И все-таки, в чем состоит уникальность парада 9 мая 1965 года? Не только в том, что между двумя этими историческим событиями прошло 20 лет. Именно в 1965 году торжественный марш на Красной площади прошел, освященный легендарным Знаменем Победы. Это случилось первый и единственный раз за всю историю победных парадов. Потому, сегодня есть повод рассказать хотя бы вкратце об этом великом штандарте – главной святыне России. В Москве на фабрике строчно-вышивальных изделий весной 1945 года было изготовлено знамя из красного знаменного фая и бархата, обрамленное ярким орнаментом. В центре полотнища – большой герб СССР, над ним изображение ордена «Победа», внизу надпись: «Наше дело правое – мы победили». Но не этому красивому полотнищу суждено было стать Знаменем Победы и гордо развеваться над поверженным рейхстагом: водрузить его в боевой обстановке на куполе здания не представлялось невозможным. Там бои были внутри помещения, практически на каждом этаже и лестничном марше. В музейных архивах сохранились воспоминания участников штурма, которые утверждают, что первые группы советских воинов смогли ворваться в здание рейхстага только в десятом часу вечера 30 апреля. В ходе кровопролитных боёв за рейхстаг десятки солдат – кто по приказу командиров, а чаще по собственной инициативе – несли самодельные штурмовые флаги, флажки или просто куски кумачёвой материи. Каждый хотел водрузить свой флаг на германском парламенте, и в итоге от главного подъезда и до крыши здание было расцвечено алым светом. Вот что сказано о Знамени Победы в документальном четырёхтомнике «История Великой Отечественной войны 1941 1945 гг.» : «Красный флаг за вошедший в историю как Знамя Победы, был установлен полковыми разведчиками сержантом М. Егоровым и младшим сержантом М. Кантария, которых сопровождал замполит батальона лейтенант А. Берест, в третьем часу ночи по местному времени 1 мая на восточной стороне здания на конной скульптуре императора Вильгельма. В то время в пылающем здании рейхстага продолжался тяжелый бой. Лишь к вечеру 1 мая немцев удалось загнать в подвалы и начать переговоры о сдаче. В седьмом часу утра 2 мая остатки гарнизона рейхстага сложили оружие. Во второй половине дня 2 мая по распоряжению командира полка Егоров и Кантария перенесли штурмовой флаг уже в статусе Знамени Победы, на стеклянный купол рейхстага. Сделать это было непросто. Путь к вершине купола требовал немалой сноровки и физической силы. Ведущая туда металлическая лестница была частично разрушена, разведчикам приходилось карабкаться по каркасу, где было много осколков стекла, некоторые перемычки были разрушены или еле держались, рискуя оторваться под тяжестью тела. Не раз знаменосцы рисковали сорваться с огромной высоты: младший сержант М. Кантария, чудом остался жив, зацепившись телогрейкой за торчащий крюк. Тем не менее, им удалось установить знамя на самой макушке рейхстага».

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/19/...

С. 48-52; Christliche Einheit, Zeugnis und Dienst im Bewusstsein und Leben der Russischen Orthodoxen Kirche//StdO. 1961. N 6. S. 27-44; Die Erweckung der Kirchen zu neuem Dienst: Vortrag//Ibid. 1962. N 11/12. S. 76-83; Памяти друга и учителя: [О митр. Гурии Егорове]//ЖМП. 1965. 9. С. 20-21; Евсевий Кесарийский и его «Церковная история»//Там же. 11. С. 61-67; Слово, сказанное в Великий пяток в 1965 г. в Св.-Николаевском патриаршем соборе в г. Нью-Йорке//Там же. 1966. 4. С. 25-27; Слово в неделю Антипасхи//Там же. 5. С. 30-31; Благовестие о мире у св. пророка Исаии//Там же. 1968. 10. С. 27-32; Князь Федор Черный//БТ. 1973. Сб. 11. С. 55-77; О молитве священников//ЖМП. 1977. 1. С. 67-70; В Пасхальные дни//Там же. 1978. 5. С. 32; В день Рождества Христова//Там же. 1979. 1. С. 32; На начало Великого поста//Там же. 1980. 2. С. 33-34; «Господь воцарися, в лепоту облечеся»//Там же. 1982. 8. С. 30-31; «Живем или умираем - всегда Господни»//Там же. 1983. 3. С. 35-37; Слово на Рождество Христово//Там же. 1985. 1. С. 37; На Воздвижение Креста Господня//Там же. 1985. 9. С. 29; В день памяти свт. Иоанна Златоуста//Там же. 1986. 11. С. 38-40; Святые древнего Крыма//Там же. 1988. 4. С. 65-68; 5. С. 64-68; 9. С. 77-80; Два Богоявления//Там же. 1989. 12. С. 35; Библия о мироздании//Там же. 1990. 6. С. 74; 7. С. 74-75; 8. С. 73-74; Небесная награда//Там же. 1993. 6. С. 55; Проповеди. Ярославль, 1995; Библия и эволюция. Ярославль, 1998; Святые древнего Крыма. Ярославль, 1998; Князь Федор (Черный). Митр. Гурий (Егоров): Ист. очерки. Ярославль, 1999; О пастырской молитве. Ярославль, 1999. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 285-288; Платон (Удовенко), архиеп. Высокопреосв. митр. Иоанн: [Некролог]//ЖМП. 1989. 12. С. 22-25; Каледа Г., прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995. С. 28; Поспеловский Д. В. РПЦ в ХХ в. М., 1995. С. 322; Данилушкин М. Б. и др. История РПЦ: От восстановления Патриаршества до наших дней. СПб., 1997. Т. 1. С. 506, 563-564; Цыпин. История РЦ. С. 376, 395, 431, 458, 601; Ардов М. В., прот. Мелочи архи..., прото... и просто иерейской жизни. Гл. 18: Младенец в митре. М., 19982; Пашкова О. Выбор митр. Иоанна//Сегодня: Газ. 2000. 9 сент.; Шкаровский М. В. РПЦ при Сталине и Хрущеве. М., 2000. С. 388; Буфеев К., свящ. Православное вероучение и теория эволюции: В защиту святоотеческого учения о сотворении мipa, жизни и человека. СПб., 2003. С. 220-232; Зегжда С. А. Митрополит Иоанн (Вендланд): Биогр. очерк, 1909-1989. Ярославль, 2009. М. В. Шкаровский Рубрики: Ключевые слова: ВИНОГРАДОВ Николай Иванович (1856 - 1916), преподаватель Вифанской ДС, магистр богословия, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/469464.html

Арх.: Дело о б-ке Е. Е. Егорова, 1917-1921 гг.//РГБ. Дело ф. 98; Георгиевский Г. П. Описание рукописных книг собр. Е. Е. Егорова [ок. 1945-1948 гг.]//РГБ. Ф. 217. Карт. 8. 39. Ист.: Барсов Е. В. Федосеевцы и старопоморцы на Всерос. соборе//Моск. листок. 1908. 12 нояб.; [Трушин И. А.] «А было это так...»: Рассказывает ветеран моск. милиции//На боевом посту: Газ. 1957. 29 нояб. Лит.: Лавров П. А. Палеографическое обозрение кирилловского письма. Пг., 1915. 7. С. 158-159. (ЭСФ; Вып. 4. Ч. 1); Зёрнова А. С. Памятник Нижегородской печати 1613 г.//Сб. Публичной б-ки СССР им. В. И. Ленина. М., 1928. Вып. 1. С. 57-98; Георгиевский Г. П. Рус. миниатюра XVI в.// Владимиров М. [Алпатов М. В.], Георгиевский Г. П. Древнерус. миниатюра. М., 1933. С. 37-40; Державина О. А. Списки «Сказания» Авраамия Палицына, хранящиеся в ОР ГБЛ//Зап. ОР ГБЛ. 1952. Вып. 14. С. 51, 76-77; Рогов А. И. Сведения о небольших собраниях слав.-рус. рукописей в СССР. М., 1962. С. 261-262; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2 (по указ.); Щапов Я. Н. Новый список Новгородского устава кн. Святослава Ольговича (из собр. Е. Е. Егорова)//Зап. ОР ГБЛ. 1963. Вып. 26. С. 395-398; Сметанина С. И. Записи XVI-XVII вв. на рукописях собр. Е. Е. Егорова//АЕ за 1963 г. М., 1964. С. 358-396; Антонова В. И. Древнерус. искусство в собр. П. Корина. М., С. 68-76, 88-89; Шеломанова Н. Б. Предварительный список слав.-рус. рукописей XI-XIV вв., хранящихся в СССР//АЕ за 1965 г. М., 1966. С. 225. 648; С. 226. 676; С. 227. 678; С. 259. 1306; С. 261. 1333; Зимин А. А. Из истории собр. рукописных книг Иосифо-Волоколамского мон-ря//Зап. Ор ГБЛ. 1977. Вып. 38. С. 19-20; Клосс Б. М. Царская книгописная мастерская времени Ивана Грозного//Конф. по истории средневек. письменности и книги: Тез. докл. Ереван, 1977. С. 39-40; Неволин Ю. А. Три лицевые рукописи XVI в., оформленные кремлевским мастером - знатоком и интерпретатором западноевроп. гравюры//Там же. С. 67-68; он же. Новое о кремлевских художниках-миниатюристах XVI в. и о составе б-ки Ивана Грозного//СА.

http://pravenc.ru/text/189529.html

2 См. о нем: Северин Г., диак. Митрополит Симферопольский и Крымский Гурий//ЖМП. 1965. 9. С. 17–20; Иоанн (Вендланд) , митр. Памяти друга и учителя//ЖМП. С. 20–21; Он же. Митрополит Гурий (Егоров)//Вестнтк РХД. 1998. 179. С. 182–253; Он же. Митрополит Гурий (Егоров)//Он же. Князь Федор (Черный); Митрополит Гурий (Егоров): Исторические очерки. Ярославль, 1999. С. 79–150; Макарий (Веретенников) , архим. Архимандрит Гурий – первый наместник возрожденной Троице-Сергиевой лавры//Он же. Святая Русь: агиография, история, иерархия. М., 2005. С. 323–328; Галкин А. К. Гурий (Егоров), митрополит//Православная энциклопедия. Т. 13. М., 2006. С. 473–475. 8 Центральний державний вищих влади та (далее – ЦДАВО). Ф. 4648. Оп. 3. Спр. 204. Арк. 58–59. 9 Протоиерей Михаил Макеев: «Лавру и семинарию закрыли под видом ремонта»//Вестник пресс-службы Украинской Православной Церкви. 68. С. 51. 10 Подробнее см.: Бурега В. В. духовна 400 (1615–2015). К., 2015. С. 67–71. 15 Имеется в виду возможность направления архим. Иоанна в Сирию в качестве представителя РПЦ при Антиохийском патриархе. 16 Монахиня Евфросиния (Елизавета Николаевна Вендланд, 1899–1970) – родная сестра митрополита Иоанна. 20 Видимо, имеется в виду владыка Михаил (Чуб, 1912–1985), который в 1957–59 гг. был епископом Берлинским и Германским. 25 Имеется в виду предмет «Практическое руководство для пастырей», который преподавался в 3-м и 4-м классах семинарии. 26 Здесь, видимо, неточность. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1940 г. «О порядке изменения гражданами СССР фамилий и имен», гражданин СССР мог сменить имя, обратившись в отдел актов гражданского состояния по месту жительства. В случае получения здесь отказа гражданин имел право в месячный срок обратиться в вышестоящий орган внутренних дел. 28 Катунин Г. С. – заместитель уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Украинской ССР. 30 В 1957/58 учебном году в Киевской духовной семинарии обучалось (во всех классах) 104 воспитанника, из которых 77 жили на частных квартирах. См.: ЦДАВО. Ф. 4648. Оп. 3. Спр. 204. Арк. 53–54.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

И теперь все, знавшие Владыку Гурия, знакомы и дружны между собой. И в Ярославской епархии собралось четверо священно-служителей, которых так или иначе коснулось покровительство Владыки Гурия: архимандрит Михей (Хархаров), протоиерей Игорь (Мальцев), протоиерей Иоанн (Беляков)23 и автор этих строк. Ярославль 1980–1981 Яков Степанович Селютин, воспитатель детей Егоровых Ольга Александровна Селютина, воспитательница детей Егоровых Епископ Гурий Ташкент. 1947 год Епископ Гурий Ташкент. 1947 год Архимандрит Иоанн (Константин Николаевич Вендланд) Ташкент. 1947 год Епископ Гурий (в центре). Справа – иеромонах Михей, ныне – архиепископ Ярославский и Ростовский (Александр Александрович Хархаров) Ташкент. 1947 год Епископ Гурий (в центре). Справа–налево: иеромонах Михей, архимандрит Иоанн, Игорь Мальцев, ныне – митрофорный протоиерей Федоровского кафедрального собора в Ярославле Ташкент. Епархиальная трапезная. 1947 год. Епископ Гурий (в центре) с работниками Епархиального управления и студентами Московской Духовной Академии Ташкент. 1947 год Епископ Гурий и архимандрит Иоанн Ташкент. 1947 год Епископ Гурий Ташкент Часы за поздней Литургией в Светлое Христово Воскресение Ташкент. 29 апреля 1951 года Архиепископ Гурий и игумения Черниговского женского монастыря Анатолия Чернигов. 1955 год Митрополит Гурий (крайний справа), архимандрит Иоанн, протоиерей Федор Семененков Ташкент. 1956 год Митрополит Гурий Картина художника Аксенова Саратов. 1955 год Митрополит Гурий (Вячеслав Михайлович Егоров, 1891–1965) Примечания 1.Архимандрит Лев (Леонид Михайлович ЕГОРОВ, 1888 – 1942). Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, где был учеником профессора Державина, занимаясь у него методикой русского языка. В 1915–1917 годах Леонид Михайлович преподавал в средних учебных заведениях. После университета поступил в Духовную Академию, принял монашество и священство, но не оставил преподавание в школе – тогда это дозволялось. Был одним из организаторов Александро-Невского Братства. Руководил Детским союзом, вел специальные детские богослужения. Для этой цели в Лавре была отведена Надвратная церковь . Дети прислуживали в алтаре, читали, пели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Патриарха Сергия//ЖМП. 1964. 5. С. 73-75; Отношение Православной Церкви к англиканской хиротонии//Совещание, 1948. Деяния. Т. 2. С. 241-249. Арх.: Архив МП. Личн. дело; РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 159-165; ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 145; Архив УФСБ РФ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-24095, П-88399, П-81782. Т. 1. Л. 312-317; Архив Информ. центра МВД Респ. Карелия. Ф. личн. дел. Д. 228/9355. Л. 17. Лит.: Открытие Троице-Сергиевой лавры//ЖМП. 1946. 5. С. 10; Хроника//Там же. 9. С. 18; Медведский А. , прот. Встреча архипастыря//Там же. 1960. 10. С. 8; Постоянный член Св. Синода РПЦ высокопреосв. Гурий, митр. Ленинградский и Ладожский//Там же. 12. С. 17-19; Деяния Архиерейского Собора РПЦ//Там же. 1961. 8. С. 8; Северин Г. , диак. Митр. Симферопольский и Крымский Гурий//Там же. 1965. 9. С. 17-20; Иоанн (Вендланд), митр. Памяти друга и учителя//Там же. С. 20-21; он же. Митр. Гурий (Егоров)//Вестн. РХД. 1998. 179. С. 182-253; он же. Митр. Гурий (Егоров): Ист. очерки. Ярославль, 1999; Боскин С. , протодиак. Пасха 1946 г.: Открытие Лавры прп. Сергия//Троицкое слово. Серг. П., 1990. 4. С. 16-30; Антонов В. В. Приходские правосл. братства в Петрограде: 1920-е годы//Минувшее. М.; СПб., 1993. Вып. 15. С. 424-445; он же. Александро-Невское братство и тайные монашеские общины в Петрограде//С.-Петербургские ЕВ. 2000. Вып. 23. С. 103-112; Шкаровский М. В. Александро-Невское братство: 1918-1932 гг. СПб., 2003; Акты свт. Тихона. С. 949, 970; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 351-352; Макарий (Веретенников), архим. Архим. Гурий - первый наместник возрожденной Троице-Сергиевой лавры// Он же. Святая Русь: агиография, история, иерархия. М., 2005. С. 323-328; Литвинко М. В. Церковно-ист. значение архипастырской деятельности митр. Гурия (Егорова): 1959-1965: Дипл. работа/СПбДС. СПб., 2006. Ркп. А. К. Галкин Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ (Радиловский; † 1585/86 ), еп. Перемышльский, Самборский и Санокский, архиерей Западнорус. митрополии ВЛАДИМИР (Сабодан Виктор Маркианович; 1935 - 2014), митр. Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви (УПЦ)

http://pravenc.ru/text/168372.html

Шавельский Георгий, протопресвитер. Русская Церковь перед революцией. «Артос-медиа», М., 2005. С. 205. См: Источник живой воды. Описание жизни и деятельности отца Иоанна Кронштадтского. С-Пб, 1910 г. С. 43-67, 585-614. См. Ореханов Ю.Л. Вопросы «внутренней» миссии в деятельности Братства Святителей Московских (1909-1916)//Научно-богословские труды по проблемам православной миссии, T.I, С. 235. Цит. по: Ореханов Ю.Л. Вопросы «внутренней» миссии в деятельности Братства Святителей Московских (1909-1916)//Научно-богословские труды по проблемам православной миссии, T.I, С. 236. Вендланд Иоанн, митрополит. Митрополит Гурий (Егоров) 1891-1965// Протоиерей Пахомий Лай. «Архиерейство Ваше да помянет Господь Бог во Царствии Своем». Воронеж, 2007. С. 28-29 Патрахин Леонид, протоиерей; Лай Пахомий, протоиерей.По стопам Апостола Фомы. Воронеж, 2009 г. С. 395-396. Марцинковский В.Ф. Записки верующего. Новосибирск, «Посох», 1994. См. главу «Антирелигиозные лекции Луначарского и др.» С. 93 См: Каледа Глеб, профессор, протоиерей. Остановитесь на путях ваших (Записки тюремного священника). М., 1995 г. Раздел V.; Ширяев Б. Н. Неугасимая лампада. М. «Даръ», 2009. Вендланд Иоанн, митрополит. Митрополит Гурий (Егоров) 1891-1965// Лай Пахомий, протоиерей. «Архиерейство Ваше да помянет Господь Бог во Царствии Своем». С. 34. Фаст Геннадий, протоиерей. «Идите научите все народы, крестя их...» Опыт оглашения Успенского собора г. Енисейска Красноярской епархии//Православная миссия сегодня. М., издательство Московской Патриархии, «АРЕФА», 2010. С. 128. О миссионерской работе среди заключенных. Дипломная работа неизвестного автора, размещенная на сайте Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий и наркозависимых. Глава 4: «Современное миссионерское служение среди заключенных»: http://rpc-mission.narod.ru/Methodic/ met_osujden_5.html. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/3211893

  Епископ Ташкентский и Среднеазиатский Гурий  (в миру Егоров Вячеслав Михайлович; 1891–1965) родился 1 июля 1891 г. в мещанской семье, отец его был владельцем артели петербургских ломовых извозчиков. После окончания в 1911 г. Петровского коммерческого училища в Петербурге В. Егоров осенью 1912 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Летом 1913 г. по приглашению митрополита Сергия (Тихомирова), возглавившего Японскую Церковь после смерти равноапостольного Николая, побывал в Японии; получил от митрополита предложение по окончании академии посвятить себя миссионерской работе среди японцев, однако этим планам не суждено было сбыться. В 1914–1915 гг. служил братом милосердия; 4 декабря 1915 г., после получения благословения митрополита Сергия, принял постриг. Вместе с братом, архимандритом Львом (Егоровым), организовал миссионерское общество «Братство святого Александра Невского». «Одно из ведущих мест заняла Александро-Невская лавра: там при Крестовой церкви образовалось так называемое Александро-Невское братство. Это было движение молодежи “комсомольского” возраста, и в основном интеллигентной молодежи. Руководителями были три священника: отец Иннокентий, отец Гурий и отец Лев. Гурий и Лев были два родные брата… Приняв священство и монашество в самое трудное для Церкви время, оба встали во главе молодежи как духовные руководители объединения», – читаем в книге Ирины Головкиной «Побежденные» (М., 2012. С. 352). В 1922 г. был арестован по «делу о православных братствах», выслан сначала на север, в Усть-Цельму на реке Печоре, а потом на юг – в Ашхабад и Ташкент. По возвращении из ссылки в 1925 г. – настоятель киновии Александро-Невской лавры, настоятель церкви Ленинградского подворья Киево-Печерской лавры. Арестован в мае 1927 г.; дело прекращено за недоказанностью, в ноябре 1927 г. освобожден. Арестован в декабре 1928 г., приговорен к 5 годам лагерей. Отбывал срок в Белбалтлаге на лесоповале в тяжелейших условиях; по счастью, лагерной конторе понадобился человек, знавший бухгалтерию, – здесь и пригодились знания, полученные отцом Гурием в коммерческом училище. В 1933 г., после возвращения в Ленинград, был вторично выслан в Ташкент.

http://pravoslavie.ru/69459.html

  В 1961 году митрополит Гурий попросил о переводе из Ленинграда в Крым. Причины своего решения архипастырь раскрывает в письме к Елизавете Николаевне Вендланд, сестре архиепископа Иоанна: «Почему я прошу перевода? Правда, климат Ленинграда очень вреден мне, вернее воздух, пропитанный фабричным дымом. Но еще труднее для меня враждебное отношение ко мне моих ближайших сотрудников по канцелярии… Диабет… Сердце иногда дает себя знать. Гомеопатические лекарства облегчают мне сердечные боли. Только фабричный дым вызывает боль в сердце…» 15 Однако новое место служения в Крыму не стало для митрополита Гурия курортом. Это были годы массового закрытия храмов. Владыка Гурий находился в постоянном напряжении, борясь за выживание Церкви при становящемся все более жестком контроле деятельности духовенства советскими и партийными властями. Здоровье было подорвано преследующими его болезнями, сказывался почтенный возраст. В конце жизни митрополит Гурий страдал от одиночества. Его духовные чада несли послушания в разных местах и не могли сопровождать его каждый раз к новому месту служения.   В молитве — и храмовой, и домашней — митрополит Гурий искал укрепления, утешения и помощи Божией. Последнее богослужение архипастырь совершил 13 июня 1965 года на праздник Святой Троицы в днепропетровском кафедральном соборе. Архипастырь тихо отошел ко Господу на своей даче в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля 1965 года, не дожив двух дней до своего 74-летия. Митрополит Гурий был полностью предан делу Церкви, но в то же время оставался гибким и дипломатичным в отношениях с представителями советской власти, которых порой поражали его стойкость, несгибаемая воля и непоколебимость веры, — как правящий архиерей, он до последнего защищал храмы от закрытия, а священников от преследований. Противостоял разрушительным планам властей, где это было возможно. Там, где нельзя было сдержать антирелигиозный натиск, пытался хотя бы ослабить давление и минимизировать последствия. Был нацелен на воспитание нового поколения священников — молодых, образованных, приспособленных к советской действительности.

http://e-vestnik.ru/history/mitropolit_g...

В 1961 году митрополит Гурий попросил о переводе из Ленинграда в Крым. Причины своего решения архипастырь раскрывает в письме к Елизавете Николаевне Вендланд, сестре архиепископа Иоанна: «Почему я прошу перевода? Правда, климат Ленинграда очень вреден мне, вернее воздух, пропитанный фабричным дымом. Но еще труднее для меня враждебное отношение ко мне моих ближайших сотрудников по канцелярии… Диабет… Сердце иногда дает себя знать. Гомеопатические лекарства облегчают мне сердечные боли. Только фабричный дым вызывает боль в сердце…» 15 Однако новое место служения в Крыму не стало для митрополита Гурия курортом. Это были годы массового закрытия храмов. Владыка Гурий находился в постоянном напряжении, борясь за выживание Церкви при становящемся все более жестком контроле деятельности духовенства советскими и партийными властями. Здоровье было подорвано преследующими его болезнями, сказывался почтенный возраст. В конце жизни митрополит Гурий страдал от одиночества. Его духовные чада несли послушания в разных местах и не могли сопровождать его каждый раз к новому месту служения. В молитве — и храмовой, и домашней — митрополит Гурий искал укрепления, утешения и помощи Божией. Последнее богослужение архипастырь совершил 13 июня 1965 года на праздник Святой Троицы в днепропетровском кафедральном соборе. Архипастырь тихо отошел ко Господу на своей даче в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля 1965 года, не дожив двух дней до своего 74-летия. Митрополит Гурий был полностью предан делу Церкви, но в то же время оставался гибким и дипломатичным в отношениях с представителями советской власти, которых порой поражали его стойкость, несгибаемая воля и непоколебимость веры, — как правящий архиерей, он до последнего защищал храмы от закрытия, а священников от преследований. Противостоял разрушительным планам властей, где это было возможно. Там, где нельзя было сдержать антирелигиозный натиск, пытался хотя бы ослабить давление и минимизировать последствия. Был нацелен на воспитание нового поколения священников — молодых, образованных, приспособленных к советской действительности.

http://patriarchia.ru/db/text/6022890.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010