Евангельские воскресные чтения, вводящие нас во дни Великого поста Их главный смысл и назначение Протоиерей Олег Стеняев «Поэтому мы праведны, когда исповедуем себя грешниками и когда наша праведность состоит не в наших заслугах, но в помиловании Божием» (Блаженный Иероним в Dialogue contra Pelagianos, кн. 1)      Евангельские воскресные чтения, предваряющие наше вхождение во дни Великого поста , открываются чтением Евангелия о Закхее (Лк. 19, 1–10), рассказывающего нам о самом плохом человеке в городе Иерихоне, Закхее, который был «начальник мытарей» (Лк. 19, 2) – то есть, будучи коллаборационистом, собирал подати для языческих оккупантов с собственных соотечественников. Следующее Евангелие о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10–14) рассказывает о самом плохом прихожанине Иерусалимского храма (мытаре). За ним идет воскресное Евангелие о блудном сыне (Лк. 15, 11–32), рассказывающее нам о самом слабом звене в жизни семьи (блудном сыне). Далее, воскресное Евангелие о Страшном Суде (Мф. 25, 31–46) поставляет нас на Суд последнего Дня. Тогда как следующее воскресенье предлагает Воспоминание Адамова изгнания, оно же называется: Прощеное воскресенье (Евангелие ПрощенияМф. 6, 14–21). Композиционно все эти темы более чем взаимосвязаны. Главная цель и назначение любого поста – покаяние и молитва Евангельские чтения, таким образом, предлагают нам темы для их седьмичного осмысления – «Неделя о…», где первая группа тем (о Закхее, мытаре и фарисее и блудном сыне) как бы сообщает нам: если мы худшие жители в городе, самые плохие прихожане и самые слабые звенья в собственных семьях, то самое время нам положить в течение Великого поста начатки покаяния, так как главная цель и назначение любого поста – покаяние и молитва. Следовательно, следующая группа евангельских воскресных чтений (о Страшном Суде и Прощении) ставит нас перед необходимостью позаботиться о собственных последних днях в надежде – через покаяние – возвращения в Рай Сладости.   Только в Боге грешник может обрести избавление от собственного греховного прошлого

http://pravoslavie.ru/100709.html

Хотя, поскольку таков нам подобаше архиерей и не должно превозносить доблесть мужа мудрого «яко да и прочие видят добрые дела его и прославят Отца, Иже на небесех» ( Мф.5:16 ). Прощение Мы обязаны всячески молиться за творящих нам напасть Вы изволите вопрошать мою худость, дабы Вас научить терпению, простить обидящих и враждующих Вас; а как нас научает Спаситель наш Иисус Христос в Евангелии от Матфея: «Аз же глаголю вам не противиться злу: но аще тя кто ударил в десную твою ланиту, обрати ему и другую. И хотящему судитися с тобою и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу. И аще кто тя поймет тя поприще едино, иди с ним два. И еще аз же глаголю вам: любите враги ваша, благословляйте клянущыя вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся зло творящим вам ни за что, и изгоняющим вы, яко да будите сынови Отца вашего, Иже есть на Небесе; яко солнце свое сияет на злые и благия и дождит на праведныя и неправедныя» ( Мф.5:39–41, 44–45 ). Итак, внимая сему евангельскому учению, мы обязаны всячески молиться за творящие нам напасть. Такожде подтверждает св. апостол Павел, пишет к Римской церкви: «Ни единому же зла за зло воздающие, промышляющие добрая пред всеми человеки. Мир имейте, не себе отмщающие, возлюбленные, но дадите место гневу. Писано бо есть: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь. Аще убо алчет брат твой, ухлеби его. Сие бо творя, угли огненнии собираете на главу его. Той не побежден бывает от зла, но побеждает благим злое» ( Рим.12:17–21 ). И да видим, прелюбезнейшие, каковое нам утешение преподает Сам Спаситель Господь наш Иисус Христос. И возлюбленный Его ученик св. апостол Павел, просветитель вселенной, ясно научает, как нам поступать с обидящими и ненавидящими нас. И в дополнение вседневной Евангельской молитве (т.е. Отче наш ) всегда читаем: «И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго» ( Мф.6:9, 12–13 ). Стих 14 и 15-й: «Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный. Аще ли не отпущаете человекам согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешения ваши».

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Но страдание связано не с одним только социальным неравенством. Господь проявляет милосердие к презираемой грешнице, надо думать, блуднице (7:36—50), и к ненавидимым мытарям (19:1—10). Притчи гл. 15 о милосердии Божьем сказаны Им в ответ на соблазн, который вызывало среди фарисеев и книжников Его общение с мытарями и грешниками (ср. 15:1—2 и слл.). Исцеление слуги Капернаумского сотника (7:1—10) и воскрешение сына вдовы Наинской (7:11—16) должны быть понимаемы, опять-таки, как проявление милосердия к опечаленному сотнику и скорбной матери. Являя любовь делом и свидетельствуя о любви Отца Небесного, Господь призывает к любви и учеников. Притча о милосердом Самарянине (10:30—37) не имеет параллели у других Евангелистов. И, наконец, последнее наблюдение: Лк. есть Евангелие молитвы. В нем повторно упоминается молитва Самого Господа в ответственные моменты Его служения (ср. 3:21; 6:12; 9:18; 9:1) и др.), и Господь опять-таки, повторно, научает молитве Своих учеников (11:1—13; 18:1—14). Можно было бы привести и другие наблюдения. Но и эти дают материал для выводов.    Христианское благовестие есть благовестие спасения. Это касается и Лк. Но спасение можно понимать по-разному. Мы видели, что в Мк. спасение есть спасение от богопротивного мира. Этот аспект спасения наблюдается и в Лк. Он слышится в библейской цитате песни Захарии (Лк. 1:71) и в притче о житницах (12:13—21). Аскетические ноты звучат в Лк., может быть, сильнее, чем у других синоптиков. В лучших текстах призыв к отречению только в Лк. распространяется и на жену (ср. 14:26). В Мф. спасение есть спасение от греха (ср. 1:21). В Лк. наблюдается и этот аспект спасения. Спасение, выражающееся в прощении грехов, возвещается, опять-таки, в песне Захарии (1:77). Сюда же относится, в рассказе о Марфе и Марии, ублажение Марии (10:41—42) и все нравственное учение Евангелия. Но для Луки показательно не спасение от мира и не спасение от греха, а спасение от страдания. Мы отметили внимание к страданию, которое проходит через все Евангелие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3485...

Милость есть научение неведущих. Так, Св. Ап. Павел говорит о сей обязанности Христиан: «утешайте друг друга и созидайте кийждо ближняго» ( 1Фес.5:11 ). «Молим вы, братие, вразумляйте безчинныя» ( 1Фес.5:14 ). И опять: «Да разумеваем друг друга в поощрении любве и добрых дел» ( Евр.10:24 ). Таковое научение заключает в себе, как всякое, вообще, полезное, наставление ближнему, так и, особенно, руководство его к познанию Веры, Закона Божия и заповедей Христианских. Милость есть утверждение колеблющихся. Это бывает, когда подается ближнему полезный совет и делается благовременное предостережение от какой-либо опасности. Так учит о сем Св. Ап. Павел: «молим вы, братие, утешайте малодушныя, заступайте немощныя» ( 1Фес.5:14 ). Милость есть утешение печальных. Это самое разумеет Св. Ап. Павел, когда заповедует Христианам не только «радоваться с радующимися, но и плакать с плачущими» ( Рим.12:15 ). Так, любовь не оставляет ближнего ни в каком состоянии. Она разделяет не только благополучие его, но и скорбь, и утешает его, когда он или находится в печали, или терзается унынием, или претерпевает несчастия, или удручается болезнями, или преследуется врагами. Милость есть прощение обид и воздаяние благим за зло. Ничто столько не украшает Христианина, как таковая милость; и ничто столько не полезно в общежитии, как такое расположение сердца. Кто исчислит все неприятности, укоризны, досаждения, насмешки, клеветы, обиды, притеснения, злодейства, которыми каждый почти из нас осыпается в общежитии? Если бы каждую обиду преследовать действием человеческих законов; то не достало бы на земле ни судилищ, ни судей. Посему-то Господь преподал Своим верующим закон милости, которым мгновенно решаются все неудовольствия и распри, самым, притом, выгодным для обеих сторон образом. «Отпущайте, – говорит, – и отпустят вам» ( Лк.6:37 ). Посему-то повелевает Он «отпущать брату согрешения не до седми крат, но до седмьдесят крат седмерицею» ( Мф.18:22 ). Посему-то заповедует не только прощать, но и «любить врагов, благословлять клянущих, добро творить ненавидящим» ( Мф.5:44 ). Посему-то и Св. Ап. Павел учит не воздавать зла за зло, но «промышлять добрая пред всеми человеки» ( Рим.12:17 ); «не быть побежденным от зла, но побеждать благим злое» ( Рим.12:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Nordov...

Итак, если кто имеет злое расположение духа и не склонен великодушно прощать ближнему все, чем он огорчит его, тот, произнося пятое прошение молитвы Господней, уподобится злому рабу, упоминаемому в евангельской притче ( Мф.18:23–34 ). Пятое прошение молитвы Господней, по учению св. отцов, свидетельствует о беспредельном человеколюбии Божием. Наконец, надобно заметить, что в настоящем прошении Небесный Наставник ваш не только преподал нам образ молитвы об оставлении грехов, но даже здесь Он «открывает молящимся средство, – как толкует св. Кассиан, – к снисканию себе милости и любви в день откровения Суда Божия, и некоторым образом сообщает самим нам власть смягчить определение Судии нашего, и как бы обязать Его к прощению наших согрешений примером собственного нашего прощения: «Остави нам, – говорим Ему, – якоже и мы оставляем». Итак, в надежде на эту молитву, смело может просить отпущения грехов своих всякий, кто отпустил своим должникам» (См. Кассиана Римл. собеседование о молитве, главу 21). Подобно сему рассуждает о том же предмете и св. Златоуст, говоря: «Дабы никто из самых бесчувственных, будучи осуждаем, не мог пороптать на Него (Господа) в чем-нибудь, для сего Он, того самого, кто повинен бывает суду, делает судьей в собственном его деле. “Как ты, – как бы так говорит Бог грешнику, – судил бы себя, так и Я буду судить тебя: если ты простишь ближнему, то и от Меня получишь ту же благодать”, хотя в том и другом деле нет равенства, – ибо ты, нуждаясь сам в прощении, прощаешь ближнему; но Бог, ни в чем не имея нужды, прощает тебе: ты прощаешь клеврету, Бог же – рабу; ты виновен в бесчисленных согрешениях, Бог же совершенно безгрешен. Несмотря на все сие, Он оказывает такое Свое человеколюбие» (См. св. Иоан. Злат. беседу 19 на Еванг. Матфея, лист 131). Содержание пятого прошения молитвы Господней требует особенного нашего внимания. Замечательно, что Иисус Христос по изречению рассматриваемой нами молитвы сряду сказал эти слова: «Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» ( Мф.6:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А что касается псалмов, то очевидно, что чашей Спасителя здесь называется смерть мучеников. Потому–то со словами: Чашу спасения прииму и имя Господне призову — и соединены здесь следующие: Драгоценная очах Господних смерть святых Его (Пс. 105:4—6). И потому предстоит нам в качестве святых Божиих, и притом Его не недостойных, смерть драгоценная, т. е. если за христианство и за веру мы не общей и благочестием не отмеченной смертью умираем, но особенной смертью избранных.  Будем помнить и о совершенных нами грехах, и о том, что без крещения невозможно получить их прощение, что законы евангельские не дозволяют водой и [Святым] Духом во оставление грехов креститься вторично, и что [вместо этого] даровано нам право на крещение лишь мученичеством. Имено так оно (т. е. мученичество) и называется, и это видно из того, что к словам: Можете ли вы иметь чашу, которою Я пью — прибавлены: Или крещением креститься, которым Я крещусь (Мк. 10:38; Мф. 20:22)? И в другом месте говорится: Крещением должен Я креститься: и как Я томлюсь, пока не совершится (Лк. 12:50). Рассуди, крещение исповедничества не точно ли так же служит во спасение и очищение многим, как крещение Спасителя сделалось очистительным средством для мира? Подобно тому, как жрецы, проходившие свое служение по предписанию Моисеева закона, ходатайствовали о прощении грехов [израильтянам] при посредстве волов и овнов (Лев. 16:3 и далее; Евр. 9:13), так и души убиенных за свое свидетельство об Иисусе (Откр. 20:4; 6:9) не напрасно находятся под небесным жертвенником: они ходатайствуют о прощении грехов тем, кто воссылает к ним молитвы. Равным образом и то нам известно, что, как Первосвященник Иисус Христос принес Самого Себя в жертву (Евр. 9:14), точно так же и пресвитеры. Первосвященником которых Он является, приносят самих себя в жертву и вследствие этого при алтаре оказываются поистине на своем месте. Но из жрецов одни были озабочены Божественною службою — это беспорочные, приносившие и жертвы беспорочные; другие же, преданные грехам, перечисленным Моисеем в книге Левит (21:17–21), были от алтаря устранены. Но кто же пресвитер беспорочный, приносящий и жертву непорочную, как не тот, который тверд в исповедании и в полной мере все совершил, что требуется понятием мученичества, о чем выше (11) было уже сказано?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

В этом отрывке перед нами — древнейшее из засвидетельствованных описаний синагогальной службы (см. также Деян 13:14–15). Верующий, входя в здание синагоги, произносил частную молитву, после чего звучало общее исповедание веры Израиля (“Шема”: Втор 6:4–9; 11:13–21). За ним следовал ряд обычных молитв, включающих “Тефилла” и “Шемоне Эсре”, которые предваряли центральное событие богослужения — чтение из Писаний. Несколькими членами общины по очереди в соответствии с установленным порядком чтений прочитывался отрывок из Пятикнижия, сопровождаемый толкованием на арамейском языке. Затем читали из пророков; позже и для пророческих книг был установлен определенный лекционарий 30 , но мы не знаем, существовал ли он уже в I веке, и если да, то в какой форме. За чтением следовала молитва, а затем — проповедь, если среди присутствующих находился человек, достаточно компетентный для этого (Деян 13:15). В заключение службы читалась молитва “Каддиш”. Вопреки Вельгаузену, глагол ебгеп ‘нашел’ не означает, что свиток был развернут наугад, на первом попавшемся месте 31 . Чтение представляет собой отрывок из Ис 61:1–2 в переводе Семидесяти. Вставку выражения отпустить измученных на свободу из Ис 58:6 [угнетенных отпусти на свободу в синодальном переводе — Реф.], которая мало что прибавляет по сути к уже сказанному, объясняют по-разному: одни комментаторы полагают, что Евангелист хотел таким образом подчеркнуть мотив прощения грехов; другие — что эти отрывки могли быть соединены по литургическому обычаю, третьи — что Иисус Своей властью соединил два отстоящих друг от друга отрывка из Исайи в одном чтении. Весьма важно то, что Иисус, не дочитывая отрывок из Исайи до конца, опускает заключительную угрозу (… и день мщения Бога нашего). Пунктуация отрывка неоднозначна: можно считать, что благовествовать нищим относится к помазал Меня [так в синодальном переводе — Реф.], но лучше, вероятно, ставить точку после ‘Меня’; тогда благовествовать нищим будет связано с послал. Ближайший контекст Ис 61:1–2 как будто указывает, что речь здесь идет о самом пророке, однако язык и стиль настолько сходны с предшествующим пророчеством об Отроке Господнем (Ис 52:13–53:12), что уже кумраниты тесно связывали оба отрывка, истолковывая их как относящиеся к их Учителю Праведности. Ветхозаветные пророчества об Отроке Господнем исполняются в Иисусе, который помазывается Духом Святым на Свое служение. Цель этого служения выражена несколькими инфинитивными оборотами, которые образуют параллель с некоторыми заповедями блаженства (ср. Мф 5:3–4). В выражении отпустить измученных на свободу употребляется слово ‘свобода’, которое в НЗ означает также ‘прощение (грехов)’. Выражение проповедовать лето Господне благоприятное означает ‘провозгласить год Божиего благоволения’, год совершения спасительных событий. Здесь несомненный намек на “юбилейный год”, год, назначаемый Богом для освобождения рабов (Лев 25), прообраз освобождения людей из рабства греха и смерти, которое ныне совершается Им Самим.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

(Прощеное Воскресенье; Мф.6:14-21 ). “Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный.” Мысль высказана определенно и законченно. Сегодняшний день особо посвящен прощению и примирению друг с другом. Просить прощения не так легко. Часто говорят: простите, извините, когда нечаянно наступают вам на ногу или нечаянно загородили дорогу. Но мы не об этом говорим, а о том настроении, о котором говорится в Евангелии, когда один человек говорит другому: “каюсь” ( Лк.17:4 ). Так просить прощения – не легко: это труд и жертва. Надо вырвать из сердца дурное чувство отделенности, охлажденности и непримиренности. Просить прощения не легко потому, что упорно сидит в нас бесенок самолюбия, гордости и амбиции. Вот эти чувства и надо тщательно и упорно изгонять. Их надо вырвать из сердца. Это не формальность, а подвиг покаяния и примирения. Люди, не пригревшие в своем сердце страшной змеи гордости, легко просят прощения. Добрые люди всегда готовы к этому и был обычай, когда священник скажет “Святая Святым,” обращаться друг ко другу со словами: “Простите меня, отцы и братья, если согрешил во дни сем словом или делом” и кланяться на обе стороны. Но почему так трудно исполнить этот обычай образованному человеку? Из-за его самолюбия, из-за того, что почти каждый из них находится под влиянием не православных, не церковных, не христианских настроений. Простые люди, свободные от последних, легко примиряются и просят прощения. Когда кто распнет свою гордость, то его посетит благодать и если даже он потом снова поссорится, то не так сильно, а на половину меньше душой его овладеет зло. Просьба о прощении – настроение спасительное. Даже если пьяница, возбуждая смех, кланяется и просит прощения, его душа не погибнет. Особенно миритесь с домашними, для ссоры с которыми было больше причин или поводов. Кто привык просить прощения – умрет после покаяния и примирения. Самолюбие, ожесточенность, отдаленность, гордость – все это сорная трава, которую надо тщательно выпалывать, стараясь вырвать ее с корнем, иначе она снова прорастет и заглушит и погубит добрые злаки.

http://azbyka.ru/propovedi/mysli-mitropo...

1/14 марта – Неделя сыропустная, Воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье. Предлагаем богословско-филологический комментарий стихиры на «Господи, воззвах» Сыропустной недели «Седе Адам прямо рая». В евангельском отрывке от Матфея, который читается на Литургии в Прощеное воскресенье, говорится о прощении, посте и небесных сокровищах (см.: Мф. 6: 14–21). Данные темы близки каждому православному христианину. Но в этот день вспоминается не менее важная тема – Адамово изгнание. Богослужебные тексты говорят: греховное состояние человека подобно тому состоянию, в котором находился изгнанный из рая Адам. На церковнославянском стихира звучит следующим образом: «Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиве щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго» . Греческий оригинал: «κθισεν δμ, πναντι το Παραδεσου, κα τν δαν γμνωσιν θρηνν δρετο. Ομοι, τν πτ πονηρ πεισθντα κα κλαπντα, κα δξης μακρυνθντα! ομοι, τν πλτητι γυμνν, νν δ πορημνον! λλ Παρδεισε, οκτι σου τς τρυφς πολασω, οκτι ψομαι τν Κριον κα Θεν μου κα Πλστην· ες γν γρ πελεσομαι, ξ ς κα προσελφθην. λεμον, Οκτρμον, βο σοι· λησν με τν παραπεσντα» . Русский перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота): «Сел Адам напротив рая и свою наготу, сетуя, оплакивал: “Увы мне, обману лукавого поверившему, и ограбленному, и от славы удаленному! Увы мне, по простоте обнаженному и ныне недоумевающему! Но, о рай, больше я твоею роскошью не наслажусь, больше не увижу Господа и Бога моего и Создателя; ибо в землю отойду, из которой и был взят. Милостивый, Сострадательный, взываю Тебе: помилуй меня, падшего!”» . Адам напротив рая Стихира начинается с того, что нам говорят об Адаме, который сел напротив рая и оплакивал свое изгнание. Стихира и есть молитва Адама, в которой он сокрушается о своем падшем состоянии и взывает к Богу о помиловании.

http://pravoslavie.ru/137900.html

Фарисеи, в противоположность этому, приняли бы кающегося грешника, благочестивый человек предпочел бы общество праведников, но Иисус принимает грешников и есть с ними ( Лк.15:2 ). Эти трапезы были обычными, но их значение превосходило их буквальное понимание. Они также были символами того, что с пришествием Мессии царство Божие уже вводится в наш мир. Они были также знаком предвещания, тенью креста, осенявшего эти трапезы, потому что считавшие себя праведниками были поражены тем, сколько свободы в своем общении с грешниками являл Иисус. Также Иисус представлял пришествие Царства в терминах трапез и празднования. Он возвестил, что алчущие ныне блаженны, ибо они «будут насыщены» ( Лк.6:21 ). Перед установлением Евхаристии евангелист Лука записывает следующие слова Иисуса: «Великим желанием возжелал Я вкусить эту пасху вместе с вами прежде Моего страдания, ибо, говорю вам, не буду вкушать ее, доколе не исполнится она в Царствие Божием» ( Лк.22:15–16 ) и «не буду пить отныне от плода лозы виноградной, доколе Царство Божие не придет» ( Лк.22:18 ). Два других евангелиста, св. Матфей ( Мф.26:29 ) и св. Марк ( Мк.14:25 ), ставят это последнее высказывание после установления Евхаристии. Последовательность у св. Луки представляется первоначальной, и его расположение представляется чрезвычайно важным. Будущая трапеза, о которой говорит Иисус, взятия в связи с сообщением о следующей за ней Евхаристии, будет иметь своим источником Тайную Вечерю 129 . Последняя трапеза представляет собой типичный образец для будущих мессианских пиршеств. После распятия, в воспоминание о Тайной Вечере, ученики собирались, «вкушать на трапезе, на которой им являлся воскресший Христос» 130 . Избранные от начала теперь на трапезах вводятся в тайну воскресения. Им дается новое задание, на которое до воскресения можно было лишь надеяться; их глаза открываются окончательно. Эти трапезы служат признаком того, что ученики прощены за оставление Иисуса во время Его страданий на кресте и что они снова принимаются в новых вид сообщества.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010