Когда же «опасность хиротонии» миновала, Евагрий вновь вернулся в Египет. В последние годы своей жизни он стал известным и почитаемым старцем, вокруг которого собралась группа верных ему учеников; Палладий, сам принадлежавший к ней, устами преп. Иоанна Ликопольского называет эту группу «обществом Евагрия» или «товариществом Евагрия» ( τς συνοδας Εαγρου; τς ταιρεας Εαγρου). По обычаю келлиотов, ученики, как то передает коптская версия, собирались к Евагрию по субботам и воскресеньям и (вероятно, после вечернего богослужения или после литургии в ночь с воскресенья на понедельник) всю ночь открывали ему помыслы и слушали его наставления, которые были «весьма сладостны». К ученикам Евагрий обращался с просьбой, что если кто-нибудь имеет нечто такое, что стыдно сказать в присутствии братии, то он может остаться наедине с ним для откровения с глазу на глаз. Но не только учеников принимал Евагрий: по словам Палладия, он был столь гостеприимен, что ежедневно в его келлии находилось пять или шесть странников (etrangers – иностранцев), пришедших из других областей, чтобы услышать его духовное назидание и воспринять, по мере возможности, что-либо из сокровищницы его подвижнического опыта. Заботился о странниках эконом «братства Евагрия», постоянно живший в его келлии, которая являлась по сути дела маленьким монастырем; в распоряжении эконома находились деньги (называется сумма в 200 серебряных монет) и необходимые припасы. Так протекали последние годы жизни Евагрия. Окруженный любящими учениками и духовными чадами, он скончался в 399 году, вскоре после праздника Богоявления и накануне тяжких искушений первой волны «оригенистских споров». Такова жизнь этого подлинно христианского любомудра, из уст которого, как констатирует Палладий, нельзя было услышать ни одного мирского или суетного слова. Спустя некоторое время после кончины Евагрия Созомен говорит о нем так: «В дружбе с Аммонием находился мудрый Евагрий, муж ученейший, сильный умом и словом и особенно способный различать мысли, ведущие к добродетели и пороку, и располагаться так, чтобы первые развивать, а последних остерегаться... Нрав его, говорят, отличался умеренностью и обнаруживал столь мало тщеславия и гордости, что как заслуженные похвалы не надмевали его, так и незаслуженные укоризны не возбуждали в нем огорчения» 938 . Подобное уважение к Евагрию и почитание его характерно практически для всех его современников и ближайших к IV веку поколений. Однако спустя чуть более столетия образ Евагрия начинает меняться в глазах православных христиан. В конце концов он сопричисляется вместе с Оригеном и Дидимом Слепцо м к числу еретиков. Однако тем дело не заканчивается: в «Добротолюбии» (греческом, церковнославянском, русском и т.д.), этой сокровищнице и средоточии всей святоотеческой аскетики, авва Евагрий вновь занимает почетное место. Так возникает загадка и парадокс Евагрия, которые православные ученые должны решить...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

См.: Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 19. 3. Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 1. 22 (рус. пер.: он же. Творения. Кн. 1. С. 98). Там же. 3. 13 (рус. пер.: Там же. С. 122). Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 2. 7 (рус. пер.: Указ. изд. С. 12). Евагрий Понтийский. Слово о духовном делании. 19 (рус. пер.: Указ. изд. С. 99). Евагрий Понтийский. О восьми духах лукавства. 11–12: PG. 79. Col. 1156D, 1157ВС (рус. пер.: Творения прп. Нила Синайского. С. 128). Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 19. 3. Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 3. 13 (рус. пер.: он же. Творения. Кн. 1. С. 122). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 9. 7 (рус. пер.: Указ. изд. С. 116). Там же. 6. 3 (рус. пер.: Указ. изд. С. 74). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. 5. 4 (рус. пер.: Указ. изд. С. 242). Ср.: Там же. 19. 6. Apophtegmes. XV. 136. Апофтегмы (систематическое собрание) 16. 16 (рус. пер.: Древний патерик. С. 308–309). Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 3. 89 (рус. пер.: он же. Творения. Кн. 1. С. 132). Там же. 3. 90 (рус. пер.: Там же. С. 132). См.: Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 7 (рус. пер.: Указ. изд. С. 98). Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 7 (рус. пер.: Указ. изд. С. 98). Там же (рус. пер.: Указ. изд. С. 97–98). Ср.: Прп. Исихий Иерусалимский. О трезвении и молитве. 136. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы о статуях. VI. 1 (рус. пер, он же. Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 84–85). Ср.: Евагрий Понтийский. Антирретик. Печаль. См.: Свт. Иоанн Златоуст. К Стагирию подвижнику. III. 14. Апофтегмы (алфавитное собрание). Об авве Ниле. 3 (рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 615). Ср.: Евагрий Понтийский. Слово о молитве. 16; Прп. Исихий Иерусалимский. О трезвении и молитве. 135. См.: Apophtegmes (serie alphabetique). Syncletique. 21. (рус. пер.: Жизнь и деяния св. Синклитикии. 40//У истоков культуры святости. С. 304. См. эту же апофтегму в переводе на русский язык систематического собрания апофтегм: Древний патерик. 10. 98). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 6. 3.

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

Что же значит — от сердца? Это значит то, что мы не только простили обидчику и не противились ему, но и не вспоминаем в уме своем о бывшей обиде и не говорим о ней никому. Это и значит — простить от сердца. А что делать, когда невольно вспоминается обида и после прощения? Как исторгнуть из сердца память о той обиде, которая совершенно не выходит из головы? Так как мы без помощи Божией достодолжно и примириться не можем, а без мира душевного погибнет душа наша, мы должны по необходимости просить у Бога благодатной помощи для восстановления мира душевного; а чтобы достигнуть сего, непременно надо помолиться за обидчика Богу мира следующими словами: Господи, спаси и помилуй раба Твоего (имя рек) и его св. молитвами меня помилуй! После такой молитвы обидчик сам придет к тебе первым и будет просить у тебя прощения, и тогда благодатию Св. Духа восстановится взаимный мир душевный, ему же св. Ангелы хранители наши радуются, а бесы завидуют и плачут. Св. Ефрем Сирин говорит: «если кто умирает во вражде, то такового человека душу бесы трезубцами вынимают из тела и влекут прямо в ад»!... Случай такого рода был в Киево-Печерской Лавре. Там поспорили между собою иеромонах Тит и иеродиакон Евагрий, который не хотел примириться; так, когда один кадил братию в церкви стоящую, то другой уходил с того места, где надлежало проходить с кадилом; так продолжалось довольно много времени. Наконец иеромонах Тит заболел и приблизился к смерти. Он просил братию привести к нему иеродиакона Евагрия, чтобы с ним проститься пред смертью, но Евагрий отвечал, что не желает видеть иеромонаха Тита не только в сей жизни, но и в будущей. Тогда братия силою привели Евагрия к умирающему иеромонаху Титу. Но и тут Евагрий повторил те же слова, что и прежде, не желая простить нанесенную ему отцом Титом обиду; и как только Евагрий повторил прежние слова в присутствии умирающего и братии, — в эту же минуту явился Архангел Михаил и копием заколол иерод. Евагрия, который тут же упал и моментально скончался, а умирающий иером. Тит в ту же минуту встал с одра своего совершенно здоровым, и видел, как Архангел пронзил грудь копием Евагрию, у которого бесы душу вынули из тела трезубцами и повлекли на дно адово! Вот как опасно нерассуждение: одна минута неразумения может погубить на веки и временную и вечную жизнь! Кто считает себя грешным, у того язык не поворотится осудить другого. Держась «самоправедности», забыл это святоотеческое изречение несчастный Евагрий; а нам да послужит повесть сия нравоучительным уроком по слову Св. Писания: испытующе, (1Сол.5:20), живите со всяким опасением, чтобы Бога не прогневать и себя не погубить.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3506...

То, что «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло» ( 1Кор. 13:12 ) – часть общехристианского учения 1629 . Только наше созерцание – это жизненно важное соединение, личностное и плодотворное, как соединение ветви и лозы в винограднике ( Ин. 15:4–7 ). И действительно, в беседе после Тайной Вечери богословие места Божия обретает свою истинную значимость. Отцы с особой любовью развивали эту тему взаимопребывания Божественных Лиц: «Отец является, так сказать, естественным местом Сына», – говорит Кирилл Александрийский 1630 . И блаж. Иероним пишет: «Сын есть место Отца, а Отец – место Сына, что вытекает из слов Спасителя: Я – в Отце, и Отец– во Мне ( Ин. 14:10 )» 1631 . Чтобы понять смысл того, что Евагрий говорит о видении места Божия, следует обратиться к обещанию Иисуса: «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете» ( Ин. 14:3–4 ). Исходя из этого, Евагрий, практически, обнаруживает тождество между видением Пресвятой Троицы и видением своего собственного состояния: «Знай, что Троица не выражает Себя ни в созерцании телесного естества, ни в созерцании бестелесного, Она не относится к тому, что может познаваться душой» 1632 . Образ Божий, еще говорит Евагрий, существует лишь в существах, способных к познанию Троицы и стремящихся к этому познанию 1633 . Отсюда и настойчивость в утверждении видения «собственного состояния» (νο κατστασις). Если оно происходит, тогда для ума будет достаточно видеть себя самого, чтобы увидеть Бога, не с помощью онтологического тождества, но с помощью того, что Максим Исповедник смело называет «тождеством по благодати» ( κτα χριν αττης) 1634 . Среди условий, необходимых для этого видения, Евагрий особенно выделяет два следующих: нравственная чистота и чистота понятий, частичных и множественных. «Местом Божиим называют мир... Тот, кто стремится к тому, чтобы его Бог пребывал в нем, должен тщательно очистить свою душу от всех страстей» 1635 . Кроме того, его ум должен быть «нагим», «истощающим себя в видении себя самого и достойным приобщения к созерцанию Пресвятой Троицы» 1636 , видящим «собственное сияние», «чистый свет» 1637 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Св. Григорий Богослов в это время (март – апрель 379 года) стал епископом Константинопольским. В новой столице империи господствовали тогда ариане, и св. Григорий возглавил небольшую общину православных, которая собиралась в домашней церкви (храм Воскресения) 898 . В середине или конце того же 379 года в Константинополь прибыл и Евагрий. Возможно, что он, будучи достаточно близок к св. Василию Великому , знал его друга, то есть св. Григория Богослова , еще в Каппадокии. Во всяком случае, он быстро стал одним из самых ближайших помощников столичного архипастыря, сделавшего его своим архидиаконом. Созомен замечает, что Евагрий «любомудрствовал» ( φιλοσφησε) и «обучался священным словесам» ( παιδεθη... τος ερος λγους) у Григория, епископа Назианзского 899 . Сам Евагрий говорит о нем как о «праведном Григории, насадившем меня» 900 . О деталях их содружества и конкретной борьбе с арианами не сохранилось, к сожалению, почти никаких сведений, но можно предполагать, что уже в это время Евагрий выступал как серьезный (хотя и начинающий) богослов, одаренный ярким и сильным словом, и как серьезный «диалектик», могущий использовать различные виды аргументации. Во всяком случае, Палладий называет его «искуснейшим в опровержении всех ересей» ( διαλεκτικτατον ντα κατ πασν τν αρσεων), то есть мужем, который мог словами ( λγοις – доказательствами) победить любую из них. В коптской версии он также характеризуется в качестве мудрого мужа, воздерживающегося от страстей, и безупречного диакона; его ум, мудрость и знание Священного Писания позволяли ему успешно опровергать ереси. Все это позволило Евагрию занять достойное место в константинопольском клире и успешно защищать Православие от нападок еретиков. Нет сомнений, что между св. Григорием Богословом и Евагрием завязались те тесные дружеские отношения, которые возможны между учителем и учеником, связанными глубоким единством основных мировоззренческих установок. О сердечной привязанности святителя к своему ученику свидетельствует его «Завещание», написанное 31 марта 381 года, где говорится: «Диакону Евагрию, понесшему со мной много трудов и забот, а также во многих обстоятельствах проявившему благоволение ко мне, я выражаю благодарность перед Богом и людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

М., 2001, с. 91–92. 850 Как констатируют издатели в своем комментарии, Евагрий в данном случае ссылается на один из принципов медицины Гиппократа: «подобное исцеляется подобным» (similia similibus curantur). 851 Так цитирует Евагрий. По святоотеческому изъяснению, «таковой может сделать то же, что сделал Иуда, или что он в образе жизни может сделать хуже. Ибо хотя, говорит, он и не таков, чтобы не мог более переносить мучений продолжительного наказания, но, потеряв терпение и надежду, легко может посягнуть на свою жизнь, или предаться большему нечестию». Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования " Посланий Апостола Павла. Второе Послание к Коринфянам. М., 1998, с. 66. 852 Авраам в древнемонашеской письменности часто выступал как прообраз христианских иноков и их «странничества». См.: Guilr laumont А . Aux origines du monachisme Chretien. Pour une phenomenologie du monachisme. Abbaye de Bellefontaine, 1979, p. 92–95. Так, преп. Иоанн Кассиан Римлянин, толкуя Быт. 12, 1, считает, что в повелениях Бога Аврааму содержатся указания на «три отречения», которые обязательны для монахов. Во–первых, сказал: от земли твоея, т. е. от богатства мирского и стяжаний земных; во–вторых, от рода твоего, т. е. прежнего образа жизни, прежних нравов и пороков, кои, прилепившись к нам с самого рождения, являются родственными и единокровными нам; в–третьих, от дому отца гпвоего, т. е. от всякого воспоминания о мире и о всем, что представляется взору очей». Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания, с. 208. 853 Эту фразу почти полностью повторяет авва Дорофей. См.: Преподобного отца нашего аввы Дорофея Душеполезные поучения, с. 114. Правда, в русском переводе передается некорректное чтение некоторых греческих рукописей: «отцы сказали»; однако, в лучших греческих кодексах стоит: «Евагрий сказал» (о Ευγριοσ ειπεν). См.: οτοιβ de Gaza. Oeuvres spirituelles, p. 306. 854 В своих творениях Евагрий неоднократно обращается к добродетели кротости (πρατης), считая ее обычно главным противовесом яростного начала души (о θυμς), а, соответственно, и страсти гнева. Кротость часто ассоциируется у него со смирением, милостивостью и прочими добродетелями; именно она в первую очередь делает ум чистым, а тем самым открывает ему путь к высшему ведению. См.: DriscollJ. Gentleness in the Ad Monachos of Evagrius Ponticus//Studia Monastica, v. 32, 1990, p. 295–321. 855

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

Этот сухой, мертвый ответ Востоку отправлен не со специальным, своим, западным посланцем, а c курьером случайным, но Риму угодным. Это был пресвитер Евагрий, возвращавшийся к себе домой в Антиохию. Ho у себя в Антиохии Евагрий был сторонником Павлина. а потому римское послание, которое он привез, адресовано было, за смертью Афанасия (†373 г.), теперь на имя маленького Павлина. Рим упорно доказывал свою слепоту в делах веры Востока. И в отклике на обращение «восточных» занимался не делом, а своим престижем и формальностями. Папа пишет, чтобы «восточные» послали в Рим не диакона, а депутацию из выдающихся епископов, чтобы тогда и Рим мог иметь «приличный повод — ευπροσωπον αφορμην» к ответному посольству, тоже на епископском уровне. Василий напрасно разъяснял Евагрию, что это требование тактически мертвое. Ведь уже при папе Ливерии в 365 г. отношение к «восточным» было внимательнее. Ho папа Ливерий сам испытал давление Ариминского собора и ссылку на Восток, и потому омиусианское восточное посольство к нему тогда увенчалось подписанием соглашения. Евагрий, как посланец, вообще не только не способен был наладить соглашение, но по своей узости и слепоте лишь повредил делу. Помеха делу — Антиохийский раскол . Евагрий еще в прежнее время, с момента поставления Павлина в епископы Лукифером, встал на сторону Павлина. Антиохия к этому времени уже была разорвана на три юрисдикции. Теперь появилась и четвертая. У восточных церквей нет гарантий против подобных разделений. В Антиохии кроме здраво ориентированной юрисдикции Мелетия была еще и арианствующая — омийская церковь у Евзоия. Вместе с Павлиновой юрисдикцией, третьей по счету, создана позднее всех и четвертая «великим» (вернее сказать — гордым, зазнавшимся) Аполлинарием Лаодикии Сирской, соседки Антиохии. Аполлинарий и поставил себе своего рода викарного агитатора для столицы Востока. Таковым явился Виталий. Древние историки церкви отзываются положительно о личных качествах Виталия. В 375 г. Виталий был в Риме и просил о принятии его в общину Павлина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

404 Пахомий Великий (292–348 гг.) родился в семье язычников в Египте. Поступил на военную службу во время войны между Константином Великим и Максимином (312 г.). По окончании войны (ок. 314 г.) он принял крещение, удалился в Фиваидскую пустыню и здесь прожил 6 лет под руководством отшельника Паламона. Однако отшельническая жизнь перестала его удовлетворять. И в 320 г. он основал первый в мире монастырь, Табеннеси, в Верхнем Египте, на правом берегу Нила, немного западнее современного г. Дишна. Вскоре монастырь не мог вместить всех желающих, и Пахомий основал второй монастырь, Пбоу. Впоследствии возник еще ряд пахомианских монастырей. Пахомий составил первый монастырский устав, которым руководствовались не только египетские монастыри, но и обители, возникшие в Эфиопии, Сирии, Палестине, Месопотамии, а затем в Риме и Галлии. 407 Оресиесий был третьим преемником Пахомия на посту настоятеля монастыря Табеннеси. Умер Оресиесий в 380 г. Его труд был переведен Иеронимом. Сохранилось также 2 письма ему от Афанасия. Родным монастырем Оресиесия был монатырь Хенобоски, один из старейших пахомианских монастырей в Египте. Оресиесий был утвержден самим Пахомием настоятелем монастыря в 346 г. Через 5 лет он покинул свой пост из-за конфликта с Феодором. После смерти Феодора в 368 г. по приказу Афанасия Александрийского вступил в руководство монастырем Табеннеси. 408 Макарий родился в 300 г. в Египте, ум. в 390 г. Был учеником Антония Великого . Кроме религиозного образования имел и вполне светское. В возрасте 30 лет он удалился в Нитрийскую пустыню и жил там отшельником среди отшельников-келиотов. Ок. 340 г. он был рукоположен в пресвитеры. Ок. 373 г. вместе с Макарием Александрийским был сослан епископом Александрии Люцием (арианином) на остров в Египте, однако вскоре возвращен назад (см. Socr. НЕ, IV, 23). 409 Евагрий родился ок. 345 г. в городке Ивора (Понт). Отец Евагрия был рукоположен Василием Великим в сан хорепископа. Евагрий был принят в клир Василия Великого и рукоположен им в должность чтеца. В 379 г., после кончины Василия, Евагрий уезжает в Константинополь, где попадает под влияние Григория Богослова , сделавшего Евагрия своим архидиаконом. В это время он полюбил некую женщину знатного рода, однако, согласно традиции, явившийся ему ангел повелел оставить столицу. В 382 г. Евагрий уехал в Палестину и вступил в монастырь на масличной горе. После тяжелой 6-месячной болезни он отправился в 383 г. в Египет, где и прожил 16 лет до своей смерти (399 г.) среди египетских пустынников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ужасная эпидемия, в течение нескольких десятилетий свирепствовавшая на Востоке, обрушилась и на его дом унеся жизни жены, многих детей, внуков и хоретов (IV. 29). Умер Евагрий, по-видимому, в правление императора Маврикия (582–602), после 594 г., то есть где-то в самом конце VI столетия. Евагрий оставил нам только одно сочинение – «Церковную историю». Нет никаких указаний, позволяющих уточнить время ее издания. Поэтому в науке принято связывать публикацию «Истории» с самой поздней датой, в ней упомянутой – с 594 г. Во всяком случае, отсутствие каких-либо намеков на трагическую судьбу Маврикия дает ученым основания предполагать, что труд Евагрия увидел свет до 602 г. Евагрий описывает более чем полуторавековой (167 лет) период церковной истории от Феодосия Младшего до Маврикия. В предисловии он обещает начать свой рассказ с того момента, на котором остановились трое его предшественников в V в., однако в действительности отправной точкой повествования для него оказывается только финал сочинения Феодорита, доведшего свою «Историю» до 428 г. Таким образом, исходными событиями для Евагрия становятся возникновение ереси Нестория в 428 г. (I. 2) и первый Эфесский собор 431 г. (I. 3–5). Завершается же его труд двенадцатым годом правления Маврикия, то есть 594 г. (VI. 24). В основу деления «Церковной истории» Евагрия на шесть книг вновь кладется «императорский подход», хотя здесь, как правило, не соблюдается принцип одна книга – одно правление 93 1 . Первая книга посвящена церковным и светским событиям при Феодосии Младшем (заключительный период его царствования), вторая – при Маркиане, Льве I и Льве II, третья – при Зеноне, Василиске и Анастасии, четвертая – при Юстине I и Юстиниане, пятая – при Юстине Младшем и Тиверии, шестая – при Маврикии. «Церковная история» снабжена методологическим (I. 1) и историческим (I. 2) предисловиями, а также историософским (III. 41), историографическим (V. 24) и двумя хронологическими (III. 29; V. 23) экскурсами. Евагрий обращается к самым разнообразным источникам – как устным, так и письменным; заключительная же, шестая, книга основана главным образом на его собственных воспоминаниях и наблюдениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

...Печаль есть лишение удовольствия, или настоящего, или ожидаемого (авва Евагрий, 89, 572). Если хочешь быть без печали, старайся угодить Богу (авва Евагрий, 89, 602). ...Дух печали подавляет молитву (авва Евагрий, 89, 611). Все демоны учат душу сластолюбию, один демон печи ли этого не делает; но расстраивает помыслы вступающих в пустынь, пресекая всякое удовольствие душевное и иссушая ее печалью, так как мужу же печальну изсышут кости (ср.: Притч. 17, 22 ). Умеренно впрочем нападая, он делает отшельника благоискусным; ибо располагает его презирать все блага мира сего и отвращаться от всякой утехи. Но когда он долго и сильно томит, тогда порождает помыслы, которые советуют отшельнику извести душу свою; или понуждают ее бежать далеко от места того; что помыслив, и пострадал некогда Иов, будучи томим от него, ибо сказал: аще бы возможно было, сам был себе убил, или молил бых иного, дабы ми то сотворил ( Иов. 30, 24 ) (авва Евагрий, 89, 654–655). ...Печаль, пока скопляется внутри, помрачает наш ум, а когда разрешится словами молитвы и соединенными с нею слезами и выйдет изнутри вон, то оставляет в душе великую ясность, так как в душу молящегося входит, как некоторый луч, помощь Божия (свт. Иоанн Златоуст , 44, 543). Для того и печаль, чтобы мы пользовались ею к уничтожению наших грехов, а не для того, чтобы скорбели о потере имущества, о смерти или о чем-либо другом тому подобном (свт. Иоанн Златоуст , 45, 76). Источник. ...Если мы переменимся, попечемся сколько-нибудь о своей душе и отстанем от греха, то не будет нам ничего неприятного и печального (свт. Иоанн Златоуст , 45, 77). Источник. Печаль есть рана души, и должно непрестанно лечить ее словами утешения. И не так смягчают телесную опухоль теплые воды, как унимают боль души слова утешения (свт. Иоанн Златоуст , 45, 84). Источник. ...Как корни дерев сами горьки, а плоды приносят нам весьма приятные, так и печаль о Боге принесет нам великую радость. Кто только часто молился со скорбью и проливал слезы, те знают, какую получили они радость, как очищали совесть, как восставали с благою надеждою (свт. Иоанн Златоуст , 45, 208). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010