Между тем епископат терял последних из архиереев, поставленных в довоенные и 40-е гг. 12 июля 1965 г. скоропостижно скончался митрополит Симферопольский и Крымский Гурий (Егоров), исповедник, многолетний узник лагерей, хиротонисанный во епископа в 1946 г. и короткое время в разгар хрущевских гонений занимавший Ленинградскую кафедру. В 1968 г. скончался уволенный за год до смерти на покой с Куйбышевской кафедры митрополит Мануил (Лемешевский) . 29 марта 1968 г. на 92-м году жизни в Киеве преставился находившийся там на покое митрополит Иоанн (Соколов) , один из ближайших сподвижников Патриархов Сергия и Алексия. Митрополит Иоанн (в миру Иван Александрович Соколов) родился в семье диакона в Дмитрове в 1877 г., богословское образование получил в Перервинском духовном училище и в Московской семинарии, затем учительствовал в начальной школе при Угрешском монастыре. В 1901 г. принял священство. В 1912 г. священник Иоанн Соколов заочно закончил Институт археологии, защитив диссертацию на тему «Об особенностях богослужебных чинов Русской Церкви до XVII в. по крюковым и нотным книгам». Овдовев в 1915 г., отец Иоанн продолжал священствовать в Москве в трудные годы мировой и гражданской войн и послевоенной разрухи. В 1928 г. он принял постриг и тогда же был хиротонисан в викарного епископа Московской епархии, впоследствии занимал Брянскую, Вологодскую и Архангельскую кафедры, но в 1939 г. вынужден был оставить архиерейское служение. В начале войны преосвященный Иоанн оказался в Ульяновске, возле главы Русской Церкви – патриаршего Местоблюстителя. Там он вступил в управление Ульяновской епархией, в 1942 г. был переведен в Ярославль, а через два года возведен в сан митрополита Киевского и назначен экзархом Украины. Эту должность он занимал до увольнения на покой в 1964 г. В послевоенные годы ему пришлось много потрудиться над умиротворением верующего народа и устроением церковной жизни на Украине после раскольнических действий епископа Поликарпа и других самозванцев, получивших незаконное посвящение от запрещенных епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Первые насельники Лавры – в 1946 году 155 В сентябре 1943 года Советское Правительство под влиянием ряда факторов 156 переменило репрессивную политику в отношении Церкви на благоприятную. Стали открываться храмы, воссоздаваться некоторые епархии, возвращаться из ссылок иерархи и некоторые (но далеко не все!) клирики. Летом 1945 г. был назначен наместник для еще закрытой Лавры – возвращенный из ссылки в Среднюю Азию архимандрит Гурий, хорошо известный Патриарху Алексию по своей деятельности в Александро-Невской Лавре в начале 20-х годов. Открытие же Лавры было приурочено к Пасхе 1946 года. Первая служба, вечерня Великой Пятницы, (после малого освящения престола) была совершена в Успенском соборе в два часа дня 6/19 апреля архимандритом Гурием и схиархимаидритом Иларионом (Удодовым) с участием регента Сергея Михайловича Боскина. В Великую Субботу к литургии прибыли еще игумен Алексий и иеродиакон Иннокентий (Коляда). В семь часов вечера были принесены в раке мощи Преподобного Сергия и поставлены на помост у правой стены собора, а в одиннадцать часов первый удар в «Лебедя», молчавшего более четверти века, возвестил начало новой эры в жизни Лавры. На Пасхальной седмице, как отметил С. Боскин в своих воспоминаниях, прибыли в Лавру: архимандрид Иоанн с Алтая, священник Иоанн Крестьянкин , иеродиакон Порфирий, священник Владимир Павлов, архимандрит Владимир Кобец, архимандрит Нектарий и иеромонах Иерон, на Фоминой – архимандрит Кламиан (Моденов) и еще два иеродиакона. Возрождение Лавры как духовного центра России было бы невозможно, если бы любовь к Преподобному Сергию не привлекла бы в разоренную его обитель изрядный сонм подвижников, высоких носителей Духа, которые подъяли на себя тяжелый труд восстановления монастырской жизни, претерпевая холод и голод, всякое стеснение и поношение и от населявших Лавру тысячи жителей, чуждых ее духу, и от антирелигиозно настроенных работников Музея, местных властей и милиции. Уже поэтому заслужили благодарную память потомков: – Архимандрит Гурий (Егоров). – первый наместник Лавры, пробывший на этом посту лишь до августа 1946 года, когда был назначен епископом Ташкентским. Скончался же в июле 1965 года в сане митрополита Симферопольского и Крымского. (См. о нем в книге «Сергиев Посад и Лавра...»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Указ. соч. С. 137–138). Но упоминания о съезде в Никоновской летописи нет: там лишь сказано, что после воцарения Узбека «вси прихожаху во Орду и ярлыки имаху, койждо на свое имя, и князи и епископи» (ПСРЛ. М., 1965. Т. 10. С. 178). Если уж доверять дополнениям, вносимым Никоновской летописью в тексты ее источников, то надо принимать во внимание ее указание, что Петр поставлял Варсонофия, будучи на Руси, а не в Сарае: «Петр... постави Варсунофиа епископом Сараю, того же лета и отпусти его в Сарай» (Там же). Наиболее раннее дошедшее до нас летописное известие разделяет смену сарайского епископа и поездку Петра в Орду: первая имела место в 6820 г., вторая в 6821 (ПСРЛ. Т. 18. С. 87). Предполагать, что «тут летописец несколько отступает от правильного распределения сообщений между статьями» (Борисов Н.С. Указ. соч. С. 137) оснований нет: поездки князей и церковных иерархов в Орду приурочивались не к смерти прежнего хана, а к воцарению нового (их целью было изъявление ему покорности и подтверждение ярлыков, ехать прежде, чем решится вопрос о власти в Орде, не имело смысла), а Узбек взошел на престол в начале 1313 г. 274 Согласно продолжателю Рашид-ад-дина, Тохта скончался на пути «в сторону урусов» (Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. М.; Л., 1941. Т. 2. С. 141). Ранее я разделял основывающееся на этом сообщении мнение, что хан собирался в поход на Русь (Насонов Л.Н. Указ. соч. С. 79; Егоров В.Л. Указ. соч. С. 203) и предположил, что он должен был быть направлен против Юрия Московского (Горский А.А. Политическая борьба на Руси в начале XIV в. и московско-ордынские отношения. С. 107). Но известие продолжателя Рашид-ад-дииа (автора первой половины XV в.) восходит к непереведенной до сих пор на европейские языки «Истории Улджаиту» Кашани (современника событий начала XIV в.). А в этом источнике говорится, что болезнь и смерть Тохты произошли на пути в его «главный юрт» (Кашани. Тарихе Улджаиту. Тегеран, 1969. С. 144 (на перс. яз.); переводом этого места автор обязан А.П.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Утром, когда только начинало светлеть, в окно кто- то стучится. Отец Андроник видит, что пришел староста церкви и принес большой только что испеченный хлеб. Владыка улыбался: «Ну вот, не дал бы нищему вчера, не получил бы сегодня каравай». На Кавказе Отец Серафим (Романцов) охотно вспоминал о том времени, когда он жил на Кавказе. Он ушел в горы вместе с отцом Николаем (тоже из глинских монахов). Устроились в хатке, построенной в пустынном месте. Разделили ее перегородкой, чтобы не мешать друг другу разговорами. Для того чтобы прокормиться, вскопали огород, посадили кукурузу. Употребляли в пищу каштаны. У некоторых монахов были пасеки. Чтобы иметь деньги для самых необходимых нужд, занимались ремеслом: резали ложки и продавали в селениях. Во время рукоделия старались не увлекаться посторонними мыслями, поэтому читали Иисусову молитву почти вслух. Чаще всего читал, как бы вздыхая, отец Николай: «Господи Иисусе Христе...», давая знак (он был старшим) внимать себе и словам молитвы. Обед они готовили поочередно, никогда не обсуждая заранее, что варить, ни после – хорошо ли получилось. Поели, поблагодарили Бога и принялись за дело. Всегда у них был мир и согласие. В Средней Азии Отец Серафим вместе с отцом Николаем приехали в Среднюю Азию спасаться от тропической малярии, которой заболели в горах Кавказа. Остановились у знакомого благочестивого человека, который предложил поселиться на пасеке. Отец Серафим остался, а отец Николай уехал в Ташкент. Кто-то донес на него, и отца Серафима арестовали. В тюрьме он встретился с князем Голицыным. Тот поинтересовался, за что посадили отца Серафима. Монах сказал, что не знает за собой никакой вины. Князь стал расспрашивать о том, как живут пустынники, что делают, чем питаются. Когда отец Серафим ответил на все его вопросы, князь заметил: «Мы хоть на свободе хорошо жили – в достатке, в довольстве, а монахи знали одни лишения, а теперь их и свободы лишили...» Когда отец Серафим отбыл свой срок, то поехал в Ташкент, снопа встретился с отцом Николаем, который по просьбе верующих совершал разные требы, тем и кормился. Стали приглашать и отца Серафима. Когда владыка Гурий (Егоров, 1891–1965) прибыл в Ташкент, то отец Серафим пришел к нему на прием и владыка предложил ему место духовника в соборе, на что отец Серафим согласился. Тогда многие хотели креститься, и отцу Серафиму приходилось это исполнять, как и другие требы. Военное время

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это было 12 ноября 1965 года – последний раз, когда мы видели владыку живым. Мы, его духовные дети, чувствуем, что владыка был и есть с нами. Михаил Бирюков. Прозорливость владыки 574 Из нижеследующих эпизодов из жизни владыки Иоанна первый мне поведал священнослужитель г. Шанхая, а второй – шанхайский коммерсант Димитрий Михайлович Азовцев (ныне покойный). . Владыка Иоанн был приглашен причастить умирающего в русской больнице в Шанхае. Он взял с собой священнослужителя. По прибытии в больницу они увидели молодого и жизнерадостного человека возрастом двадцати с лишним лет, играющего на гармошке. Он ожидал очереди выписаться из больницы. Владыка Иоанн подозвал его со словами: «Хочу сейчас тебя причастить». Молодой человек тотчас же подошел к нему, исповедовался и причастился. Изумленный священнослужитель спросил владыку, почему он не прошел к умирающему, а задержался с очевидно здоровым молодым человеком. Владыка ответил очень кратко: «Он умрет сегодня ночью, а тот, который тяжело болен, будет жить еще много лет». Так и произошло. 2. Один из друзей Димитрия Михайловича Азовцева (тоже коммерсант) имел собственный автомобиль. Увидев из машины владыку Иоанна, он остановился, подошел к нему и взял у него благословение. Был дождливый и ненастный день. Преподав коммерсанту благословение, владыка попросил подвезти его. Дал адрес. Был поздний вечер. Остановились и вошли в квартиру. Дверь открыла хозяйка. Владыка попросил повидать мужа. Ему было сказано, что муж устал, поужинал и уже спит. Тем не менее владыка попросил разбудить хозяина. Поисповедав хозяина, владыка его причастил. На обратном пути коммерсант, удивленный увиденным, спросил владыку, почему потребовалась такая срочность причастить явно здорового человека. Ответ был краток: «Он умрет сегодня ночью». Так и произошло. Стратфильд, Австралия Г. Г. Егоров. Сила веры владыки Иоанна 575 Два дня тому назад я пошел в местную церковь , чтобы окрестить моего внука Дионисия. Какая-то молодая женщина подошла ко мне и сказала, что, по ее мнению, нехорошо, что всех детей крестят в одном «тазу», имея в виду купель. Я постарался ее успокоить, рассказав о случае, виденном мной... Это было в Шанхае, в русской больнице. Один пациент (психически больной) временно пришел в себя и попросил, чтобы его причастили. Владыка Иоанн прибыл почти моментально. Больного причастили, а он, забыв о своей просьбе, выплюнул Тело и Кровь нашего Господа на пол. Владыка Иоанн сделал то, что следовало бы сделать каждому истинному священнику, – он облизал каждую каплю и крошку с пола! Владыка Иоанн никак не пострадал. Оказывается, что этот ненормальный болел какой-то страшно заразной болезнью. Я неуверен, что молодая женщина, которой я поведал этот случай, поняла, о чем я говорил, но я не мог ей не рассказать про случай с владыкой Иоанном. Я это сам видел, и это не плод чьего-то воображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Я не раз навещал Владыку Гурия в Крыму. Он всегда был настроен приветливо, хотя заметно было, что рядом с этим просветленным человеком стоит другой, больной человек, который жалуется на обиды со стороны окружающих. Но просветленность преобладала. Владыка Гурий на примере своей жизни показал нам, как, живя на земле, можно стать человеком, касающимся Божественного Света. Он на себе доказал то, о чем писал Патриарх Сергий, а потом излагал и сам Владыка Гурий, а именно: спасение заключается в “духовном союзе с Богом”, что “вечная жизнь начинается уже на земле и, начавшись здесь, продолжается за гробом”. Владыка Гурий умер 12 июля (29 июня) 1965 года, в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в домике, где он снимал комнату на берегу моря в восточной части Крыма. Накануне смерти он долго сидел на берегу моря, скрытый деревом от посторонних взглядов. Раньше он говорил мне, что ему стал больше нравиться Восточный Крым, где нет роскошных парков, но сохранилась трогательная первозданная природа. Позднее я посещал это место. Действительно, там, под деревом, можно бесконечно долго сидеть и смотреть на море, такое живое и меняющееся. Смерть Владыки была скоропостижной. За несколько минут до нее он сидел за столом и отвечал на письма. Отпевал Владыку Гурия митрополит Иоанн (Кухтин), отличавшийся необыкновенной простотой, скромностью и смирением. Похоронен Владыка Гурий на Симферопольском кладбище, около храма Всех Святых, где каждый день совершается служба. Памятник ему сделан из диорита, огражден оградой, имеет строгий монашеский характер. Почти рядом находится могила архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) . Памятник на ней сделан попечением Владыки Гурия. Он беломраморный, нарядный, могила не ограждена. На памятнике надпись: “Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) 1877 – 1961. Доктор медицины. Лауреат”. Эта могила свидетельствует о том, как любил и уважал Владыка Гурий архиепископа Луку – и как человека вообще, и как архиерея, сумевшего соединить церковное служение с успешной научной работой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

1153 Лука (Войно-Ясенецкий В.Ф., 1877–1961) – архиепископ. С 1921 г. священник. В 1923 г. тайно хиротонисан во еп. Ташкентского и Туркестанского. Арестован, отправлен в ссылку. С 1925 г. снова еп. Ташкентский, затем – Елецкий. С 1927 г. в ссылке. С 1942 г. архиеп. Тамбовский и Мичуринский. За свои медицинские книги удостоен Сталинской премии первой степени, с 1946 г. архиеп. – Симферопольский и Крымский. Скончался в Симферополе в 1961 г. 1154 Гурий (Егоров В.М., 1891–1965) – митрополит. В 1917 г. закончил ПгДА, кандидат богословия. С 1922 г. архимандрит. С 1922 по 1925 гг. в ссылке. С 1925 г. настоятель Лаврской киновии в Ленинграде С 1928 г. арестован и пять лет провёл в ссылке на строительстве Беломорканала. До 1944 г. не служил, работал счетоводом. С 1945 г. наместник Троице-Сергиевой Лавры. С 1946 г. последовательно занимал кафедры Ташкентскую, Саратовскую и Среднеазиатскую, Черниговскую и Нежинскую. Днепропетровскую и Запорожскую, Минскую и Белорусскую, Ленинградскую и Ладожскую, Симферопольскую и Крымскую. Скончался в Симферополе в 1965 г. 1155 Варфоломей (Городцов С.Д.. 1866–1956) – митрополит. В 1890 г. окончил СПбДА со степенью кандидата богословия. С 1942 г. занимал различные кафедры, последние из которых Иркутская, Новосибирская, Семипалатинская. 1156 Николай (Ярушевич Б.Д., 1892–1961) – митрополит. Закончил ПгДА. С 1914г. монах, на фронте полковой священник. С 1915 г. преподаватель ПгДА, магистр богословия. С 1919 г. наместник Александро-Невской Лавры. С 1922 г. еп. Петергофский. Возглавлял “Петроградскую автокефалию”, боролся с обновленцами. С 1923 г. в ссылке. С 1927 г. временно управлял Ленинградской, а затем Новгородской и Псковской епархиями. С 1940 г. последовательно занимал кафедры Волынскую и Луцкую, Киевскую и Галицкую. С 1941 г. митрополит Крутицкий. С 1946–1960 гг. председатель Отдела Внешних Церковных Сношений Патриархии. За сопротивление антицерковным гонениям освобождён от всех постов. Умер в Москве 13.12.1961 г., возможно, был убит в больнице по заданию КГБ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 17.11.1917 09(22)12.1925 СВЕРДЛОВСКАЯ, григ. 09(22)12.1925 25.02(10.03)1932 Гурий Апалько в/у НОВОГРУДСКАЯ 04(17)06.1996 22.07(04.08)1996 НОВОГРУДСКАЯ 22.07(04.08)1996 Гурий Буртасовский КАМЧАТСКАЯ 22.07.1885 24.10.1892 САМАРСКАЯ 24.10.1892 23.04.1904 СИМБИРСКАЯ 23.04.1904 05.01.1907 Гурий Егоров ТАШКЕНТСКАЯ 12(25)08.1946 13(26)01.1953 САРАТОВСКАЯ 13(26)01.1953 18(31)07.1954 в/у АСТРАХАНСКАЯ 25.05(07.06)1953 в/у ВОЛГОГРАДСКАЯ ЧЕРНИГОВСКАЯ 18(31)07.1954 06(19)10.1955 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 06(19)10.1955 08(21)05.1959 МИНСКАЯ 08(21)05.1959 06(19)09.1960 в/у ГРОДНЕНСКАЯ 08(21)05.1959 06(19)09.1960 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 06(19)09.1960 01(14)11.1961 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 01(14)11.1961 29.06(12.07)1965 в/у ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 01(14)11.1961 29.06(12.07)1965 Гурий Заболотский СМОЛЕНСКАЯ 16.03.1539 03.1555 Гурий Карпов ЧЕБОКСАРСКАЯ 05.06.1866 28.11.1867 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 28.11.1867 17.03.1882 Гурий Кузьменко в/у ЖИТОМИРСКАЯ 06.1994 18(31)07.1994 ЖИТОМИРСКАЯ 18(31)07.1994 Гурий Лужецкий РЯЗАНСКАЯ 17.03.1554 Гурий Охотин СМОЛЕНСКАЯ 21.01.1890 27.01.1896 НОВГОРОДСКАЯ 13.10.1900 17.10.1910 Св. Гурий Руготин КАЗАНСКАЯ 03.02.1555 05.12.1563 Гурий Степанов АЛАТЫРСКАЯ 13(26)01.1920 07.1923 в/у САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 07.1923 07.1923(?) ИРКУТСКАЯ 02.1924 27.11(10.12)1925 КОСТРОМСКАЯ 12(25)06.1930 31.07(13.08)1930 СУЗДАЛЬСКАЯ 31.07(13.08)1930 25.04(08.05)1931 в/у ВЛАДИМИРСКАЯ 31.07(13.08)1930 25.04(08.05)1931 Гурий Шалимов в/у КОРСУНСКАЯ 09(22)12.1992 01(14)01.1993 КОРСУНСКАЯ 01(14)01.1993 18(31)03.1999 МАГАДАНСКАЯ 24.04(07.05)2003 КОЛОМЕНСКАЯ в/у НОВГОРОДСКАЯ, нареченный 05.06.1309 НОВГОРОДСКАЯ 05.06.1309 05.02.1325 РЯЗАНСКАЯ 01.02.1462 РЯЗАНСКАЯ ЯРОСЛАВСКАЯ 10.07.1578 06.12.1582 Давид Качахидзе АЛАВЕРДСКАЯ 04.11.1907 17.04.1912 ПЯТИГОРСКАЯ 17.04.1912 14.02.1914 ВИННИЦКАЯ 14.02.1914 07.11.1917 Давид, кн. Церетели НИНОЦМИНДСКАЯ 30.06.1811 30.05.1829 МИНГРЕЛЬСКАЯ 29.05.1829 09.06.1834 ИМЕРЕТИНСКАЯ 07.08.1843 18.01.1853 Далмат в/у НОВГОРОДСКАЯ, нареченный 25.05.1251 НОВГОРОДСКАЯ 25.05.1251 21.10.1274

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

106, 123, 124, 125 Гундяев Михаил Васильевич; (6 января 1907 – 13 октября 1974). Окончил среднюю школу (1924). В 1926–1928 учился на Высших Богословских курсах в Ленинграде. В 1929–1930 служил в Красной Армии. В 1933 работал техником-конструктором на заводе им. Калинина. Окончил Ленинградский механический техникум. Арестован в Ленинграде в декабре 1933 по делу «евлогиевцев». Приговорен 25 февраля 1934 к 3 годам концлагерей. Отбывал срок на Дальнем Востоке. С 1938 учился в заочном машиностроительном институте, работал инженером в Ленинграде. Участник Великой Отечественной войны. С 1946 – главный механик на ленинградском заводе. С 16 марта 1947 – священник Смоленской церкви, с 1951 – Спасо-Преображенского собора, с 1960 – настоятель Александро-Невской церкви Красного Села, с 1970 – настоятель Серафимовской церкви, с 13 января 1972 – настоятель Никольской Большеохгинской церкви. Протоиерей. Окончил Ленинградскую ДА (1970, заочно). См.: Некролог.//ЖМП 1976. 6. С. 23–24. 363 Гуревич (Гурович; Гурвич) Яков Самойлович; (1 февраля 1869 (1870?) – 8 декабря 1936). Адвокат Присяжный поверенный. В 1914 приехал из Екатеринослава в С.-Петербург, занялся преимущественно кассационной практикой в сенате. Вместе с А. Ф. Кони основал институт ораторского красноречия. Защищал митрополита Вениамина. В 1922 эмигрировал в Париж. Член Объединения русских адвокатов во Франции (Париж). 273 Гурий (Егоров Вячеслав Михайлович); (1 июля 1891 – 12 июля 1965). Родился в с. Опоченский посад Боровичского уезда Новгородской губ. в семье владельца артели ломовых извозчиков, осиротел в раннем детстве. Окончил Петровское коммерческое училище в С.-Петербурге (1911), учился в С.-Петербургской ДА (1912–1917), к. б. 14 ноября 1913 рукоположен во чтеца. В 1914 – феврале 1915, прервав обучение, служил на фронте братом милосердия. В феврале 1915 демобилизован по состоянию здоровья (болел туберкулезом), с осени вновь приступил к занятиям в Академии. 4 декабря 1915 пострижен в монашество, 5 декабря рукоположен в иеродиакона, 6 декабря 1915 – в иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

165 Якобсон А.Л. Средневековый Крым. – С. 27; Якобсон A.A. Раннесредневековые сельские поселения... – С. 10; Якобсон А.Л. Крым в средние века. – С. 29,30. 167 Якобсон А.Л. Средневековый Крым. – С. 27; Якобсон A.A. Раннесредневековые сельские поселения... – С. 146,181; Якобсон А.Л. Крым в средние века. – С. 29. 169 Якобсон А.Л. Раннесредневековые сельские поселения... – С. 177–180; Якобсон A.A. Крым в средние века. – С. 29. 171 Якобсон А.Л. Средневековый Крым. – С. 29; Якобсон А.Л. Крым в средние века. – С. 31 (протополит Зоил, являвшийся архонтом Херсона, без колебаний объявлен «главой местного самоуправления »). 175 Якобсон А.Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 41–43; Якобсон A.A. Средневековый Крым. – С. 31–32. 181 Якобсон А.Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 47–54, Якобсон A.A. Средневековый Крым. – С. 55–56; Якобсон A.A. Крым в средние века. – С. 37, 58. 183 Якобсон А.Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 52; Якобсон A.A. Крым в средние века. – С. 58. 185 См. Романчук А.И. «Слои разрушения Х в.» в Херсоне: (К вопросу о последствиях корсунского похода Владимира)//ВВ. – 1989. – Т. 50. – С. 182–188; Завадская H.A. О разрушении Херсонеса в X–XI вв.//Скифы. Хазары. Славяне. Древняя Русь: Междунар. конф. памяти М.И. Артамонова: Тезисы докл. – СПб., 1998. – С. 121–122. 187 Талис Д.Л. Вопросы периодизации истории Херсона в эпоху раннего средневековья//ВВ. – 1961. – Т. 18. – С. 54–73. О Д.Л. Талисе см.: Издания Государственного Исторического музея 1873–1998: Библиографический указатель/Науч. ред. В.Л. Егоров. – М., 1999. – С. 198. 193 Суров Е.Г. Херсонес Таврический: (Лекции по специальному курсу и материалы к семинару для заочного отделения)/Отв. ред. М.Я. Сюзюмов. – Свердловск, 1961. 194 Суров Е.Г. К истории северо-западного района Херсонеса Таврического//АДСВ. – Свердловск, 1965. – Вып. 3. – С. 117–145. 197 Домбровский О.И. Средневековый Херсонес//Археология Украинской ССР: В З т. – К., 1986. – Т. 3. – С. 535–543. 200 Домбровский О.И. Средневековый Херсонес. – С. 537; ср.: Домбровский О.И. Архитектурно-археологическое исследование загородного крестообразного храма Херсонеса//МАИЭТ. –1993.– Вып. 3. – С. 289–318; Домбровский О.И. О хронологии «Базилики Уварова»//Историческое наследие Крыма. – 2004. – – С. 11–31.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010