Сл. 4, 79, 5–13; 202=1.95. Под " " чрезмерно восхищающимися " " Григорий имеет ввиду тех своих современников–язычников, которые, подобно знаменитому ритору Ливанию, писали Похвальные Слова Юлиану. 1545 По свидетельству Созомена (Церк. ист. 5,2), Юлиан и Галл предприняли строительство храма в честь св. мученика Маманта. 1546 Сл. 4, 25, 1–27, 7; 118–122=1.74. 1547 Подробнее об этом см. в разделе " " Социальные темы " " главы II нашей работы. 1548 Т. е. чтобы Юлиан стал императором. 1549 Притч. 16:18; 15:33. 1550 Иак. 4:6. Ср. Притч. 3:34. 1551 Ср. Втор. 32:15. 1552 Сл. 4, 31, 8–32, 23; 128–130=1.76–77. 1553 Книга о падших. 1554 Там же. 1555 Сл. 4, 34, 1–35, 8; 132–134=1.77–78. 1556 Констанций, как известно, покровительствовал арианству, однако Григорий склонен считать виновным в этом царских вельмож, которые, " уловив душу простую и нетвердую в благочестии.., влекли ее, куда хотели " " : Сл. 5, 16, 16–20; SC 309, 324=1.131. 1557 Сл. 4, 37, 1–15; 136=1.78–79. 1558 См. Евсевий. Похвала Константину 16. 1559 Сл. 4, 61, 11–12; 168=1.87. 1560 Сл. 4, 61, 1–66, 12; 168–174=1.87–89. Созомен (Церк. ист. 5, 17) уточняет, что Юлиан поместил на армейском штандарте изображения Зевса, Арея и Гермеса. 1561 Сл. 4, 74, 4–6; 190=1.93. 1562 Сл. 4, 74, 16–20; 192=1.93. 1563 Сл. 4, 76, 1–2; 194=1.94. 1564 Сл. 4, 81, 1–11; 204–206=1.96. 1565 Сл. 4, 82, 1–84, 36; 206–214=1.96–98. 1566 См. Сл. 4, 99, 1–110, 22; 246–266=1.108–114. Мы уже разбирали эти тексты в разделе " " Ученость и философия " " главы II нашей книги. Об Эдикте Юлиана против учителей см. главу I. 1567 Сл. 4, 97, 12–15; 242–244=1.107. 1568 Сл. 4, 96, 1–13; 240=1.106. 1569 См. Сл. 4, 115, 1–120, 4; 272–284=1.116–120. 1570 Сл. 4, 120, 5–25; 286=1.120. 1571 Цит. по: Лосев. История античной эстетики, последние века I, 404–405. 1572 Сл. 5, 1, 2–12; SC 309, 294=1.122–123. 1573 Сл. 5, 3, 10–7, 16; 298–306=1.123–126. Сведения, приводимые Григорием, подтверждаются другими писателями и историками. Ср. Сократ. Церк. ист. 3,20; Созомен. Церк. ист. 5,22; Феодорит. Церк. ист. 3,20. О явлении Креста на небе 7 мая 351 г. говорит св. Кирилл Иерусалимский в Письме императору Констанцию (PG 33, 1165–1176). 1574

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Ист. кн. 67. гл. 14 Евсев. Церк. Ист. кн. 3, гл. 17 – 20, егоже Хроник. στορε Βρουττος πολλος χριστιανος κατ τ διον τος Δομετιανο μεμαρτυρηκναι Terisll. Apolog cap. 5 – Section. Vita Domit. Num. 15 . 146 ´Ο Νερυας τος τε νρινομνους π´ ςεβια ωιχε, χα τος ωεγοωτας χατγαγε, – Дион. Касс. У Ксифил. Жизнь Нервы, Римск. Ист. кн. 68, гл. 1. Поэтому Орозий вернее, нежели Евсевий и Тертуллиан , говорит: Hie (Nerva bonus) primo edicto suo (non Domitianus) cunctos exules revoeavit. Unde et Joannes Apostolus hac gencrali indulgentia liberatus Ephesum redit. Oros. Lib. VII, cap. 7. 147 Epist. Plin. Ad Trajamum Quod ipsum facere desisse, post edictum meum, quo secundum mandata tua hetaerias essc vetueram. 149 Причиной множества отпадших от христианства, по всей вероятности, было то, что первоначально крещение преподавалось без достаточного приготовления и испытания в вере приступавших к его принятию. 151 Церк. Ист. Евсев. кн. 4, гл. 9. Подлинность закона видна не только из апологии Мелитона (там же, гл. 26), поданной Марку Аврелию, но и из умеренности выражений снисходительных к христианам. Конечно, не без причины древние христиане называли Адриана πανριστος νρ. 152 Евсев. να μ τος συκοφνταις χορηγα κακουργας παρασχθη… – Руфин: ne calumniatoribus latrocinandi tribuatur occasio. Так, например, язычник мог грозить язычнику же обвинением в христианстве, следовательно, темничным заключением и дальнейшими опасностями! 155 Flavit Vopisci Vita Saturnini, cap. 2. – Bullet. Hist. Letabliss. Du christ.. Paris, 1825 an., pag. 219 – 220. 156 Поэтому недостоверен слух, передаваемый Элием Лампридием, писателем, жившим в начале 4-го века, будто Адриан имел намерение включить Иисуса Христа в число римских богов и с этой целью устроил во всех городах храмы без истуканов, называвшиеся Адриановыми, но что жрецы отсоветовали ему это, сказав, что тогда все примут христианство (Lamprid. Vita Alex. Sever. Cap. 24). Подобное мнение могло образоваться так, что, не зная назначения Адриановых храмов, любопытные в последствии хотели как нибудь объяснить его; между тем Адриан известен был законом благодетельным для христианства, а потому приписали и ему то, что известно было о другом императоре, благосклонном к христианам, Александре Севере.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

98 Евсевий. Церк. Ист. VII кн. IX гл. 5-е послание Дионисия к Римскому еп. Сиксту. Рус. пер. стр. 406–7. 109 Евсевий. Церк. Ист. VII кн. IX гл. 5-е посл. Дионисия Александр. к Сиксту еп. Римск. Рус. пер. 406–7. 117 Феодорит. Блаж. Твор. в русск. пер., ч. 7-я, стр. 249. Толков. на XI гл. 27 стр. 1 посл. Корф. 122 Migne, Theolog. C. compl. T. 20 стр. 260. Beda enerabilis. Histor. angl. eccles. lib 4 c. 24. 123 Христ. Чт. 1900, март, 364 статья gp. Петровского: «История чина причащения в Вост. и Запад. Цер.» 128 Augustini, sermo 229 de Tempore, y Augusti, Denkwürdigk. III, 241 стр. (Эта речь приписывается иногда Цезарю Арелатскому). 129 Suizeri, Thesaurus Ecclesiasticus et Partibus Graecis, Tomus Alter, p. 1119 и Augusti, Denkwürdigk. VIII, 241. 135 Rossi, De titulis Chr. Carthageniensibus Spicilegium solesmensac 1858 g. t III, 565. Рисун. cbrol. tab. 1 fig. 3. Срвн. «Православный Собеседник» 1869 г. 2 ч. статья Бердникова: «О символических знаках и изображениях на христианских памятниках,» стр. 350. 136 «Эта живопись, говорит проф. Покровский, относится к веку». См. очерки памятников православной иконографии и искусства. В. 1-й, стр. 51. СПБ. 1893. 142 Покровский. Очерки памятников иконографии 1893 r., 11. 2-й, 169 стр. срв. его же: «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийской и русской.» Труды VIII археолог. съезда в Москве. 1890 г. стр. 277 и далее. 144 Doppert. Repertorium fur Kunstwissenschaft. Abendmahl, Christi, in der bildenden Kunst XVIII В. 5. 349–52; 364–5. y Петровского. «Xp. Чт.» 1900 г. Март, стр. 365. 149 Doppert. Abbildungen iu Repertoriüm fur Kunstwissenschaft B. 18, 5. 365–7; см. y Петровского, ibid., стр. 367. 150 Martene. De antiquis Ecclesiae ritibus 1 t. p. 156 и Migne, 77 t. Dialog, lib. III, c. III, y Петровского. 151 Никифор. Церк. Ист. кн. 13, гл. 7; y Дмитревского: Историч., догмат. и таинст. изъясн. литург., стр. 98. 154 Красносельцев. Сведен. о некотор. литургических рукописях Ватиканской библиотеки. Казань. 1885 г. стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Феодорит (Церк. ист. I, 20), где епископ характеризуется как «поверенный в тиранской жестокости Евсевий, ибо можно видеть из многого, что он всегда был под защитою тирана» (подразумевается Ликиний). Далее император говорит «Он даже подсылал ко мне лазутчиков и подавал тирану чуть ли нс вооруженную помощь» – A. Сид. 97 См. суждение В. Самуилова. «Другой вождь омийства, по имени которого сначала называлась группа противников св. Афанасия, Евсевий Никомидийский, более отличался практической сообразительностью, чем догматическим знанием» Самуилов В. История арианства на латинском Западе (353–430). СПб., 1890, с. 48. 98 См.: Лебедев Д. Евсевий Никомидийский и Лукиан, с.14–16. Примерно к таким же выводам приходит и один современный западный исследователь, констатирующий существенное различие между Арием и Евсевием, а соответственно, между «арианами» и «евсевианами», с богословской точки зрения заключающееся в том, что Никомидийский епископ не признавал тезиса о сотворении Сына «из ничего». См. Luibheid C. The Arianism of Eusebius of Nicomedia//The Irish Theological Quarterly, v. 43, 1976, p. 3–23. – A. Сид. 99 Сократ (Церк ист. I, 36) сообщает o нем следующее: «Некто Астерий в Каппадокии занимался софистикой и потом, оставив ее, объявил себя христианином и начал писать сочинения, которые доныне существуют и в которых содержится учение Ария, то есть что Христос есть сила Божия, подобно тому как у Моисся силою Божией называются саранча, гусеница и другие, подобные сим творения. Астерий часто беседовал и с епископами, особенно же с теми из них, которые не отвергали мнений арианских, даже бывал на соборах, стараясь получить епископство в каком-либо городе. Но священства он не достиг, потому что во время гонений принес жертву, а между тем, ходя по городам Сирии, читал везде написанные им сочинения». Даже приблизительные даты жизни Астерия нам неизвестны, последнее упоминание о нем встречается в связи с Антиохийским собором 341 г. Астерия иногда признают наиболее оригинальным мыслителем среди ариан первого поколения См.: Kopecek Th.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

258. Карфаг. Сб. Пр. 24 (33) (=Иппон. Сб. 393 г. Пр. 36.). 259. Gelasius, Decret, (Migne, Patrol. s. 1. t. 59. 260. Августин. De gestis cum Emerito. Bingham, Orig. XIV, 90. 261. Апостольские Постановления II, 57. VIII, 5. 262. См. выше, стр. 88–89 и 161–163. 263. Иоанн Златоуст. На 2 Сол. бес. 3. 264. Иоанн Златоуст. Бес. 3 О непостижимом. 265. Карф. Соб. 399 г. Пр. 24. 266. Caesar, Arel. Hom. 12. (Migne, Patrol. s. 1. 67), Cyprianus Cassinens, De vita Caesar. 267. Созомен. Церк. ист. VII, 17. 268. Васил. В. Бес. на шестодн. 2. ср. 7 и 9. 269. Сократ. Церк. ист. V, 22. 270. Иоанн Златоуст. На Быт. бес. 4. 271. Августин. На пс. 88, сл. 2. 272. Апостольские Постановления II, 57, см. ниже «Проповедовавшие лица». 273. См. выше, стр. 54, 63 и 86. 274. Амвросий. Об обяз. свящ. I. 275. Иоанн Златоуст. На Тим. бес. 57. 276. Апостольские Постановления II, 57. 277. Паломн. § 25. 278. Иоанн Златоуст. О словах Исаии бес. 2 и 3. Палладий еп. Еленопол. (V b.) Разговор о жизни Златоуста § 5. 279. Possidius (V b.). Vita August. Август. На пс. 94 и 95. 280. Иероним. Пис. 2 к Непот.; ср. пис. 61 к Памм. 281. Кипр. Письм. 2 к Март. и испов. 282. Gregorii M. Praefatio ad XL hom. in evang. Joannis diac. Vita Greg. M. II. 18. 283. См. выше стр. 173. 284. Евсевий. Церк ист. IV, 19. В «Жизни Константина» Евсевий говорит, что этот император часто говорит речи по религиозным вопросам пред множеством народа (IV, 29–34). 285. Лев I п. Пис. 70 (72) и 71 (73). 286. Карф. Соб. 399 г., пр. 98. 287. 1 Кор. 14. 34–35. 1 Тим. 2. 11, 1. 12. 288. Карф. Соб. 399 г., пр. 99. 289. Иероним. На Римл. 14, 1. 290. Епифаний Кипр. Якорь 49. Августин. Против ерес. 27. 291. Епифаний Кипр. Якорь 78, 79. Firmilianus Ep. 75 ad. Cyprian. 292. Иоанн Златоуст. На Деян. Бес. 19. 293. Августин. О науке христ. IV, 15. Иоанн Златоуст. О непостижим. бес. 3. 294. Оптат Милев. Прот. донатистов 3 (7). 295. Иоанн Златоуст. На Колос. бес. 2, на 1 Кор. 36 и др. 296. Апостольские Постановления VIII, 5. 297. Иоанн Златоуст. Бес. к Ант нар 4, 11. 12, 13. 20. Бес. по возвращ.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

2187 Так Додвел относит рождение Иринея к 97 г., имея в виду – Adver. haer. V, 30, 3; Тильмон (Memoires. III, р. 79) – ранее к 120, так и Ляйтфут, Циглер – к 147 г. См. подробности у Smimh’a. А. Dictionary. V. III, р. 253. Из новейших Цан (Hauck. Realencyklopädie, IX. 408–409) считает 115 год временем рождения Иринея; Гарнак – приблизительно 140 г. (от 135–142) Die Chronologie, I, s. 333; Барденгевер примыкает к Гарнаку (Geschichte der altkirchlichen Litteratur. В. I. s. 496–497, Липсий (Smith. A Dictionary. III, p. 253) также относит рождение Иринея к 140 г. 2191 Praefatio (Harvey. I, p. 6): «Οκ πιζητσεις δ παρ’ μν τν ν Κελτος διατριβντων, κα περ βρβαρον διλεκτον τ πλεστον σχολουμνων λγων τχνην ν οκ μθομεν, οτε δναμιν συγγραφως, ν οκ σκσαμεν, οτε καλλωπισμυ λξεων, οτε πιθαντητα, ν οκ οδαμεν“. 2192 E.F. Goltz. Ignatius von Antiochien 1894, Texte und Untersuchungen. XII. 3. ss. 156–160; особ. 159–160. 2193 По крайней мере при написании своего главного сочинения Ириней заботится об утверждении в вере новообращенных (... «neophytorum quoque sensum confirmare“– praef. V. Harvey. II, p. 313). 2195 Евсевий. Цер. Ист. V. 4, ср. 3. Harnack (Die Chronologie, I, 323, 2) справедливо недоумевает: наименование κοινωνς есть ли простая реминисценция из Апок. 1:9 или же действительно Ириней был исповедником? В последнем случае – замечает он – мысль должна бы быть выражена яснее. 2198 Как выражается Липсий: Иероним «derived from some very obscure source“. A Dictionary, Smith, v. III, p. 256. 2200 Что касается вновь открытого сочинения Иринея «Λγος ες πδειξιν το ποστολικο κηργματος“ и изданного прусской Академией Наук в 31 т. 1 тет. (1907 г.), то оно не содержит в себе ничего нового (Ср. Harnack. Lehrbuch, I, s. 361, апт. I). 2201 Кроме того Иринею принадлежат следующие сочинения: а) два послания к Флорину – о единоначалии (περ μοναρχας) или о том, что Бог не есть виновник зла (περ το μ εναι τν θεν ποιητν κακν) (Евсевий. Цер. Ист. V, 20, 1) – и послание или книга об осьмерице (τ σποδασμα περ γδοδος); б) послание некоему римскому Власту, по пс.- Тертуллиану (ерес. 22), квартодецимеру – περ σχσματος – о расколе (Евс. V, 20, 1); с) послания относительно празднования Пасхи – рим. папе Виктору и предстоятелям других церквей (Евс. V, 24); d) краткое слово против Еллинов «о познании“ (περ πιστμης)– Евс. V, 26; е) в доказательство апостол. проповеди (ες πδειξιν το ποσταλικο κηργματος), посвященное некоему брату Маркиану (Евсев. V, 26) и некот. другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

713 Валериан умерщвлен в 261 г., Порфирий в 264 г., на 30 г. своей жизни, прибыл в Рим слушать Плотина; из Рима перешел он в Сицилию не прежде 270 г. Lucae Holstinii de vita et scriptis Porphirii); а нечестивые хулы свои против христианства, как и другие сочинения, писал он в Сицилии (Евсевий H. E. 6, 19). О сочинении Мефодия против Порфирия говорит Иероним in catal. § 83. В другом сочинении (Praef. in comm. Daniel). – Иероним сказав, что Порфирию весьма тщательно отвечали Евсевий и Аполлинарий, прибавил: «и прежде их отчасти Мефодий». – Последние слова понимают так, что сочинение против Порфирия не было докончено св. Мефодием, и именно по случаю мученической кончины. 715 Фабриций у Иеронима (de vir. illustr. § 83) читает: in Chalcide Syriae martyrio coronatus est. Софроний переводит слова Иеронима так: εν χαλκιδι της ανατολης. То же говорит Свида (in Lex. v. Μεθοδιος 2, 520). Так должно быть и потому, что Мефодий был епископом тирским. 716 Слова Иеронима: ad extremum novissimae persecutionis, некоторые понимают так: in initio nov. persecutionis. Но слово: ad extremum обыкновенно означает не начальный, а последний предел, конец. Софроний переводит: περι τ τελευταα διχα, Селье, Мелер, Фесслер относят кончину св. Μефодия к 311 году. Евсевий (церк. ист. 8, 13) в числе мучеников Диоклитианова времени упоминает о Тиранионе, епископе тирском: но он же говорит (8, 9), что тогда в иной раз приходилось до 100 мучеников. Память св. Мефодия в греческой церкви – 20 июня, а в римской – 18 сентября. 719 Сочинения св. Мефодия изданы Комбефизом Op. S. Methodii Amphilochii et Andreae Cret. Par. 1614 полнее in Auctario noviss. T. 1. Par. 1672 с новыми дополнениями и замечаниями – Галландом in 3 Т. Bibl. Patr. p. 670 и в 18 т. Патрология Мина Paris 1857. Старинный славян. перевод сочинений св. Мефодия хранится в ркп. синодальной, в двух Моск. дух. акад., Графа Толстого (2 N. 56), в волоколам. сборнике игум. Евфимия; все ркп. не раньше XVI в., но язык перевода очень древний и перевод до того темен, что обличает в переводчике Грека, не хорошо знакомого с славянским языком. В ркп. помещены след. сочинения св. Мефодия: 1) «о Бозе и о вещи по самовластве. Нелацький (Пфакский) старец по еллинской кощуне сириньский хотя слышати глас». 2) «Слово о житии и деянии разумне. Мнозем от человек чудитися приходит». 3) Три слова о воскресении: «1-е слово: Доидох прежде днии сих в Патары с Мидийским Проклом видети хотя Феофила. 2-е слово: Видехом же убо, яже первее во Апостоле начахом глаголати. Слово 3-е: Зело убо яко же ся и сам препираю». 4) «О разлучении яди и о юнице менимей в Левитице и пр. Бе убо послед носити нам». 5) «Ко Истелию о прокажении. Откуда, о Еввуле? Не яве ли, яко от пути ловя? 6) «О пиявици сущии в притчах и еже: небеса поведают славу Божью. Цветен плету венец Христу». 7) В одном только волоколам. сборнике Евфимия помещены: а) Како ся может толика скота, толика птице вместитися в толики ковчег? б) Что означает лествица, которую видел Иаков?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Лактанций, de mort. Persec. Cap. 44: Commonitus est in quiete Constantinus, ut coeleste signum Dei notaret in scutis… Fecit, ut jussus est, et transversa X littera, summo capite circumflexo, Christum in scutis notat. – Спустя около 20 лет, сам Константин с клятвой уверял Евсевия (жизнь Конст. кн. 1, гл. 28–32), что «в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, он собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на самом солнце знамение креста, с надписью: сим побеждай». Зрелище, продолжает Евсевий, объяло ужасом, как его самого, так и все войско. Но между тем, как Константин долго недоумевал и размышлял о значении такого явления, настала ночь Тогда во сне явился ему Христос с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов. Встав, Константин рассказал друзьям своим тайну и приказал сделать знамя, описав, какой вид оно должно иметь. Но это было немного после. В описываемое же время, решившись не чтить никакого Бога, кроме виденного, Константин призвал к себе таинников Его слова и (что впрочем не идет к рассказу) спросил их, кто тот Бог и какой смысл знамения, которое он видел. – Руфин говорит (Церк. Ист. кн. 9, гл. 9), что Константин видел огненное знамение креста во сне, а на яву ангела, сказавшего: сим побеждай. Созомен (Церк. Ист. кн. 1, гл. 3 и 4) в следствии этого думал, что Константин после долгого размышления о небесном Помощнике в битве, все, рассказываемое Евсевием и Руфином, видел во сне; Устройство же нового знамени приписывал желанию его постепенно отучать мало-помалу своих подданных от язычества. Между тем язычники или совершенно переиначивали рассказ, или по неверию смеялись над ним. Nasarius in panegyr. Ad Const. Cap. 14: In ore denique est omnium Galliarum, exercitus visos, qui se divinitus missos prae se ferebant. Ilaec ipsorum sermocinatio, hoe inter sudientes ferebant: Constantinum petimus, Constantino imus auxilio. Зосим (кн. 2, гл. 29, стр. 94 по Бонн. Изд. Corp. Script hist. Byz; πε δ εις την Ρμην φκετο μεστος πσης λαξονεας, φ στας λθ δεν ρξασθαι δοκε κα πλσμα, τος δ μετροις δγμασι κεχαρισμνον. Gelasii Cyzic. Hist Concil. Nicaeni Lib 1, cap 4, in Labbei Concil. 2, pag. 120: τοτο τ διγημα τος μν πστοις μθος ειναι δοκε κα πλσμα, τος δ μετροις δγμασι κεχαρισμνον. Cf. Moshemii de rebus christ. Ante Const. M. Pag. 978 etc. Значение гражданских воин того времени в отношении к борьбе христианства с язычеством было причиной появления между современниками и других подобных сказаний. Так Лактанций (de mort. Persec.cap. 46) расссказывает, что Ликинию перед поражением Максимина явился ангел и преподал молитву для его войска, от которой зависела победа. Юлиана, по словам Ливания, сопровождал в персидском походе сонм богов, названный святым Григорием Богословом толпой демонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

445 Мы здесь считаем не лишнем привести I заповедь, содержащую исповедание Единого Бога, которую так часто цитировали древние отцы церкви. «Един есть Бог все сотворивший и все совершивший, приведший все из ничего в бытие. Он все объемлет будучи необъятен и не может быть ни словом определен, ни умом постигнут. 446 «Поддерживайте себя взаимно и не пользуйтесь одни творениями Божиими, но щедро раздавайте нуждающимся» («Nolite soli quae a Deo creata sunt accipere infrunite, sed date etiam eis qui dehabent»; Вид. III, 9. 448 В Вид. III, 1, обращает на себя внимание разговор олицетворенной в образе старицы Церкви с Ермой, которая на замечание Ермы о том, что «пусть прежде сядут пресвитеры» повелела сесть ему. «Я тебе говорю, сказала она, садись». – О возможности дальнейшего откровения в церкви при мире и единомыслии верующих в латинском текст выражено так: et alia quidem nuntiabit, si ex totis praecordiis pacem habueritis in vobis». 449 Относительно «Пастыря Ермы» см. Ириней, прот. ересей (кн. IV, 20, 2); Ориген «О началах» кн. I, 3, 3; II, 1, 5; III, 2, 4; IV, 11; Климент Александрийский , «Строматы»: I, 17, 29; II, 1, 9, 12; IV, 9; VI, 6, 15, Евсевий, Церк. Ист. III, 3; III, 25; V, 8. Ириней и Климент Александрийский относили Пастыря к книгам священного писания. Ориген выражает свое мнение, что это сочинение не только весьма полезно, но и богодухновенно: «Puto tamen, quod Hermas iste sit scriptor libelli illius, qui Pastor appeatur, quae scriptura valde mihi utilis videtur et ut puto divinitus inspirata». Евсевий упоминает, что это сочинение было читаемо в церквах всенародно и предание говорит, что им пользовались самые древние писатели. – Иероним (de vir ill., 10) говорить, что автор Пастыря Ерма был тот, о котором упоминает апостол Павел в своем послании к Римлянам. Из отзыва Тертуллиана в его сочинении «De oratione», 16 (напис. до 203 года) видно, что сочинение Пастырь читалось в Карфагене по латыни и имело церковный авторитет. Однако в одном из своих позднейших и последних сочинений «De pudicitia», 10, 20 Тертуллиан , уже разошедшийся с церковью, весьма резко отзывается об этом же сочинении, но при этом замечает, что более принято в церквах послание к евреям (epistola Вагпавае) нежели Пастырь, и таким образом сам косвенно свидетельствует, что «Пастырь» еще не совсем утратил свое церковное значение. По вопросу о пользовании книгой «Пастырем» другими церковными и иными писателями см. в «Patr. apostol. opera» изд. Гебгардта, Гарнака и Цана, fasc. III (1877 г.) «Hermae Pastor», prolegomena, стр. XXXI–LXXII. См. также по этому вопросу Гарнака, Chronologie, II, стр. 576, стр. 335, прим. 6, и 444. прим. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ursprung des Evangeliums Matthaei“, 1835; G-. A. Schott, „Ueber die Authenticität des kanonischen Evangeliums nach Mattheus becannt, herausgegeben von J. A. Z. Dauz“, Leipzig, 1837; F. Köster, „Ueber die Composition des Mattheusevangeliums“. David Schulz, „Die christische Lehre vom heilig. Abendmahle“; De Wette, „Einleitung in’s N. T.“ 6 Aufl.; Credner, „Einleitung in’s N. T.“, 1836; F. Reuss, „Geschichte des N. Testaments“; D. F. Strauss, „Das Leben Jesu“ (в общих редакциях); Weisse, „Die evang. Geschichte kritisch und philosophisch behan; delt“,1838; Baur, „Kritische Untersuchungen über die kanonischen Evangelien“, Tüb. 1847; Schwegler, „Nachapostol. Zeitalter“ и мн. др. 60 „Strauss, Das Leben Jesu“, 1, стр. 63; в изд. 1874, стр. 48. Cp. Hase, Geschichte Jesu, 1866, стр. 13. 61 Об этом свидетельствуют: Пантен (у Евсевия „Ц. И.“ 5: 10); Ириней (advers. Haeres. 3:1 срвн. „Patr. Curs. Compl.“ t. 7, col. 214,815); Климент Александр. (Strom. 3:24; 5:10; 6:25); Ориген (у Евсевия „Ц. И.“ 6:25; Орр. in Patrol, curs, compl. t. 20, col. 581); Евсевий („Церк. Ист» 3:24); Епифан (Haeres. 30:3); Златоуст, Евфимий Зигабен , Феофилакт, Иероним (Prol. in Mtth. Орр. in Patrol. Curs. Compl. t. 26, col. 18; срвн. „De vir. illustr.“ с. 3. Орр. ibid. t. 23, col. 613) и др. 63 Это – диалект, происшедший из смешения остатков древнего классического языка Ханаана, древне-еврейского языка с арамейскими идиотизмами. На таком наречии, по словам свящ. В. Рождественского („Истор. обозр. свящ. книг Н. Завета“, 1878, стр. 68), говорил и Сам Господь наш Иисус Христос, хотя несправедливо было бы аподиктически утверждать, что И. Христос никогда не говорил по-гречески. 64 De vir. illustr. 3: „Mattheus... evangelium... hebraicis literis verbisque com posnit: quod quis postea in graecum transtulerit, non satis certum est“. Opp. in Patrol. Curs. Complet. t. 23, col. 613. 65 Как известно, Иосиф Флавий также написал свою историю иудейской войны сначала на арамейском языке, а потом сам же и перевел ее. – Delitzsch, „Die Entsteh.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010