Затем я делал замечание об обрядах хлыстовских, что к совершению их нет оснований и примеров в св. Писании. Христос Спаситель при молитве преклонял колена ( Лк.22:41 ), падал ниц лицом на землю ( Мф.26:39 ; Мк.14:35 ), возводил очи к небу ( Ин.17:1 ). Апостол Павел советует христианам при молитве воздевать руки к небу ( 1Тим.2:8 ) и хвалить крест ( Гал.6:14 ). Хлысты говорят, что они при своих радениях махают руками и скачут, по примеру пророка Давида, воспеваемого в церковной песне: «Богоотец убо Давид»… Но из ветхозаветных обрядов только те можно совершать христианам, которые не отменены или подтверждены примерами в новозаветной Церкви ( Гал.1:8 ). Но в новозаветной Церкви мы нигде ни у Христа Спасителя, ни у апостолов не видим этого обряда. Лобзание, которое делается у хлыстов при их радениях, не похоже на святое лобзание, о коем говорит апостол Павел ( 1Кор.16:20 ). Святое лобзание – апостольское совершается в православной Церкви в праздник Пасхи, в прощеный день пред Великим постом, пред исповедью. У хлыстов, как свидетельствует опыт, лобзание бывает любодейное, осужденное Христом Спасителем ( Мф.5:28 ). В заключение своих бесед с хлыстами я обычно говорил о греховности и душепагубности лжи, которую хлысты обычно практикуют в своих отношениях к православной Церкви: презирая все её установления, таинства, верования, выдают себя православному духовенству и народу за православных чад Церкви. Ложью и обманом диавол лишил наших прародителей райского блаженства и навлек на них смерть телесную ( Быт.3:1–19 ). Ложь была запрещена пророком Моисеем ( Исх.20:15 ) и премудрым Соломоном ( Притч.19:5, 9; 12:22 ). А Христос Спаситель диавола назвал отцом лжи ( Ин.3:19–21, 10:1–2 ). Заповедь хлыстовская о том, чтобы тайны их учения не открывать лицам, не принадлежащим к их секте, свидетельствует о неправоте хлыстовского учения ( Мф.5:14–15 ). Еще праведный Товит сказал: тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально ( Тов.12:11 ). И Христос Спаситель повелел апостолам проповедовать Евангелие открыто всем народам до скончания века ( Мф.28:19–20, 24:14 ). А обращаясь затем к православным, я предостерегал их удаляться от сектантских собраний ( Пс.1:1–2 ; 1Кор.15:33 ; 2Ин.1:10, 11 ). 302

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церковь Все рубрики Протопресвитер Александр Шмеман «Только несколько дней до начала Поста». Прощение Пост освобождает нас от порабощения греху, от плена " этого мира " . Но в Евангельском чтении последнего воскресения говорится об условиях этого освобождения (Мф. 6,14 — 21). Первое условие — пост: отказаться от того, чтобы считать желания и требования нашей падшей природы нормальными; усилие освободить дух от диктаторской воли плоти, материи. Но для того, чтобы пост наш был настоящим, подлинным, надо, чтобы он не был лицемерным, " показным " . Наталия Евгеньевна Сухинина Рождественский пост. Добрый путь - добрые помыслы Раньше, в далеком и наивном детстве, имелась у меня маленькая зимняя радость - встреча с первой пушистой елочкой. То ли это были радивые продавцы, еще задолго до новогоднего праздника обряжавшие в магазине елку в шары да гирлянды, то ли где-то в окошке напротив вспыхивали вдруг разноцветные лампочки, то ли в метро над головами спешащих людей вдруг проплывала зимняя красавица, поддерживаемая бережными руками - домой, к детям, к их безграничной радости... «Только несколько дней до начала Поста». Прощение Пост освобождает нас от порабощения греху, от плена " этого мира " . Но в Евангельском чтении последнего воскресения говорится об условиях этого освобождения (Мф. 6,14 — 21). Первое условие — пост: отказаться от того, чтобы считать желания и требования нашей падшей природы нормальными; усилие освободить дух от диктаторской воли плоти, материи. Но для того, чтобы пост наш был настоящим, подлинным, надо, чтобы он не был лицемерным, " показным " . Протопресвитер Александр Шмеман Рождественский пост. Добрый путь - добрые помыслы Раньше, в далеком и наивном детстве, имелась у меня маленькая зимняя радость - встреча с первой пушистой елочкой. То ли это были радивые продавцы, еще задолго до новогоднего праздника обряжавшие в магазине елку в шары да гирлянды, то ли где-то в окошке напротив вспыхивали вдруг разноцветные лампочки, то ли в метро над головами спешащих людей вдруг проплывала зимняя красавица, поддерживаемая бережными руками - домой, к детям, к их безграничной радости... Наталия Евгеньевна Сухинина

http://pravmir.ru/category/cerkov/doroga...

Кратко, но полно это условие встречи выражено в словах Иисуса Христа и Иоанна Предтечи: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2; 4:17), то есть первый шаг навстречу сделало само Царство (и это уже шаг на Крест). От нас требуется встречный шаг: покаяться и таким образом принять прощение за грехи. Христос в притчах о Царстве Небесном свидетельствует, что Бог-Любовь хочет взаимности, потому что только в ней — условия для существования любви-единства. Именно так Его подобие раскрывается в царе, вопрошающем своего раба о возврате долга (Мф 18:23–34). В этой притче любовь ищет проявить себя, а не убить другого, поэтому в ответ на мольбу о прощении — отпускает великий, неоткупный грех перед Небом, Вечностью (в Евангелии это выражено долгом в 10 000 талантов — непредставимо колоссальная сумма для того времени). Но прощение большого долга-“бревна” не помогло оставить чужой маленький долг-“сучок”, не научило вынуть его у брата. В этом — свидетельство отношения Бога к нам, вечное взывание и ожидание возвращения блудного сына из онтологического небытия — из одиночества гордости. И в притче о талантах слуги (каждый из нас), которым вверено богатство, испытываются господином (Мф 25:14–30). Возвращение “имения” с прибытком — отклик человека на взыскание взаимности — приводит и к возрастанию милости-дара. Нет и не может быть какого-либо предела возрастанию милости; оно вечно, как вечен Сам Господь. Однако жизнь человека с Богом — взаимное отдавание себя и приятие друг друга — обязательно утверждается подобной же взаимностью между людьми. Без последней первая — ложь, как свидетельствует апостол Иоанн, говоря о видимом брате и невидимом Боге (1 Ин 4:20). Человеческая взаимность намного труднее, так как приходится иметь дело с подобным себе грешником. В отличие от Бога, мы несём друг другу не только милость (да и той, по существу, более пристало название расчётливости), но в основном тяжести и страдание. Однако встреча человека с Богом реально состоится и принесёт плоды только тогда, когда о ней узнают наши ближние. А как узнают? Мы поделимся тем, что увидели и приняли, встретившись со Спасителем — Божией милостью. Сын делится тем, что увидел (а значит, получил) у Отца (Ин 8:38). Соответственно, мы делимся тем, что “увидели” у Сына, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше, — говорит Господь (Мф 6:21). Ибо от избытка сердца говорят уста (Мф 12:34).

http://pravmir.ru/ob-odnoy-zapovedi-hris...

Лк. 16, 19–31 : Притча о богаче и Лазаре 476 . Лк. 17, 1–6 : Слова Спасителя о соблазнах, о прощении кающегося брата и о силе веры. Лк. 17, 7–10 : Поучение о смирении – притча о рабе, возвращающемся с поля. На пути в Иерусалим Граница Самарии и Галилеи Дженин или Дофаим 477 , или Дофан Лк. 17, 11–19 : Исцеление десяти прокаженных – о необходимости благодарения. Заиорданье – Перея Лк. 17, 20–21 : Царство Божие внутри вас есть. Лк. 17, 22–37 : О внезапном пришествии Сына Человеческого. Лк. 18, 1–8 : Притча о судье неправедном. Лк. 18, 9–14 : Притча о мытаре и фарисее. Мк. 10, 13–16 : Христос благословляет младенцев. Мф. 19, 16–30 : Разговор с богатым юношей. Слово последовавшим за Христом. Мф. 20, 1–16 : Притча о работниках в винограднике – о призванных первыми и последними. Мф. 20, 17–19 : Иисус направляется в Иерусалим. Иисус еще раз предсказывает Свою смерть и Воскресение. Мф. 20, 20–28 : Просьба матери 478 и сыновей (по Евангелисту Марку) Заведеевых о первенстве. Воскрешение Лазаря ( Ин. 11, 1–44 ): Ин. 11, 1–16 : Сообщение о смерти Лазаря. Иудея Гора Елеонская или Масличная, Вифания Краткая историческая справка – гора Елеонская или Масличная: Из всех гор, окружающих Иерусалим, гора Елеонская самая высокая, она находится на восток от святого града, против Соломонова храма: “Изыдет Господь, и станут нозе Его в день он на горе Елеонстей, яже есть прямо Иерусалима на восток” ( Зах. 14, 3,4 ). Из Ветхого Завета эта гора нам известна по времени, когда Давид бежал от своего сына из Иерусалима и плакал на горе (см. конспект на стр. 1). Господь часто посещал эти места и любил там уединяться в ночное время для молитвы, о чем свидетельствует святой Евангелист Лука: “иде по обычаю в гору Елеонскую; по Нем же идоша ученицы Его” ( Лк. 22, 39 ). Елеон имеет три вершины; из них южная называется горою Соблазна, от того, что там во времена заблуждений Соломона совершались языческие жертвоприношения; северная вершина Елеон носит название Малой Галилеи, от того, что во времена Спасителя на ней было подворье Галилеян, где они останавливались, приходя на праздники в Иерусалим; третья – восточная и самая высочайшая вершина Елеон – это гора Вознесения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Церковь Все рубрики Протопресвитер Александр Шмеман «Только несколько дней до начала Поста». Прощение Пост освобождает нас от порабощения греху, от плена " этого мира " . Но в Евангельском чтении последнего воскресения говорится об условиях этого освобождения (Мф. 6,14 — 21). Первое условие — пост: отказаться от того, чтобы считать желания и требования нашей падшей природы нормальными; усилие освободить дух от диктаторской воли плоти, материи. Но для того, чтобы пост наш был настоящим, подлинным, надо, чтобы он не был лицемерным, " показным " . «Только несколько дней до начала Поста». Прощение Пост освобождает нас от порабощения греху, от плена " этого мира " . Но в Евангельском чтении последнего воскресения говорится об условиях этого освобождения (Мф. 6,14 — 21). Первое условие — пост: отказаться от того, чтобы считать желания и требования нашей падшей природы нормальными; усилие освободить дух от диктаторской воли плоти, материи. Но для того, чтобы пост наш был настоящим, подлинным, надо, чтобы он не был лицемерным, " показным " . Протопресвитер Александр Шмеман Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/cerkov/page/1...

Власть отпускать или не отпускать грехи дарована апостолам, а в лице их и пастырям Церкви Самим Господом: Мф. 18:18 . 4) Установление таинства Покаяния или исповеди высказано Господом несколько раз, как до воскресения, так и после: Мф. 16:19 , ср. Иоан. 20:20–23 . Из этих же мест Евангелия видно, что право совершать таинство покаяния дано только апостолам и их преемникам, что подтверждается и другими местами Писания: Деян. 20:17–28 . 5) Грехи оставляются нам лишь при условии исповедания их, сознания в них. Исповедание должно быть произносимо из глубины сердечной устами грешника, а не в сердце только, как учат сектанты. Апостолы учат именно об устном исповедании: Рим. 10:10 ; ср. 1Иоан. 1:9–10 . Первые христиане так и поступали: Деян. 19:18 . 6) Чадолюбивая матерь наша Церковь православная побуждает нас яркими Евангельскими примерами к покаянию в Великом Посте. Еще за 3 недели начинает она постепенно подготовлять нас и расплавлять сердца наши к сокрушению о грехах, к сознанию своего ничтожества пред величием Божиим песнопениями: «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских». 7) Кратко объяснить Евангельск. Чтения недел. Мытаря и Фарисея: Лук. 18:10–14 ; о блудном Сыне: Лук. 15:11–32 ; Страшном Суде: Мф. 25:31–46 . 8) Евангельск. чтение Сырной Недели или Прощеного Воскресения ( Мф. 6:14–21 ) говорит о том, что, прежде чем приступить к посту и покаянию, нужно взаимно простить друг другу согрешения и только тогда можно надеяться на прощение от Бога. Ссылаясь на это место Евангелия, а равно и на слова ап. Иакова: 5:16 (признав. друг пред другом), сектанты отрицают таинство покаяния, не понимая того, что в этих местах Писания говорится о всепрощении в обыденной жизни между людьми для блага мира внешнего, но человеку нужно еще очистить и грехи пред Богом. Недостаточно человеку примириться только с человеком, нужно и с Богом, а как можно знать об отпущении от Бога нам грехов, если не будем признавать слов Самого Господа: что «вы свяжете на земле... и что разрешите...» ( Мф. 18:18 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   Приветствую о Господе NN и прочих певчих и не певчих и всех в простоте сердца трудящихся и достодолжно проходящих свое послушание, а ропщущим желаю исправления в этой тяжкой немощи. 164. Послушание паче жертвы    Извещаю тебя и сущих с тобою, что жив есмь, милостию Божиею... хотя и с осенними тяготами.    От вас почему-то известия замедлились, может быть, за хлопотами по причине освящения церкви, или по другой какой-либо благословной вине, то это ничего, подождем. Если же по другим испытательным причинам, то потерпим, поминая сказанное в Евангелии: «в терпении вашем стяжите души ваши» (Лк.21:19). Сверх того можешь иметь к своему успокоению и то, что ты не сама взялась за дело общины, а приняла тяготу сию за послушание. Послушание же, как сказано, паче поста и молитвы; и паки: послушание паче жертвы, и паки: «милости хощу, а не жертвы» (Мф.9:13; Мф.12:7). Знаю, что ты ревнительница исполнения закона Христова, а апостол Павел в посланиях своих пишет: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал.6:2).    Правда, что не легко переносить тяготы эти, но хотящим спастися Господь глаголет во Евангелии: «иже в вас хощет быти вящший да будет всем слуга, и хотяй у вас быти первый, буди вам раб» (Мк.10:43). Все это сказать и написать легко, исполнить же трудно, да некуда деваться, слыша сказанное от Самаго Господа: «иже аще разорит едину заповедей сих малых.., мний наречется в Царствии Небесном» (Мф.5:19). Поэтому «мужайся», боголюбивая сестра, «и да крепится сердце твое» (Пс.26:14) о Господе, и вместе помолись о мне грешном глаголющем и не творящем. Ничего не делая, неудобно есть глаголати, да и молчать опасно, слыша прещение ленивому рабу. — Ты же яко ретивая и боголюбивая, послушай и сотвори, в терпении и долготерпении, и мзда твоя будет многа на небеси. 165. Толкуньи просят прощение    Вчера я получил извинительное письмо от трех толкуньев ваших. Их насчитывалось прежде до пяти; N писала, что четыре, а просят прощение только три. 166. О послушнике С. Не должно бежать от служения ближним

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

   Изгнан был Адам из рая из-за пищи (из-за вкушения запрещенного плода), и, сидя прямо перед раем, рыдал и стонал... Увы мне, как пострадал я, окаянный: я не соблюл одной заповеди Владыки и лишился всех благ! Рай святейший, ради меня насажденный, и ради Евы затворенный, моли тебя и меня Создавшего, чтобы я вновь наполнился твоими цветами. И отвечал ему (Адаму) Спаситель: я не хочу, чтобы погибло мое создание, но я хочу, чтобы оно спаслось и пришло к познанию истины, потому что приходящего ко Мне я не изгоню.    Пост освобождает нас от порабощения греху, от плена «этого мира». Но в Евангельском чтении последнего воскресения говорится об условиях этого освобождения (Мф.6:14-21). Первое условие — пост: отказаться от того, чтобы считать желания и требования нашей падшей природы нормальными; усилие освободить дух от диктаторской воли плоти, материи. Но для того, чтобы пост наш был настоящим, подлинным, надо, чтобы он не был лицемерным, «показным». Мы должны «явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцем (Нашим), Который втайне» (Мф.6:18). Второе условие поста — прощение; «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф.6:14). Торжество греха, главный признак его владычества в мире, это ссоры, несогласия, разделения, ненависть. Поэтому первый пролом через крепость греха есть прощение: возвращение к единению, согласию, любви. Лучезарное всепрощение Самого Бога воссияет между мной и моим «врагом», если я ему прощу. Простить — это значит отвергнуть все счеты и рассчеты человеческих отношений, предоставив их Христу. Прощение — настоящее «вторжение» Царствия Небесного в наш грешный и падший мир.    Пост по-настоящему начинается с вечерни этого воскресения. И эту единственную по своему глубокому значению и такую прекрасную вечерню не служат во многих наших церквах! Однако ничто лучше этой вечерни не показывает нам «настроения» Великого Поста в Православной Церкви, не вводит нас в него; нигде лучше не чувствуется ее глубокий призыв к человеку.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

Потому, опасаясь народного волнения из-за Господа, они боялись и самого Господа. Они боялись Его, опасаясь, что по одному Его слову может восстать народ, и не только наделать неприятностей Его недоброжелателям, но и навлечь беду от римлян на всю нацию еврейскую ( Ин.11:49–50 ); они боялись Его как демагога, как человека, могущего произвести народную революцию, как политического агитатора народного. Они не понимали, что Христос стремится не к тому, что царство не от мира сего, что Он должен умереть для спасения этого народа, и не только этого народа, но и всего мира ( Ин.11:51–53 ). При том, кажется, не понимали, что клеветы, пущенные ими в народ на Христа, имели на него огромное влияние, что сила их агитации против Христа велика до такой степени, что при новых усилиях с их стороны эта же толпа, недавно кричавшая осанна, неистово закричит скоро– смерть Ему, распни Его... – «Увидели, что смоковница засохла до корня» и дал.: Евангелист Марк подробнее и раздельнее повествует о том, что лишь в общих чертах обозначено ев. Матфеем ( Мф.21:20–22 ), и потому в их сказаниях нельзя видеть разногласия, а только восполнение одного сказания другим. – «Имейте веру Божию»: веру в Бога (ср. Деян.3:16 . Рим.3:22 . Гал.2:20, 3:22 . Еф.3:18 ). – Веруйте, что Он силен легко исполнить то, что кажется для вас трудным и неудобоисполинмым, как, например, иссушение этой смоковницы по одному слову. – «Не усомниться в сердце» и пр.: указание на главное качество действенной веры – отсутствие всякого сомнения в удобоисполнимости того, к чему направлена вера. Сомнение, даже малейшее свидетельствует о нетвердости веры и отнимает у нее силу и действенность (ср. Иак.1:6–8 ). – «Чего ни будете просить в молитве» и пр.: вера проявляется главным образом в молитве к Богу, и просимое главным образом подается по молитве, а потому здесь-то именно при молитве и требуется такая непоколебимая вера, чтобы молитва была вполне действенна. – «Прощайте»: необходимое условие, чтобы вера была тверда и молитва действенна – прощение ближнему, если молящийся что имеет против него. непрощение ближнего есть оскорбление любви Божией (ср. прим. к Мф.5:23–24 и Мф.6:14–15 ), а при этом не может быть ни чистой высокой Веры, ни действенной посему молитвы: ибо в этом случае и Отец небесный не прощает молящемуся согрешений его, а это заграждает ток благодати Божией, изливаемой на молящегося. Мк.11:27–33 . Ответ Господа на вопрос первосвященников, книжников и старейшин о том, какой властью Он делает все то, что делает, изложен у ев. Марка совершенно одинаково с ев. Матфеем, без всякой разницы и без всяких особенностей, какими отличаются иногда его сказания (см. Мф.21:23–27 и прим.). Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга вторая. Евангелие от Марка и Луки. ISBN 985-6503-67-1 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Церковь Все рубрики Протопресвитер Александр Шмеман «Только несколько дней до начала Поста». Прощение Пост освобождает нас от порабощения греху, от плена " этого мира " . Но в Евангельском чтении последнего воскресения говорится об условиях этого освобождения (Мф. 6,14 — 21). Первое условие — пост: отказаться от того, чтобы считать желания и требования нашей падшей природы нормальными; усилие освободить дух от диктаторской воли плоти, материи. Но для того, чтобы пост наш был настоящим, подлинным, надо, чтобы он не был лицемерным, " показным " . Священномученик Василий Надеждин Слово на Сретение Господне Вероятно многие из вас видели новогоднюю аллегорическую картинку: дряхлый старец уходит куда-то, оглядываясь на жизнерадостного, смеющегося малютку, который появился на месте его и как бы прогнал, вытеснил его . Это Новый Год сменяет старый Год, - это тот самый момент, когда часы бьют двенадцать, когда люди торопливо и как бы нехотя оглядываясь назад, спешат в манящее, загадочное будущее, желая друг другу нового счастья… «Только несколько дней до начала Поста». Прощение Пост освобождает нас от порабощения греху, от плена " этого мира " . Но в Евангельском чтении последнего воскресения говорится об условиях этого освобождения (Мф. 6,14 — 21). Первое условие — пост: отказаться от того, чтобы считать желания и требования нашей падшей природы нормальными; усилие освободить дух от диктаторской воли плоти, материи. Но для того, чтобы пост наш был настоящим, подлинным, надо, чтобы он не был лицемерным, " показным " . Протопресвитер Александр Шмеман Слово на Сретение Господне Вероятно многие из вас видели новогоднюю аллегорическую картинку: дряхлый старец уходит куда-то, оглядываясь на жизнерадостного, смеющегося малютку, который появился на месте его и как бы прогнал, вытеснил его . Это Новый Год сменяет старый Год, - это тот самый момент, когда часы бьют двенадцать, когда люди торопливо и как бы нехотя оглядываясь назад, спешат в манящее, загадочное будущее, желая друг другу нового счастья… Священномученик Василий Надеждин

http://pravmir.ru/category/cerkov/doroga...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010