Когда во внешний двор царского дома пришел Аман, чтобы просить царя повесить Мардохея на приготовленном дереве, Артаксеркс спросил Амана, «что сделать бы тому человеку, которого царь хочет отличить почестью» (Есф 6. 6). Поскольку Аман думал, что речь идет о нем самом, он предложил царю одеть такого человека в царские одежды, посадить на царского коня, возложить на его голову царский венец и повелеть «одному из первых князей царских» вывести его с почетом на городскую площадь. Вопреки надеждам Амана царь повелел ему сделать «это Мардохею Иудеянину» (Есф 6. 7-10). Выполнив царский приказ, Аман в печали «поспешил в дом свой» (Есф 6. 12) и пересказал все случившееся жене и своим мудрым друзьям, к-рые предупредили Амана, что ему, вероятно, не удастся пересилить Мардохея, «ибо с ним Бог живой» (Есф 6. 13; эти слова отсутствуют в евр. тексте и имеются только в LXX). Во 2-й день пира, когда Артаксеркс снова предложил Есфири исполнить любое ее желание, она обратилась к нему с просьбой спасти ее народ: «Ибо проданы мы, я и народ мой, на истребление, убиение и погибель» (Есф 7. 4). Есфирь сообщила царю, что «тот, который отважился в сердце своем сделать так»,- это Аман, а когда один из евнухов указал на дерево, приготовленное Аманом для Мардохея, царь повелел повесить на нем самого Амана (Есф 7. 5-6, 9-10). После смерти Амана, главного врага иудеев, Есфирь и Мардохей принимают меры для спасения своего народа. Поскольку уже невозможно было отозвать указ об истреблении иудеев, «ибо письма, написанного от имени царя и скрепленного перстнем царским, нельзя отменить» (Есф 8. 8), Мардохей разослал от имени Артаксеркса новый указ «к Иудеям, и к сатрапам, и областеначальникам, и правителям областей от Индии до Ефиопии» (Есф 8. 9). В этом указе, имевшем статус закона (Есф 8. 13), говорилось, что «царь позволяет Иудеям... стать на защиту жизни своей»; при этом иудеи могли безнаказанно нападать на жилища всех своих врагов, убивать их с семьями и разграблять их имущество (Есф 8. 10-11). Когда «гонцы, поехавшие верхом на быстрых конях» (Есф 8. 14), доставили списки этого указа в разные области Персидской империи, мн. представители различных народов «сделались Иудеями, потому что напал на них страх пред Иудеями» (Есф 8. 17). 13-го числа месяца адара, когда должен был быть исполнен подготовленный Аманом первоначальный указ об истреблении иудеев, «никто не мог устоять пред лицом их, потому что страх пред ними напал на все народы» (Есф 9. 2). При поддержке Мардохея, занявшего видное положение при Артаксерксе («Ибо велик был Мардохей в доме у царя...» - Есф 9. 4), иудеи собрались в городах империи, вооружились и организовали массовое избиение своих врагов (Есф 9. 2, 5). В Сузах ими было убито в общей сложности 800, а по всей стране - 75 тыс. чел. 2 раза в тексте сообщается, что иудеи «на грабеж не простерли руки своей» (Есф 9. 10, 15). По особой просьбе Есфири царь позволил также повесить на дереве «десятерых сыновей Амановых» (Есф 9. 14).

http://pravenc.ru/text/190265.html

Царица Есфирь. Худож. Андреа дель Кастаньо. 1450 г. (Галерея Уффици, Флоренция) Царица Есфирь. Худож. Андреа дель Кастаньо. 1450 г. (Галерея Уффици, Флоренция) По совету своих приближенных царь решил, «что Астинь не будет входить пред лицо царя», а ее «царское достоинство... царь передаст другой, которая лучше ее» (Есф 1. 19; ср.: Есф 2. 4). Для выбора новой царицы царь назначил «во все области своего царства» наблюдателей, которые должны были собрать «всех молодых девиц, красивых видом», и направить их в Сузы под надзор царского евнуха Гегая (Есф 2. 3). Та из девиц, «которая понравится глазам царя», должна стать новой царицей «вместо Астинь» (Есф 2. 4). В числе прочих «в царский дом под надзор Гегая» (Есф 2. 8) была взята и молодая еврейка Есфирь, жившая в Сузах вместе со своим родственником Мардохеем, заменившим ей отца после смерти родителей (Есф 2. 5-7); по приказанию Мардохея Есфирь скрывала свое происхождение (Есф 2. 10). В течение 12 месяцев над ней производилось «все, определенное женщинам»: «притиранья... мирровым маслом и... другими» ароматными веществами (Есф 2. 12), после чего настала ее очередь идти к царю. Есфирь «приобрела... благоволение» царя, и он «сделал ее царицею на место Астинь» (Есф 2. 17). Однако и после этого она «не сказывала о родстве своем и о народе своем» (Есф 2. 20). Сцены из Книги Есфири. Роспись синагоги в Дура-Европос. Ок. 250 г. (Национальный музей, Дамаск) Сцены из Книги Есфири. Роспись синагоги в Дура-Европос. Ок. 250 г. (Национальный музей, Дамаск) В это время Мардохей, к-рый «сидел у ворот царских», стал свидетелем разговора 2 царских евнухов, к-рые «замышляли наложить руку на царя Артаксеркса». Мардохей сообщил об этом Есфири, а та «сказала царю от имени Мардохея». Артаксеркс казнил обоих евнухов, убедившись в их виновности, и повелел сделать запись о благодеянии Мардохея «в книгу дневных записей у царя» (Есф 2. 21-23). Артаксеркс наделил особой властью «выше всех князей» Амана, одного из своих приближенных, так что все люди по приказу царя «падали ниц пред Аманом» (Есф 3. 1-2); единственным, кто «не кланялся и не падал ниц», был Мардохей (Есф 3. 2, 4). Узнав об этом, Аман пришел в ярость и решил не только «наложить руку на одного Мардохея», но и «истребить всех Иудеев», поскольку ему сообщили, «из какого народа Мардохей» (Есф 3. 6). Аман приказал бросить жребий (   - пур), с помощью которого было решено погубить народ Мардохея «на двенадцатый [месяц], то есть на месяц Адар» (Есф 3. 7). Для исполнения своего замысла Аман сообщил Артаксерксу о том, что иудеи якобы не выполняют законы царя, и в случае их истребления обещал царю передать в царскую казну 10 тыс. талантов серебра (Есф 3. 9). С согласия царя Аман послал гонцов «к сатрапам царским и к начальствующим над каждою областью» с приказом «убить, погубить и истребить всех Иудеев... в тринадцатый день... месяца Адара, и имение их разграбить» (Есф 3. 12-13).

http://pravenc.ru/text/190265.html

В Сузах избиение продолжалось 2 дня (13 и 14 адара), а на 3-й день (15 адара) иудеи «успокоились и сделали его днем пиршества и веселья» (Есф 9. 18). В проч. областях уже 14 адара началось празднование победы (Есф 9. 17), чем и объясняется в библейском тексте различная дата праздника у иудеев, живущих в городе и «в селениях открытых» (Есф 9. 19). Мардохей разослал по всем областям империи письма, в к-рых иудеям предписывалось установить празднование в честь того, что «превратилась у них печаль в радость, и сетование - в день праздничный» (Есф 9. 22). Поскольку Аман, замышляя погубить народ Мардохея, бросал пур, т. е. жребий, было решено дать новому празднику название Пурим (  , букв.- жребии - Есф 9. 26). Иудеи постановили, что Пурим должен праздноваться каждый год в течение 2 дней и что ни они, ни их потомки не могут этого отменить (Есф 9. 27-28). Царица Есфирь также разослала «ко всем Иудеям в сто двадцать семь областей царства Артаксерксова» особое увещание о необходимости исполнения этих постановлений о празднике Пурим (Есф 9. 29-32). В заключение сообщается о том, что царь возвеличил Мардохея, к-рый стал в Персидской империи «вторым по царе Артаксерксе», а среди своего народа «великим... и любимым у множества братьев своих»; деяния Мардохея и те знаки отличия, которыми его наградил Артаксеркс, были записаны «в книге дневных записей царей Мидийских и Персидских» (Есф 10. 2-3). Основные темы и религиозное содержание Е. к. В зап. библеистике неоднократно высказывалось мнение о том, что Е. к., в каноническом тексте к-рой ни разу не упоминается слово «Бог», не содержит ничего от «специфически иудейской религиозности» ( Talmon. 1963. P. 427). Этим объяснялись обычно как сравнительно позднее включение ее в канон, так и деятельность авторов неканонических добавлений, старавшихся выявить религиозный смысл описываемых в книге событий. Вместе с тем традиц. понимание Е. к. (составляющей часть Писания как у христиан, так и у иудеев) находит поддержку и в нек-рых научных исследованиях, авторы которых полагают, что «трудная проблема, связанная с богословским содержанием книги... может быть разрешена» ( Loader. 1978. S. 417) с использованием принятых «грамматических, исторических и литературоведческих подходов» ( Beller. 1997. P. 1). Промысл Божий

http://pravenc.ru/text/190265.html

Во всех областях, куда «доходило повеление царя», иудеи приходили в смятение и предавались плачу и скорби; Мардохей также разодрал свою одежду, «вышел на средину города и взывал с воплем великим и горьким» (Есф 4. 1-3). Узнав об этом от служанок, Есфирь послала к Мардохею одного из евнухов, через которого Мардохей сообщил ей о случившемся и передал копию указа об истреблении иудеев. Он приказал Есфири воспользоваться положением царицы и молить Артаксеркса о помиловании своего народа (Есф 4. 4-8), однако она колеблется, т. к. это сопряжено со смертельной опасностью: любой человек, вошедший к царю во внутренний двор без его приказа, должен быть казнен, если только царь, увидев его, не прострет к нему свой скипетр. Узнав о нерешительности Есфири, Мардохей горько упрекает ее и вместе с тем выражает уверенность в помощи Божией: «Если ты промолчишь... то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете» (Есф 4. 9-14). Есфирь готова ходатайствовать за свой народ, несмотря на опасность, и просит Мардохея собрать «всех Иудеев, находящихся в Сузах», чтобы они совершили ради нее трехдневный пост (Есф 4. 15-16). Через 3 дня, когда Есфирь «оделась по-царски» и вошла к царю, она «нашла милость в глазах его»; царь простер к ней бывший в его руке золотой скипетр и предложил исполнить любое ее желание. Есфирь просит царя прийти к ней на пир вместе с Аманом (Есф 5. 1-4), а затем, уже «при питье вина», царь по ее просьбе назначает еще 1 день пира (Есф 5. 6-8). Иллюстрация к Книге Есфири. Библия из Роды. 1-я пол. XI в. (BNF. Ms. Lat. Vol. 3. Fol. 97) Иллюстрация к Книге Есфири. Библия из Роды. 1-я пол. XI в. (BNF. Ms. Lat. Vol. 3. Fol. 97) Направляясь домой после 1-го дня пира у Есфири, Аман увидел Мардохея, к-рый «не встал и с места не тронулся пред ним». По совету друзей и жены Аман велел приготовить «дерево вышиною в пятьдесят локтей» и собрался добиться от царя приказа о повешении Мардохея на этом дереве (Есф 5. 9-14). В ночь перед 2-м днем пира царь во время бессонницы велел читать ему памятную книгу; найдя запись о благодеянии Мардохея, он пожелал вознаградить его.

http://pravenc.ru/text/190265.html

68 . И о слове Бога Истинного возревновала Иудифь, сияющая красотою своей, и пришла к Олоферну и речами, и видом своим смутила его, и он возлюбил ее, и она пребывала в шатре его ( Иудиф.8:18 ; гл.10:11). 69 . И на пиру упился Олоферн, а Иудифь осталась одна с воеводою и сняла она с него меч его, и мечом его сняла с него голову, и унесла ее в град свой, и повесили голову полководца на зубцах стены ( Иудиф.12:1620 ; гл. 13; 14:1). 70 . Когда узнали воины, что нет головы на вожде их Олоферне, то смутились, и страх и трепет напал на них, и они бросились бежать, а сыны Израиля погнались за ними, и гнали их за Дамаск и пределы его, и поразили их, и захватили все шатры их и обозы, и богатство ( Иудиф.15:17 ). 71 . А Иудифь в масличном венце и с нею лик жен и девиц шли в Иерусалим, воздавая славу Богу и пели: Велик Ты, Господи, и славен, да работает Тебе всякое создание Твое ( Иудиф.15:1214; 16:1314 ). 72 . И никто более не устрашал сынов Израиля во дни Иудифи, много дней по смерти ее, и многие уверовали в Истинного Бога ( Иудиф.16:25 ). 73 . Стали искать для царя Артаксеркса жену в великом царстве его, и обрели Есфирь, и царь возложил царский венец на голову ее ( Есф.2:19, 17 ). 74 . В эти дни Аман убедил царя, и дан был указ по империи: в тринадцатый день двенадцатого месяца февраля истребить всех евреев в 127 областях от Индии до Ефиопии ( Есф.3:6, 12 ). 75 . И все иудеи в Сузах постились три дня: не ели, не пили, и Господь напомнил царю заслугу Мардохея, дяди Есфири, когда он спас жизнь царскую от смерти, и он возвеличил Мардохея, а Аман, хотевший умертвить Мардохея и всех иудеев, был по приказу царя повешен ( Есф.4:16; 6:12; 7:10 ). 76 . У иудеев была радость и торжество, ибо царь, по желанию царицы и Мардохея, наказал всех врагов их и умертвили 75 тыс. неприятелей их в империи, и многие из народов земли приняли веру и закон Моисеев ( Есф.9:16 ). 77 . И празднуется Адар Пурим, ибо жребий был на истребление народа Божия, и Господь оправдал наследие Свое, и в четырнадцатый и пятнадцатый день до сего дня у иудеев ( Есф.9:2126 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

При дальнейшем изложении книги Есфирь мы укажем аналогии в истории Ксеркса и другим поступкам Агасвероша. Из истории Ксеркса, наконец, удобно изъясняются некоторые события книги Есфирь, напр. 180 дневное собрание в Сузах князей и сатрапов ( Есф. 1, 4 ), аналогичное описываемым у Геродота продолжительным совещаниям Ксеркса с сатрапами о походе в Грецию 9 ; четырехлетний промежуток времени с отвержения царицы Астини до избрания Есфири ( Есф. 1, 3 и 2, 16), соответствующий времени похода Ксеркса в Грецию 10 , и многое другое. На указанных основаниях и мы присоединяемся к общепринятому ныне мнению и будем отождествлять Агасвероша книги Есфирь с Ксерксом 11 . Агасверош, повествует писатель книги Есфирь, царствовалнад ста двадцатью семью областями от Индии до Эфиопии (1, 1). Указанное историком разделение персидского царства на 127 провинций стоит в согласии со свидетельством пророка Даниила о введенном Дарием Мидянином разделении мидо-персидского царства на сто двадцать провинций или областей ( Дан. 6, 1 ). По рассказу Геродота, Дарий Гистасп разделил персидское царство на 20 сатрапий 12 . На стенах построек Ксеркса в Персепольском дворце изображены представители этих 20 сатрапий с дарами Ксерксу, причем от каждой сатрапии показаны шесть начальников и общее их количество, следовательно, определено в 120 человек 13 . Это число, как видно, соответствует свидетельствам Даниила и книги Есфирь. Так как сатрапии, по Геродоту, вмещали в себе много разных племен, то, вероятно, частнее по населению они разделялись на более мелкие округи, соответствовавшие показаниям библейских писателей и рисунков персепольского дворца. Определение общих границ персидского царства: от Индии до Эфиопии – ясно напоминает технический термин греческих историков в определении границ владений Дария и Ксеркса. Может быть в соответствие своему географическому положению в пределах персидского царства, как представители двух противоположных границ его, индийцы и эфиопы занимали соседственное положение в войсках Ксеркса 14 . Именами индийцев и эфиопов определяет и сам Дарий Гистасп границы своих владений в своей надгробной надписи в Накш-и-Рустэм 15 . В то время царь Артаксеркс сел на царский престол свой в Сузах, престольном городе ( Есф. 1, 2 ). Наименование города Суз престольным городом персидского царя Агасвероша соответствует свидетельству древних историков и других памятников о столичном городе Персии Сузах. Все главнейшие события царствования Ксеркса обдумывались в Сузах. До похода и после похода в Грецию, Ксеркс жил в Сузах. В Сузах Ксеркс вступил и на престол 16 . В третий год своего царствования он сделал пир для всех князей своих и для служащих при нем, для главных начальников войска персидского и мидийского, и для правителей областей своих, показывая великое богатство царства своего и отличный блеск величия своего, в течение многих дней, ста восьмидесяти дней ( Есф. 1, 3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В книге Ездры 2Ездр.6:11 , на которую далее ссылаются Свидетели Иеговы, где говорится о бревне из дома, словом ξυλον передается еврейское – дерево, бревна. Это могло бы подтвердить версию Свидетелей Иеговы, так как бревно является столбом. Но образованное от него прилагательное означает деревянный, а само слово употребляется в еврейском тексте всего лишь три раза, и только в Ездре 2Ездр.6:11 в связи с казнью. Поэтому довольно сомнительно использовать единичный случай с бревном для обобщения такой точки зрения, потому что во многих остальных случаях, словом ξυλον передается еврейское [ ] – как правило, обыкновенное, растущее дерево, что не может даже и намекать на форму столба. Ни в одном случае Ветхого Завета, когда вешали на дереве (επ [του] ξυλου – LXX), в контексте нет ни одного указания, что это был просто столб. В остальных случаях, почти всегда, словом ξυλον обозначается настоящее дерево: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево [ξυλον – LXX], приятное на вид и хорошее для пищи» ( Быт.2:9 ); «ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево [ξυλον – LXX] принесет плод свой...» ( Иоил.2:22 ); «...всякого благовонного дерева [ξυλον]» ( Откр.18:12 ); «...чтобы иметь им право на древо [ξυλον] жизни» ( Откр.22:14 ). В Ветхом Завете есть еще указания, что иногда вешали непосредственно на настоящих деревьях: " и ихобоих повесили на дереве [ ]«. ( Есф.2:23 ); «и десятерых сыновей Амановых пусть бы повесили на дереве [ ]». ( Есф.9:13 ); «и чтобы повесили его и сыновей его на дереве [ ]». ( Есф.9:25 ). В еврейском подлиннике используется единственное число слова [ ], тогда как на нем вешали несколько человек, чего нельзя сделать на одном «столбе». Хотя единственное число может обозначать и неопределенную множественность ( Бытие 1:11,12 ), но если бы в этих стихах подразумевались несколько деревьев/столбов, то следовало бы ожидать и множественного числа слова «деревья» – , как в Иисусе Навине Нав.10:26,27 . Нет никаких других указаний, что в Есфирь это могли быть несколько столбов, поэтому более вероятно, что в каждом случае это было настоящее дерево.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Три отрока в Вавилоне были брошены в печь, растопленную в семь раз сильнее, чем обычно ( Дан. 3:19 ). Персидский царь Артаксеркс имел семь приближенных князей ( Есф. 1:14 ). К Есфири он приставил семь девиц ( Есф. 2:9 ). Пророчество Захарии: «Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день» ( Зах. 3:9 ). Господь Иисус Христос изгнал из Марии Магдалины семь бесов ( Лк. 8:2 ). Нечистый дух возвращается с семью злейшими в человека, не занявшего сердце свое Божией благодатию ( Мф. 12:43–45 ). Притча о семерых братьях, бравших одну жену ( Мк 12:20–25 ). «Семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель» ( Притч. 24:16 ). Семь в значении полного и всегдашнего прощения: «И если семь раз в день согрешит (брат – Г. Ф.) против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, –прости ему» ( Лк. 17:4 ). В другом месте Господь говорит о прощении до «седмижды семидесяти раз» ( Мф. 18:21–22 ). В Новом Завете – семь Соборных посланий (Иакова, 1–2 Петра, 1–3 Иоанна, Иуды). Семь посланий всей Соборной Кафолической Церкви. – Число семь в тварном мире (природе) Семь как число полноты, встречается в тварном мире, в природе. Так, по представлению Талмуда, существуют семь небес. Велон – занавес, который поднимается и опускается над солнцем. Ракиа – место, к которому прикреплено солнце. Шехаким – местонахождение кухни для праведников. Зебул – небесный храм, где архангел Михаил приносит жертву Богу Яхве. Меон – место пребывания ангелов. Маком – кладовая града и дождя, снега и тумана. Аработ – сокровище справедливости, благоволений и росы Воскресения. И над всеми этими семью небесами с их населением «царит Сам Великий Царь» (Хагига, 11б). По-видимому, от талмудистского представления и в народе говорят о «седьмом небе». Оптический спектр, т. е. весь видимый свет, образует семь основных цветов или, как говорят, семь цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Все семь цветов и есть весь свет. Семь цветов радуги могут быть собраны призмой в белый цвет, а белый цвет может быть разложен на семь цветов. В мистике и созерцательном богословии существует учение об онтологическом значении каждого из этих цветов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Падши, поклонились»: обычный у иудеев и вообще у восточных народов способ воздавать почтение важным лицам ( Есф.8:3 ; Иов.1:20 ; Дан.3:7 ; Пс.71:11 ; Ис.46:6 . ср. Быт.23:7 дал. Быт.43:26, 50:18 и др.). – «Дары»: это был также обычай Востока – выражать дарами свое почтение великим лицам ( Быт.32:14, 43:11 ; 1Цар.10:27 ; 3Цар.10:2 и др.), обычай, сохраняющийся доселе. – «Золото» было самою ценною вещью из всех драгоценностей, известных древним, и волхвы, принесши его в дар, выразили тем особенно высокое свое почтение к Новорожденному. – «Ладан» – это сгущенный сок из дерева; его получали, делая насечки на коре дерева, отчего вытекал и сгущался сок. Он очень благоуханен, когда его жгут, а потому употреблялся (и употребляется) при богослужении, как символ жертвы, приятной Богу ( Исх.30:8 . Лев.16:12 ). – «Смирна» или мирра добывалась из дерева, так же как и ладан. Ее употребляли главным образом для намащения мертвых тел, так как она имела свойство предохранять тела от порчи ( Ин.19:39 ). Еще с древних времен мирра была важным предметом для торговли ( Быт.37:25 ); как составная часть она входила в елей для помазания священников ( Исх.30:23 ); употреблялась также как приятная мазь ( Есф.2:12 ; Пс.44:9 ; Притч.7:17 ); ее примешивали в известных случаях к вину для питья, и вот это именно питье предлагали Спасителю вкусить, когда Он страдал на кресте ( Мк.15:23 ). В выборе и принесении этих именно даров Господу нельзя не видеть высшего значения, чем простое почтение, именно: золото прилично Иисусу Христу, как царю, ладан – как Богу, смирна – как имеющему вкусить смерть человеку (ср. Ирин., Ориг., Феофил., Зиг.). – «Не возвращаться»: ибо Ирод, точно узнав от волхвов о Младенце, без сомнения, принял бы скоро все меры для убиения Младенца. – «Иным путем»: вероятно, на юг от Вифлеема, чрез Хеврон и южную сторону Мертвого моря. Мф.2:13 . Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Итак, главной вестью Нового Завета и главным отличием христианского учения о покаянии является весть о прощении грехов через Иисуса Христа. «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» ( Лк.24:46-47 ). В то же время в Евангелии мы видим встречу ветхозаветного и новозаветного учения о покаянии. Из евангельского повествования видно, как учение о покаянии Иоанна Крестителя вобрало в себя элементы ветхозаветного покаяния: кроме сожаления о грехах и обращения к Богу, иудеи приходили к Иоанну, «исповедуя грехи свои» ( Мф.3:6 ), а сам Иоанн давал пример внешнего выражения покаяния через облачение в грубую одежду и постоянный строгий пост ( Мф.3:4 ). Результатом покаяния, по его мысли, должно было стать делание добрых дел: «сотворите же достойный плод покаяния» — обращается Иоанн Креститель к фарисеям и саддукеям ( Мф.3:8 ). Он учит о том, что Сам Бог приготовил суд тем, кто не желает обратиться: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают вогонь» ( Мф.3:10 ). Есть у него и учение о благодатном очищении Богом раскаявшегося, принявшие обращение через него, Иоанна Крестителя, выразили это через погружение в воду, а грядущий за ним Мессия очистит обратившихся к Нему «Духом Святым и огнем» ( Мф.3:11 ). Вспомним, как описывается в Ветхом Завете внешнее выражение покаяния: раздрание своих одежд и облачение во вретище, то есть грубую одежду простой формы наподобие мешка, сделанную из козьей шерсти ( 3Цар.21:27 ; Иоил.1:13 ; Ион.3:6 ; Неем.9:1 и др.); сидение либо возлежание в пепле или посыпание им своей головы ( Ис.58:5 ; Неем.9:1 ; Дан.9:3 ; Есф.4:3 и др.). Пост и вретище как проявления покаяния были известны и за пределами Палестины, что видно из повествования книги Ионы, где описано, как раскаявшиеся ниневитяне наложили пост и вретища не только на себя, но и на свой скот ( Ион.3:7 ). Одним из важнейших проявлений покаяния было публичное исповедание грехов пред Господом. Это могло быть исповедание всего народа, как, например, при Самуиле, когда народ раскаялся в идолопоклонстве ( 1Цар.7:6 ), при Неемии, в момент возобновления Завета, когда сыны Израилевы «встали и исповедывались во грехах своих и в преступлениях отцов своих » ( Неем.9:2 ), или же отдельных личностей — как покаянная молитва Даниила и песнь трех отроков, Седраха, Мисаха и Авденаго, вверженных в вавилонскую печь ( Дан.9:4-19; 3:25-90 ), — хотя и они раскаивались не в своих личных грехах, а в грехах всего народа.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010