Библиография 777 I . Священное Писание Ветхого и Нового Завета Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1988. Biblia Hebraica Stuttgartensia/Ediderunt K.Eiliger et W.Rudolph; Adjuvantibus H.Bardke et al; Textum Masoreticum curavit H.P.Rüger. Stuttgart, 1990. Novum Testamentum graece/Cum apparatu critico curavit Eberhard Nestle; Novis curis elaboraberunt Erwin Nestle et Kurt Aland. Editio vicesima quinta. London, 1975. Septuaginta: Id est Vetus Testamentum graece iuxta LXX interpretes/Edidit Alfred Rahlfs. Duo volumina in uno. Stuttgart, 1979. II. Творения отцов и учителей церкви 778 Августин O Нагорной проповеди Господа: De sermone Domini in Monte//PL. 34. Col. 1229–1308. O граде Божием: De civitate Dei//PL.41. Col.13–801. Русский перевод: Августин, блж. О Граде Божием. M., 994. Т.1–4. Послания: Epistulae//PL.33. Григорий Богослов Слово 42: Oratio 42//SC. 384. P.48–115. Русский перевод: Григорий Богослов , свт. Творения: В 2 т. Т.1. M., 2007. С.496–509. Письма: Epistulae//PG. 37. Col.21–388. Русский перевод: Григорий Богослов , свт. Творения: В 2 т. Т.2. M., 2007. С.417–562. Дидахи Дидахи (Учение двенадцати апостолов)//SC. 248. Русский перевод: Учение двенадцати апостолов//Писания мужей апостольских. Рига > 1994. С.17–38. Епифаний Кипрский Панарион: Рапапоп//GCS. 25; 31. Русский перевод: Епифаний Кипрский , свт. На 80 ересей Панарий, или Ковчег//Творения. M., 1863–1885. Ч.1–5. Игнатий Богоносец Послание к Ефесянам: Epistula ad Ephesios//SC. 10. P.66–93. Послание к Римлянам; Epistula ad Romanos//SC. 10. P. 124–139. Русский перевод: Игнатий Богоносец , свт. Послания/Пер. прот. И.Прнображенского//Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С.307–350. Иероним Комментарий на Послание к Галатам: Commentaria in Epistulam ad Galatas//PL.26. Col.307–438. Комментарий на Послание к Титу: Commentariorum in Epistolam ad Titum//PL.26. Col.555–599. O знаменитых мужах: De viris illustribus//PL.23. Col.601–720. Русский перевод: Иероним, блж. Книга o знаменитых мужах//Творения. Ч.5. Киев, 1880.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Богородичные праздники Рождество пресвятой Богородицы (8 сентября) История праздника Событие, воспоминаемое в этот праздник, сохранилось только в древнем церковном предании (например, в творениях блаж. Иеронима, Епифания Кипрского и др.). Св. Андрей Критский в своем слове на день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». По словам св. Иоанна Дамаскина , «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновится и печаль праматери Евы пременилась в радость» 6 . «Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется» 7 . Праздник и воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью с глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Св. равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь и память Рождества Богородицы. Другие сведения можно найти в писаниях св. Иоанна Златоуста , св. Прокла, св. Епифания и блаж. Августина. В честь праздника составлены многие песнопения святыми песнотворцами: в V в. – Анатолием, архиеп. Константинопольским, в VI в. – Стефаном Святоградским, в VII в. – св. Андреем Критским , в VIII в. – св. Иоанном Дамаскиным и Германом, патриархом Константинопольским, в IX в. – Иосифом Студитом; их песнопения и теперь поются за богослужением в этот праздник. Так с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии, Богоневесты». Особенности всенощного бдения праздника Возглас: «Слава Святей...», предначинательный псалом, «Блажен муж...». На «Господи, воззвах...» 8 стихир, гл. 6-й. «Слава, и ныне» стихира праздника вместо догматика. Вход. Прокимен дня. На великой вечерни после входа читаются три паремии, которые часто (но не всегда) читаются в Богородичные праздники. Первая паремия из кн. Бытия (28, 10–17) – о лестнице, виденной патриархом Иаковом и прообразовавшей Пресвятую Деву, через Которую снисшел на землю и воплотился Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

В историографии и агиографии присутствуют разные версии даты рождения преподобного Сергия, основанные на по-разному интерпретируемых косвенных данных, имеющихся на сей счет в источниках. Актуальность опыта выяснения наиболее вероятной даты обусловлена приближением юбилейных торжеств, посвященных 700-летию рождения «игумена Русской земли». Преподобный Сергий Радонежский Житие преподобного Сергия в своих главных событиях известно всякому сознательному православному русскому человеку. Основным и почти единственным источником этих сведений является для своей эпохи исключительно обстоятельное агиографическое повествование, написанное насельником основанного им Троице-Сергиева монастыря и учеником преподобного Епифанием Премудрым. По словам самого автора «Жития», впервые он приступил к его составлению «по лете убо единем или по двою по преставлении старцеве» . Но это были лишь предварительные записи о подвигах и поучениях святого, которые делались, что называется, для себя самого, а не для обнародования: «По себе пишу, а запаса ради и памяти ради и ползы ради» . В течение 20 лет Епифаний вносил такие записи в «свитки, в них же беху написаны некыя главизны еже о житии старцеве памяти ради» . И лишь на закате своей жизни, убедившись, что никто другой не взял на себя труд составления жития великого старца, агиограф приступил к написанию подобного сочинения, опираясь при этом как на собственные ранее сделанные записи, так и на воспоминания престарелых монастырских насельников — «древних старцев» — о преподобном. Как пишет Епифаний в предисловии к своему сочинению, к написанию «жития» он приступил через 26 лет после преставления святого — «отнеле же преставися 26 лет преиде» . Если исходить из почти общепризнанной даты кончины преподобного Сергия — 1392 г. от Р. Х., «Житие» начато было около 1418 г., и очевидно, вскоре завершено. В 1422 г. были обретены мощи святого, а по прошествии еще трех десятилетий состоялось его прославление. «Житие», написанное Епифанием, как известно, дошло до нас не в оригинальном виде.

http://pravoslavie.ru/49092.html

«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога» — чудное явление Божией Матери произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскресный день, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память его совершается 15 октября по новому стилю, на следующий день после праздника Покрова), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?». Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению: «Царю Небесный, приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан». Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там». На Руси же праздник Покрова Божией Матери был установлен в княжение святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского (1155–1174).

http://pravmir.ru/vsya-zhizn-pod-pokrovo...

Епифань. Епифанский Успенский скит-подворье. Успенский скит-подворье на Федосьине городище Карта и ближайшие объекты Холм, на котором стоит Успенский храм, издавна называется Федосьино городище. Одно из дошедших до нас преданий связывает это название с именем преподобного Феодосия Печерского – основателя Киево-Печерской лавры. Согласно легенде, малороссийский монах устроил на берегу Дона небольшую иноческую обитель и назвал ее по имени своего учителя и наставника. В другом, пожалуй, самом интересном предании о Епифани говорится о настоятеле «Свято-Успенского Феодосьева-на-Дону» монастыря игумене Епифании, который накануне Куликовской битвы отправил всех своих иноков в войско великого князя московского Дмитрия Ивановича, а сам, оставшись один в обители, молился о победе русского воинства в схватке с иноверцами Мамая. Когда пришли литовцы, старец сказал им, что ни московского войска, ни татарского здесь не было. Три дня игумен угощал воинов Ягайло. Когда же будущий польский король узнал о славной победе русских воинов и понял истинную причину гостеприимства и хлебосольства игумена, то «в неистовой ярости и бессильной злобе» приказал обезглавить старца. Это предание легло в основу одной из версий о происхождении названия местности, а потом и самого города. Первое документальное упоминание об Успенском монастыре относится к 1628 году. В писцовых книгах сказано, что в 1609 году обитель на Федосьине городище была разграблена и разорена крымчаками. С тех пор монастырь долго пустовал и возродился только в 50-е годы XVII века, когда в нем поселился старец Дионисий Муромцов с братией. В вотчинном владении обители имелось 180 четей земли при селе Болохнино и деревне Заикино, расположенных в 25 верстах от Епифани. В 1670-1671 годах был образован Богородицкий уезд, к которому была отмежевана западная часть Епифанского уезда, в том числе вотчина Успенского монастыря. Вероятно, в конце XVII века на Федосьине городище была построена каменная церковь, которая в первой четверти XVIII века была значительно перестроена.

http://sobory.ru/article/?object=49132

Епифань. Епифанский Успенский скит-подворье. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В приходе: часть г. Епифани, Караблина слобода, Конная слобода, Рождественская слобода. Приход образован в 1764 г. после упразднения Успенского мужского монастыря, приписанного к Пройковой Успенской пустыни Липецкого уезда Тамбовской губернии. Время построения каменной церкви не установлено. Два престола: главный - в честь Успения Пресвятой Богородицы, в приделе - в честь иконы Тихвинской Божьей Матери. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895, с. 283-284 Успенская церковь стоит на холме, который издревле зовется Федосьино городище. По преданию, это название связано с именем Феодосия Печерского, основавшего Киево-Печерский монастырь. Один из монахов этого монастыря пришел однажды на берег Дона и устроил иноческую обитель, назвав ее по имени своего наставника. Так же сохранилось предание, в котором говорится об игумене Епифании, который перед Куликовской битвой отправил всех иноков в великокняжеское войско Дмитрия Ивановича, а сам остался в обители, чтобы молиться о победе над иноверцами. Когда же пришли литовцы, он сказал им, что ни татарского, ни московского войска здесь не было. Игумен угощал воинов Ягайло три дня. Когда будущий польский король услыхал о победе русских воинов и понял причину хлебосольства игумена, то приказал старца обезглавить. Предание это легло в основу версии о происхождении названия данной местности. Первое упоминание об Успенском монастыре в документах относится к 1628 году. В писцовых книгах говорится, что в 1609 году монастырь на Федосьином городище разграбили и разорили крымские татары. С того времени монастырь длительное время пустовал и был возрожден лишь в 1650 -х годах, когда здесь поселился Дионисий Муромцев со своей братией. Успенский приход являлся наиболее малочисленным и бедным в Епифани. Состоятельные прихожане старались жертвовать на украшение и благоустройство храма. В 1811 году старанием священника Иоанна Никитина на пожертвованные средства в Тихвинском приделе был установлен новый резной иконостас, отремонтирована ризница. В 1835 году на средства помещицы Цвеленевой храм был полностью оштукатурен внутри, заново расписан и покрыт железом. В 1850 году на средства другой помещицы Хотяинцевой вокруг храма была выстроена каменная ограда.

http://sobory.ru/article/?object=02140

Закрыть itemscope itemtype="" > «Кипрский Архиепископ будет вычеркнут из диптихов Русской Церкви» Кипрские митрополиты возмущены поминанием архиепископом Хризостомом главаря т.н. ПЦУ; митрополит Иларион (Алфеев) рассказал о возможной реакции Москвы 26.10.2020 1224 Время на чтение 6 минут Как сообщалось , в субботу, 24 октября, Предстоятель Кипрской Православной Церкви архиепископ Хризостом II впервые помянул за богослужением главаря т.н. ПЦУ Сергея Думенко. Произошло это во время хиротонии нового епископа Арсинои, в монастыре Хрисороятисса. В знак протеста митрополит Лимасольский Афанасий покинул Божественную литургию, сообщает РИА Новости . Как сообщил местный телеканал RIK, фактически речь идет о признании т.н. ПЦУ без согласия Священного Синода. Архиепископ Хризостом заявил, что, если кто-либо из членов Синода потребует, чтобы вопрос был обсужден в рамках Устава, он созовет Синод, сообщил телеканал. Архиепископ Хризостом заявил, что его решение служит Православию и Кипрской Церкви. Он признался, что «пошёл против определенных людей», и подтвердил, что члены Священного Синода о решении не знали. В то же время он заявил, что должен был занять определенную позицию по этому вопросу в интересах Православия. Тем временем четыре иерарха Кипрской Православной Церкви обвинили архиепископа Хризостома в «вопиющем нарушении» Синодальной системы в связи с упоминанием Епифания как «предстоятеля» украинс кой «церкви», призвали немедленно отменить «антиканонический и недействительный акт» и созвать Священный Синод, сообщает РИА Новости . Четыре иерарха — митрополиты Киккский Никифор, Лимасольский Афанасий, Тамасский Исаия и епископ Амафунтский Николаос в совместном заявлении призвали архиепископа Хризостома немедленно отменить антиканонический и недействительный акт. «С большой тревогой, но и с глубочайшей печалью мы узнали об упоминании как " предстоятеля Украинской церкви " Епифания архиепископом Кипрским Хризостомом», — говорится в письме. Иерархи заявили о несогласии с действиями архиепископа и изложили свою позицию в девяти пунктах.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/26/ki...

Закрыть itemscope itemtype="" > Наше общение укрепляет братские связи между монастырями Епископ Лидры Епифаний, настоятель святого царского ставропигиального монастыря Махера 25.12.2019 565 Время на чтение 7 минут В ходе международной конференции «Монашество и современный мир», проходившей в Республике Кипр в ноябре 2019 года, на вопросы портала «Монастырский вестник» ответил епископ Лидры Епифаний, настоятель святого царского ставропигиального монастыря Махера. Ваше Преосвященство, международная монашеская конференция проходит на Кипре уже второй раз. Есть ли, на Ваш взгляд, польза от общения монашествующих разных Церквей? И если есть, то в чем она заключается? Господь наш Иисус Христос говорит в Евангелии: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20). Это означает, что, когда встречаются монахи, посреди них пребывает Христос, и Дух Святой просвещает нас, наполняет наши души любовью и радостью. Наше общение укрепляет братские связи между монастырями. Во время таких встреч иноки имеют возможность передавать друг другу свой опыт и тем самым приносить взаимную пользу в стяжании добродетелей. Традиции монашества показывают, что и древние отцы посещали другие монастыри не только в дни престольных праздников, но и для того, чтобы услышать слово Божие. Любое общение между монахами обогащает иноков духовным опытом, помогает во всех прочих аспектах монашеской жизни, укрепляет молитву, возносимую у Престола Божия. Все это приносит пользу не только монастырям, поскольку благодать Божия, подаваемая монахам за их молитвы и подвиги, просвещает и одухотворяет весь мир. В приветственном слове участникам конференции архиепископа Каширского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви прозвучали слова о том, что монашествующие Русской Церкви нуждаются в духовном опыте древней Кипрской Церкви. А есть ли что-то в опыте Русской Православной Церкви, что считают для себя полезным насельники монастырей Кипра? Конечно. Русскую Церковь характеризуют, прежде всего, благочестие, любовь ко Господу, подвижничество... Когда в 90-х годах ХХ столетия на греческий язык начали переводить Жития и поучения русских святых, статьи, посвященные событиям русской церковной истории, наши Церкви и наши народы обрели точки соприкосновения для общения друг с другом. Читая Жития святых, жизнеописания и слова русских архиереев, я убедился в том, что что опыт Церкви, как и опыт Богопознания и Богообщения, един для всех. Неважно, где ты находишься – в России, на Кипре или вообще где-то на краю мира – Бог есть везде. И очень важно, чтобы в сознании людей отложилась мысль: Бог любит человека и хочет, чтобы человек всегда оставался с Богом, общался с Богом, потому что это общение приведет ко спасению.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/25/nashe_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Переводы в ПЦУ на Винничине: шантаж, насилие и пустые храмы Епифания 19.02.2020 629 «70 тысяч гривен. Это люди, которые были заинтересованы в деньгах. У нас это контролировала городская администрация и областная. Те люди, которые руководили захватами храмов, занимали должности. В Винницкой ОДА есть Грачов, который ответственный за ветеранов АТО. Получал зарплату, числился на должности, и он же организовывал захваты храмов. И в то время, когда такая информационная атака на нашу Церковь: „батюшки — московские агенты ФСБ“ — люди в замешательстве. Автобус АТОшников приезжает и скручивает батюшку — „всё, ты переходишь“! Всё это силой делалось». «Даже сейчас посмотрите, а где теперь эти люди — которые хотели, чтобы храм перешел? Храмы стоят пустые, нет тех людей». Винницкая епархия Украинс кой Православной Церкви всегда славилась тем, что здесь всегда царил межконфессиональный мир. Но со времени вмешательства государства и внешних сил, в лице патриарха Варфоломея, на Винничине, как и в других местах, возникли конфликты и противостояния. Сегодня у нас есть возможность узнать о происходящем не из подконтрольных кому-то СМИ, узнать правду о жизни епархии. Гостем авторской передачи Яна Таксюра стал митрополит Винницкий и Барский Варсонофий (Столяр). 2:36 Светлые моменты жизни верующих Винничины: колядки, воскресные школы, православные молодежные лагеря. 5:00 Минобразования поддержало информационную кампанию против Церкви и фактически разрушило духовное образование детей. 7:23 Обращение верующих к Президенту Зеленскому и перерегистрация общин верующих в ПЦУ. 12:30 Как государство отказывается регистрировать правящего архиерея. Опять Салецкий. 14:28 Раскол в Виннице обломался. Как власть Порошенко и бывший владыка Симеон (Шостацкий) давили на священников. 26:00 Захваты церквей: почём активисты ПЦУ? 30:35 Давление активистов «Братства Андрея Первозванного» на полицию. Начинали работать ещё с Филаретом и активировались с приездом Помпео. 35:20 Чиновник Игорь Салецкий, который «прославился» из-за перерегистраций, оставлен на должности.

http://ruskline.ru/video/2020/02/19/pere...

Закрыть itemscope itemtype="" > Путину предлагают возглавить всеправославное совещание, чтобы преодолеть раскол 31.12.2019 2081 Время на чтение 11 минут В православном мире 2019 год прошел под тревожным знаком раскола. Константинопольский патриархат выдал «томос» раскольничьей Православной церкви Украины (ПЦУ). Тем самым его патриарх Варфоломей грубо нарушил все каноны и собственные многочисленные обещания, что не собирается признавать раскольников на канонической территории Русской православной церкви. 9 января Варфоломей и члены священного синода Константинопольского патриархата подписались под текстом «томоса», который на самом деле даже не «даровал автокефалию» ПЦУ. Он всего лишь утверждал новую псевдоцерковную структуру, которая оказывалась в подчинении Фанара (исторический район в Константинополе, где расположена резиденция константинопольского патриархата.— Прим. ФАН). Более десяти месяцев решение «вселенского патриарха» не поддерживала ни одна из канонических поместных православных церквей. Однако 29 октября стало известно, что архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним направил «Мирное письмо» главе ПЦУ Епифанию. Это де-факто означает признание ее со стороны церкви Греции. Позднее стало известно, что ПЦУ признал и Александрийский патриархат. В ответ Русская православная церковь разорвала евхаристическое общение с обеими поместными церквями. Правда, в конце декабря в СМИ появилась информация, что в официальные диптихи Элладской православной церкви за 2020 год не включено имя главы ПЦУ Епифания Думенко. А это значит, что полного признания украинских раскольников Элладской церкви нет. В то время как в диптихах по-прежнему прописано имя блаженнейшего митрополита киевского Онуфрия и других архиереев Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Как бы там ни было, в украинских СМИ «Мирное письмо», конечно, преподносится как победа ПЦУ и серьезное укрепление в православном мире этой структуры. Согласно данным ноябрьского опроса Украинского центра политических и экономических исследований им. А. Разумкова о доверии религиозным деятелям, в «незалежной» сегодня главе ПЦУ Епифанию доверяют 39% опрошенных, в то время как патриарху Кириллу – всего лишь 16%.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/31/putinu...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010