схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава десятая. Посещение Дивеевского монастыря. Старицы Саровские В своих воспоминаниях о сравнительно недавнем прошлом Архиепископ ничего не сказал о том, что ездил в Сибирь. Умолчал он и о своем посещении Саровской обители, умолчал о своем молении в келии Преподобного Серафима, как и о том, что случилось там, не желая открывать то, что, по смирению, должно было остаться в тайне. Но, однако, упомянул, что в 1911 году он был в благословенной келии блаженной юродивой Паши Саровской, жившей в Дивеевской обители. Дабы ярче представить образ Паши Саровской, приведем свидетельство одной современницы, монахини Дивеевской обители Анны, прожившей сорок пять лет с блаженной Христа ради юродивой Пелагеей Ивановной Серебрянниковой, прозванной «вторым Серафимом». Говоря о других юродивых, монахиня Анна упоминает и о «третьем Серафиме», о Христа ради юродивой Паше Саровской. «Забегали к Пелагее Ивановне и прочие, бывшие в обители, блаженные рабы Божии, такие же, как и она, «дурочки», как себя они величали. Раз, например, зашла Паша Саровская. Она потому и называлась «Саровскою», что много лет спасалась, живя в пещерах, в дремучем саровском лесу... Вошла она молча и села возле Пелагеи Ивановны. Долго смотрела на нее Пелагея Ивановна, да и говорит: – Вот тебе-то хорошо, нет заботы, как у меня: вон детей-то сколько! Встала Паша, поклонилась ей низехонько и ушла, не сказавши ни слова в ответ. Спустя много лет после того, сестра обители нашей Ксения Кузьминишна, старица прежних серафимовских времен, однажды во время обедни осталась одна с Пелагеей Ивановной и, сидя на лавке у окна, тихонько расчесывала ей голову, а Пелагея Ивановна спала. Вдруг Пелагея Ивановна вскочила, точно ее кто разбудил, бросилась к окну, отворила его и, высунувшись наполовину, стала глядеть вдаль и кому-то грозить. «Что такое?» – подумала старица Ксения и подошла к окну поглядеть. Видит, отворяется обительская калитка, что у Казанской церкви, и в нее входит блаженная Паша Саровская с узелком за плечами, направляется прямо к Пелагее Ивановне и что-то бормочет про себя. Подойдя ближе и заметив, что Пелагея Ивановна ей что-то таинственное говорит, Паша остановилась и спросила: – «Что, матушка, или нейти?» – «Нет!» – говорит Пелагея Ивановна. – «Стало быть, рано еще? Не время?» – «Да!» – подтвердила Пелагея Ивановна. Молча на это низко поклонилась ей Паша и тотчас же, не заходя в обитель, вышла в ту самую калитку. И после этого года полтора ее не было у нас...

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава одиннадцатая. Искушение мирскою славою Будущий Святитель Полтавский и Переяславский Феофан с самого раннего детства неизменно стремился к богоугодной жизни, подвижничеству (было время, когда он носил и вериги). Но на этом его пути появлялись у него немалые искушения. Это прежде всего его исключительные Богодарованные способности, проявленные в учебных заведениях. Эти способности в конце концов открывали пред ним заманчивую перспективу стать со временем крупным ученым и профессором. Он имел все данные к этому. Но он понял опасность и, при помощи Божией, благополучно отстранил ее тем, что принял монашество, вкладывая в него истинный, святоотеческий, Евангельский смысл: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир; в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин. 2, 15–16 ). Монашеский путь он понимает так же, как понимали его Богоносные Отцы, основоположники монашества, как путь постоянной и непрерывной духовной брани, духовной войны, «не против крови и плоти. ., но против духов злобы поднебесных» ( Еф. 6, 12 ). «Если обратимся к житиям Святых, – писал он в одном из своих писем, – то увидим, что они шли к одной цели самыми различными путями. Одни спасались в миру, другие в пустыне. Одни были чужды всякого образования, другие были прекрасно образованны. Поэтому не будем смущаться тем, что живем в миру и не чуждаемся образования. Но будем только стараться о том, чтобы везде и при всяких условиях жить по воле Божией. » (Письма Архиепископа Феофана Полтавского и Переяславского. Джорданвилль, 1976). Вот и жил Святитель Феофан всю свою жизнь «по воле Божией». А чтобы эту волю знать безошибочно, он руководствовался не только собственными соображениями, а пользовался «советами духовно опытных», советами благодатных старцев, по ним он проверял себя. Так он благополучно обошел крайне опасное искушение мирскою славою в Санкт-Петербургской Духовной Академии и искушение в случае с Царственной Семьей. В этих обстоятельствах он неизменно руководился волею Божией. И безусловно, своим начальственным положением в Академии он очень тяготился духовно и нес его только как монашеское послушание. Вопреки необоснованному мнению некоторых, что его перевод в Крым, на Таврическую кафедру, был для него якобы «ударом» и «успехом врагов», сумевших отдалить Преосвященного от Царской Семьи, он с облегчением расстался с Петербургом и переселился в солнечный Крым. Не по его смирению и аскетической замкнутости было звание профессора, инспектора и ректора Духовной Академии. Ведь, по словам Епископа Феофана Затворника , подлинно духовного в наших академиях нет, а в инославных – тем более. И тот, кто ищет именно «духовного», а не душевного или профессионального, тот, конечно, в современных академиях этого не найдет.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава первая. Детство Призовем великое и преславное имя Господне в начале повествования нашего о жизни истинного светильника Церкви Божией, смиренного и кроткого воина во Христе, дабы Он благословил нас понять и в какой-то мере выявить ту узкую и тернистую тропу, которой прошел Святитель Феофан во дни своей короткой и страдальческой жизни, шествуя по слову Господню: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ( Мф. 7, 13–14 ). Жизнь его в значительной степени сокрыта в заповеданной тайне Евангельской: «и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф. 6, 18 ). И наше бедное слово далеко недостойно того, чтобы поведать о высокой жизни Святителя. О нем, особенном и исключительном, надо бы и говорить особым языком. Но нам этого языка не дано по грехам нашим. Вопреки существующему мнению, что будто бы все епископы в русской Церкви из аристократии, будущий Архиепископ Феофан совсем не знатного происхождения. Родился он в селе, в семье многодетной и простой, знавшей нужду. Родители его были людьми крайне благочестивыми. И это благочестие было величайшим их богатством. Отец его Дмитрий Быстров был сельским священником в селе Подмошье Новгородской губернии. О благочестивой матери его, в девичестве Марии Разумовской, нам почти ничего не известно. Но главная черта родителей и великая их заслуга перед Церковью Христовой была та, что они сумели сохранить и воспитать, заложив прочные основы духовной жизни, такого архиерея и архипастыря, как Святитель Феофан. Поскольку младенец появился в этом мире в самый последний день 1874 года, иными словами, 31 декабря по старому стилю, при Святом Крещении он был наречен именем ближайшего святого, Святого Василия Великого , одного из трех Великих Вселенских Учителей и Святителей. И, конечно, родители отдавали себе ясный отчет в том, что младенец появился накануне первого января, в канун большого праздника, и в этом они видели Промысел Божий и Его святой покров над новорожденным.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава пятая. Валаам в жизни Владыки Феофана В жизни Владыки Архиепископа Феофана Валаамский монастырь занимал особое место. Он любил Святой Валаам и часто с восторгом говорил о нем. Весь монастырь в те времена был расположен на острове Ладожского озера, с главной Спасо-Преображенской обителью, с несколькими скитами, с их храмами и разбросанными по островкам хижинами отшельников из монастырского многолюдства. Трогателен здесь монастырский суровый обычай вселения в отшельничество. Когда монах, изъявивший желание вести совершенно одинокий, безмолвный образ жизни, будет признан способным к этому и получит благословение игумена, ему дается топор, пила, гвозди, мешок сухарей и его отвозят на необитаемый остров. Там он сооружает себе хижину для молитвы и сна, как бы гроб, в котором и подвизается до смерти. Сухари ему привозят на лодке из монастыря. Но ни слова при этом не произносят. Ибо он дал обет Богу быть мертвым для мира и только для одного Господа – живым. За двадцатилетнее пребывание в С.-Петербургской Духовной Академии Владыка Феофан часто любил уединяться в этот сравнительно близкий северный монастырь. И когда оказывался удобный момент, он отправлялся туда. Вспоминая о своих путешествиях, он говорил: «Как только попадешь на пароход, доставляющий богомольцев в обитель, так уже начинаешь себя чувствовать в монастыре потому, наверное, что вся команда на пароходе – монахи, всё совершают с благословения и с молитвой... И вот по волнам северного моря – Ладога никогда не бывает спокойна – попадаешь в монастырь, в обитель непрестанной молитвы... Служба в храме кончается, и я прежде отпуста выхожу из храма, чтобы не смущать монахов и богомольцев своим присутствием. А то ведь, как к Епископу, все молящиеся начнут подходить под благословение. А я выйду быстро из храма и уйду в лес. А в лесу благодатная, неописуемая красота. Молитвенная тишина, как в храме Божием... Господи, какое это дивное наставление к молитве непрестанной. Действительно, сама неодушевленная природа говорит о Великом Творце своем, о Боге. Ибо воистину по величию и красоте созданий познается Он, Виновник и Создатель бытия их». (Прем. Сол. 13, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава тридцатая. Приезд во Францию Переезд Архиепископа Феофана во Францию был вызван исключительными по глубине и важности соображениями. В середине апреля 1931 года, в среду, 29 числа по новому стилю, Архиепископ Феофан навсегда покинул гостеприимную Болгарию, где прожил пять лет. Он переехал во Францию по настоятельной просьбе его петербургских знакомых Пороховых и поселился в Париже, в районе Клямар, на рю Паскаль, 2. Люди эти, Федор Васильевич и Лидия Николаевна Пороховы, выехавшие из России после революции, в 1918 году, были приближенными ко Двору, в частности, к Императрице Марии Федоровне, супруге Императора Александра III и матери последнего из Дома Романовых Императора Николая II. Духовно Пороховы окормлялись широко известным благодатным Старцем, иеросхимонахом Варнавой, подвизавшимся в Гефсиманском скиту Св. Троице-Сергиевой Лавры. Род Пороховых знаменит. Он берет свое начало от Богдана Хмельницкого. У гетмана Малой Руси Богдана (Феодора) Хмельницкого был сын. И дал ему Богдан по нраву прозвище – Порох. А в те далекие времена турецкие султаны вели непрерывную войну с бедствующей Малой Русью, с запорожскими казаками... Грабили население, уводили в плен, убивали. И случилась беда – сын Гетмана, казак Порох, попал в плен к туркам. Турки хотели его убить. Но, по молитвам родителей и множества молившихся о его спасении, совершилось чудо, Господь спас его от смерти. Потрясенный чудом спасения сына Пороха, Богдан снял с руки своей золотой перстень, вынул из него драгоценный камень и вложил его в икону Спасителя. По прошествии времен прозвище «Порох» удлинилось, превратившись в фамилию Пороховых. Федор Васильевич Порохов, его прямой потомок, по чину – генерал, профессор математики. Человек, беззаветно преданный Богу. От Господа дана была ему мудрость и сила. Мало кто знает о нем, человеке героической судьбы, но он, чуждаясь славы человеческой, жил во славу Господа. Брата его Василия Порохова, расстреляли большевики. И его дочь Анастасию, оставшуюся круглой сиротой, Федор Васильевич принял к себе. Она вместе с ним и его женой Лидией Николаевной, в тайном постриге монахиней Марией, выехала за границу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава тридцать первая. Последние годы жизни Вскоре после переезда Архиепископа Феофана в Париж выяснилось, что за ним установлена слежка. У Владыки были постоянные выезды в воскресные и праздничные дни в так называемую Галлиполийскую церковь 32 на рю Одесса. Стало известно, что какие-то люди не только следили за ним, но и устраивали на пути различные ловушки. Было несколько попыток поймать Архиепископа, но все расчеты злоумышленников, слава Богу, оказались тщетными. Обо всем этом было заявлено префекту столичной полиции г-ну Ж. Киаппу, и он принял меры по охране Архиепископа. Но на основании собранных материалов Владыке было предложено совсем прекратить выезды для посещения богослужений, так как это давало возможность заранее знать, когда Архиепископ будет в церкви. После этого он начал совершать литургию у себя на дому. Владыка Архиепископ в письме в Болгарию кратко сообщил, что в Клямаре «неспокойно». Но получатели писем не смогли догадаться, о чем написал Владыка, объяснив неспокойствие шумной жизнью города. Даже и тогда, когда от него пришел неожиданный запрос о возможности вернуться в Софию, это желание было неправильно истолковано и понято как простое разочарование, никак не связанное с большой опасностью. И только когда Владыка Архиепископ сообщил, что был организован ночной налет на особняк, где он жил, причем налетчики сделали попытку проникнуть внутрь, – тогда только стало ясно, что означало то самое «неспокойно» и почему был запрос о возвращении в Болгарию. Во время ночного налета неизвестных хозяин-француз, человек военный, проявил мужество, сумев отбиться от налетчиков. «Мой дом – это крепость, – сказал хозяин. – И если дело до того дойдет, то будет применено и оружие!» В свое время люди осведомленные говорили, что, согласно планам его тайных врагов, в 1936 году Архиепископа Феофана должны были похитить в Париже, как похитили генерала Кутепова в 1931 году, а позже, в 1937 году, генерала Миллера. Но, в отличие от тех похищений, вызвавших бурю протестов, и не только в русской среде, похищение Архиепископа Феофана должно было пройти почти бесшумно.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава тринадцатая. Слава Господня в жизни Святителя. Благодатные знамения Господь благоволил отметить жизнь Святителя Феофана, Архиепископа Полтавского и Переяславского, некоторыми чрезвычайными благодатными знамениями. Но сам Архиепископ рассказывал только о некоторых случаях, тех, в которых, очевидно, усматривал преимущественное прославление имени Господа Бога, единственного Совершителя всего сверхъестественного, чудесного. Поэтому о многих этих событиях Архиепископ умолчал, боясь, что люди припишут ему какие-то достоинства. Нет впрочем никакого сомнения, что нам известны только некоторые события, – малое из многого, – которые случайно дошли до нас. И можно быть уверенным, что сокрытых гораздо больше, чем тех, о которых мы получили известия. ... Вот глубоко верующие родители одного юноши, жившие в Полтаве, духовно близкие к Архиепископу Феофану, пожаловались ему, что единственный их сын, которого они очень любили, совсем отбился от рук. Часто, если и приходит домой, то поздно ночью и в нетрезвом виде, в церковь уже совсем не ходит, а был богомольным мальчиком. И они просили Владыку молиться о погибающем сыне. И вскоре случилось так, что сын вернулся ночью сильно пьяным, буянил в доме, скверно ругался, а на утро не встал. Приключилась ему какая-то непонятная для докторов болезнь. Он ничего не ел и не говорил, метался в постели, как помешанный, и сильно ослабел от очень высокой температуры. Родители потеряли надежду на его выздоровление. Они опять бросились к Архиепископу и умоляли помолиться о нем. Состояние юноши было крайне тяжелым. И вот то ли во сне, то ли наяву, видит он какого-то монаха, и тот строго так говорит: «Если не исправишься, не оставишь путь греха, которым ты идешь, то непременно умрешь». Больной со слезами умолял старца, обещая, что непременно исправится. И после этого ему стало легче: он начал есть, а затем вернулась к нему и речь. Непонятная болезнь оставила его, и он начал быстро поправляться. И как только встал на ноги, первым делом отправился в собор, горячо молился и со слезами каялся. После службы со всеми богомольцами он подошел под благословение Архиерея. И каково было его изумление, когда в Архиерее он узнал того старца, который говорил с ним ночью и кому он дал обещание исправиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава четвертая. Двадцать лет в стенах Духовной Академии Почти двадцать лет, с 1891 по 1910 год, Владыка Феофан провел в стенах С.-Петербургской Духовной Академии. Вначале юным студентом, потом магистрантом Совета Академии и одновременно доцентом. Затем магистром, экстраординарным профессором и исполняющим обязанности инспектора. С 1905 он – инспектор, а с 1909 года – ректор С.-Петербургской Духовной Академии. Но параллельно с этими мирскими научными званиями и должностями идут чисто духовные, монашеские и священноиерархические: иеродиакон, иеромонах, архимандрит и Епископ, что соответствовало характеру его деятельности: научно-академической, пастырско-священнической и монашеско-аскетической. В Духовной Академии эти три рода деятельности должны быть слиты воедино. Но в практической жизни гармония между ними встречается нечасто. Только редкие, а быть может, редчайшие из профессоров духовных академий находят равнодействующую сил, как нашел ее профессор Василий Васильевич Болотов , в подлинной, «единой на потребу» ( Лк. 10, 42 ) жизни во Христе. А обычно ущемляется, в большей или меньшей степени, духовное, как многотрудное, за счет душевного и даже телесного. И то, что говорится о духовенстве вообще, то может быть сказано и о профессорах духовных академий. А именно, различаются четыре главных типа духовенства: духовенство духовное, духовенство академическое, духовенство административное и духовенство, исполняющее только роль... Духовенство духовное – это самоотверженное, подлинное духовенство, душепастырствование во Христе. Оно очень редко встречается, его почти невозможно найти в наше время. Представители его ведут подвижнический, евангельский образ жизни, придерживаясь аскетических правил древних Святых Отцев. Жизненный путь этот очень труден, он требует постоянного, денного и нощного духовного бодрствования. Эта та духовная наука жизни во Христе, которая справедливо называется наукой всех наук. Совершается эта жизнь «за закрытыми дверями» души подвизающегося. Таковой ничего не делает напоказ, все – «втайне», по слову Христа Спасителя ( Мф. 6, 1–8 ). Это – «пастырь добрый», он «душу свою полагает за овцы» ( Ин. 10, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава четырнадцатая. Политический переворот в России В июле 1914 года началась война с Германией, и военные действия сильно волновали Владыку Архиепископа. После первоначальных успехов на всех фронтах, Русская Армия была вынуждена, по нехватке боеприпасов, перейти к обороне. Под влиянием мировых военных авторитетов и мировой прессы Генеральный штаб допустил просчет, считая, что ожидаемая война будет очень короткой и окончится в несколько месяцев. При переходе к пассивной обороне потери убитыми и ранеными возросли. Патриотический долг тыла помочь Армии. По призыву своего Архипастыря Полтава с готовностью открыла военные госпитали для раненых. И сам Архиепископ Феофан перешел жить в семинарию, а свой дом, переоборудовав, передал под военный госпиталь. Теперь уже совершенно ясно, что не только наши официальные враги, но и наши коварные союзники бросили огромные средства на моральное разложение российского тыла. Революционеры всех мастей получали большие деньги для ведения подрывной революционной пропаганды за спиною доблестной Российской Армии. Часть интеллигенции и военного руководства, позабыв о своем священном долге перед Государем и Родиной, поддалась самоубийственной крамоле. Революционная раскачка всего здания Империи достигла даже верховной власти: депутаты Государственной Думы, как «вожди слепые», утверждали: чем хуже, тем лучше. Мозг политической мысли оказался больным, парализованным. Высший генералитет изолировал Государя не только от народа, но даже и от Царской Семьи. Государственная Дума и генералитет вырвали у Государя отречение от Престола, уверив его в том, что «только отречение Царя от Престола спасет Россию... » Накануне отречения Государь написал в своем дневнике: «Кругом измена, трусость и обман!» Держа в руках кипу телеграмм от генералитета и телеграмму от своего дяди, Великого Князя Николая Николаевича, он сказал: – Что же мне остается делать, когда все мне изменили?! Он был пленником среди «своих». Не было никого, кто был бы искренним с ним. Ему дали понять, что он является причиной всех беспорядков в стране, что его отречение от Престола желательно народу и только в этом случае можно ожидать светлого будущего Родины... На это он в день отречения ответил: «Если дело идет о России, об ее кровных интересах, то для России я готов отдать и трон, и жизнь... Если действительно я стал помехой для Родины!... »

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава шестая. Преклонение перед духоносными старцами Удивительно глубокое смирение Владыки Феофана. Сам, будучи сосудом благодати Божией, он всю свою жизнь искал и всегда находил истинных старцев. И делал он это, как сам выражался, с полным сознанием своего «ничтожества», безо всякого самопринуждения к этому, в полной уверенности, что он – ничто. И это – великий дар Божий, данный ему по благодати от Господа. Ибо закон духовной жизни говорит: «Всякий возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя возвысится» ( Лк. 14, 11 ). И в этом духовном устроении он вполне искренне искал духоносных старцев: «По смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» ( Фил. 2, 3 ). С юных лет будущий Владыка искал духовного совета у «опытных», как выражаются Святые Отцы. В начале это были просто духовники, а затем, по окончании Академии и принятии монашества, он руководствовался в своей духовной жизни наставлениями благодатных, духоносных старцев. По каждому важному вопросу он обращался к ним и у них он находил с избытком то, что искал. Эту же любовь к старцам он всячески прививал и студентам Академии. Но язык старческого иносказания не всегда был понятен им. Так однажды, по совету Владыки Феофана, студенты отправились в Валаамский монастырь к благодатному старцу Алексию. Пришли они к нему, а он в это время пол в своей комнате моет. И большая лужа воды стоит на полу. Конечно, он провидел, Господь открыл, что к нему идут «гости», и чтобы показать им самим их духовное состояние, за минуту до их прихода старец стал мыть пол. А студенты не смогли понять этой притчи, которую иносказательно и без слов предложил им великий старец. Сокрытого смысла, увиденного ими в келии, они, к сожалению, понять не смогли. И поэтому, разочарованные, вернулись. «Не поняли они языка старческого, – говорил Владыка Феофан, – не поняли они того, что он хотел им сказать и показать. Ведь они пришли к нему с высоким о себе мнением, что «мы, мол, академики!» А знаменитый духоносный старец, к которому съезжались со всех сторон большие люди за духовным советом, показал им прежде всего свое собственное смирение тем, что мыл в своей келии пол. И если бы эти молодые и здоровые люди бросились бы помогать старцу, убрали бы большую лужу, которая, кстати, им мешала подойти к нему, чтобы принять от него благословение, они бы отгадали счастливо для себя, то мудрое «слово», которое без слов хотел преподать им великий старец. Но, с другой стороны, он показал им их собственное состояние: высокое мнение о себе, гордость. Вымыть пол им не позволило их духовное состояние. А может быть, через много лет они и поймут это старческое иносказание, да будет уже поздно». Эсхатологические предсказания

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010