схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава восьмая. Ложь и клевета – оружие грешного мира «Весь мир лежит во зле» ( 1Ин. 5, 19 ) – таков приговор Божественного Писания. И мы видим, что несчастный мир буквально тонет во всякой неправде, в сознательной лжи и обмане. И людям трудно отыскать святую правду, потому что она скромна и голоса ее не слышно, а ложь – самоуверенна, напориста, широковещательна. И все к ее услугам: газеты, журналы, книги, радио, телевидение, трибуна, даже на «высшем уровне». Как нагло оболгана историческая Россия, и в первую очередь теми, кто ныне правит страною. Уже не найти ни одного славного имени в прошлом, не задетого неправдою или клеветою. И нет ничего удивительного в том, что среди миллионов оболганных находится и светлое имя Архиепископа Феофана. От Господа сложилась его жизнь. Он не искал того, но вошел в частную духовную жизнь Августейшего Семейства, став духовником Императрицы и Ее Царственных детей. Не он искал, а его искали... Но это дало повод к тому, чтобы его оклеветать. В вину ему вменяется то, что он, яко бы, ввел Распутина в Царскую Семью. Бесчестная, беспринципная, готовая на любую ложь и клевету, на любые обманы и подлоги антихристианская советская власть имела в своих руках все архивы прошлого России и могла до неузнаваемости исказить содержание первоисточников. Вот так и поступила эта власть, фальсифицировав доступные ей биографические материалы, в которых затронут вопрос взаимоотношений Царской Семьи с Распутиным 9 . В третьем томе «Падения царского режима» приводится допрос А. А. Вырубовой от 6 мая 1917 года. В нем есть такое место: Председатель. Скажите, когда и при каких обстоятельствах в Вашу жизнь вошел Распутин? Вырубова. Я с ним познакомилась у великой княгини Милицы Николаевны и у Николая Николаевича. Милица Николаевна позвала меня познакомиться с ним в 1907 году, в год моей свадьбы; она сказала, что Епископ Феофан привел ей (?!) интересного странника, который ясновидящий (?!) Меня это очень заинтересовало и я пошла посмотреть...

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава вторая. Отрочество Поступление в Духовную Академию и учеба в ней Василий рано покинул село и свой родной дом. Его определили в начальное духовное училище при Александро-Невской Лавре в Петербурге на казенный счет. Жизнь в этой школе была не из легких: кормили плохо и недостаточно. Мальчик рос худым и физически слабым, но учился он выше всяких похвал: был первым учеником во всей школе. Преподаватели не могли нахвалиться им. Но он сам понимал, что успехи его зависели не от него, а от дара Божия. После окончания училища Василий был принят в Петербургскую духовную семинарию. О своем учении Владыка Архиепископ как-то вспоминал: «В духовной семинарии учиться мне было очень легко. Мне было достаточно прочесть одну страницу, и я мог пересказать ее почти слово в слово. А в классах я был по росту самым маленьким и по летам самым молодым. Преподаватели обратили внимание на мои способности и переводили меня через класс. В семинарии это было со мною трижды. В первую треть я в одном классе, а во вторую, после Рождества, меня уже переводят в следующий класс. Словесные науки не представляли для меня никаких затруднений. При такой памяти никакой предмет не был для меня трудным. По одной только математике преподаватель предварительно давал мне учебник следующего класса, и я его прочитывал. После этого он меня проверял. Задавал несколько вопросов и задач и, убедившись в том, что я все понимаю, переводил меня в следующий класс. Так и получилось, что я окончил духовную семинарию на три года ранее, чем те, с кем я поступил в первый класс... Но ведь во всем этом таилась для меня огромная опасность. Все хвалили меня, восторгались. И я легко мог возгордиться и возомнить о себе не весть что. Но Ангел Хранитель предостерег меня, и я понял, какая пропасть передо мною зияла. Начал я усердно молить Господа, чтобы Он отнял у меня такую острую память. Ведь я легко мог впасть в страшную прелесть, приписав себе то, что даровал мне Господь Бог . Все от Него зависит, своего у нас ничего нет. И не крайнее ли безумие хвалиться тем, что получили от Господа?!»

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава двадцать восьмая. О чуде исцеления Еще в 1909г. в Петербурге произошло одно духовное событие, свидетелями которого были тысячи верующих и которое окончилось только через три года, в 1911г. . Случилась совершенно необъяснимая, с точки зрения современной науки, болезнь, однако вполне объяснимая, с точки зрения христианского понимания, и приключилась она с одним юношей, который впоследствии сам описал все происшедшее с ним и передал свои записи через других лиц Епископу Феофану с просьбой опубликовать его показания через десять лет после его исцеления. Но в силу известных событий в России, когда она сама, по оценке Святителя Архиепископа Феофана, подверглась такому же духовному заболеванию, беснованию, он не имел возможности опубликовать эту исповедь в свое время. И только в 1929 году в Варне, на проповеди в храме Св. Афанасия Александрийского Великого он рассказал об имевшем место событии и дал ему духовное истолкование. Ввиду исключительного значения этой проповеди мы приводим ее в нашем повествовании о жизни Святителя Архиепископа Феофана без каких-либо изменений. Слово в Неделю 4-ю по Пятидесятнице Позде же бывшу, приведоша к нему бесны многи: и изгна духи словом, и вся болящия исцели ( Мф. 8, 16 ). Такие слова присоединяет евангелист Матфей к своему повествованию в ныне чтенном Евангелии об исцелении расслабленного слуги капернаумского сотника. При чтении сих слов, может, кто-нибудь спросит: а существуют ли «бесноватые» в наше время, и если существуют, то возможно ли их исцеление»? На этот вопрос недоумевающим мы ответим не отвлеченными рассуждениями, а изложением того, что действительно произошло в наши, не столь отдаленные, времена и чему современниками и свидетелями мы сами были. В 1909 году по всему Петербургу разнесся слух о том, что шестнадцатилетний юноша Павел Ильин, одержимый каким-то необъяснимым для науки недугом, привезен был к литургии в Иоанновский монастырь на Карповке. И здесь произошло с ним следующее. Во время Херувимской песни он вырвался из рук пятнадцати сильных мужчин, державших его, и затем по воздуху пронесся над народом к западным вратам храма и у входа в храм упал без чувств. Бесчувственного, его взяли и принесли к гробнице Иоанна Кронштадтского . Здесь больной на краткое время очнулся, а затем крепко заснул. Во время сна явился ему о. Иоанн, дал ему наставления, исповедал его и велел ему ехать в Валаамский монастырь. Что именно происходило во сне, больной, проснувшись, не хотел говорить. И если бы не отрывочные фразы, сказанные вслух во время сна: «Отец Иоанн, прости, помолись, исполню», – то возможно, что все это скрыл бы, но когда он услышал от окружающих эти свои слова и понял, что они знают о происшедшем, то все открыл.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава двадцать вторая. Раскол Православной Церкви в России Трудно сказать, кто кому подражал: Митрополит ли Сергий Евлогию или, наоборот, Митрополит Евлогий Сергию, скорее всего ни то ни другое, не было простого подражания, но сходство было. Недаром же обновленцы-живоцерковники российские и одного, и другого считали «своими». Роль Митрополита Евлогия за границей очень похожа на ту роль, которую сыграл Митрополит Сергий в подсоветской России. И если бы Митрополит Евлогий не оказался за границей, то нет сомнения, что он был бы рядом с Митрополитом Сергием. Настолько они оба схожи. Недаром же Митрополит Евлогий одобрил и принял всю программу Митрополита Сергия. В жизни Православной Российской Церкви совершилось то, что предвидел Святейший Патриарх Тихон. Он на собственном тяжелом опыте убедился, что политические требования большевистской власти, предъявляемые Церкви, таковы, что исполнение их означает измену Христу и святотатственное предательство Его Святой Церкви. Власть это хорошо понимала и потому диктаторски настаивала на своем требовании. Большевистская власть, будучи антинародной диктатурой, требовала от Церкви официального признания, что она – «народная», «законная» и, с точки зрения Церкви, – «Богом установленная». Для Святейшего было ясно, что Церковь , признавшая советское богоборное, антихристианское государство, тем самым отрекается от верности Христу. Власть предлагала Патриарху Тихону неоднократно издать декларацию, подобную той, которую впоследствии выпустил Митрополит Сергий, взамен на «легализацию Церкви». Но Патриарх отказался это сделать. И его в конце концов отравили 23 ... После смерти Патриарха опубликовать декларацию предлагали Местоблюстителю Митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому) . Он со всею решительностью отверг это предложение. За этот отказ его приговорили к медленной смерти в Заполярье. Далее возглавление переходит к Заместителям Местоблюстителя. Но и Заместители Местоблюстителя Митрополит Петроградский Иосиф и Архиепископ Угличский Серафим, сохраняя святую преемственность исповедничества, погибли мученически: их расстреляли.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава двадцать девятая. Письма и проповеди Архиепископа Феофана Тысячи верующих на протяжении всей жизни Архиепископа Феофана, обращались к нему за духовным наставлением. И нет никакой возможности учесть всех писем, написанных Архиепископом в ответ на бесчисленные вопросы о духовных нуждах верующих. Одно только ясно, что число этих писем огромно, и только незначительная часть из них опубликована Свято-Троицким монастырем в Америке. Большая же часть их разбросана по всему свету и находится в неизвестности. Если судить по обнародованной части, письма Архиепископа Феофана представляют исключительную духовную ценность, потому что написаны выдающимся современным подвижником-аскетом, который прошел очень трудную аскетическую школу Святых Отцев, но главной особенностью их и достоинством является то, что они представляют собой прямые цитаты из трудов великих учителей Церкви. Поэтому они имеют высший общехристианский авторитет. Всю свою жизнь Владыка Феофан посвятил глубокому изучению святоотеческого наследия. И это привело его к тому, что он составил новое «Добротолюбие», в котором весь святоотеческий материал собран в более широком охвате, чем в иных изданиях, и размещен по новой системе, очень легкой и удобной для пользования. При этом Архиепископ называл новое «Добротолюбие» русским, потому что в нем наряду с высказываниями Святых Отцев раннего периода христианства приводятся и высказывания Святых и Блаженных Отцев, воссиявших в Церкви Российской и писавших на церковно-славянском и русском языках. И вот письма Архиепископа Феофана представляют собой иллюстрацию этого нового «Добротолюбия». Мы приведем выдержки из некоторых писем, как из числа опубликованных, так и неопубликованных, затрагивающих различные стороны духовной жизни в подтверждение сказанного выше. О монашестве «Если обратимся к житиям Святых, – говорит Архиепископ Феофан, – то увидим, что они шли к одной цели самыми разнообразными путями. Одни спасались в миру, другие – в пустыне. Одни были чужды всякого образования, другие были прекрасно образованны. Поэтому не будем смущаться тем, что живем в миру и не чуждаемся образования. Но будем только стараться о том, чтобы везде и при всяких условиях жить по воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава двадцать седьмая. Болгарский период Архиепископа Феофана Святитель Феофан прожил в Болгарии пять лет. Жизнь его протекала только в двух городах, в Софии и в Варне, на берегу Черного моря. В Софии он проводил холодные месяцы, а в Варну приезжал на лето восстанавливать свое здоровье солнцем. И тогда он жил за городом на очень скромной даче, занимая одну из двух комнат. Живя в Софии, он каждый воскресный и праздничный день посещал великолепный Александро-Невский собор, огромный храм-памятник русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Храм этот воздвигнут благодарным населением Болгарии в память освобождения страны от 500-летнего турецкого рабства. Архиепископу Феофану неоднократно приходилось служить Божественную литургию в этом храме. Для него это было очень удобно, так как храм был рядом с синодальной палатой. Служение это заносилось в особую книгу, как аргумент будущего снятия «схизмы» между Вселенским Патриархатом и Болгарской Церковью, тем более, что и Российская Церковь не признавала этой схизмы... Однажды, когда Архиепископ Феофан служил в Александро-Невском соборе, при этом присутствовала царица Иоанна, дочь итальянского короля Эммануила. По придворному ритуалу во время запричастного пения Архиепископ Феофан, в сопровождении священства, вынес Ее Величеству просфору и произнес благословение на понятном ей языке – латинском. Всенощные бдения по субботам и накануне праздничных дней Владыка Архиепископ обычно проводил в своей синодальной келии, при этом читали и пели несколько студентов Духовной Академии. А в будние дни он совершал службы один. Иногда он проводил служение в домовой церкви в здании самого Синода, где и жил. Было несколько незабываемых служб Великим постом. Но особенно запечатлелось служение Пасхальной заутрени. Пел смешанный хор из русских и болгар. Совершен был и круговой, в здании Синода, крестный ход. Дети несли иконы. Владыка Архиепископ служил, как всегда, сосредоточенно, каждое слово было наполнено молитвенным содержанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава двадцать четвертая. Страхования, или духовная брань «Многие, желающие спастись, – писал Владыка Феофан в одном из своих писем, – уходят в монастырь. Но ученые иноки имеют послушание от высшей церковной власти спасаться в миру. И не только церковные власти так установили, но и старцы благословляют этот путь. Помню по себе, как я стремился, по окончании курса в Академии, уйти в монастырь. Но все великие прозорливые старцы, у которых я был (Алексий Валаамский, Варнава и Исидор Гефсиманские), не благословили меня это сделать. И все они сказали одно и то же, что нет на это воли Божией!.. » В высшей степени удивительно и в то же самое время показательно, что в жизни Владыки Феофана, жившего, как нередко бывает среди ученых монахов, не в монастыре, а «в миру», были на протяжении всего жизненного пути те духовные явления, которые присущи только отшельникам, одиноко живущим и подвизающимся. С общежительными монахами, как правило, этого не случается. А в жизни Владыки это было неразлучным и самым обыденным переживанием. В аскетической литературе, житиях Святых это явление известно под именем «страхований» демонских, или попыток бесплотных врагов, темных подручных сил «князя мира сего» ( Ин. 12, 31 ) запугать подвизающегося чрезвычайными духовными трудностями на этом пути, чтобы он отказался от подвижничества... А в более широком понимании, страхования – это та же «невидимая брань», которую ведет подвижник и к которой призваны все христиане. Святый Апостол явно говорит об этом: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Ефес. 6, 12 ). Эта борьба в явном присутствии темной духовной силы бывает нравственно невыносимой и гнетущей. Поэтому каждое страхование сильно утомляет, изнуряет подвижника... Но это та область духовной жизни, которую слепотствующий мир, не зная и не понимая, совершенно отрицает, потому что сам он находится в добровольном плену и порабощении, в духовном ослеплении и обольщении этими мироправителями и потому не может войти в соприкосновение с той духовной сферой, в которой все это происходит. Все это реально и естественно открывается только тем, кто ведет подлинную христианскую жизнь и борьбу, невидимую брань против демонских сил, которые суть падшие ангелы. По своей природе они гораздо умнее и сильнее человека, но они не показывают своего бытия тем, кто идет угодным для них широким путем в погибель ( Мф. 7, 13 ). Когда же они находят такого человека, который ведет подлинно духовную жизнь и высвобождается из их плена, то, убедившись в том, что он твердо стремится идти подвижническим путем, начинают уже борьбу явную. И если бы не всемогущий покров Божий, предохраняющий его от ярости бесовской, то демоны, в своей злобе, вмиг растерзали бы такого подвижника.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава двенадцатая. Переезд в Полтаву Очень печальным было первое впечатление новоназначенного в Полтаву Архипастыря. Кафедральный собор во время богослужений был пуст... Что же делает Владыка в этой ситуации? Что предпринимает? Быть может, он произносит по этому поводу проповеди ? Может, зовет богомольцев своим слабым, еле слышным голосом в храм Божий? Нет, хотя бы уже потому, что те, к кому бы хотел обратиться Архипастырь, не услышат его, говорящего в храме, так как в храме их нет... Нет, он не надеется на себя, на свои человеческие силы. Архипастырь обращается с усердной молитвой к Господу Богу: «Я просил Господа, просил Ангелов, хранителей паствы моей, возбудить в них ревность духовную, зародить в душах жажду покаянной молитвы. Только тот и молится, кто чувствует себя бесконечно виновным пред Богом. » И молитва Святителя была услышана. Храм наполнился молящимися и посещаемость с каждым днем возрастала. Молитвенная сосредоточенность Архиерея передалась духовенству. Народ сразу почувствовал это, люди стали усердно молиться. Огромное впечатление производили на верующих тихие проповеди Архиерея, сказанные в пророческом духе, но не от себя, а от лица Угодников Божиих, предвозвещавших о страшных событиях в России и в мире, которые наступят очень скоро. Эти слова действовали отрезвляюще. Люди понимали, что на архиерейской кафедре у них истинный светильник Божий, и благодарили Господа за Его великую милость. Богослужения в Успенском кафедральном соборе в Полтаве преобразились. Главное внимание Владыка Феофан обратил на архиерейский хор. Он подыскал особого регента, с детских лет певшего в хоре и понимающего, каким должно быть церковное пение. Это был священник о. Виктор Клемент. Он организовал архиерейский хор из пятидесяти человек: тридцати мальчиков и двадцати взрослых. Помощником регента был диакон о. Никита Милодан, с исключительным по благолепию высоким тенором. Их усилиями был подготовлен великолепный хор, исполнявший только те произведения, которые одобрил Владыка Феофан.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава девятая. «Дело Распутина» и его последствия для Архиепископа Феофана. Распутин и высшее общество Редко говорил Владыка Феофан о Распутине, а если иногда и говорил, то никогда не называл его этим именем. А лишь по имени отчеству или «старец Григорий». И это можно понять только при свете Евангельском, при свете аскетических наставлений Святых Отцев. Они строго воспрещают кого-либо осуждать, даже и самого отъявленного грешника. Право осуждения принадлежит только одному Господу Богу. И всякое осуждение человека человеком всегда обращается в падение самого осуждающего. Не напрасно же сказано Христом Спасителем: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Мф. 7, 1–2 ). И можно догадаться, что Владыка Феофан, специально ездивший в Сибирь, на родину Григория Ефимовича для полного ознакомления с его прошлым, собрал там те сведения, которые и не позволяли Владыке в дальнейшем называть Распутина иначе как «старцем». Хотя петербургский период его жизни и был под знаком падения, но под знаком «падения старца». А такое падение, – как говорил Архиепископ, – могло иметь огромные последствия. И в печальной истории падения главную роль сыграло высшее петербургское общество. Оно окружило сибирского крестьянина всеми видами соблазнов. И старец не устоял. Высшее столичное общество, дабы взять в руки этого «фаворита» Царской Семьи, поступило с ним бездушно и духовно жестоко. Там не стеснялись в выборе средств. И эти средства стали для Григория Ефимовича страшным ядом. Под их воздействием он превратился в двуликого Януса. При дворе он был «старцем Григорием», целителем, подававшим надежду на жизнь Наследнику, а за порогом царского дворца, в палатах аристократов он слыл уже «Распутиным». О нем ходили непристойные анекдоты, весело-мрачные рассказы и толки. И об этой трагической двойственности «старца Григория», сокрытой от Царской Семьи, пришлось говорить Преосвященному Феофану Императрице Александре Федоровне. Владыка Феофан хотел, чтобы это представление имело характер мнения Епископата Церкви, и он предлагал членам Святейшего Синода и иным иерархам сделать это сообща, от лица многих. В частности, он предлагал это Архиепископу Сергию (Страгородскому) , в бытность его ректором С.-Петербургской Духовной Академии, с которым имел тесные служебные отношения. Но никто из иерархов Церкви не решился на этот ответственный шаг. Все епископы, с которыми пришлось говорить Владыке Феофану, высказывали одно и то же мнение: «Вы духовник Ее Величества. И это – ваш личный долг».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава девятнадцатая. Спор Архиепископа Феофана с Митрополитом Антонием по догматическим вопросам Архиепископ Феофан нам ничего не говорил о своем несогласии с Митрополитом Антонием (Храповицким) по вопросам догматическим. Но однако чувствовалось, что в Синоде Заграничной Церкви что-то произошло, и по этой причине Владыка Архиепископ перестал ездить на заседания Синода в Сремски Карловцы. И только через много лет после кончины Архиепископа Феофана, когда нам открылась возможность познакомиться с частью архива Владыки, стала понятна сущность догматического несогласия с Митрополитом Антонием и, в частности, с тем, что он пытался «освободить богословскую науку, а равно и катехизис школьный от инославных наслоений» (Догмат Искупления. Ср. Карловцы, 1926). На первый взгляд, как будто бы благая цель. Но это «освобождение» касается основного догмата веры Православной Церкви – догмата Искупления. И весь трагизм в том, что Митрополит Антоний дает свое собственное понимание этого догмата, невзирая на то, что его понимание совершенно чуждо учению Святых Отцев единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, хотя он и уверяет, что его учение «вполне согласуется со Священным Писанием и церковным Преданием (т.е. Святыми Отцами Церкви), а его кажущаяся новость заключается только в том, что он излагает учение Церкви языком точных понятий в согласовании смысла разбираемого догмата с прочими важнейшими истинами веры» (Догмат Искупления, с. 58–59). Живя в Югославии, Митрополит Антоний ранее, чем Догмат Искупления, издает свой катехизис под названием: «Опыт Христианского Православного Катехизиса» (Сремски Карловцы, 1924). А 27 марта/9 апреля 1925 года Заграничный Синод выносит угодное Митрополиту Антонию решение о замене Пространного Катехизиса Митрополита Филарета (Московского) упомянутым «Опытом Христианского Православного Катехизиса» Митрополита Антония и использовании его в качестве учебника в русских школах за границей. Архиепископ Феофан Полтавский и Епископ Серафим Лубенский опротестовали это решение Заграничного Синода, подав заявление в Заграничный Архиерейский Собор. 16

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010