—213— это число не входят книги, о которых для профессоров и преподавателей академии наводились справки, как о взятых. III. Деятельность заведующих библиотекой. Кроме исполнения текущих обязанностей по библиотеке, библиотекарь составил и напечатал, восемь последних листов первого выпуска систематического каталога библиотеки Преосв. Саввы и три листа девятого выпуска систематического каталога академической библиотеки (отдел общей церковной истории). Помощник библиотекаря занимался новой перестановкой книг по топографическому каталогу согласно постановлению Совета Академии от 28 января 1899 года. IV. Занятия в библиотеке посторонних лиц. В отчетном году занимались в библиотеке чтением рукописей и книг профессор С.-Петербургской Духовной Академии Н. Никольский , приват-доцент Харьковского Университета Е. Редин, оставленный при Московском Университете Таробрин, оставленный при С.-Петербургском Университете Дурново и миссионер Владимирского Александро-Невского Братства Тимофей Николаев». Определили: Принять к сведению. XVIII. Прошение учителя Суздальского духовного училища, кандидата богословия, Евгения Воскресенского: «Имею честь покорнейше просить Совет Московской Духовной Академии разрешить мне переработку кандидатского сочинения, под заглавием: «Религиозно-нравственные, исторические и политические воззрения древнерусских летописцев (преимущественно по древнейшим летописям)», для представления на соискание степени магистра богословия». Справка: Кандидатское сочинение г. Воскресенского отмечено было баллом 5-. Определили: Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении учителю Суздальского духовного училища Евгению Воскресенскому переработать его кандидатское сочинение для соискания степени магистра богословия. XIX. Прошение на имя Преосвященного Ректора Академии студента 1-го курса С.-Петербургской Духовной Академии Анатолия Дмитриева: «Осмеливаюсь покорнейше просить Ваше Преосвященство принять меня в число студентов вверенной Вам Академии с предоставлением мне казенной стипендии

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

29 Поучит. слова VI, 332–333. Ср. XI, 169: «свойственно человеку желать быть всегда радостным. Ибо создан он не на смущение и печаль, но на удовольствие и радость»; 1, 229: врождено нам есть искать себе удовольствия, и стремиться до такого состояния, в котором бы мы совершенно были успокоены». 36 Донесение м. Платона в Синод от 28 декабря 1809 г. См. Сушков, Записки, о жизни и времени святителя Филарета митрополита Московского, стр. 44. М. 1868 г. 38 Сушков. Записки, стр. 125. В письме к родителям, описывая свои посещения м. Платона, Филарет свидетельствует, что «при всех сих случаях он редко видит начальника, чаще отца, наставника». Письма к родным, стр. 107. Письмо 101-е. М. 1882. О другом стихотворении в честь Платона под заглавием «Старость», а равно взаимоотношениях между Платоном и Филаретом во дни пребывания последнего в Троицкой семинарии см. Корсунского «Лира Филарета, м. Московского ». Русский Вестник, 1884 г. т. 174 стр. 272–291. 41 Дневник архиепископа Ярославского Евгения Казанцева. Душ. Чт. 1868, ч. III. стр. 62 примеч.; Благовещенский, Архиепископ Евгений Казанцев стр. 20, М 1875. 43 Шесть писем к Евгению за 1809 год помещены в издании; «Материалы для истории русской Церкви. К биографии архиепископа Евгения Казанцева. Письмо 1-е от 15 марта 1809 г. Стр. 4. 47 Об отношении м. Платона к проповедническому таланту Филарета см. Корсунского «Проповедническая деятельность В. М. Дроздова (впоследствии – Филарета, митр. Московского) 1803–1808 гг. Вера и Разум 1884 г. т. I ч. I (отдел церковный) стр. 286–305; 362–401. Подробности об отношениях Платона к Филарету во время пребывания последнего в Троицкой Лаврской семинарии см. в книге прот. А. Смирнова «Детство, Отрочество и Юность, годы учения и учительства в Троицкой Лаврской семинарии митрополита Филарета» стр. 50–71. 49 См. С. К. Смирнов. История Троицкой семинарии, стр. 89–90. М. 1867 г. Ср. Орфанитский, Историческое изложение догмата об искупительной жертве Господа нашего Иисуса Христа, стр. 201–203. М. 1904.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

33 Извлечение из Археол. путешествия в 1825 г. Труды и записки Общества истории и древностей. III: 198–199. 34 Перед отправлением Ефимова Оленин обратился к м. Евгению с такою просьбою: «Покорнейше прошу, если Вам угодно будет снабдить упомянутого художника каким-либо письменным наставлением или рекомендательным письмом в Киев, которое могло бы облегчить ему исполнение сего поручения, прислать оные ко мне.» В ответе м. Евгения читаем: «Отправляемому в Киев чиновнику Академии Художеств я не могу иного дать совета, кроме замечаний в статье Отеч. Записок. Внимание сего художника и самое раскрытие доведут его до дальнейших новых замечаний. Что касается до облегчения его в сем труде, то благоволите отнестись к киевскому гражданину губернатору Ковалеву, который может удобнее всех вспомоществовать ему и приисканием работников, и всеми другими средствами. С моей стороны я прилагаю при сем предписание священнику Кучеровскому, имеющему сию церковь в надзирании своем, дабы и он по возможности своей содействовал ему.» 37 Начата в 1828 г., окончена и освящена в 1842 г. О заложении новой, а равно и об открытиях, сделанных в развалинах древней, см. статью М. Берлинского в Трудах и лет. Общ. ист. и древн. V.1: 106. 38 См. письмо м. Евгения в Труд. Общ. ист. и древн. V.1: 124–125. Другое письмо о том же: VIII: стр. 235. 42 Вот этот отзыв вполне: «При взгляде на такое множество сочинений, преимущественно исторических, очевидно, что м. Евгений одаренных был обширною памятью и владел богатым запасом сведений. Богатство сведений его, переданных печати, много принесло пользы любителям Отечественной истории. Это – заслуга. Но при разборе каждого из сочинений преосвященного, не в унижение его говорим, а показывая характер его, видим, что у него не было систематического взгляда на явления истории. Вы видите кучи исторических явлений, но не соединенных общею мыслию и не оживленных чувством. У него нет охоты даже к тому, чтобы попадающиеся ему на глаза явления разделить на классы их; он передает вам их, как попались они ему случайно. Факты собираются у него без различия важного от пустого и без внимания к тому, что в ряду их не достает там и здесь событий, служивших переходом одного события к другому; причем и следствий события не увидите у него, разве там, где они попались ему на глаза.» Обзор русск. духовн. литературы 1720–1858: 123.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

4.3. Миссии Грифона и других францисканцев После Флорентийского собора Рим на Востоке опирался в основном на орден францисканцев, известный как миссионерский. На Восток был отправлен с миссией францисканский монах брат Грифон (†1475). Он получил образование в Париже, страстно желал совершить паломничество во Святую Землю. Грифон прибыл в Палестину в конце 1442 г. и вернулся в Рим лишь два года спустя, сопровождая маронитскую делегацию к папе Евгению IV. Шестью годами позже он был переведен во францисканскую миссию в Ливане и прибыл в Бейрут в 1450 г. в сопровождении брата Франциска Барселонского, ставшего его постоянным спутником и помощником 112 . Грифон был поражен, что огромное число христиан Востока, сохраняющих многие традиции древней Церкви и богословие Отцов, не находится в общении с Церковью Рима; он наивно воспринимал это как недоразумение. Францисканец решил, что сделает все, чтобы добиться их воссоединения с Римом, что соответствовало политике Ватикана. Он начал изучать арабский и сирийский; источники свидетельствуют, что Грифон ревностно строил новые храмы в Ливане и “исправлял вероучительные ошибки” маронитов 113 . Следы монофизитства были еще заметны и в XVI в. После смерти патриарха Иакова III в 1468 г. на место предстоятеля был избран его брат Иосиф-Петр (Иосиф II, 1468–1492), известный под именем Ибн-Хассан. Марониты поручили Грифону доставить папе Павлу II просьбу подтвердить полномочия новоизбранного патриарха 114 . Папа благословил изучение жизни, образования и веры новоизбранного патриарха и веры его подданных. Сам Грифон не был уверен, что они действительно следуют догматическим нормам католицизма; письмо из Рима к маронитскому священноначалию он заканчивает словами: “мы просим Бога, чтобы вы верили и действительно полностью пребывали в согласии и чтобы то, что я рассказал о вас Господину нашему Папе, было правдой” 115 . Папа в своем письме патриарху также выражает надежду, что новый маронитский предстоятель будет сам следовать католичеству и побуждать к этому своих подданных 116 .

http://pravmir.ru/o-maronitskoy-tserkvi/

747 Пол. Собр. Зак. Рос. Имп. XX, 14360, ср. Записки Одесского Общества Истории и Древностей... III, стр. 100–102. 748 После посвящения велено Коллегии Экономии дать архиепископу Евгению прогонных – 2000 руб., жалование по второму классу с оставлением пенсии – 1500 руб., и всех прибавок по содержанию дома и штата. Коллегия Экономии выдала ему положенное по окладу – всего на полгода 3505 руб. 50 коп. с прибавочными на 25 челов. служителей, так как штата служителей еще не было положено. При поставлении у архиепископа Евгения на лицо было только 5 человек штата: эконом, священник, протодьякон – два келейника, но ему предоставлено право набрать полный штат по второму классу и расходовать на него всю положенную сумму с прибавкой, положенной указом 1768 г. по 5 руб. 211/4 коп. каждому; а всего прибавлено к штатному содержанию 1764 г. (540 руб.); еще 302 р. 321/2 к. Предлагалось расходовать всю сумму на штат служителей в тех видах, чтобы «не было взяток». Быть может это запрещение брать взятки заставило администратора – архимандрита просить себе оклада по первоклассному окладу. 749 Арх. Св. Син. д 1775 г. 87, лл. 1–14; 59–60; 131 ср. Записки Одесского Общества Истории и Древностей. Ш, стр. 102. 750 I. Из Переяславской, епархии отошли к Славянской епархии: 1. Гор. Елисаветград, в нем 5 церквей – внутри города Троицкий собор, на подоле Успенская церк., на Форштате – Знаменская, вторая греческая церковь в честь Владимирской иконы Божьей Матери, за городом кладбищенская Петропавловская церковь . 2. Елисаветградского пикинерского полка церкви: Никольская в слободе Мурзинке 1-й роты, Троицкая – в селе Бекше 2-й роты, Трехсвятительская в Овнинке 3-й роты, Архистратига Михаила в сл. Вуколовке 4 й роты, Рождества Богородицы в сл. Краснокалинке 5-й роты, Иоанна Богослова в слободе Пепельнистой 6-й роты, Вознесенская в деревне 7-й роты, Св. Симеона Богоприимца в шанце Мишуринорожском 8-й роты, там же вторая церковь во имя Преображения, Никольская – в сл. Днепрово-Каменской 9-й роты, той же роты Успенская в сл. Калужине, далее в остальных 11 ротах в слободах: Бородаевской, Домогланской, Пушкаревке, Омельницкой, Зеленой, Верблюжке, Спасовской, Вершинокаменке, Аджамке, Куцоволовке – по одной церкви, всего 21 церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

(Ibid. P. 352-355). Когда имп. Василий Великий Комнин (1332-1340) стоял с военным лагерем под Трапезундом, один из его воинов по дружбе продал коня за полцены диак. Евгению. Однако потом он раздумал, забрал коня, но отказался отдавать полученные деньги. Придя в храм Е., в присутствии друзей и диакона воин поклялся, что никогда не брал денег за коня. После этого в воина вселился демон, побуждавший его громко кричать, откусывать по частям собственный язык и тело. Через неделю воин умер. Чудо 32. Об Иосифе Лазаропуле (?) (Ibid. P. 354-357). Когда митр. Иосиф составлял Описание чудес Е., у него начались сильнейшие боли в области шеи и затылка, так что было невозможно повернуть голову. Иосиф попросил помазать маслом из лампады Е. шею и приложить к ней крест Е., после чего заснул. По пробуждении он оказался полностью исцеленным. Повествование ведется от 1-го лица, и непонятно, случилась ли данная история с самим Лазаропулом или с переписчиком его сочинения. В рукописи Чудеса 28-32 названы абстрактно: Восхитительное чудо (28), Странное чудо (29), Приятное чудо (30), Удивительное чудо (31) и Невероятное чудо (32). Чудо 33. О судье Пофосе (Ibid. P. 356-359). Почитавший Е. судья из Халдии Пофос отправился по делам в епископию Керасунта, где разместился на 2-м этаже 2-этажного дома. Ночью в доме случился пожар, и Пофос проснулся, когда огонь уже достиг его комнаты. Он взмолился Е., и тот вывел его из горящего дома. История почитания Е. Начало традиции почитания Е. связано с анонимным текстом Мученичества (BHG, N 608y), к-рый, по всей вероятности, является переработкой (ок. 800) более краткого, но более древнего Мученичества VI-VII вв., дошедшего до нас в арм. переводе. Первоначально имя Е. не было связано по преимуществу с Трапезундом, мученик почитался как один из Понтийских святых. Самое раннее известие о почитании Е. отражено в трактате Прокопия Кесарийского (ок. 500 - ок. 565) «О постройках», где упомянут акведук, освященный во имя мч. Е. ( Procop. De aedificiis. III 7, 1). Корпус текстов из рукописи Ath. Dionys. 154 - основной источник сведений о почитании Е. с IX по XIV в., а также о посвященных ему мон-ре и церкви в Трапезунде. Лучше всего освещен период с кон. IX до нач. XI в. Самое раннее известие о почитании Е. именно в Трапезунде отражено в описании Чуда 3 из Слова на рождество мч. Е.

http://pravenc.ru/text/187017.html

„По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 26 минувшего ноября за 1214, по ходатайству Совета Московской Духовной Академии об удостоении ординарных профессоров сей академии: по кафедре церковного права Николая Заозерского и по кафедре Св. Писания Нового Завета Митрофана Муретова – звания заслуженных ординарных профессоров. Приказали: В виду 25-летней штатной преподавательской службы ординарных профессоров Московской Духовной Академии Николая Заозерского и Митрофана Муретова при академии, удостоить Заозерского и Муретова, согласно представлению Вашего Преосвященства, звания заслуженных ординарных профессоров; о чём и уведомить Ваше Преосвященство указом“. Определили: Об удостоении ординарных профессоров Академии Николая Заозерского и Митрофана Муретова звания заслуженных ординарных профессоров внести в формулярные о службе их списки. III. Резолюцию Его Высокопреосвященства, последовавшую на журнале собрания Совета 16 декабря минувшего года: „1903 г. Декаб. 31. По ст. IV. Преподавание в Академии естественно-научной апологетики оч. желательно. Если найдётся компетентный преподаватель сего предмета, то 2000 рублей будут сохранены за Академией. Прочее смотрено и утверждается“. Справка: В статьях XVI–XVIII означенного журнала представлены были на утверждение Его Высокопреосвя- —3— щенства следующие постановления Совета Академии: а) о поручении Преосвященному Ректору Академии временного преподавания гомилетики и истории проповедничества, впредь до замещения кафедры сих предметов штатным преподавателем, с производством ему, с 9 декабря 1903 года, вознаграждения из ассигнованной на кафедру суммы в размере, не превышающем жалованья доцента (900 р. в год); б) о выдаче ординарному профессору Николаю Заозерскому, экстраординарным профессорам Александру Шостьину и Александру Голубцову, доценту Николаю Городенскому и исправляющему должность доцента Евгению Воронцову пособий из % с капитала, завещанного покойной П. А. Мухановой по 200 р. каждому, – и в) о назначении окончившим в 1903-м году курс воспитанникам Академии: Анатолию Малевичу – премий Митрополита Московского Макария в 97 рублей и протоиерея С. К. Смирнова в 102 р.; Николаю Туницкому – премий Митрополита Московского Макария в 97 р. и протоиерея А. М. Иванцова-Платонова в 160 руб.; Ивану Зеленцову – премии Митрополита Литовского Иосифа в 165 р.; Василию Струминскому – премии протоирея А. И. Невоструева в 158 руб., и Константину Успенскому – премий „XXIX курса“ в 60 руб. и протоиерея И. Орлова в 32 рубля.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ап. Павла к Римлянам. 2е изд. М., 1890. 173. 545 Такую же «деликатность» к евреям проявляет один из самых ранних католических авторов XII века — Бернард Клервоский в своем сочинении «О размышлении» (1153 г.), где излагает папские обязанности под видом назидания своему ученику папе Евгению III. На первом месте стоит искоренение Правосла­вия у греков, о которых он пишет: «Пусть эти злые звери будут или исправлены твоим особым старанием, или уничтожены!». Но, говоря об обращении неверных к вере, Бернард делает исключение для евреев под предлогом, что «должно сперва обратиться язычникам… Потому относительно евреев ты имеешь извинение во времени: евреи имеют свой предел, который не мо­жет быть ныне пройден» (!). Выходит, миссионерскую деятель­ность, которую вели св. Апостолы среди иудеев, папистам надо оставить из «уважения» к иудейству! (ЖМП. 1950. 2. С. 55–56). 546 Во избежание явного соблазна авторы «Указаний» хитроумно выразили эту мысль в форме вопроса, который предполагает утвердительный ответ: «Их общая забота не обращена ли к мессианским временам?». 547 По устным сообщениям православных французов, Етчегарей был изгнан из Марселя своею собственною паствою, ибо хотел пере­дать один из католических храмов местным мусульманам! Это не помешало папе Иоанну Павлу II перевести его в Ватикан и повысить, дав звание кардинала! 548 Documentation catholique. 1984. N 1861. P. 1000. Col. 2. 549 Второй канон преп. Иосифу Волоцкому . Богородичен V песни. Минея за сентябрь. 9 день. Киев, 1908. Л. 101 об. 550 Св. Василий Великий. Творения. СПб., 1911. Т. II. С. 241. 551 Irenikon. 1974. N 3. Р. 400. 552 Александрос Каломирос. Против сторонников лжеединения (по- гречески). Афины, 1964. С. 24. 553 По свидетельству одного семинариста, он слышал в 1988 году, как группа молодежи пела в поезде современную песню, в кото­рой говорится: «Приходи поскорей, дорогой антихрист! Мы ждем тебя и жаждем поклониться тебе!» 554 Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. СПб., 1905. Т. IV. С. 309 555 Св. Ипполит Римский.

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

б) Внесенный Инспектором Академии – профессором А.П. Шостьиным список студентов II курса с означением их поведения, в котором поведение 55 студентов означено баллом 5 и 4 – баллом 5–. —70— в) Прошения вышепоименованных 30-ти студентов, не державших устных испытаний или не представивших письменных работ, с приложением медицинских свидетельств, о разрешении им, по болезни, исполнить эти обязанности после летних каникул, в августе месяце сего 1908 года. Определили: 1) Принимая во внимание сравнительное достоинство сочинений, устных ответов и поведения студентов II курса, перевести их в следующий, III-uй, курс в таком порядке: 1) свящ. Соколова Василия , Троицкого Владимира, свящ. Добронравова Георгия, свящ. Платонова Вениамина, 5) свящ. Вьюкова Алексея, Мусатова Николая, Фортунатова Василия, Яхонтова Александра, Александровского Василия, 10) Успенского Николая , Волкова Андрея, Рождественского Евгения, Троицкого Алексея, свящ. Князева Александра , 15) свящ. Соболева Алексия, Беляева Михаила, свящ. Покровского Феодора, Панова Павла, Сахарова Николая, 20) Ефимова Федора, диакона Попова Николая , Соколова Петра, свящ. Баронова Николая, Фомина Николая, 25) Дмитревского Леонида, Вязовского Василия, Попова Николая , Преображенского Виктора и 29) Никонова Алексея. – 2) Студентам: Архангельскому Владимиру, Бабакову Александру, Баржицкому Михаилу, Благовещенскому Сергею, Ватутину Михаилу, Воинову Сергею, Воскресенскому Василию, Вышеславову Димитрию, Городецкому Федору, Горскому Александру, Даниленко Прохору, Доброхотову Алексею, Иллювиеву Павлу, Иовлеву Александру, Казанскому Платону, Ковригину Михаилу, Лимачеву Василию, Мальгинову Борису, архимандриту Михаилу, Ржепику Мирону, Рождественскому Леониду, Рубинскому Сергею, свящ. Синадскому Евгению, Смирнову Петру, Ставицкому Виталию, Счастневу Михаилу, Уарову Петру, Фаворитову Павлу, Харитонову Сергею и Щукину Николаю – разрешить сдать устные испытания и представить письменные работы после летних каникул, в августе месяце сего 1908 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в. м. находилось множество метохов по всему Вост. Средиземноморью: подворья с имениями в Сирии (Дамаск, Триполи и Латакия), в М. Азии (Трабзон, Измир, Бурса, Изник и др.), на островах Эгейского м. (Родос, Самос, Хиос, Лесбос, Лемнос, Санторин (Тира) и др.), по 4 подворья с садами и виноградниками на Кипре и Крите, почти 2 десятка метохов на Балканах (в т. ч. церкви в К-поле, Адрианополе и Фессалонике). В 40-х гг. XVIII в. было учреждено Синайское подворье в Киеве. На завещанном греком Стаматисом, жителем Киева, синайскому иером. Евгению небольшом участке земли (ок. 1738) была построена ц. во имя вмц. Екатерины, на сооружение которой иером. Евгений получил щедрые пожертвования по ходатайству Киевского митр. Рафаила. В 1744 г. Синод РПЦ, удовлетворив прошение Синайского архиеп. Никифора, утвердил эту церковь с ее земельным наделом за Е. в. м. Из Е. в. м. постоянно присылались для служения в этой церкви игумен, иеромонах и монахи. В 1748 г. при этом храме был учрежден мон-рь, к-рый в 1786 г., согласно табели о рангах, получил степень второклассного. В 1787 г. синаитам был передан Киевский Петропавловский мон-рь с оставлением за ними и прежнего подворья с церковью. От Киевского подворья Е. в. м. получал регулярные пособия ( Порфирий (Успенский). Синайский полуостров. 1848. С. 169; он же. Первое путешествие. 1856. С. 152-153). Самый удаленный из синайских приходов образовался в 1782 г. в Калькутте, где община греч. торговцев построила правосл. храм. В османскую эпоху устанавливаются регулярные связи Синая с Россией, к-рая становится одним из главных покровителей Е. в. м. Впервые синайские монахи (посольство архим. Климента) обратились за помощью к Василию III сразу после османского завоевания Египта ( Муравьев. 1858. С. 144-145; Каптерев. 1881. С. 365-367). Следующее известное по источникам посольство синаитов - с грамотами Александрийского патриарха Иоакима и Синайского архиеп. Макария - прибыло в Москву в 1558 г. (Россия и греч. мир в XVI в. М., 2004. Т. 1. С. 235-241).

http://pravenc.ru/text/189637.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010