Но праздник Пурим не был праздником, законом предписанным, а был учрежден позднейшими иудеями ( Есф.9:21 ). Притом, – на него не приходили в Иерусалим, а справляли его в синагогах 54 . Против этого замечают, что Христос-Спаситель приходил в Иерусалим и на праздники, установленные после Моисея, в поздний период истории еврейского народа, напр., на праздник обновления храма 55 ( Ин.10:22 ). Но можно предполагать, что на этот праздник Иисус Христос не приходил намеренно из Галилеи, а, придя на праздник кущей, оставался в Иудее до праздника обновления храма. В самом деле, в 7 гл., ст. 2 и 10 евангелист Иоанн сообщает, что Иисус Христос пришел в Иерусалим на праздник кущей, праздновавшейся от 15-го дня месяца Тисри (наш сентябрь – октябрь), и все, что описано евангелистом с Ин.7:10 до Ин.10:22 произошло в этот праздник. В 10-й же главе, ст. 22, евангелист Иоанн говорит о том, что произошло на празднике обновления храма, праздновавшемся в продолжении восьми дней, начиная от 25-го дня месяца кислева, – в первой половине нашего декабря. Следовательно между праздниками кущей и обновления храма прошло около двух месяцев, о которых евангелист не сообщает, где именно пребывал Иисус Христос в продолжении их. Но если бы перемена места деятельности Иисуса Христа в данном случае была значительной, то, по всей вероятности, евангелист отметил бы это. Поэтому можно предполагать, что Иисус Христос между праздником кущей и обновления оставался вблизи Иерусалима, в земле Иудейской (срвн. Ин.3:22 ), а не из Галилеи пришел в Иерусалим. Итак, не Пурим разумеется Иоанном ( Ин.5:1 ). Едва ли можно разуметь здесь также и праздник пасхи, потому что непонятно было бы, почему этот праздник здесь был бы назван неопределенно, когда во всех других местах он называется, своим обычным именем τ πσχα ( Ин.2:13, 23, 6:4, 12:1 ) или, – когда из предыдущего ясно видно, что речь идет об этом празднике, – словом ορτ, но непременно с определенным членом ( Ин.4:45 ). – Весьма вероятно, что евангелист говорит в данном месте о празднике пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Кто должен платить этот налог. Обмен денег на предписанную древнюю монету. Ящики для сбора пожертвований в храме. Ковчег договора. Очищение храмовой завесы. Высокая ценность завесы, находящейся перед святилищем. Иома (  ) - День очищения) (Лев 16). Подготовка первосвященника; жребий для 2 козлов; 3 исповедания грехов первосвященника и его 3-кратное вхождение в Святая святых. Запреты, относящиеся к Дню очищения. Сукка (   - Шалаш); иногда во мн. ч.- Суккот (праздник Шалашей) (Лев 23. 33-43; Числ 29. 12-35; Втор 16. 13-15). Устройство праздничных шалашей и используемые материалы; обычай есть и спать в шалашах; праздничный букет (лулав, этрог); обряд возлияния воды. Беца (   - Яйцо (1-е слово трактата)), или Иом Тов (Праздник). О запрете работать по праздничным дням (Исх 12. 16; Лев 23. 7, 21, 25, 35, 36). Отличие от субботы и разные мнения по этому поводу в школах Гиллеля и Шаммайя. Рош Хашана (     - Новый год) (Лев 23. 24 сл.; Числ 29. 1 слл.). Четыре Новых года (в месяцы Нисан, Элул, Тишри, Шеват). Фиксация и освящение новолуний. Обычай трубить в шофары. Порядок благословений на новогодний праздник: 10 малкиййот (библейские стихи, в которых упом. Царство Божие), 10 зихронот (библейские стихи о памяти Божией), 10 шофарот (стихи, в к-рых упом. шофар). Таанит (   во мн. ч.   - Посты (Таанийот)). Когда требуется начинать молиться о дожде и поститься. Семидневные посты и соответствующие молитвы. В какие дни не следует поститься. Какие еще бывают поводы для поста. Здесь же (Таан. 3. 8) рассказывается история Хони-«кругочертителя» (Хони ха-Меаггел), мудреца, жившего во время постов 17 таммуза, 9 и 15 ава. Мегилла (   - Свиток). В тексте трактата большое внимание уделено свитку Есфирь, к-рый в Пурим читается в синагогах (ср.: Есф 9. 17-32). Когда и как читают этот свиток. Литургические чтения из Торы и пророков; какие тексты не разрешается читать публично, а какие - не должны переводиться. Моэд Катан (     - Малый Моэд, или Менее священные праздники). Даны указания о времени между 1-м и 7-м днем Песаха и между 1-м и 8-м днем праздника Шалашей, в к-рые разрешается работать.

http://pravenc.ru/text/2563848.html

Давид говорит о себе: «я одевался во вретище, изнурял постом душу мою» ( Пс.34:13 ); «колена мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука» ( Пс.108:24 . Читай еще: 2Цар.3:35 , 2Цар.12:16 ). Пророк Илия постился также сорок дней ( 3Цар.19:8 ). Постились: Ездра ( 2Ездр.8:49–50 ), Неемия ( Неем.1:4 ) Даниил ( Дан.10:2–3 ), постился весь народ Израильский ( Суд.20:26 , 1Цар.7:6, 31:13 ; Иудиф.4:9–13 ; Есф.4:16 ; Иер.36:9 ), постились Ниневитяне ( Ион.3:5 ). Вот как много примеров поста еще в Ветхом Завете! Неужели мы отстанем от ветхозаветных праведников в этой добродетели? Ведь «все это, – по слову святого Апостола Павла, – происходило с ними, как образы: а описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор.10:11 ). Да и Сам Иисус Христос указывает на Ниневитян, как на образец всем кающимся: «Ниневитяне, – говорит Он, – востанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» ( Лк.11:32 ). Правда, Христос Господь освободил нас от ига ветхозаветного обрядового закона, но пост Он освятил для нас примером Своим ( Мф.4:2 ), и наряду с наставлениями о том, как творить милостыню ( Мф.5:1–4 ), как молиться ( Мф.5:5–13 ), прощать обиды ( Мф.5:14–15 ), дал наставление и о том, как должно поститься: «когда поститесь, – говорил Он, – не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:16–18 ). В сих словах Спаситель не только учит, как поститься, но обещает постящемуся и награду от Отца Небесного, – значит, пост есть дело святое и Богу угодное. Когда ученики Иоанновы спрашивали Господа: почему Его ученики не постятся? Он не стал осуждать поста, а сказал только, что им не пришло время поститься, а «приидут дни, когда отнимется у них Жених», – то есть, когда Господь не будет более видимо пребывать с ними, – «тогда и они будут поститься» ( Мф.9:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Псалом 101 Пятый из семи покаянных псалмов (см. пс. 6:31, 37, 50, 129, 146). Псалом делится на две части. В первой (ст. 2–12) Псалмопевец со стоном взирает сам на себя, живописует внешние признаки своего горя, свое одиночество, напоминая этим праведного Иова; свою беду он воспринимает как кару Божию, как гнев Божий. Во второй части (ст. 13 и след.) место самоуничижения заступает восторженный гимн Богу: измученный человек поет теперь о дивном величии Божием, о милости и близости Бога к Своему народу, о Его славе среди всех племен, о его вечности и силе. Ст. 3. Не отвращай лица Твоего... приклони ко мне ухо Твое – образные выражения, взятые из обихода человеческих жестов, придают мольбе Псалмопевца наглядность и напряженность, они превращают просьбу услышь меня в заключительное из трех последовательных действий: обрати внимание, напряги слух, слушай. Ст. 5. ...забывал я вкушать хлеб мой – потерял желание вкушать пищу; похожий образ, олицетворяющий горе, – см.: Иов 33:20 ; в христианской традиции под хлебом понимается слово Божие, которым питается сердце и без которого сердце засыхает. Ст. 6. ...присохла кость моя – букв. «кость прилипла к плоти»; тот же образ – см.: Иов 19:20 . Ст. 7. ...птице пустынной... как филин – Псалмопевец говорит о своем одиночестве и сравнивает себя с птицами, которые по Закону Моисееву считались нечистыми (см.: Втор. 14:12–18 ); ...птице пустынной –пеликану. Ст. 9. В этом стихе звучит пророчество об отречении апостола Петра (см.: Мф. 26:33–75 ). Ст. 10. Пепел ел – метафора, означающая, что горе и страдания стали пищей Псалмопевца; пепел считался символом траура и горя (см.: Есф. 4:1 ; Иов 2:8 ; Иер. 6:26 ; Иез. 27:30 ), а также унижения и раскаяния (см.: Иов 42:6 ; Дан. 9:4 ). Ст. 11 . Псалмопевец признает, что гнев Божий постиг его за грехи. Ст. 12. ...словно тень – жизнь сравнивается с исчезающей вечерней тенью (см.: Иов 8:9 ); ...будто сено, иссох – приближается конец жизни. Ст. 14. Надежда на то, что Бог вмешается в судьбу Своего народа и поможет ему, постоянно звучит у Пророков (см.: Ис. 30:18; 49:13 ; Иер. 30:18 ); ...Сиону – Иерусалиму; св. отцы объясняют этот стих как пророчество о Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(Гл. IV). В Новом Завете примером поста служат: Господь наш Иисус Христос ( Мф.4:2 ; Мк.1:13 ; Лк.4:4 ), Иоанн Креститель ( Мф.3:4, 11:18 ), св. Апостолы ( Деян.13:2–3, 14:23 ), Анна пророчица ( Лк.2:36–37 ) и Корнилий сотник ( Деян.10:30 ). И после времен апостольских в церкви Христовой были бесчисленные постники в лице великих подвижников и пустынников, каковы: свв. Павел Фивейский, Антоний Великий , Евфимий, Савва, Макарий и др. (855 а –859 б ). (Гл. V). Во-вторых, необходимость и важность поста доказывается его многоразличною пользою: а) пост есть лучшее средство для обуздания плоти и верное орудие для победы над страстями: б) он располагает душу человека к молитве и Богомыслию; в) чрез пост мы служим Богу и выражаем свое почитание и благоговение к Нему; г) приносим Ему удовлетворение за наши грехи и умилостивляем Его праведный гнев на нас и д) приобретаем заслугу пред Богом и испрашиваем себе благ временных и вечных (859 б –862 а ). В-третьих, для доказательства той же мысли приводятся свидетельства святых отцев церкви. Они убеждали своих пасомых хранить пост, как установление Божие, как охрану против грехов и спасительное средство благоугождения Богу (867 аб ). По их учению, пост имеет великое значение для преспеяния в доброй жизни: он облегчает нашу молитву, отвлекает внимание от земных благ, располагает к милостыне и дает оружие против злых духов. Правда, не всякий в силах постоянно поститься, но всякий может воздерживаться от наслаждений и неумеренности в пище и питии: последняя – источник всяких грехов и страстей в человеке (862 а –863 б ; ср. 866 б ). Пост способствует умерщвлению в человеке стремлений к худым делам; он необходим для нас как одно из средств к покаянию; последнее без поста не может быть плодотворным (866 б ). 2) Второе положение, – именно то, что св. церковь Христова имеет власть определять законы о постах и обязывать своих членов к их исполнению, – доказывается свидетельствами св. Писания и постановлениями церковных соборов. (Гл. I). В Ветхом Завете жрецы и левиты имели право издавать постановления, обязательные для народа ( Втор.17:10–12 ). Даже главы семейств иногда делали завещания, которые свято соблюдались всеми последующими потомками их рода ( Иер.35:6 ). В частности – относительно постов неоднократно издавали повеления цари и старейшины Еврейского народа. Так, были установлены посты: царем Саулом ( 1Цар.14:24 ), Иосафатом ( 2Пар.20:3 ), Ездрою ( 2Ездр.8:49–50 ), Есфирью и Мардохеем ( Есф.9:30–31 ). Царь Ниневии, тронутый проповедию пророка Ионы, также объявил пост для всех своих подданных ( Ион.3:7 ). Если в Ветхом Завете вожди и руководители народа налагали на него посты и обязывали к повиновению, то тем более имеет это право св. церковь Христова (868 а –870 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

крещение новым рождением человека ( Ин.3:5 ; Тит. 3:5 ; 1Пет.2:2 ) и – что невозможно совместное пребывание в нем света и тьмы, греха и правды ( 1Кор.10:21 ; 2Кор.6:14–15 ; Рим.8:1 ) и е) учит, что Бог ненавидит грех в человеке ( Пс.5:6; 44:8 ; Прем.14:9 ). Все эти свидетельства св. Писания ясно доказывают, что в таинстве св. крещения очищаются и уничтожаются все грехи человека. Но похоть остается в нем и после крещения; следовательно, она – не грех и не может вносить нечистоты и порока в добрые дела наши (1008 б –10013 а ). Правда, протестанты в доказательство своего мнения, что в крещении грехи только покрываются милосердием Божиим, указывают на Пс.31:1–2 . Но блаж. Августин словам псалмопевца дает такое толкование, которое не оправдывает указанной протестантской мысли: в них разумеется не внешнее, наружное «прикрытие» грехов, а совершенное их удаление и исцеление Богом, действующим по подобию врача, покрывающего раны больного целебным пластырем (1013 аб ). 5) В молитве Господней как грешники, так и праведники просят Бога о прощении своих грехов; следовательно, последние присущи и добрым делам праведных. На это возражение «Камень веры» отвечает, что в молитве Господней праведники молят Бога о грехах простительных, без которых невозможно прожить человеку на земле ( Иак.3:2 ; 1Ин.1:8 ), и которые не вносят порока в добродетели и подвиги святых Божиих (1013 б –1014 а ). (Гл. VI). К вышеизложенному учению о добрых делах «Камень веры» присоединяет решение следующих вопросов, тесно связанных с содержанием всего трактата: 1) следует ли человеку полагать надежду на свои добрые дела в чаяниях жизни вечной? 2) можно ли творить добрые дела ради небесного воздаяния? и 3) какие свойства добрых дел? 1) На первый из этих вопросов «Камень веры» отвечает, что «надежду и упование в первых на Бога полагати подобает: но сих же мощно надежду некую и упование полагати и на заслуги, или на благая дела, обаче со смиренномудрием, а не с гордостию» (1014 б –1015 а ). В доказательство этого положения приводятся свидетельства св. Писания и св. отцев церкви. Так, Ветхозаветные праведники возлагали надежду на свои добрые дела и ожидали за них мздовоздаяния ( Тов.4:11 ; Иов.13:14, 18 ; Пс.17:21–23 ; Ис.38:3 ; Есф.4:17 ; Неем.5:19 ). В Новом Завете, как основания христианской надежды, указываются: чистота сердца, терпение в скорбях и вообще подвиги добродетельной жизни ( 1Ин.3:21 ; Рим.5:3–5 ; 1Тим.3:13 ; Евр.10:34–35 ; 2Тим.4:7–8 ). Св. Иоанн Златоуст говорил, что как елей дает свет светильнику, так и добрые дела возбуждают нашу надежду. Свв. подвижники – Илларион и Павел Фивейский при своей блаженной кончине утешали себя надеждою на свою святую жизнь (1015 а –1016 б ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

По сей молитве Илиодор – полвоводец Селевка, посланный от него похитить сокровища храма Божия, при самой сокровищнице повержен был силою Небесною в изнеможение и бесчувствие (2Макк.3:18, 20–21:25–29). В Ветхом Завете установлены были и особенные праздники в воспонинание избавления от бедствий, напр.: праздник жребиев в 14 и 15 дни месяца Адара, двенадцатого в году церковном, в память избавления иудеев от Амана, который жребием назначил первый из сих дней для погубления их ( Есф.9–10 ); праздник в память победы, одержанной Иудой Маккавеем, и день взятия Иерусалимской крепости в 13-й день Адара (1Макк.13:52; 2Макк.15:36–37), и другие подобные праздники (3Макк.6:27–33). В христианстве от самого начала его приносимы были верующими теплые моления об избавлении от бедствий и благодарения за избавления ( Деян.4:24–31, 12:5 ) 1981 . Св. Златоуст говорит: «Хотя землетрясение миновало, но благоговение пусть не проходит. Три дня мы молились, да не окончится тем наше усердие» 1982 . От просительных и благодарственных молений произошли известные в Прав. Церкви литии и крестные хождения, издревле и доселе совершаемые ею в известные дни 1983 . Всенародные бедствия, память избавления от коих Церковь сохраняет, суть: землетрясения, войны, моровые язвы, наводнения и проч. Так, 26 октября (8 ноября) Церковь воспоминает великое и страшное землетрясение, бывшее в Царьграде в 741 году, в царствование Льва III Исавра 1984 ; 27 июня (10 июля) совершает торжественное воспоминание победы под Полтавою, бывшей в 1709 году; 25 декабря (7 января) творит воспоминание избавления Церкви и державы Российской от нашествия французов и с ними дванадесяти язык, и проч. Во все сии дни Церковь воспоминает, яко Бог помощник нам есть, и Бог Вышний избавитель нам есть ( Пс.77:35–36 ). Примеч. По порядку следовало бы здесь сказать о днях кавалерских, но о них вкратце упомянуто уже выше, когда говорено было о днях богослужения в честь тех святых, во имя коих учреждены знаки орденов. 747 Лаод. Собор. прав. 35 и толкован.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

2, 19). 6 Сравн. Иерон. (Хр. Чт. 1836 г.): «приобрети благоразумие, справедливость, воздержание и мужество. В сих четырех добродетелях, как в четырех странах света, должен заключаться весь мир твоей деятельности. Эта четвероконная колесница должна вести тебя к цели, как возницу Христова». 7 Мы держимся того деления на главы и части, которое находится в «Правиле пастырском», изданном на русском языке проф. Киевской академии Д. Подгурским., Κ.–1874. Это же издания мы использовали при составлении содержания «Правила пастырского». 8 Ο высоте пастырского служения говорит св. Иоанн Златоуст в словах «о священстве» (περ ερωανης), 2, 4: «обучающийся подвигу себе только пользу доставляет, а пастырского звания приобретение на всех людей переходит. Да и деньги неимущим раздающий·или другим каким-либо образом обидимых, заступающий пользует также николико ближних, но толь меньше священника, елико следственною есть вещию тело пред душею. Впрочем, благопристойно Господь попечению о овцах знаком любления Себя быти изъявил» (цитата из слов св. Златоуста о священстве приводится по изданию св. Синода, 1884 г.). 9 Ср. Амвр. о должностях, 2, 12: похвальное дело, дабы мы· напоеваемы были глаголим писаний Божеских. 10 Злат, о свящ. 4, 3:« церковь Христова, по святому Павлу, телом есть Христовым, и надлежит тому, кому оно вверено, в могуществе миогом и доброте непритворной упражнятися: повсюду осматривать, нет ли где скверны, или порока, или же другого какового пятна, которое красоту и благолепие оное бесчестит ( Колос.1:18 , Есф.5:27 ). Да и что сие значит как не то, чтобы принадлежащее к Его бессмертной и блаженной главе тело, по человеческой возможности, достойно нам изъявлять». 11 Св. Амвр. о должн. 1, 3: «свяжи слово твое, да не будет невоздержно и продерзостно, да чрез многоглаголание не соберете себе грехи: да будет умеренно, и останавливается в своих границах». 12 Злат. о свящ. 4, 1:6: «нам (священникам) должно везде тщатися исполнять (обязанности) по силе, и богохвален язык купно с мыслию имети...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

§ 71. Как Бог гордым противится (Иак. 4:6), показывают страшные судьбы Божии, которые нам святое Божие слово представляет, дабы мы, взирая на них, всеми силами береглись от мерзкого и душепагубного этого порока. Вознеслись прародители наши в раю и возжелали божеской чести – но лишились и той чести, которую имели, и скотам несмысленным уподобились (Пс. 48:13), и всякому бедствию подпали. Вознеслись потомки Ноя и сотворением столпа хотели сотворить себе имя славное – и смешал Господь язык их, так чтобы один не понимал речи другого (Быт. 11:3-9). Вознесся фараон, царь египетский, против Бога и людей Его хотел озлобить и погубить – и погиб сам со всем воинством в море Чермном, и погряз, как олово, в воде глубокой (Исх. 14:15,10). Вознеслись Корей, Дефан и Авирон, и Моисею, пророку Божиему и вождю своему, воспротивились – и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества (Числ. 16:32-33). Возвысил глас хульный на Бога вышнего и на святой град Его Сеннахирим, царь ассирийский, – и вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек; сам же царь поражен был мечом сыновьями своими (Ис. 37:36-38). Возвысился Олоферн, вождь войска ассирийского, – и рука женская отсекла гордую главу его (Иудифь. 13:8). Возвысился Аман, первый советник персидского царя Артаксеркса, – и повешен на древе, которое неповинному израильтянину Мардохею уготовил было (Есф. 7). Возвысился Навуходоносор, царь вавилонский, – и услышал глас с небес: Тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и прочее (Дан. 4). Вознесся до небес град Капернаум – и слышит от Христа: И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься (Мф. 11:23). Вознесся фарисей – и пошел осужденным в дом свой (Лк. 18:14). Так гордым противится Бог! Так вознесенных смиряет Господь! Нет ничего более ненавистного Богу в людях, чем гордость. Что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16:15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010