Иуда погибнет под волнами Моего гнева, потому что его вельможи, показывая вид, что остаются верными мне, расширяют, вопреки своей совести, повеления Моего закона и передвигают его межи ( Втор.19:41 ; Притч.22:28 ); и угнетен Ефрем, поражен судом, ибо захотел ходить в след суетных (V, 11), по своему произволу, по законам, которые дал сам себе. И я, я с этого времени буду для Ефрема как моль для одежды, пожирающая ее незаметно и быстро; для дома Иудина как гниль для дерева, которое она портит медленно и которое можно назвать целым по наружности, но оно сгнило внутри и ломается при малейшем усилии. И когда наконец Ефрем увидит свою болезнь и Иуда свою рану, что сделают они? Обратятся ли они к тому, кто поразил их и кто один может уврачевать их? Нет, нет, Ефрем пойдет за помощью к Ассуру (VII, 11; XII, 1; XI, 5; IX, 3; см. о Менаиме IV Цар.15:19), и Иуда пошлет к царю иноземному, к своему противнику (X, 6; Пс.35:1 ; см. об Ахазе 4Цар.16:7, 8 ; Uc. VII ). Но эти люди не принесут им никакой помощи, потому что я истощил внутренно и в тайне силы двух виновных; Я, Я Превечный, растерзаю как лев в день наказания и уйду, унесу в пустыню, и никто не спасет, никто не отнимет у меня Моей добычи. Пойду, оставлю землю, возвращусь в Мое место на небеса, отниму знаки Моего присутствия; Моя слава (шекина) не явится более в святом святых, первосвященник не станет вопрошать более эфода, Я не восставлю более пророков доколе Ефрем и Иуда не признают себя виновными и не взыщут лица Моего (V, 10–15). Это последнее предсказание есть повторение в другой форме предсказания, изложенного в III, 4, 5. Евреи, действительно не останутся в своем ослеплении; наступит время (плен Вавилонский, подчинение Римлянам в эпоху Иисуса Христа будущее восстановление иудейского народа), когда они в своем бедствии пойдут искать Меня (V, 6), но искренно и, так сказать, с раннего утра (VI, 1), со времени их пробуждения. Они будут убеждать друг друга пойти к тому, кто уязвил и исцелит их (VI, 1). Они почувствуют себя как бы уничтоженными избытком своих страданий; в качестве народа они не существуют более; в качестве частных лиц они не что иное, как грешники и несчастные; они – мертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Ефрем, видя опасности, окружающие его, питается тщетными надеждами (VIII, 7; Притч.15:14 ; Ис.44:20 ), и ищет помощи только у людей и язычников; он призывает к себе Ассура, и в то же время, вероломный, посылает драгоценные дары царю египетскому; он лжет перед Богом и пред людьми. Превечный с давнего времени судится с Ефремом, и будет судиться и с Иудою, который сделался столь же виновным, как и Ефрем: Весь народ (Иаков) получит праведное наказание за свои грехи. И между тем Иаков был приготовлен Богом к великим и необычайным судьбам. Еще во чреве матери заменил он брата своего старшего, хотя младший в человеческом семействе, он превзошел все народы и в познании Бога и в святости. А возмужав, он боролся с Богом... и превозмог. Это было во время великой опасности; Иаков шел на встречу своему брату, у которого он похитил хитростью благословение отца, и который заявил высокомерно желание отмстить за это смертью; но в эту ночь, в Пенуэле, Иаков склонил Бога искренностью своего раскаяния, своими слезами и горячностью своих молитв, даровать ему Его прощение и спасти его от смерти. Ах, почему его сыны не последуют его примеру, не борются в подобной опасности с Ангелом и не вынуждают его благословить их. Для нас еще существуют домы Божии (Вефили); Бог, открывшийся Иакову у Вефиля, готов еще говорить и с нами: потому что Он всемогущ (Бог воинств) и неизменен (сущий). Итак, обратись к твоему Богу, храни милосердие и правду, и уповай непрестанно на твоего Бога. II – XII, 1–7. «2. Но особенно виновен Ефрем, особенно к нему относятся Мои угрозы. Ефрем сделался подобен тем преступным народам, которых он должен был уничтожить и заменить. Он – Хананеянин ( Oc. XII, 7 ), как Финикияне, и прибегает для своего обогащения к обману и плутовству ( Aм. VIII, 5 . Mux. VI, II ), он горд и доволен своими богатствами, и говорит, что если, приобретая их, он допустил некоторые неверности, то они не составляют истинных грехов, могущих навлечь на него гнев Божий. ( Зax. XI, 5 ). Но как бы ни были велики твои грехи, Я еще Бог твой, Я – Бог твой от самой земли Египетской, Я – Бог твой теперь, когда приготовляю твою гибель, и по Моей любви к тебе Я хочу вывести тебя из твоей земли и бросить тебя в пустыню, где ты будешь жить снова под шатрами (II, 14), и это время бедствия временного будет истинным временем празднества духовного.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

   – Иди и скажи пришлому монаху тому: господин Ефрем! прошу тебя – взойди во святой алтарь: тебя зовет архиепископ.    Архидиакон пошел и сказал, как ему было приказано. Ефрем же удивился этому и прославил Бога. Сотворив затем земной поклон, он сказал:    – Воистину велик Василий, воистину он есть столп огненный, воистину Дух Святой говорит его устами!    Потом упросил архидиакона, чтобы тот сообщил архиепископу, что, по окончании святой службы, он хочет в уединенном месте поклониться ему и приветствовать его.    Когда Божественная служба окончилась, святой Василий взошел в сосудохранительницу и, призвав преподобного Ефрема, дал ему целование о Господе и сказал:    – Приветствую тебя, отче, умножившего учеников Христовых в пустыне и силою Христовою изгнавшего из нее бесов! Для чего, отче, ты принял на себя такой труд, явившись увидеть грешного человека? Да воздаст тебе Господь за труд твой.    Ефрем же, отвечая Василию чрез переводчика, сказал ему все, что было у него на сердце, и причастился со своим спутником Пречистыми Тайнами из святых рук Василия. Когда они после в доме Василия сели за трапезу, преподобный Ефрем сказал святому Василию:    – Отче святейший! Одной милости прошу я у тебя – соблаговоли мне дать ее.    Василий Великий сказал ему:    – Скажи, что тебе нужно: я в большом долгу у тебя за труд твой, ибо ты для меня предпринял столь далекое путешествие.    – Я знаю, отче, – сказал достопочтенный Ефрем, – что Бог дает тебе все, что ты просишь у него; а я хочу, чтобы ты умолил Его благость о том, чтобы Он подал мне способность говорить по-гречески.    Василий отвечал:    – Прошенье твое выше сил моих, но так как ты просишь с твердою надеждою, то пойдем достопочтенный отец и пустынный наставник в храм Господень и помолимся ко Господу, Который может исполнить твою молитву, ибо сказано: «Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» (Пс.144:19).    Избрав удобное время, они начали молиться в церкви и молились долго. Потом Василий Великий сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Есть в нашем монастыре и другой монах, ему 97 лет. Он пришел в монастырь в 1924 году, был послушником приснопамятного прозорливого и святого игумена Григориата отца Афанасия. И сам он очень добродетельный старец, я не назову его имени, потому что он жив (речь идет об отце Исихии, когда записывалось это интервью, он был еще жив. – Прим. перев.). Я помню, как однажды сказал ему, что он так много совершил подвигов, а он ответил: «Ничего я не сделал. Вся моя жизнь прошла в пустословии». Он не считал себя достойным даже того, чтобы мы сварили чашечку кофе для него. Если мы готовим кофе для кого-то другого, пускай и для него, но для него одного – «нет». Он никогда ничего не просил. За столько лет, сколько я уже в монастыре, он никогда не попросил для себя даже рясы, ни подрясника и ничего иного. Он ходит во всем ветхом и этим доволен. Единственное, о чем он сожалеет, это то, что не может выполнять послушание и, по его словам, «даром ест хлеб». Этот старчик, наделенный таким глубоким смирением, имеет большую благодать и большой мир в душе. Когда миряне-христиане приходят, чтобы его увидеть – кажется, что Бог его извещает – они еще не успеют ему рассказать что-то и задать конкретные вопросы, он говорит им то, что каждый имеет духовную нужду узнать. Другой монах, который жил в нашем монастыре и почил несколько лет тому назад, отец Ефрем, тоже имел это глубокое смирение. Как-то он, больной, находился в больнице «Феагенио» в Салониках. Там я навестил его. Когда я приблизился к его кровати, он поднял свои ручки и сказал мне: «Иди сюда, Геронда, я хочу исповедоваться». Он начал исповедоваться прямо при всех. Все больные слушали его исповедь, а старчик делал это в простоте сердечной, ему не пришло в голову, что другие слышат его. «Я хочу, чтобы ты меня простил, Геронда», – сказал он, – «потому что я тебя огорчал». «Ты меня не огорчил», – ответил я, – «скорее это я тебя огорчал, потому что бываю немного строг». А он говорит: «Ты это делал ради моего спасения, а я тебя беспокоил из-за своих страстей. А ты именно так и должен был поступать со мной». Тогда я повернулся и обратился к мирянам, которые все слышали: «Вы видите, какое смирение имеет отец Ефрем и что он говорит?!» Тогда отец Ефрем обернулся и сказал им: «Братья мои, я исповедую вам, я не имею никакой добродетели. За столько лет на Святой Горе я не сделал ничего. Я прошу вас, помолитесь о моем спасении». И тогда все миряне пришли в умиление и начали плакать, видя смирение монаха, который был рядом с ними, ибо они видели, сколь он добродетелен и терпелив. Один юноша из работников больницы, присутствовавший при этом, перекрестился и сказал: «Слава Богу, что существует Святая Гора».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=3&iid=2904

Почему же предложение соорудить палатки неуместно? Первый «заслуживающий порицания аспект этого предложения в том, что оно поставило Иисуса на один уровень с небесными гостями» (В. Лиефельд). Так считают библеисты сегодня, об этом писали святые отцы в древности: «Еще сказал Петр: Сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии . Симон послан созидать Церковь в мире, и вот творит кущи на горе, потому что все еще как на человека смотрит на Иисуса и ставит Его в ряд с Моисеем и Илией. И Господь тотчас показал ему, что не имеет нужды в его куще, потому что Он отцам его в пустыне в продолжение сорока лет творил сень облачную. Ибо когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их . Видишь, Симон, сень, устроенную без труда, сень, которая преграждает зной и не производит тени, сень, которая молниеносна и светла» (преп. Ефрем Сирин). Вторая несуразность в том, что Ап. Петр, потрясенный увиденным и пережитым, осмысляет это потрясающее Откровение в образах иудейского Праздника Кущей. Во время этого праздника иудеи вспоминали свой исход из Египта и пребывание в пустыне. В дни праздника на улицах ставились палатки и шалаши, люди плясали и пели… Иудеи считали, что примерно так же, в покое и веселье, они будут проводить время, когда придет Бог на землю и совершит Свой Суд. Ошибка Петра была в том, что он думал, будто этот день, день конечного и вечного покоя, настал! Он до конца так и не понял (пока еще) значение креста и искупительной смерти 6 . В контексте того, что Моисей и Илия говорили о предстоящем исходе Спасителя, Петр посчитал, что день этот уже настал. «Петр сказал: Господи! Хорошо нам здесь быть . Что говоришь ты, Симон? – восклицает преподобный Ефрем. – Если здесь останемся, кто исполнит слово пророков? Если здесь останемся, на ком исполнятся слова: Пронзили руки мои и ноги мои ( Пс. 21, 17 )? К кому будет относиться сказанное: Делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий ( Пс. 21, 19 )? С кем сбудется это: Дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом ( Пс. 68, 22 )? К кому отнести это: Между мертвыми брошенный ( Пс. 87, 6 )? Если здесь останемся, кто раздерет рукописание Адамово? Кто оплатит долг его? Кто обновит на нем одеяние славы? Если здесь останемся, как будет все то, что сказал я тебе? Как созиждется Церковь? Как получишь от Меня ключи Царства Небесного? Кого будешь вязать? Кого будешь разрешать? Если здесь останемся, без исполнения останется все сказанное пророками» (преп. Ефрем Сирин).

http://azbyka.ru/parkhomenko/o-preobrazh...

Но более всего прославился преп. Ефрем, как  учитель христианской жизни  и, в частности, как проповедник сокрушения сердечного.  По свидетельству нашего выдающегося церковного историка Архиепископа Филарета Черниговского , «сочинения последняго рода составляют именную печать души преподобного Ефрема и вместе его славу на все века». Св. Григорий Нисский говорит, что «плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом, – день и ночь лились у него слезы». Прославленный даром чудотворений, отрешившийся от всех земных привязанностей, отдавшийся непрестанной молитве, пощению, бдению, богомыслию, нестяжательности, но вместе с тем и милосердию, проявлявшемуся в деятельном служении ближним, необычайно смиренный подвижник, постоянно осуждавший себя, но в то же время ревностный и тонкий обличитель еретиков, неутомимый и глубокомысленный толкователь Священного Писания, искренний и искусный песнописец, редкий знаток человеческого сердца и пламеннейший проповедник покаяния и нравственного обновления, – преп. Ефрем, по словам св. Григория Богослова , вмещал в себе все то, что составляет отличительные черты  человека по Богу. Знание духовной природы человека, приобретенное путем постоянного самоуглубления, привело его, однако, к сознанию того, что самое необходимое для человека это – сокрушение сердечное и плач о грехах своих. И он сам постоянно плакал, и других в своих поучениях учил плакать,  в строгом соответствии с второй заповедью блаженства:  «Блажени плачущии, яко тии утешатся»   ( Матф. 5, 4 ). И поучения преп. Ефрема, с одной стороны, поражают и сокрушают душу страхом, но в то же время, исполняя ее глубокого умиления, утешают высокою неземною радостью. Ни о чем другом так много не говорил и не писал преп. Ефрем, как о сокрушении сердечном, как о необходимости постоянно проливать слезы покаяния, потому что и сам он был проникнуть чувством глубочайшего сокрушения о грехах своих. Ни днем ни ночью не отступала от него эта мысль о грехах. «На ложе моем», говорит он в одном из своих умилительных песнопений: «помыслил я о Тебе, Человеколюбче, и в полночь возстал прославить благость Твою. Привел себе на память долги и грехи свои и пролил потоки слез. Ободряли меня разбойник, мытарь, Мария-грешница, Хананеянка, и также кровоточивая и Самаряныня при кладезе водном. Они говорили мне: «возстань, умоляй о щедротах; Господь твой исполнен щедрот».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Все вышесказанное в полной мере относится лишь к первой части книги пророка Исаии (Ис 1–40), часть же вторая включает главы со столь явным эсхатологическим содержанием (Ис 40–62; 65–66), что она не только вполне справедливо именуется Ветхозаветным Апокалипсисом, но и соответствует новозаветному учению о скончании времен, изложенном в Откровении Иоанна Богослова. Хотя если подходить к поставленной теме непредвзято, то соответствия Новозаветному Апокалипсису можно найти и в первой части книги пророка Исаии. Так, тринадцатая глава, начатая словами, что это «пророчество о Вавилоне» (Ис 13.1), обрисовывает картину грядущих бедствий словами, имеющими явно эсхатологическое значение: «Рыдайте, ибо день Господа близок... Вот приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим» (Ис 13. 6–10). То, что падение Вавилона пророк Исаия описывает словами, сходными с пророчествами Апокалипсиса (Откр 6. 12–17), объясняется тем, что в языке обоих боговдохновенных авторов Вавилон — это царство Антихриста ( Арсений, митр. Киевский и Галицкий. Цит. соч. С. 225). Вполне возможно, что именованием Иоанном Богословом царства Антихриста Вавилоном (Откр 16. 19), опирается на современное ему понимание того, что пророком Исаией разрушение Вавилона исторического, воспринималось как прообраз разрушения Вавилона апокалиптического. Вполне следует в русле данной экзегетической традиции преподобный Ефрем Сирин, который, дав вначале вполне историческое истолкование словам о падении Вавилона, все же переносит мысль к дням окончания мира ( прп. Ефрем Сирин. Цит. соч. С. 348). В словах же пророка о том, что «в тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана... чудовище морское» (Ис 27. 1), преподобный Ефрем Сирин, кроме исторической перспективы, видит и то, что «пророк в малых образах представил здесь славные таинства, и указывает на тот день, в который Бог посетил и искупил мир и разрушил дело диавола» (Там же.

http://patriarchia.ru/db/text/57444.html

Говорит всем? Когда отец Ефрем услышал это, он спросил: – Всем? – а потом: – Я это говорю не всем, я говорю, когда нужно. Так вот. Потом мы учтиво вышли и оставили его там. Отец Ефрем сказал ему: – Ты останься! – и рассказал ему о многом касающемся его личной жизни. И вот он вышел, и мы отправились домой. Он был весь мокрый от пота, потрясенный и с красными глазами – видно было, что он плакал там. Мы вернулись к себе, а он все молчит. – Что тебе сказал отец Ефрем? – Да так, всё о личном. – А то, что он тебе говорил, так и было? – Да, все так и было.      И вот я дальше принялся за свой труд его обращения, но он по-прежнему не менялся. Ровным счетом никак. И тогда другой старец, живший с нами, сказал мне: – Оставь его! Этот молодой человек, к сожалению, мертв. Он глух ко всему! И действительно, он не увидел ничего из очень многого, что видел: у него брат был монах, родные – церковные люди, он видел святых людей: старца Паисия , старца Ефрема – и ничего. Не меняется человек, земля тверда. Так почему же так получается? Но мы не можем осуждать ни одного человека и говорить: «Он пропащий». Никто не пропащий. Может, сегодня он и пропал, а завтра Бог найдет его. Сегодня, может, у него это окаменение, а завтра Бог найдет способ изменить его. За свою жизнь нам довелось видеть сильные перевороты в людях, которые менялись в 80, 85 лет и даже достигали высоких вершин добродетели. Вспоминаю одного деда, который жестоко мучил свою жену. Когда его супруга умерла, ему был 81 год. Он причинял ей много страданий; что и говорить, тяжелый был человек, занозистый, когда был в силе. Такая страшная злоба у него была. А жена у него была святая: день и ночь в церкви – действительно святая женщина. И вот когда приблизились последние дни ее жизни, она его упросила, и он за месяц-другой до того, как ей умереть, сжалился и разрешил ей принять монашество. Она стала монахиней, прежде чем умереть. Она умерла, и он после ее смерти в свои 82 года пришел на Святую Гору. Мы, когда его увидели, спросили:

http://pravoslavie.ru/58193.html

Поколение Ефрема от сына его Шутелаха, представителя главного, по ( Чис.26:35–36 ), рода ефремлян, проводится через шесть генераций, кончая Шутелахом (21 стих), к которому присоединяются еще его братья Езер и Елиад. 1Пар.7:21 .  и Завад, сын его, и Шутелах, сын его, и Езер и Елеад. И убили их жители Гефа, уроженцы той земли, за то, что они пошли захватить стада их. Замечание стиха 22, что убитых в Гефе оплакивал отец их Ефрем, дает понять, что набег ефремлян на Геф имел место во время жизни евреев в Египте (см. комментарий к ( Исх.1:9–10 ), но не ранее, так как по ( Быт.46:20 )) сам Ефрем родился в Египте. С другой стороны, ввиду того, что по 23 ст. Ефрем – имя личности, но не собирательное имя всего колена, нельзя относить это событие и к более позднему времени, как делает, напр., Бертольд, разумеющий под Ефремом все колено, а не личность. 1Пар.7:24 .  И дочь у него была Шеера. Она построила Беф-Орон нижний и верхний и Уззен-Шееру. Шеера – дочь или внучка Ефрема, но не случайно упомянутого в ( 1Пар.7:23 ) Берия. Верхний и нижний Бефорон лежат на южной границе колена Ефремова, на дороге из Иерусалима в Яффу. 1Пар.7:25 .  И Рефай, сын его, и Решеф, и Фелах, сын его, и Фахан, сын его, 1Пар.7:26 .  Лаедан, сын его, Аммиуд, сын его, Елишама, сын его, 1Пар.7:27 .  Нон, сын его, Иисус, сын его. Предки Иисуса Навина. Судя по ( Чис.26:35 ) и др., Рефая и Решефа едва ли можно считать сыновьями Ефрема. В ( Чис.26:35 ) имя Фахан усвояется сыну Ефрема, но Фахан настоящего стиха, очевидно, его дальнейший потомок. 1Пар.7:26 .  Лаедан, сын его, Аммиуд, сын его, Елишама, сын его, Как имя ефремлянина Лаедан встречается только здесь. В ( 1Пар.23:7 ) и ( 1Пар.26:21 ) оно является именем одного из левитов. Сын Аммиуда Елишама был во времена Моисея вождем колена Ефремова ( Чис.7:48,10:22 ), а его внуком, сыном Нуна, или, по чтению Пятикнижия, Нуна является известный Иисус Навин. 1Пар.7:28 .  Владения их и места жительства их были: Вефиль и зависящие от него города; к востоку Нааран, к западу Гезер и зависящие от него города; Сихем и зависящие от него города до Газы и зависящих от нее городов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ос.13:12 . Связано в узел беззаконие Ефрема, сбережен его грех. «Как в мире временном», – говорит блаж. Иероним в пояснение ст. 12-го «то, что связывается, оберегается и не утрачивается для того, для кого было связано, так все беззакония, через которые Ефрем грешил против Бога, связаны для него и сберегаются как бы скрытые в кошельке». – Евр. Zarur (связано в узел) LXX читали как сущест. Zeror, συσιροφ – связка; отсюда в слав. «согромаждение» (неправды). Ос.13:13 . Мýки родильницы по­стигнут его; он – сын нера­зу­мный, иначе не стоял бы долго в по­ложе­нии рожда­ю­щихся детей. С муками родильницы в ст. 13 сравниваются предстоящие Израилю бедствия. Вместе с тем дается мысль, что эти бедствия, как и муки рождающей, послужат началом новой жизни. «Он – сын неразумный, иначе не стоял бы... в положении рождающихся детей». Вторую половину изречения с евр. точнее должно бы передать: «ибо он во время (et – accus. temp. ) не становится в двери детей», т. е. «не входит в отверстие ложесн матери», замедляя и затрудняя этим рождение (Бродович). Пророк хочет сказать, что Ефрем мог бы облегчать свое рождение в новую жизнь, мог бы уменьшить через раскаяние муки суда Божия. Но Ефрем – сын неразумный. Чтение греч. -слав: «зане ныне не устоит в сокрушении чад» произошло вследствие слишком буквальной передачи LXX -ю текста подлинника. Ос.13:14 . От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя по­беда? Раскаяния в том не будет у Меня. Многие экзегеты (Шмоллер, Симон, Новак и др.) толкуют 14-й ст. в том смысле, что в нем выражается мысль о неотвратимости погибели Израиля ( «раскаяния в том не будет у Меня»). Начальные предложения ст. 14-го считают при этом вопросительными и при том такими, которые предполагают ответ отрицательный (Искуплю ли? Избавлю ли?) А во второй половине стиха, в словах «смерть, где твое жало? ад, где твоя победа?» видят обращенный к смерти и аду призыв или побуждение губить Израиля. Но изложенное понимание ст. 14-го не вполне гармонирует с контекстом речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010