Так же и Мария (Мирьям), которая была девственницей, смогла зачать от Духа Святого и родить святое и безгрешное дитя — Йешуа. 2. Единственный любимый сын. Как вы знаете, у Авраама было два сына: старший — Измаил (Ишмаэль) и младший — Исаак, но Авраам больше любил младшего сына, потому что он был единственным сыном обетования (Быт. 22:6). В Евангелии от Иоанна про Йешуа написано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Своего Сына единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Мы видим, что Бог называет Йешуа Своим единственным любимым Сыном, которого Он обещал для спасения Израиля и других народов земли.3. Им обоим были даны имена до их рождения. Сара рассмеялась (ивр. — цахак), когда услышала, что у нее в преклонном возрасте может родиться ребенок (Быт. 17:17), поэтому родившееся дитя назвали Исаак, что означает «смех» или «он засмеется» (ивр. цхак).«Сара, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак» (Быт. 11:19). «И наречешь имя Ему Йешуа, ибо Он спасет людей от их грехов» (Мф. 1:21). 4. Они были послушны своим отцам. Исаак был послушен своему отцу и выполнил все, что ему повелел отец. Про Йешуа написано так: «Хотя Он и Сын, но страданиями навык к послушанию» (Евр. 5:8). 5. Восхождение на гору. Исаак нес на себе дрова для жертвенника, на котором отец должен был принести его же самого в жертву на горе Мориа. Две тысячи лет назад Иисус, неся на Себе крест, на котором Его должны были распять, поднимался на ту же самую гору Мориа. Мы знаем эту гору под названием Сион, — это единственное место в мире, где Бог принимал жертвы от людей.6. «Смерть» и «воскресение». Некоторые раввины полагают, что Исаак был убит и затем был воскрешен. Своей смертью и воскресением Исаак произвел очищение и прощение для всего Израиля (Талмуд, Берешит Рабба 1:14) — Отголосок этого высказывания мы можем найти в Новом Завете — в послании к Евреям:«Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака, и, имея обетование, принес единородного… Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» (Евр. 11:17–19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=894...

Богослужение этой седмицы по своему характеру ближе стоит к великопостному, чем богослужение двух первых седмиц. Выдающуюся особенность его составляет чтение в конце каждого суточного богослужения, начиная с вечера вторника сырной седмицы, молитвы св. Ефрема Сирина – «Господи и Владыко живота моего» – с великими поклонами, как и на великопостном богослужении. В среду и пятницу этой недели не положено, по церковному уставу, совершать ни полной литургии св. Иоанна Златоуста , ни литургии Преждеосвященных Даров. Запрещением вкушения мясной пищи полагается начало умершвления нашей плоти. В воскресенье сырной недели на литургии читается Евангелие о прощении обид, как непременном условии прощения грехов наших, о нелицемерном посте и о необходимости заботиться не о приобретении земных сокровищ тленных и скоропреходящих, а небесных – неветшающих и вечных. При этом вся церковная служба этого воскресенья посвящена воспоминанию изгнания Адама из рая за невоздержание и сладострастие. Пост – время, по преимуществу предназначенное для того, чтобы мы покаялись в своих грехах и испросили прощения их у Бога. Достигнуть же этого можно только при условии нашей искренней и сердечной любви к Богу. Любовь же наша к Богу является тогда только совершенной, когда мы любим и всех тех, на кого простирается любовь Божия, т.е., когда мы любим наших ближних. «Кто говорит, – пишет св. ап. Иоанн Богослов, – я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может, любить Бога, Которого не видит. И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» ( 1Ин.4:20–21 ). Вот почему испрашивая у Бога прощения себе грехов, мы по заповеди Христовой, должны сами прежде простить тем, которые чем-либо провинились перед ними или чем либо обидели, оскорбили нас, Если вы, – слышим мы в Евангельском чтении этой последней приготовительной недели к Великому посту, – будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш небесный. А если не будете прощать людям, согрешения их; то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ( Мф.6:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij-Bob...

Намного подробнее говорит Христос о судах земных. Он резко упрекает фарисеев, что они «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» ( Мф.23:23 ). Но речь вовсе не идет о наказании грешников, скорее, о восстановлении справедливости по отношению к бедным и незнатным людям, которые просто никак не могли рассчитывать на внимание судьи и потому были бессильны перед угнетателями и обидчиками. Он даже рассказывает притчу о таком судье, которого бедная вдова заставила-таки своим упрямством исполнить свои прямые обязанности ( Лк.18:1–5 ). Зато Сам Христос ответил человеку, который хотел, чтобы Он разрешил его спор с братом о наследстве: «кто поставил Меня судить или делить вас?» ( Лк.12:14 ) И уж совсем странно после всего этого смотрятся слова: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» ( Лк.6:37 ). Можно было бы приводить и другие цитаты, но этого уже достаточно, чтобы запутаться. Так судить людям друг друга или не судить? На самом деле, никакого противоречия, всё просто и логично: если можешь восстановить попранную справедливость в отношении другого человека, ты обязан сделать это. А если обидели тебя – лучше прости, потому что сам нуждаешься в прощении. Помирись с соперником, а не то попадешь к Судье не обвинителем, а обвиняемым… До сих пор я ссылался только на первые три Евангелия, но куда подробнее о суде говорит четвертый евангелист, Иоанн. Например: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ( Ин.3:17–21 ). Так что же это такое, вообще никакого страшного суда? Если понимать его так, как понимали древние египтяне: сразу после смерти начинается долгое и подробное разбирательство, а потом выносится справедливый вердикт, – да, совсем не так выходит по словам Иоанна. Да и у первых трех евангелистов ясно сказано, что такого суда вообще-то человеку лучше всего избежать, потому что не оправдается он на таком суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

В настоящем труде об Евангельских притчах мы не пытались дать читателю полное и всестороннее объяснение сокрытой в них духовной мудрости, что невозможно. Мы ставили перед собой более скромную задачу познакомить читателя с основами Евангельского учения, данного в притчах. Притчи Христовы — это вечно-живые образные наставления, которые указывают нам путь к Спасению. Указатель Параллельных текстов Евангельских Притч 1. Притчи о Царствии Божием О сеятеле: Мф. 13:1—23, Мк. 4:1—20, Лк. 8:4—15 3 О плевелах: Мф. 8:24—30, 36—43 5 О невидимо растущем семени: Мк. 4:26—29 7 О зерне горчичном: Мф. 13:31—32, Мк. 4:30—32, Лк. 13:18—19 8 О закваске: Мф. 13:33—35, Мк. 4:33—34, Лк. 13:20—21 8 О сокровище, скрытом в поле: Мф. 139 2. Притчи о Милосердии Божием и о Покаянии О заблудившейся овце: Мф. 18:11—14, Лк. 15:1—7 10 О блудном сыне: Лк. 15:11—32 11 О мытаре и фарисее: Лк. 18:4—14 13 3. Притчи о Добрых Делах и Добродетелях а) О прощении обид: О должнике, недостойном прощения: Мф. 18:13—35 14 б) О добрых делах: О милосердном самарянине: Лк. 10:25—37 16 О неверном домоправителе: Лк. 16:1—13 18 О богатом и Лазаре: Лк. 16:14—31 22 в) О добродетелях: О безрассудном богаче: Лк. 12:13—21 24 О талантах: Мф. 25:14—30, Лк. 19:11—28 25 г) О рассудительности и молитве: О строителе башни: Лк. 14:28—30 27 О царе, начинающем войну: Лк. 14:31—33 27 О друге, просившем хлеба: Лк. 11:5—8 28 О судье неправедном: Лк. 18:1—8 28 4. Притчи об Ответственности и Благодати а) Об ответственности человека: О злых виноградарях: Мф. 21:33—46, Мк. 12:1—12 30 О бесплодной смоковнице: Лк. 13:6—9 31 О званных на брачный пир: Мф. 22:1—14, Лк. 14:16—24 32 б) О благодати Божией: О работниках, получивших равную плату: Мф. 20:1—16 34 О десяти девах: Мф. 25:1—13 36 О рабах, ожидающих господина: Мф. 24:42—44, Лк. 13:35—40 39 В Евангелии есть еще следующие притчи (пропущенные у нас): О драгоценной жемчужине: Мф. 13:45—46 О неводе: Мф. 13:47—50 О хозяине, хранящем новое и старое: Мф. 13:51—52 О потерянной драхме: Лк. 15:8—10 О двух сыновьях: Мф. 21:28—32

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2613...

6. В самом конце предпостного периода, непосредственно накануне собственно Великого поста наступает Прощеное воскресенье. Апостольское чтение этого дня (Рим 13:11 — 14:4) поднимает ту же тему, что и апостольское чтение предыдущего воскресенья: “Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его” (Рим 14: 3). Если мы постимся с духом осуждения, мы лишаем наш пост всякой духовной ценности. Господу важна не моя диета, а мои отношения с другими. Более ярко и рельефно та же мысль проступает в евангельском чтении этого воскресенья (Мф 6: 14-21). Здесь Иисус подчеркивает решающее значения взаимного прощения: “А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Мф 6: 15). Смысл здесь не в том, что Бог отказывает нам в прощении, как бы намеренно удерживая его, напротив, Бог всегда готов простить нас, но если с нашей стороны мы не желаем распространить это прощение на других, то просто оказываемся неспособны вместить сердцем дарованное нам Господом прощение. Пока мы сами не начнем прощать, мы не будем открыты для Божьего прощения. Не Бог нас не впускает, но мы, нашим жестокосердием и неумолимыми обидами, захлопываем дверь перед Его лицом. Идея евангельского чтения этого воскресенья зримо воплощается в чине взаимного прощения, который в тот же день совершается во многих монастырях и приходских храмах в конце вечерней службы. Настоятель монастыря или прихода, преклонив колени перед своей паствой, просит прощения: “Простите меня, грешного”, и тогда все остальные, каждый встав на колени, этими же словами просят прощения у клирика. Прощение дается по принципу “один на один”: каждый по очереди на коленях просит прощения перед настоятелем или его сослужителем, те отвечают подобным же образом, а затем все члены собрания встают по кругу и, обходя друг друга, испрашивают и получают прощение 13. Этот чин взаимного прощения очень далек от того, чтобы быть просто обрядом. Он может быть, и часто бывает, глубоко действенным событием, изменяющим жизнь тех, кто в нем участвует. Я могу вспомнить случаи, когда обмен прощениями накануне Великого поста послужил мощным стимулом, внезапно разрушающим давние преграды и позволяющим по-настоящему восстановить отношения между людьми. Эта вечерня Прощеного воскресенья лучше всяких слов говорит нам о том, что в великопостное плавание никто не может пускаться в одиночку.

http://pravmir.ru/velikij-post-i-obshhes...

—533— торый в предыдущих трех блаженствах выражается отрицательно и страдательно, а в следующих трех – положительно и действенно. д) Искание правды Божией предполагает веру человека в себя и в других, т.е. в способность человека достигать нравственно-религиозного идеала, чт должно выражаться в милости, как положительном и дальнейшем развитии кротости, т.е. не только в долготерпении и снисходительности к немощам других, но и в миловании и прощении их, полном как бы забвении и незнании этих немощей пред живым сознанием того высокого идеала, коего отобраз и к коему стремление имеет каждая богоподобная душа человеческая: Мф.9:11–13; 23:23; 7:1–3 и др. е) Чистота сердца, как высшее выражение и следствие искания правды Божией, т.е. очищение человеческого духа от всего низменно-плотяного и чувственно-эгоистичного при его живом сознании своего идеала и действенном к нему стремлении, – а как идеал этот есть Сам Бог, то – созерцание Бога и самопреображение по Богу и по Христу: ( Мф.5:43–48; 6:21, 25 ; ср. Ин.17:25 и 1Ин.2:1 сл. и др.). ж) Наконец миротворение, как следствие живого сознания себя сынами Отца Небесного и дальнейшее и высшее проявление милости в отношении к другим: ( Мф.10:13 ; ср. Ин.14:27 ; ср. Кол.1:20 и др.). Таковы законы правды Божией в ее развитии и выражении в человеке. В отношении к себе это: самоуничижение, страдание, правдолюбие и зрение Бога, как Отца, чистым сердцем. В отношении к другим: кротость, правдолюбие, милость и миротворение сынов Отца Небесного. Но так как мip весь во зле лежит, ( 1Ин.5:19 ; ср. Мф.13:19, 24–30, 37–43 ), то при своем осуществлении в мipe правда Божия необходимо сталкивается с неправдою диавольскою, – поборники правды должны терпеть преследования от врагов правды, как терпели их дохристианские ветхозаветные поборники правды, как должна была пострадать и Сама Воплотившаяся Правда Божия – Спаситель Господь: ( Мф.16:21; 17:12 ; ср. Ин.6:53–54; 12:32 др.). И как это зло, в качестве необходимо наследуемого каждым человеком первородного греха, присуще и всем

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(17:1–6) В этом отрывке объединены различные по теме поучения, обращенные, в отличие от предшествующих слов, не к народу и не к фарисеям, но исключительно к ученикам. Приводя поучение о соблазне, Лука опирается одновременно на Марка (Мк 9:42) и на общий источник с Матфеем (Мф 18:6–7). Невозможно не придти соблазнам — слово соблазн ( означает ловушку или камень преткновения в смысле Пс 139:5 (сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои); соблазн толкает человека ко греху или к отпадению от Бога (Прем 14:11). Искушения неизбежны вследствие той власти, которую в мире имеет сатана; однако тот, через кого в мир приходит соблазн, будет осужден. Изречение образует параллель с 22:22 (горе тому человеку, которым Он предается; ср. Мк 14:21). Мельничный жернов ( l…qoj mulikTj) — круглый верхний жернов с дыркой посередине, благодаря которой его можно было вращать и привязывать в качестве груза. Поговорка о мельничном жернове на шее означала по-еврейски (как и в английском языке) помеху, обузу. Перфектная форма ‘бросили’ выражает состояние человека до того, как он успел совершить грех: употребленные здесь глагольные времена выражают реальное условие (‘лучше будет, если ему повесят… и бросят…’), а не ирреальное (‘лучше было бы, если бы ему повесили… и бросили…’). Одного из малых сих — выражение может означать либо детей, либо бедняков, которым проповедуется Евангелие (таких, как Лазарь в предшествующей притче), либо, что вернее всего,— учеников, верующих в Иисуса (ср. 12:32; Мф 18:6), слово сих ( oбmoi) указывает на присутствующих. С темой соблазнов, ведущих ко греху, связана следующая тема — о помощи тем, кто уже впал в грех. С грешником надо вести себя так, чтобы облегчить ему путь к покаянию. Слова наблюдайте за собой связывают это поучение с предыдущим. Выговори ему — подразумевается серьезный разговор с целью предотвратить или остановить какие-то действия; эта заповедь запрещает разжигать в себе гнев на обидчика и обсуждать нанесенную обиду за его спиной. Учители закона признавали необходимость неоднократного прощения, однако в Евангелии эта мысль выражена с последовательностью и остротой, которую не знает раввинистическое предание. Семь раз означает здесь неограниченное число, как в 1 Цар 2:5; Пс 118:164 115 .

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Господь обличает те города, которые, в Его Божественном предведении, должны были остаться глухи к проповеди Семидесяти. В их числе – Капернаум. Но положительные сведения мы имеем только о Назарете. Покушение на убийство, о котором свидетельствует Евангелист Лука (4:28–30), было ответом на слово обличение в форме для иудейского слуха особенно непереносимой (стт. 23–27). Но нельзя не отметить, что в списке обличаемых городов Лк. 10 (­ Мф. 11 ) Назарет не упоминается, и в параллельном свидетельстве о проповеди Иисуса в Назарете ( Мф. 13:54–58 ­­ Мк. 6:1–6 ) Господь с удивлением отмечает неверие и не творит чудес. Очевидно, отношение земляков было непонимание – глухое и пассивное. Братья и сестры Иисусовы – по всей вероятности. дети Иосифа от первого брака и в семье старшие – не возвышались над общим уровнем (ср. Мк. 3:21 ). Земляки противополагали им Иисуса и солидаризировались с ними. Это было проявление косности, но враждою оно не сопровождалось. И впоследствии братья примкнули к ученикам (ср. Деян. 1:14 ; 1Кор. 15:7 ). Противодействие резкое и враждебное выходило из среды фарисеев. По Лк., которому, вообще говоря, свойственно стремление ввести общесиноптическое предание в хронологические рамки, можно проследить нарастание вражды. Первое проявление имеет место по случаю исцеления Капернаумского расслабленного. (Книжников и фарисеев, между которыми были и Иерусалимские (5:17), соблазняет прощение грехов, которое Господь даровал расслабленному (21). Второй случай, в контексте Евангелия непосредственно следующий: книжники и фарисеи укоряют учеников за общение с мытарями и грешниками. Христос отвечает словом о больных, которые нуждаются во враче, и тогда они выдвигают новое обвинение: «ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют» (30–33). Далее идут два случая нарушения субботы: ученики, проходя полем, срывают и растирают руками колосья, и Господь, в другую субботу, исцеляет в синагоге сухорукого (6:1–11). Параллельные отрывки находятся в системе Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Вместе с прощением грехов происходит наше примирение с Богом, восстанавливается связь с Ним, благодать, данная человеку и прерванная грехом. Эта оправдывающая грешника благодать может быть приумножена по сравнению с той благодатью, которая дается в Крещении или Миропомазании. Мы эту благодать своими грехами либо умаляем, либо уничтожаем, а здесь она приумножается. Кроме того, обновляется надежда на вечную жизнь. Лк 23:43 – Господь говорит разбойнику: “Днесь со Мною будеши в раи”. Благодатные действия таинства простираются на все грехи человеческие, как бы тяжелы они ни были. Мф. 18:14 – “Несть воля пред Отцем вашим Небесным, да погибнет един от малых сих”. Лк. 15: 7 – “Радость бывает на небеси о единем кающемся грешнице”. О том, сколько раз можно прощать грехи согрешающему брату, Спаситель говорит :“Не глаголю тебе до седмь крат, но до седмьдесят крат седмерицею” ( Мф. 18:21–22 ). Благодать, действующая в таинстве Покаяния, простирается на все грехи души – при условии их исповедания. В Евангелии есть призыв к покаянию, относящийся к тем, кто уже крещен, например, к Симону Волхву ( Деян. 8:22 ) или к тем иудеям, которые распяли Мессию ( Деян. 2:28, 37–38 ). Да и Сам Господь молился о них: “Отче, прости им, не ведают бо что творят”. Как понимать хулу на Духа Святаго, которая никогда не простится? Мф. 12:31–31 – “Всяк грех и хула отпустится человеком, а яже на Духа хула не отпустится человеком”. 1Ин. 5:16 – запрет молиться о грехе смертном. Обычно эти места понимаются в одном смысле: упорное противление благодати, когда человек не желает воспринимать благодать Божию. Это упорство и называется хулой на Духа Святаго. Евр. 6: 4–6 – “Невозможно бо просвещенных единою и вкусивших дара небеснаго, и причастников бывших Духа Святаго, и добраго вкусивших Божия глагола и силы грядущаго века, и отпадших, паки обновляти в покаянии, второе распинающих Сына Божия себе и обличающих” (то есть когда они снова распинают в себе Сына Божиего и ругаются Ему). Таинство Священства Богоустановленность таинства Священства

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Пощусь «не так» – что обо мне подумают? Черный платок – чтобы не выделяться? 26 февраля, 2015 Черный платок – чтобы не выделяться? Психолог и психотерапевт Марина Филоник – о частой среди православных проблеме зависимости от внешних оценок Кто из нас никогда не переживал: «Как я выгляжу перед этими людьми?», «Что обо мне подумают?» и т.п. – поднимите руки. Леса рук не наблюдается. Как порой нам бывает важно мнение других людей и тревожно, как мы выглядим в их глазах, не будет ли осуждения или неприятия, будет ли одобрение или похвала. Проблема зависимости от внешних оценок – частое явление. Когда нет устойчивого самоощущения (какой я?), сформированной идентичности (кто я?), базового глубинного ощущения ценности себя (я хороший, я ценен сам по себе, я имею право на жизнь), то принципиально важными становятся внешние оценки. Мне сказали, что я молодец – уф, можно жить. На меня косо посмотрели – ужас, надо срочно что-то делать либо, еще лучше, просто исчезнуть, не быть, потому что претерпевать неодобрение слишком невыносимо. Нужны постоянные подтверждения извне своего существования, своей хорошести, иначе мир рушится, потому что собственной опоры нет либо она очень шаткая, нестабильная. Проблема многим знакомая, корнями уходящая в детство и отношения с родителями, в дефицит базового безусловного принятия и любви. Об этом можно много говорить, но сегодня обратим внимание на один аспект обсуждаемого переживания «что про меня подумают» – на то, перед лицом кого это переживание разворачивается. Или, иными словами, кто его адресат и кто может стать его адресатом. Пощусь «не так» «Не будьте унылы, как лицемеры». Какова мотивация? В Прощеное воскресенье – последнее воскресенье перед Великим постом – словами Евангелия от Матфея Спаситель говорит нам не только о прощении (Мф, 6, 14-15), но и о том, как нам поститься (Мф, 6, 16-18), а также о сокровищах на небе (Мф, 6, 19-21). «Не будьте унылы, как лицемеры, чтобы показаться людям постящимися» . Казалось бы, все мы давно знаем про фарисейство и про то, что не надо ходить и трубить, какой я постник, демонстрируя презренному соседу, что я на первой неделе поста не ем растительное масло. Но иногда в церковных общинах бывает так, что очень важно, чтобы все постились одинаково.

http://pravmir.ru/poshhus-ne-tak-chto-ob...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010