14 октября, Покров Праздник Покрова Пресвятой Богородицы не относится к числу двунадесятых, но на Руси он издавна один из самых почитаемых праздников, он открывает многое о нашем почитании Приснодевы Марии, о том, почему мы обращаемся к Ней в молитве со словами: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» 14 октября, 2009 Праздник Покрова Пресвятой Богородицы не относится к числу двунадесятых, но на Руси он издавна один из самых почитаемых праздников, он открывает многое о нашем почитании Приснодевы Марии, о том, почему мы обращаемся к Ней в молитве со словами: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Почему в России почитают византийский праздник Праздник Покрова Пресвятой Богородицы не относится к числу двунадесятых, отмечающих главные события Священной истории Нового Завета. Собственно, его могло бы и не быть в нашем календаре, мы бы даже не заметили, что чего-то не хватает. Но на Руси он издавна был одним из самых почитаемых праздников, и это не случайно — он открывает нам многое о нашем почитании Приснодевы Марии и о том, почему мы обращаемся к Ней в молитве со словами, которые, казалось бы, можно говорить только Богу: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» 1 октября 910 года Константинополь, столица Византийской империи, находился под угрозой очередного вражеского нападения сарацин (то есть арабов). На всенощную под воскресенье юродивый Андрей (славянин, проданный в рабство в византийскую столицу) вместе со своим спутником Епифанием молились во Влахернском храме, где находилась тогда одна из самых чтимых святынь Византии — Риза Богородицы. Во время молитвы они увидели, как Сама Богородица в сопровождении святых сходит в храм… Святой Дмитрий Ростовский описывает дальнейшее так: «Когда св. Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом».

http://pravmir.ru/14-oktyabrya-pokrov/

26-е Собор Пресвятой Богородицы Прав. Церковь , после торжества в честь великих священных событий с хвалебными и благодарственными песнями своими, обращаясь к избраннейшим орудиям Промысла, через которые празднуемые события совершились, на другой день после праздника Рождества Христова собирается восхвалять Богоматерь. «Приидите, взывает св. Церковь в этот день, воспоим Матерь Спасову, по рождестве паки явльшуюся Деву». Это собрание верующих в наутрие праздника Рождества Христова для прославления и благодарения Богородицы, родшей Спасителя, названо собором Пресвятой Богородицы. Установление сего собора относится к древним временам Христианской Церкви. В день этого Собора в IV веке отцы Церкви говорили уже поучения; к таковым принадлежит слово Епифания Кипрского , собеседника Иоанна Златоустог о и умершего в 402 лето по Р. X. Об этом слове упоминается в церковной службе собора в честь Пресв. Богородицы, где говорится: «и чтём слово Епифания Кипрского , похвалу Пресв. Богородицы». Также св. Амвросий Медиоланский и блаж. Августин в своих поучениях на праздник Р. X. соединяли хвалу родшемуся Богочеловеку с хвалой родшей Деве. Указание на празднование Богородице по Рождестве Христове можно также находить в 79 правиле 6 Вселенского Собора, бывшего в 691 году. В этом правиле говорится: «Божественное от Девы рождение, яко бессеменно бывшее, исповедуя безболезненным и сие всему стаду проповедуя, подвергаем исправлению творящих, по неведению, что-либо недолжное. Понеже убо некие, по дне св. Рождества Христова Бога нашего, усматриваются приготовляющими хлебное печение и друг другу передающими, якобы в честь болезней рождения всенепорочные Девы Матери: то мы определяем, да не совершают верные ничего такого. Ибо не есть сие честь Деве, паче ума и слова, плотию родившей невместимое Слово, аще ее неизреченное рождение определяют и представляют, по примеру обыкновенного и нам свойственного рождения». Это обыкновение произошло из древнего лжеучения, которое впоследствии распространял Несторий, называя Богоматерь не Богородицей, а Христородицей. Св. Давида Богоотца, пророка и царя Иудейского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

5) Апокрифы смешанного содержания, Сказания о Лице Спасителя и Богоматери. Первоевангелие Иакова Сказание Афродитиана Персянина о бывшем чудеси в Персидстей земле Слово на Рождество Христово о пришествии волхвов Евангелие Никодима Послание Пилата к Тиверию Кесарю Сказание о приходе в Рим сестер Лазаря, Марфы и Марии Сказания о сошествии Иисуса Христа во ад. Слово Евсевия, Епископа Александрийского о вшествии Иоанна Предтечи во ад Слово в великую субботу Св. Епифания, архиепископа Кипрского Слово. в субботу шестую поста на воскресение друга Божиа. Лазаря Сказание об Иуде предателе Легенда об Иерействе Иисуса Христа Переписка Иисуса Христа с Авгарем и сказания о нерукотворенном образе Месяца августа 16 день. Принесение нерукотвореннаго образа Господа нашего Иисуса Христа. Сказание о нерукотворенне образе Господа нашего Иисуса Христа Повесть списана иже во святых отцем нашим Григорием епископом Ниским. о обретении нерукотворенаго образа Господа нашего Иисуса Христа. иже в Камулианех Принесение нерукотворенаго образа Господня от Едеса в Царьград Послание Авгаря царя к Господу нашему Иисус Христу Отписание Господа нашего Иисус Христа. Послано с Ананиею борзоходцем. к Авгарю царю в град Едес Повесть о нерукотворенном образе императора Константина Багрянороднаго Слово Иоанна Богослова на Успение Божией Матери Легенда о кровоточивой жене Веронике, поставившей образ Спасителя в Панеаде Слово о успении Божией Матери Иоанна, архиепископа Солунского Житие Пресвятой Богородицы Епифания, иеромонаха обители Каллистратовы Апокрифические сказания Эсхатологического характера. Вопросы Иоанна Богослова Аврааму на горе Елеонской I II Вопросы Иоанна Богослова Господу Вопросы князя Антиоха и ответы Св. Афанасия Александрийского Беседа трех святителей Беседа святых трех святителей, Василия великаго кесарийскаго и Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, с толкованием от патерика римскаго Устроение словес Василия и Григория Феолога и Иоанна Беседа трех святителей Сказания об Иисусе Христе, Богоматери и апостолах, вошедшие в хронографы Луцидариус Предисловие Часть I Часть II Часть первая. Книги сея Часть вторая. Книги сея Предисловие. Общий обзор апокрифических сказаний о новозаветных лицах и событиях

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

8. Примеры чудесного избрания и призвания на епископство 1 . В городе Комане, неокесарийской области, умер епископ. Граждане упросили Григория Чудотворца придти к ним, избрать и рукоположить к их осиротевшей церкви епископа. Многие указывали Григорию на людей ученых, образованных и просвещенных, но Григорий ни одного из них не признал достойным этого великого сана. Один из предстоявших с насмешкою сказал: «Не избрать ли уже нам во епископы Александра?» Все засмеялись от этой шутки. – «А кто такой Александр?» спросил Григорий, Ему отвечают, что Александр жжет уголья и продает их на рынке. «Приведите его сюда», сказал св. Григорий. Когда привели Александра на собор, некоторые из предстоявших, взглянув на него, громко засмеялись; от угольев он был черен, и притом в рубище. Когда Александр приблизился к Григорию, тот тотчас извещен был Духом Божиим, что этот Александр да будет епископом. Григорий приказал Александру сходить умыться, одеться в приличную одежду и явиться на собор. Когда возвратился Александр, Григорий Чудотворец в присутствии всех начал испытывать его в знании Св. Писания; изумил всех Александр своим умом и красноречием. Он был человек в высокой степени глубоко просвещенный; но из любви к Богу избрал такую смиренную жизнь. И святитель Григорий рукоположил Александра во епископа Команского. Первое поучение его к народу привело в умиление сердца всех. Все благодарили Бога, даровавшего им такого пастыря. Благодать Св. Духа исходила из усть его, и св. церковь причла его к лику святых («Чет.-Мин.»). II. Св. Епифаний, посетив спасавшегося на острове Кипре преп. Илариона Великого, хотел отплыть оттуда в город Аскалон. Но корабль на котором отплыл в Асколон Епифаний, был принесен бурею снова к берегам кипрским и именно пристал близ кипрского города Саламина или иначе – Констанции Кипрской. В это время в Саламине был собор епископов для избрания нового архиепископа на место умершего. Несколько дней епископы возносили молитвы к Богу, дабы Он Сам явил им мужа, достойного этого сана.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ЕПИФАНИЙ СЛАВИНЕЦКИЙ, СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ И ИХ ПРЕЕМНИКИ Перенесение киевской учености в Москву было важнейшим событием в истории русской образованности XVII века. Событие это, чрезвычайно плодовитое по своим последствиям, началось постепенно, едва заметно, не сопровождалось никакими новыми учреждениями и ничем торжественным. Из московских бояр выдавался тогда Федор Михайлович Ртищев. Это был человек старой Руси, но лучший человек, какого могла выработать старая Русь. Ревностно благочестивый, хранитель священных преданий и обычаев старины, он не довольствовался, как другие, одним соблюдением внешних приемов набожности; он был из тех, которые ищут внутреннего смысла наружных признаков; учение Христа увлекало его к подвигам христианской добродетели. Ртищев тратил значительные суммы на выкуп пленных, которых тогда было чрезвычайное множество в мусульманских землях, помогал нуждающимся, построил и содержал больницу для убогих. Во время войны с Польшею, сопровождая царя, Ртищев взял на себя попечение о раненых и изнемогавших от зимнего холода, приказывал подбирать их и отвозить для приюта в нанятые для них помещения, пользовал и содержал на свой счет, а по выходу их давал им вспоможение. Ртищев очень любил читать книги духовного содержания и посещать богослужение. Но ни то, ни другое не могло удовлетворять его в своем тогдашнем виде. Не все сочинения святых были ему доступны в славянском переводе, да и списки тех, которые он мог читать, не отличались правильностью и однообразием смысла. Ртищев видел, что нужны новые, более правильные переводы; чтение самого Священного Писания возбуждало в нем желание проверить, правильно ли оно переведено в том виде, в каком было доступно для русских. Печатных изданий, кроме Острожского, не было; в рукописных были разноречия.

http://sedmitza.ru/lib/text/435672/

I. Общий характер иудейской апокалиптики 1 Под именем иудейской апокалиптики разумеется ряд произведений, содержащих в себе «откровение» тайн относительно настоящего состояния мира и человечества, его прошлого и особенно будущего. Собственно название апокалипсиса или откровения усвоено только нашему новозаветному «Откровению св. Иоанна» (πολυψις ωνου) и отсюда уже распространено и на целый ряд произведений иудейской письменности, литературно к нему примыкающих. В новейшей церковно-исторической литературе эти произведения известны под названием псевдоэпиграфов, ввиду обычной их псевдонимности. Эпоха, к которой относится преимущественно развитие апокалиптической литературы, открывается примерно маккавейским восстанием и гонением Антиоха Епифана (168–5 до Р. X.), а прерывается лишь с окончательной гибелью иудейской общины после восстания Бар-Кохбы и друг (132–5 по Р. X.), следовательно, обнимает около трех веков. Наиболее ранним и классическим произведением этого рода является каноническая книга пророка Даниила. По господствующему в критической литературе мнению, она считается псевдэпиграфом 2 , время составления которого относится к эпохе гонения Антиоха Епифана, к 165 или 164 году. За последние десятилетия особенно внимательно собирались и изучались религиозно-исторической наукой эти памятники апокалиптики. Критическое издание текстов и затем переводов разных апокалипсисов, особенно известное издание ветхозаветных апокрифов и псевдэпиграфов под редакцией проф. Kautsch " а 3 и новозаветных – под редакцией Hennecke 4 сделали эти памятники доступными, по крайней мере для владеющих немецким языком. Критическое изучение апокалиптической литературы далеко еще не может считаться законченным, по мнению специалистов вопроса 5 . В русской литературе см. весьма обстоятельную монографию проф. прот. Ал. Смирнова: Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа (от маккавейских войн до разрушения Иерусалима римлянами). Казань, 1899. См. также кн.: С. Я. Трубецкой. Учение о Логосе (глава об иудейской апокалиптике). Специальная литература относительно отдельных памятников приводится в соответствующих местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

А. Бороздин Содержание XVI. Житие протопопа Аввакума по списку Казанской духовной академии 1679 (109) (in. 4°) XVII. Челобитная Симеона, архиепископа сибирского и тобольского царю Алексею Михайловичу о злоупотреблениях даурского воеводы Афонасия Филиповича Пашкова. 1658 года XVIII. Черновой отпуск царской грамоты Симеону. 11 февраля 1658 года XIX. Житие инока Епифания, им самим написанное Часть I Часть II ХХ. Послание инока Епифания к Антониде Афанасьевне     Первый период раскола, начиная с исправления богослужебных книг и обрядов при патриархе Никоне и кончая стрелецким бунтом, является чрезвычайно важной эпохой в выработке его доктрины и развитии внутренней жизни. В это время уже довольно определенно и полно сложились взгляды на православную русскую Церковь и светскую власть, выработалась система отношений к никонианам, известный modus vivendi, установилось в самых существенных чертах учение об антихристе, положено начало разделению раскола на толки, образовались две большие группы поповцев и безпоповцев, и в них уже начинались внутренние препирательства по разным вопросам, – короче можно сказать, что в дальнейшей своей истории раскол старообрядческий ничего существенного не прибавил к тому, что явилось в этот первый период его истории, никаких новых важных вопросов не возбудил. Понятна поэтому необходимость внимательного подробного изучения этого времени, и неоцененным для того пособием являются изданные профессором московской духовной академии Н.И. Субботиным восемь томов «Материалов для истории раскола за первое время его существования». Особенно важно издание трудов первых расколоучителей, и этому отделу источников г. Субботин отвел много места: мы имеем в его издании почти полные собрания сочинений таких видных деятелей, как Аввакум, Феодор, Лазарь, Никита Пустосвят, Авраамий и др. Вышедшим в прошлом году восьмым томом «Материалов» г. Субботин закончил печатание раскольнических сочинений (так он заявляет в предисловии), и об этом нельзя не пожалеть, так как все же в его издании есть некоторые пробелы, которые было бы весьма желательно восполнить; так например: совсем не изданы сочинения Спиридона Потемкина, нет «Истории» Саввы Романова, которую необходимо вновь переиздать, потому что издание Кожанчикова не выдерживает критики, как это доказал сам г. Субботин.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istochni...

А. Ю. был родом из Скифии (в слав. переводе жития слово «скиф» передано как «словенин», в XVII в. возникло предание о происхождении его из Новгорода). Юношей А. Ю. был в К-поле продан богатому сановнику Феогносту. Отрок вскоре стал любимцем хозяина, к-рый отдал его в школу, где А. Ю. быстро научился грамоте и счету, вскоре Феогност сделал его своим секретарем. Больше всего А. Ю. любил проводить время за чтением Свящ. Писания и житий святых, желая подражать их подвигам. Однажды А. Ю. увидел сон, будто он одержал победу в единоборстве с огромным бесом перед сонмом небесных и адских сил, после чего Господь Иисус Христос обещал ему сокровища небесные, призывая принять подвиг юродства. На следующий день А. Ю., после обсуждения своего видения со свящ. Никифором (впосл. написавшим его житие), решил принять вид безумного; ночью он сел у колодца и стал резать свою одежду на мелкие лоскуты, бормоча при этом невразумительные слова. Решив, что А. Ю. сошел с ума, Феогност сильно опечалился и приказал отвести его в храм вмц. Анастасии Узорешительницы в надежде, что святая исцелит его. Там А. Ю. явились сама великомученица и ап. Иоанн Богослов , к-рые укрепили его в решении стать юродивым. Через 4 месяца, поскольку святой продолжал «безумствовать», хозяин приказал отпустить его. А. Ю. начал скитаться по улицам и площадям К-поля: одетый в рубище, он терпел поругания и побои, пил из луж, воровал еду на рынке, спал на навозной куче среди бездомных собак, собранную милостыню раздавал нищим. Преподобный обличал нравы горожан, отвращая многих от греха. О святости А. Ю. знали немногие, в т. ч. Епифаний, юноша из богатой и знатной семьи, к-рого святой отвратил от блудного греха и к-рому неоднократно помогал советами и наставлениями. День А. Ю. обычно проводил в скитаниях, а ночью подолгу молился в церкви. Однажды, в ночь под субботу, накануне праздника в честь Божией Матери, когда во Влахернской ц., где находилась риза Божией Матери, совершалось всенощное бдение, А. Ю. сподобился видения: Богородица шла от входа к амвону в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. Это видел также Епифаний, присутствовавший в церкви с одним из своих рабов. После многочасовой молитвы Пресв. Богородица вошла в алтарь и, сняв с головы омофор , распростерла его над собравшимися в храме.

http://pravenc.ru/text/115336.html

архимандрит Епифаний (Евфивулос) Предисловие Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Мф.5:4 В жизни современного общества слёзы воспринимаются как нечто отрицательное, как свидетельство слабости человека. Вид плачущего взрослого человека несовместим с символами массовой культуры, которая прославляет силу и наслаждение. В определенной мере исключением являются слёзы сострадания, обычно женские, или так называемая скупая мужская слеза. Но и в этих случаях понимание никогда не перерастает в принятие слёз как должного или тем более желанного. Христианство парадоксально. Что велико у людей, то мерзость пред Богом ( Лк.16:15 ) и наоборот. Святые отцы древности и современные подвижники самыми возвышенными выражениями прославляют дар слёз или, как часто говорят, духовный плач. «Источник слёз после крещения больше крещения, хотя сии слова и кажутся несколько дерзкими. Ибо крещение очищает нас от прежде бывших зол, а слёзы очищают грехи, сделанные и после крещения» 1 – пишет преподобный Иоанн Лествичник . Но, конечно, прославляя слёзы, святые отцы говорят далеко не о всяких слезах. Есть разные слёзы, и многие из них действительно заслуживают порицания. Как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский , плачет и оскорбленная гордость, и бессильная злоба, и непомерная зависть, и самовлюбленное саможаление... Слёзы христианина, слёзы по заповеди Христа: Блаженны плачущие, ибо они утешатся ( Мф.5:4 ) – это, прежде всего слёзы истинного сокрушения сердечного о нарушении заповедей Божиих. Объясняя слова Господа Иисуса Христа о слезах, святые отцы говорят: «Господь говорит: блаженни плачущии, разумея плачущих о грехах» 2 . Сокрушение и сожаление христианина о своих грехах можно сравнить с переживанием хорошего ребенка, который, сотворив непослушание, нарушив просьбу-заповедь родителей, переживает о той боли, которую он нанес любящим его отцу и матери. Эта скорбь продолжается в сердце и душе любящего дитя даже при понимании, что родители его простили. Также и святые отцы плакали о грехах всю жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Б. Праздники Православной церкви 1. День Рождества Пресвятой Богородицы Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа нашего И. Христа, родилась в уничиженном у иудеев галилейском городе Назарете, от праведных и целомудренных родителей Иоакима и Анны, имена которых сохранило предание. Епифаний (кипрский) говорит: «Иоаким значит приготовление для Господа, ибо от Иоакима приготовился храм Господень, т. е. Пресвятая Дева Мария; Анна – благодать, потому что Иоаким и Анна получили благодать чрез зачатие от них благословенной Девы». «По отце Дева Мария происходила от рода царского, – по матери от архиерейского, и таким образом Она венчана славою и честию; славою, – как от корня царского прозябшая, честию, – яко от архиерейского племени израстшая». («Четь-Мин.» 8-го сен.). Дева Мария была единственная дочь Иоакима и Анны, рожденная ими в старости, по их усердным молитвам, по обетованию и благословению Божию. «Пресв. Дева, говорит блаженный Иероним , названа Мариею, ибо так назвал Ее ангел, предвозвестивший родителям о Ее рождении». (Hieronym. De nativitate s. Mariae). «Мария или Мариам с еврейского языка, говорит св. Епифаний, значит Госпожа и надежда, ибо Она имела родить Господа, Который есть чаяние языков» 117 . 2. Введение пресвятой Девы Марии во храм Пресвятая Дева введена была в храм в трехлетнем возрасте для того, чтобы воспитатися Господу. Ее благочестивые родители Иоаким и Анна, вводя Ее во храм, исполняли, вместе с тем, обет, данный ими во время бездетности. Сопровождали пресвятую Отроковицу, происходившую из царского рода, при шествии во храм, сверстницы и другие девы, во исполнение пророчества псалмопевца: приведутся царю девы вслед ее (Псал. XLIV, 15), неся зажженные свечи. Св. церковь верует, что и горнего Иерусалима граждане, по выражению Четьих-Миней, именно святые ангелы с удивлением созерцали преславное введение пречистой Девы: ангели вхождение Пречистой видевше удивишася, поет она в 9 песни канона. В храм иерусалимский, созданный Соломоном и после плена вавилонского возобновленный Зоровавелем, вели 15 ступеней; на каждой из этих ступеней воспевался один псалом священниками и левитами, входившими в храм для служения Богу. Праведные родители пренепорочной Отроковицы, дойдя до храма, поставили Ее на первой ступени, а Она Сама быстро поднялась, без всякой сторонней поддержки, по прочим ступеням и на верхней ступени остановилась. Укрепляла Ее невидимая Божия сила, показуя, сколь велика Она будет, когда придет в совершенный возраст.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010