Благотворительная акция «День милосердия и сострадания ко всем, во узах и темницах пребывающим» Версия для печати 14 октября 2006 г. 08:18 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 14 октября 2006 года в  праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Москве в третий раз пройдет благотворительная акция Русской Православной Церкви «День милосердия и сострадания ко всем, во узах и темницах пребывающим». Целью этого мероприятия Русской Православной Церкви является привлечение духовенства и мирян к более активному участию в церковном окормлении пенитенциарных учреждений. Благословляя ежегодное проведение этого дня Святейший Патриарх выразил надежду на живой отклик и деятельное участие московских приходов в многоразличных делах тюремного служения Церкви. По завершении праздничных богослужений, на которых будут присутствовать и сами заключенные, священники первопрестольного града посетят тюремные камеры, чтобы поздравить заключенных с праздником Покрова Пресвятой Богородицы и передать им праздничные подарки. Во всех храмах Москвы 14 октября 2006 года будет проводиться сбор пожертвований для нужд заключенных. По слову Патриарха Алексия, «пусть каждый внесет свою посильную лепту в благое дело возрождения церковного служения в местах лишения свободы». В своем послании по случаю праздника Покрова Богородицы и приуроченной к нему первой проводимой акции Святейший Патриарх Алексий также отметил: «В евангельской притче о Страшном Суде говорится, с какой любовью приемлет Господь совершаемое добро по отношению к тем, кто находится в заключении» (Мф. 25, 36). Церковное Предание сохранило в назидание нам наставления и о том, с каким усердием, подвергая свою жизнь опасности, служили узникам христиане первых веков. Со времен апостольских минуло почти две тысячи лет. Но сегодня по-прежнему актуально звучит призыв апостола Павла: «Поминайте узников, как бы и вы с ними были во узах» (Евр. 13, 3). Пожертвования можно направлять на следующие реквизиты: Приход храма Святой Троицы на Грязех ИНН/КПП 7701106858/770101001 Р/с 40703810000000000037 Наименование банка: АКБ «Масс Медиа Банк» К/с 30101810200000000739 БИК 044583739 Назначение платежа: Пожертвование на Православную тюремную миссию, на восстановление храма Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме. Телефон для справок: 450-16-02 (секретариат начальника УИН). Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/150617.htm...

Патриаршее поздравление с днем Внутренних войск МВД России 27 марта 2008 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил Главнокомандующему Внутренними войсками МВД России генералу армии Н.Е. Рогожкину поздравление с профессиональным праздником. Главнокомандующему Внутренними войсками МВД РФ генералу армии Н.Е. Рогожкину Многоуважаемый Николай Евгеньевич, уважаемые военачальники и воины! Сердечно поздравляю вас с днем Внутренних войск России! На протяжении многих лет современной истории России празднование этого дня приходится на время трудных для войск испытаний. Вспоминается путь побед, мужества, стойкости, и славы. Русская Православная Церковь скорбит о многочисленных наших собратьях, погибших в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе и других конфликтах. Мы молимся о упокоении их душ, чтим их подвиг и верность воинскому долгу. Разделяя горечь утраты, которую переживают члены семей, друзья и сослуживцы убиенных воинов, мы просим Всеблагого Бога быть Утешителем в постигшей их скорби. Молимся и о раненых офицерах и бойцах, да ниспошлет им Господь облегчение страданий и скорое исцеление. Военнослужащие Внутренних войск отстаивают справедливость и закон, ежечасно рискуя самым дорогим, что у них есть — собственной жизнью. С надеждой и благодарностью смотрит на вас народ; взирает на вас и Господь, Который сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Его всемогущая помощь да пребывает с вами. С особым чувством мы повторяем ныне молитву «...о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея...». Следует глубже осознать ответственность за будущее своего Отечества перед Богом и своими детьми, которые вскоре унаследуют и продолжат наши начинания. Верю не только в мужество, но и в справедливость, гуманность и милосердие, присущие русскому воину. Господь призывает нас: «Не ожесточите сердец ваших», ибо «кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду» (Евр. 4:13; Прит. 28:14). Призываю благословение Божие на всех, кто стоит на страже закона и мира, молюсь, чтобы Господь сохранил вас не только от телесных, но и от душевных ран. Верю, что исполнятся слова пророка: «И делом правды будет мир и плодом правосудия — спокойствие и безопасность вовеки» (Ис. 32:17). +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/386375.htm...

Патриаршее послание по случаю празднования 1100-летия преставления просветителя Болгарии святого равноапостольного царя Бориса 4 мая 2007 г. 18:28 2 мая 2007 года в Болгарии прошли торжества, посвященные 1100-летию преставления просветителя Болгарии святого равноапостольного царя Бориса . Во время торжеств митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий огласил приветственное послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриарху Болгарскому, Митрополиту Софийскому Максиму и всем участникам празднеств. Ваше Святейшество, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель, Святейший Патриарх Болгарский Максим! Преосвященные архипастыри, честные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляем Вас и всю полноту Болгарской Православной Церкви со знаменательной датой — 1100-летием преставления просветителя Болгарии святого равноапостольного царя Бориса. Из Священного Писания мы знаем, что «сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Притч. 21. 1). Господь благоволил зажечь свет веры в сердце царя Бориса и через него явить спасительную благодать Христову всему болгарскому народу. Царь Борис привел своих соотечественников, пребывавших во тьме языческого неведения, к познанию единого истинного Бога, «Который сотворил небо и землю, и море и все, что в них» (Деян. 14. 15). Значение этого события для болгарского народа и для всего христианского мира трудно переоценить. Святой равноапостольный царь Борис стоит в одном ряду с такими великими просветителями, как святой равноапостольный князь Владимир и «апостол народов» Павел, который призывает нас подражать вере тех, кто проповедовал нам Слово Божие, и привел нас ко Христу (Евр. 13. 7). В настоящее время вера Христова на европейском континенте подвергается молчаливому вытеснению. Европа, сформировавшаяся под исключительным влиянием христианства, сегодня все более отходит от своих корней. Оскудение духовных начал, проникновение чуждых воззрений может вскоре привести внешне благополучную и объединяющуюся Европу к внутренним разделениям. А «всякое царство, разделившееся само в себе … не устоит» (Мф. 12. 25), — говорит Господь Иисус Христос. Пример православной Болгарии, хранящей наследие своего просветителя, пусть поможет Европе в преодолении тех проблем размывания идентичности и утраты смысла бытия, с которыми она сегодня сталкивается. Еще раз возобновляем Наши поздравления со знаменательным юбилеем и желаем всему благочестивому болгарскому народу крепости в православной вере и верности заветам своих праотцев! С любовью о Господе, +АЛЕКСИЙ,  ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/235633.htm...

11. Действия Святого Духа в мире I. Св. Григорий Богослов говорит: «Сей Дух созидает с Сыном в творении и воскресении, в чем да уверит тебя сказанное: «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» ( Пс. 32:6 ); «Дух Божий сотворивый мя, дыхание же Вседержителево научающее мя " ( Иов. 33:4 ); и еще: «послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» ( Пс. 103:30 ). Он созидает в духовном возрождении, в чем да уверит тебя сказанное, что никто не может видеть или получить царствие, «аще кто не родится свыше Духом» ( Ин. 3:3, 5 ). Сей Дух, как премудрый и человеколюбивый, поемлет ли пастыря, – творит его псалмопевцем, отгоняющим злых духов, и указует в нем царя Израилю; поемлет ли пастыря овец, ягодичия обирающего, – делает его пророком ( Амос. 7:14 ): припомни Давида и Амоса! Поемлет ли остроумного отрока, – еще прежде совершенного возраста делает его судиею старейшин: свидетель Даниил, победивший львов во рве. Обретет ли рыбарей, – уловляет в Христову мрежу целый мир объемлющих сетию слова: возьми в пример Петра и Андрея и сынов громовых, возгремевших о духовном. Обретет ли мытарей, – приобретает в ученики и творит купцами душ: свидетель Матфей, вчера мытарь, а ныне евангелист. Обретет ли, пламенных гонителей, – изменяет ревность, и Савлов делает Павлами, столько же ревнующими о благочестии, сколько нашел их ревнующими о зле» (Из «слова Григория Богослова на св. Пятьдесятницу»). II. Филарет, митрополит Московский, учит: «Что такое Дух Святой в первоначальных дарах Своих, сие изъясняет Сам Он Своими огненными языками. Он есть невещественный огнь, который действует двумя силами: светом и теплотою, – светом веры, теплотою любви. Сей небесный свет, по выражению Соломона, «предходит и просвещает, дóндеже исправится день» ( Притч. 4:18 ); (т. е. более и более светлеет до полного дня), разгоняет мглу неведения и сомнений, открывает обман призраков, которые, погрязший в чувственности разум, принимает нередко за истины, дает человеку видеть себя самого в наготе растленной природы, познать мир в отношении к душе, и ощутить присутствие Бога, яко источника света, сообщает «уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» ( Евр. 11:1 ). По той мере, как свет от солнца правды умножается в уме, согревается и воспламеняется сердце. Любовь Божественная изгоняет из него самолюбие; попаляет в нем терние плотских пожеланий; очищает, упраздняет его, и взаимно привлекает в душу новый свет. Слияние сих источных даров духовных образует огненный язык, изрекающий закон Бога Слова в сердце ( Пс. 36:31 ) человека, воображающий в нем Христа ( Гал. 4:19 ), совершающий возрождение в жизнь духовную» («Слова и речи» митр. Филарета, ч. I, стр. 164 – 165).   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вступительное слово Святейшего Патриарха Алексия в православном календаре, посвященном св. Иоанну Кронштадтскому 30 декабря 2006 г. 12:50 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к читателям православного календаря на 2007 год, посвященного св. Иоанну Кронштадтскому. Дорогие братья и сестры! На рубеже XIX-XX веков в России и далеко за ее пределами люди услышали о великом подвижнике, молитвеннике, чудотворце и целители — праведном отце Иоанне Кронштадтском. Сотни и тысячи людей стремились ежедневно к пастырю Кронштадтскому, чтобы увидеть его совершающим Божественную литургию, услышать его назидательное слово, получить утешительный совет. «Сколько людей, — писал один из современников отца Иона, — было поднято его молитвою уже от одра смертного! Сколько погибших нравственно извлечено по молитве и вразумлению его из бездны греха и погибели». «Батюшка Кронштадтский, как ласково называли его в народе, помолись за нас, испроси нам у Господа милостей, подаждь исцеление, подаждь дождь, подаждь вёдро», — так верили люди в чудесную силу молитв Всероссийского пастыря. И по вере их, молитвами своего угодника, Господь совершил чудеса, о которых нам известно из книг-воспоминаний об отце Иоанне. Но Господь наш Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки (Евр. 13, 8). Это значит, что и сегодня по молитвам святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, Он творит чудеса. Зафиксированы сотни исцелений людей от мучительных недугов, совершаемых у гробницы приснопамятного Кронштадтского пастыря. Ныне сюда, как и в прежнее время, спешат многочисленные паломники, чающие получить исцеление, утешение и помощь... Вступая в новое лето Господне, наступающий 2007 год, мы призваны учиться и подражать вере и добродетели святого праведника Иоанна Кронштадтского. Приближается памятная для всей Православной Церкви дата — 100-летие со дня блаженной кончины Всероссийского пастыря. Будем верить, что предстательством его ныне у Престола Божия испросим и мы у Господа еще время благоприятное (2 Кор. 6, 2), время спасительное для совершенствования своей души, для утверждения своего сердца во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь. +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/177439.htm...

Патриаршее поздравление архиепископу Тверскому Виктору с юбилеем иерейской хиротонии 22 жовтня 2007 р. 16:39 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поздравил архиепископа Тверского и Кашинского Виктора с юбилеем иерейской хиротонии. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Виктору, Архиепископу Тверскому и Кашинскому Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка! Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой в Вашей жизни — 40-летием со дня иерейской хиротонии. Четыре десятилетия тому назад Вы получили при хиротонии дарование, которое мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам (2 Кор. 4:7). Всё это время Вы со страхом храните и возгреваете сей дар Божий (2 Тим. 1:6). Промыслом Божиим Вы несли различные послушания в епархиях Русской Православной Церкви. Господу было угодно направить ваши стопы в Краснодарскую епархию, позже — в Калининскую, где по благословению священноначалия, вы являлись настоятелем Троицкого кафедрального собора, совмещая это служение с должностью секретаря Калининского епархиального управления. Видя Ваше усердное служение во благо Матери Церкви, Господь промыслительно готовил Вас к высоте архиерейского служения, дабы Вы, по слову святого Павла, являли образ Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса сына Божия (Евр. 4:14), Который избрал Своих учеников и избирает и поставляет их преемников, чтобы они продолжали Его служение. Посему, по благословению Святейшего Патриарха и священного Синода Вам определено было стать епископом Калининским и Кашинским. Вот уже 19 лет Вы возглавляете вверенную Вашим заботам епархию, управляя клиром и богоспасаемой паствой Христовой. Поистине — это многотрудный подвиг, требующий поддержания духовного единства чад Русской Православной Церкви и памятования о том великом ответе, который надлежит дать перед Судом Божиим за каждую вверенную Вам душу, искуплённую Кровью Христовой. В этот памятный для Вас день молитвенно желаю Вам, дорогой Владыка, всесильной помощи Божией в Ваших дальнейших архипастырских трудах, доброго здравия и духовной радости на многая и благая лета! С любовью о Господе +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205777...

Патриаршее поздравление митрополиту Рижскому и всея Латвии Александру с 25-летием служения в священном сане 7 березня 2007 р. 10:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил поздравительное послание митрополиту Рижскому и всея Латвии Александру с 25-летием служения в священном сане. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Александру, Митрополиту Рижскому и всея Латвии Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Митрополит! Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой в Вашей жизни — 25-летием служения в священном сане. Четверть века тому назад Вы, желая послужить Церкви Христовой, укрепились благодатью священства, тем самым, умножив плоды и дарования Святого Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23). Позже, дав обеты монашества, укрепляясь молитвой, верой и любовью, Вы преумножили ревность свою. Ныне, взойдя на высоту архиерейского служения, Вы стремитесь, по слову святого Павла, являть образ Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса сына Божия (Евр. 4:14), Который избрал Своих учеников и избирает и поставляет их преемников, чтобы они продолжали Его служение. Промыслом Божиим Вам надлежит управлять клиром и богоспасаемой паствой Христовой на Латвийской земле. Поистине — это многотрудный подвиг, ибо требует поддержания духовного единства чад Русской Православной Церкви в сопредельном государстве. Знаменательно, что в 2006 году осуществился первый визит Предстоятеля Русской Православной Церкви за всю 900-летнюю историю Православия на Латвийской земле. Посему могу лично свидетельствовать, что Вы стремитесь духовно помочь пасомым, переживая с ними их скорби и радости, укрепляя в единстве, не нарушая добрых, благочестивых обычаев. Вы оберегаете и опекаете их с усердием и любовью, памятуя о том великом ответе, какой надлежит дать перед Судом Божиим за каждую вверенную Вам душу, искупленную Кровью Христовой. Молитвенно желаю Вам, дорогой Владыка Митрополит, всесильной помощи Божией в Ваших дальнейших архипастырских трудах, как в предстоящие дни святой Четыредесятницы, так и в последующие годы, доброго здравия и духовной радости на многая и благая лета! С любовью о Господе +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204633...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГУР Агур [евр.  ,  ], имя предполагаемого автора 30-й гл. кн. Притчей Соломоновых , встречающееся в надписании этой главы: «Слова Агура, сына Иакеева. Вдохновенные изречения (евр.  ,  ), которые сказал этот человек Ифиилу, Ифиилу и Укалу». В древности было принято считать, что имя А. восходит к евр. глаголу  ,   со значением «собирать», (т. е. «собиратель»). Во 2-й пол. XX в. доминирует мнение, согласно к-рому это имя означает «нанятый, наемник» (от евр. глагола   II - нанимать) (Köhler). В арам. диалекте вавилонского Талмуда и в сир. языке есть субстантивированное пассивное причастие   - наемный рабочий (Beyer. S. 505). В палестинском арам. зафиксировано мужское имя     (Beyer. S. 395). Имена А. и Иакея в Свящ. Писании больше не упоминаются, однако встречаются в южноараб. (сабейских) надписях (Ryckmans. I 226; II 24). Кроме того, имя А. отмечено в арам. документах евр. поселения в Элефантине. Полагали, что А.- одно из символических имен царя Соломона. Мидраш под именем А. понимает Соломона, к-рый «собрал» (от евр.   II,   - собирать) мудрость, но «отрыгнул» ее (от евр.  ,  - плевать, вырвать; отсюда «сын Иакеев»), когда взял много жен из язычниц. Эта традиция понимания имени А. отражена в Вульгате : «Слова собирающего (verba congregantis) (т. е. Соломона как собирателя мудрости) сына отрыгивающего (filii vomentis)» (т. е. Давида, «отрыгивающего слово благо» - Пс 44. 2). Септуагинта (в большей части списков) не видит в А. конкретной личности и переводит слова нарицательно: «Бойся слов моих...» (τος μος λγους ... φοβθητι), что основано на понимании имени А. как формы евр. глагола  ,   (одно из значений к-рого - бояться). Впрочем, Пешитта , арам. Таргум и Венский кодекс Септуагинты (Codex Venetus) понимают А. как имя собственное. Евр. слово   может быть понято и как вдохновенное изречение (ср. Ис 14. 28; 15. 1 и др.), и как название одного из араб. племен (А. «из Массы», т. е. из племени измаилитов (Быт 25. 14)). Возможно, речь идет о брате Ламуэля, сына царицы Массы (ср. Прит 31. 1). По-видимому, под А. нужно понимать одного из древневост. мудрецов араб. или арам. происхождения. Таким лицам, как, напр., Ахикару, приписывалось авторство целого ряда изречений. Лит.: Глаголев А. , свящ. Книга Притчей Соломоновых// Лопухин. Толковая Библия. СПб., 1907. Т. 4. С. 418, 496-497; Ryckmans G. Les noms propres sud-sémitiques. Louvain, 1934-1935. Vol. 1-3; Keil C. F. , Delitzsch F. Biblical Commentary on the Proverbs of Solomon. Grand Rapids, 1950; Sauer G. Die Sprüche Agurs. Gött., 1953. (BWANT; Bd. 4); K ö hler E. Hebräisches und Aramäisches Lexikon. B., 1961. Bd. 1; Beyer H. Aramäische Texte des Toten Meer. Gött., 1984; Berry D. K. Agur//ABD. Vol. 1. А. К. Лявданский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63420.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ветхий Завет КОРЕЙ, ДАФАН И АВИРОН мятежники, возглавившие восстание против Моисея и Аарона во время странствования евреев по пустыне КОТТОНОВСКИЙ ГЕНЕЗИС древнейшая иллюстрированная рукопись с текстом кн. Бытие, сохранившаяся в виде нескольких обугленных фрагментов МАККАВЕЙСКИЕ КНИГИ традиц. название 4 иудео-эллинистических сочинений, входящих в основные древние кодексы Септуагинты, за исключением Ватиканского МАЛАХИЯ пророк, согласно иудейской и христ. традициям, автор одноименной книги, входящей в состав корпуса Малых пророков (пам. 3 янв.) МАЛЫЕ ПРОРОКИ собрание 12 пророческих книг небольшого объема, к-рое является частью канона евр. Библии и христ. ВЗ МАМРЕ в Библии название места (рощи, дубравы), где жил и построил жертвенник Богу ветхозаветный патриарх Авраам МАНАССИЯ старший сын ветхозаветного патриарха - прав. Иосифа, родоначальник одноименного колена израильского МАНАССИЯ (VII в. до Р. Х.), 14-й царь иудейский, сын и преемник царя Езекии, рожденный от Хефцибы (4 Цар 21. 1) МЕНЕЛИК I согласно исторической традиции христ. Эфиопии, один из древнейших эфиоп. царей, первородный сын израильского царя Соломона МИХЕЙ ветхозаветный пророк, согласно иудейской и христ. традициям, автор одноименной книги, входящей в собрание книг Малых пророков МОАВ [в моавитских текстах ; в евр. Библии], название территории в Заиорданье, к востоку от Мёртвого м., и проживавшего там во II-I тыс. до Р. Х. народа МОИСЕЙ прав. (пам. 4 сент. и в Соборе Синайских преподобных), ветхозаветный пророк, законодатель и вождь евр. народа НАЗОРЕИ в ветхозаветном иудаизме люди, давшие определенные обеты Богу: не стричь волос, воздерживаться от употребления вина и не касаться мертвых НАФАН прав. (пам. в Неделю св. праотец), ветхозаветный пророк во времена царя Давида (ок. X в. до Р. Х.) НЕЕМИЯ евр. наместник Иудеи в период персид. владычества, центральная фигура Книги Неемии, описывающей деятельность Н. по восстановлению Иерусалима НИМРОД согласно библейской «таблице народов» (Быт 19) (см. в ст. Бытие), предок людей, населявших Месопотамию; в ислам. традиции считается нечестивым царем-богоборцем и врагом Ибрахима (Авраама) НОЙ прав., ветхозаветный патриарх; согласно христ. и иудейской традиции - праотец, родоначальник (через сыновей Сима, Хама, Иафета) послепотопного человечества ОСИЯ ветхозаветный прор. (пам. 17 окт.), согласно иудейской и христ. традициям, автор одноименной книги, входящей в собрание книг малых пророков ПАЛЕЯ название неск. древнерус. энциклопедических компиляций, повествующих о древнейших событиях истории человечества в изложении начальных книг ВЗ

http://pravenc.ru/rubrics/121042_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХИЯ АХИЯ [Евр.  ,   - брат Господа] (пам. 12 нояб.), прор., живший во времена царя Соломона , предшествовавшие разделению царств. А. при встрече с сановником Соломона Иеровоамом разорвал свою новую одежду на 12 частей и дал ему 10 в знак того, что Иеровоам будет царем в Израиле над 10 коленами, если будет верен Богу и исполнять Его заповеди (3 Цар 11. 29-31, 37-39); за потомками же Давида, несмотря на усиление языческого почитания при Соломоне, остаются 2 (по LXX; в евр. тексте - 1) колена (3 Цар 11. 32-36). Став царем после разделения единого царства, Иеровоам уклонился в идолопоклонство. Тогда А., к-рый к тому времени уже состарился и ослеп, предсказал жене Иеровоама смерть больного сына и полное истребление его рода (3 Цар 14. 1-16), что и исполнилось во время заговора Ваасы и свержения сына Иеровоама Навата (3 Цар 15. 29-30). Блж. Августин толкует эти места как пример взаимодействия Божественной благодати и человеческой воли ( Aug. De Gratia et libero arbitrio. XXI 42//PL. 44. Col. 907). Св. Киприан Карфагенский усматривает в символическом раздирании одежды А. прообраз людей, разделяющих Церковь ( Cypr. Carth. De eccl. unit. VII). В правосл. месяцеслове память А. появляется приблизительно в X в. ( Минологий Василия II - 9 янв.). Вероятно, оттуда празднование попадает в слав. Минеи митр. Макария и в совр. церковный календарь ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 352). Согласно иудейскому преданию, А. был силомским левитом, одним из 7 иудейских учителей, к-рые, следуя один за др., должны дожить до конца света (по одной из версий, А. прожил более 500 лет) (Бава Батра 121b). По др. преданию, А. принял мученическую смерть от иудейского царя Авии (EJud. Vol. 2. Р. 459-460). С. А. Архипов Рубрики: Ключевые слова: ИЕРЕМИЯ (ок. 645 г. до Р. Х.- 1-я пол. VI в. до Р. Х.), 2-й из великих ветхозаветных пророков (пам. 1 мая) МОИСЕЙ прав. (пам. 4 сент. и в Соборе Синайских преподобных), ветхозаветный пророк, законодатель и вождь евр. народа

http://pravenc.ru/text/77198.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010