«Если бы победоносная Россия осталась империей, разве не явилась бы она для нас (в отсутствии германского противовеса) источником новой страшной угрозы?» . То, о чем мы сейчас вспомнили, это просто данность. По поводу нее не следует расстраиваться, а тем более строить иллюзии. Это — реальность. Нам с ней жить. Но когда время от времени на русском языке звучат заявления, что всё чудесным образом, к всеобщему удовольствию, вдруг когда-нибудь изменится, мы должны понимать: такие слова — лишь пустые, прекраснодушные мечты. Но когда мы об этом в очередной раз забудем… Не «если», а именно «когда!», пусть нас вернет в реальность любимый томик Артура Конан-Дойла на полке книжного шкафа или встретившийся на прогулке памятник основоположнику марксизма-ленинизма гденибудь на древней псковской улице или у Большого театра в самом центре русской столицы.   «Простите, ничего личного!» ( англ .) Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, тома 1-39. М.: Издательство политической литературы, 1955–1974 г.г. Маркс К. Восточная война. 14 января 1854 г.// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — М., 1958. — Т. 10. — С. 573. Энгельс Ф. Сопротивление России. 17 октября 1855 г.// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — М., 1958. — Т. 11. — С. 573. Конан-Дойл А. Уроки жизни. — М., 2003. — С. 93.   Митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов) 5 декабря 2023 г. Источник: Православие.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2023/12/05/mitropolit...

(593, 1561) 11. Если кто говорит, что люди оправдываются одним лишь вменением праведности Христа или одним лишь прощением грехов, исключая благодать и любовь, изливаемые Духом Святым в наши сердца и делающиеся от них неотделимыми, или же что благодать, которая оправдывает нас, есть единственно благосклонность Божия, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 562–564, 579–580]. (594, 1562) 12. Если кто говорит, что вера, которая оправдывает, есть не что иное, как уверенность в Божественном милосердии, прощающем грехи ради Христа, или что одна эта уверенность и есть то, что нас оправдывает, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 568–569]. (595, 1563) 13. Если кто говорит, что всякому человеку, чтобы достичь прощения грехов, необходимо верить с твердостью и безо всяких колебаний, происходящих от его слабости и недостатка расположения [сердца], в то, что его грехи ему прощены, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 568–569, 809–811]. (596, 1564) 14. Если кто говорит, что человек оправдан и грехи его отпущены ему потому, что он твердо верит, что он прощен и оправдан, или же что поистине оправдан лишь тот, кто верит в это, и что только сама эта вера производит отпущение и оправдание, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 568–569, 809–811]. (597, 1565) 15. Если кто говорит, что возрожденный и оправданный человек обязан без всякого сомнения верить, что находится в числе избранных, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 573]. (598, 1566) 16. Если кто говорит с неколебимой уверенностью, что получит великий дар последней твердости, если только в особом откровении не постиг [иного], да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 573–574]. (599, 1567) 17. Если кто говорит, что благодать оправдания даруется лишь предопределенным к жизни, а все прочие призванные, будучи все же призванными, не получают этой благодати, ибо предопределены Божественной властью ко злу, да будет отлучен от сообщества верных. (600, 1568) 18. Если кто говорит, что соблюдение заповедей Божиих невозможно, даже для человека оправданного и пребывающего в благодати, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 570].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

573–574. 29       Ewald, B. II, 157… 4, 30, 36–7; Oehler, Theologie des Alten Testaments. 3 anfl. Stuttgart, 1891, § 227, s. 824–828, 280–281. В. П. Рыбинский, „Религиозное влияние иудеев на языческий мир», особ. стр. 11–12 (отдельный оттиск из журнала „Труды Киев. Дух. Академии». 1898, кн. XII). 31       Meyer, Die Entstehung des Judenthums, s. 124–125; Sellin, Serubbabel, s. 88. Последний говорит: „хроникер ( Ездр.4:1 ) энергично настаивает (на той мысли), что die Samaritaner von den Tempel bauenden Juden sogleich zuruckgewiesen wären. Но мы не можем в пользу этого привести „einen inneren Grund». Возвратившиеся иудеи wollen gerade Proselyteu machen» ( Ис.56; 6 Vgl. Meyer, p. 119 ff., Bertholet: die Stellung der Juden zu den Fremden, p. 127 f). Следовательно, отрицание факта вытекает у названных ученых из того соображения, что все основания, теоретические и практические, побуждали евреев приобретать прозелитов. Ср. развитие этих мыслей у Мейера на стр. 120–125 и 114–119. Гретц, а вслед за ним и Мейер говорят даже о послепленном прозелитизме, как о факте. Но в Библии на этот счет нет никаких указаний, за исключением одного неопределенного замечания ( 1Ездр.6:21 ). Впрочем, Гретц (Geschichte II, 82) в данном случае исходит из пророчеств Исаии и Псалмов и желает видеть теперь их исполнение. Взгляд Мейера опирается на несколько своеобразный взгляд на происхождение евр. свящ. книг (s. 114–119). 32       Может быть, здесь отчасти имело место чувство давнишней домашней вражды между иудеями и израильтянами (теперь самарянами). Ср. проф. Ф. Я. Покровский, „Разделение еврейского царства на царства иудейское и израильское». Киев, 1885, стр. 356. 33       Эта мысль отчасти проглядывает даже у Кëлера (Lehrbuch, II, 2, s. 573) и Эвальда (13. IV, s. 135), но особенно ясно выражена у Зейнеке (Geschichte, II, 87). 34       Селлин делает весьма остроумное предположение, что евреи считали 70 лет плена со времени разрушения Иерусал. храма, т е. с 586 г., по крайней мере, этот год имел значение для восстановления нового храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Ф. Россейкин (Продолжение следует). Сахаров H. Н., диак. Очерки религиозной жизни в Германии. К вопросу о борьбе между протестантством и католичеством в Германии//Богословский вестник 1907. T. 1. 3. С. 573–586 (2-я пагин.). —573— X. К вопросу о борьбе между протестантством и католичеством в Германии Статистические данные. Последняя всеобщая перепись в Германии происходила 1 Декабря 1905 года. Результаты этой переписи ещё не известны полностью; но некоторые данные уже появились в печати и представляют достаточно материала для весьма интересных выводов в рассматриваемой нами области. К сожалению, цифры, которыми мы располагаем, касаются только Пруссии 683 ; однако ввиду того, что Пруссия по коли­честву населения составляет значительно более половины Германии, и на основании опыта прежних переписей, мы едва ли ошибёмся, если отнесём эти выводы и ко всей Германии. По вероисповеданиям жителей Германии принято при переписях делить на пять групп: 1) евангеликов, 2) католиков, 3) других христиан, 4) евреев и 5) прочих. Под евангеликами разумеются все протестанты, т. е. лютеране, реформаты, униаты (Unierte), старо-лютеране, старо-реформаты и т. д.; под католиками – не только римско-католики, но и старо-католики и православные, последние – у католического статистика 684 – под общим именем «схизматиков». Впрочем, число православных в Германии так —574— мало, что эта ошибка не имеет значения при выводах. Всего в Пруссии 1 Декабря 1905 г. числилось 37,293,324 жителей 685 , т. е. на 2,820,815 более, чем пять лет тому назад (предпоследняя перепись 1 Декабря 1900 г. дала 34,472,509.). По вероисповеданиям эти суммы делятся т. о.: 1900 г. 1905 г. Евангеликов 21,817,577 23,341,502 Католиков 12,113,670 13,352,444 Другие христиане 139,127 182,533 392,322 409,501 Прочие Из этих данных видно прежде всего, что последние три группы по числу ничтожны сравнительно с первыми двумя, и затем, – что число христиан увеличивается быстрее, чем число евреев и прочих. Что касается, в частности, протестантов и католиков, то относительное увеличение этих групп станет яснее из процентного сопоставления. На 100 жителей приходилось в 1900 году – евангеликов 63,29, католиков 35,14; в 1905 г. евангеликов 62,59, католиков 35,80. Эти цифры многозначительны: очевидно увеличение евангеликов идёт медленней, и так как остальные группы в счёт не идут, то можно сказать, что число католиков увеличивается на счёт евангеликов. Этот вывод ещё более имеет значения если сравним соответствующие цифры за несколько лет:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из этого образа жизни, который преподал, вёл Сам и предложил другим Христос, возникают «советы», данные ученикам, дабы сделать их способными «ближе» следовать за Ним, сообразовываться с Ним в полном уничижении самих себя, в полном дарении себя Отцу, вплоть до жертвы всесожжения, совершённой на кресте ради спасения людей. Эти «советы», именно потому, что «они основаны на учении и примере» Христа и переданы Евангелием, получили название «евангельских советов» (кан. 575). Из этих «многообразных» (L.G. 42) советов три считаются основными, и в них (по крайней мере, неявным образом) присутствуют и соединяются все другие. Это советы целомудрия, бедности и послушания. Через них верные, которые их принимают, отказываются «от столь ценных для человека благ», каковыми являются: а) способность любить, б) желание обладать, в) свобода распоряжаться своей жизнью 99 . Те, кто отказывается от них, делает это не из-за того, что в указанных благах видит препятствие на пути к полноте христианской жизни и совершенству в любви, а для того, чтобы возвысить их, принеся их Богу, дабы совершить дарение самих себя. Полное дарение самого себя Богу через более близкое следование Христу посредством исполнения евангельских советов, основанных на Его учении и примерах – это выбор, который, даже будучи личным и свободным, требует «особого призвания» со стороны Бога (кан. 574, § 2), призвания, обращённого лишь к «некоторым». Потому этот особый Божественный дар совершается «силой Святого Духа» (кан. 573, § 1). Поскольку посвящение посредством евангельских советов есть распространение, расширение крещального посвящения, получающие его от Бога, Которому они предаются всецело, «через служение Церкви» (кан. 654), должны стремиться к совершенству любви, к полноте христианской жизни, исполняя обязательства, возникающие из Таинства Крещения. Исполнению этих обязательств, которые выражаются в прославлении Бога, созидании Церкви и спасении мира, эти люди посвящают себя «в новом и особом качестве» (кан. 573, § 1).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

573–574. 29 Ewald, В. II, 157... IV, 30, 36–7; Ochler, Theologie des alten Testaments. 3 aufl. Stuttgart, 1891 r., § 227, s. 824–828, 280–281). В.П. Рыбинский, „религиозное влияние иудеев на языческий мир“, особ. стр. 11–12 (отдельный оттиск из журнала „Труды Киев. дух. Академии“ 1898, кн. XII). 31 Meyer, Die Entstehung des Judenthums, s. 124–125; Sellin, Serubhabel, s. 88. Последний говорит „хроникер (Ездра 4:1) энергично настаивает (на той мысли), что die Samaritaner von den Tempel bauenden Juden sogleich zuruckgewiesen wären. Но мы не можем в пользу этого привести „einen inneren Grund“. Возвратившиеся иудеи wollen gerade Proselyten machen“ ( Ис. 56; 6 Vgl. Meyer, p. 119 ff., Bertholet: die Stellung der Juden zu den Fremden p. 127 f ). Следовательно, отрицание факта вытекает у названных ученых из того соображения, что все основания теоретические и практические побуждали евреев приобретать прозелитов. Ср. развитее этих мыслей у Мейера на стр. 120–125 и 114–119. Гретц, а вслед за ним и Мейр говорят даже о послепленном прозелитизме, как о факте. Но в Библии на этот счет нет никаких указаний, за исключением одного неопределенного замечания ( 1Ездр. 6:21 ). Впрочем, Гретц (Geschichte II, 82) в данном случае исходит из пророчеств Исаии и псалмов и желает видеть теперь их исполнение. Взгляд Мейра опирается на несколько своеобразный взгляд на происхождение евр. свящ. книг (s. 114–119). 32 Может быть, здесь отчасти имело место чувство давнишней домашней вражды между иудеями и израильтянами (теперь самарянами). Ср. проф. Ф.Я. Покровский, „Разделение еврейского царства на царства иудейское и израильское. Киев. 1885, стр. 356. 33 Эта мысль отчасти проглядывает даже у Кёлера (Lehrbuch II, 2, s. 573) и Эвальда (13. IV, s. 135), но особенно ясно выражена у Зейнеке (Geschichte, II, 87). 34 Селлин делает весьма остроумное предположение, что евреи считали 70 лет плена со времени разрушения иерусал. храма, т.е. ст. 586 г., по крайней мере, этот год имел значение для восстановления нового храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Очень назидательна для читателей такая философия!... В таком же роде и остальные три примера, – с тою только особенностью, что в них автор и не пытается даже делать какие-либо выводы, а просто только дает небольшие буквальные выписки из книг – Martineau «La philosophie posimive d’Auguste Comte» и Тимирязева «Чарльз Дарвин и его учение», да делает довольно бессвязное резюме эволюционной теории Спенсера (стр. 570–573). Каждая из этих выдержек предваряется ничего, в сущности, не говорящим замечанием, в роде: «еще более внушающею является позитивная философия Огюста Конта», или – «не менее значительное влияние на характер знания имеют выводы, к которым пришел Дарвин», или – «закончим приводимые выше примеры широким воззрением Герберта Спенсера». Что именно «внушает» философия Конта, какое именно «влияние на характер знания» имеет Дарвин и, наконец, зачем понадобилось излагать «широкое воззрение» Спенсера, – обо всём этом автор не говорит ни слова; да пожалуй, и хорошо делает, а то опять вышел бы курьез, как с Кантом. Приведенными примерами оканчивается первая часть —444— статьи. Что же вынесет, из всего этого читатель? – Думается, что ничего не вынесет, кроме двойного тяжелого недоумения. Во-первых, он никак не сможет понять, что же собственно хотел сказать ему автор, о каком таком необыкновенном опыте он толкует, как он понимает знание, – если относит к нему даже суеверия игроков, – зачем, наконец, он подобрал такие вздорные и ничего не говорящие примеры... Читатель несомненно пожалеет времени, потраченного на такое обидное для его здравого смысла чтение. Во-вторых, он тоже едва ли поймет, зачем «Вестник Европы» помещает такие статьи... Вторая часть статьи кн. Тенишева (стр. 573 и след.) начинается с подведения итога всем предшествующим примерам. И здесь дело естественно не обходится без странностей. «Из всех приведенных примеров, говорит автор, видно, что вышеупомянутые испытываемые нами влияния на нас, являющиеся результатом опыта или внутренней переработки, производят в нас перемену и придают нам аттрибуты, которые мы называем знаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Гимны (hymn.) Издания и переводы на европ. языки Editio princeps (Дионисия Загорея 59 ): 27 . Το σ ου... Συμεν... τ ερισκμενα... Venetiis 1790. 2 ( 2 ν Σρω 1886). В изд. (вместе с другими прозаич. соч. в новогреч. пер.) вошли только 54 гимна, но в др.-греч. оригинале, отсутствуют гимны 10, 15, 21 и 53. ГЪшны 10, 15 и 21 были впервые изданы иеромон. Пантелеймоном (см. 6 .32). Первое полное крит. изд. др.-греч. оригинала (с паралл. франц. пер.): 28 . Syméon le Nouveau Théologien. Hymnes/Introd., texte crit., trad. fr. et notes par Koder J., Paramelle J., Neyrand L. 1: Hymn. 1–15. P. 1969. 302. (SC 156); 2: Hymn. 16–40. P. 1971. 512. (SC 174); 3: Hymn. 41–58. P. 1973. (SC 196). Catafygiotu Topping (Eva C.)//GOTR 1972. 17(2). 288–290; Aedem.//GOTR 1974. 19(1). 76–77. Последнее, самое надежное крит. изд.: 29 . Symeon der Neue Theologe. Hymnen/Prolegomena und krit. Text, besorgt von Kambyles A. B. 1976. CCCLXXXIII, 573. (Supplementa Byzantina. 3). Текст: 34–462 [=TLG 3116/2]. Hörander W.//BZ 1979. 72. 82–86. Nota . В обширнейшем предисл. анализируется почти исключительно рукописная традиция. В изд. включены также древние схолии к гимнам Симеона. Таблицы соответствий нумерации гимнов в изданиях Камбилис – Загорей и Загорей – Камбилис на с. 572–573. Флам. пер.: 30 . Symeon de Nieuwe Theolog. Hymnen/Vertaald door Zr. Marcella Troosters OCSO. Ingeleid door Abt Gerard Mathijsen, OSB. Kapellen, Patmos 1987. 318. Нем. пер.: 31 . Symeon der Neue Theologe. Licht vom Licht. Hymnen/Übers. Pater Kilian Kirchhoff OFM. Hellerau 1930. 217. 2 München 1951. 309. Schultze В.//OCP 1952. 18. 423–425. Рум. пер. – в сост. рукописной «Драгомирненской Филокалии» 13 .11), а также в др. ркп (см., напр., 13 .16, 20, 22, 139). Русские переводы В серии Scrinium Philocalicum готовится (при уч. специалистов Киева, Петербурга, Москвы) полный рус. пер., с имитацией размера подлинника и с параллельным греч. текстом по изд. Камбилиса. Полный (за искл. гимна 53 по изд. SC) рус. прозаический пер. с лат. без сохранения строк и дальнейшей сверкой с др.-греч. текстом по печатному изд. ( ν Σρω, 1886) и греч. ркп, а также прозаич. перевод с сохранением строк в гимнах, переведенных с греч. иером. Пантелеймона (Успенского):

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1353. Ср.: Пс.-Дионисий Ареопагит. О божественных именах, XI, 6//Vol. 1, p. 222: 14–18 Such la; PG 3, 953 D – 956 A. 1354. Издатели выделяют эти слова курсивом как заглавие сочинения («К аномеям»). 1355. Свт. Григорий Нисский. О божестве Сына и Духа//Vol. X/2, p. 142: 19–20 Rhein; PG 46, 573 D – 576 A. 1356. В оригинале: ς γρ μες φαμεν τι θεα φσις νομα σημαντικν οκ χει αυτς μν ο χει (выделенные нами курсивом слова опущены или изменены при цитации). 1357. Читаем вместе с PG и Rhein’oм ατ (в ΓΠΣ и в одной рукописи Нисского – ατη). 1358. Ср.: свт. Григорий Нисский. О божестве Сына и Духа//Vol. X/2, p. 142: 11–17 Rhein; PG 46, 573 D. 1359. Изменение родов при повторе выражения в оригинале (να μ δο τ κτιστα δο κτιστοι θετητες) трудно переводимо на русский язык. 1360. Ср.: свт. Григорий Богослов. Слово XXIX о Сыне (Богословское 3), 6//P. 138: 24 Barbel; SC 250, p. 188: 27 Gallay; PG 36, 81 B. 1361. Следующий ниже перечень ересей ср. с Опровержениями Акиндина свт. Григория Паламы (I, 7, 15–46; рус. пер. см. выше). Об историческом контексте появления подобных перечней с обеих сторон (сторонников и противников свт. Григория Паламы) см. в предисловии. (Примечания без звездочки или отмеченные сокращением «Изд.» принадлежат В. С. Псевтонгасу, все прочие – переводчику.) 1362. Далее начала всюду единообразные, но ради гладкости языка мы иногда переводим причастие «говорящих» как «называющих» или (при наличии отрицания) «отрицающих». 1363. Впервые в введении «высшего и низшего» божеств (высшей сущности и низшей энергии) обвинил свт. Григория Паламу Григорий Акиндин на основании неосторожного высказывания Паламы в третьем письме к Акиндину. В данном опровержении автор переадресовывает обвинение своим оппонентам. 1364. Здесь рукописи начинают счет второй ереси, так что всего их оказывается не 40, как в ΓΠΣ, а 41. 1365. См.: Быт. 18, 1 (Изд.), Дан. 7, 9 и др. (Пер.). 1366. Свт. Григорий Богослов. Слово XL на Святое Крещение, 6//SC 358, р. 208: 18–19 Moreschini; PG 36, 365 А (Изд.). Ср. выше, примеч. 424 (Пер.)

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

   Григорий Таронит 24, 334, 335, 592, 594, 601    Григорий Тарханиот 447    Гроссу Н. 502    Груссе Р. 535, 572, 579, 584    Грюмель В. 501, 502, 552, 621    Гуго, граф 353, 354, 361    Гуго, сводный брат Боэмунда 676    Гуго Вермандуа 279, 280, 286, 536, 560, 562, 563, 577    Гул 72, 164, 209    Даватин 133, 267, 334, 367    Давид, библ. 106, 180, 282, 326, 424    Дагоберт 372, 461    Даимберт 584    Далассин, см. Константин Далассин    Далассин, см. Феодор Далассин    Далассина, см. Анна Далассина    Далассины 483, 484    Дандоло 472, 498, 519    Данишменд (Мелик-Гази?) 300, 394, 573, 593 Данишменд, основатель династии Данишмен-дов 573, 576    Данишменды 570, 573, 617    Дарий, царь персидский 556    Девгенич, см. Лжедиоген    Декан 244, 245, 381    Деметраки Д.488    Деметрий, брат Баграта IV 464    Демосфен, Пеаний 18, 103, 121, 195, 239, 265, 478, 524, 552    Дженкинс Р. 42    Дивлатий 419    Дигенис Акрит 478    Дидим 263, 551    Дикур, см. Анастасий I Дикур    Диль Ш. 9, 48, 474    Димитрий, магистр 465    Димитрий, слуга Аарона 341, 342    Димитрий Полиоркет 339, 471, 596    св. Димитрий Солуньский 107, 328, 471, 589    Диоген, см. Лжедиоген    Диоген, см. Никифор Диоген    Диоген, см. Роман IV Диоген    Диодор Сицилийский 454    Дион Кассий 598    Дионис 276, 466    Дионисий Галикарнасский 41    Дистервег 504    Дитер К. 532    Додз 612    Докиан, см. Феодор Докиан    Доменико 500    Доменико Контарини 518    Доменико Сильвио 492    Доуэс Е. 47, 440, 443, 483, 499, 501, 521, 537, 542, 547, 553    Дуйчев И. 505, 533, 597    Дука, см. Андроник Дука    Дука, см. Иоанн Дука    Дука, см. Константин Дука (жених Анны Ком-ниной)    Дука, см. Константин Дука (сын императора)    Дука, см. Константин Х Дука    Дука, см. Михаил Дука    Дука, см. Михаил VII Дука    Дукак 573, 579, 580    Дукена, см. Анна Дукена    Дукена, см. Ирина Дукена    Дуки passim    Дуклянин поп 23, 537, 538    Дьони М. 507, 530, 540, 541, 543, 555, 556    Дэвид Ч. 579    Дэльгер Ф. 48, 451, 477, 480, 482, 487, 488, 496, 498, 516, 521, 526, 535, 536, 538, 544, 548, 556, 578, 583, 591, 595, 605, 609, 610, 613

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010