В 1731 году нашелся между тем для поповцев уже готовый лже-архиерей, по имени Епифаний. История поставления его во епископа такова. Епифаний был прежде киевским монахом, занимал должность эконома при киевском архиепископе; был потом игуменом козельского монастыря, откуда и похитил более 200 рублей казенных денег; чтобы избежать суда, он заранее удалился за границу. При этом Епифаний не забыл вырезать печать киевского архиепископа; печать эту он приложил к подложной грамоте, написанной будто бы киевским архиепископом на имя ясского митрополита: в ней киевский архиепископ выражает желание, чтобы ясский митрополит посвятил во епископа означенного Епифания. От лица же жителей города Чигирина Епифаний составил другую подложную грамоту, будто бы они желают его иметь своим архиереем. Таким образом ясский митрополит вдался в обман и в 1724 году рукоположил Епифания во епископа чигиринского. После того Епифаний отправился в Украйну, поставил там 14 попов и диаконов и затем вскоре был арестован правительством. Святейший Синод не признал Епифания за епископа, так как он обманом восхитил себе епископский сан, а Сенат приговорил его к ссылке в Соловецкий монастырь. Чрез три года Епифаний бежал из Соловецкого монастыря, но скоро был пойман и отправлен в Москву. Здесь-то, дожидаясь решения своей участи, Епифаний и познакомился с старообрядцами-поповцами, которые не замедлили предложить ему поселиться у них на Ветке и быть епископом их. Епифаний, боясь опять предстоявшей ему ссылки, согласился на предложение старообрядцев. Между тем состоялось решение суда, по которому Епифаний должен был опять отправиться в Соловки. И вотъ московсие старообрядцы делают нападение в коломенском лесу на конвой, сопровождавший Епифания, отбивают его и увозят на Ветку. Там все были рады привезенному епископу. Старообрядцы же других мест однако не признали Епифания за епископа. Например, керженцы называли затею ветковцев Богу неугодной, душепагубной. Недолго спустя, и московские старообрядцы, сманившие Епифания, стали зазирать ветковцев в неблагочестии. И сами ветковцы недолго наслаждались радостью по случаю прибытия к ним Епифания. С уставами старообрядцев не мог он свыкнуться, обливательное крещение называл правильным. Весьма естествен- но, что скоро он нажил себе врагов. „И бысть мятеж и молва на Ветке не мала, рассказывает один старообрядч. писатель, сталось разделение между собою у них даже до драки“. Противники Епифания стали называть его еретиком и волком, которого пустили в овчарню. К довершению всего старообрядцам стало известно то, что Епифаний их самих считает раскольниками и еретиками. В этом убедило ветковцев письмо Епифания, писанное им к своим родственникам, но нечаянно попавшее в руки ветковским старикам. Изумились ветковцы и воспылали великою ненавистью к Епифанию.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolni...

С.Е. Недумов Месяц март 1марта Повесть о св. Иоанне, Епископе Иерусалимском Однажды к св. Епифанию пришел из Иерусалима один диакон и рассказал святому, что епископ Иерусалимский Иоанн, заражен страстью сребролюбия, имея большое богатство, отказывает в помощи бедным. Тогда св. Епифаний написал Иоанну, дабы он не отказывал нуждающимся, но Иоанн не внял совету. После сего, по прошествии немалого времени, св. Епифаний, с одним из учеников своих предпринял путешествие в Иерусалим. По обшествии Святых мест, угодник Христов Епифаний пришел в Епископию, и с разрешения епископа Иоанна, поместился в обширном доме. Иоанн ежедневно видался и беседовал со святым (а между тем среди бедного населения слышался неумолкаемый ропот на скупость епископа). Во время одной беседы с Иоанном, св. сказал ему: отче Иоанне, одолжи мне на время, заимообразно, от богатства твоего, я на твое серебро буду содержать служителей и живущих со мною людей в твоем занимаемом мною, помещении. Епископ согласился на просьбу святого, и вручил ему много серебра, приняв которое, св. Епифаний роздал его бедным. Не получая долгое время обратно данного, епископ стал требовать от святого, дабы он к известному сроку возвратил взятое, тогда святой Епифаний просил отсрочить требование на некоторое время. По прошествии срока, злобясь на святого Епифания, Иоанн в церкви приступил к нему яростно, требуя обратно взятое заимообразно. Угодник Христов не смутился, он дунул в Иоанна, и последний ослеп, тогда страх напал на всех видевших сие и Иоанн пал к ногам св. Епифания, прося молитв Его. Указав зараженному сребролюбием пагубность страсти, св. Епифаний, возложил руки на Иоанна, и сей прозрел правым глазом своим. Иоанн приступил тогда к Епифанию с мольбою, да молитвою его отверзнется и другой глаз его, но святой ответствовал: не мое сие есть дело, но Божие, Бог ослепил тебя, Бог же может отверзсти и очи твои. Иоанн наказанный, и помилованный Господом, впоследствии сделался преподобен и милостив. Что нужно иметь, желающему, быть учителем

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > На полях жития Повесть 11.02.2014 394 Время на чтение 25 минут В предисловии к «Житию преподобного и богоносного отца на­шего игумена Сергия чудотворца» древнерусский писатель Епифаний Премудрый говорит, что на первые записи о жизни «старца свята» он, Епифаний, «дерзнул» - не помнит точно - через год или два по кончине Сергия, но что с тех пор минуло уже двадцать шесть лет. Только теперь, по прошествии четверти века, писатель наконец решается, испросив совета и благословения наставников, приняться за работу над житием. Удивителен этот столь долгий срок приготовления старинного автора к заветному труду. В наши дни так не бывает. В наши дни борзописцы-биографы норовят вручить издателю пухлые жиз­неописания чуть не на другой день после смерти своих «героев». А иные, вдохновленные «свыше», не стесняются тащить в издательство биографию верховного лица еще при жиз­ни оного. Стремительность отчасти объяснима: надо, надо крепко поспешать, не ровен час, глядишь, книга еще не сброшюрована, а «героя» уже выносят вон из пантеона. Зато Епифания читают русские люди уже шесть веков и бу­дут читать до скончания века, а эти наши хитроухие торопыги ли­няют тем же самым числом и часом, что и их незадавшиеся куми­ры. Итак, четверть века подспудной подготовительной работы, и лишь потом приходит решение. Епифаний говорит, что делал записи в «свитцех» и «тетратех», делал их «запаса ради, и памяти ради, и пользы ради». Делал, не придерживаясь временной после­довательности, «не по ряду, но предняя назади, а задняя напреди». Очень бы хотелось теперь хоть краем глаза глянуть на эти его свитки и тетрадки. Впрочем, можно догадываться, о каких предме­тах идет речь. Свитки мастерились из полос обработанной скотьей кожи - пергамена, но в бедном монастырском обиходе пергамен сберегался для книг богослужебного круга, и Епифаний для сво­их личных записей скорей всего пользовался какими-то отходами писчей кожи, лоскутами обветшалых книг Что до бумаги, то она в конце XIV - начале XV века была на Руси привозной заморской диковиной, такой же редкостью, как для нас теперь пергамен. Тет­радки же в Троицкой обители, где монашествовал Епифаний при жизни игумена Сергия и по его кончине, ладились чаще всего из пластов бересты. Про Сергия точно известно, что он пользовал­ся берестяными книжками-самоделками.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > На полях жития Повесть 21.07.2014 431 Время на чтение 24 минут В предисловии к «Житию преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия чудотворца» древнерусский писатель Епифаний Премудрый говорит, что на первые записи о жизни «старца свята» он, Епифаний, «дерзнул» - не помнит точно - через год или два по кончине Сергия, но что с тех пор минуло уже двадцать шесть лет. Только теперь, по прошествии четверти века, писатель наконец решается, испросив совета и благословения наставников, приняться за работу над житием. Удивителен этот столь долгий срок приготовления старинного автора к заветному труду. В наши дни так не бывает. В наши дни борзописцы-биографы норовят вручить издателю пухлые жизнеописания чуть не на другой день после смерти своих «героев». А иные, вдохновленные «свыше», не стесняются тащить в издательство биографию верховного лица еще при жизни оного. Стремительность отчасти объяснима: надо, надо крепко поспешать, не ровен час, глядишь, книга еще не сброшюрована, а «героя» уже выносят вон из пантеона. Зато Епифания читают русские люди уже шесть веков и будут читать до скончания века, а эти наши хитроухие торопыги линяют тем же самым числом и часом, что и их незадавшиеся кумиры. Итак, четверть века подспудной подготовительной работы, и лишь потом приходит решение. Епифаний говорит, что делал записи в «свитцех» и «тетратех», делал их «запаса ради, и памяти ради, и пользы ради». Делал, не придерживаясь временной последовательности, «не по ряду, но предняя назади, а задняя напреди». Очень бы хотелось теперь хоть краем глаза глянуть на эти его свитки и тетрадки. Впрочем, можно догадываться, о каких предметах идет речь. Свитки мастерились из полос обработанной скотьей кожи - пергамена, но в бедном монастырском обиходе пергамен сберегался для книг богослужебного круга, и Епифаний для своих личных записей скорей всего пользовался какими-то отходами писчей кожи, лоскутами обветшалых книг Что до бумаги, то она в конце XIV - начале XV века была на Руси привозной заморской диковиной, такой же редкостью, как для нас теперь пергамен. Тетрадки же в Троицкой обители, где монашествовал Епифаний при жизни игумена Сергия и по его кончине, ладились чаще всего из пластов бересты. Про Сергия точно известно, что он пользовался берестяными книжками-самоделками.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/7...

Клосс Борис Михайлович Скачать epub pdf Содержание Введение Часть I. Значение преподобного Сергия Радонежского в истории русского монашества Глава 1. Строитель Дома Святой Троицы Глава 2. Монастырская реформа на Руси: митрополит Алексий и Сергий Радонежский Глава 3. Русская Фиваида Глава 4. Троицкий монастырь при преемниках Сергия Часть II. Троицкая литературная школа Глава 1. Епифаний Премудрый Глава 2. Пахомий Логофет Глава 3. Сергий Новгородский Глава 4. Митрополит Симон Чиж Глава 5. Митрофан Коломенский Глава 6. Адриан Ангелов Глава 7. Авраамий Палицын Глава 8. Симон Азарьин Часть III. Рукописная традиция жития Сергия Радонежского Глава 1. Похвальное слово Сергию Радонежскому, сочиненное Епифанием Премудрым Глава 2. Житие Сергия Радонежского, составленное Епифанием Премудрым в 1418–1419 гг. Глава 3. Первая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 4. Вторая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 5. Третья Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 6. Четвертая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 7. Проложная редакция Глава 8. Редакция с записью чудес 1449 года Глава 9. Пятая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 10. Пространная редакция Жития Сергия Глава 11. Редакции Жития Сергия Радонежского XVII века Глава 12. Житие Никона Радонежского Глава 13. Житие Сергия в составе Троицкой летописи Глава 14. Житие Сергия в составе летописных сводов XVI-XVII вв. Часть IV. Тексты I. Похвальное слово Сергию Радонежскому, написанное Епифанием Премудрым в 1412 году II. Житие Сергия Радонежского, составленное в 1418 г. Епифанием Премудрым III. Первая Пахомиевская редакция жития Сергия Радонежского IV. Третья Пахомиевская редакция Жития Сергия Радонежского V. Рассказы о чудесах 1448–1449 гг., присоединенные к Третьей Пахомиевской редакции VI. Книга о новоявленных чудесах преподобного Сергия Радонежского. Творение Симона Азарьина     Введение Основным источником сведений о жизни Преподобного Сергия Радонежского является Житие святого. Составленное в первоначальном виде в 1418 г. учеником Сергия, монахом основанной им Лавры, выдающимся писателем Средневековой Руси Епифанием Премудрым , Житие является и ценным историческим источником о Московской Руси XIV века, и ярким памятником агиографической литературы, оказавшим ощутимое влияние на последующие произведения этого жанра.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

12. Суббота 3-й седмицы по Пасхе. Свтт. Епифания, еп. Кипрского, и Германа, патриарха Константинопольского. Прославление сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (службу зри 17 февраля) . Прп. Дионисия Радонежского. Прп. Антония Радонежского. Служба свтт. Епифания, еп. Кипрского, и Германа, патриарха Константинопольского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (см. в Минее 17 февраля), в соединении со службой Триоди (Б) . А. На вечерне кафизмы нет. Примечание. Если накануне совершалась полиелейная служба (без всенощного бдения), то стихословится кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди, глас 2-й – 3, и свт. Епифания, глас 5-й – 3. «Слава» – праздника Триоди, глас 6-й: «Мироносицы жены...», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная...» Примечание. Если в субботы Пятидесятницы случится память двух малых святых, на «Господи, воззвах» поются стихиры Триоди (праздника) – 3 и стихиры первого святого – 3; стихиры второго святого переносятся на хвалитны утрени. Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди (воскресные), глас 2-й (с припевами воскресными). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «Тебе, одеющагося...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...». «Слава» – тропарь святителей, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...» (единожды), тропарь воскресный, глас тот же: «Егда снизшел еси...» (единожды). «Слава» – тропарь святителей, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й. Каноны: праздника Триоди, глас 2-й: «Моисейскую песнь...» (см. в Неделю мироносиц), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), свт. Епифания на 4 и свт. Германа на 4.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-25/

26. 1660 г., июня 15. Сказка, поданная на собор старцем Епифанием Славинецким, в которой отрицается от данного им согласия на лишение Никона архиерейства, потому что он (Епифаний), рассмотрев подлинный греческий Номоканон, не нашёл в нём слов, составляющих якобы правило 16 первого и второго соборов: «Безумно бо есть епископства отрещися, держати же священства?» При чём Епифаний просит дать ему соборное деяние, для составления слова об избрании нового патриарха (сей акт, на обороте по склейкам, скреплён собственноручно старцем Епифанием). В конце перевод правила 16 первого и второго соборов и толкование на них 168 г., Июня в 15 день, сказал старец Епифаний. Матфей учит, яко детище в нужде, не сущу иерею, от мирского человека крещено быти не может и не твёрдо крещение таково. Сие его учение противное есть греческим творцам. Первое противно есть Гавриилу Филадельфийскому; второе Николаю Кавасилу ; третье Никифору во святых патриарху Константинопольскому, иже в правиле своём 16-м сице глаголет: не сущу иерею простой монах крестит; сему ж не сущу крестит отец своё детище. А про Матвееву книгу он Епифаний сказал, что приемлю я Матвееву книгу, что согласно с правилами святых отец (а что не по правилам святых отец, и того не приемлет) 27 и (с) святыми отцами с греческими то приемлю; а которое не согласно, того не приемлю. А что о возведении ново патриарха по деяниям соборов вселенских и поместных на престол отрёкшегося патриарха нового возводить, таж новый поставленный патриарх, яко престольный, имать власть совершенную бывшему патриарху, аще ему не покорится и без благословения его архиерейское дерзнёт действовать, запретить оного вязать и решать, по правилам святых отец. А о Евстафии правило прилично есть бывшему патриарху Никону. А будет бывшей Никон патриарх у новопоставленного патриарха начнёт просить благословения, на еже архиерейское действовать, и ему, яко Евстафию, дастся благословение; а будет непокорен, и ему запретить, по правилам святых отец, может. А правило 16-е первого и второго собора глаголет о епископе, иже во своей чести епископской состоя отходит и о пастве не печётся вящше шестимесячного времени, чести и сана отчуждается. Никон же, бывшей патриарх, в своей чести не состоит патриаршеской, ибо оную оставил, ниже должен есть пещся о стаде, еже оставил, и то правило не к тому лицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Октябрь Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению 1 октября Праздник Покрова Пресвятой Богородицы В первой половине X века в Царьграде жил великий подвижник Андрей Юродивый, сподоблявшийся чудных духовных видений и великих откровений. Однажды он пришел в знаменитый Влахернский храм, где хранилась риза Богоматери с Ее омофором и частью пояса. Омофор — это покрывало, которым иудейские женщины покрывали голову и которое спускалось до ног. Блаженный Андрей пришел в храм отстоять всенощную. Его сопровождал юный почитатель его Епифаний, бывший впоследствии, с именем Полиевкта, патриархом Константинопольским. Блаженный Андрей обыкновенно подолгу оставался в церквях и после окончания службы. На этот же раз всенощное бдение продолжалось долго. В четвертом часу ночи Епифаний увидал Пресвятую Богородицу, идущую от царских врат в великой славе. Ее поддерживали Иоанн Креститель и апостол Иоанн Богослов. Окружало Пресвятую Богородицу множество святых в белых и сияющих одеждах, и все они пели духовные гимны. Пресвятая Владычица приблизилась к амвону. Думая, не есть ли это видение искушение для него, блаженный Андрей спросил Епифания: — Видишь ли Госпожу и Царицу мира? — Вижу и ужасаюсь, — отвечал Епифаний. Между тем Пречистая Богородица преклонила колена и долго молилась, и слезы стекали по ланитам Ее. Богоматерь прошла в алтарь и долго еще там молилась за народ. Затем Она вышла оттуда, сняла бывшее на Ней головное покрывало и, торжественно держа его в руках, распростерла над всеми молящимися, как бы покрывая им их. За всем этим следили св. Андрей и Епифаний, пока видение не исчезло. Андрей передал о нем народу, и рассказ его произвел сильное впечатление.

http://sedmitza.ru/lib/text/440308/

Глава X Воцарение Александра и заискивание его соперника Димитрия перед иудеями получившими большие льготы ( 1Мак.10:1–14 ). Щедроты Александра Ионафану: первосвященство, порфира и золотой венец ( 1Мак.10:15–21 ). Новые обещания Димитрия иудеям, не встретившие доверия последних ( 1Мак.10:22–47 ). Победа Александра, гибель Димитрия, союз с египетским царем, благоволение обоих царей к Ионафану ( 1Мак.10:43–66 ). Столкновение Ионафана с Аполлонием, военачальником Димитриевым, поражение последнего, новые милости Александра (ср. Antt. XIII, 2, 1–3 и д.) ( 1Мак.10:67–89 ). 1Мак.10:1 В сто шестидесятом году выступил Александр, сын Антиоха Епифана, и овладел Птолемаидою: и приняли его, и он воцарился там. «В 160-м году» (э. Селевк.), т. е. – 152 г. до Р. X. Александр называется здесь το Αντοχου – «сын Антиоха». По Liv. Epit. 52 – он был homo ignotus et incertae stirpis, и по Diodor. (у Muller, Fragm. hist. Graec. ll praef. p. XII, п. 14) жил в Смирне мальчик, по имени Валас (Balas), который был очень похож на умершего царя Антиоха Евпатора и одинакового возраста с ним, и выдал себя за сына Антиоха Епифана, хотя был в действительности низкого рода (ср. у Ios. Antt. XIII, 4, 8 – Αλεξανδρος ο Βαλας λεγμενος). – Этого мнимого сына Антиоха Епифана – Аттал II, царь пергамский, выставил в претенденты сирийской короны, и – через бывшего казначея при Антиохе Епифане – Гераклида – представил молодого человека с некоей девицей Лаодикеей (действительной или мнимой дочерью Антиоха Епифана) римскому сенату, чтобы признанием их здесь за детей Антиоха и исходатайствованием помощи придать вес и силу их мнимым правам на сирийский трон. После этого Аттал Пергамский с помощью Птоломея Египетского и Ариарата Каппадокийского собрал для Александра особое войско, с которым этот и направился на Димитрия, ставшего ненавистным как для названных царей за постоянные интриги и воинственные предприятия, так и для своих подданных за надменность и небрежное ведение дел правления (Иос. Фл. Antt. XIII, 2, 1, ср. Polib. Hist. XXXIII, 14 и 16, 7–14, Иуст XXXV, 1, Appian Syr. 67). – Птолемаидою Александр овладел – по словам Иосифа – κ προδοσας των νδοθεν στρατιωτν (через предательство воинов).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Икона Сретения Господня. Кон.1540-х гг., Россия. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. ЖМП 1 январь 2021 /  14 февраля 2021 г. 19:30 Сретение Господне «СОРОКОВОЙ ДЕНЬ ОТ ЕПИФАНИИ...» (К ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА) Древнейшее исторически достоверное свидетельство о богослужебном чествовании Сретения Господня на христианском Востоке находим в знаменитом Itinerarium Aetheriae, иначе — «Паломничестве ко святым местам (Peregrinatio ad Loca Sancta)». Этот ценнейший памятник датируется концом IV века и принадлежит перу любознательной западной паломницы Этерии, или Эгерии (в старой литературе — Сильвия Аквитанка). ЕеПерегрина " цио, один из первых христианских памятников этого жанра, еще не дает Сретению самостоятельного литургического заголовка и именует его просто «сороковым днем от Епифании (Богоявления)», — зато кратко описывает само торжество, совершающееся в этот день в Иерусалиме. Приведем это свидетельство полностью.  PDF-bepcuя. «Сороковой день от Епифании (quadragesimae de Epiphania) празднуется здесь с большой ­честью. В этот день бывает процессия в 1 , и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст» (Itinerarium Aetheriae, 26) 2 . Источники свидетельствуют 3 , что праздник Сретения в IV–V веках существовал в богослужебном календаре Иерусалимской Церкви в качестве местночтимого торжества в буквальном смысле, завершающего 40-дневный цикл Богоявления, посвященного воспоминанию целого ряда евангельских событий (позднее он станет Рождественским циклом). Этим объясняется первоначальное отсутствие у него собственного литургического заголовка и именование его по формальному хронологическому принципу — «сороковым днем от Епифании» (от 6 января). Римского праздника Рождества (с датой 25 декабря) в Палестине еще не было 4 . Свидетельствами о богослужебном чествовании Сретения в других городах Восточной Римской империи историк не располагает.

http://e-vestnik.ru/history/sretenie_gos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010