ВЕРА (раздел). – С.26-44. Читаем Писание: Читаем Евангелие вместе с Радио «Вера» . Ежедневно на Радио «Вера» священники комментируют тот отрывок Писания, который читается в храме. Журнал «Фома» публикует текстовую версию выпусков «Евангелия дня», а послушать программу можно на сайте radiovera.ru. С каким страхом связано неумение прощать ? Евангелие от Матфея, глава 6 [Мф 6:14-21] . Комментирует протоиерей Павел Великанов : «Возможно, это прозвучит укоризненно, но о непрощении мы знаем гораздо больше, чем о прощении. Большей частью мы живем в непрощении, пропитаны им, с каждым вдохом и выдохом непрощение циркулирует внутри нас. Мы настолько к нему привыкли, что — нет ничего удивительного — совсем его не замечаем. Более того: нам даже страшно представить, во что превратилась бы наша жизнь, если вдруг, по мановению волшебной палочки, всё наше непрощение было бы мигом изъято из нас. Чем тогда жить?  О ком говорить? Кому предъявлять претензии? Кому перемывать кости? О чем злорадствовать? По какому поводу себя жалеть? Чем защищаться от исполнения заповедей, если не обидой? Да стоит только на минуту допустить, что вокруг меня нет ни одного виноватого по отношению ко мне человека, а только я, я сам, и являюсь единственным источником всех моих бед и злоключений — да от такого шквала нахлынувшей вины как не потонуть в бездне отчаяния?..   Чего же мы так боимся? Беспомощности и уязвимости. А так где-то подспудно да и греет душу едва заметная мысль: я-то, конечно, далеко не святой, но не такой уж и мерзавец, как все эти — а далее по списку. Церковь, читая эти строки Евангелия в преддверии Великого поста, предлагает нам сделать очень важный шаг. Довериться Богу. Распахнуться навстречу Ему. Выбросить из-за пазухи камень непрощения. Поверить в то, что Господь нас любит вовсе не за нашу  мнимую, самодельную праведность...». Фото Марии Дрозд//Фома. - — август 2023. - С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Читаем Писание »). Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), научный руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Мученик Юрий (Новицкий). 10.11.1882-13.08.1922. На фото: Юрий Петрович Новицкий; 1-й «этаж смертников» первого исправдома, Петроград; Последнее фото 5.07.1922. Юрий Новицкий — восьмой справа во втором ряду//Фома. - — август 2023. – С.28-31. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-244-...

Чтение текста по Библии с изъяснением и на память cm. 1–4. 1. Кого нужно разуметь под Отроком Господним? – Многие из Иудейских и протестантских толковников под «отроком» Господним в этом пророчестве разумеют весь народ иудейский в его будто бы всемирном значении по отношению к народам языческим, и в подтверждение этого ссылаются на перевод LXX-mu, в котором изображаемый «отрок» назван «Иаковом», «Израилем», именно именами, которыми в этом отделе книги пр. Исаии (40–48) часто называется весь народ Еврейский. Но, во-первых, чтение перевода LXX-mu и славянского текста в данном случае неверно, потому что в еврейском подлиннике и в Евангелии от Матфея (12:18) нет имен: Иаков, Израиль; во-вторых, свойства и действия этого отрока Господня таковы, что не могут быть приложимы к собирательному лицу, к народу Израильскому, особенно, напр., предназначение его Богом «дать в завет рода Израилева» ( Ис.42:6 ). Посему несомненно верное определение, кого нужно в этом пророчестве разуметь под Отроком Господним, дает евангелист Матфей, относящий это пророчество в Иисусу Христу (12:15–17), Который один только и есть ходатай нового завета между Богом и человеками: народом Израильским и всеми другими народами. 2. Какой суд имеет утвердить Отрок Господень на земле? – Из содержания самого пророчества видно, что это – суд нравственный и для раскаянных грешников благодатно оправдывающий, исцеляющий и спасающий их от духовных болезней и греховного омертвения. Евангелист Матфей, относя это пророчество к Иисусу Христу, приводит его именно по поводу того, как Христос милостиво исцелил множество больных и запретил им объявлять об этом ( Мф.12:15–21 ). Исцеления же Иисусом Христом телесных недугов имели, между прочим, значение прощения грехов, как, напр., для Капернаумского расслабленного ( Мк.2:5 ), для 38-летнего расслабленного в Иерусалиме ( Ин.5:14 ) и других. Да и сам Господь о таком суде Своем говорил: «на суд пришел Я в мир сей, чтобы не видящие видели, а видящие стали слепы» ( Ин. 9:39 ). Пример такого суда Господь явил над женщиной, взятой в прелюбодеянии ( Ин.8:2 ). Но отношению вообще ко всем людям («народам») такой оправдывающий пред Богом суд ( – «оправдание») совершился страданиями Иисуса Христа, вследствие чего все получили возможность вступить в завет с Богом, исцелиться от слепоты духовной и избавиться от уз греха, смерти и ада ( Ис.42:6 и 7). По отношению к частным лицам, к кающимся грешникам, этот оправдывающий суд Господа, Отрока Господня, продолжается всегда и совершается в Церкви чрез таинство покаяния и другие таинства. § 25. Гл. 44:28–45:8 и 13: пророчество о Мире

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   Умершие сами по себе ничего не могут принести Господу Богу за свои грехи. После смерти нет покаяния (см.: Пс. 6:6). После смерти, по словам блаженного Августина, «время делания от нас уже отлетело». Помочь усопшим в этом можем одни мы, живущие на земле. Если мы будем усердно молиться об умерших, поминать их, то, по нашей молитве, Господь может простить им грехи, избавить от ада и доставить им райское блаженство со святыми1. Мы просим Господа, чтобы Он помиловал умерших, простил им всякое согрешение, вольное и невольное. А что просится во имя Господа, то, по словам Спасителя, дастся нам. Еже еще что просите (от Отца) во имя Мое, то сотворю (Ин. 14:13). Вся, елика еще воспросите в молитве верующе, приимете (Мф. 21:22). Молитва церковная есть такая великая сила, которая проходит небеса к Престолу Вседержителя; она нисходит и до бездны ада, изводит оттуда на свободу заключенных; она возносится Богу во имя возлюбленного Единородного Сына Его, принесшего Себя в жертву за грехи всего мира. Самое важное и самое великое средство облегчить участь умерших есть принесение за упокой их Бескровной Жертвы, что совершается за обедней. Здесь Сам Господь наш Иисус Христос, в Пречистых Тайнах Тела и Крови Своей, приносится в жертву за всех. Своей Кровью Он ходатайствует пред Отцем Небесным о прощении грехов усопших. Из подаваемых нами к проскомидии просфор вынимаются частицы за усопших. Частицы эти влагаются в самую Чашу Тела и Крови Христовой и омываются этой Христовой Кровью. Вместе с тем этой же Пречистой Кровью омываются и души тех, за кого эти частицы вынимаются. «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею» — так молится священнодействующий, погружая в Святейшей Крови Сына Божия частицы за усопших.    Как правильно поступаем мы, когда подаем к проскомидии просфоры для изъятия из них частиц за умерших! Святитель Кирилл Иерусалимский говорит: «Превеликая польза будет душам, о которых приносится моление, когда предлагается Святая и Страшная Жертва». «Кровь Иисуса Христа, Сына Божия», в которую за Литургией опускаются вынутые на проскомидии частицы за умерших, очищает...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В завершение периода подготовительных недель к Святому и Великому посту, т.е. в период Триоди Постной, Церковь устанавливает, чтобы чтение Евангелия в последнее воскресенье перед постом (Мф. 6, 14-21) содержало набор простых и практических предложений об истинном значении поста и воздержания. Действительно, мы видим в этом евангельском чтении Господа, учащего Своих слушателей – а с ними и благочестивых во все времена верующих – тому, как должны вести себя люди в период поста.      Прежде всего, подчеркивается основополагающее значение прощения. Если человек хочет подготовиться к получению прощения своих грехов, он должен хорошо знать, что, в первую очередь, ему надлежит самому простить несправедливые поступки, совершенные против него. Если он не в состоянии отпустить грехи своему ближнему, тогда пусть не надеется на то, что Бог услышит его молитвы и простит его беззакония. Ведь Христос ясно говорил Своим ученикам, что осуждение расценивается как тягчайший грех перед Богом. И далее, на протяжении всей христианской традиции, утверждалось, что прощение есть один из основных истинных принципов христианской морали. Действительно, Авва Маркос говорил, что истинное знание вещей находится в терпении приходящих временами невзгод, а также в необвинении других в личном несчастье. Также не придается значения внешнему виду тех, кто пребывает в борьбе поста. Поскольку некоторые благочестивые люди, возможно, окажутся тщеславными, Христос подчеркивает здесь, что те, кто живет умеренной жизнью, не должны выглядеть огорченными и утомленными, чтобы произвести впечатление на окружающих. Борьба человека касается исключительно его самого и его отношений с Богом. Таким образом, в этом деле не должно быть места лицемерию и гордости. Верующему следует стремиться не к приобретению восхищения и похвал других, а к подлинному и значимому общению с Богом. Также должно всегда – особенно в этот период – все бытие обращать к Небу. И лучший способ такого обращения нашего к Небесной родине – перестать заниматься исключительно самими собой и своими повседневными делами, а заботиться больше о страждущих братьях наших. Таким образом, мы “вкладываем” в Небо, в сокровища вечности, которые защищены от угрозы мирского распада, разрушительно влияющего на стяжание мирских благ в нашей повседневной жизни. Совершая угодные Богу поступки, мы получаем доступ в Царство Божие, в то время как заботы о мирских благах оказываются тщетными, потому что всемогущее время и условия жизни распоряжаются так, что мирские ценности имеют временный и тленный характер.

http://pravoslavie.ru/68962.html

Пост освобождает нас от порабощения греху, от плена «этого мира». Но в Евангельском чтении последнего воскресения говорится об условиях этого освобождения (Мф. 6,14 — 21). Первое условие — пост: отказаться от того, чтобы считать желания и требования нашей падшей природы нормальными; усилие освободить дух от диктаторской воли плоти, материи. Но для того, чтобы пост наш был настоящим, подлинным, надо, чтобы он не был лицемерным, «показным». Источник: Протопресвитер Александр Шмеман «Великий пост». М., 1999. Теперь только несколько дней осталось до начала Поста. Уже в течение мясопустной недели, завершающейся Прощенным Воскресеньем, два дня, среда и пятница, стоят как бы отдельно, они уже совершенно « великопостные «: в эти дни не полагается совершать Божественную литургию и весь порядок богослужений имеет особенности, относящиеся к Посту. В среду на вечерне поется прекрасная стихира, приветствие Посту:    Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо себя, братия, от всякия скверны, Светодавцу поюще рцем: Слава Тебе, Едине Человеколюбче.  Наступила весна Поста! Свет покаяния; очистимся, братия, от всякого зла, воспевая Светодавцу (Подателю Света) Слава Тебе, Едине Человеколюбче!          Суббота Мясопустной недели посвящена памяти всех «мужей и жен подвигом поста просветившихся (спасшихся) «: святые, примеру которых мы должны следовать, учат нас трудному пути, трудному искусству поста и покаяния. Мы не одни, начиная подвиг Поста: « Восхвалим собор святых Отцов! Антония Великого, Евфимия Великого и всех их собратий, проходящих по жизненному пути своему, как будто сквозь райскую сладость… »     У нас есть помощники и примеры: почитаем ваш пример, святые Отцы! Вы научили нас истинному пути; благословенны вы, потому что вы поработали для Христа…     Наконец наступает последний день, обычно называющийся « Прощенным Воскресением «; но мы не должны забывать его второго литургического названия: « Изгнание Адама из рая «. Это название действительно подводит итог всему подготовлению к Посту. Теперь мы знаем, что человек был создан для жизни в раю, для того, чтобы знать Бога и общаться с Ним. Грех лишил человека этой блаженной жизни, и существование его на земле стало изгнанием. Христос, Спаситель мира, отворяет двери рая всякому, кто идет за Ним, и Церковь, показывая нам красоту Его Царства, превращает нашу жизнь в паломничество к небесному отечеству. Итак, в начале Поста мы уподобляемся Адаму:

http://pravmir.ru/tolko-neskolko-dnej-do...

Неделя о Страшном Суде (мясопустная). Чтобы грешники, понадеясь лукаво и неразумно на милосердие Божие (ср. смысл предыдущей недели), не впали в беспечность и нерадение, св. Церковь напоминает им теперь о Страшном Суде, ожидающем в конце времен все человечество, и о правосудии Божием. Бог милосерд, это правда, но и правосуден. На утрене продолжается пение «На реках вавилонских...». Неделя эта называется «мясопустом», потому что после нее дни пустыми от мяса бывают, то есть вкушение мяса прекращается. Среда и пяток сырные. Служба постная, приближающаяся к великопостной. На вечерне, великом повечерии (на нем отпуст малый), полунощнице, утрене, часах и так далее  –  великие поклоны. Литургии в эти дни нет. По подобию сплошной недели, в противовес некоторым еретикам, св. Церковь разрешила в эти два постных дня вкушать сыр и яйца, откуда и вся седмица получила наименование сырной.  Суббота сырная. Память всех преподобных отцов и матерей, в подвиге поста просиявших. Утреня с великим славословием. Обратить внимание на канон и особенно на 7-ю его песнь. Неделя сыропустная (Прощеное воскресение). Строгость службы и поста до сих пор все время постепенно усиливалась. В предшествующую седмицу служба совершалась чуть ли не окончательно великопостная и мясо уже отсутствовало. Теперь приготовление Церковью своих чад к воздержанию достигает предела. Ее стихиры и другие песнопения на этот день  –  сплошной гимн воздержанию и посту. Внимание молящихся все время поддерживается на значении и ценности последних и на пагубных следствиях противоположных страстей. Всего этого Церковь достигает как нельзя лучше тем, что берет поразительнейший и плачевнейший пример, грехопадение Адама, и живописует этот поступок (акт) величайшего невоздержания самыми яркими красками. (Ср. особенно славник стихир на Господи, воззвах: «Седе Адам прямо рая».) В неделю сыропустную  –  заговение на сыр и яйца. В этот день, после малого повечерия (с великими поклонами и молитвою «Владыко Многомилостиве...»), бывает древний обряд взаимного прощения. (Ср. начало нынешнего литургийного Евангелия: Мф.6:14–21 .)

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В Евангелии о Страшном суде мы читаем, как Господь говорит: «Ты не накормил Меня, когда Я был голоден; ты не напоил Меня, когда Я жаждал; ты не посетил Меня, не навестил, когда Я был больной и в темнице, не одел Меня, когда Я был нагой» (ср.: Мф. 25: 35–36). И люди спросят: «Господи, когда мы Тебя видели больным, алчущим, жаждущим, в темнице, нагим?» Что делает Христос? Христос ставит знак равенство между Собою и любым другим человеком. Он говорит: «Так как вы не сделали это одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25: 45). Вот в этом заключается универсальность христианства: служа любому человеку, мы служим Самому Христу. Ибо каждый человек – это достоверная икона Бога, ибо Бог создал человека по образу и подобию Своему (Быт. 1: 26). Входя во время Великого поста и осознавая, что пост – это настоящая весна для души, главной целью поста мы имеем покаяние. Собственное исправление, которое должно начаться с осознания собственной оскверненности, греховности и доброго взирания на других людей, доброго отношения к ним. И во время поста нам надо молиться и просить Бога о том, чтобы нам видеть свое собственное согрешение, как увидели свое состояние Закхей, блудный сын, мытарь, и не осуждать брата своего. Пусть течение поста принесет нам благословение и сообщит нам начатки подлинного покаяния. Рейтинг: 9.6 Голосов: 2121 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ирина 14 марта 2016, 13:21 Хотелось давно понять - почему в Прощёное воскресенье говорят " Бог простит и я прощаю " , потому что в буквальном смысле получается уравнивание себя с Богом, батюшки, конечно, пишут, говорят и объясняют, что смысл другой, но фраза все равно смущала. А вот сегодня прочитала, что полная фраза должна быть " Да простит тебя Бог и я прощаю " и она как раз полностью передаёт нужный смысл, что мы и сами прощаем и молим Бога простить. А вот фраза " Бог простит " она для священников, ибо у них есть власть " вязать и разрешать " и они эту фразу говорят проявляя смирение, как бы подчеркивая что не они, а Бог. Видимо мирские повторяли за батюшками не вникая, вот смысл и потерялся. Все конечно как пишут в интернете ИМХО то есть личное мнение, но мне очень помогло и может ещё кому пригодится.

http://pravoslavie.ru/91219.html

Изречение Господа в Евангелии Лк.14:12–14 , по объяснению Штира, представляет исправление места из Товит.2:2 21 . Но последнее место не требует исправления, поскольку Товит внушает своему сыну любовь ко всякому из братьев своих даже бедному, какую заповедь даёт и апостол Павел относительно присных по вере ( Гал.6:10 ); и как Господь повелевает в притче звать на обед не богатого, который может отплатить, но бедного, так и Товит. В Сир.28:2–5 книги Иисуса сына Сирахова не выражается никакого недоумения, которое было бы разрешено 22 в Евангелии Мф.6:15 ; Мк.9:25 ; здесь та же мысль, что и в Евангелии: нужно молиться о прощении своих грехов, примирившись с другими. Кэрль прав, признавая вместе с Толлуком, указанные изречения Господа оригинальными 23 , так как они, – прямое следствие пятого прошения молитвы Господа. Наконец, в 2Кор.7:10 ( δ το κσμου λπη ϑνατον κατεργζεται) Штир видит 24 подтверждение слов Сираха Сир.30:23–24 ; Сир.38:18 (πολλος γρ πλεσε λπη.., π λπης γρ κβανει ϑνατος). Апостол, высказывая свою радость о том, что его послание произвело в коринфянах печаль ради Бога, т. е. скорбь об удалении от Бога, о преступлении закона Божия, сопровождаемую раскаянием, противополагает этой печали ради Бога печаль мира, которая означает сожаление о потере денег, славы, удовольствий и других предметов мира сего и сопровождается смертью . Этот контраст делает апостол конечно не с той целью, чтобы подтвердить изречение Сираха, а чтобы яснее представить благие плоды раскаяния, – печали ради Бога. Исследование некоторых наиболее главных мест первой группы не привело нас к тем результатам, к которым пришёл Штир, благодаря лишь натянутым и произвольным сближениям; мы не заметили здесь, чтобы новозаветные священные писатели делали намёки и указания на неканонические книги Ветхого Завета с целью произвести исправление в них. Те же натяжки в сближениях, тот же произвол в выводах замечается у Штира при сопоставлении большей части параллельных мест второй группы 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Speran...

Год со старцем архимандритом Иоанном (Крестьянкиным).  21 декабря Прости всем Но как любить грешника, как любить нелюбовного к нам, как любить врага? И Господь приходит на помощь. Он дает нам молитву Господню, и мы каждый день слышим: «...и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим...» Этой молитвой Господь говорит нам: посмотри на себя, — ведь ты и есть тот самый должник, которому надо оставить долг: — это ты и есть тот самый грешник; — это ты нелюбовный — любишь по выбору; — это ты — чей-то враг: ты кого-то обидел, кого-то презрел, кого-то уничижил. Это ты сам нуждаешься в прощении, сам нуждаешься в снисходительной любви. И звучат слова Евангелия: «...если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6,14–15). Простите всем всё и вся, и прощены будете. Простите, и спасены будете, и наследуете рай. Из слова в Неделю сыропустную 21 декабря 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/28743.html

Иными словами, мириться с грехом против нас и закрывать на него глаза — это определенно не христианский путь. Общаться как ни в чем ни бывало с тем, кто сделал нам явное зло и не исправился — такого требования тоже нет в Евангелии. Важно, чтобы человек попросил у нас прощения (если мы говорим о христианине), хотя бы с нашего напоминания. Но отсутствие покаяния с его стороны не избавляет нас от обязанности иметь прощающий настрой (готовность дать это прощение), и тем более, не быть злопамятными. Ведь и Бог всегда готов простить согрешивших против Него, хотя и не все готовы принять это прощение из-за своей нераскаянности. Как-то трудно Вас понять, Ольга. В молитве Господней мы обращаемся к Богу: и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим ( Мф.6:12 ). А как же можно не прощать, если Господь этого от нас требует? И еще: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. ( Мф.6:14,15 ) Напомню и притчу о двух должниках. Она показывает, что прощение наших грехов стоит в прямой зависимости от того, как мы прощаем ближним: Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. ( Мф.18:21–35 )

http://azbyka.ru/vopros/vseh-li-proshhat...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010