В 1797 г., во время эпидемии чумы в Тбилиси, мн. монахи-отшельники под руководством Е. М. ухаживали за больными и хоронили умерших. Ист.: Иоанн Багратиони [Батонишвили]. Калмасоба. Тбилиси, 1945. С. 197; Жордания Ф. Д., сост. Описание рукописей Тифлисского церк. музея Карталино-Кахетинского духовенства. Тифлис, 1903. Т. 1. С. 130-131, 170; Какабадзе С. Ист. док-ты. Тифлис, 1913. Т. 2/3. С. 89 (на груз. яз.). Лит.: Лолашвили И. Мемуарные рассказы Гавриила Мцире//Вопросы древнегруз. лит-ры. Тбилиси, 1962. Вып. 1 (на груз. яз.); Ломинадзе Б. Из истории феод. отношений. Тбилиси, 1966. Т. 1. С. 157-161 (на груз. яз.); Кавтария М. Давидгареджийская лит. школа. Тбилиси, 1965. С. 91-93 (на груз. яз.); Кочламазашвили Е. Кто является автором «Акафиста» св. Нино//Лит. разыскания. Тбилиси, 2000. Вып. 21. С. 154-167 (на груз. яз.); Жития груз. святых/Сост.: прот. З. Мачитадзе и др. Тбилиси, 2002. С. 131. М. Кавтария Рубрики: Ключевые слова: ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт ГЕОРГИЙ ОПИЗЕЛИ (IX в.), 3-й настоятель мон-ря Опиза, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 5 окт.- в Соборе Тао-Кларджетских преподобных) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ЕВАГРИЙ ШИОМГВИМСКИЙ (Цихедидский) (VI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 4 янв., в Соборе Шиомгвимских святых; 4 февр. вместе с прп. Шио Мгвимским) ЕПИФАНИЙ [Епифане, Етвифане], чудотворец, прп. (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЕФРЕМ МЦИРЕ (Малый), игум. Кастанского мон-ря на Чёрной Горе, груз. церковный писатель, богослов, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 18 янв.)

http://pravenc.ru/text/187783.html

539-540 540-544 544-545 545-546 546-547 ДЯЛУ жен. общежительный мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца в Тырговиштской архиепископии Митрополии Мунтении и Добруджи Румынской Православной Церкви 547-548 549-553 553-555 ЕВА (Павлова Акилина Васильевна; 1879 - 1937), схим., прмц. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 555-556 556-557 556-557 ЕВАГРИЙ МГВИМЕЛИ прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 4 янв.- в Соборе Шиомгвимских святых; 4 февр.) - см. Евагрий Шиомгвимский 557-581 ЕВАГРИЙ СХОЛАСТИК (между 531 и 535 - после 594), визант. историк, автор одного из т. н. классических сочинений по истории древней Церкви 581-584 ЕВАГРИЙ ШИОМГВИМСКИЙ (Цихедидский) (VI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 4 янв., в Соборе Шиомгвимских святых; 4 февр. вместе с прп. Шио Мгвимским) ЕВАНГЕЛИАРИЙ в лат. традиции наименование такого типа Евангелия служебного, в котором текст 4 Евангелий расположен в порядке литургических чтений года церковного ЕВАНГЕЛИЕ весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви 585-683 ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви 585-634 ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ II весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви 634-683 «ЕВАНГЕЛИЕ ВЕЧНОЕ» библейское выражение, к-рое в средние века приобрело особую известность и новое значение, будучи применено к учению и сочинениям Иоахима Флорского 683-686 ЕВАНГЕЛИЕ СЛУЖЕБНОЕ литургическая книга, содержащая тексты 4 канонических Евангелий, приспособленных для чтения за богослужением 687-688 ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425)

http://pravenc.ru/vol/xvi.html

Песнопение посвящено И. З. и 12 сир. отцам, прибывшим в Грузию по внушению Св. Духа «обращать в луг» сердца верующих, «засевая» их «семенами служения Господу». Гимнограф называет святых «исполненными евангельской Благодатью», «проповедниками Истины, реками мудрости», «перекладинами Креста», при помощи к-рых Христос «спас мир от соблазна». Ист.: Поэтессы древней Грузии/Сост., исслед.: Л. Асатиани. Тбилиси, 1936. С. 46-70 (на груз. яз.); Кекелидзе. Этюды. 1974. Т. 13. С. 26-54; Кавтария М. Из истории древнегруз. поэзии XVII-XVIII вв. Тбилиси, 1977. С. 202-242 (на груз. яз.). Лит.: Кекелидзе. Этюды. 1957. Т. 4. С. 232-236, 241-251; он же. Др.-груз. лит. 1960. Т. 1. С. 343-346 (на груз. яз.). Н. Сулава Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт ГЕОРГИЙ ОПИЗЕЛИ (IX в.), 3-й настоятель мон-ря Опиза, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 5 окт.- в Соборе Тао-Кларджетских преподобных) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ЕВАГРИЙ ШИОМГВИМСКИЙ (Цихедидский) (VI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 4 янв., в Соборе Шиомгвимских святых; 4 февр. вместе с прп. Шио Мгвимским) ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЕФРЕМ МЦИРЕ (Малый), игум. Кастанского мон-ря на Чёрной Горе, груз. церковный писатель, богослов, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 18 янв.) ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)

http://pravenc.ru/text/471182.html

вмч. Георгия в Эредви, Додотскую ц. Цхракара, ц. Борцисджвари в Тбети; Канчаели - ц. Св. Троицы в с. Биети; некая Феврония, дочь Туалая,- ц. Джвари в Лиси и т. д. Поскольку Шида-Картли являлась географическим и экономическим центром Грузии, в борьбе за обладание ею участвовали не только груз. династы, но и тбилисский эмир и арм. цари. С сер. X в. борьба за гегемонию в регионе велась западногрузинскими царями, которые завладели сев. частью Шида-Картли и назначили своего эристава в Уплисцихе. На рубеже X и XI вв. царь Баграт III (978-1014) объединил Зап. и Вост. Грузию и создал единую монархию Сакартвело. За ее пределами осталась большая часть Квемо-Картли - Тбилисский эмират и Ташир-Дзорагетское царство. Дальнейшая консолидация страны была приостановлена вторжением византийцев (20-30-е гг. XI в.), а затем турок-сельджуков. Кочевые орды заняли почти всю Вост. Грузию, и «не было в те времена ни сева, ни жатвы; разорена была земля и заросла лесом, а вместо людей заселили ее дикие звери и твари полевые. И было бедствие нестерпимое для всех живущих на земле, не имеющее себе подобного, превосходящее все несчастья, когда-либо пережитые ими, да и те, о которых когда-либо слышали. Ибо святые церкви превратили они в стойла для коней, алтари же Божьи - в места для своих нечистот» (Жизнь царя царей Давида. 2008. С. 182; То же//КЦ. 1955. Т. 1. С. 320). Преподобные Шио Мгвимский, Иоанн Зедазнийский и Евагрий Шиомгвимский. Роспись храма мон-ря Ахтала Преподобные Шио Мгвимский, Иоанн Зедазнийский и Евагрий Шиомгвимский. Роспись храма мон-ря Ахтала Освобождение страны от сельджуков и становление Грузии как единой монархии завершились при царе св. Давиде IV Строителе (1089-1125). В 1122 г. он освободил Тбилиси, ставший столицей объединенного царства. При нем и его преемниках (Димитрии I, Георгии III, царице св. Тамаре ) центром экономической и культурной жизни страны стала Шида-Картли, значительная часть территории к-рой была превращена в царский домен. Резиденция Картлийских эриставов находилась в Сурами.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

Так прославил Господь угодника Своего, преподобного Иова Почаевского. Неофит, священномученик, епископ Урбнисский Священномученик Неофит, епископ Урбнисский, бывший персидский военачальник Омар, участвовал в походе султана Ахмета, вторгшегося в Грузию. Подъезжая к Шиомгвимской обители с передовым отрядом, Омар, по Промыслу Божию, увидел духовными очами сонм Ангелов над обителью и посреди них старца — святого Шио. Пораженный красотой Шиомгвимского монастыря, Омар не тронул обители, а унес с собой желание самому стать ее иноком. Через некоторое время он, действительно, вернулся в Шиомгвимский монастырь с двумя верными своими слугами. Здесь он принял святое крещение и постригся с именем Неофит, что значит «новообращенный», а его слуги были названы в христианстве Христодулом и Христофором. С этого времени начал святой Неофит ревностную подвижническую жизнь и стяжал много Божиих дарований. Он стал настоятелем обители, и слава о его равноангельской жизни разнеслась по всей Грузии. Католикос Силуан IV (582–591) вызвал его из обители и возвел на Урбнисскую кафедру. Новопоставленный епископ с апостольской ревностью стал распространять христианскую веру среди язычников и огнепоклонников, искореняя их ложные учения. Тогда они решили умертвить врага их религии. Зная, что преосвященный Неофит ежедневно ходит в кафедральный свой храм, посвященный первомученику Стефану, и слыша нередко повествования о смерти святого архидиакона, побитого от иудеев камнями, они ворвались в его дом. Застав епископа на молитве, язычники схватили его, выволокли вон и предали мучительной смерти через побиение камнями. Это произошло в 587 году. Спустя некоторое время тело святого было перенесено в Шиомгвимский монастырь и положено под престолом соборного храма. Бывшие его слуги Христодул и Христофор высокими иноческими подвигами прославились в означенной обители, а Христофор, достигший глубокой старости, был настоятелем обители (после игумена Илариона). Он был пятым игуменом после св. Шио (см. 9/22 мая), которого преемниками были: Евагрий, Неофит (впоследствии Урбнисский епископ); Иларион и Христофор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Евагрий родился ок. 345 г., в селении под названием Ивор (в Понтийской области), в семье пресвитера. Отец Евагрия был в хороших отношениях со св. Василием Великим , под каноническим надзором которого и находился (Понт тогда составлял часть Каппадокийской митрополии). Похоже, что Евагрий получил хорошое домашнее образование и был замечен св. Василием и произведен им во чтецы. Таким образом, юные годы Евагрий провел у ног Великого Василия. Уже в это время Евагрий получает хорошое образование во внешних науках. По смерти столпа Православия (разумеем свт. Василия), который внезапно скончался в 379 году 57 , Евагрий отправляется, возможно, не без желания самого Василия в Константинополь к свт. Григорию Богослову , который становиться «вторым учителем» Евагрия. Свт. Григорий рукопологает Евагрия во диакона и Евагрий становиться нечто вроде секретарем Григория и верным помощником в борьбе против ариан. Вместе со св. Григорием Евагрий присутствовал и на Вселенском соборе 381 г. Блеск и красота столицы сильно притягивают молодого деревенского юношу, одаренного мудростью и даром красноречия. По описанию историка Созомена , Евагрий выделялся благообразным видом и любил одеваться со вкусом 58 . Когда св. Григорий удалился на покой, Евагрий остался в столице при новом иерархе. Получив прекрасное образование во внешних науках, наставленный в христианском любомудрии свв. Василием и обоими Григориями, Евагрий становится известным церковным деятелем и проповедником, которому карьера сулит большой рост в этой сфере. Но внезапно происходит один случай, который должен будет перевернуть всю его жизнь. Однажды он повстречался с женой одного епарха, и между ними вспыхнула страстное чувство, которое вот-вот должно было перейти в незаконную связь. Мучимый тяжелыми раздумиями, Евагрий, в один прекрасный день вразумляется сонным видением, которое показывает как-бы будущий исход этого страстного союза. После сего видения, Евагрий связанный клятвой, покидает Константинополь и удаляется в Палестину, где сближается с кружком образованной римлянки монахини Мелании и пресвитера Руфина 59 . Скрываясь в пустыни Евагрий одолевается сомнениями и печалью по миру, он ни как не может растаться с мыслью о столичном блеске и о том, что он достоин большей чести, чем прожить остаток жизни в пустыне. Его начинает одолевать тщеславные помыслы. Но Господь в назидание посылает Евагрию долгую и изнурительную болезнь. Возможно, предчувствуя скорый его исход, Малания и Руфин облекают его в монашеский сан и он клянется, что если выздоровеет, то удалиться в знойные Египетские пустыни и проведет остаток жизни анахоретом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

И случается, что Евагрий вновь поправляется, и, связанный страшной клятвой Богу, удаляется в Египет, благословляемый Меланией и Руфином. Евагрий прибыл в Египет ок. 383 г. и оставался там (впрочем, иногда удаляясь по особым делам в Александрию) до самой своей кончины ок. 399 г. Первые два года Евагрий проводит в Нитрийской пустыни, а затем, «пройдя первоначальный искус монашеской жизни» 60 , удаляется в пустыню Келлий. Здесь промысел Божий сводит Евагрия со светочем монашеской жизни прп. Макарием Великим (Египетским), находится Евагрий в общении и с другим выдающимся своим современником прп. Макарием Александрийским . Обладая незаурядными способностями, тонким и критическим умом, а – что паче всего – горением ко Христу и желанием совлечься ветхого человека, с его страстями и похотями, Евагрий предается сугубому подвижничеству 61 . Так провел он много лет, претерпевая непрестанную духовную брань и искушаемый диаволом. Главным духовным подвигом Евагрия был подвиг борьбы с духом блуда и тщеславия. По словам Палладия, на Евагрия иногда сильно восставал демон блуда, с которым Евагрий боролся всяким образом умервщляя свое тело, так что даже «целую ночь сидел нагой в колодце во время зимы, так что все тело его цепенело» 62 . Как пишет Бамбергер: «целомудрие (Евагрия – Е.Х.) подвергалось самым суровым испытаниям, которые он встречал с героическим упорством» 63 . За свою усердную подвижническую жизнь Евагрий получил дар различения духов 64 . И приобрел репутацию человека поразительным образом проникающего в помыслы и могущего еще в зачатке различать прилоги демонские. Под конец жизни (а Евагрий скончался в возрасте 54 лет), Евагрий приобрел такую чистоту душевную и телесную, что, как сам признавался Палладию, три года его не тревожили плотские помыслы. Евагрий приобрел огромную известность не только среди пустынников, но и за пределами пустыни. Скончался Евагрий в 399 году. 1.5 Литературное наследие Евагрия и его учение. «Красноречивый, оригинальный, яркий писатель, – пишет Рассел, – Евагрий был “гораздо лучшим аналитиком человеческой психики, чем теоретиком-богословом” ... Демонстрируя сочетание психологической проницательности и знакомства со всеми слоями общества, от высших кругов Константинополя до простых монахов-коптов Нитрийской пустыни, сочинения (works) Евагрия имели широкое хождение.» 65 . Вскоре после смерти Евагрия сочинения Евагрия были распространены не только на греческом Востоке, но и на латинском Западе (в переводах на латынь сделанных Руфином).

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

4 . Вопр. – Преподобных Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жихни: в ответах на вопросы учеников. – М., 2002. 5 . Добротолюбие. – Добротолюбие [в 5-ти тт.]: Т.1. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. 6 . Евагрий. Мысли. – [Евагрий] Мысли.//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты/. Пер., вступ. статья, коммент. А.И. Сидоров . – М.: Мартис, 1994. 7 . Евагрий. О молитве. – [Евагрий] Слово о молитве.//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты/. Пер., вступ. статья, коммент. А.И. Сидоров . – М.: Мартис, 1994. 8 . Евагрий. О помыслах. – Авва Евагрий Понтийский . О помыслах.//У истоков культуры святости: Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности/. Вступ. ст., пер. и коммент. А.И. Сидоров . -М., 2002. – (Православное монашество и аскетика в исследованиях и памятниках). 9 . Евагрий. Посл. о вере. – [Евагрий] Послание о вере.//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты/. Пер., вступ. статья, коммент. А.И. Сидоров . – М.: Мартис, 1994. 10 . Евагрий. Сл. о дух. дел. – [Евагрий] Слово о духовном делании, или монах.//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты/. Пер., вступ. статья, коммент. А.И. Сидоров . – М.: Мартис, 1994. 11 . Евагрий. Умозритель. – [Евагрий] Умозритель.//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты/. Пер., вступ. статья, коммент. А.И. Сидоров . – М.: Мартис, 1994. 12 . Евсевий. Ц.И. – Евсевий Памфил . Церковная история. – М.: ПСТБИ, 2001. 13 . Епифаний. Панарион. – Епифаний Кипрский . Панарион (Отрывки) 14 . Иероним. Пис. к Транкв. – [Иероним] Письмо к Транквиллину.// Блаженный Иероним Стридонский . Да будут одежды твои светлы: Сб. писем/Сост. И.Г. Шахматова. – М., 2006. – (Письма о духовной жизни). 15 . Иоанн. Лествица. – Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, или Скрижали духовные. – [М.:] Сретенск. мон-рь; [Краснодар:] Троицкое слово, 1999. 16 . Климент. Извлеч. – Климент Александрийский . Извлечения из Теодота.//Школа Валентина. Фрагменты и свидетельства/. Пер., предисл. и комм. Е.В. Афонасин. – СПб.: Алетейя, 2002. – (Античное христианство. Источники).

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Свят. Григорий Богослов , как до того два других каппадокийца, стал для Евагрия наставником на его жизненном пути. Евагрий слушал его вдохновенные слова в защиту Православия, разделял с ним трудности жизни в условиях гонения от ариан, учился аскетизму. Второй Вселенский Собор 381 года, с одной стороны, принес победу православным, а с другой, утвердил на константинопольском престоле не свят. Григория, а архиеп. Нектария. Евагрий, по благословению свят. Григория, остался при новом константинопольском первосвятителе и вскоре прославился своим проповедническим и полемическим даром. Но тут, неожиданно для себя, Евагрий был увлечен страстной взаимной любовью к одной знатной замужней женщине. Балансируя некоторое время на грани плотского падения, Евагрий был предупрежден в видении о готовящемся возмездии со стороны мужа той женщины. Тогда же, по требованию явившегося ангела, Евагрий дал обет покинуть Константинополь и сделаться иноком. Он исполнил обещание и бежал в Иерусалим. Там на Евагрия оказала сильное благотворное влияние, своим жизненным примером и личным воздействием, преп. Мелания Римлянка. Она будучи молодой, красивой и богатой вдовой, стала монахиней и основала обитель на Масличной горе. Мужскую половину этой двойной обители возглавлял знаменитый Руфин Аквилейский . Там-то и поселился Евагрий, получив иноческие одежды от преп. Мелании. Но вскоре его обуяло ораторское тщеславие. Он снял иноческие одеяния и был готов совершенно оставить монашеский путь, но смертельно заболел. Преп. Мелания вызвала Евагрия на откровенность, и он, наконец, покаялся в том, что происходило с ним в Константинополе. Спустя несколько дней он неожиданно выздоровел. Около 383 года Евагрий покинул Иерусалим и прибыл в Нитрийскую пустыню. В то время из первых вождей монашества в живых оставался только преп. Макарий Великий , и Евагрий сделался его духовным сыном. Через два года Евагрий перешел в более строгую пустыню Келлий и ходил для духовного окормления в Скитскую пустыню к преп. Макарию, а в самой пустыне Келлий он пользовался духовным советом у другого опытного подвижника, преп. Макария Александрийского или Городского. Только однажды Евагрий покинул пустыню, отбыв на короткое время в Палестину, дабы избежать рукоположения во епископа, каковое хотел над ним совершить архиеп. Феофил Александрийский. В Келлиях Евагрий прожил около четырнадцати лет, проходя самые строгие подвиги, зарабатывая пропитание переписыванием книг и занимаясь составлением аскетических и богословских сочинений. К концу жизни он приобрел известность аввы, и его посещало по несколько паломников в день.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

168 Наблюдать за этим порядком и знать его – одна из важнейших обязанностей подвижника (Евагрий I, 31). Обычно за демоном чревоугодия следует демон блуда, потом – сребролюбия, гнева, печали, гордости (Нил Син., О различных лук. пом., гл. 1, PG. 79, 1200D–1201A; р.п. I, 278; ср. у пр. Максима Сар. de charitate II, 59: III, 56). Блуд и гнев, оскверняя душу. делают ее доступной демону уныния (Евагрий I, 14). Тщеславие у подвижника обычно появляется на трупах всех других (отраженных) страстей (II, 31). Иногда один демон, ослабев в борьбе, уступает место другому жесточайшему; в этом отношении тоже наблюдается преемство (Евагрий I, 6,; ср. Сар. de charitate II, 40; III, 60; Quaest. ad Thal. LVI, 581А–В). После демонов вольных страстей попускается нападать на грешников демонам, причиняющим им невольные страдания (Qu. ad Thal. XXVI, 341С). 169 Бывают нападения и такого рода (Евагрий II, 45), причем на одного подвижника устремляются иногда даже противоположные в несовместимые друг с другом демоны, напр., блуда и тщеславия (II, 58). 171 Против страстей и возбуждающих их демонов необходим подвиг поста, молитвы, трудничества, терпения, милосердия (Евагрий I, 6, 63; Житие преп. Антония, § 40). Истинному подвижнику легко прогнать демона, разгадав его козни. Преп. Антоний один раз прогнал демона, явившегося ему в виде великана, произнесши имя Христово и занесши руку, чтобы его ударить (§ 40). Одного гнева нашего достаточно для отражения врага (Евагрий I, 27; Нил Син., О различных лукавых помыслах, гл. 16. PG. 79. 1217D–1220A; р.п. I, 297). 172 Много в данном случае значит молитва и псалмопение (Житие преп. Антония, § 40). IIpen. Антоний отражал демонов словами Писания, произнесением имени Христова и повелительным словом (§ 40. 6. 8 и д.). Евагрий (I, 30) рекомендует во время искушения не прежде приступать к молитве, как произнесши несколько гневных слов против демона. 173 Лукавые помыслы обычно посекаются добрыми (Евагрий I, 65; Нил Син., О различных лук. промыслах гл. 7, PG 79, 1208CD; р.п. 268). Чтобы прогнать «скитальческий» помысел, нужно только замутить, куда и как он при прежних искушениях увлекал вашу мысль, чтобы при новом нападении сразу уличить его в коварстве и с позором прогнать от себя (Нил Син., там же, гл. 8, 1209CD; I, 288). Всякий вообще лукавый помысел нужно путем, так сказать, научного рассуждения о вызывающих страсть предметах разложить на элементы, его составляющие, и, т.о., разрушить образуемое им обольщение страсти: если же это трудно, то можно поразить демона рассуждениями о его греховности, о злобе демонов, отпадении их от Бога, каковые рассуждения нестерпимы для демонов и служат к их прогнанию (там же, гл. 19–20, 1221С–1224А; I, 299–301). Можно также пользоваться враждой между демонами, и внушаемый одним помыслам умело противопоставлять другому противоположному, напр., помысел тщеславия помыслу блуда (Евагрий II, 58).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010