое: Иисус дает своим ученикам новую заповедь — «любить друг друга»; но не просто любить, а любить, как возлюбил их Он Сам, то есть подражать Ему. Подражание Христу становится тем путем, по которому должен пройти каждый христианин. Вехи его намечаются в молитвах, поющихся или читающихся во время богослужения, а в молитве Ефрема Сирина, быть может, ярче всего. Далее Ефрем Сирин просит в своей молитве дать силы «видеть мои прегрешения». Это заставляет вспомнить о блудном сыне из Евангелия от Луки (кто не помнит картины Рембрандта из Эрмитажа!), который, собираясь вернуться к отцу, думает, как он скажет «Отче, я согрешил против неба и пред Тобою, и уж недостоин называться сыном Твоим». Для того чтобы каяться, необходимо не просто расплакаться, а уразуметь, в чем заключается грех, «увидеть» его, как говорит Ефрем. Наконец, последнее прошение в молитве у Ефрема: «И не осуждать брата моего». Эти слова, без сомнения, навеяны Нагорной проповедью, тем местом, где Иисусговорит: «Что ты смотришь на соринку в глазу брата твоего, а бревна в своем глазу не замечаешь? Или как скажешь брату твоему: «Дай, я выну соринку из глаза твоего», а у тебя бревно в глазу?» (Матфей, 7: 3—4). Иногда приходится слышать, что в храме мало и редко читается Евангелие, а звучат молитвы, к Иисусу отношения не имеющие. Анализ молитвы Ефрема Сирина показывает, что это не так: его молитва вся целиком и полностью вырастает из Евангелия и ничего, кроме почерпнутых из него формул, в себе не содержит.   Свете тихий Говоря о жизни первых христиан («учеников», как называли себя они сами) в Иерусалиме, евангелист Лука в «Деяниях Апостолов» рассказывает, что они каждый день единодушно пребывали в храме, а дома преломляли хлеб и проводили дни, хваля Бога, в веселии и простоте сердца. В библейском иврите слова «радость» и «веселие» очень близки по смыслу и, как правило, употребляются вместе, как в псалме 50: «Слуху моему даруй радость и веселие» или в заключительном стихе псалма 31: «Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные, торжествуйте, все правые сердцем».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010