Борьба против оригенистского учения имела место и при жизни Евагрия; в частности, в конце IV в. одним из самых активных борцов против учения Оригена стал св. Епифаний Кипрский . Обвинения, которые он изложил в последних главах «Панариона» (394), стали реальным и весьма серьезным оружием в богословской полемике. Сразу после смерти Евагрия в 400 г. на соборе египетских епископов монахи, к которым при жизни был близок Евагрий, в число которых входили «Длинные братья», были осуждены еп. Феофилом Александрийским и изгнаны из Египта. Несмотря на непосредственную близость к ним, на этой стадии оригенистских споров (399 – 401) учение Евагрия остается еще свободным от подозрений. Но уже менее чем через сто лет, в 491 г., Евагрий был осужден, наряду с Оригеном , на соборном уровне. В 530-е гг. война с оригенизмом достигла своего апогея 134 , вылившись в серьезное противостояние, потребовавшее созыва в 543 г. Поместного собора, осудившего оригенизм. Спустя десять лет на V Вселенском соборе три главных учителя оригенистской ереси – Ориген , Дидим Слепец и Евагрий Понтийский – были поименно анафематствованы. Осуждение ереси оригенизма на V Вселенском соборе было подтверждено решениями последующих Вселенских соборов. В силу факта осуждения Евагрия, отдельные его произведения дошли до нас под именами другими церковных авторов, в том числе свв. Нила Синайского , Василия Великого , Максима Исповедника . Главные письменные источники для реконструкции еретических взглядов Евагрия – «Гностические главы» и «Письмо к Мелании» – не сохранились в греческом оригинале и дошли до нас в сирийских и армянском переводах. Несмотря на то что ни в одном из своих произведений Евагрий не ссылается напрямую на Оригена , его влияние очевидно, в подтверждение чего свидетельствуют и пятнадцать ана- фематизмов V Вселенского собора. Осуждению была предана еваг- рианская доктрина о предсуществовании, падении и восстановлении душ, так же как вытекающие из нее христология, космология и эсхатология. Общий тезис еретического учения Евагрия заключается в положении о первоначальном единстве всех интеллектуальных сущностей, отпадении части из них и грядущем их полном восстановлении.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Ориген. Гом. на П.П. 2, 4. Если a priori предположить, что здесь у Оригена в этом отрывке выступает не аллегореза, но мистическое толкование, то у нас есть первое свидетельство о видении света. Погружаясь умом в сердце, мы можем созерцать внутренними очами, которые просвящаются светом Божественным. В выдвинутой нами теории нет ничего удивительного, о видении божественного света говорил и Плотин 91 . Но теория всего лишь остается теорией – предположением недостоверности. 2.2 Аскетика и мистика Евагрия Аскетические и мистические воззрения Евагрия коренятся на воззрениях Оригена . Так как христология и идеалистическая антропология Евагрия примыкают к Оригену , следовательно, и цель аскезы по Евагрию такая же, как и у Оригена. Следуя за Оригеном, как Ориген за Платоном, Евагрий считал тело темницой души. И если безнасильственно отделить тело от души может только тот, кто их сочетал, то отделить душу от тела во власти подвижника, который в своем подвиге умер для всего плотского, но живет духом (Евагрий. Сл. о дух. дел. 52). Ведь душа, зараженная грехом – это ум отпавший от созерцания Монады 92 . Евагрий перенимает у Оригена и трехэтапный путь восхождения к Богу. Началом аскезы является вера, соединенная со страхом Божиим она ведет подвижника путем воздержания, благоразумия, терпения и надежды к бестрастию – вершине добродетелей. Затем, так же как и у Оригена бесстрастие приносит спокойствие помыслов, плодом ее является духовная любовь. Духовная любовь поднимает подвижника до созерцания природ умопостигаемых. Наконец, путем непрестанной умной молитвы, подвижник приходит к созерцанию Троицы. В таком состоянии душа становится умом – малый апокатастасис – приобретая чистую молитву. В своих сочинениях Евагрий не раз упоминает о видении света подвижником во время молитвы. Иногда этот свет Евагрий относит к природному свету ума 93 , а иногда к свету Божественному 94 . Согласно Евагрию, блаженный свет Троицы представляет собой действие ( ενεργεια) Божества, а присущий уму свет – действие нашего ума, который, хотя и родственен, в какой-то мере, свету Божества, но не идентичен ему 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Авва Евагрий Понтийский Авва Евагрий родился примерно в середине IV века в городе Иворе, в Малой Азии, в семье пресвитера. На его способности обратили внимание жившие в то время великие святители: Василий Великий , Григорий Нисский и Григорий Богослов . Под их руководством он возрастал и развивался в духе познания учения Христова. Святитель Василий поставил Евагрия во чтеца. По преставлении святителя брат последнего, святитель Григорий Нисский , рукоположил Евагрия во диаконы и взял его с собой в Константинополь на Второй Вселенский Собор. В Константинополе авва Евагрий прославился как искусный обличитель многочисленных в то время еретиков. Вскоре он был вынужден удалиться из столицы и, побыв некоторое время в Иерусалиме, направился в Египет, где подвизался сначала в Нитрийской пустыне, затем в Келлиях и, наконец, в Ските под руководством великих пастырей. Церковный историк Сократ пишет, что Евагрий был учеником обоих Макариев – Египетского и Александрийского. Другой историк, Созомен , отмечает высокую ученость Евагрия, его глубокое знание творений Оригена , Дидима Слепца и других духовных писателей. Кончина аввы Евагрия последовала в 399 году. Авва Евагрий написал: «Главы о деятельной жизни», сочинение «О восьми порочных помыслах», составил сто молитв и краткие правила к монахам киновитам и другие труды. На Пятом Вселенском Соборе (553 г.) богословские взгляды аввы Евагрия, касающиеся вопроса христологии, были осуждены, однако его аскетические творения сохранили свое значение для Церкви. Святитель Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский Святитель Иоанн Златоуст родился, как полагают, в 347 году в Антиохии, в богатой и благочестивой семье. Он рано лишился отца, и его воспитывала мать, которая старалась дать ему хорошее образование. Святитель Иоанн слушал знаменитого риторика Ливания, и тот предрек юноше великое будущее; учился философии у Андрагафия. По окончании учебы он становится адвокатом, но вскоре оставляет службу и принимает крещение. Епископ Мелетий Антиохийский , обратив внимание на усердного юношу, в 370 году поставил его во чтеца. Исполняя обязанности чтеца, святитель Иоанн продолжал усердно заниматься изучением Священного Писания, а после смерти матери удалился в пустыню. После четырехлетней подвижнической жизни он возвратился в Антиохию, и епископ Мелетий посвятил его во диаконы.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

87 В Оксфордском кодексе первая книга дошла в 37 отрывках, вторая – в 65. Фрагменты 1, 1–37 и 2, 1–37 взяты из Феодора (до воцарения Юстина); 2, 38–59 – вероятно, из утраченного труда Василия Киликийского (антиохийская точка зрения); 2, 60–65 (об императорах с Константина до Льва) – возможно, опять из Феодора Чтеца . В сокращенном виде эта история имеется в Cod. Baroccianus в Оксфорде и в Cod. Regius в Париже. Сокращенная версия, имеющаяся в оксфордском манускрипте, надписана в тексте именем греческого церковного историка 14 в. Никифора Каллиста (Извлечение из «Церковной истории» Федора чтеца, по изложению Никифора Каллиста/Сокращение «Церковной истории» Филосторгия, сделанное патриархом Фотием. СПб., 1854), однако ныне принято думать, что Никифор был лишь составителем и, эпитомируя Феодора Чтеца , работал не с полным его текстом, но имел в руках только те фрагменты из этой истории Феодора, которые зафиксировал; сам же текст был известен уже Феофану. Эту работу Феодора Чтеца цитировали на 7 Вселенском соборе, на нее ссылались Иоанн Дамаскин , а также известный сборник Суда. 88 Церковная история Евагрия, схоластика и почетного префекта. СПб., 1853 (анонимный пер.); Евагрий Схоластик . Церковная история/Пер. СПб. духовной академии, пересмотрен и испр. В.В. Серповой; прим. А. Калинина. М., 1997; Евагрий Схоластик . Церковная история: В 6–ти кн./Пер., вст. ст., комм, и прилож. И.В. Кривушина. 2-е изд., испр. СПб., 2006 (1-е изд.: Евагрий Схоластик . Церковная история в 6 кн./Пер., вступ. ст., комм, и прилож. И.В. Кривушина; отв. ред. Е.С. Кривушина. В 3-х т. СПб., 1999–2003); Евагрий Схоластик . Церковная история. М., 2009. За свои труды историк получил в награду от Тиберия II титул квестора, а позже, когда у Маврикия родился сын Феодосий, Евагрий написал по этому поводу приветственную речь (также утраченную), за что был удостоен императором титула почетного префекта, почему и назвал себя в надписании своей истории π πρχων (ex praefectis). 89 Первое издание «Церковной истории» Евагрия предпринял в 1544 г. в Париже Р. Стефан. В 1570 г. в Лувене ее издал (в сопровождении первого латинского перевода) епископ Чичестерский Джон Кристофорсон. А. де Валуа опубликовал новое издание «Истории» в Париже в 1673 г.; сделанный Валуа для этого издания латинский перевод не утратил актуальности и поныне (он переиздан Минем в «Патрологии»). С новым латинским переводом «История» была издана Д. Ридингом в Кембридже в 1720 г. Последнее научное издание было предпринято Ж. Биде и Л. Пармантье ([Evagrius Scholasticus]. The Ecclesiastical History of Evagrius with the Scholia/Ed. J. Bidez, L. Parmentier. London, 1898; repr.: Amsterdam, 1964).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С другой стороны, иночество оказалось подчинено епископам, и уединение перестало быть идеалом. Например, Василий и его сподвижники построили церковную больницу и открыли ее двери для всех нуждающихся (Василий, «Послания», 94; Григорий Назианзин, «Слово 43», 61). Важнейшей чертой новой духовности стало представление о совместной жизни как о не только полезной для личного совершенствования, но и необходимой для тех, кто следует за Христом. Если монаху нужны средства на дела милосердия, он должен их заработать. Если пустынник предается уединению, то по сравнению с кем он станет «последним»? Если Сам Господь не погнушался омыть ноги ученикам, то и они должны с радостью служить ближнему. Отшельники не исчезли, но призыв к духовной зрелости вернул многих из них в лоно соборной Церкви. Евагрий Понтийский Евагрий Понтийский был близок Василию и много общался с каппадокийцами. Григорий Назианзин в Царьграде рукоположил его в диаконы, но новопосвященный вскоре оставил общественную деятельность и стал монахом. Некоторое время он жил в Иерусалиме в обители, основанной Руфином и Меланией на Елеонской горе, а остаток жизни провел в Египте, вначале в Нитрии, потом в Келлии в Нитрийской пустыне при Макарии Египетском. «Святоотеческие изречения» (1.4–5) называют его любимым учеником Макария Египетского. Василий был превосходным организатором, Евагрий же преуспел в богословии, изложив монашеские идеалы в последовательной и убедительной манере. Его взгляды разделял и Дидим Слепец, который жил неподалеку от Александрии и писал работы в духе оригенизма. На Втором Цареградском соборе в 553 г. все трое (Евагрий, Дидим и Ориген) были преданы проклятию, а трактаты Евагрия — уничтожили. Однако к тому времени их уже успели перевести на латинский и сирийский языки, а некоторые сохранились и на греческом под разнообразными псевдонимами. В духе отцов–пустынников Евагрий написал «Антирретик», где разбираются восемь лукавых мыслей, или демонов, одолевающих монахов: обжорство, похоть, сребролюбие, печаль, гнев, небрежность, тщеславие, высокомерие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Евагрий Понтийский — один из основоположников того направления христианской мистики и аскетики, которое дало Церкви Диадоха, Иоанна Кассиана Римлянина, Иоанна Лествичника, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, исихастское движение и многих других. С великой глубиной и искусством (хотя и во многом ошибочно) Евагрий Понтийский концептуализировал опыт Пустыни, создал философию умного делания — устремления человека к Богу. В наше собрание творений Евагрия Понтийского вошли: «Слово о молитве», «Слово о духовном делании, или Монах», «Умозритель, или К тому, кто удостоился ведения», «Умозрительные главы», «Мысли», «Зерцало иноков и инокинь», «Послание о вере», «О помыслах». Группа Вконтакте Facebook группа Творения Евагрий Понтийский (ок. 345 — 399) — выдающийся богослов, один из первых христианских писателей, создававших преимущественно аскетические творения. Ученик св. Василия Великого и Григория Богослова, он избрал путь иноческого подвига, духовно окормляясь у таких великих подвижников, как преп. Макарий Египетский и преп. Макарий Александрийский. После V вселенского собора Евагрий был ошибочно причислен к оригенистам и подпал анафеме. Однако труды его продолжали читаться, и некоторые из них вошли в русский перевод «Добротолюбия». Многие произведения, вошедшие в настоящее издание, публикуются впервые. Сведения о жизни Аввы Евагрия Об Евагрие Понтянине, скитском монахе и авве, известно, что он родился около половины 4–го века, в городе Иворе близ Понта Евксинского (Монастырь св. Василия был недалеко от этого города). Род или способности его обратили на него внимание процветавших в то время великих святителей: Василия Великого, Григория Нисского и Григория Богослова. Под их руководством он возрастал и развивался в духе и познаниях о вере и жизни во Христе Иисусе Господе нашем. Василий Великий поставил его чтецом, Григорий Нисский дьяконом и оставил его в Константинополе, бывши там на Соборе втором вселенском. Одно обстоятельство, подвергавшее опасности его чистоту, заставило его удалиться из Константинополя. И он, побыв немного в Иерусалиме, направился в Египет, где и подвизался сначала в Нитрии, потом в кельях и, наконец, Ските, под руководством и в содружестве с тогдашними великими аввами.

http://predanie.ru/book/68290-tvoreniya/

Максим Калинин, Сергиев Посад - Москва 26 декабря 2015г. 13:54 Григорий, спасибо за Ваш комментарий. Да, Вы правы, здесь не хватает ссылки на Евагрия: Евагрий Понтийский. Сотницы 1, 27 (Guillaumont 1958, p. 28) о пяти видах созерцания, из которых четвертое и пятое – созерцание суда и промысла. Любопытно, что, как показал Р. Бёлэ, Иосиф Хаззайа придает созерцанию суда и промысла гораздо большее значение, чем сам ЕвагрийЕвагрия оно стоит ниже созерцания телесных, а у Иосифа, как видно из опубликованного текста, оно стоит выше созерцания бестелесных), поскольку Иосиф пользовался отредактированным переводом Сотниц (версия S1), из которой были устранены оригенистские идеи, с которыми Евагрий связывал " суд и промысл " . Преображенский А.М. 26 декабря 2015г. 17:59 Пожалуйста. К сожалению, ссылку дать забыли. Но Вы правы, это влияние Евагрия Понтийского, Главы о ведении I.27, где он перечисляет пять основных созерцаний. У Иосифа Хаззайи изменен порядок созерцаний, что, вероятно, отражало несколько иной мистический опыт. Михаил, Пятигорск 28 декабря 2015г. 17:28 Евагрий Понтийский анафематствован на V Вселенском Соборе. Преображенский А.М. 02 января 2016г. 20:27 Посмотрите, пожалуйста, словарную статью " Евагрий Понтийский " в ПЭ http://www.pravenc.ru/text/180865.html Михаил, Пятигорск 05 января 2016г. 09:56 Почему вы решили, что я это не смотрел? Америку не надо открывать ) Дунаев А.Г. 24 декабря 2015г. 04:53 Что-то подозрительно чувствуется в оперативности размещения этих переводов влияние моей лекции (общая тематика, евагриевский сапфир, Василиск)? :) Но сноска 47 никак не соотносится с переводимым текстом. Насчет же " трепетаний " Василиска полезно будет ознакомиться с текстом свт. Феофана Затворника, на который мне только что указали: Максим Калинин, Сергиев Посад - Москва 26 декабря 2015г. 13:31 Алексей Георгиевич, " оперативность " - это совпадение (мы начали работать над публикацией еще до анонсирования Вашей лекции), но Ваши рассуждения об ИМ и сама лекция действительно очень вдохновляют.

http://bogoslov.ru/article/4795548

151 Напр., демоны, взяв повод от Писаний, ухитряются увлечь ум читающего их подвижника к худым помыслам (Евагрий I, 66). Иногда они поддерживают и добрый в нас помысел, чтобы потом увлечь к тщеславию (I, 20). Иногда нарочно побуждают подвижника к невозможному, укоряют даже за недостаток ревности, чтобы или повергнуть душу в отчаяние или побудить к тщеславию (I. 28; Житие преп. Антония, § 25). Ср. у преп. Максима Quaest. ad Thal. LVI, PG. 90, 581CI) (Сар. quing. III, 70, 71). 152 Напр., они предлагают монаху, впавшему в раздражение, оставить монастырь, чтобы стать отшельником или толкуют ему о человеколюбии, чтобы побудить идти в мир для служения нуждам человечества. В действительности и в том и другом случае они хотят возбудить и укрепить или страсть гнева или пристрастие к плотским удовольствиям (Евагрий I, 13). 153 Демоны, желая или прельстить или запугать подвижника или как-нибудь отвлечь его внимание, являются ему-то крайне маленькими, то в виде великанов (Житие преп. Антония, § 23), то допускают мелкие пакости (шумят, передразнивают: § 25. 26), то производят шум, грохот, как бы землетрясение и запугивают страшными призраками (§ 9. 28). Преп. Антонию являлся демон блуда в виде черного карлика (§ 6), являлись и другие, демоны в виде зверей, пресмыкающихся великанов (§ 23. 40). Преп. Макарий видел демонов, нападавших на монахов во время молитвы, в виде комаров (Алфав. Патерик; Достопам. Сказания: Макарий, § 32, стр. 152). 154 Прогоняемые вышеуказанными преп. мужами, демоны быстро отходили, корчились, сжимались и исчезали. Признаком отступления демонов, вообще, является прекращение мысленного борения (пр. Нил Син., О разл. лукавых пом., гл. 22, PG. 79, 1224D; р. п. I, 302), бегство помыслов. 155 Есть демоны, присидящие при подвижнике и поджидающие повода, чтобы отвлечь мысль его к худым помыслам; они, напр. вызывают зевоту при чтении Писаний и от них нужно ограждать уста крестным знамением (Евагрий I, 66). Но есть и такие, которые нападают только по временам: из них некоторые являются крайне быстродвижными, но вместе и тяжелыми, каковы демон блуда и демон, восхищающий нас к богохульству (Евагрий I ,32; II, 43. 46); весьма скоры также и распаления гнева (преп. Нил Син., О разл. лук. помыслах, гл. 4–5, PG. 79, 1205АВ; р.п. I, 283). Демоны душевных страстей (напр. гнева, тщеславия) до самой смерти упорно тревожат душу; демоны же телесных страстей отходят скорее (Евагрий I, 25).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первоначально монашество развивалось в среде просто народной, но уже во второй половине IV b. в его рядах насчитываются и многие просвещенные люди. Я уже назвал св. Василия Великого. У св. Василия Великого был ученик по имени Евагрий. Этот ученейший человек жил сначала в Каппадокии, затем вместе со св. Григорием Богословом, который рукоположил его в сан диакона, переселился в Константинополь. Но затем, не пожелав жить в этом огромном и не самом высоконравственном городе, Евагрий удалился в египетскую пустыню. Он вел очень суровую подвижническую жизнь, зарабатывал на жизнь перепиской книг и был первым, кому удалось выразить духовный опыт монашества в богословских понятиях. Но здесь не обошлось без некоторых уклонений от прямого пути православия. Дело в том, что Евагрий, как и многие его современники, был почитателем Оригена. Евагрий слишком сильно увлекся Оригеном, и это отразилось в его аскетических творениях, в частности, в том, что процесс спасения он понимал слишком платонически, как своего рода развоплощение, освобождение от всего телесно-материального. Евагрий умер в 399 г., и очень скоро после этого в египетской Церкви разгорелся спор относительно его учения. У него было много почитателей и последователей, и в то же время нашлись богословы, которые разглядели опасность в евагрианском платонизме. Александрийский архиепископ Феофил, поначалу сам увлекавшийся Евагрием, в конце концов осудил его последователей, и им пришлось покинуть пределы египетской Церкви. Они нашли убежище в Константинополе. В это время Константинопольский архиепископский престол занимал один из величайших отцов Церкви святитель Иоанн Златоустый. И вот, из-за того, что св. Иоанн приютил этих монахов, нисколько не думая этим поддержать оригенизм, возник конфликт между Александрией и Константинополем. Кроме непосредственных богословских и церковно-канонических причин, он имел причины церковно-политического свойства. Дело в том, что в Александрии многие были раздражены возвышением Константинопольской кафедры. Ранее первой епископской кафедрой всего Востока была Александрия. С возвышением кафедры нового столичного города, которую Второй Вселенский Собор объявил следующей по чести после Римской, она оказалась впереди Александрийской.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Симеон Новый Богослов и др.) и впервые было достаточно чётко намечено Оригеном , который неоднократно высказывался о «чувствах души», «чувствах внутреннего человека», «чувствах сердца» и т. д. (см.: Fraigneau-Julien В. Les sens spirituels et la Vision de Dieu selon Symeon le Nouveau Theologien. P., 1985, p. 32–42). Характерно также, что Евагрий в этой главе говорит о духовной молитве (πνευματικς προσευχς). Для него прилагательное «духовный» непосредственно соотносилось с третьим Лицом Святой Троицы, а не было тем безликим и аморфным словом, которым оно стало в современном словоупотреблении (см.: Bunge G. Geistliche Vaterschaft. Christliche Gnosis bei Evagrios Pontikos. Regensburg, 1988, S. 38). – 80. 36 Выражение ξεις συλον τ κατρθωμα предполагает представление о бесах как расхитителях и грабителях духовных сокровищ человека. – 80. 37 В «Умозрительных главах» Евагрий говорит, что в «компетенцию» Ангелов входит и знание болезней души, которое позволяет им исцелять человеческие души, поражённые духовными недугами (см.: Les six centuries des «Kephalaia gnostica», p. 116–117). Поэтому и подвижник, когда на помощь ему приходит Ангел, может молиться γις (букв. «здраво»). – 80. 38 Евагрий изменяет здесь смысл этих известных слов Молитвы Господней, подчёркивая необходимость подчинения человека, множественный характер желаний (или «волений» – θελματα) которого должен быть полностью созвучен (σμφωνοσι) единой воле Божией. В данном случае просматривается явный намёк на Гефсиманское борение Господа: «впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». ( Лк.22:42 ), а поэтому предполагается, что молящийся должен быть подлинным «подражателем Христа». – 80. Причастие от глагола βιζω (βιαζμενος) вызывает ассоциации с известными евангельскими изречениями: «Царство Небесное силою берётся (βιζεται), и употребляющие усилие (βιαστα) восхищают его» ( Мф.11:12 ), и «всякий усилием входит (βιζεται) в него» ( Лк.16:16 ). Евагрий как бы частично объясняет эти изречения: «нудить» можно только самого себя к духовному подвигу и молитве, но принуждать силой Бога – непозволительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010