555-556 556-557 556-557 ЕВАГРИЙ МГВИМЕЛИ прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 4 янв.- в Соборе Шиомгвимских святых; 4 февр.) - см. Евагрий Шиомгвимский 557-581 ЕВАГРИЙ СХОЛАСТИК (между 531 и 535 - после 594), визант. историк, автор одного из т. н. классических сочинений по истории древней Церкви 581-584 ЕВАГРИЙ ШИОМГВИМСКИЙ (Цихедидский) (VI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 4 янв., в Соборе Шиомгвимских святых; 4 февр. вместе с прп. Шио Мгвимским) ЕВАНГЕЛИАРИЙ в лат. традиции наименование такого типа Евангелия служебного, в котором текст 4 Евангелий расположен в порядке литургических чтений года церковного ЕВАНГЕЛИЕ весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви 585-683 ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви 585-634 ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ II весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви 634-683 «ЕВАНГЕЛИЕ ВЕЧНОЕ» библейское выражение, к-рое в средние века приобрело особую известность и новое значение, будучи применено к учению и сочинениям Иоахима Флорского 683-686 ЕВАНГЕЛИЕ СЛУЖЕБНОЕ литургическая книга, содержащая тексты 4 канонических Евангелий, приспособленных для чтения за богослужением 687-688 ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425) 688-689 689-691 ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства 691-694 ЕВАНГЕЛИКИ в совр. протестантизме представители различных течений, относящиеся к межденоминационному движению с тем же названием |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАГРИЙ ШИОМГВИМСКИЙ (Цихедидский) [Мгвимели; груз. (VI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 4 янв., в Соборе Шиомгвимских святых; 4 февр. вместе с прп. Шио Мгвимским), настоятель мон-ря Шиомгвиме близ Мцхеты, ученик основателя монастыря, прп. Шио Мгвимского , одного из 12 сир. отцов. Сведения о Е. Ш. содержатся в кименной редакции «Жития отцов наших Шио и Евагре» (Кекел. А 199. Л. 21-28, XII-XIII вв.; Hieros. S. Crucis. 36. Л. 123-129, XIII-XIV вв.) католикоса Картли Арсения II (955-980), в метафрастической редакции XII в. «Жития и чудотворений святого и блаженного Шио» (Кекел. А 130. Л. 53-77, 1713 г.; А 160. Л. 309-366, 1699 г.), в заглавии к-рого (считающемся псевдоэпиграфическим) фигурирует имя автора - Мартвирий, а также в «Повествовании и чудодействиях святого и богоносного отца Шио» (Кекел. А 170. Л. 31-46, 1733 г.; неск. рукописей XVIII-XIX вв.), созданном неустановленным католикосом Василием (вероятно, заглавие также псевдоэпиграфично). К. Кекелидзе предполагал, что автор «Повествования...» может приходиться братом Ефрему Мцире - их обоих источники называют «Вачесдзе» (в переводе с груз.- сын Ваче) (Кекел. S 30. Л. 358, 1633-1646 гг.; КЦ. 1955. Т. 1. С. 231). О Е. Ш. известно, что это был «человек, рожденный от христиан и воспитанный в благочестии»; он занимал пост картлийского военачальника и командовал Цихедидской крепостью, хорошо знал Свящ. Писание и «божественные книги». В переводной версии Жития М.-Г. Сабинина упоминается, что груз. царь Парсман V (ок. 540-558) высоко ценил Е. Ш. как военачальника. Отправившись на помощь греч. войскам в Осетию по просьбе визант. |
Так прославил Господь угодника Своего, преподобного Иова Почаевского. Неофит, священномученик, епископ Урбнисский Священномученик Неофит, епископ Урбнисский, бывший персидский военачальник Омар, участвовал в походе султана Ахмета, вторгшегося в Грузию. Подъезжая к Шиомгвимской обители с передовым отрядом, Омар, по Промыслу Божию, увидел духовными очами сонм Ангелов над обителью и посреди них святого Шио. Пораженный красотой Шиомгвимского монастыря, Омар не тронул обители, а унес с собой желание самому стать ее иноком. Через некоторое время он, действительно, вернулся в Шиомгвимский монастырь с двумя верными своими слугами. Здесь он принял святое крещение и постригся с именем Неофит, что значит «новообращенный», а его слуги были названы в христианстве Христодулом и Христофором. С этого времени начал святой Неофит ревностную подвижническую жизнь и стяжал много Божиих дарований. Он стал настоятелем обители, и слава о его равноангельской жизни разнеслась по всей Грузии. Католикос Силуан IV (582–591) вызвал его из обители и возвел на Урбнисскую кафедру. Новопоставленный епископ с апостольской ревностью стал распространять христианскую веру среди язычников и огнепоклонников, искореняя их ложные учения. Тогда они решили умертвить врага их религии. Зная, что преосвященный Неофит ежедневно ходит в кафедральный свой храм, посвященный первомученику Стефану, и слыша нередко повествования о смерти святого архидиакона, побитого от иудеев камнями, они ворвались в его дом. Застав епископа на молитве, язычники схватили его, выволокли вон и предали мучительной смерти через побиение камнями. Это произошло в 587 году. Спустя некоторое время тело святого было перенесено в Шиомгвимский монастырь и положено под престолом соборного храма. Бывшие его слуги Христодул и Христофор высокими иноческими подвигами прославились в означенной обители, а Христофор, достигший глубокой старости, был настоятелем обители (после игумена Илариона). Он был пятым игуменом после св. Шио (см. 9/22 мая), которого преемниками были: Евагрий, Неофит (впоследствии Урбнисский епископ); Иларион и Христофор. |
Песнопение посвящено И. З. и 12 сир. отцам, прибывшим в Грузию по внушению Св. Духа «обращать в луг» сердца верующих, «засевая» их «семенами служения Господу». Гимнограф называет святых «исполненными евангельской Благодатью», «проповедниками Истины, реками мудрости», «перекладинами Креста», при помощи к-рых Христос «спас мир от соблазна». Ист.: Поэтессы древней Грузии/Сост., исслед.: Л. Асатиани. Тбилиси, 1936. С. 46-70 (на груз. яз.); Кекелидзе. Этюды. 1974. Т. 13. С. 26-54; Кавтария М. Из истории древнегруз. поэзии XVII-XVIII вв. Тбилиси, 1977. С. 202-242 (на груз. яз.). Лит.: Кекелидзе. Этюды. 1957. Т. 4. С. 232-236, 241-251; он же. Др.-груз. лит. 1960. Т. 1. С. 343-346 (на груз. яз.). Н. Сулава Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт ГЕОРГИЙ ОПИЗЕЛИ (IX в.), 3-й настоятель мон-ря Опиза, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 5 окт.- в Соборе Тао-Кларджетских преподобных) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ЕВАГРИЙ ШИОМГВИМСКИЙ (Цихедидский) (VI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 4 янв., в Соборе Шиомгвимских святых; 4 февр. вместе с прп. Шио Мгвимским) ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЕФРЕМ МЦИРЕ (Малый), игум. Кастанского мон-ря на Чёрной Горе, груз. церковный писатель, богослов, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 18 янв.) ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) |
Здесь Парсман обратился к Евагрию, одетому в монашеское одеяние, и сказал: «Благо, что ты избрал служение Небесному Царю, Который даст тебе не временную, а вечную награду». Затем царь, узнав, что Шио хочет построить монастырь, обещал, что пришлет зодчих и все необходимые материалы для строительства, чтобы монахи молились за благополучие его царства. Это была трапеза мира и любви. В Грузии был обычай: ежегодно в память преподобного Шио Мгвимского устраивалась общая трапеза, за которую могли сесть только те, кто простил и примирился со своими врагами. Если человек отказывался простить врага, и примириться с обидчиком, то его изгоняли из ворот монастыря, как нарушившего заповедь преподобного. Преподобный Шио решил воздвигнуть храм во имя Иоанна Крестителя – покровителя монашествующих, житию которого он с юности старался подражать. Но зодчие никак не могли выбрать место для храма или встречали неожиданные препятствия: иногда уже готовый для фундамента материал бывал отброшен в сторону невидимой силой. Тогда преподобный Шио, помолившись Богу, взял угли в свою руку, как в кадильницу, положил сверху фимиам, и пошел по направлению дыма, который указывал на место храма. В основание храма кладется камень, в основание престола – крест. Угли, положенные под фундамент, были символом того, чтобы не прекращалась молитва на этом месте и восходила как дым фимиама к небесам. Много нашествий перенесла Грузия. Почти все храмы ее разрушались врагами Христа и усердием народа восстанавливались вновь, но служба в Шиомгвимском монастыре не прекращалась никогда. Даже во время последнего гонения, когда монастырь был закрыт и опустошен, несколько старых монахов, устроившись сторожами, ютились в полуразрушенных холодных кельях и тайно совершали службы. |
1 Тамара, св. царица единой Грузии, +1213 Зосим II Кумурдоели (Кумурдойский), свт., архиеп. Кумурдойский, гимнограф, + 1528 3 Мамай, свт., католикос Картли, + 744 Арсений и Михаил Улумбоели (Улумбойские), прпп., IX в. 7 Иоанн Зедазнели (Зедазнийский), основатель монашества в Грузии, и его ученик Илия Диакон, прпп., VI-VII вв. Собор Сирийских отцов (VI-VII вв.), основателей монашества в Грузии, последователей прп. Иоанна Зедазнели (Зедазнийского): Авив Некресели (Некресский) (прп.), Антоний Марткопский (прп.), Давид Гареджели (прп.) и его ученик Лукиан Гареджели (прп.), Зенон Икалтоели (Икалтойский) (прп.), Иессей (Иесе) Цилкнели (еп. Цилканский) (свт.), Иосиф Алавердели (еп. Алавердский) (свт.), Исидор Самтавнели (Самтависский) (прп.), Михаил Улумбоели (Улумбойский) (прп.), Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), Стефан Хирсели (Хирсский) (прп.), Фаддей (Тадеоз, Тата) Степанцминдели (Самебели) (Степанацминдский, Самебский) (прп.), Шио Мгвимели (Мгвимский) (прп.). 9 Шио Мгвимели (Мгвимский), один из 12 Сирийских отцов, и его ученик Евагрий Шиомгвимский (Цихедидский), прпп., VI в. 10 Христофор Призванный (Цодебули), блж., + 1771 13 Евфимий Святогорец (Мтацмидели, Ивер, Афонский, Новый), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне,переводчик богослужебных и святоотеческих книг, + 1028 Георгий Святогорец (Мтацмидели; Ивер; Афонский), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, дух. писатель, филолог, + 1065 Иверские преподобномученики, пострадавшие на Афоне от латинян, + 1275/76 или 1280 15 Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), один из Сирийских отцов, сонователей монашества в Грузии, VI в. 18 Давид и Тиричан, отроки-мчч., и мать их Тагинесия (Фагинесия), + 693 19 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии (день прихода ее в Грузию), + 335 20 Завулон и Сосанна, прпп., Каппадокийские, родители св. равноап. Нины, просветительницы Грузии, III - нач. IV в. Празднование Манглисского Креста 22 Василиск, мч., пострадавший в Команах в Абхазии, + 308 23 Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана Дамиан-Димитрий, прп., царь объединенной Грузии Димитрий I, гимнограф (в монашестве Дамиан), +1157 27 Михаил Парехели, прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. Василий Багратисдзе, сын царя Грузии Баграта III, прп., церк. писатель, XI |
агиографии// Он же. Этюды. 1957. Т. 4. С. 134-158; он же. Новооткрытый агиологический памятник иконоборческой эпохи//Там же. 1961. Т. 7. С. 75; Киланава Б. К атрибуции груз. кименных редакций агиографической лит-ры//Моамбе (Вестник АН Груз. ССР). Тбилиси, 1973. 69(на груз. яз.); Долакидзе М. Песнопения на имя Илариона Грузина//Мравалтави (Многоглав): Ист.-филол. разыскания. Тбилиси, 1971. Т. 2 (на груз. яз.); она же. Древние редакции «Жития Илариона Грузина». Тбилиси, 1974 (на груз. яз.); она же. О новой работе, касающейся Жития Илариона Грузина [Рец. на: Мартин-Хизард Б. Путешествие в IX в. груз. монаха Илариона//Беди Картлиса. П., 1981]//Мравалтави (Многоглав): Историко-филологические разыскания. Тбилиси, 1983. Т. 10. С. 250-257 (на груз. яз.); Габидзашвили Э. Иларион Грузин//ПДГАЛ. 1976. Т. 4. С. 134-154; 261-262; Лолашвили И. О соотношении пространной и краткой редакции «Жития Илариона Грузина»//Вопр. древнегруз. лит-ры и руствелологии. Тбилиси, 1976. Т. 7-8. С. 24-38 (на груз. яз.); Martin-Hizard B. La du mone Hilarion an IX Kartlisa. P., 1981. Vol. 39. P. 101-138. Н. Т.-М. Иконография Наиболее раннее изображение И. Г. относится ко 2-й пол. XII в.: это роспись костницы Петрицонского (Бачковского) мон-ря в совр. Юж. Болгарии, основанного в 1083 г. Григорием Пакурианом . Изображение И. Г. и преподобных Евфимия и Георгия Святогорцев находится на зап. стене, под композицией «Успение Пресв. Богородицы» ( Bakalova etc. 2003. P. 74-77. Fig. 12. Color pl. 55). Во 2-м слое (XIII в.) росписи кафоликона во имя Пресв. Богородицы мон-ря Ахтала святой представлен в ряду изображенных фронтально и имеющих надписи груз. святых: св. Нины, преподобных Иоанна Зедазнийского, Шио Мгвимского, Евагрия Шиомгвимского, Евфимия и Георгия Святогорцев ( Амиранашвили. |
ФЕВРАЛЬ 4 Евагрий Мгвимели (Шиомгвимский, Цихедидский), прп., VI в. 6 Арсений Икалтоели (Икалтойский; Калипосский), прп., переводчик, писатель, философ, поэт, + 1127 7 Соломон II, св., последний царь Имерети, + 1815 10 Иоанн (Чимчимели. Философ), прп., XIII в. 12 Собор Иерусалимских груз. преподобных отцов и жен, подвизавшихся в IV-XVIII вв. В числе их: Прохор Грузин (Георгий Шавтели), прп., XI в. Лука Иерусалимский (Абашидзе), прп., + 1273/77 Николай, Двали. мч., + 1314 14 Иларион Грузин (Картвели; Афонский; Святогорец, Новый) (Канчавели), прп., иеросхимон., афонский старец, + 1864 17 Феодор (Тевдоре) Аджарский (Ачарели), сщмч., замученный османами на Афоне, XVIII-haч.XIX вв. 18 Николай VIII (Багратиони), свт. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1589/91 19 Лазские первомученики: Максим, Феодот, Евсухий (Исихий), мц. .Асклепиодота, 41 (в святках РПЦ – 305-311) 22 Колайские мученики, 9 братьев (VI в.): Адарнасе, Бакар, Бардзим, Гурам, Дачи, Джуаншер, Парсман, Рамаз, МАРТ 3 Иоанн IV (Окропири), свт., католикос-патриарх всей Грузии, + 1001 Мученики, пострадавшие в Команах в Абхазии: Евтропий, Клеоник и Василиск , + 308 6 Досифей (Церетели), сщмч. ГПЦ, местоблюст. Западногруз. (Абхазского) Католикосата, митр. Кутаисский, + 1821 10 Иоанн Хахулели (Хахульский), Окропири (Златоуст), прп., X–XI вв. 12 Димитрий II Самопожертвователь (Тавдадебули), св. царь-мч. единой Грузии + 1289 16 Амвросий (Хелая), исп., Католикос-Патриарх Грузии, + 1927 ли лезгин прпп. Антоний Месх и Пимен Салос (Блаженный), XIII в. 17 Гавриил Мцире, иером. прп., + 1802 28 Иоанн Манглели (Саакадзе), свт., еп. Манглисский, + 1751 АПРЕЛЬ 1 Евлогий Пророк (Салос, Блаженный), блж., ясновидец и Иоанн Шавтели, прп., XII -XIII вв. 2 Георгий Мацкверели (Шуартклели), свт., еп. Ацкурский, IX-X вв. 10 Квабтахевские мученики, отцы и жены + 1386 г. 14 Димитрий Кипиани, мч., культурный и общественный деятель Грузии, + 1887 15 Сухий вмч. и 16 воинов с ним (т. наз. Месукевийские мученики) 100/130): Андрей (Андриа), Анастасий, Виктор, Доментиан, Зосима, Иаков, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангий, Полиевкт, Фалалей (Талале), Феодорит, Фока. 17 Ефрем Великий (Мацкверели), свт., еп. Ацкурский ГПЦ, IX в. 18 Василий Ратишвили, прп. XIII в. 21 Евфимий (Шервашидзе), сщмч., митр. Гелатский Абхазского Католикосата, +1822 29 Лазские (Папатские, Дудикватские) 300 мчч., пострадавшие в Дудикети и Папати (Турция), XVII – XVIII вв. |
НОЯБРЬ 3 Николай Мнатоби, прп., +1308 4 Иоанн, Стефан и Исаия Грузины (Иерусалимские), прп., + 846 10 Колесование вмч. Георгия Победоносца, + 303 Константи-Кахи, кн., вмч., + 852 17 Гоброн-Михаил и 133 воина, пострадавшие с ним, + 914 г. 19 Иларион Грузин (Картвели), прп., + 875 г. 23 Григорий (Перадзе), сщмч. архим., теолог, + 1942 г. 29 Авив Некресели (Некресский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 30 Вахтанг Горгасали, св. царь Картли, +502 Петр I, свт., 1-й католикос Картли (Мцхетский), V в. Самуил I, свт. католикос Картли (Мцхетский), V в. ДЕКАБРЬ 2 Иессей (Иесе) Цилкнели, свт., еп. Цилканский, один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 10 Вахтанг III Тавдадебули (Самопожертвователь) царь-мч., + 1302/08 11 Собор святых ГПЦ 12 Иоанн Зедазнели, прпмч., IX в. 19 Георгий и Савва Хахулели (Хахульские), братья, прпп., сер. XI в. 21 Макарий Хахулели (Постник), прп., настоятель мон-ря Хахули, XI в. 27 Стефан Хирсели (Хирсский), один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, прп., VI в. 31 Сабиана, прп., игумения, воспитательница вмч. Георгия и его сестры Феклы ЯНВАРЬ 2 Георгий Ивериели, мч. + 1770/1777 3 Иоанн Чкондидели, архиеп. Чкондидский, + XI в. Евфимий Такаишвили, прав., историк + 1953 4 Шио Мгвимели и его ученики и сподвижники Евагрий Шиомгвимский и Илия Диакон, прпп., VI в. 8 Або Тбилели, мч., VIII в. 14 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии, + 335 15 Саломея Уджармская и Перожавра Сивнийская, прав., IV в. 18 Алексий (Шушания), прп., иером. + 1923 Ефрем Мцире (Малый, Философ), прп., игум. Кастанского мон-ря, богослов, филолог, XI в. 19 Антоний Марткопели (Марткопский), прп., столпник, один из Сирийских отцов, сер. VI в. 20 Евфимий (Кереселидзе), исп., игум., (в святцах РПЦ - 19 янв.), + 1944 25 Гавриил (Кикодзе), свт., еп. Имеретинский, + 1896 26 Давид (III) IV Строитель (Возобновитель, Агмашенебели), св. царь единой Грузии, + 1125 29 Ашот Куропалат, св. царь, + 829 31 Тамара (Тамар), св. царица единой Грузии, + 1213 |
С. 101). Для упрочения положения христианства, а также для распространения политического и культурного влияния в горных районах Кавказа центральная власть Вост. Грузии способствовала выдвижению адм. и религ. центров, расположенных у подножия Кавказа, вдоль дорог, связывавших горные области с Алазанской долиной. Эти обстоятельства благоприятствовали превращению г. Некреси в епархиальный центр Гагмамхари. Точное время основания Н. е. неизвестно. Мнение груз. историка П. И. Иоселиани о том, что епископскую кафедру основал сщмч. Авив Некресский ок. 30-60-х гг. VI в., не подтверждается источниками: согласно Житию преподобных Шио Мгвимского и Евагрия Шиомгвимского, сщмч. Авив и свт. Иессей Цилканский заняли кафедры усопших епископов Некреси и Цилкани ( Абуладзе. 1955. С. 87-88). Н. е. и некресели не упоминаются ни в числе епархий, основанных царем Картли св. Вахтангом Горгасали в 70-80-х гг. V в., ни в «Книге посланий» среди участников Двинского Собора (505/6). Однако, по справедливому замечанию Д. Мусхелишвили, кафедра должна была существовать в кон. V - нач. VI в.; ее основание хорошо вписывается в общую политику св. Вахтанга Горгасали, направленную на консолидацию горных и низинных областей Грузии ( Мусхелишвили. 1977. С. 223). Кафедральный собор Некреси первоначально, видимо, существовал на территории древнего городища. Н. е. стала одним из мощных центров, способствовавших христианизации Грузии. В V-VII вв. на территории епархии велось значительное храмоздательство: к этому времени относятся церкви вмч. Георгия и Пресв. Богородицы в Тела (муниципалитет Лагодехи), тетраконх во имя Пресв. Богородицы в Дзвели-Гавази (ныне Ахалсопели, муниципалитет Кварели), ц. во имя св. первомч. Стефана в Греми, храм Квирацховели в Шакриани и т. д. С VI в. в Н. е. получил распространение характерный для груз. |
|