В субботу пред воспоминанием Евангельской проповеди о страшном суде Божием, святая Церковь молится об усопших чадах своих, имеющих некогда предстать страшному Суду Божию. В это время она молит Господа, (в стихирах и тропарях канона) да успокоит в селениях праведных души всех усопших, и особенно восхищенных внезапной смертью, которые отошли в другой мир не напутствованными ни святыми таинствами, ни песнопениями церковными: «От четырех концев Господи, приемляй верно усопшия в мори, или на земли, или в реках, источницех, снедь зверем бывшия и птицам и гадом, вся упокой 626 . § 189. Сырная седмица. Понятие о ней и Богослужение в сию седмицу За неделей мясопустной, или страшного суда следует еще одна седмица, приготовляющая верующих к великому посту. Она называется сырною. В службе первого дня сырной седмицы святая Церковь называет ее преддверием Божественнаго покаяния, светлым предпутием поста, началом умиления и покаяния и дверью покаяния, и потому в сию неделю запрещает вкушать мясную пищу, а разрешает только на сырную и молочную, приготовляя таким образом постепенно к Великому посту, чтобы иго его не показалось тяжелым для немощной плоти нашей. На Богослужении сей седмицы (в канонах и стихирах) восхваляется пост и изображаются спасительные плоды его. В среду и пяток Литургии не бывает, а на часах, в сии дни отправляемых, читается постовая молитва преподобного Ефрема Сирина с обычными поклонами великими: «Господи, Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми» и проч. В сырную субботу прославляются святые подвижники, преподобные отцы и матери, просиявшие в мире, яко светила подвигами поста, молитвенного бдения и всех добродетелей, и потому представляемые в пример вступающим в подвиг поста. В службе сырной недели оплакивается падение прародителей наших Адама и Евы, и в утрате райского блаженства указывается нам достойный предмет оплакивания во дни поста и покаяния. Адам из рая отгонится, пищи причастився, яко преступник ... тем же рая жителие быти возжелевше, изменимся от неполезныя пищи 627 . В Евангелии ( Мф.6:14–21 ) и Апостоле, ( Рим.13:2–14:4 ), читаемых в сырную неделю, слышим следующее назидание: приступая к покаянию и испрошению у Бога прощения согрешений, надобно прежде самим примириться со всеми, отпустить греховный долг обид и оскорблений должникам своим, и, во время пощения, не должно казаться постящимся и делать постный вид, и не должно укорять не постящихся, или не так постящихся, как должно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся: на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:21–23 ). По точному смыслу этих слов Христа Спасителя, должно несомненно веровать, что апостолы, получившие от Христа дар Святого Духа, по своему усмотрению, прощать и не прощать грехи, делались в церкви Христовой непогрешимыми распорядителями и раздаятелями милости Божией – прощения грехов кающимся. Кто из верующих христиан дерзнёт на такую богохульную мысль, чтобы подумать или сказать, что апостолы, получивши от Христа благодатный дар Св. Духа прощать и не прощать грехи, подобно лукавому и ленивому рабу, зарыли этот дар в землю ( Мф.25:18 ), не действовали им? Несомненно, что апостолы, по своему усмотрению, одних из верующих разрешали. от грехов, а других не разрешали и даже отлучали от церковного общения в молитвах и таинствах. Когда ап. Павел в Ефесе около двух лет проповедовал Евангелие, то многие из уверовавших иудеев и эллинов приходили к апостолу, исповедуя и открывая дела свои ( Деян.19:18 ). По силе полученного от Христа дара и власти (Кор.10:8), ап. Павел одним прощал грехи, а другим не прощал: так, коринфского кровосмесника он предал сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён ( 1Кор. 5,1–5 ), а равно и Именея и Александра предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать ( 1Тим.1:20 ); эта власть решать и вязать грехи кающихся перешла и к преемникам и продолжателям апостольского служения: епископам ( 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 ; Тит.1:5 ) и их помощникам, пресвитерам ( Деян.14:23 ; Тит.1:5 ), так как Христос Спаситель основал свою Церковь на земле для спасения людей с известными благодатными дарами св. Духа не на сто только или двести лет, а на всё время существования рода человеческого на земле, – до второго Христова пришествия на землю. Кающийся, грешник, рассказывая продолжателю апостольского служения свои прегрешения, побуждения к ним и цели, при которых они совершены тем самым даёт ясные основания отпускать или не отпускать грехи, разрешать или связывать грешника.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подпишитесь на наш Телеграм Последний воскресный день перед началом Великого поста имеет несколько названий. Первое — Неделя сыропустная, дано в связи с тем, что в этот день последний раз христиане вкушают молочные продукты. Но чаще всего можно услышать другое наименование — Прощеное воскресенье . История возникновения Название «Прощеное воскресенье» связано с древней монашеской традицией. Перед тем как разойтись в пустынные местности на период Четыредесятницы, египетские монахи примирялись друг с другом — как в последний раз. Действительно, некоторые из них уже больше не встречались, погибая в сложных для жизни условиях. В этот день Церковь вспоминает изгнание Адама из рая. Синаксарь (сборник объяснений и описаний празднуемого события, предназначенный для чтения за богослужением) напоминает о том, почему Святые Отцы выделили эту историю: «Первая заповедь Бога к людям была о благородстве поста, но Адам, не сохранив эту заповедь и уступив чреву, не только богом не стал, но и смерть на себя навлек и всему роду своему передал пагубу». Значение В Неделю сыропустную на Литургии читается фрагмент о прощении из Евангелия от Матфея (Мф 6:14–21). В нем Христос призывает прощать тех, кто обидел нас, чтобы и Отец Небесный простил нас; не поститься напоказ и творить добрые дела, чтобы наследовать жизнь вечную с Богом. Таким образом Церковь дает последние краткие указания перед вступлением в Великий пост. В этих словах Спасителя выражена основа поста. Апостол Павел в Послании к Римлянам, часть из которого мы слышим в этот воскресный день (Рим 13:11–14:4), подчеркивает, что христианину не должно осуждать тех, кто не постится или постится иначе, чем он сам. Следить надо именно и только за собой: «Кто ест, не унижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим 14:3). Главный Судья для каждого – это Сам Бог. Только Ему решать, кого оправдать, а кого осудить. Перед постом через богослужебные тексты мы обращаемся к истории грехопадения. Вспоминаем, чего были лишены из-за духовного невоздержания прародители Адам и Ева, а вместе с ними все человечество. Одно из песнопений Вечерни наиболее ярко напоминает нам об этом, призывая к покаянию, то есть изменению своего бытия в сторону жизни со Христом:

http://blog.predanie.ru/article/kompas-n...

   Третья приготовительная неделя к Вел. Посту называется «Мясопустною» или «Сырною», а в народе она называется «Масляной», потому что из скоромной пищи в эту неделю дозволяется вкушать только сыр, молоко, масло и яйца. Само воскресенье «Мясопустной недели» называется «Неделей о Страшном Суде», т. к. за Литургией читается Евангелие о Страшном Суде и о последнем мздовоздаянии, чем Св. Церковь желает побудить грешников к покаянию. В песнопениях Сырной седмицы воспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами.    Последнее воскресенье перед Вел. Постом называется «Сыропустом», потому что им оканчивается ядение сыра, масла и яиц. На Литургии читается Евангелие (Мф.6:14-21) о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. Потому это воскресенье принято называть «Прощенным Воскресеньем», после которого и наступает Великий Пост (Св. Четыредесятница).    Общую особенность великопостного Богослужения составляет продолжительность службы с уменьшением торжественности, а именно: песнопений бывает мало, больше бывает чтение псалмов и молитв, располагающих душу к покаянию. На каждой службе произносится с земными поклонами покаянная молитва Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего»...    Утром совершаются Утреня, Часы с некоторыми вставными частями и Вечерня.    Вечером вместо Вечерни, совершается Великое повечерие.    В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров.    По субботам в Великом Посту бывает Литургия св. Иоанна Златоустого, а в первые пять воскресений — Литургия Св. Василия Великого, которая совершается и в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной недели.    В Великом Посту каждая неделя посвящена воспоминанию какого-либо особого события или лица, призывающего грешную душу к покаянию и надежде на милосердие Божие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

" На добродетели смирения должна стоиться вся наша жизнь. Где бы мы ни находились, какое бы послушание ни несли, все должны исполнять со смирением, тогда будет польза для нашей души и пример для ближних. Господь говорит: " Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем " (Мф. 11:29). Мы должны как можно чаще укорять себя, а не ближних. Когда мы начинаем укорять ближних, это указывает на наше больное сердце. А когда укоряем себя, значит, началось наше духовное выздоровление " , - заключил митрополит Варсонофий. Он пожелал сестрам обители подвизаться в смирении, чаще читать Евангелие, укорять себя и просить прощения у ближних. О Рождестве Пресвятой Богородицы не сказано в Писании, подробности его известны из апокрифического текста середины II века " Протоевангелие Иакова " . Согласно преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: родители Девы Марии жили в Назарете и там она родилась. В том же городке жила благочестивая чета Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Иоаким происходил из дома царя Давида, Анна - из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии. Рождество Богородицы - великое утешение для бездетных супругов. Этот праздник открывает новый церковный год - вся история Нового Завета начинается с появления на свет маленькой девочки, Которую назовут Престолом Бога, которая станет той Дверью, через которую явится Спаситель Мира Христос. ИА " Вода живая " , 20.09.17 Поделиться Упоминания в новостях 2 апреля 2024 20 марта 2024 19 марта 2024 6 марта 2024 5 марта 2024 27 апреля 2024 21 апреля 2024 20 апреля 2024 20 апреля 2024 19 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024 14 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024 21 апреля 2024 20 апреля 2024 20 апреля 2024 19 апреля 2024

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Во вторую подготовительную неделю – «Неделю о блудном сыне», среда и пятница – постные. В воскресенье на Литургии читается притча из Евангелия «О блудном сыне» ( Лк.15:11-32 ), которая призывает заблудших покаяться и вернуться к Господу, с надеждой на Его милосердие. В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели на всенощном бдении после полиелея поется 136й псалом: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом…» Он описывает страдания евреев в плену вавилонском и скорбь об утраченном отечестве, образно, говоря – о нашем плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству – Небесному Царствию. Третья подготовительная неделя называется «мясопустною», или «сырною», а по народному – «масленица». В эту неделю уже нельзя есть мясо. Среда и пятница не постные, разрешено вкушать молоко, яйца, рыбу, сыр, масло. По старому русскому обычаю, на масленицу пекутся блины . Воскресенье «мясопустной недели», соответственно евангельскому чтению, носит название «Неделя о Страшном суде» ( Мф.25:31-46 ). Этим чтением Церковь призывает грешников покаяться и делать добрые дела, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать. С началом этой седмицы, находящимся в браке предписывается воздержание от супружеских отношений. Последнее воскресенье перед Великим постом называется «сыропустом»: им оканчивается вкушение яиц и молочных продуктов. На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди ( Мф.6:14-21 ), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного; о посте и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим евангельским чтением, христиане просят в этот день друг у друга прощения за причиненные обиды и стремятся со всеми примириться. Поэтому воскресенье это принято называть «Прощеным воскресеньем». Первая и последняя (Страстная) седмицы Великого поста отличаются своей строгостью, и их богослужения – продолжительностью. Это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения этих седмиц.

http://azbyka.ru/o-postax-i-trapezax

Несмотря на отвержение Божиих посланников, БожияПремудрость оправдана ( ™dikaiuqh ‘показывается ее правота, справедливость’; аорист здесь не имеет значения времени) всемичадами ее, то есть людьми, поверившими Иоанну и Иисусу. Духовные вожди народа, фарисеи и книжники отвергли Иоанна, но “рядовые” люди и даже презираемые мытари приняли его весть и крещение. Премудрость может означать Бога (11:49) или Мессию; кроме того, иудейское предание рассматривало Премудрость как образ Божиего замысла о мире, которая научает людей и желает обитать среди них, но отвергается многими (Иов 28; Притч 1; 8; Сир 1; 24; Прем passim 44 и в некоторых апокрифах). Иисус в доме фарисея Симона. Прощенная грешница (7:36–50) Рассказ о прощенной женщине продолжает тему о том, как мытари и блудницы, которые поверили Иоанну, вперед вас идут в Царство Божие (Мф 21:31–32). Несмотря на то, что Лука опустил упоминание о блудницах в их общем с Матфеем источнике (7:29), а у Матфея нет самого рассказа о прощенной грешнице, весьма вероятно, что в этом источнике рассказ иллюстрировал Христово свидетельство о покаянии отверженных. Его смысл, который раскрывается в притче о двух должниках, — контраст между любовью женщины к Иисусу и отсутствием любви у фарисея Симона. Респектабельная сдержанность и сердечная сухость одного остаются бесплодными, а безоглядная и жертвенная любовь другой приводит к прощению ее многих грехов. Вторая тема эпизода — вопрос о Личности Иисуса. Гости, собравшиеся у фарисея, задают себе вопрос Кто это, что и грехи прощает? Ответ на вопрос не дан прямо, но подразумевается в тексте рассказа. Связь между притчей и рассказом не проста. Женщина получает прощение за то, что возлюбила много, однако притча говорит о том, что любовь — скорее результат или свидетельство прощения, чем основание для него. Нуждается в объяснении, почему Иисус второй раз говорит о прощении в ст. 48 и то, как рассказ связан с помазанием в Вифании (Мк 14:3–9; Мф 26:6–13; Ин 12:1–8). Лука опускает этот второй рассказ, однако возникает вопрос, чем объясняются многие словесные совпадения с Марком и Иоанном.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

  14 Рикер. Там же. C. 673.   15 Там же. 16 Арендт . Там же. C. 314.   17 Там же. 18 В этой связи особую актуальность обретает известный тезис С. Троицкого в его книге «Христианская философия брака», М.:Путь, 1995,с.184–185. «Ни Церковь, ни государство не являются источником брака. Напротив, брак есть источник Церкви и государства. Брак предшествует всем общественным и религиозным организациям. Он установлен уже в раю, установлен непосредственно самим Богом. Бог приводит жену к Адаму, и Адам сам объявляет свой брачный союз независимым от какой бы то ни было земной власти, даже и власти родителей (Быт 2. 24, Мф 19. 6). 19 Там же. C. 315.   20 Данную цитату из Евангелия (как и многие другие) Х. Арендт подробно комментирует: «При чтении этих мест надо никогда не упускать из виду, что даже в новозаветном греческом языке три решающих слова здесь, aphienai, metanoein, hamartanein , имеют обертоны, передаваемые в переводе не полностью. Так, aphienai значит собственно: попускать, допускать, высвобождать и стало быть прощать; metanoein означает просто переменить свой образ мысли , и поскольку оно употребляется также для передачи еврейского schuw , оно означает также одновременно поворот и возвращение, но не раскаяние и покаяние как мы их понимаем; речь идет об отвращении от «грехов», не о сосредоточении на них в покаянии и раскаянии; hamartanein , наконец, это по сути, «ошибка» и «промах», т.е. явно нечто совсем другое чем то, что мы имеем в виду, когда говорим о грехах (см. Heinrich Ebeling . Griechischdeutsches W ц rterbuch zum Neuen testament , 1923). Цитируемый в тексте стих можно было бы поэтому переводить следующим образом: «И если он семь раз на дню ошибется в отношении тебя и семь раз на дню снова придет и скажет: я меняю свой образ мысли, то ты должен отпустить его на свободу». (Там же, C. 317–318). 21 Аверинцев С. С . «Брак и семья. Несвоевременный опыт христианского взгляда на вещи» в книге София-Логос. Словарь, К.: Дух и литера, 2006. C. 812. 22 Зелинский, Костомарова . Цит. соч. С. 87.

http://pravmir.ru/ya-nuzhdayus-v-tebe-ch...

Последнее воскресенье перед Великим Постом называется Прощеным воскресеньем. На Литургии читается Евангелие (Мф.6:14–21) о прощении обид нашим ближним, без чего мы сами не можем получить прощения грехов от Отца Небесного. В этот день в храмах совершается чин прощения : настоятель с земным поклоном испрашивает у верующих прощения, а затем все с поклонами просят прощения друг у друга, чтобы в мирном состоянии души вступить в подвиг поста. Великопостное богослужение значительно отличается от богослужения остального времени года. Службы становятся более продолжительными и менее тождественными. В храме зажигают только немногие светильники, редко открываются Царские врата, священнослужители облачаются в темные одежды. Песнопений бывает мало, службы большей частью состоят из чтения псалмов и молитв, располагающих душу к покаянию. На каждой службе произносится с земными поклонами покаянная молитва Ефрема Сирина : “Господи и Владыко живота моего”… Земные поклоны положено делать и в другие моменты великопостных служб. В среду и пятницу Великого поста совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Первая седмица Великого поста отличается особенною строгостью, а вместе с тем и Богослужение особенной продолжительностью. В первые четыре дня на Великом повечерии читается Великий канон святого Андрея Критского . В первое воскресенье Великого поста празднуется Торжество православия, установленное при царице Феодоре в 842 г. в память восстановления почитания святых икон. Во второе воскресение Великого поста совершается память св. Григория Паламы (XIV в.), который в своих творениях показал значение поста и молитвы. Святитель Григорий учил, что за усиленный подвиг поста и молитвы Бог озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Спаситель на Фаворе. Третье воскресенье Великого поста называется Крестопоклонным. На Всенощном бдении из алтаря выносится для поклонения Святой Крест. Этот день в середине поста установлен для ободрения верующих и укрепления их духовных сил, для напоминания о спасительных Страстях Господних и о последовавшем за ними преславном Воскресении.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

е. деянием, по католич. представлениям достаточным, чтобы христианин удовлетворил гнев Божий по поводу определенного количества грехов (4. 261-266). В артикулах 21. 32-34 возможность спасения заслугами святых отвергается: Христос как Богочеловек может спасать и спасает людей, но никакой иной человек, даже и святой, не может передать свои заслуги другому (ссылка на Мф 25. 9). Поскольку Конфутация категорически настаивала на сохранении 7 таинств, в А. и. а. весьма систематично изложен лютеран. взгляд на таинства, начиная с определения: «Таинство (sacramentum) есть церемония, т. е. внешний знак или деяние, посредством какового Бог дает нам то, что предлагается Божеским обетованием, приложенным к церемонии (сему обряду). Напр., Крещение есть церемония и деяние, к-рое не мы даем и предлагаем Богу, но в к-ром Бог нам дарует и предлагает, в к-ром Бог или служитель вместо Бога крестит нас. Здесь Бог предлагает и дарует нам прощение грехов в согласии с обетованием Своим» (24. 16-18). В артикуле 24. 69-70 уточнено, что таинства суть «знаки благодати (signa gratiae)» и что в них «непременно присутствует внешний знак и Слово Божие». Под такое определение таинства подходят Крещение, Причащение и Отпущение грехов (13. 3-5). Конфирмация (Миропомазание) и Елеосвящение суть «древние обряды», для к-рых, однако, нет «ни приказаний, ни заповедей Божиих» (13. 6). Католич. ординацию (рукоположение) А. и. а. отказывается считать таинством священства, поскольку ординация «имеет в виду священников, назначенных жертвы приносить» (13. 7); однако «если бы таинство ординации стали называть таинством проповедного и евангельского служения, то никакого не было бы отягчения в том, чтобы рукоположение называлось таинством» (13. 11). Брак установлен Богом, и для него имеются обетования, «а посему, если кто-либо станет называть его таинством, мы того слишком оспаривать не будем» (13. 14). Однако брак учрежден не в НЗ, а в ВЗ, и обетования его «касаются скорее плотской жизни», поэтому нужно все же отличать его от Св. Причастия и Крещения, к-рые являются установлениями НЗ. Причащение под обоими видами для мирян обосновывается ссылками как на Первое послание ап. Павла к Коринфянам (11. 28), так и на «обычай, соблюдаемый еще и ныне в Греческой Церкви» (22. 4). Отвергая понимание причастия как жертвы, А. и. а. проводит различие между «жертвой умилостивления» (Ис 53. 10) и «жертвой благодарственной» (24. 18-19). В ВЗ было много жертв умилостивления, но не ради оправдания пред Богом, а «дабы не быть им изгнанными из Израилева народа» (24. 23). «Однако в мире была одна-единственная истинная жертва примирительная, жертва за грехи, а именно - смерть Христа (Евр 10. 10-4)» (24. 22). Все проч. жертвы - благодарственные - это «всякое страдание, проповедование, добрые дела святых».

http://pravenc.ru/text/76806.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010