Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙ Гурий (Егоров), митр. Симферопольский и Крымский. Фотография. Нач. 60-х гг. ХХ в. Гурий (Егоров), митр. Симферопольский и Крымский. Фотография. Нач. 60-х гг. ХХ в. (Егоров Вячеслав Михайлович; 1.07.1891, с. Опеченский Посад Боровичского у. Новгородской губ.- 12.07.1965, Крым), митр. Симферопольский и Крымский. Из мещанской семьи, отец - владелец артели ломовых извозчиков. Осиротел в раннем детстве, воспитывался в семье дяди, зав. Александро-Невским рынком. В 1911 г. окончил Петровское коммерческое уч-ще в С.-Петербурге со степенью канд. коммерции. Отказался от карьеры коммерсанта, поскольку к тому времени у него созрело определенное и твердое желание выбрать духовное поприще. Его буд. судьбу предопределило знакомство с ректором СПбДА Ямбургским еп. (впосл. митрополит) Сергием (Тихомировым) , а также встречи со старцами иером. прп. Анатолием (Потаповым) и прот. священноисп. Георгием Коссовым . Поступил вольнослушателем в СПбДА. В 1912 г. выдержал вступительные экзамены и стал студентом ДА. На следующий год во время летних каникул совершил поездку к Японскому еп. Сергию (Тихомирову) и принял предложение по окончании учебы стать миссионером в Русской духовной миссии в Японии. С началом первой мировой войны прервал обучение в академии и отправился на фронт братом милосердия с лазаретом духовных школ. В февр. 1915 г. заболел туберкулезом и был демобилизован, с осени того же года вновь приступил к занятиям в академии. 4 дек. 1915 г. ректором Петроградской ДА Ямбургским еп. Анастасием (Александровым) пострижен в монашество с наречением имени Гурий в честь свт. Гурия, архиеп. Казанского, 5 дек. рукоположен во диакона, а 6 дек.- во иерея. В 1916-1917 гг. совмещал учебу в академии со служением по воскресным и праздничным дням в Воскресенско-Покровском жен. монастыре Петроградской епархии (близ дер. Нежадвы Лужского у.), одновременно посещал занятия в Петроградском археологическом ин-те. Вместе с братом иером. Львом (Егоровым) и иером. (впосл. архиепископ) Иннокентием (Тихоновым) занимался религ. просвещением рабочих. Благодаря проповеднической деятельности «братья Егоровы», как обычно называли в народе Г. и Льва, стали широко известны не только в Петрограде, но и за его пределами. Беседы с народом они проводили в съемной квартире на Лиговском проспекте, а летом - на старой барже на М. Невке.

http://pravenc.ru/text/168372.html

Гурий (Егоров), архиепископ 1950-е гг. Будущий митрополит Гурий (в миру Вячеслав Михайлович Егоров) родился в 1891 в с. Опеченский Посад Боровичского уезда Новгородской губ. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Прервав учебу, добровольцем ушел на фронт в качестве брата милосердия, где пробыл до весны 1915 г., когда заболел туберкулезом. Прошел ссылки и лагеря. В 1915 г. принял монашеский постриг. В том же году рукоположен во иеродиакона и затем во иеромонаха. Подвизался в Петроградской Александро-Невской Свято-Троицкой лавре. С 1922 г. архимандрит. Вместе с братом, архимандритом Львом (Егоровым), организовал миссионерское общество «Братство Св. Александра Невского», боровшееся с обновленчеством. В 1922 г. арестован, приговорен к ссылке в Туркмению. Вернувшись из ссылки, был назначен настоятелем Киновии при Александро-Невской лавре и заведующим находившимся при ней Богословско-Пастырским училищем. В 1928 г. арестован как участник религиозно-философского кружка А. А. Мейера «Воскресение». Приговорен к заключению в лагере. До 1934 г. находился в Белбалтлаге. С 1934 г. по 1944 г. на покое. С 1944 по 1945 гг. настоятель Покровского собора в г. Самарканде. В 1945 г. был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, открытие которой состоялось в 1946 г. В 1946 г. хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. С 1952 г. архиепископ. С 1954 г. архиепископ Черниговский и Нежинский. В 1959 г. возведен в сан митрополита. В начале 1960-х гг., будучи митрополитом Ленинградским, постоянным членом Священного Синода, пытался оказывать противодействие хрущевской политике по отношению к Церкви. С 1961 г. митрополит Симферопольский и Крымский. Скончался в 1965 г. 1. 22 декабря 1956 г. Дорогой и глубокоуважаемый Владыко! Благодарю Вас за поздравление ко дню моего Ангела. До глубины души тронут Вашей любовью. Простите великодушно мое молчание. Постараюсь на днях искупить мою вину. Желаю Вам доброго здоровья и благополучия. Ваш собрат во Христе недостойный Архиеп[ископ] Гурий.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Григорий IV (Хаддад; 1859–1928), Патриарх Антиохийский и всего Востока Григорий (Чуков), митрополит – см.: Чуков Николай Кириллович. Гурий (Буртасовский Сергей; 1845–1907), епископ Гурий (Егоров Вячеслав Михайлович; 1891–1965), митрополит Гурович Яков Семенович (1869 или 1870–1936) Д Дав Петр Кириллович (1872–1903), священник Даманский Петр Степанович (1859–1916) Дамиан (Красоти Димитрий; 1848–1931), Патриарх Иерусалимский в 1897– 1931 Данилов Иван Тимофеевич Девлеканов Фатихуддин Хасанов, имам Деркаченко Иван Осипович (1876 – расстрелян 1921) Дернов Александр Александрович (1857–1923), протопресвитер Дмитриев Петр, диакон Добровольский Николай Васильевич (1865–1908), врач Доброхотов Николай Семенович – смотритель Каргопольского ДУ в 1885–1890 Добрынин Евфим Федорович – преподаватель Каргопольского ДУ, впоследствии священник Докучаев-Басков Карп Андреевич (1849–1916) – каргопольский краевед 5 Дометий (расстрелян 1918), игумен Дубакин Дмитрий Николаевич (1852-?) Дубровский Александр Александрович (1866 – расстрелян 1918), священник Дыбенко Павел Ефимович (1889 – расстрелян 1938) Дягилев Василий Валентинович (1913–2004) Евгений (Мерцалов Евгений Александрович; 1857–1920), епископ Евлогий ( Георгиевский Василий Семенович; 1868–1946), митрополит Е Евсевий (Гроздов Евстафий Сергеевич; 1866–1929), архиепископ Евсеев Иван Евсеевич (1868–1921), профессор Евфросиния (Арсеньева Мария Константиновна; 1881– расстреляна 1937), игумения Егор, извозчик Егоров Иоанн Федорович (1872–1921), протоиерей Егоров Николай Михайлович Ежов Олег Викторович, протоиерей Екатерина II Алексеевна (1729 – 1796), императрица Всероссийская в 1762–1796 Елачич Николай Александрович (1872 – расстрелян 1937) Елевферий (Богоявленский Димитрий Яковлевич; 1870–1940); митрополит Елпидинский Яков Семенович – преподаватель Олонецкой ДС в 1883–1918 Енукидзе Авель Сафронович (1877–расстрелян 1937) Ермоген [Гермоген], св. (около 1530–1612), Патриарх Московский и всея Руси Ж Желобовский Александр Алексеевич (1834–1910), протопресвитер военного и морского духовенства в 1890–1910

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Его преемником стал В.А. Куроедов. Впоследствии, в декабре 1965 года, Совет по делам Русской Православной Церкви был соединен с Советом по делам религиозных культов. Новое учреждение, которое возглавил В.А.Куроедов, получило наименование «Совет по делам религий при Совете Министров СССР». Происходили перемены и в составе высших органов церковного управления. 21 июня 1960 года митрополита Крутицкого и Коломенского Николая в должности Председателя Отдела внешних церковных сношений сменил архимандрит Никодим (Ротов), возведенный в сан епископа Подольского. 19 сентября 1960 года Священный Синод уволил митрополита Николая на покой. На Крутицкую кафедру был переведен из Ленинграда митрополит Питирим (Свиридов), а на Ленинградскую был назначен митрополит Минский и Белорусский - Гурий (Егоров). 18 июля 1961 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, в Троице-Сергиевой Лавре сразу после Божественной литургии состоялся Архиерейский Собор. Собор открыл Патриарх Алексий. Главной темой повестки дня было внесение изменений в «Положение о Русской Православной Церкви» в части, касающейся приходского управления. Доклад по этому вопросу был сделан Управляющим делами Патриархии архиепископом Тульским Пименом (Извековым). Архиерейский Собор установил новую организацию приходского управления. Настоятель вместе с клириками устранялись от участия в приходском собрании и приходском совете. «Настоятель храма, - говорилось в новой редакции «Положения», - памятуя слово апостола: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6, 4) - осуществляет духовное руководство прихожан, наблюдает за благолепием и уставностью богослужений, за современным и тщательным удовлетворением религиозных нужд прихожан». Хозяйственные и финансовые попечения о приходе и храме возложены были на исключительно мирянское по составу приходское собрание и приходской совет во главе с председателем-старостой. Реформа приходского управления была вынужденной мерой. Проводилась она в тяжелые для Церкви дни, когда давление на нее резко усилилось.

http://sedmitza.ru/lib/text/440010/

Настоятель архимандрит Досифей (Степанов), как и большинство духовенства Петрограда в 1922 году, признал власть обновленцев, которые поддерживались государственными властями Советской России. В октябре 1926 года настоятелем храма был назначен один из наиболее популярных пастырей в городе, архимандрит Лев (Егоров). В те годы собор продолжал действовать, но постоянно подвергался нападкам со стороны властей: то клуб в нём хотели открыть, то кинотеатр. Так по своему прямому назначению храм прослужил до 1932 года, когда по итогам заседания президиума исполкома Володарского райсовета его было решено передать " Союзмолоко " и переделать под производственное помещение. Вот что сказано в протоколе заседания президиума исполкома облсовета по вопросу о ликвидации Романовской церкви: " Согласно заключения технической комиссии здание церкви требует капитального ремонта, который двадцатка не производит, тем самым нарушает пункт 4-й типового договора. Кроме того, учитывая крайнюю нуждаемость " Союзмолоко " в помещении для обработки молочных продуктов и возможность при весьма незначительных затратах приспособить Романовскую церковь для указанных целей, которая по своему месту нахождения является удобной для " Союзмолоко " в силу чего постановление Володарского райсовета утвердить, церковь ликвидировать, здание передать " Союзмолоко " . 10 мая 1932 г. " . Вскоре после выхода этого постановления храм-памятник был превращён в молокозавод и перестроен. Через некоторое время церковные купола были сняты, остались лишь одиноко возвышающиеся барабаны, помещения полностью перестроены, появилось несколько этажей. Большая реконструкция бывшего храма и расширение молокозавода были произведена в 1960-е годы. 11 ноября 1965 года Совет народного хозяйства Ленинградского экономического района принял решение: " О реконструкции и расширении 2 молочного завода Ленмолкомбината " . В начале 1970-х гг. к ожидаемому приезду президента США Р. Никсона в СССР и в том числе в г. Ленинград, демонтировали и барабаны, окончательно лишив здание того вида, который мог хотя бы отдалённо напоминать церковь.

http://sobory.ru/article/?object=01673

3 . Гриценко В. П. К вопросу о местонахождении летописной Тулы//Тула историческая: прошлое и настоящее. Тула, 1997. 4 . Гриценко В. П. Тороховское городище и его округа//Историко-археологические чтения памяти Н. И. Троицкого . Тула, 1997. 5 . Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV– XVI вв. М.; Л., 1950. 6 . Егоров В. Л. О времени возникновения Тулы//Тула историческая: прошлое и настоящее. Тула, 1997. 7 . Загоровский В. П. История вхождения Центрального Черноземья в состав Российского государства в XVI в. Воронеж, 1991. 8 . Зимин А. А. О хронологии духовных и договорных грамот великих и удельных князей XIV–XV вв.//Проблемы источниковедения. Вып. VI. М., 1958. 9 . Kuczyhski S. М. Zemie czernihowsko-siewierski pjd rzadami Litwy. Warszawa, 1936. 10 . Клянин P. В. Корнике – город Рязанского княжества//Труды VI Международного конгресса славянской археологии. Т. 2. Славянский средневековый город. М., 1997. 11 . Клянин Р. В. К вопросу о локализации древнерусского города Корники//Археология и история Юго-Востока Руси. Курск, 1991. 12 . Лаврентьев А. В. К истории Верхнего Дона в XIV–XVI вв.//Изучение историко-культурного и природного наследия Куликова поля. М.; Тула, 1999. 13 . Наумов А. Н. О двух подходах к вопросу местоположения древней Тулы//Тула историческая: прошлое и настоящее. Тула, 1997. 14 . ПСРЛ. Т. XI–XII. М., 1965. 15 . ПСРЛ. Т. XXV. М.; Л., 1949. 16 . ПСРЛ. Т. XXVII. М., 1975. 17 . Сахаров И. П. Памятники Тульской губернии. СПб., 1851. 18 . Селезнев Ю. В. Роль ордынского фактора в русско-литовской войне 1406–1408 гг.//Восточная Европа в древности и средневековье. Контакты, зоны контактов и контактные зоны. М., 1999. 19 . Шебанин Г. А. О владениях рязанских князей на правобережье верхнего Дона в конце XIV– начале XVI в.//Дмитрий Донской и эпоха возрождения Руси. Тула, 2001. 20 . Шебанин Г. А. Находки монет Золотой Орды в верховьях Дона//Труды ГИМ (в печати). 21 . Шеков А. В. Верховские княжества XIII– середины XVI вв. Тула, 1993. Читать далее Источник: Н. И. Троицкий и современные исследования историкокультурного наследия Центральной России: Сб. статей в 2-х т. Т. 1. Археология/А. Н. Бессудное, В. Н. Гурьянов, А. А. Чубур и др., Предисл. А. Н. Наумова; Под ред. А. Н. Наумова.— Тула: Гос. музей-заповедник «Куликово поле», 2002.— 292 с.: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Добавлю, что в 1946 году эти фронтовики были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Тогда же было принято решение передать Знамя Победы в Центральный музей Красной Армии (ныне это Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации), а члены несостоявшейся знаменной группы смотрели парад с гостевых трибун. В мае 1965 года Знамя Победы заняло почетное место в самом торжественном зале нового здания музея, специально построенного по решению Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. Здесь оно стало экспонироваться в развернутом виде в стеклянной витрине. И всё-таки справедливость восторжествовала! 9 мая того же года священная реликвия приняла участие в военном параде на Красной площади в Москве. Знамя Победы пронес Герой Советского Союза полковник К.Самсонов, ассистентами у него были Герои Советского Союза М. Егоров и М. Кантария. Время, увы, не только лечит. Его стремительный бег обязывает нас с каждым годом бережнее относиться к национальным святыням. Еще в 2010 году музейные работники, историки пришли к выводу, что Знамени Победы требуется серьёзная реставрация. Восстановительные работы продолжались более трех месяцев и после их завершения последовал вывод: состояние ткани больше не позволяет экспонировать Знамя вертикально подвешенным, как это было раньше. Чтобы сохранить священную реликвию для потомков, её необходимо хранить с соблюдением определенного режима и щадящей освещенности. Найдено, наверное, единственно правильное решение: сегодня подлинное Знамя Победы хранится в фондах музея в специально изготовленной витрине, позволяющей поддерживать необходимый температурно-влажностный режим, без доступа прямых солнечных лучей. В постоянной экспозиции представлена точная историческая копия Знамени Победы. Она установлена в стеклянном кубе, поднятом над поверженным бронзовым имперским орлом, сброшенном в мае 1945 года со здания имперской канцелярии, и четырьмя стеклянными витринами, заполненными 20 тысячами трофейных железных крестов «III рейх». Получается, Знамя Победы как бы парит над символами поверженной нацистской Германии. Экспозиционный комплекс «Знамя Победы» был открыт в музее при участии президента России 8 мая 2011 года и по праву считается одним из самых торжественных и почитаемых мест.

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/19/...

Особенностью того времени объясняются и частые перемещения Владыки Гурия. За 9 лет пришлось 6 раз менять место: Саратов – Чернигов – Днепропетровск – Минск – Ленинград – Симферополь. Духовная сторона жизни митрополита Гурия в очень яркой, хотя и краткой форме, описана митрополитом Иоанном в его статье “Памяти друга и учителя” (ЖМП. 1965. 9). Написана она была в Нью-Йорке 13 июля 1965 года, то есть на следующий день после блаженной кончины митрополита Гурия. В то время Владыка Иоанн был митрополитом Нью- йоркским и Алеутским, Патриаршим Экзархом в Северной и Южной Америке. В конце статьи митрополит Иоанн пишет: “Своим пастырским словом Владыка Гурий воцерковлял, приобщал людей к богатству Православия. Пишущий эти строки является одним из тех лиц, которые испытали на себе многолетнее благотворное влияние почившего Владыки”. В настоящей работе это благотворное влияние Владыки Гурия на ее автора и на ныне здравствующего архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова), а также и на многих других, как простых, так и выдающихся чад Русской Православной Церкви, описывается подробно и интересно. О митрополите Гурии читатели получат самые исчерпывающие сведения, познакомившись с этими воспоминаниями. Источником для описания жизни и деятельности митрополита Гурия (Егорова) являются главным образом мои собственные воспоминания о нем, записи моей сестры, монахини Евфросинии (Елизаветы Николаевны Вендланд), собранные по рассказам самого Владыки о своей жизни, некоторые биографические сведения об отце Гурии, помещенные в Журнале Московской Патриархии (ко дню архиерейской хиротонии, к назначению его ленинградским митрополитом, некрологи), а также его собственные Богословские труды, изданные Московской Патриархией. О том, как моя сестра собирала рассказы о жизни Владыки, она пишет в письме (из Ярославля в Ташкент) к Александре Тихоновне Епанешниковой 1 от 15 февраля 1969 года: “Все мы всегда вспоминаем незабвенного Владыку Гурия. У меня есть несколько тетрадей, в которых записывала рассказы Владыки. Сидим все, бывало, за обедом, за чаем, а Владыка рассказывает что-нибудь из своей жизни, из детства, из более позднего времени. Рассказывает о Церкви, что-нибудь чудесное рассказывает, а я потом вечером запишу. Вот у меня и набрались тетради...”.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Есть правило: духовный путь человека должен начинаться с поступка. И вот та среда, в которой вырос будущий пастырь, учила его с детства принимать ответственные решения. Его мать — Александра Романовна, человек глубоко верующий и церковный (от нее о. Глеб получил начатки религиозных знаний), была связана с теми кругами духовенства, которые пытались наладить евхаристическую жизнь общин и создать систему взаимопомощи между православными во время гонений. О. Владимир Амбарцумов — первый духовник будущего о. Глеба, настоятель храма св. Владимира в Старых Садах, а затем свт. Николая у Соломенной Сторожки, наладил сбор помощи репрессированным и членам их семей. Люди делились деньгами, одеждой, продуктами. Принимали у себя дома едущих в ссылку и из ссылки. Одним из таких убежищ стала квартира семьи Калед, несмотря на то, что глава семьи, Александр Васильевич, был крупным экономистом, работал в Центральном статистическом управлении Госплана. Особое послушание было у будущего о. Глеба: мальчик, на которого не обращали внимания сотрудники НКВД, обходил подмосковные деревни — искал там скрывавшихся священников, налаживал связь с ними, привозил передачи. О. Глеб сформировался как личность в Церкви гонимой, в Церкви мучеников и исповедников, евхаристическое служение которой утверждалось на гробах  жертв. “Пять моих первых духовников скончались там”, — отвечал о. Глеб тем, кто обвинял Русскую Православную Церковь в предательстве. Окончание школы совпало с началом Великой Отечественной войны. Всю войну — от начала до конца — он был радистом в дивизионе гвардейских минометов-“катюш”. Его рассказы о войне отличались как от “советской” версии, так и от последующего “негатива”, — это были рассказы человека, с молитвой прошедшего Волхов, Курск и Сталинград, увидевшего не только смерть, но и подвиг соотечественников, потерявшего во время войны друзей и близких. И, видимо, не случайно пришла к нему мысль о пастырском служении. В 1946 г., в день Пятидесятницы, он встречает в Троице-Сергиевой Лавре человека, во многом определившего его судьбу. Это был первый наместник вновь открытой 21 апр. 1946 г. Лавры архимандрит Гурий (Егоров, † 12 июля 1965 г.). Он и его ученик иеромонах Иоанн (Вендланд) на многие годы стали духовными руководителями о. Глеба.

http://pravmir.ru/stranica-zhizni-cerkvi...

Статья магистра теологии, специалиста научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Дмитрия Павлова посвящена дневнику архимандрита Гурия (Егорова) — впоследствии выдающегося архипастыря Русской Православной Церкви послевоенного периода — и его письмам отцам Александро-Невского братства и духовным чадам. Эти письма были написаны из дома предварительного заключения и тюремной больницы в Петрограде (июнь 1922 — июнь 1923 гг.), из ссылки в Усть-Цильме (июль-октябрь 1923 г.) и по пути следования в Туркестан (октябрь-декабрь 1923 г.). Статья магистра теологии, специалиста научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Дмитрия Павлова посвящена истории возвращения мощей преподобного Сергия Радонежского, изъятых богоборческой властью в 1919 г. Рака с мощами преподобного была возвращена Церкви в год открытия Троице-Сергиевой Лавры в 1946 г., когда наместником был назначен архимандрит Гурий (Егоров) — впоследствии выдающийся архипастырь Русской Православной Церкви послевоенного периода. Статья магистра теологии, специалиста научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Дмитрия Павлова посвящена открытию Троице-Сергиевой Лавры в 1946 г. Обитель преподобного Сергия Радонежского была закрыта богоборческой властью в 1920 г. Честь возродить монашескую жизнь в Лавре после 26-летнего вынужденного перерыва выпала архимандриту Гурию (Егорову) — впоследствии выдающемуся архипастырю Русской Православной Церкви послевоенного периода. С дневниковой точностью в статье описывается шаг за шагом трепетный процесс открытия Лавры на Пасху 1946 г. В продолжении биографического очерка магистра теологии, специалиста научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Дмитрия Павлова рассказывается о жизни митрополита Гурия (Егорова). от перевода на Саратовскую кафедру в 1953 году до блаженной кончины в 1965 году. Публикуем биографический очерк магистра теологии, специалиста научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Дмитрия Павлова, посвящённый архиерею XX века — митрополиту Гурию (Егорову). Первая часть материала посвящена жизни владыки Гурия от рождения до перевода на Саратовскую кафедру в 1953 году. На этот период пришлись как интенсивная миссионерская деятельность, так и неоднократные аресты, тюремное заключение и ссылка.

http://bogoslov.ru/person/6171303

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010