58 Ср. Трид. Собор, Сесс. 23, гл. 4, которая учит, что таинство рукоположения налагает неизгладимую печать: Denz. 960 (1767). Ср. Иоанн XXIII, Речь Iubilate Deo, 8 мая 1960: AAS 52 (1960), р. 466. Павел VI, Проповедь в Ват. Базилике, 20 окт. 1963: AAS 55 (1963), р. 1014. 59 Св. Киприан, Посл. 63, 14: PL 4, 386; Hartel, III В, р. 713: «Священник воистину замещает Христа». Св. Иоанн Златотуст, На 2Тим.2:4 : PG 62, 612: Священник есть «символ» (symbolon) Христа. Св. Амвросий, На Пс.38:25–26: PL 14, 1051–52; CSEL 64. 203–204. Амброзиастер, На 1Тим.5:19 : PL 17, 479 С и На Еф.4:11–12 : кол. 387 С. Феодор Мопс., Гом. оглас., 15. 21 и 24: изд. Tonneau, pp. 497 и 503. Гезихий Иерус., На Лев. L. 2. 9. 23: PG 93, 894 В. 60 Ср. Евсевий, Церк. ист., V, 24. 10: GCS II. 1, р. 495: изд. Bardy, SChr. II, p. 69. Дионисий, у Евсевия, там же VII. 5. 2: GCS II, 2, р. 638 сл.: Bardy, II, р. 168 сл. 61 Ср. о древних Соборах: Евсевий, Церк. ист., V. 23–24: GCS II. 1, р. 448 слл.; Bardy, II, р. 66 слл. и passim. Никейский Собор, кан. 5: Cone. Oec. Decr., р. 7. 65 Ср. I Ват. Собор, Проект Догм. Конст. II, De Ecclesia Christi, 4: Mansi 53, 310. Ср. отчёт Клойтгена (Kleutgen) о пересмотренном Проекте: Mansi 53, 321 В – 322 В и заявление Дзинелли (Zinelli): Mansi 52, 1110 А. См. также: Св. Лев Вел., Слово 4. 3: PL 54, 151 А. 69 Исправлено составителем. В данном русском переводе – «вселенская». Латинский термин catholicus лучше перевести как «кафолический» (в отличие от universalis – «вселенский»). 72 Ср. Св. Иларий Пикт., На Пс.14:3: PL 9, 206; CSEL 22, р. 86. Св. Григорий Вел., Поуч. 4. 7. 12: PL 75, 643 С. Пс.-Василий, На Ис. 15. 296: PG 30, 637 С. 73 Ср. Св. Целестин, Посл. 18. 1–2, к Эфес. Собору: PL 50,505 АВ; Schwartz, Acta Cone. Oec., I, 1, 1, p. 22. Ср. Бенедикт XV, Anocm. Посл. Maximum illud: AAS 11 (1919), p. 440. Пий XI, Энцикл. письмо Rerum Ecclesiae, 28 февр. 1926: AAS 18 (1926), p. 69. Пий ХП, Энцикл. письмо Fidei Donum, указ. место. 75 О правах патриарших Кафедр см. Никейский Собор, кан. 6 (об Александрии и Антиохии) и кан. 7 (об Иерусалиме): Cone. Oec. Decr., р. 8. IV Латер. Собор (1215 г.), Конст. V, De dignitate Patriarcharum, там же, р. 212. Ферр.-Флор. Собор: там же, р. 504.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

16 Gieseler, Historisch – kriticher Versuch uber die Entstehung und die fruhesten Schicksale der Schriftlichen Evangelien, 1818. Ранее Гизелера ту же гипотезу защищали: Eckermann, Theologishe Beiträge, 1796, V. 2 стр . 148…; Herder, Sammtliche Werke, zur Theologie, XII. стр . 1–55; Kaiser, Bibl. Theologie , 1, 224…; из критиков отрицательного направления эту гипотезу в связи с теорией мифа применил к нашим Евангелиям известный Штраус в своем Das Leben Iesu 1– te Auf Einleitung , § 9. 31 Другие поразительные примеры см. у Bleck a ibid . §§ 94–98; его же Beiträge zur Evangelien – Kritik, 1846, стр . 69 и ch; De-Wette, Einleitung, 11, 259 и сл . 36 Евс. Церк. Ист. III , 39: Ος ( Πτρος ) πρς τς χριας ποιετο τς διδασκαλας, λλ υχ σπερ σνταξιν τν κυριακν ποιομενος λογων… 41 Лyk . I, 1–4 : πειδπερ πολλο πεχερησαν ανατξασθαι διγησιν περ τν πεπλυροορημνων ν μν πραγμτων, χαθ ς παρδοσαν μν ο π ρχη55; σ αυτπται χα πηρται γενμενοι το λγου δοκεχμο παρηχολουθμχτι νωθεν πσιν χριβς χαθεξς σοι γρψαι χοτιστε Θειλε. να επεγνς περ ν κατηχθης λγων τν ασλεαν. 45 Папий у Евсев. Церк. Ист. III , 39; Ириней, против ересей III , 1 у Евсев. Ц. И. V , 8; Ориген ibid . VI , 25; Евсевий ibid . III , 24,-его же свидетельство о Пантене, V , 10; Епифаний adv . haeres . XXIX, 9, – 3 и др .; также Иероним catal. c. 4 – prolegg – in Matth. opp. v. IV, р . 3 и др. 47 Anmerkungen und Zusätze zu Michaelis Einleitung aus dem Englischen von Rosenmüller, 1803, 11, 140…, 166… 50 За исключением 8-ми небольших отделений (8, 20 21: 4, 26 29; 7, 31–37; 8, 22–26; 11, 11–14; 14, 51. 52 и 16, 9–11) все содержание 2-го Евангелия заключается в Евангелиях от Матфея и Марка. 51 В своем дословном виде свидетельство это читается так: Κα τυτο ο πρεσβυτερος λεγε. Μρχος μεν ρμηνευτς Πτρου γενμενος σα μνημνευσεν χριβς γραψεν ο μντοι ταξει τ π το Χριστο λεχθντα πραχθντα. υτε γρ χουσε το χυρου υτε παρηχολοθησεν αυτ ςερον δ ς ην Πτρ ς πρς τς χρεας ποιετο τς διδασ κ αλας, λλ οχ σπερ σνταξιν ποιομενος λγων στε οδν μαρτε Μρ κ ος υτως νια γραψας ς απεμνημνευσεν νος γσρ ποισατο πρνοιαν το μηδεν ν χουσε παραλιπεν ψεσασθα τι ν αυτοσ Τα τα μν ουν στρηται τ Παπι περ το Μαρχου. περ δ το Ματθαου τα τ ερηται Ματθα ος μν ον βραδι διαλ κ τω τ Λγια συνετσξατο ( συνεγραψατο), ρμν ??? δ υτς ς σονατος κ αστος.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

салим с отрядом охраны, намереваясь не подчиняться приговору, – и как синедрион не решился осудить Ирода, который потом удалился из Иерусалима с явным пренебрежением к этому верховному иудейскому суду (Antiq. XIV. 9. 3–5 Niese III стр. 270–274). Наконец, когда Иудея была подчинена римским наместникам, права синедриона еще более сузились. Талмуд сообщает, что за сорок лет до разрушения храма Иерусалимского синедрион был лишен права смертной казни, без утверждения римского правителя Sanh. 41a Gold. 7. 172. 14–17 ср Ин.18:31 и Berachoth 58а Gold. 1, 214, 11–12: «со дней изгнания из земли (т. е. лишения политической свободы римлянами) нет у нас власти умерщвлять». Убиение Стефана ( Деян.7:51–58 ) и Иакова брата Господня (Евсевий, Церк. Ист. II, 23, 1–18 ed. Henich. p. 88 сл.) было своеволием со стороны синедриона в отсутствие римских правителей. Последнее было совершено по настоянию архиерея Анана младшего, сына Анана старшего, убийцы Христа (родовая вражда), после смерти Феста и до прибытия Альбина. Но когда Альбину было донесено, что «Анану нельзя было собирать синедрион без одобрения наместника " » (οκ ξν ν τ νν χωρς τς κενου γνμης καθσαι συνδριον), тот написал ему гневное письмо, а Агриппа, боясь гнева Альбина, лишил Анана архиерейства, хотя он уже исполнял эту должность три месяца (Antiq. XX, 9, 1–2 Niese IV, стр. 309–311). Самоволие светских властей и бессилие духовных, и в частности синедриона, доказывается также сообщением р. Бар-Хана от имени р. Иоханана: «слова Притч.10:27 : «страх Господень прибавляет дни» относятся к первому храму, который существовал 410 лет и в нем служило 18 архиереев, – а слова: «лета нечестивых сократятся» относятся ко второму храму, который существовал 420 лет и в нем служило более 300 архиереев, так что, если исключить 40 лет служения Симона Праведного, 18 лет Иоханана. 10 лет Измаила с. Фаби и, как некоторые говорят, 11 лет Р. Элеазара б. Харсома, то ни один из них не пережил года своего (служения)». Ioma 9a Gold. 2, 770, 3–14. Ср. Тос. Ioma 1, 5 Ug. XVIII, 159 Пер. 2, 319 тоже Ин.11:49 : ρχιερες το νιαυτο κενου o Каиафе. Иосиф Флавий Anmiq. XX, 10 N. § 250 говорит о 28 архиереях за 107 лет, от Ирода до разрушения храма Титом. Ср. его сообщения о самовластии Ирода над архиереями в Antiq. XV 9, 3 N. 3. 389–390, о Боэфосе, – XVII, 4, 2 § 78, о Матфие и XVII, 6, 4 § 164 об Иоазаре. Ср. указания на синедрион в Деян.4:15 ,–5:21 сл. 6:12,–22:30,–23:1–28,–24:20, – Иосифа Флавия Ant. XVII, 3. 1 и XX, 9, 1. 6, – Vita 12 – Bell. IV, 5, 4. Полное презрение к синедриону обнаружили также зилоты в деле Захарии сына Вариса: Ios. Bell. IV, 5, 4 см. цитат в § VIII прим. Ant. XIV, 9. 4 Шевуот II, 2 Sur. 4. 296 Пер. 372.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К стр. 90, прим. 2, Русский перев. Спб. 1911, стр. 10–11 и далее. К стр. 87–90, ср. выше об Ипполите стр. 69–72. Все сообщенное об Ипполите можно выразить в двух положениях, из коих первое имеет категорический, а второе – гипотетический характер: 1189 он является защитником исконного общецерковного учения о несовместимости второбрачия и хиротонии, 2) он быть может, вследствии своего ригоризма несколько расширяет содержание этого учения, включая в объем второбрачия и брак до крещения. К стр. 100 прим. 1. Беседа на 1Тим. 5:9 ; Творения III, I, 332: ΜG. 49, 327. К стр. 96. Златоуст. Беседа на посл. к. Ефес. Твор. II, 175: «Если мы так будем управлять своими домами, то будем способны и к управлению Церковию, ибо дом есть малая церковь ». К стр. 102. Сирийские ереси, по Евесвию, появились при Марке Аврелии в 171–173 годах. «Эта ересь (т. е. энкратктов) в то время только что начинает возникать (Церк. Ист. IV, 28, изд. 2-е, стр. 220. MG. 20, 400). К стр. 105, прим. 3. Ср. св. Амвросий, О вдовицах; 15, р. пер. Казань, 1901, стр. 108; «О падших девах». Ibid. стр. 253; Златоуст, Беседа на 1Кор. 7:2 , русск, пер. III. 1208– 209. О девстве, русск. пер. I, 307. К стр. 106 прим. 2 и 3 и церковных и гражданских брачных законах см. также Златоуст III, 1, 210–211; MG, 62, 425–426: Григорий Богослов , р. пер. I. 218–219, 115. прим. 2. Кедрин, Σνοψις. ed, Bonnae, 1838–1839; MG. 121, 1222. К стр. 136. Тертуллиан в сочин. «De monogamia гл. 12. «Апостол дозволил, говорят они («физики», т. с. православные), повторять брак, так что наложил иго единобрачия только на тех, которые находятся в клире 1190 . К стр. 136. Ориген в толковании на Евангелие от Матфея: «Павел не повелевает ставит на церковные начальственные должности второбрачных» 1191 . К стр. 137. Евсевий еп. Кесарийский в сочин. Demonstratio Evangelica I, 9: Слово (Божие) говорит: подобает епископу быть мужем одной жены 1192 . К стр. 147. Testamentum Domini Nostri 1, 20 1193 . Хорошо, если (кандидат во епископа) не женат, а если нет, то только тот, кто был мужем лишь одной жены, чтобы он вместе с тем был сострадателен к бедственному положению вдов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Такими данными служат 1) свидетельство самого Иринея, что он в ранней юности слушал старца Поликарпа – Adver. haer. III, 3, 4: «Πολκαρπος... ν κα μες ωρκαμεν ν τ πρτ μν λικ, π πολ γρ παρμεινε κα πανυ γηραλος νδξος κα πιφανστατα μαρτυρσος ξλθε το βου.– Нагеу. Τ. II, р. 12,– 2) Говоря о числовом значении имени антихриста по апокалипсису, Ириней (V, 30. 3) прибавляет: «откровение он (т.е. ап. Иоанн) видел не за много времени, но почти в наш век, в конце царствования Домициана“ (Οδ γρ πρ πολλο χρνου ωρθη, λλ σχεδν π τς μετρας γενες, πρς τ τλει τς Δομετιανο αρχς – Harvey, II, р. 410.–:). Принимают во внимание – во 1-х, факт отпадения Флорина к валентинианству, что могло иметь место уже после написания Иринеем его большого труда, так как о Флорине там ни словом не упоминается; значит отпадение Флорина относится к 90-м годам II в.– полагают, что едва ли естественно относитъ подобный факт к 90-м годам жизни Флорина, как вынуждается Цан (Hauck. Realenc. IX, s. 408), и считать его в таком возрасте опасным еретиком; более естественно считать самым поздним возрастом его время отпадения Флорина 60–70 лет, т.е. след. рождение его относит к 120-му году (Ср. Garnack. Die Chronologie, I, s. 325),– во 2-х, Ириней пишет так (εδον γρ σε πας στι ν ν τ κτω σα παρ Πολυκρπ λαμπρς πρσσοντα ν τ βασιλικ αλ κα πειρμενον εδοκιμεν παρ’ ατ. Евсевий. Цер. Ист. V, 20, 5),– что ни у кого не может быть сомнения в разнице возраста Флорина и Иринея лет в 20 (Ср. Zahn у Hauck’a. IX, s. 408; Harnack, Die Chronologie. I. s. 325), ибо один «πας στι“, а другой – служилый муж при дворе царя и уже знаменитый.– След. рождение Иринея нужно полагать около 140 г.– 4) Московский манускрипт о «мученичестве Поликарпа“ с «приложением“ Пиония имеет такое замечание об Иринее: «Οτος γρ Ερηναος κατ τν καιρν το μαρτυρου το πισκπου Πολυκρπου γενμενος ν μη πολλος δδαξεν, т.е. Ириней, во время мученичества еп. Поликарпа был в Риме и учил и далее, что «в день и час, когда в Смирне Поликарп пострадал, Ириней, бывши в Риме, слышал голос, как трубу звучащую“ (Harnack. Die Chronologie. I, s. 331–332). Сообщение это считается очень сомнительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

537 Впрочем, день вступления св. Кирилла на кафедру определяется различно. Миролюбов (Проповеди св. Кир., 19 – 20 стр.) говорит, что это было „после трехдневных споров“, т. е, на 4 – й день после смерти Феофила, именно 19 окт. Автор статьи в Хр. Чт. 1840, II (357) говорит: „через 3 дня по смерти дяди“, т. е. тоже на 4 день – 19 октября. К такому определению мог дать повод Никиф. Каллист своим выражением: „ Μετ τρτην μραν“ – „после трех дней“ (М. gr. 146, 1100). Архим. VIopфupuй (Попов) считает днем вступления св. Кирилла на кафедру – 18 октября (Приб. к тв. св. оо. 1854, XIII, 251). То – же число указывает Kopallik (стр. 230). Это мнение, очевидно, основывается на выражении Сократа: „ Τρτη ημμετ τν τελευτν Θεοφλου“ (М. gr. 67, 749). Мы отдаем предпочтение свидетельству Сократа, как современнику св. Кирилла, но считаем днем вступления св. Кирилла на кафедру не 18, а 17 октября, потому что у греков при счете дней в счет идет и день, с которого начинается счет, и день, которым оканчивается (terminus a quo и terminus ad quem), так что первым днем после смерти Феофила будет не 16 – е, а 15 – е же окт., а третий день посему – 17 окт. Аналогичны этому выражению Сократа см. Мф, 20, 19; 16, 21, Мр. 8, 31; 9, 34; 10, 31 ; Лк. 9, 22; 18, 33; 24, 7; 46 ; 1Кор. 15, 4 . С таким пониманием согласен Krüger в Realencyklopadie Herzog’a 1898, IV, 377. 538 Спасский А., История догматических движений в эпоху вселенских соборов, Серг. Посад, 1906, т. I, 143. 540 Евсевий, О палестинских мучениках, II, 61, русск. пер., II 2 , 151. А. Спасский, цит. соч., 266. 545 Cyr., Ер. IX (7) ad quemdam Nest. stud. ( Οδα) M. gr. 77, 61С. M. IV, 1001B – С. Д.В.С. I 2 , 140 – 141. 551 Филарет, Историч. уч. об оо. Церкви, III, 92. Ю А Кулаковский объясняет этот факт религиозной нетерпимостью молодого патриарха Кирилла (История Византии, Kueb,m.I, 226 – 227). 552 Никифор Каллист, M. gr. 146, 1100. Бароний, См. А.П. Лебедев, Греч. Церк. Историки, Μ., 1890, 139 стр. 553 С этим согласны: В. В. Болотов , Лекции по ист. др. церк., СП 1907, I, 163, А.П. Лебедев, Церк. историография в глав. её представителях, М., 1898, 143 – 145, Harnack, Realencyklopadie, XIV, 415, Schreck, Christlichen Kirchengeschichte, VII, 182 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Игнатий, " Магн. " , 6, 1; 3,1–2; " Трал. " ,3,1. 271 Идея, что епископ является " образом Христа " существовала, по крайней мере, до четвертого века (сравни " Псевдо–Клим. Гомилии " , 3, 62). 272 Откр.4,4. Сравни Игнатий, " Смирн. " , 8, 1; Еф.20,2 и устройство евхаристического собрания предполагалось в таких источниках как Ипполит " Ап. Трад. " (Изд. Дикса, стр.6 и 40 и далее). 273 Смотри у Иустина, " Апол. " , 65, 67 и предыдущие примечания. 274 1Клим., 40,5; 41,7. Идея, что " мирянин " есть не " непосвященный " в сан " человек, а тот, кто через крещение и миропомазание принадлежит, относится к своему собственному сану в Церкви; является фундаментальной для правильного понимания евхаристического синаксиса и его экклезиологических последствий. 275 Игнатий, “Еф.”,1,3; “Трал.”,1,1: “множество” Траллов могло рассматриваться в лице их епископа. 276 Отношение " kaqTlou к kaq " " у Аристотеля очень хорошо выражено в примере, который приводит он сам: " как человек относится к " kaqTlou " и Каллиас к " kaq " " ( " Интерпр. " ,7,17). Таким образом, " kaq " " понимается не как часть " kaqTlou " , а как его конкретное выражение. При таком ходе мысли дилемма между " местной " и " вселенской " , по–видимому, не имеет смысла. 277 Смотри выше прим. 4. 278 Ипполит, " Апост. Пред. " ,2; Арльский Собор, стр.20; I Никея, стр.4 и 6 и т. д. 279 Это — фундаментальный момент, который Н. Афанасьеву не удалось рассмотреть и оценить в своей евхаристической экклезиологии и это можно понять из мнений, выраженных, например, в его статье " Единая, Святая " в " Иреникон " 36, 1963, стр.436–475 и в других местах. 280 Это мы знаем, например, из посещения Поликарпом Рима по случаю пасхальных споров (Евсевий, " Церк. ист. " , V, 24, 14–17). Сравн. " Сирийская Дидаскалия " , 12 (изд. Конолли, стр.122). 281 Киприан, “Посл.”, 55,52, 21. На основании этого текста трудно приписать Киприану начало “универсальной экклезиологии”, как это делает Н. Афанасьев (сравн. его “Учение о примате…”, “Истина”, 2, 1957, стр.401–420). 282

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

46.  М. Филарет, Слова и речи, М. 1843, 2, 293. 47. 1 Кор 12:28–30, 8–10; ср. Еф 4, 11. 48. То, что в этот перечень входят апостолы и пророки, не говорит против того, что здесь речь прежде всего о совершителях богослужения: об Антиохийских «пророках и учителях», в числе которых был ап. Варнава, Дееписатель замечает, что они однажды служили (λειτουργοντων) Господу и постились (Деян 13, 2). Λιτουργεν — обычное слово о храмовом служении священников у LXX: Исх 28, 35. Числ 4, 39; Иез. 40, 46; Иудифь 4, 14; Евр 10, 11; ср. Рим 15, 27. О богослужебных отправлениях именно пророков и учителей это слово употреблено и в «Учении 12 ап.» (11 и 15). 49. Деян 13, 1–4. 50.  Лебедев А. Духовенство древней вселенской церкви (от времен апостольских до IX b.) М. 1905. (1. Харисматические учители первенствующей церкви), стр. 10 и д. 51. «Учение 12 апостолов» гл. 11. Пер. К. Попова, изд. 2, Киев, 1885. 52. Там же. 53. Деян 21, 11. 54. 1 Кор 14:24, 25. 55. Деян 13, 1; 15, 32; 21:9, 10. 56. 1 Кор 14, 3–5. 57. 1 Кор 14, 24–25. 58. Уч. 12 ап., 13. 59.  Лукиан. О смерти Перегрина, гл. 11, 16. 60. Уч. 12 ап., 10. 61. Уч. 12 ап. 11. 62.  Лебедев. Дух. др. вс. ц., стр. 21. 63.  Ирин. Прот. ер. V, 6, 1. 64.  Lange I. Theologisch-homiletisches Bibelwerk. Braune L. Die Korinther-Briefe, Biel. u. Leipz, 1876. S. 199. 65. 1 Сол. 5:19, 20. 66. 1 Ин 4, 1. 67. Еф 4, 11, 2 Тим 4, 5. Богдашевский, Посл. Ефес. 538. 68.  Голубев М. Обозрение послание св. ап. Павла к Коринфянам, т. I, Спб. 1861, стр. 212. Объяснение взято из св. Златоуста. Бес. на 1 Кор 12, 28. 69.  Лебедев, Дух. др. вс. ц. 23. 70. Иак 1, 3. 71.  Osiander, Commentar üb. 1 Brief an die Korinther, Stutg. 1847: V. Hoffman, Die Heilige Schrit II, 2, 1864. 72. Цитаты у Harnack и Hebhardt, Texte und Untersuchungen, B. 2. H. 1, 1884, S. 135–136. 73.  Игн. к Еф 2. Дион. Прп. 4. Лебедев, Дух. др. вс. ц. 9. 74.  Лебедев, Дух. др. вс. ц. 8. 75. ср. 1 Кор 12, 9–10 со ст. 28, где уже не упоминается дар веры. 76.  Иоанн Златоуст. Бес. на 1 Кор 12, 10. 77.  Евсевий, Цер. ист. V, 7. Ирин. Прот. ер. II, 31.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

391 Григ. Б. Там же, 94 стр. Предложив также объяснение, св. отец представляет еще и второе: „мне кажется, – говорит он, – что и тот составил себе не низкое понятие, кто с одним из наших любословов стал бы читать сие место так: и Сын не по иному чему знает день или час, как потому, что знает Отец... Поскольку знает Отец, и посему знает и Сын, то явно, что ни для кого сие неизвестно, кроме первой Причины“ (95 стр.). К человечеству, а не божеству Спасителя, неведение последнего часа относили и другие отцы церкви, напр., Афанасий В. К Серап. Посл. II, 9. На ариан сл. III, 42–48. Григорий нисск. Пр. Ария и Сав. 14 и др. 392 Васил. В. Пр. Евн. 4 кн. (135 стр. III ч.). Злат. На Мф., Бес. LXXVII. 1–3. Афан. На ариан, сл. III, 49. 394 Васил. В. Там же, 138 стр. Григ. Б. Там же, 92 стр. – Афан. О явл. во плоти Бога Слова, 7. – Григ. н. Сл. прот. Ария и Сав. 11. 395 Васил. В. Пр. Евн. 2 кн. в III т. 52–54 стр. Григор. нис. Пр. Евном. V, 2–5; VI, 2. 4, Сл. прот. Ария и Сав. 5. – Афанас. В. На ариан, сл. II, 1–16. 396 У древних учителей церкви объяснение этого места ввиду арианского его толкования см. у св. Афанасия. На ариан, сл. 2 (256–272 стр.). Сл. простр. о вере (IV ч. 517–518). Григор. нис. Прот. Евном. VI, 2. 398 Афанас. О явл. во плоти Бога и прот. ариан, 20 гл. – Григор. Б. Сл. о богосл. 4 (III ч. 81–82 стр.). Григор. нис. Пр. Ария и Савел. 7 гл. 399 См. это послание в Хр. Чт. 1840, I. 237 стр. Сн. Д. Гусева. Ер. антитрин. III в. 165–167 стр. – Поморцева. Соборы 1-III в. хр. 192–197 стр. 402 Таковы, напр., исповедания муч. Симфороссы (120 г.), Марциала († 164 г.), сына муч. Фелицаты (пам. 25 янв.), муч. – отрока Петра (200 г.). Доната (200 г.). Приведены их исповедания у пр. Макария в Догм. Бог. § 34. 403 На псалмы и песни как на одно из свидетельств живой веры первенствующих христиан в божество Спасителя указывал уже древнейший писатель при опровержении лжеучения Артемона, отрицавшего божество И. Христа (Евсевий. Церк. ист. V, 28). Самые песни не дошли до нас, сохранено историею только содержание их. Оно не неизвестно было даже и язычникам. Так, Плиний мл. писал имп. Траяну, что христиане „собираются петь хвалебную песнь Христу как Богу“ ( Макар. Догм. Бог. § 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

473 Св. Игнатий Богон. Посл. к Смирн. гл.8, стр. 421; св. Дионисий Ареоп. Литургические писания св. отц. и учит. ц.,т. 1,СПБ. 1855. О церк. иер. гл. II, стр. 35–36; св. Киприан еп. Карф. Творения, т. 1, письмо 59 к папе Стефану, стр. 281, п. 60 к Юбаяну, стр. 288 и др., ср. п. 46 к Фиду, стр. 190, п. 57, стр. 275. Фирмилиан еп. Кессарийский, современник Киприана, – в письмах последнего, стр. 228; Тертуллиан . О крещении, ч. 2, гл. 17, стр. 23–24; св. Иоанн Златоуст . О священстве,слово III, стр. 43, 2 изд., СПБ. 1874; св. Амвросий. De myst. с. III и IV, col. 327 и дальш., de Saer. III, cap. 1, col. 361, Opera, t. II, Paris. 1690; св. Епифаний.Твор. ч. 5, Μ. 1882. О ересях, стр. 280 и 288. 496 Uber den Ursprung der bischofliehen Gewalt in christl. Kirche, in Verbindung mit der Bildung und dem Zustande der fruhesten Christengemeinde, 2 Th. S. 1–61, 1830. 499 Первое послание к Кор. гл. 1, стр. 102–103; ср. гл. 21, стр. 124, гл. 47, стр. 148, гл. 54, стр. 153, гл. 57, стр. 156–157, цит. изд. 501 Бесед. на посл. к Филип., стр. 13, Москва, 1844; ср. Феодорита. Толк. на то же послание, ч. 7, стр. 456, Москва, 1861, и Икумения. Commentariorum in Nov. Testament., 2 pars, Paris. 1631. In Epist. ap Philip. p.65. 511 Посл. к Смирн. гл. 8, стр.421, ср. к Тралл, гл. II, стр. 396, Магнез. гл. XIII, стр. 393, к Поликарпу гл. 6, стр. 428. 518 Против ересей, кн. III, гл. 14, стр. 339, кн. IV, гл. 26, стр. 498 и след. кн. 5, гл. 20, стр. 632 и след. русск. пер. Преображенского. 519 De baptismo, Migne, lat. ser. t. 1, с. 17, col. 1218–A–B; de fuga, Migne, lat. ser. t. 2. с. XI, col. 113–B. 523 Епифаний Кипр. Твор. ч. I. М. 1803. Об ересях, кн. 1, стр. 186; Евсевий. Церк. Ист., кн. III, гл. 2, стр. 104, гл. 4, стр. 107, цит. изд. 524 Ириней. Против ересей, кн. III, гл. 3, стр. 276. Впрочем, по некоторым свидетельствам о первых римских епископах, Климент считается ближайшим, к Ап. Петру (Termullian. De Praescriptionibus, Migne, lat. ser. t. 2, cap. XXXII, col. 45–А), а по другим, он ставится вслед за Лином, следовательно, прежде Анаклета (August. Operum, t, III, Venetiis. 1836, epist LIII (alias CLXV), col. 133–13). Но это разногласие может быть примиримо простым следующим соображением: Лин и Анаклет поставлены Ап. Петром (первый, совместно с Павлом); при нем епископствовали и умерли. Преемником им рукоположен, тем же Апостолом, Климент. Таким образом, все трое приняли рукоположение от одного Апостола и потому, каждый из них является к нему ближайшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010