На Востоке чин А. известен ныне только в Армянской Церкви, где порядок поставления в А. восходит к порядку рим. Сакраментария папы Григория (см. выше, а также статьи Алтарник , Дьячок , Иподиакон , Параекклисиарх , Пономарь ). Ист.: Ignatius Antiochenus. Ep. 5: Ad Philadelphios// Ignace d " Antioche, Polycarpe de Smyrne. Lettres. Martyre de Polycarpe. P., 19694. (SC; 10) (рус. пер.//Ранние отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1988. С. 133); Justinus Martyr. Apologia I//PG. 6. Col. 429 (рус. пер.//Ранние отцы Церкви. С. 337, 339); Damasus. Carmen 18//PL. 13. Col. 392; Cyprianus Carthaginensis. Ep. 7, 28, 34, 52, 59, 78, 79//CSEL. T. 3. Pars 1. P. 435-461 (рус. пер.: Письма 42, 47//Творения. М., 1999. С. 513, 547); Cabrol F., Leclercq H. Monumenta Ecclesiae liturgica. P., 1902; Eusebius. Hist. Eccl. VI 43//PG. 20. Col. 621 (рус. пер: Евсевий. Церк. ист. С. 239); idem. Vita Constantini// Eusebius. Werke. Bd. 1. Teil 1: Über das Leben des Kaisers Konstantin/Hrsg. v. F. Winkelmann. B., 1975. (Die griechischen christl. Schriftsteller d. ersten Jh.) (рус. пер.: М., 19982. С. 105); S. Siricii papae Ep. I: Ad Himerium Tarraconensem//PL. 13. Col. 1142; Innocentii I Ep. ad Decentium. Cap. 8//PL. 20. Col. 556; Collectio Canonum Hibernensis. Giessen, 1874. P. 23-26; Statuta Ecclesiae antiquae// Mansi. T. 3. Col. 949, 951; Iohannes Diacon. Ep. ad Senarium//PL. 59. Col. 404; Ordines Romani I, VII, VIII//PL. 78. Col. 937, 946, 995, 999, 1003 etc.; Liutprandus Cremonensis. Antapodosis. VI 6// Muratori L. A. Rerum Italicarum scriptores. Mediolani, 1723-1751. T. 2. Pars 1. P. 473; Sacramentarium Gregorianum// Muratori L. A. Liturgia Romana vetus. Venetiis, 1748. T. 2. P. 407, 420; Denzinger H. Ritus orientalium coptorum, syrorum et armenorum in administrandis sacramentis. Würzburg, 1863. T. 2. P. 282. Лит.: Mabillon J. Commentaria in Ordines Romani//Museum Italicum. P., 1724. T. 2; Harnack A. Die Quellen der sogenannten apostolischen Kirchenordnung nebst einer Untersuchung über den Ursprung der niederen Weihen//TU.

http://pravenc.ru/text/Аколуф.html

Примечание. Послание от начала до конца представляет одну непрерывную речь, направленную против лжеучителей. Примечания для последовательного чтения [ Стих 1. Брат Иакова. Климент александрийский (Adumbr. in ep. Iud.) объясняет скромностью писателя то, почему он называет себя не братом Господним, а братом Иакова]. Стих 3. Всяко тщание творя писати вам о общем спасении вашем, нужду возъимех писати вам. Из слов Иуды некоторые заключают, что он написал или обещал написать особое сочинение о общем спасении, но оно не дошло до нас; или, что апостолу в этом намерении помешало появление лжеучителей, требовавшее неотложного обличения. Но слова апостола можно понимать проще, что он, заботясь о общем спасении, поставил себе долгом писать христианам при всяком случае – когда появится надобность в письменном слове. И вот теперь, когда появились лжеучители, он почёл за нужное выполнить своё предположение. Стих 4. Древле предуставлении на сие осуждение (Следствие вместо причины). Вместо того, чтобы сказать: явились лжеучители, о которых давно было предсказано и которые за свои лжеучения предназначены к осуждению – апостол прямо говорит об их осуждении, показывая этим, что самое дело лжеучителей обличает их. Предсказания о них или прообразы апостол находит в примерах нечестивых людей, погибших в пустыне и прочее; или, может быть, апостол здесь ссылается на предсказания Иисуса Христа и Его апостолов о появлении ложных мессий и пророков. Появившихся нечестивцев апостол изображает, как безбожников ( α σεβες) превращающих благодать Бога нашего в скверну и отвергающих власть Бога и Господа Иисуса Христа. Из описания еретиков (у Евсевия, Ц. Ист. 2:13; у Иринея Adv. haer. 1:20 и других писателей) видно, что симониане и подобные им утверждали, что мир создан был не Богом, а другими низшими силами и находится в их власти, в зависимости от сатаны. Посему, чтобы нанести вред сатане, нужно злоупотреблять вещами мира сего и развратом ослаблять силы плоти, через которую диавол имеет власть над духом. Николаиты учили почти так же. Они говорили, что даже необходимо больше грешить, чтобы доставить Богу возможность больше показать Свою благость: пребудем во гресе, говорили они, да благодать преумножится ( Рим.6:1 ). Результатом учения тех и других был крайний разврат.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Мф. 27:52 . И гробы отверзлись; и многия тела усопших святых воскресли. Притч. 10:7 . Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет. III. Основания из священного Предания для православного учения о почитании святых мощей Истина нетления святых мощей, возвещаемая словом Божиим, неразрывно связанная со всем строем Богооткровенного учения веры и благочестия, засвидетельствована и уяснена священным Преданием и учением отцев Церкви, как восточной, так и западной. Воскресением Спасителя побеждена власть смерти, и нетление святых есть уже ясное подтверждение победы ( 1Кор. 15:54 ). Затем, по христианскому учению, тело есть не только орган души, но и храм Св. Духа ( 1Кор. 6:19–20 ), а потому, наравне с душою, оно принимает участие и в прославлении усопшего праведника. На этом же основании и тело усопшего христианина с такими почестями провожается до могилы. Честные же останки других христиан, праведников, начиная с Иоанна Крестителя, ревностно чествуются христианами. Глава I. Крестителя даже несколько раз попадала в руки врагов христианства, напр., Юлиана Отступника, которые неоднократно пытались уничтожить ее, по Господь всякий раз сохранял ее для благоговейных почитателей (Блаж. Феод. Церк. Ист., кн. 3. гл. 7:10). Точно также чествовались и нетленные останки св. апостолов, как свидетельствуют о том св. И. Златоуст, говорящий о почитании костей св. ап. Петра и Павла, бл. Иероним, ист. Евсевий (Церк. ист. кн. 8) и др. Из 3 века мы находим известия, что христиане с благоговением собирают кости св. мучеников Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского , как «драгоценное сокровище, более дорогое, чем все камни и золото» (Евсевий Ц. ист. кн. 4, гл. 15). Из 3 же века мы находим еще больше указаний на почитание св. мощей. Язычники нарочно старались истреблять тела св. мучеников, чтобы они не доставались христианам для почитания, почему и бросали св. мощи то в огонь, то в воду, и т. п. (Евсевий, Ц. ист. к. 8, гл. 6). В 4 же веке, после утверждения христианства, мощи святых, сокрытые раньше от язычников, начинают даже откапывать из земли. С этого же времени, при открытии мощей, начинают производить особые исследования, и лучшим подтверждением истинности мощей считаются чудеса от них. Так поступил, напр., Амвросий при открытии мощей св. мучеников Гервасия и Протасия: «Вы сами видели многих,–говорит он в слове при открытии мощей,–которые тотчас же исцелялись, лишь только прикасались руками к одежде святых» (Письмо 22, 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Римскому Стефану I (253–257) о возложении рук и чтении молитвы над кающимся (Евсевий. Церк. ист. VII 2). К III в. относятся первые сведения о формировании системы христ. праздников. Ориген пренебрежительно отзывался о праздновании воскресного дня (Беседы на Исаию 6; Беседы на Бытие 10; Против Цельса VIII 23), упоминал о встрече Пасхи (Беседы на Исаию 6), сообщал о посте в среду и пятницу, Четыредесятнице — Великом посте (Беседы на Левит 10). Пост в среду и пятницу упоминает и Климент (Строматы VII 12), к-рый впервые сообщил о праздновании последователями гностика Василида наступление дня Богоявления (Строматы I 21). Евсевий Кесарийский ссылается на пасхальные послания свт. Дионисия Александрийского (Евсевий. Церк. ист. VII 20–22). О строгости соблюдения предпасхального поста можно судить по Посланию свт. Дионисия свящ. Василиду (PG. 10. Col. 1278). Свв. Афанасий и Кирилл Александрийские. икона афонского письма. XIII-XIV вв. IV–V вв. В это время в Александрийской Церкви под влиянием бурного расцвета егип. монашества и в связи с распространением переводов Свящ. Писания и литургии на диалекты копт. языка (в первую очередь саидический и бохайрский) и язык эфиопов (геэз) появляются различные богослужебные практики. Двумя основными разновидностями богослужебной практики этого времени являются немонастырская и монастырская. Описание богослужения, совершавшегося в кафедральных и приходских храмах Александрии и Египта в IV–V вв., отражено в ряде источников: списке Евхология еп. Серапиона Тмуисского (см. Серапиона Евхологий), неск. рукописях, содержащих фрагменты анафор; копт. и эфиоп. версиях литургико-канонических памятников (Каноны Ипполита и др.), восходящих к «Апостольскому преданию» св. Ипполита Римского (Бурбуруз П., прот. «Апостольское предание» св. Ипполита Римского: Происхождение памятника); писаниях отцов и учителей Церкви, в первую очередь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских и др. В IV–V вв. литургия в Александрии и Египте ежедневно не совершалась. По сообщению Сократа (Сократ. Церк. ист. V 22), литургию не служили по средам и пятницам; не совершалась она даже по субботам (кроме мон-рей), как и в Риме, хотя традиция непременной субботней Евхаристии в IV в. уже утвердилась во всех остальных Церквах Востока. Известны 3 александрийские литургии IV–V вв.: литургия ап. Марка, егип. версия литургии свт. Василия Великого, молитвы литургии, содержащиеся в Евхологии свт. Серапиона Тмуисского. Кроме того, сохранились фрагменты молитв александрийской Евхаристии IV–V вв., близких к тексту литургии ап. Марка (Ркп. ок. 600 г., Oxford Gr. Lit. D 2–4 — см. Дэйр-Бализэ, папирус; изд. в 1940, но впосл. утраченная ркп. VI в., Louvain 27; ркп. V в., University College, London, O. Tait 415). Значительное число рукописей, содержащих молитвы литургии ап. Марка, а также близость текстов др. александрийских литургий к литургии ап. Марка подтверждают, что эта литургия была основной в Александрийской Церкви.

http://sedmitza.ru/text/398641.html

Цер. Ист. К. 3. гл. 29). Ересь эта была самая развратная. Свойства Николаитов ясно обозначены в Апокалипсисе Иоанна ( Откр.2:14–15 ). Они, подобно Валааму, учили, что нет ничего законопреступного в любодеянии и едении идоложертвенного и потому предавались всяким порокам (сн. Числ.25:1–3, 31:16 . Нав.22:17 . Пс.105:28–29 ). 1Кор.10:8 . 2Пет.2:10–15 . Иуд.1:4, 11 ); Сн. Прав. Обозр. 1861 г. дек. стр. 483–485. Neand. Allg. Gecsh. der Chr. Rel. uud Kirche, T. 1. p. 513–515. – 2) Керинфиане. Керинф, родом иудей, учившийся в Александрии, живший, по свидетельству древних отцов, в век апостольский. Он учил, что Иисус родился от Марии и Иосифа простым человеком, и что Христос (Слово – λγος) сошел на него по крещении в виде голубя, и пред страданиями снова отлетел от него, и так. обр., он пострадал и умер, как простой человек, но воскрес из мертвых. Мир создан не Богом, а особенной некоей силой без ведома Его. К этому лжеучению присовокупил, что после воскресения настанет тысячелетнее царствование Христа на земле; тогда люди снова будут жить на земле, служа страстям и удовольствиям, и тысяча лет пройдет в празднествах, брачных пиршествах и увеселениях. Ирин. пр. Ерес. К. 1. гл. 26. Epiph. Haer. 28. § 5. Евсевий «Церковная история» К. 3. гл. 28. – 3) Назореи. Под этим именем первоначально известны были между иудеями все христиане, но после имя это усвоено особенной христианской секте, которая постоянно держась вдали от Церквей, возникших из среды языческой, продолжала считать обязательным для себя соблюдение обрядового закона Моисеева; впрочем, назореи за несоблюдение его не отказывали в спасении и христианам из язычников. Они отвергли предписания раввинов, но допускали чувственный хилиазм, соответственно иудейским ложным понятиям о царстве Мессии, и в христианстве руководствовались одним Евангелием от евреев, или от Матфея, но отличным от нашего. Epiph. Haer. 29. § 7. Филастр. de Haer. с. 8. р. 20. Август, de Haer. С. 9. р. 29. – 4). Евионеи, называющееся так, или от некоего Евиона, из школы назореев, положившего начало этой ереси, или, по своей скудости, потому что имя Евион с еврейского означает бедного, или потому, что имели скудное и унизительное понятие о Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Ввиду того, что " рассеяние», διασπορα, нередко обозначает в Писании ( Иак 1:1 ; 2Мак.1:27 ; Иудиф 5:19 ) совокупность иудеев, живущих в рассеянии, вне Палестины, в языческих странах, – многие древние и новые толкователи послания св. Ап. Петра полагали, что оно написано к христианам ( κλεκτοις, избранным) из иудеев. Такого взгляда держались в древности Ориген , Евсевий Кесарийский (Церк. Ист. III 4), Епифаний Кипрский (Прот. ересей, XXVII 6), блаженный Иероним (О знаменитых мужах, гл. I), Икумений, блаж. Феофилакт; в новое время – Бертольд, Гуч, Вейсс, Кюль и др. Но во всей исключительности мнение это не может быть принято: в послании есть места, которые могут быть относимы к языко-христианам, но отнюдь не к иудео-христианам. Таковы, напр., слова Апостола в 1Пет 1:14, 18 , где причина прежней плотской и греховной жизни читателей ν τ αγνοα, в неведении Бога и Его святого закона, а самая эта прошлая жизнь их именуется «суетной ( ματαα) жизнью, преданной от отцев»: то и другое приложимо лишь к религиозно-нравственному язычников, а никак не иудеев. То же следует сказать и о таких местах, как 1Пет.2:10, 3:6, 4:3, 4 . Поэтому, следует 1) принять смешанный состав читателей – иудео-христиан и языко-христиан; 2) под именем »рассеяния» надо разуметь христиан вообще без различия национальности; 3) " избранные пришельцы» – не отдельные христиане, а целые христианские церковные общины, как видно из заключительного приветствия от целой Церкви 1Пет 5:13–14 . Если в перечне географических названий 1Пет.1:1 видели указание на существование в Малой Азии иудео-христианских общин, основанных здесь раньше и независимо от благовестия Ап. Павла, и основание этих общин усвоили Ап. Петру, то все это не подтверждается новозаветными данными, которые, напротив, приписывают первое насаждение христианства в малоазиатских провинциях Ап. Павлу ( Рим 15:20 ; Деян 13 ; сл. Деян 14и т. д.). Равным образом и церковное предание не сообщает ничего определенного о проповеди Ап. Петра в названных им 1Пет.1:1 местностях.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мк.3:20–35 . Лк.11:14–26, 8:19–21 . Сн. Арх. Мих. Толк. Ев. от Марка, стр. 42–45). Во все последующее время общественного Его служения в Евангельской истории о Ней не упоминается. После, мы снова видим Ее уже при Кресте Спасителя, когда Он указал Ей на любимейшего Своего ученика Иоанна вместо Себя и попечению Иоанна вручил Ее ( Ин.19:26–27 ). Из Деяний апостольских наконец видно, что, по вознесении Господа на небо, Она вместе с апостолами и другими женами и братиями, непрестанно пребывала в молитве, ожидая обещанного Св. Духа Утешителя ( Деян.1:12–14 ); и после до самой смерти своей жила в доме Иоанна в Гефсимании (Ин:19, 27). Там, по преданию, она скончалась и погребена апостолами; но вскоре потом и тело ее взято на небо. По преданию чрез Евсевия успение Богоматери было в 15-м году по вознесении Господа, или в 48 г. по Р. Хр. (Богосл. св. ист. H. 3. стр. 276). Предание о взятии тела Богоматери на небо восходит к древним временам. Об этом свидетельствуют: сочинение на успение Пресв. Госпожи, приписываемое Иоанну Богослову, повествование о сем Дионисия Ареопагита (de div. nom), сказание Мелитона еп. Сардийского, отца 2-го века (de transitu Mariae), беседа Иеронима об этом предмете, которую, впрочем, признают не принадлежащей ему, свидетельство Епифание (Haer. 78, 11), свидетельство Ювеналия патриарха Иерусалимского во дни имп. Маркиана (450–457), повторение восточных сказаний о сем у Григорие Туронского († 594 г); в начале 7-го века говорил на этот праздник слово Модест, патриарх Иерусалимский; в том же веке – св. Андрей Критский († 712), и в 8-м св. Иоанн Дамаскин ; о том же свидетельствуют и древние календари (см. Полн. Месяц. Вост. Арх. Серг. Т. 2. Зам. на 15 авг.). Высокое почитание и прославление Божией Матери в Христианской Церкви восходит к самому началу христианства и проходит чрез все времена (сн. Зап. по Нр. Бог. Т. 2. 1862 г. стр. 444–449). Впрочем, Восточная Православная Церковь всегда чужда была того крайнего воззрения, по которому в Римско-Католической Церкви, при крайнем почитании Богоматери, Лицо Спасителя мира, Сына Божия, поставляется совершенно в тени, и произвольное учение о непорочном зачатии Марии, чуждом греха прародительского, папским декретом от 8 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Таким образом, эти свидетельства совпадают с вышеприведенными указаниями о заключении канона. Косвенное подтверждение сему мнению можно находить в свидетельствах книг: Ездры об Езд-е, как знающем закон Бога Небесного, совершенном его учителе, книжнике (1 Ез. 7, 6–26), и – Неемии об общенародном еврейском собрании, на котором Ездра долгое время читал „книгу закона Господня“ ( Неем. 8, 1–18 ),– в коей находились кроме законоположительных книг и писания исторические, пророческие и псаломские ( Неем. 9, 24–34. 12, 46 ). Посему можно думать, что Ездра читал народу собрание всех священных ветхозаветных книг. Христианские писатели и отцы церкви признавали Ездру собирателем, хранителем и издателем „истинного“ списка ветхозаветных книг (Ириней, Прот. ерес. 3, 21. Златоуст, Бес. на посл. к Евр. 8, 4 . Синопсис св. Афанасия, 20 стр. Евсевий, Церк. Ист. 5, 8 и мн. др. Tiberias, 103–104 рр.). Итак, согласно иудейскому и христианскому преданию, можно Ездре, Неемии и великой синагоге приурочивать последнее собрание священных книг и окончательное установление объема и состава ветхозаветного канона 9 . Иудейский ветхозаветный канон разделяется на три отдела: закон, пророки и писания. В первый отдел ( ) входит одно пятокнижие Моисея. Во второй отдел ( ) входят: книги Иисуса Навина, Судей, Царств; это – старшие пророки ( ... ) Затем, книги пророков: Исаии. Иеремии, Иезекииля и 12 малых; это – младшие пророки ... .Третий отдел писания. В него входят: Псалтирь, книга Иова, Притчи, Екклезиаст, Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Есфирь, Даниил, книги: 1-я Ездры, Неемии и Хроники (т. е. Парэлипоменон). В этом отделе часто выделяются в синагогальных списках: Песнь Песней, Руфь, Плач, Екклесиаст и Есфирь и составляют отдельный сборник, называемый „пять свитков“, по богослужебному употреблению сих книг в праздники. История канона после заключения. Палестинские и вавилонские иудеи относились с глубочайшим уважением к ветхозаветному канону, тщательно изучали его, хранили, как величайшую святыню, и в эпоху гонений жертвовали не редко жизнию, чтобы не дать погибнуть священным свиткам и не оставить их без исполнения ( 1Мак. 1, 56–57. 2, 50. 12, 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

7. P. 333-357; Geffcken J. Zwei griechische Apologeten. Lpz., 1907; Vona C. L " Apologia di Aristide//Lateranum. 1950. Vol. 16; Alpigiano C. Aristide di Atene: Apologia. Firenze, 1988. (Biblioteca Patristica; 10); Остроумов С. Разбор сведений Евсевия Кесарийского и блж. Иеронима Стридонского о греч. апологетах христианства II в. М., 1886. С. 22-26 [пер. с нем. арм. версии]; Эмин Н. О. Переводы и статьи по духовной армянской лит-ре (за 1859-1882 гг.): апокрифы, жития, слова и др. М., 1897. С. 249-255 [пер. арм. версии]; Покровский А. Философ Аристид и его недавно открытая апология: (Ист.-крит. очерк). Серг. П., 1898; Сказание о жизни преподобных и богоносных отцев наших Варлаама и Иоасафа, составленное св. Иоанном Дамаскиным. Серг. П., 1910; Памятники византийской литературы IV-IX вв. М., 1968. С. 305-308; ПЛДР. XII в. М., 1980. С. 215-225; СДХА. С. 275-340. Кулаковский Ю. Вновь открытая апология христианства II в.//Унив. изв. 1892. 4. С. 81-98 [с перепечаткой лат. пер. из арм. изд.]; Harris H. B. The Newly Recovered Apology of Aristides: Its Doctrine and Ethics/With extracts from the transl. by J. R. Harris. L., 18932; Гинцбург Д. [Рец. на изд. Дж. Р. Гарриса]//Зап. Вост. отд-ния РАО. 1894. Т. 8, вып. 3-4. С. 379-384; Крестников И. Христианский апологет II века, афинский философ Аристид и его новооткрытые сочинения: Опыт ист.-крит. исслед.: Дис. Каз., 1904 [исслед., пер. с нем. арм. версии, пер. с сир. и греч. текст]; Haase F. Der Adressat der Aristides Apologie//Theol. Quartalschrift. 1917/18. S. 422-429; Friedrich Ph. Studien zum Lehrbegriff des frühchristlichen Apologeten Marcianus Aristides aus Athen//ZKTh. 1919. Bd. 43. S. 31-77; D " Ales A. L " Apologie d " Aristide et le roman de Barlaam et Josaphat//Revue des questions historiques. 1924. Vol. 100. P. 354-359; Wolff R. L. The Apology of Aristides: A Re-examination//HarvTR. 1937. Vol. 30. P. 233-247; Hunger W. Die Apologie des Aristides, eine Konversionsschrift//Schol. 1949. Bd. 20/24. S. 390-400; Altaner B. Aristides von Athen//RAC.

http://drevo-info.ru/articles/13679356.h...

Обычай усиленной молитвы во время Б. с. и вообще о хорошей погоде, о политической стабильности и т. п. перешел и в христ. традицию. Самое раннее свидетельство о совершении христ. богослужения по поводу Б. с.- цитируемый писателями II-IV вв. рескрипт имп. Марка Аврелия (161-180), в к-ром сообщается о нисхождении дождя по молитвам христиан-легионеров во время войны 174 г. с квадами, когда рим. войско длительное время страдало от жажды ( Iust. Martyr. I Apol. 71; Tertull. Apol. 5. 7//PL. 1. Col. 295; Евсевий. Церк. ист. V 5. 1-7). В состав Божественной литургии уже в очень раннее время были внесены моления об избавлении от природных катаклизмов, войн и т. п.- они присутствуют среди прошений ектений и в intercessio анафор таких классических вост. евхаристических чинопоследований, как литургии ап. Марка, свт. Василия Великого, ап. Иакова и др. (ср.: СДЛ. Вып. 1. С. 166, 180; Вып. 2. С. 33, 74-75; Вып. 3. С. 26, 33 и т. д.). Соответствующие молитвы для мессы приводятся уже в древнейших лат. Сакраментариях - Веронском (Veron. 85, 1-я четв. VII в.) и Старогеласиевом (Vat. Reg. lat. 316, VIII в.; часть этой рукописи вплетена в рукопись Paris. 7193 (Fol. 41-56)) (см.: Palazzo. Liturgical books. P. 38-46). Наиболее распространенная форма особой службы по поводу Б. с. в древности - молитвенное шествие: таково, напр., шествие, совершенное св. Порфирием, еп. Газским († 420), после бдения (греч. γρυπνα) по случаю бездождия ( Marcus Diaconus. Vita Porphyrii episcopi Gazensis. 19-20// Marc le Diacre. Vie de Porphyre, évêque de Gaza/Ed. H. Grégoire, M.-A. Kugener. P., 1930. 1-79). Хотя шествия во время Б. с. имеют аналоги как в ВЗ (ср.: Нав 6. 1-14), так и в синагогальной традиции (Вавилонский Талмуд. Таанит. 2. 1), их появление в христ. практике во многом связано с противостоянием магическому характеру аналогичных языческих церемоний; можно также отметить, что практика устраивать шествия во время таких нередких для Средиземноморья Б. с., как землетрясение, вызваны и практическими соображениями: во время землетрясений находиться внутри помещений просто опасно.

http://pravenc.ru/text/77782.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010