6 – Дюдень, по Карамзину, был братом золотоордынского хана Тохты. 7 – хронология правления ханов Золотой Орды от ее основания до конца жизни князя Федора. Бату: 1236–1255; Берке: 1255–1266; Менгу-Темир: 1266–1280; Туда-Менгу: 1280–1287; Талабуга: 1287–1290;Тох- та; 1290–1312. 8 – даты прочного становления Руси на путь самостоятельности: 8 сентября 1380 г. – победа на Куликовом поле над Мамаем; 1480 г. – официальный отказ платить дань татарам при Иоанне III. 9 – Булгар и Атиль уже в XIII веке были мусульманскими городами. 10 – это произойдет позже, когда Золотая Орда распадется на отдельные царства-Казанское (1437–1552), Астраханское (середина XV в, –1556) и Крымское (1427–1783). Но и тогда фанатизм характерен только для той партии татар, которая ориентируется на турецкую Порту. В Казанском царстве остаются и сторонники Москвы. 11 Ласкарис – византийский император Михаил Палеолог. Литература Бессонов П. Калики перехожие. М., 1861. Ч. 1. Вып. 3. С. 785–786. Библия. М., 1956. Книга Бытия. Гл. 49. Великие Минеи-Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием. Сентябрь, дни 14–22. СПб. 1869. С. 1255–1257; 1267–1270. Великий князь Смоленский и Ярославский Федор Ростиславович Черный: Речь С. М. Шпилевского в день шестисотлетия годовщины смерти Федора, 19 сентября 1899 года. Издание Ярославской губернской ученой архивной комиссии, Ярославль, 1899. Воронин Н. Владимир. М., 1965. С. 15. Временник Московского общества истории и российских древностей. X. С. 54. Головщиков К. Д. История города Ярославля. Ярославль, 1889. С. 277. Греков Б., Якубовский А. Золотая Орда. 1937. Добровольская Э. Ярославль. Путеводитель. Ярославль, 1967. Долгов В. Сборник Музейное собрание. Российская гос. б-ка. Рукописный отдел. Ф. 92. 5872. Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб, 1844. Карташов А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Париж. Т. 1. С. 184–185. Книга Степенная. 1. С. 392–397. Масленицын А. Кострома. Л., 1968. С. 8. Митрофанов В. Описание икон ярославского музея (рукопись). 1967.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

7 Архимандрит Серафим (Остроумов; 1880–1937) родился в семье псаломщика в Москве. В 1904 г. окончил МДА и пострижен в монашество; с 1906 г. – наместник Яблочинского Св. Онуфриевского монастыря Холмской епархии. В 1914 г. назначен ректором Холмской семинарии, в 1916 г. рукоположен во епископа Белы Холмской, с 1917 по 1924 г. – епископ Орловский, ас 1927г. – архиепископ Смоленский. Расстрелян 28 ноября 1937 г. Ныне прославлен в лике святых. 8 Феодор (Поздеевский ; 1876–1937), архиепископ Волоколамский, в 1909 г. – ректор Московской Духовной академии, с 1917 г. управлял Даниловым монастырем, где читал курс аскетики в Высшей богословской школе (после закрытия МДА). С 1925 г. – в ссылке, расстрелян в Ивановской тюрьме (ныне прославлен в лике святых). 9 Архимандрит Иларион (в миру Владимир Троицкий; 1886–1929) – профессор, инспектор, и.о. ректора Московской Духовной академии, впоследствии архиепископ Крутицкий. В 1920 г. арестован, с 1922 по 1926 г. – в Соловецких лагерях. В 1929 г. переведен в Петербургскую пересыльную тюрьму, где скоропостижно скончался (ныне прославлен в лике святых). 10 Справка: Дана протоиерею Тяпочкину Димитрию Александровичу в том, что он в 1917–1918 учебном году состоял студентом Московской Духовной академии (основание: Памятная книжка Московской Духовной академии на 1917–1819 учебный год. Сергиев Посад. Типография И. И.Иванова . 1917, с. 47, п. 95). Дана для представления по требованию. 11 Епископ Евлампий (Краснокутский; 1922) пострижен в монашество из вдовых протоиереев и возведен в сан архимандрита в 1914 г., в 1917 г. рукоположен во епископа Александровского. Викарий Екатеринославской епархии до 1921 г. 12 Митрополит Гурий (в миру Вячеслав Михайлович Егоров, 1891–1965). Родился в Новгородской губернии в городе Оноченский посад. В 1915 г. принял монашеский постриг. В 1916 году рукоположен в иеромонаха. В 1917 году окончил Петроградскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. Иеромонах Александро-Невской лавры. В 1922 году возведен в сан архимандрита. С 1925 года – настоятель лаврской киновии и зав. Богословско-пастырского училища. С 1928 г. – настоятель Киевского подворья в Ленинграде. 1933–1944 – архимандрит Гурий находится на «покое». В 1943 году назначен настоятелем Самарского Покровского собора, а затем секретарем Ташкентской епархии. С 1945 по 1946 г. – наместник Троице-Сергиевой лавры. В августе 1946 года – хиротония во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. В 1952 году – возведен в сан архиепископа... С 1959 года – митрополит. При вступлении на Ленинградскую кафедру – постоянный член Св. Синода. В 1961 г. переведен в Крым с поручением временно управлять Днепропетровской и Запорожской епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   А.Б. Егоров. Культ личности и культ государства в религиозном почитании императоров I в. н.э. - Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Под редакцией професора Э.Д. Фролова. Выпуск 3. Санкт-Петербург, 2004.    Ю.Г. Чернышов. Социально-утопические идеи и миф о «золотом веке» в Древнем Риме. Ч. II. Ранний принципат. Гл.3. Почитание исператоров- " спасителей " . Suet., D. Jul., 88; Serv. ad Verg. Aen., VIII,681; X,272 etc.    Norden E. Die Geburt des Kindes. Leipzig-B., 1924. S. 158; Strobel A.Weltenjahr, grosse Konjunktion und Messiasstern//ANRW. Bd. II,20,2. 1987; S. 1063 ff.    Mattingly H. Coins of the Roman empire in the British museum. V.1. Augustus to Vitellius. L., 1965. P. CLXXXIX ff.    Подробнее см.: Свенцицкая И.С. Полис и империя: эволюция императорского культа и роль " возрастных союзов " в городах малоазийских провинций I-II вв.//ВДИ. 1981. С. 37 и сл.; Otto W. Augustus Soter//Hermes. Bd. 45. 1910. S. 448-460; Herzog-Hayser G. Kaiserkult//RE. Suppl. IV. 1924. Sp. 825; Taeger F. Charisma Studien zur Geschichte des antiken Herrscherkultes. Bd. 2. Stuttgart, 1960. S. 187 ff.: Roemischer Kaiserkult/Hrsg. von D.Wlasok. Darmstadt, 1978. S. 106 ff.    Eusèbe de Césarée, Histoire écclesiastique, IV,26,7 и т.д.: κα τοτο μγιστον τεκμριον το πρς γαθο τν καθ μς λγον συνακμσαι τ καλς ρξαμν βασιλε, κ το μηδν φαλον π τς Αγοστου ρχς παντσαι, λλ τοναντον παντα λαμπρ κα νδοξα κατ τς πντων εχς.    Подобное естественное выражение братской любви между Церквами находим и сегодня: более материально состоятельный «Московский патриархат оплатил покупку здания для резиденции Чешской церкви в Праге» http://www.patriarchia.ru/db/text/1315127.html    Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Апостол Петр в византийском богословии – Альфа и Омега, 3(14) 1997. Оригинал - Meyendorff J. St. Peter in Byzantine Theology//The Primasy of Peter in the Orthodox Church (J. Meyendorff, N. Afanassieff, A. Schmemann, N. Koulomzine). American Orthodox Book Service. Printed in England. 2nd Edition. 1973. - pp.7-29.

http://bogoslov.ru/article/3219067

Амвросий (Либин Николай Ксенофонтович, 26.01.1878–29.11.1937), епископ. Подвергался арестам в 1923 году (освобожден за отсутствием состава преступления) и в 1924 году (по делу о православных братствах приговорен к двум годам концлагерей). Отбывал срок на Соловках, в лагере работал в канцелярии, был членом иконографической комиссии Соловецкого музея. После освобождения служил в соборе Воскресения Христова (Спаса на Крови). В 1928 году пострижен в мантию, в 1929 году хиротонисан во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии. Приблизительно в это время посвятил во чтеца студента-геолога Константина Вендланда, будущего митрополита Иоанна. Арестован в 1935 году, направлен в ссылку в Саратов. 3 ноября 1937 года арестован по обвинению в «антисоветской агитации в церкви во время службы». 21 ноября 1937 года приговорен к расстрелу. Расстрелян в Саратове. Амфилохий Почаевский (Головатюк Яков Варнавович, 27.11.1894– 01.01.1971), схиигумен. Причислен к лику святых в 2002 году. Анатолий (Потапов Александр Алексеевич , 15.02.1855–12.08.1922), оптинский старец. За благословением на монашество и священство к нему в Оптину пустынь приезжал студент первого курса Петербургской духовной академии Вячеслав Егоров, будущий митрополит Гурий. А в 1914 году учеником отца Анатолия был Владимир Верёвкин, будущий игумен Варсонофий. По существу, два руководителя Александро-Невского братства получили благословение у этого знаменитого старца. Ангелина (Осипова Пелагея Михайловна, 1880–21.11.1965), монахиня. Духовная мать Александриной Елизаветы Александровны, врача митрополита Иоанна. Была монахиней Иоанновского монастыря на Карповке, куда принята по благословению отца Иоанна Кронштадтского . После революции пешком пришла в родной город Романов-Борисоглебск, переименованный новой властью в Тутаев. Много лет была слепой, но видела духовными очами. Была прозорлива. В ее доме, расположенном неподалеку от Воскресенского собора, непрестанно творилась молитва. Учила монашескому деланию. Воспитала монахиню Елизавету (Александрину). Опекала ее родных сестер-инокинь – Клавдию, Варвару и Александру. Похоронена на кладбище в правобережной части Тутаева Ярославской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Артемьев Николай Васильевич (1884–1976), священник. В блокадном Ленинграде служил настоятелем церкви на Большом Охтинском кладбище. Афанасий (Егоров Алексей Егорович) (1884–1937), игумен, преподобномученик. Трудник, послушник, монах в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре (1914–1917). В марте 1914 г. по прошению перемещен в Хренников Тамбовский монастырь, но в июне 1914 г. принят обратно в Валаамский монастырь. С 1917 г. проходил послушание при монастырском подворье в Москве. Иеродиакон, иеромонах, игумен, келейник митрополита Сергия (Страгородского) (1921–1937). Арестован в июне 1937 года. Военной коллегией Верховного суда в августе 1937 г. приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение в тот же день. Бажанов Николай Павлович (1890–1965), протоиерей. Окончил Московскую духовную академию (1917) и сразу же принял сан священника. Настоятель Московского храма прп. Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках. (1923–1936, 1953–1957). Балай Йозеф (Иосиф), протоиерей. До начала Великой Отечественной войны – священник в Западной Белоруссии. С начала немецкой оккупации Белоруссии – настоятель Свято-Екатерининского собора в Минске. Вольский Ойген (Евгений), священник. На 1942 г. – второй священник Свято-Екатерининского собора в Минске. Бекаревич Виктор Васильевич (1915–2002), протоиерей. Окончил Виленскую духовную семинарию (1936). Рукоположен во диакона, а затем во пресвитера. Настоятель церквей в селениях Илия и Латы голь Вилейского района, а также в районном центре Столбцы. В годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории поддерживал связь с партизанами. Награжден орденом Отечественной войны II степени и боевыми медалями. В 1951 году назначен благочинным Вилейского округа, а затем – настоятелем Свято-Аннинского храма в Столбцах и благочинным Столбцовского округа. В 1960 году назначен настоятелем Свято-Александро-Невской церкви города Минска и одновременно секретарем Минского епархиального управления. С мая 1970 г. по июль 1979 г. – настоятель Свято-Никольского собора в Вене. С 1979 г. вновь настоятель Свято-Александро-Невской церкви города Минска.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Были и потери близких людей, друзей, учителей. О них старец слезно молился и призывал своих чад и богомольцев собора к молитве о упокоении их душ. Обычно он рассказывал всем что-нибудь из их жизни или делился воспоминаниями о своих встречах с ними. 4 октября 1961 года в Псково-Печерском монастыре скончался митрополит Вениамин (Федченков) , 39 которого архимандрит Исаакий знал, когда еще служил в Белой армии и по учебе в Парижском Богословском институте. С ним отец Исаакий переписывался. В 1965 году ушел из жизни друг юности – Владыка Гурий (Егоров). Ему отец Исаакий был сердечно благодарен за поддержку и помощь в трудные послелагерные годы. В январе 1961 года почил митрополит Иосиф, Воронежский и Елецкий, которого отец Исаакий успел искренне полюбить за годы совместного служения в Воронежской епархии. 12/25 февраля 1959 года архимандрит Исаакий ездил в Воронеж, а по возвращении в Елец поделился в проповеди своей радостью с прихожанами Вознесенского собора: «25 февраля, в День ангела Святейшего Патриарха, наш почитаемый Владыка Иосиф, уже 88-летний старец, был возведен в сан митрополита. Можно сказать, что он самый «молодой» митрополит в нашей стране. Это – самый высокий сан епископа. Меня вызвали в Воронеж, чтобы я как благочинный мог поздравить Владыку с такою радостью. Он действительно радуется. Патриарх написал ему: «Зная Вашу 65-летнюю безупречную службу Церкви, считаю возможным и нужным возвести Вас в сан митрополита». Я поздравил его, как-то по-юношески смущенного этой наградой, не только от себя лично, но и от всех нас, от всей паствы Елецкого округа. Сейчас посылаем Владыке телеграмму, вы все можете подписаться под ней, причем недостаточно поставить свои инициалы, а напишите полностью свое христианское имя, чтобы Владыка мог помянуть вас в своих святых молитвах». Отец Исаакий имел теплые взаимоотношения со всеми священнослужителями собора, которые просили либо покрестить их детей, либо стать крестным отцом. Так, дети протоиерея отца Василия Поваляева, внуки отца Николая Овчинникова были крестниками архимандрита Исаакия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В другом месте дневника (15 февраля 1965 г., в праздник Сретения) архиепископ Пимен отметил: «Обедня в Троицком соборе. Проповедь о воле Божией. Вечером пришло анонимное письмо: “Говорите о воле Божией, а сами ставите служить прохвоста Цветкова”» . Архивные документы раскрывают картину сложной и нездоровой обстановки в Саратовской епархии в 1950-х гг. В сложившейся ситуации прошение архиепископа Гурия о переводе в другую епархию отнюдь не являлось проявлением его слабости как управляющего епархией, несмотря на то что предпринимаемые им усилия погасить конфликты в приходах и призвать к миру противодействовавших ему настоятелей не дали существенных результатов. К тому же здоровье архиепископа Гурия после инфаркта пошатнулось, и это не позволяло ему долго находиться в напряженном физическом и психологическом состоянии. Лучшим решением оказалась перемена места служения, что стало возможным при поддержке Патриарха Алексия. Перевод на вакантную Черниговскую кафедру, как показало время, оказался благоприятным. В Саратове произошло расставание архиепископа Гурия со своими горячо любимыми духовными детьми: архимандритом Иоанном (Вендландом), иеромонахом Михеем (Хархаровым) и священником Игорем Мальцевым.   Список литературы:   Сайт, посвященный митрополиту Гурию (Егорову): http://guriyegorov.ru/   См.: Алексий (Симанский), патр. Дневниковые записи. Т. 2: 1951–1955. Л. 115. Письмо Патриарха Алексия Г. Г. Карпову от 24 апреля 1953 г.//Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ. Т. 1: 1945–1953. С. 693. Иоанн (Вендланд), митр . Митрополит Гурий (Егоров). С. 143. Слово архиепископа Гурия о епископе Паисии (Образцове)//Архив семьи Мальцевых. Ярославль. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1044. Л. 3. Там же. Архиепископ Филипп (Ставицкий) скончался в декабре 1952 г. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1044. Л. 10. Там же. Л. 910. Там же. Л. 18. Там же. Л. 1920. Там же. Л. 37. Там же. Л. 38. Там же. Д. 1152. Л. 1112. См.: Павлов Д. В . «”До смерти я буду призывать вас к молитве”. Жизнь и служение митрополита Гурия (Егорова)». С. 575.

http://bogoslov.ru/article/6176609

Воздай Господи Вам седмерицею. Кланяемся до земли и лобызаем Ваши святительские руци и нози. Св[ятитель] Феодосий, утешь Владыку. Ради Хр[иста] простите. Д. 32. Л. 4–5 об. Подлинник. Автограф. 401 Имеется в виду о. Михаил Баклановский, который, по-видимому, еще оставался в Дубравлаге, когда епископ Афанасий был переведен в Зубово-Полянский дом инвалидов. 402 Гурий (Егоров Вячеслав Михайлович; 1891–1965), митрополит. Арестован 27 мая 1927 г. по делу богословско-пастырского училища, а затем 24 декабря 1928 г. приговорен к заключению в лагерь сроком на 5 лет. Отбывал свой срок на строительстве Беломорканала. После освобождения жил в Ташкенте и Фергане. В 1945–1946 г. наместник вновь открытой Троице-Сергиевой лавры в сане архимандрита. В 1946 г. хиротонисан в Москве во епископа Ташкентского и Самарканд­ского, с 1952 г. архиепископ, с 31 мая 1954 г. по 19 октября 1955 г. – Черниговский и Нежинский. С 14 ноября 1961 г. митрополит Симферопольский и Крымский. Одновременно управлял Дне­пропетровской епархией. Скончался в Симферополе. 407 Симон (Ивановский Семен Васильевич; 1888–1966), архиепископ. В 1912 г. окончил Москов­скую духовную академию со степенью кандидата богословия. Обучался на одном курсе с Сер­геем Сахаровым, будущем святителем Афанасием. 8 июля 1912 г. принял монашеский постриг, 16 июля того же года рукоположен во иеродиакона, 17 июля – во иеромонаха. После Октябрь­ской революции оказался в эмиграции в Польше в связи с изменением государственных границ. В 1924 г. хиротонисан во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии, Польской автоекфалии. С 1939 г. епископ Острожский, викарий Волынской епархии. В 1940 г. был принят в юрисдикцию Московского Патриархата. В 1941 г. возведен в сан архиепископа. После начала Великой отечественной войны пребывал в юрисдикции Украинской автономной православной церкви, которая сохраняла общение с Русской Православной Церковью. С 9 декабря 1941 г. ар­хиепископ Черниговский и Нежинский. В 1944 г. арестован. В 1955 г. освобожден.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Грибоедов Александр Сергеевич (1795–1829) — русский писатель–классик и дипломат. Григорий (Круг) (1909–1969) — иеромонах, иконописец, работал во Франции. Григорий (Чуков) (1870–1955) — митрополит Ленинградский и Новгородский. Сын олонецкого крестьянина, приписавшегося в мещанство, учился в гимназии, в 14 лет оставил ее и поступил в семинарию. Позднее окончил Петербургскую духовную Академию, много лет отдал преподавательской работе. Долгие годы был белым священником. В Великую Отечественную войну потерял жену и детей, после чего принял постриг и был сразу же хирототонисан во епископа. Стал одним из ближайших помощников митр. Сергия. В 1945 г. назначен на Ленинградскую кафедру. Несмотря на преклонный возраст, выполнял множество ответственных поручений, в числе которых — руководство Учебным Комитетом при Св. Синоде. Григорий Богослов (IV в.) — святитель, один из наиболее почитаемых Отцов Церкви, друг святителя Василия Великого. Громов Михаил Михайлович (1899–1985) — генерал–полковник авиации, Герой Советского Союза. Громов Сергей (1918–1995) — протодиакон храма во имя преподобного Пимена Великого в Москве. В 1944–45 гг. был старшим иподьяконом патриарха Алексия. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Грудьев Андрей (Андрюша) — однокурсник митрополита Питирима по Богословскому институту. Гумберт — кардинал Католической Церкви, папский легат, с именем которого связано анафематствование Константинопольского Патриарха Михаила Керуллария и разделение Церквей в 1054 г. Гурий   Казанский (ск. в 1563) — святитель, постриженник Иосифо–Волоцкого монастыря, первый архиепископ учрежденной в 1555 году Казанской епархии. Гурий (Егоров) (1891–1965) — митрополит Симферопольский и Крымский. Наместник Троице–Сергиевой Лавры в 1945–1946 гг. В 1946 г. хиротонисан во епископа Ташкентского, затем последовательно занимал Саратовскую, Черниговскую, Днепропетровскую, Минскую и Ленинградскую кафедры, с 1961 г. — митрополит Симферопольский и Крымский. Гус Ян (1369–1415) — вождь религиозно–национального движения чешского народа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Еще одна интересная деталь: последней книгой, вошедшей в фонд академической библиотеки в 1931 году, была служба преподобному Сергию, а сам библиотекарь, Константин Михайлович Попов, вел картотеку, посвященную преподобному Сергию, начиная с 1900 и до 1954 года – года своей смерти. В эту картотеку входят несколько тысяч записей. В частности, имеется интересная выписка из опубликованной в Журнале Московской Патриархии речи ректора Московской духовной академии, архиепископа Казанского Гермогена: «Мы с вами удостоились величайшего счастья начинать новый учебный год в стенах прежней Московской духовной академии, под сенью лаврских святынь и под особым покровительством преподобного Сергия, игумена Радонежского и чудотворца всея Руси. Велико счастье, велика честь» 28 . Первый наместник Лавры архимандрит гурий (Егоров), выпускник Петербургской духовной академии, при котором состоялась первая Литургия в Успенском соборе, скончался в июле 1965 года в сане митрополита Симферопольского и Крымского. А архиепископ гермоген (Кожин), выпускник Казанской духовной академии, при котором состоялось возвращение Академии в Лавру, с 19 октября 1949 года до 1954 года был архиепископом Краснодарским и Кубанским. Таким образом, по неисповедимым путям Промысла Божия, два церковных деятеля, принявшие активное участие в возрождении Лавры и Академии, в последние годы своей жизни руководили граничащими друг с другом епархиями, хотя и не совсем в одно и то же время. Библиография Алексий (Симанский), патр. 1945 – Слово Патриарха Алексия 4 февраля 1945 г. пред началом молебна в Богоявленском кафедральном соборе после Литургии//ЖМП. 1945. 2. С. 5–7. [Slovo Patriarkha Aleksiia 4 fevralia 1945 g. pred nachalom molebna v Bogoiavlenskom kafedral " nom sobore posle Liturgii (Patriarch Alexius» speech on the 4th of February 1945 before the beginning of the moleben in the Bogoyavlenski cathedral after the Liturgy)//Zhurnal moskovskoi patriarkhii (Moscow Patriarchate journal). 1945. 2. P. 5–7.] Андроник (Трубачев) , игум. 2008 – Андроник (Тубачев), игумен. Закрытие Троице-Сергиевой Лавры и судьба мощей преподобного Сергия Радонежского в 1918–1946 гг. М., 2008. [Andronik (Trubachev), igumen. Zakrytie Troitse-Sergievoi Lavry i sud " ba moshchei prepodobnogo Sergiia Radonezhskogo v 1918–1946 gg. (The closing of Holy Trinity-St. Sergius Laura and the fate of St. Sergius» relics in 1918–1946). Moscow, 2008.] Боскин С., протодиак. 1990 – Боскин С., протодиакон. Пасха 1946 года. Открытие Лавры Преподобного Сергия//Троицкое слово. Сергиев Посад, 1990. 4. С. 16–24. [Boskin S, protodiak. Paskha 1946 goda. Otkrytie Lavry Prepodobnogo Sergiia (Pascha 1946. Opening of the Laura of St. Sergius)//Troitskoe slovo (Word of the Trinity). Sergiev Posad, 1990. 4. P. 16–24.]

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010