Завершение схизмы в католической Церкви и возвращение Папского престола в Рим мало способствовало разрешению одного из крупнейших международных конфликтов средневек. Европы - Столетней войны (1337-1453). Триумфальные кампании англ. кор. Генриха V (1413-1422) в Нормандии, подкрепленные его дипломатическим успехом, привели к подписанию мира в Труа (1420), по к-рому англ. монарх признавался законным наследником франц. короны и регентом при больном франц. кор. Карле VI Безумном (1380-1422). Отказ М. признать условия этого договора позволил впосл. его преемнику папе Римскому Евгению IV (1431-1447) на Базельском Соборе провозгласить Карла VII законным королем Франции (1434). После смерти антипапы Бенедикта XIII в мае 1423 г. при поддержке Альфонса V, кор. Арагона, был избран др. испанец, антипапа Климент VIII (1423-1429). Ввиду того что М. отверг условия Альфонса V, предусматривавшие расширение королевских полномочий по распоряжению бенефициями и церковными доходами в его владениях, король отказался принять при дворе папского легата и запретил подданным обращаться в Рим. В результате переговоров (с 1427) папскому легату кард. Пьеру де Фуа удалось склонить Альфонса V к соглашению; значительную помощь в переговорах ему оказал королевский секретарь каноник Альфонсо (Алонсо) де Борха (папа Римский Каллист III в 1455-1458). После этого Альфонс V принудил Климента VIII отказаться от претензий на папскую тиару; поддерживавшие его кардиналы и гр. Жан IV д " Арманьяк также признали главенство М. Одной из важнейших задач М. была реформа папской курии, прежде всего объединение 3 курий, действовавших во время схизмы,- римской, авиньонской и пизанской. В целом папа стремился выполнять требования, выдвинутые Констанцским Собором: уменьшить число куриальных чиновников, исправить нравы в курии, отказаться от продажи должностей, исключить из курии мирян и т. д. Так, если в кон. 10-х гг. XV в. среди персонала 3 курий насчитывалось 18 секретарей, то к кон. 30-х гг. их осталось 4. Количество референдариев, ограниченное Констанцским Собором, при М., напротив, заметно выросло; утвердилось распределение референдариев между канцелярией милости (cancellaria gratiae) и канцелярией правосудия (cancellaria iusticiae), отвечавшими соответственно за разбор просьб и жалоб. В 1418-1420 гг. М. учредил в качестве самостоятельного органа датарию апостольскую , занимавшуюся распределением бенефициев и выдачей папских диспенсаций, а также реформировал апостольскую пенитенциарию и установил требование для адвокатов консистории не менее 3 лет преподавать право в ун-те. Буллой «In apostolicae dignitatis specula» от 1 сент. 1418 г. папа начал преобразования служб курии (писцов, аббревиаторов и т. д.) и трибунала Римской Роты (см. Rota Romana ); др. меры по упорядочению деятельности Римской курии, прежде всего в сфере судебных дел, были зафиксированы в буллах «Statuimus» (от 7 апр. 1421) и «Romani Pontificis providentia» (от 1424).

http://pravenc.ru/text/2562420.html

И действительно, в начале декабря Амвросий мог уже известить своего преосвященного корреспондента, что «Введение к Иерархии г. Журихин сегодня обещал прислать к вам прямо» и, без сомнения, послал. А от Евгения оно перешло в типографию и, таким образом, завершило 2-ю ч. Истории российской иерархии, которая была выпущена в свет в начале 1810 г. Как шло дело издания III-VI частей Истории российской иерархии, о том письменных свидетельств, подобных тем, коими мы сейчас пользовались, почти не сохранилось. Есть, однако, данные для утверждения, что чем печатание ближе подвигалось к концу, тем более принимал в нем участия Амвросий Орнатский , с 1812 г. архимандрит Новоспасского монастыря в Москве. Данными этими мы воспользуемся ниже. А теперь обратимся к письмам преосвященного Евгения к Анастасевичу, из коих увидим, между прочим, что первый, нашел в последнем нового помощника при составлении Истории российской иерархии, нашел, будучи уже калужским епископом. «Нашей Российской Иерархии, писал ему Евгений 19 апреля 1814 г., о сю пору напечатано уже 5 частей и печатается 6-я. Скажите, есть ли она у вас? Я бы доставил вам» (Древняя и Новая Россия, 1880 г., т. 18., стр. 344). Но чтобы доставить «Историю», преосвященный должен был прибегнуть к посредству Амвросия, который жил в то время в Москве всецело заведывал издательскою частию (ibid., стр. 346, 348 и 350, письма от 1 июля и 2 августа). Получивши «Историю российской иерархии», конечно, половины августа и не более 5-ти частей, – Анастасевич в письме к Евгению, до нас не дошедшем, сделал какие-то замечания на нее по просьбе самого же Евгения, – «просматривая сию книгу, не упускать уведомлять его об ошибках» (стр. 351) 117 . Замечания эти вызвали нашего историка на следующий ответ оправдательного характера: «Благодарю за ваше замечание на Историю Российской Иерархии. Она требует много поправок и дополнений; но при первом издании всего успеть было не можно. Карамзин 10 лет пишет: однако, беспрестанно поправляет, и я верю что успеет при такой осторожности» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Граф Г.М. Дебалмен командовал одним из пяти отрядов, кои находились в распоряжении П.А. Текелия при «атаковании» Сечи. Отряд этот находился у Нового Кодака (Скальковский, «Ист. Нов. Сечи»,, т. III, стр. 184, 2-е изд.). б) Аттестат дан сей, слободы Новых Койдак, церкви во имя Николая Чудотворца, священнику Феодору Фомичу в том, что во время квартирования здесь Днепровского пехотного полка с прошлого 1775-го года по сие число, видя от него усердное и прилежное попечение, изданного прошлого 1775-го года августа 3-го числа от Ее Императорского Величества, высочайшего манифеста старался всех тамошних жителей по духовенству приводить к сущему повиновению и послушанию, также и сам он во всем по церковному положению вел себя добропорядочно и никаких от него непорядков не происходило, в том по справедливости сим и свидетельствую. Койдаки, сентября 21 дня 1776 года. На подлинном подпись: Полковник Яков Либгольт. в) Аттестат Саксаганского воеводства Новокайдацкой церкви священнику Феодору Фомичу в том, что в бытность мою в сем месте вел себя так, как долг его чина и звания честного человека требует и никаких поступков против нынешнего положения сего края за ним не примечено, а напротив того, старался всячески исполнять со усердием, внушая каждому его дом, в чем свидетельствую. Дан в Новых Койдаках в 28 день сентября 1776 года. Ее Императорского Величества, всемилостивейшей Государыни моей от армии полковник и расположенного в линии Нового Кайдака деташамента командир (на подлинном подпись) Одоевский. 2. «Доношение» священнослужителей Саксаганского, Славянского и Ингульского уездов архиепископу Евгению Булгарису об избрании священника Феодора Фомича в протопопы Ясне в Боге Высокопреосвященнейшему господину Евгению, православному Архиепископу Славянскому и Херсонскому, нижайшее доношение. За бывшего Запорожья, оставались мы под Старокодацкой наместнией, коя находится в Самаре, а как ныне, по высочайшему ее Императорского величества благоволению, Запорожье уничтожено и духовное правление остается в Азовской губернии за рекой Днепром, то мы во время весеннее и осеннее за переездами чрез Днепр, по касающимся разным указным делам и своим необходимостям, претерпеваем немалые нужды; для того вашего высокопреосвященства нижайше просим отделить нас от того Старокодацкого правления благоволите быть особому по сию сторону реки Днепра, над имеющимися здесь церквами и священнослужителями правлению, для которого в произвождении всяких указных и прочих надобностей избрали мы, с общего нашего согласия, священника Новокодацкого, яко честного и добропорядочного, Феодора Фомича и вашего высокопреосвященства нижайше просим оного Фомича архипастырски благословить степенью протопопской, дабы мы вдаль простираясь время напрасно нужд не претерпевали.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Bednov...

и) Протоиерея С. К. Смирнова в 102 рубля – за лучшие кандидатские сочинения по русской церковной истории. – Присуждена кандидату Иванову Сергию за сочинение на тему: «Просветитель» преп. Иосифа Волоцкого ». i) Протоиерея А. М. Иванцова-Платонова, в 80 рублей – за лучшие кандидатские сочинения по церковной истории. – Выдана кандидату Загорскому Александру за сочинение на тему: «Критическое обозрение источников для истории богомильства». к) Архиепископа Димитрия (Самбикина) в 76 рублей – за лучшие кандидатские сочинения, посвященные преимущественно описанию жизни и деятельности в Бозе почивших иерархов отечественной церкви. – Назначение этой премии отложено Советом Академии до следующего учебного года. л) Профессора И. И. Корсунского в 65 рублей – за лучшие кандидатские сочинения по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета, греческому языку и его словесности, русской церковной истории или русской библиографии. – Присуждена кандидату Введенскому Михаилу за сочинение на тему: «Сотериология св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова». —29— м–н) Митрополита Московского Макария две премии, по 96 р. 60 к. каждая, – за лучшие семестровые сочинения студентов Академии, написанные ими в течение первых трех курсов. – Назначены кандидатам Академии Введенскому Михаилу и Куханову Александру, которыми были поданы все семестровые сочинения, назначенные Советом Академии, и из них более половины означено баллом 5 и не было ни одного, имеющего балл ниже 4. о) Протоиерея И. С. Орлова в 32 рубля – за лучшие успехи в сочинении проповедей. – Выдана кандидату Садовскому Евгению. п) Имени протоиерея А. В. Горского в 76 рублей (ныне, при первом присуждении, – в 95 рублей; учреждена на капитал, пожертвованный покойным о. протоиереем А. В. Никольским ) – за лучшее третное сочинение по догматическому богословию, древней церковной истории или литургике. – Присуждена студенту IV курса Кобранову Евгению за представленное им на III курсе третное сочинение по литургике на тему: « ποτπωσις преп. Феодора Студита и Διατπωσις преп. Афанасия Афонского в их взаимоотношении».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преподобномученица Евгения пострадала в III веке, при императоре Галлиене. Вместе с ней пострадали Прогасий, Вакинф и Клавдия. Евгения была дочь египетского правителя Филиппа и жены его Клавдии; отличалась красотой, и получила блестящее образование. Многие знатные лица искали ее руки, но она не хотела выходить замуж. Случайно прочитав книгу Деяний апостольских, она сделалась в душе христианкой, но таилась пред родителями. Однажды, совершая прогулку, в сопровождении евнухов Протасия и Вакинфа, святая научила их христианской вере и убедила поступить в монастырь. Сама остригла свои волосы, надела мужскую одежду, крестилась и вместе с евнухами поступила в мужской монастырь под именем Евгения. Родители долго искали дочь, но не нашли. Св. же Евгения вполне предалась иноческим подвигам. Случилось, что чрез 3 года ее жизни в монастыре умер настоятель, и братия просили ее занять настоятельское место. Что было делать Евгении? Она предложила братии принести Евангелие и, раскрыв,. прочитать, что откроется. Евангелие открылось на словах: «Кто хочет между вами быть первым, да будет вам слугой» ( Мф.20:26 ). И Евгения, увидев в этих словах Божие повеление, приняла игуменство и трудилась для всей брати. Господь удостоил ее дара чудотворения. Но скоро случилось со св. Евгенией тяжкое испытание. Исцеленная ей знатная александрианка Меланфия полюбила ее как мужчину, и соблазняла к плотскому сожитию. Когда же Евгения начала отвращать Меланфию от греха, то она оклеветала Евгению в том, что будто бы она соблазнила ее. Правитель приказал заключить в темницу Евгению со всеми иноками монастыря и многими христианами. Назначен был суд над всеми узниками и даже казнь им. Собралось множество зрителей. Чтобы оправдать не столько себя, сколько в своем лице иноков и христиан, Евгения объявила, что она женщина и дочь правителя. Правитель тотчас же признал в ней свой дочь. Какова же была радость для правителя, его жены и детей, когда нашлась Евгения, которую они так долго искали? Тогда все иноки и христиане были освобождены, и для христиан в Александрии настали мир и благоденствие. Но скоро донесено было императору, что Филипп покровительствует христианам, и его убили. После смерти отца Евгения собрала вокруг себя девиц и с ними проводила благочестивую жизнь, а мать ее устроила странноприимный дом, где служила больным и странникам, Евгения, Протасий и Вакинф обратили ко Христу многих, в том числе знатную римлянку Василлу. Когда же император Галлиен воздвиг гонение на христиан, то предал всех их смерти. Мощи святых мучеников почивают в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

—113— му из студентов II курса за третное сочинение, написанное им на I курсе по систематической философии и логике. Если в предшествовавшем учебном году не было сочинений по указанному предмету, то премия может быть назначена за третное сочинение по истории философии. 3) Устава духовных академий § 109, лит. б. п. 10. Определили : 1) Премию имени протоиерея А.В. Горского в 76 рублей назначить студенту IV» курса Академии Леониду Голубеву за представленное им на III курсе семестровое сочинение по догматическому богословию на тему: «Ценность для православного богослова книги М.В. Лодыженского «Сверхсознание», премию имени профессора А.И. Введенского в 19 рублей – студенту II курса Александру Протопопову за представленное им на I курсе семестровое сочинение по философии на тему: «Термин „умный“ и родственные ему в канонах двунадесятых праздников». 2) Денежные награды за отлично-хорошие успехи и поведение в минувшем 1915–1916 учебном году назначить следующим студентам: настоящего IV курса – Соловьёву Николаю, III курса – Доброву Петру и II курса – священнику Климентовскому Евгению – по 20 рублей каждому: IV курса – Гусеву Николаю, III курса – Донцу Илье и II курса – Баратову Алексею – по 16 рублей каждому; IV курса – Муравьеву Сергею и Лисицкому Николаю, III курса – Расторгуеву Андрею и Гражданскому Сергею, II курса – Голубеву Алексею и священнику Соколову Иоанну – по 10 рублей каждому; всего на сумму 165 рублей. 3) Постановления сии представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «25 окт. 1916. Исполнить, исключая 2 пункта 8 статьи». 1 октября 1916 года. Присутствовали : Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Макарий, Митрополит Московский и Коломенский, Преосвященный Ректор Академии Епископ Феодор, Инспектор —114— архимандрит Иларион и члены Совета Академии: сверхштатный заслуженный ординарный профессор М.Д. Муретов , ординарные профессоры – А.И. Алмазов , С.С. Глаголев , М.М. Тареев и Д.И. Введенский ; экстраординарные профессоры – И.В. Попов , священник Е.А. Воронцов, Н.Л. Туницкий, А.П. Орлов, протоиерей Д. В. Рождественский , священник В.Н. Страхов, священник И.В. Гумилевский и священник П.А. Флоренский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И тем не менее для поднятия нового крестового похода в Западной Европе не представлялось благоприятных условий. Прежде всего, во главе Римской Церкви было лицо, которое далеко не могло равняться с современником первого похода. К 1144 г. на римском престоле сидел Евгений III, человек, не отличавшийся ни большой силой воли, ни энергией, ни умом, не имевший широких политических взглядов. Евгению III предстояло бы, пользуясь властным положением Церкви, принять под свою руку дело защиты восточноазиатских княжеств, но к этому времени положение папы, даже в самой Италии, было далеко не властное, римский престол был жертвою партий. Евгений III недавно успел победить антипапу, нуждался в помощи германского короля и настоятельными просьбами призывал его в Италию. Кроме того, ему угрожало в Риме новое направление, вконец ниспровергавшее авторитет его. В Риме действовал проповедник, представитель философско-политического направления Арнольд Брешианский, ученик Бернарда, аббата Клерво. Как Арнольд Брешианский, так и его знаменитый учитель происходили из известной монашеской конгрегации монастыря Клюни и были выразителями идей, распространяемых этим монастырем. Арнольд столько же был политик-философ, сколько и проповедник. Его политические взгляды были основаны на демократическом принципе. Он боролся всеми силами своего красноречия и влияния против светской власти папы и против злоупотреблений, вкравшихся в церковный строй того времени. За Арнольдом следовал целый ряд проповедников-монахов, распространявших те же идеи. Проповедь Арнольда подняла целую бурю против папы. К тому же времени городовое движение, с его демократическим характером, особенно энергично охватило Италию. Во главе городов стоят не архиепископ, не светские феодалы и дворяне, а народ; воскресла и древняя форма правления – сенат и народ, воскрес даже античный термин «senatus populusque Romanus». Вместо устарелого устройства, вместо вассалитета и сюзеренитета, выдвигаются коммуны, которые в высшей степени неблагосклонно относятся к духовным князьям. Германский король Конрад III поставлен был также в затруднительные обстоятельства борьбою с Вельфами; он, в свою очередь, выжидал поддержки из Рима, надеясь, что папа пришлет ему корону и тем укрепит его шаткое положение на троне. Таким образом, нельзя было надеяться, что папа или король примут на себя инициативу второго крестового похода. Этой инициативы нужно было искать в другом месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Все же они не могут посвятить в епископа, а если бы и посвятили кого, то рукоположение такового не будет признано законным, как долженствующее совершаться только в Эчмиадзине, от тамошнего католикоса. Шопен. Истор. памятн. состоян. армян. области и проч. стр. 671, 672. Спб. 1852 г. Муравьев. Грузия и Армения ч. 2, стр. 57–58, 73, 76, 77. Спб. 1848 г. 211 Известно сказание о посольстве Авгаря, одного из царей Армении, и о нерукотворенном образе воплотившегося Сына Божия, известном под именем Убруса. Евсев. Церк. истор. кн. 1, гл. 13, стр. 49–56 Спб. 1848 г. 212 Евсев. Церк. истор. кн. 1, гл. 13, стр. 50. Спб. 1848 г. Никифор. Каллист. Церк. истор. кв. 2, гл. 44). Четьи–Мин. под 16 и 19 июня в под 21 августа. 213 Иннокент. Начерт. церк. истор. от. 1, стр. 136. Москва, 1842 г. По имени св. Григория и в память его, община армян называется еще григорианскою церковию. 214 Кто именно разсеевал эту мысль подлинно неизвестно. Патриарх Фотий указывает на какого-то Петра, Евфимий Зигабен – на Евканиоса Мандакунеса, Абул Фарадж – на Самуила Барсума. Полагают, что все эти лица, а не одно какое-либо, распространяли означенную мысль. Христ. чтен. 1845 г. ч. 2, стр. 116. 215 Так было на соборах армянских: каривском (в 629 г. при католикосе Ездре или Езрасе и греческом императоре Ираклие), ширакаванском (в 862 г. при католикосе Захарии I в княжение Амода и при греческом патриархе Фотие) и громклском (в 1179 г. при армянском патриархе Григорие Дха). Добронрав. Вероуч. армян. церкви: Духовн. бесед. 1858 г. стр. 338–344. Спб. 216 Известно, что римский первосвященник Иннокентий II (1130–1143 г.) писал дружественное послание к армянскому католикосу Григорию III, который в 1141 г. был на латинском соборе в Иерусалиме, а в 1145 г. отправлял к Евгению III посольство, которое, впрочем, не имело дальнейших последствий. Барон. Церк. летопис. под 1145 годом, чл. 23, 24. 217 Доказательством сего служат особенно сношения армянских католикосов с православным Востоком: Григория III (1113–1165 г.), его брата Нерсеса (1166–1173 г.) и их племянника Григория IV (1173–1193 г.), при греческом императоре Мануиле Комнине (1143–1180 г.). А. Худобашева в Истор. памятн. вероуч. армян. церкви, относ. к XII стол. стр. 119–280. Спб. 1847 г. 218 Его надобно отличать и от патриарха православного, живущего в Дамаске (христ. чтен. на 1858 г. ч. 1, стр. 154), и от патриарха латинского или маронитского, имеющего свое местопребывание в монастыре антурском или канобинском. Справоч. энцикл. словар. т. 7, стр. 479. Спб. 1853 г. 219 Ассеман. Разсужд. о монофизитах: Восточн. библиот. т. 2, § 8 и след. Лекеп. Восток, христианск. т. 2, стр. 1343. Париж, 1740 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Евгению III предстояло бы, пользуясь властным положением церкви, принять под свою руку дело защиты восточно-азиатских княжеств, но к этому времени положение папы, даже в самой Италии, было далеко не властное, римский престол был жертвой партий. Евгений III недавно успел победить антипапу [ 4 ], нуждался в помощи Германского короля [ 5 ] и настоятельными просьбами призывал его в Италию. Кроме того, ему угрожало в Риме новое направление, окончательно ниспровергавшее его авторитет. В Риме действовал проповедник, представитель философско-политического направления, Арнольд Брешианский [ 6 ], ученик Бернарда, аббата Клерво [ 7 ]. Как Арнольд Брешианский, так и его знаменитый учитель происходили из известной монашеской конгрегации монастыря Клюни [ 8 ] и были выразителями идей, распространяемых этим монастырем. Арнольд столько же был политик-философ, сколько и проповедник. Его политические взгляды были основаны на демократическом принципе. Он всеми силами своего красноречия и влияния боролся против светской власти папы и против злоупотреблений, вкравшихся в церковный строй того времени. За Арнольдом следовал целый ряд проповедников-монахов, распространявших те же идеи. Проповедь Арнольда подняла целую бурю против папы. К тому же времени городовое движение, с его демократическим характером, особенно энергично охватило Италию. Во главе городов стоял не архиепископ, не светские феодалы и дворяне, а народ; воскресла и древняя форма правления — сенат и народ, воскрес даже античный термин " senatus populuaque Romanus " [ 9 ]. Вместо устарелого устройства, вместо вассалитета и сюзеренитета выдвигались коммуны, которые в высшей степени неблагосклонно относились к духовным князьям. Германский король Конрад III [ 10 ] также был поставлен в затруднительные обстоятельства борьбой с Вельфами [ 11 ]; он в свою очередь выжидал поддержки из Рима, надеясь, что папа пришлет ему корону и тем укрепит его шаткое положение на троне. Таким образом, нельзя было надеяться, что папа или король примут на себя инициативу Второго крестового похода.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Судя по сим его качествам и по тогдашним обстоятельствам славенорусские церкви, кажется, сему митрополиту должно приписать находящееся при некоторых славянорукописных Кормчих книгах, а у Герберштейна в латинском переводе напечатанное (De rebus Moscow, 1600 г., pag. 30) весьма благоразумное послание к папе с опровержением разногласий римской церкви и с увещанием обратиться к православию. Вступчивость папы за Изяслава и посольство его к нему и к брату его, Всеволоду, могли быть поводом к сему посланию, в котором с самого начала упоминается, что папа спрашивал всероссийского митрополита о православии веры чрез посланного от себя епископа. В каталоге киевских митрополитов, (Московский Люб. Мес., 1776 г., стр. 71) сказано, якобы послание сие писал уже киевский митрополит Иоанн IV, скончавшийся в 1166 г., к папе Александру III. Но на чем сие мнение основано, не известно. Ибо в надписи послания означено в рукописях и у Герберштейна только: «Иоанн митрополит русский архиепископу римскому», не именуя его и не означая леточисления. А об Иоанне IV летописи наши не говорят ничего такого, из чего бы можно заключить о переписке его с папою Александром III. В вышеупомянутых рукописных Кормчих и у Герберштейна в латинском переводе находится еще собрание нескольких казуистических правил и вопросов с ответами, приписуемых митрополиту же русскому Иоанну, прозванному пророком. К какому из 4-х Иоаннов оные собственно приписать должно, не известно. А пророком в летописях ни один из них не назван. Но судя потому, что митрополит Иоанн I, бывший еще при Владимире великом, не видно, что бы писал что-нибудь; Иоанн III был, как говорит Нестор, «муж не книжен и умом прост» и чрез год по вступлении на митрополию скончался; a Иоанн IV так же, но летописям, не замечен в учености, кроме того, что сказано о нем в Киевском каталоге, и 2 года только управлял, то следует и сии правила приписать Иоанну II. Есть еще в рукописях его же «послание к некоему Иакову черноризцу». Как, по-видимому, не убедительны казались все эти аргументы и выводы самому Евгению, однако чрез несколько лет от них он отказался и вот что писал об Иоанн II и Иоанн IV в своей «Истории киевской иерархии» (1825 г.): Uoahha II «называли пророком (кто не говорит), конечно, за святость и прозорливый ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010