Описание Г. почти всех певч. греч. рукописей из собраний С.-Петербурга (1-й т.- из РНБ, 2-й т.- из БАН, Б-ки Эрмитажа и др. собраний) стало первым в отечественной науке систематическим трудом по греч. муз. палеографии. Отдельную группу составили исследования Г., посвященные хронологии и истории визант. музыки. В работе «Пропавшие столетия византийской музыки» Г. полемизирует с принятой в науке историко-хронологической концепцией, касающейся истории античной и визант. музыки, и приводит собственные оригинальные датировки ряда певч. памятников и жизнедеятельности известных мелургов. Г. осуществил также новую публикацию трактата известного церковного деятеля XVIII в. архиеп. Евгения (Булгариса) , посвященного муз. искусству. В отличие от публикации сер. XIX в. в новом издании текст снабжен квалифицированным переводом и комментарием. Соч.: Античное муз. мышление. Л., 1986; Византийское музыкознание. Л., 1988; Петербургский теоретикон: Исслед. Од., 1994; Музыка Древней Греции и Византии. СПб., 1994; Музыка Древней Греции и Рима. СПб., 1995; Муз. Боэциана. СПб., 1995; Античная муз. педагогика. СПб., 1996; Греч. муз. рукописи Петербурга: Кат. СПб., 1996. Т. 1: РНБ; 1999. Т. 2: Б-ка РАН, Архив РАН, б-ки Ун-та и Эрмитажа; В поисках песнопений греч. церкви: Преосв. Порфирий Успенский и его коллекция древних муз. рукописей. СПб., 1996; Гимн у истоков Нового Завета: Беседы о муз. жизни ранних христ. общин. М., 1996; «Синопсис музыки», или памятник агонии musica speculativa. М., 2000; Пропавшие столетия визант. музыки. СПб., 2001; Парафразы Евгения Вулгариса о музыке. М., 2002; Пифагорейское музыкознание: Начала древнеэллинской науки о музыке. СПб., 2003; Античный орган. СПб., 2004; Тайны истории древней музыки. СПб., 2004. А. Ю. Вовк Рубрики: Ключевые слова: АСАФЬЕВ Борис Владимирович (лит. псевд. Игорь Глебов; 1884-1949), рус. музыковед, автор статей о церк. музыке и духовных композиций БОГДАНОВ Евфимий Александрович (ок. 1860 – после 1911), преподаватель, исследователь церковного пения, псаломщик

http://pravenc.ru/text/164903.html

Славянская и Херсонская епархия, к-рую окормлял архиеп. Евгений (Булгарис), учреждена в 1775 г. на территории Новороссийской и Азовской губерний. Сюда переселились греки, принимавшие участие в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. и в Орловском восстании (т. н. албанское войско). В указе Святейшему Синоду имп. Екатерина II Алексеевна отметила, что эта часть населения не знает рус. языка, но исповедует Православие. Поэтому для управления епархией был необходим епископ, к-рый владел бы греч. языком и смог бы помочь своим соотечественникам закрепиться на новых землях. Кроме того, от епископа этой кафедры правительство ожидало помощи в консолидации населения в крае. Архиеп. Евгений (Булгарис) приехал в епархию из С.-Петербурга 23 окт. 1776 г., его резиденцией был назначен полтавский в честь Воздвижения Креста Господня монастырь , куда в кон. 1776 г. прибыл и Н. Сразу после приезда Н. принялся за изучение рус. языка, без знания к-рого не представлял своего пастырского служения, и, по сообщениям биографов, уже через год владел им довольно свободно. В мае 1777 г. архиеп. Евгений назначил Н. инспектором всех епархиальных школ. До приезда архиеп. Евгения в Славянской епархии существовали лишь начальные школы грамотности. 24 янв. 1777 г. архиеп. Евгений повелел своему администратору, архим. Феоктисту (Мочульскому) , устроить при Крестовоздвиженском монастыре архиерейскую школу для 10 мальчиков, умеющих писать и читать, и обучать их основам латыни и к.-л. другого языка, краткому катехизису, арифметике, географии и истории, а в февр. 1777 г. направил в Синод прошение о необходимости открыть семинарию. В марте гр. К. Г. Разумовский по просьбе иерарха пожертвовал принадлежавший ему обветшалый дом, в к-ром было устроено епархиальное уч-ще (отделка заняла более года). Ответ от Синода на прошение не последовал, и архиеп. Евгений решил действовать самостоятельно: 27 нояб. 1778 г. он открыл уч-ще в новом здании, внес собственные средства на его расширение и призвал к пожертвованиям духовенство и население епархии. В мае 1777 г. уч-ще возглавил Н., под руководством к-рого детей обучали канцелярист консистории Григорий Богуновский и бывш. учитель Крутицкой семинарии Петр Станиславский. Первым куратором уч-ща был гражданин Полтавы бунчуковый товарищ П. Ф. Паскевич. Это было всесословное учебное заведение, куда принимали не только детей духовенства.

http://pravenc.ru/text/2565502.html

Без поддержки своей Церкви греческий народ под гнетом турок оказался бы в очень серьезной опасности. Церковь поддерживала духовные силы народа и его национальные традиции, верной хранительницей которых она являлась при посредстве греческого языка и письменности, и особенно церковных богослужений... С помощью Церкви было построено множество школ, библиотек, общественных столовых для студентов, типографий. Церковь предоставляла стипендии и осуществляла другую деятельность подобного рода. В этот период Церковь способствовала даже развитию науки. В качестве характерного примера можно привести двух известных священников — Евгения Булгариса и Никифора Теотокиса, которые впервые ознакомили греков с физическими науками. Помимо богословских трудов, они писали о математике, астрономии и физике. Таким образом, православные греки объединились вокруг своей Церкви, сохраняли свое национальное сознание и не поддавались ассимиляции со стороны ислама... Как во всеуслышание заявил Евгений Булгарис в патриаршей часовне в Константинополе в 1760 году, Церковь «даже в оковах рабства излучала свет и сохраняла свое достоинство». Вся жизнь порабощенного народа имела церковный характер: интересы Церкви были интересами народа и наоборот. В период оттоманского владычества огромную деятельность осуществляли монастыри. Они являлись убежищем для всех угнетенных, укрепляя благочестие народа... Монахи-учителя преподавали или в самих монастырях, или же во время путешествий по стране; проповедники и духовные исповедники воодушевляли людей как в вере, так и в стойкости. Во многих монастырях регулярно работали школы, причем все они превращались в хранилища рукописей... Элладская Церковь не только спасла греческую нацию, но и подготовила ее освобождение от турецкого ига, участвуя и словом и делом в борьбе за национальную независимость» . В ознаменование заслуг священнослужителей перед Церковью и родиной в Афинах в 1974 году открыт памятник неизвестному священнику. 3. Церковь в возрожденной Греции: объявление церковной автокефалии; декларация 1833 года; признание автокефалии Константинополем; законы 1852 года (об устройстве Синода и др.) Естественным следствием политического возрождения Греции было возникновение самостоятельной Элладской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/441216/

Особым успехом у русского читателя пользовались переводы сочинений Иоанна Арндта (1555–1621) и Иоанна Мейсона, или Масона (1706–1763), чему в первую очередь способствовали«вольные каменщики». Впрочем, сочинения Арндта были, как известно, любимы преп. Тихоном Задонским , отстоявшим достаточно далеко от масонских лож, а на Иоанна Мейсона ссылался в своём курсе «Умозрительной психологии»профессор Московской духовной академии Ф.А. Голубинский, который, правда, успел дойти до степени мастера. 13 Общей закваской Арндта и Мейсона являются поиски «истинного христианства» с ориентацией на богословское наследие александрийской школы и родственные ей традиции стоицизма, идеалы «внутреннего делания», ненавязчиво противопоставляемые клерикализму и внешнему ритуализму. Не с того ли некогда начиналось и монашеское движение? Так что интерес масонов к Иисусовой молитве столь же закономерен, как и читательские симпатии преп. Тихона, что, впрочем, не может служить основанием для вывода о духовном родстве... Арндт и Мейсон вдохновляли на самопознание – поиски истины о себе, или себя – в Истине. К тому же вели Кант и Фихте, но они говорили спекулятивным языком, которому у нас стали больше внимать только в конце XIX в. Любопытно заметить, что одно из сочинений Иоанна Арндта («Исследование христианства») в переводе Луки Сичкарева было издано в Яссах в 1790 г. и здесь же, год спустя, тщанием того же Сичкарева, увидело свет второе издание «Опыта о человеке» А. Попа в переводе Н. Поповск ого. Лука Сичкарев много переводил и святоотеческие сочинения, и речи церковных иерархов (в частности, архиепископа Евгения Булгариса), и очень хотелось бы установить какие-то его связи с Новонямецкой обителью преп. Паисия Величковского (1722–1794), сохранявшей традиции преп. Нила Сорского и византийского исихазма, но, к сожалению, пока больше чем об идейной и топографической близости говорить нет оснований. Сделанный Иваном Тургеневым перевод книги Иоанна Мейсона «О познании себя самого, в котором естество и польза сея важныя науки равно и средства к достижению оныя показаны, с присовокуплением примечаний о естестве человеческом» выдержал три издания (1783, 1787, 1800; часть тиража второго была конфискована) и стал своего рода энциклопедией религиозной антропологии, которая удержала своё значение на протяжении по крайней мере первой трети XIX в. Вместе с ней сохранялась память и об «Опыте» Александра Попа, который Мейсон неоднократно цитирует, а один из стихов взял эпиграфом к своей книге. О неохладевающем интересе к творчеству английского поэта-философа свидетельствует и новый, прозаический перевод его сочинения, изданный в 1800 г. Е. Болховитиновым. 14

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Потому в нотиции 1453 года из крымских митрополий встречаются Готия и Каффа, но нет Херсона, упомянутого в нотиции последний раз около 1400 года. А в 1472 году кафский консул Антониотто Кабелла получил из Генуи инструкцию, где, можно сказать, подводится черта в истории легендарного города. В ней рекомендовалось разрушить башни и стены необитаемого места, которое называется Херсонес. Владычество Российской империи над Крымом спасло от полного забвения священные для русской истории Корсунские руины. Как известно, императрица Екатерина II, при самом активном участии князя Г.А. Потемкина, основала в Ахтиарской гавани военно-морскую базу, названную, по предложению архиепископа Евгения (Булгариса), Севастополем . В 1825 году главный командир Черноморского флота и портов адмирал А.С. Грейг вручил находящемуся в Севастополе императору Александру I докладную записку о необходимости в Херсонесе «соорудить небольшую изящной архитектуры церковь», посвященную крещению князя Владимира, «с устроением при оной богадельни для 30 человек дряхлых и неимущих, которые бы, прославляя имя Божие, имели надзор как за храмом, так и за самими развалинами» . Предложение получило одобрение государя. Собственно, с 1827 года и начаты археологические изыскания, целью которых являлось обнаружение той древней церкви, в которой произошло знаменательное для России событие. Херсонесская тема пользовалась большой популярностью, ей отдавали предпочтение такие известные издания, как «Северная пчела» и «Сын Отечества». Две базилики. Фото: Юрий Данилевский В самом деле, на центральной херсонесской площади – «посреди града, где собираются корсунцы на торг» – удалось раскопать четыре средневековых храма. По-видимому, имелись веские причины, чтобы один из них, богато украшенный, ассоциировать с искомой церковью Рождества Пресвятой Богородицы (или во имя святого Василия). Адмирал Грейг, во-первых, известил обер-прокурора Святейшего Синода князя П.С. Мещерского о начале работы в Императорской Академии художеств над проектом будущего собора на обретенных руинах христианского памятника и, во-вторых, испросил разрешение на подписку к сбору пожертвований на его возведение.

http://pravoslavie.ru/4378.html

Сергей Шумило, директор Международного института афонского наследия в Украине, г. Киев 104 Anthony-Emil N. Tachiaos. The Revival of Byzantine Mysticism Among Slavs and Romanians in the XVIIIth Century. Texts Relating to the Life and Activity of Paisy Velichkovsky (1722–1794). Thessaloniki, 1986. С. 106; Преподобный Паисий Величковский . Житие и избранные творения. Серпухов: «Наследие Православного Востока», 2014. С. 223. 110 Серафим II Анина (греч. Πατριρχης Σεραφεμ Β´), Константинопольский патриарх (1757–1761). Родился в конце XVII века в городе Дельвина в албанской семье. С 8 октября 1746 года был митрополитом Филиппопольским (ныне Пловдив). 22 июля 1757 года избран патриархом Константинопольским. В 1759 году установил 30 ноября праздник святого Андрея Первозванного, а в 1760 году дал первое разрешение св. Косьме Этолийскому начать миссионерские поездки по Фракии. В 1759 году пригласил Евгения (Булгариса) реформировать Патриаршую гимназию в Константинополе. За антитурецкие настроения был свергнут турками с Константинопольской Патриаршей кафедры 26 марта 1761 года и сослан на Афон, где поселился в келлии Серай, будущем русском Андреевском скиту. Поддерживал тесные отношения с прп. Паисием Величковским . Во время русско-турецкой войны 1768–1774 годов поддержал идею создания православного государства на Балканах и в 1769 году призвал греческое население восстать против турок. После провала восстания в 1776 году из-за преследований турок вынужден был переехать в Российскую империю, где поселился на родине прп. Паисия Величковского – Полтавщине, в казачьем Мгарском монастыре, где и умер 7 декабря 1779 года. Похоронен там же. 112 Григорович-Барський В. Мандри по Святих Сходу з 1723 по 1747 К.: «Основи», 2000. С. 624–625. 113 .-Α. Ταχιος. Πασιος Βελιτσκοφσκι (1722–1794) κα ασκητικοφιλολογικ σχολ του, Θεσσαλονκη 1964. С. 37, сс. 3. 114 Иером. Макарий Симонопетрский: «Жития святых – это высокий идеал, который каждый призван преломить через свою призму»//Русский Афон, православный портал. Сетевой ресурс. URL: (дата обращения: 14.12.2014).

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

При этом Кош объяснял митрополиту, что четвертый священник в Новом Койдаке потребен «для облегчения в исправлении треб христианских, дабы в случае, за разноместным жительством прихожан и казаков, в преподаянии оных приостановления и упущения не последовало». Духовное правление, поддерживая избрание новокодацких прихожан, сообщало, что Фомич «в чтении добр, учения же должности иерейской сакрамента и катехизис изучает, и никакого другого кандидата «за сылу указов» нет, а при Новокодацком Николаевском храме, по исповедной на 1765 г. Книге, числилось 121 двор или 655 душ мужского пола, и 615 женского. Все церкви вольностей Запорожских были подчинены Киевскому митрополиту, управлявшему ими при посредстве Консистории и духовного наместнии Старокодатской правления, которое находилось (основано оно в 1761 г.) в Самаре (нынешнем Новомосковске). Во главе сего правления в 1775 г. стоял иерей Григорий Порохня; оно продолжало существовать и после 9 сентября 1775 г., т. е. после открытия Славянской и Херсонской епархии. Как известно, после уничтожения Сечи, бывшие владения Коша Запорожского были поделены между Азовской и Новороссийской губерниями, поэтому Старокодацкое духовное правление, находясь в Азовской губернии, ведало церкви и губернии Новороссийской, уездов ее – Славянского провинциального, Саксаганского и Ингульского. Неудобство такого положения чувствовало и духовенство названных уездов, и администрация их, и даже сам наместник, священник Григорий Порохня. И вот, священники и диаконы, лежащих к западу от Днепра приходов (Нового Кодака, Старого Кодака, Романкова, Камянского, Карноуховки и слободы Комисарки), подали архиепископу Евгению Булгарису коллективное прошение – «доношение» об освобождении их от подчинения Старокодацкому духовному правлению и об учреждении для них особого правления. Просьбу свою священнослужители мотивировали тем, что поездки их в находящееся в другой губернии и за Днепром духовное правление, «по касающимся разным указным делам и своим необходимостям», особенно «во время весеннее и осеннее», сопряжены с немалыми неудобствами и затруднениями. Чтобы облегчить дело открытия нового духовного правления, просители намечают даже из своей среды лицо, способное к производству «всяких указных и прочих надобностей; им оказался священник Феодор Фомич; священнослужители просили архиепископа Евгения «благословить» Фомича, «яко честного и добропорядочного», «степенью протопопской». 18 ноября 1776 г., они подали свою просьбу архиепископу Евгению, а тот передал ее 17 декабря в свою консисторию для надлежавших справок. Аттестаты, данные Фомичу начальниками войсковых частей и в копии представленные в консисторию, сослужили для него службу. Саксаганская воеводская канцелярия поддержала прошение священнослужителей и свидетельствовала, что Фомич наиболее желательный кандидат в протопопы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Bednov...

Видя тщетность своих усилий и безразличие венецианских греков, он неоднократно заявлял о своей отставке, ждал разрешения ситуации, несмотря на отсутствие средств и возможности далее оставаться в Лейпциге. Н. был непоколебим в своем отказе вступить на Венецианскую землю до получения общиной независимости от папы Римского, т. к. приезд в качестве епископа до решения этого вопроса ставил бы Н. перед необходимостью принятия унии. В итоге в нояб. 1775 г. Н. уже в Яссах заявил венецианской общине о своем окончательном отказе и отправил краткое письмо об отречении патриарху К-польскому Софронию II . Никифор (Феотоки), архиеп. Астраханский. Портрет. Кон. XVIII в. (после 1797 г.) (ЦАК МДА) Никифор (Феотоки), архиеп. Астраханский. Портрет. Кон. XVIII в. (после 1797 г.) (ЦАК МДА) В 1773 г. Н. оставил Лейпциг и весной 1774 г. переехал в Вену, затем, в сент. того же года,- из Вены в Пожонь (ныне Братислава), а летом 1775 г.- в Яссы, где по приглашению Григоре Гики (в то время господаря Молдавии), митрополита Ясского и вельмож возглавил господарскую школу: занимал должность схоларха (ректора), а также преподавал математику и геометрию. Примерно через год Н. был вынужден оставить эту должность. Как полагают исследователи, методы его преподавания, а также предметы, включенные в школьную программу (математика, физика и география на базе новых научных знаний), вызвали многочисленные возражения. В письмах Н. нет сведений, позволяющих подтвердить это предположение, из них известно, что он практически не имел средств к существованию. Обещанные при вступлении в должность блага Н. так и не получил, влиятельные лица, дававшие обещания, прикрывались его именем в своих целях и присваивали школьные деньги. Также Н. писал о плачевном духовном состоянии греков, проживавших в Яссах, об их ежегодном участии в неких нечестивых праздниках, а позже в качестве др. причины, приведшей к его отъезду, называл угрозы от турок Григоре Гике и его окружению. Современники и биографы Н. утверждали, что его отъезд из Ясс был тайным и внезапным, но сам Н. упоминал о полученном от господаря разрешении, о выданных отпустительных паспортах и о том, что весь город знал, куда, когда и с кем он отправлялся. Первый отъезд Н. в Германию с врачом Феодоракисом не состоялся потому, что его остановил Гика, которому Н. сообщил о своем твердом намерении уехать. Через 20 дней, 30 июля 1776 г., он действительно покинул город тайно, ночью. До кон. окт. 1776 г. Н. переезжал с места на место, не находя себе пристанища. В итоге он решил принять предложение Евгения (Булгариса), своего близкого друга и соотечественника, к-рый приглашал его в Россию еще в окт. 1775 г., и вместе с 3 архимандритами отправился туда.

http://pravenc.ru/text/2565502.html

Продолжительное время Полтавский Крестовоздвиженский монастырь был значительным культурным центром края. Этому в значительной мере оказывало содействие то, что с 1775 по 1798 год в монастыре было местопребывание архиепископов Славянских и Херсонских (в последние годы именовались Екатеринославскими), среди которых были известные в свое время ученые с мировым именем. Первым из них был Евгений Булгарис (еще Булгар, в миру Елевферий, 1716–1806 гг.) — выдающийся учёный-энциклопедист и педагог своего времени, уроженец острова Корфу в Греции, выходец из огреченой болгарской семьи, глубокий знаток латинского, итальянского, французского и других европейских языков и литературы, философии, математики, геометрии, истории, музыки, других наук, автор учебников для греческих школ, произведений во многих областях наук, переводчик, друг французского просветителя Вольтера (1694–1778 гг.) и франкского короля, потом императора Карла Великого (1742–1814 гг.). С конца 60-х годов XVIII в. Евгений Булгарис принял русское подданство, сперва заведовал библиотекой императрицы, а с 1775 года был назначен архиепископом Славянским и Херсонским и с 1776 по 1781 год проживал в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. С 1779 по 1786 год, по рекомендации Евгения, архиепископом Славянским и Херсонским, а одновременно и настоятелем Крестовоздвиженского монастыря был назначен другой славный грек, земляк Булгариса, тоже уроженец острова Корфу, второй (после Евгения) из «двух предтеч умственного и политического пробуждения Греции», выдающийся ученый, выходец из графского рода Никифор Феотоки (в миру Николай, 1731–1800 гг.). Он был приглашен Евгением Булгарисом в Россию и непосредственно в Полтаву. С прибытием и поселением в монастыре архиепископа Евгения с его разрешения и по его решению администратор Феоктист Мочульский основал при монастыре небольшую школу для подготовки монастырских певчих из 10 мальчиков. В 1778 году она была реорганизована в духовное училище и переведена в город, в отремонтированный дом возле Спасской церкви, подаренный последним малороссийским гетманом графом К.Г. Розумовским. В скором времени она была преобразована в Полтавскую Славянскую (еще Словенская) семинарию — уникальное для тех времен учебное заведение. В нем ребята — выходцы из разных сословий не только епархии, но и из других регионов, на протяжении десяти лет получали хорошие знания не только по религиозным дисциплинам, но и по математике, физике, географии, истории и других, в том числе глубокие знания классических языков и литературы. Славянская семинария действовала в Полтаве до 1798 года, когда её перевели в город Новомосковск Херсонской губернии (ныне город Кировоградской области), а в 1803 году — в Екатеринослав (ныне г. Днепропетровск). И находилась эта семинария непосредственно в ведении архиепископов Славянских и Херсонских и монастыря...

http://sobory.ru/article/?object=11933

Чтобы закрепить в памяти грядущих веков важность обстоятельств, при каких возникла новая епархия и во имя чего она названа Славянской и Херсонской, открываемая епархия, «яко знатнейшая», в самом указе ставилась высоко по степени под Тверской, будучи причислена к второклассным епархиям. В виду того, что на территории открываемой епархии во время войны и после нее поселилось много православных иноплеменников, не знавших русского языка, но нуждавшихся в наставлении Слову Божию, в указе объявлена монаршая воля, чтобы на Славянскую и Херсонскую епархию в сане архиепископа был посвящен греческий иеромонах Евгений (Булгарис) «муж высокого разума и отлично одаренный благочестием и всеми добродетелями для упасения стада Христова». 747 Евгений Булгарис вел свой род от болгар, поселившихся между греками на Ионических островах и таким образом в своем лице объединял греческую и славянскую народности. Любопытно, что самый указ о назначении Евгения Булгариса на кафедру писан на греческом языке. 1-го октября 1775 года состоялось его посвящение в московском Николаевском греческом монастыре. Кафедральным городом архиепископа Евгения назначен город Полтава с тамошним Крестовоздвиженским монастырем. Впрочем, местопребывание архиепископа в Полтаве и названном монастыре считалось временным. Соответственно наименованию епархии Славянской предполагалось построить новый кафедральный город Славянск на том самом месте, где существовала упраздненная Запорожская Сечь. Но это предположение, как увидим, не осуществилось. По общему положению в новой епархии тотчас была учреждена Консистория. В качестве помощника архиепископу Евгению «к административной должности» назначен архимандрит ростовского Яковлевского монастыря Феоктист. Прожив в Москве более года, архиепископ Евгений вместе с ним 23 октября 1776 г. прибыл в Полтаву. У администратора-архимандрита оказалось много дела. Иначе не могло быть. Архиепископ Евгений не знал русского языка, а между тем должен был править епархией более, чем на половину состоявшей из русского населения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010