С 1850 года священником в церковь был назначен отец Андрей Сахаров. В 1866 году он был переведен к Смоленской церкви Переславля-Залесского, скончался 14 октября 1889 года. С 1873 года церковь святых Сорока мучеников Севастийских была приписана к соседней Введенской церкви. Особого причта при храме святых Сорока мучеников не было, богослужение и требы отправлял причт Введенской церкви. В 1876 году в объединённом из двух храмов приходе служили отец Димитрий Черевский и пономарь Никита Рунов. Приход в то время состоял из «278 душ только мужского пола». В приходе по клировым ведомостям последующих лет: «Числится 205 душ мужского пола и 199 женского; все православные. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1803 года, исповедныя росписи с 1809 года. Утварью, ризницей, святыми книгами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. На каждом из священных сосудов, на потире, сохранилась надпись: «В 1770 году построены сии сосуды в Переславль-Залесский в рыбную слободу к церкви Четыредесят Мучеников в помин души Государева духовника протопресвитера Благовещенского Феофана Феофилактовича…» Сохранились надписи и на некоторых богослужебных книгах, например, на Минее написано: «203 (1695 год). Спасского собора, что у великих государей вверху, диакон Прокопий Феофанов дал сию книгу в Переславль-Залесский в рыбную слободу в церковь Святых Четыредесяти Мучеников по своих родителех во веки неотъемлемо». В 1895–1907 годах в храме святых Сорока мучеников Севастийских совершал своё служение священномученик Евгений Елховский. Трудами отца Евгения храм во многом преобразился — по его инициативе и замыслу в начале ХХ века началась роспись стен, которые выполнил переславский живописец Василий Петрович Шманаев. Сбор средств производил староста храма Иван Васильевич Дыбцына, особым рачителем и благодетелем храма в годы служения отца Евгения был Василий Иванович Носков. В 1907–1909 годах в храме служил отец Феодор Делекторский, переведенный из Свято-Николького женского монастыря Переславля-Залесского, впоследствии епископ Орехово-Зуевский Никита. В 1916 году в храме служил священник Леонид Веселовский. Протоиерей Владимир Елховский, старший сын отца Евгения Елховского в воспоминаниях указал, что в голодном 1918 году «отец Леонид Веселовский ещё по лету уехал от голода куда-то на юг со всей семьей. Был слух, что в пути его семья растерялась, жена умерла». Епископ Переславский, священномученик Дамиан (Воскресенский) на место отца Леонида временно управляющим приходом вновь назначил отца Евгения Елховского. С конца 1918 года служение в храме начал протоиерей Леонид Гиляревский, переведенный епископом Дамианом из закрытого большевиками Николо-Сольбинского монастыря. Отец Леонид служил в приходе 19 лет, был благочинным отцом Переславля-Залесского. После революционных событий храм взял в своё ведение приходской совет. Летом 1919 года в церкви случился пожар, и особенно пострадала из-за копоти настенная живопись.

http://sobory.ru/article/?object=00438

В 1824 г. он был назначен настоятелем Преображенского собора и возведен в сан протоиерея. Иван Козьмич Филипповский после окончания богословского отделения Владимирской духовной семинарии в 1812 г. - священник Четыредесятской (Сорока мучеников) церкви г. Переславля, скончался 15 апреля 1865 г. С 1850 г. священником Четыредесятской церкви Переславля был назначен Андрей Иванович Сахаров. В 1866 г. он был переведен к Смоленской церкви Переславля. Скончался 14 октября 1889 г. С 1873 г. церковь Сорока мучеников г. Переславля была приписана к соседней Введенской Церкви. Особого причта при храме Сорока мучеников не было, богослужение и требы отправлял причт Введенской церкви. В 1876 г. в объединенном из двух храмов приходе служили священник Димитрий Черевский и пономарь Никита Рунов. Приход Введенской и Четыредесятской церквей в то время состоял из 278 душ только мужского пола. В 1880-х г.г. приход церкви Сорока мучеников снова обрел самостоятельность. С 1895 по 1907 г.г. в храме Сорока мучеников Севастийских совершал своё служение Евгений Елховский. Трудами Священномученика в храме появились настенные росписи, храм во многом преобразился. Мученическая кончина за Христа протоиерея Евгения Елховского последовала 29 октября 1937 года. В 1916 г. в храме служил священник Леонид Веселовский. Владимир Евгеньевич Елховский вспоминал, что в голодном 1918 г. «отец Леонид Веселовскии ещё по лету уехал от голода куда-то на юг со всей семьёй. Был слух, что в пути его семья растерялась, жена умерла». На его место временно управляющим приходом епископ Дамиан назначил о. Евгения Елховского. В 30-х г.г., несмотря на большой приход (150 человек), храм был закрыт. Последнего священника протоиерея Леонида Гиляревского расстреляли. В последствии в храме располагались библиотека, слесарные мастерские, а в последнее время спасательная станция. В 1995 г. по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея храм Сорока мучеников Севастийских вновь был открыт, в храме возобновились богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=00438

от Рязанской епархии: протоиерея Михаила Дмитриева (1873-1937), священника Николая Карасева (1901-1937), протоиерея Евгения Харькова (1891-1037), протоиерея Анатолия Правдолюбова (1862-1937), протоиерея Константина Бажанова (1879-1937), протоиерея Александра Туберовского (1881-1937), Александра Устюхина (1882-1937), Татьяны Бякиревой (1890 — около 1948), Петра Гришина (1870-1937), Евсевия Тряхова (1870-1937), Михаила Якунькина (1878-1937), Дорофея Климашева (1869-1937), Лаврентия Когтева (1880-1937), Григория Берденева (1890-1937), Феклы Макушевой (1901-1954), Евдокии Мартишкиной (1880-1947), Анны Ивашкиной (1894-1948), Татьяны Егоровой (1879-1937); от Таллинской епархии: епископа Ревельского Платона (Кульбуша; 1869-1919) и иже с ним убиенных протоиерея Михаила Блейве и протоиерея Николая Бежаницкого, расстрелянных в 1919 году в Тарту; от Тобольской епархии: протоиерея Ефрема Долганева († 1918), священника Михаила Макарова († 1918), священника Петра Карелина († 1918) и мирянина Константина Минятова († 1918), пострадавших вместе с епископом Гермогеном (Долгановым;, † 1918); от Ярославской епархии: епископа Романовского Вениамина (Воскресенского; 1871-1930), священника Александра Абиссова (1873-1942), священника Андрея Добрынина (1874-1938), священника Василия Аменицкого (1872-1938), священника Владимира Вятского (1879-1939), священника Глеба Апухтина (1885-1937), священника Евгения Елховского (1869-1937), священника Евгения Попова (1879-1937), священника Иакова Архипова (1888-1937), священника Иоанна Дунаева (1885-1938), священника Иоанна Плеханова (1879-1938), священника Петра Григорьева (1895-1937), священника Иоанна Смирнова (1884-1937), священника Иоанна Талызина (1888-1937), священника Николая Дунаева (1878-1937), священника Николая Ершова (1888-1937), священника Николая Любомудрова (1862-1918), священника Николая Никольского (1882-1937), священника Николая Орлова (1881-1937), священника Николая Розова (1892-1938), священника Николая Ушакова (1876-1937), священника Петра Богородского (1878-1938), священника Петра Токарева (1881-1937), священника Сергия Заварина (1885-1938), священника Сергия Мирковича (1877-1937), священника Михаила Горбунова (1878-1938), иеромонаха Григория (Воробьева; 1883-1937), иеромонаха Мардария (Исаева; 1886-1938), иеромонаха Иерофея (Глазкова; 1889-1937), диакона Алексия Введенского (1903-1937), монахини Анны (Благовещенской; 1898-1937), Анастасии Лебедевой (1899-1945), Анны Шашкиной (1888-1949), Иоанна Короткова (1885-1941), Марии Даниловой (1884-1946), протоиерея Михаила Белороссова (1869-1920), священника Александра Елоховского (1858-1918), священника Александра Смирнова († 1918), священника Иоанна Виленского (1857-1918).

http://patriarchia.ru/db/text/4951267.ht...

Гладь неширокой древней реки Трубеж заполняется многочисленными деревянными лодками, в них прихожане и духовенство с окрестных храмов, все – в праздничных ярких облачениях, в руках хоругви, образа, все сияет в рассветном солнце, золотые блики расходятся по мелкой волне к берегу. Там толпы людей, нарядных, с цветами. С первым ударом колокола лодочная процессия начинает путь. …За очередным поворотом Трубежа открывается гладь широкого – размером с небо – Плещеева озера. Крестный ход проплывает меж двух храмов, стоящих на противоположных берегах реки. Колокольный звон усиливается. Из воспоминаний священномученика Евгения Переславского (Елховского): «Было большой отрадой и духовным наслаждением встречать этот ход, стоя с крестом на воле у паперти храма (в этот день я всегда служил у Введенья, как в главном храме: Четыредесятский – приписной). Какой-то волшебной казалась мне издали картина!… Чудная живая картина!» «Картину» эту в Переславле-Залесском можно увидеть и сегодня. За немногими исключениями. Она уже не такая многолюдная и торжественная, как до революций, когда Рыбацкая слобода отмечала праздник «Шестого воскресенья». Для местных – это самый дорогой праздник еще со Средних веков. Меньше нынче стало и образов, правда, всегда в руках у кого-нибудь – икона священномученика Евгения (в 1937-м батюшку расстреляли). Еще одно отличие: вместо двух церквей в устье осталась одна, Сорокосвятская, вторую – взорвали. Но именно с возрождения Сорокосвятской началось преображение этих мест после падения СССР. Сначала – храм, потом берег, потом весь город, а там уж и про красивую традицию речного крестного хода вспомнили… О том, как в Переславле вновь засияли колокола «храма на воде», о тяжелой и необычной истории этой церкви, о духовных традициях и последних днях мы говорим с настоятелем – протоиереем Иоанном Герасимовым. Протоиерей Иоанн Герасимов с прихожанами. Фото: 40s.pereslavl.ru «Нам враг мстил за то, что мы храм открыли на Пасху» – Когда мы с матушкой приехали сюда в 1990-х, храм выглядел очень плачевно, без окон, без дверей стоял ( батюшка говорит нежно, как о ребенке ), хоть в храме и была спасательная станция, но спасатели не особенно трудились, деревья огромные росли на колокольне, метров шесть одно дерево. Оно разрушало кирпич, стены. А там ( показывает под купол ) вороны жили. Лично туда лазил, чтобы соскрести воронье гнездо, оно было, может быть, вы не поверите – сантиметров 80 толщины, все из проволок и сухих веток. Вороны вокруг меня кругами летали, а я все разгребаю, разгребаю…

http://pravoslavie.ru/126461.html

В 1922 году ВЦИК издал указ об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья. Прибывшую в апреле 1922 года в церковь святых Сорока мучеников Севастийских комиссию по изъятию церковных ценностей встретил отец Леонид (Гиляревский), церковный староста Федосеев и несколько человек верующих. Ознакомившись с описью, комиссия удостоверилась, что в храме имелось только два комплекта богослужебного имущества для двух имеющихся в церкви престолов и ничего лишнего. Тогда комиссия обратила своё внимание на серебряное кадило. Староста и верующие попросили оставить его, так как единственное, кроме этого, имевшееся в церкви медное кадило давно пришло в негодность. Комиссия удовлетворила просьбу верующих. Следующий выбор комиссии пал на Евангелие XVII века в серебряном окладе. Впоследствии это Евангелие всё же не переплавили и не продали за границу лишь благодаря непреклонности директора Переславского музея Михаила Ивановича Смирнова — оно, как и многие другие ценности, осталось в музейной коллекции. Подлинный патриот и знаток своего края, сын священника, этот человек не избежал судьбы многих выступающих в столь сложное время в защиту памятников истории и архитектуры — в январе 1930 года по ложному навету Михаил Иванович был арестован и на 3 года сослан в Туруханский край. Свои научные изыскания он продолжил в Сергиевом Посаде. После ареста 11 октября 1937 года протоиерея Леонида Гиляревского, несмотря на большой приход из 150 человек, храм святых Сорока мучеников Севастийских был закрыт. Сам отец Леонид, ложно обвинённый за «организацию антисоветской подпольной группировки духовенства», был расстрелян 10 декабря 1937 года в Ярославле, 29 октября 1937 года органы НКВД расстреляли священномученика Евгения Елховского, который также был ложно обвинен в антисоветской деятельности. В августе 2000 года отец Евгений был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. В последующее после 1937 года время советскими властями в храме устраивались библиотека, слесарные мастерские, спасательная станция на озере Плещеево.

http://sobory.ru/article/?object=00438

Во время Великой Отечественной войны был призван в армию, с 1942 г. участвовал в боях в качестве рядового артиллериста. Гвардии старшина Лобачев за воинскую доблесть был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За Отвагу» «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией». Демобилизовавшись из армии, он вновь вернулся к священнослужению. В 1946 году был священником ряда московских храмов. С июня 1948 года служил в храме возобновленного Антиохийского подворья . Протоиерей Владимир Евгеньевич Елховский родился в 1896 г. в Переяславле-Залесском в семье прот. Евгения Елховского, который был расстрелян в 1937 г., а в 2000 г. канонизирован Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ. Окончил духовное училище в Переяславле-Залесском, затем семинарию в г. Владимире, после этого — школу прапорщиков Александровского военного училища. В августе-октябре 1917 г. успел принять участие в Первой мировой войне на Западном фронте. Учился в Московском университете, пока в 1919 г. не был мобилизован в Красную армию. В 1938-1940 гг. учился на заочном отделении Ленинградского института иностранных языков. До войны работал учителем в школах. Закончил курсы при Высшей военной академии им. М. Фрунзе. В Великой Отечественной войне участвовал в звании офицера, дослужился до звания майора. За боевые заслуги получил орден Красной Звезды, имел другие боевые награды. В ноябре 1946 г. архиепископом Макарием (Даевым) он был рукоположен во священника, служил в с. Жилине Московской области, с февраля 1948 г. – в церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке (ул. Неждановой). Очевидно, в сан протоиерея о. Владимир был возведен Патриархом накануне выезда в Иерусалим. Это было общей практикой, так 11 сентября 1951 г. перед выездом в Израиль, священники Громов и Хомутов побывали у Патриарха, который возвел за малым входом в сан протоиереев . Решающую роль при одобрении их кандидатур членов первого состава РДМ Советом сыграло то, что оба были фронтовиками и орденоносцами.

http://bogoslov.ru/article/360917

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. Владимир Елховский. Фотография. 1948 г. Владимир Евгеньевич (16.07.1896, г. Переславль-Залесский Владимирской губ.- 31.07.1977, Москва), прот., зав. канцелярией Московской Патриархии. Сын митрофорного прот. сщмч. Евгения Елховского . Начальное образование получил дома. Учился в Переславском ДУ (1906-1910), во Владимирской ДС (1910-1916). В 1916 г., отказавшись от поступления в МДА, куда был направлен после семинарии, стал студентом исторического отд-ния историко-филологического фак-та Московского ун-та. В том же году был мобилизован в армию, в школу прапорщиков Александровского военного училища в Москве. В 1917 г., по окончании уч-ща, проходил службу в 199-м запасном полку, находившемся в Иваново-Вознесенске (ныне Иваново), в авг. направлен на Западный фронт. В февр. 1918 г. демобилизован, жил в Переславле-Залесском. Участвовал в организации «Общестуденческого переславского землячества», которое открыло школу для взрослых, устраивало концерты и ставило спектакли. Весной 1918 г. восстановился в Московском ун-те, из Переславля-Залесского выезжал в Москву на сессии. С весны 1918 г. состоял секретарем уличного комитета в Переславле-Залесском. Летом 1918 г. вместе с братом Сергеем был в числе первых сотрудников и организаторов Переславль-Залесского музея-заповедника, а в 1919 г.- научно-просветительного об-ва при нем. Весной 1919 г. был мобилизован в Красную Армию. В 1920 г. Е. был демобилизован. Продолжил научную работу по краеведению в Переславль-Залесском музее. Изучал Плещеево оз., был направлен для инспектирования рыбных промыслов сначала в Иваново-Вознесенск, а затем в Таганрог. В 1938 г. поступил на заочное отделение Ленинградского ин-та иностранных языков, окончил 2 курса. До 1941 г. преподавал в средних школах в Переславле-Залесском, на ст. Итларь Ярославской железной дороги, в г. Мценске Орловской обл. Окончил высшие стрелковые тактические курсы при Высшей военной академии. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в офицерском звании, награжден орденом Красной Звезды и медалями. Впосл. член Советского комитета ветеранов войны.

http://pravenc.ru/text/189917.html

О судьбе большинства сестер и духовенства обители после революции сведений не сохранилось. Времена гонений на Церковь дали обители двух священномученников – епископа Орехово-Зуевского Никиту (Делекторского) и протоиерея Евгения Елховского. В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил их к лику святых. Так Никольская обитель приобрела небесных покровителей и заступников среди вновь прославленных святых. Уповаем, что и безвестные страдальцы из числа духовенства и сестер монастыря пополнили число новомученников и исповедников Российских. И молятся они в обителях небесных за земную свою обитель – Свято-Никольский Переславский монастырь. Более семидесяти лет на месте монастыря царила «мерзость запустения». То, что не уничтожили люди, разрушило время. Казалось, обитель погибла безвозвратно. Но Господь судил иначе. «В смутных обстоятельствах нам не предупредить Господа, хотя бы все приходило в страшную гибель… – писал святитель Иоанн Златоуст еще в 404 году. – Если он творит несущее сущим, нигде и никогда не являющемуся дарует бытие, тем легче Ему поправить то, что есть и что давно было». Свято-Никольский женский монастырь в Переславле-Залесском 27 декабря 1993 года постановлением Святейшего Синода Переславский Свято-Никольский женский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. 16 февраля 1994 года в обитель прибыли первые насельницы из Толгского монастыря города Ярославля. Они поселились в здании Благовещенской церкви, которая в течение последних десятилетий служила жилым домом и складом. В условиях холодной зимы, едва наладив быт, сестры приступили к подготовке разоренного храма к богослужению. Жители Переславля и братия Никитского мужского монастыря оказывали им посильную помощь. Горячая молитва и самоотверженный труд сделали невозможное. Менее чем через два месяца после приезда насельниц, 7 апреля 1994 года на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы настоятелем Никитского монастыря иеромонахом Анатолием (Аксеновым) была совершена в Никольской обители первая Божественная литургия. С этого дня начал совершаться суточный круг богослужений (при отсутствии священнослужителя богослужение заменялось вычиткой).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

Родился в 1896 г. в Переславле-Залесском в семье священномученика иерея Евгения Елховского, расстрелянного 29 октября 1937 г. В 1910 г. Владимир поступил во Владимирскую духовную семинарию, где слушал курс гомилетики и литургики у иеромонаха Афанасия (Сахарова) . В своем дневнике, написанном во время Великой Отечественной войны, в перерывах между боями, Владимир Евгеньевич вспоминал о полученной им единице по гомилетике и о том, как однажды по предложению о. Афанасия семинаристы подготовили «такую всенощную, какая пелась в старину», продлившуюся с 6 часов вечера до 3 часов утра. Окончив Владимирскую духовную семинарию, Владимир Елховский поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. В связи с мобилизацией студентов перевелся в Александровское военное училище и в 1917 г. попал на Западный фронт, откуда через год вернулся домой в Переславль из-за начавшегося в армии морального разложения. В тяжелейших условиях полуголодного существования Владимир Евгеньевич продолжил учебу в университете. В 1918 г. в Москве произошла его встреча с иеромонахом Афанасием – членом проходившего в это время Поместного Собора Православной Российской Церкви, который пригласил бывшего ученика на одно из заседаний. В 1919–1920 гг. В. Е. Елховский служил в Красной армии. В 1920–1930-е гг. ему, как сыну священника, приходилось часто менять место работы – отовсюду увольняли. Он работал в Переславле, в Москве, некоторое время жил с женой и двумя дочерьми в Таганроге. Незадолго до ареста отца и всего городского духовенства вернулся в Переславль. После смерти отца, пройдя всю Великую Отечественную войну, Владимир Евгеньевич в ноябре 1946 г. принял священный сан и был назначен в Успенский храм с. Жилино Московской обл. В феврале 1948 г. он был переведен в московский храм Воскресения Словущего в Брюсовском переулке (ныне ул. Неждановой), в 1953 г. стал его настоятелем. В 1948–1950 гг. был священником Русской духовной миссии в Иерусалиме. По возвращении в Москву работал в Отделе внешних церковных сношений, был благочинным Москворецкого благочиния, работал в Патриархии: в Хозяйственном управлении, Пенсионном фонде, канцелярии. В 1974 г. ушел за штат по болезни. Скончался в 1977 г. и был похоронен на Даниловском кладбище в Москве. 1. 12 мая 1956 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Еще одним знаменитым насельником стал игумен Питирим (впоследствии епископ Нижегородский и Алатырский). Весь ансамбль монастыря уже к последней трети XVIII века был отстроен в камне 28-ми метровая шатровая колокольня (1693); летний Никольский собор (1721); теплая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и Святые врата с надвратной церковью во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла (1772); каменная ограда (1761). 10 июня 1898 года заштатный Никольский мужской монастырь был обращен в общежительный женский. Из Свято-Успенского Александровского монастыря прибыли четыре монахини и восемь послушниц. Старшая монахиня Антония была назначена настоятельницей с возведением в сан игумении. За усердные труды Священный Синод наградил игумению Антонию золотым наперстным крестом. В 1899 году был произведен капитальный ремонт двухэтажного келейного корпуса с настоятельскими покоями, возведены несколько хозяйственных построек. К 1900 году была возобновлена придельная церковь Сретения Господня и освящена новая – Всех святых (1902) в Благовещенском храме. В 1903 году внутри был заново отреставрирован летний Никольский собор. Число насельниц было уже около ста. Времена гонений на Церковь в ХХ веке дали обители двух священномучеников – епископа Орехово-Зуевского Никиту (в миру Феодор Петрович Делекторский. 3 августа 1898 года рукоположенного в сан священника ко храму Николаевского женского монастыря города Переславля) и протоиерея Евгения Елховского (с 30 октября 1907 вплоть до закрытия монастыря 20 февраля 1923 года, бывшего старшим священником). В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил их к лику святых. Главными святынями монастыря являются: Корсунский Крест; чтимый образ святителя Николая Чудотворца с частицей мощей; мощи благоверного князя Андрея Смоленского, Переяславского чудотворца; мощи преподобного Корнилия Молчальника; 84 частицы святых Киево-Печерских; икона праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского с частицей мощей; икона священномученика Климента, папы Римского с частицей мощей; икона святителя Луки исповедника, архиепископа Симферопольского с частицей мощей; икона праведного Иоанна Русского с частицей мощей; икона мученика Виктора с частицей мощей.

http://sobory.ru/article/?object=00232

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010