Термин «посвященная жизнь» не является синонимом монашеской жизни 670 , хотя не всегда легко избежать возможных смешений. Сознавая это, церковный законодатель 1983 г. дает первое элементарное разъяснение, разделив совокупность кодексных положений о посвященной жизни на три титула: 1) нормы, общие для всех институтов посвященной жизни (каноны 573_606); 2) институты монашествующих (каноны 607_709); 3) светские институты (каноны 710_730). К этому первому разделу об институтах посвященной жизни добавлен второй раздел – об обществах апостольской жизни. Тем самым как бы подчеркивается их отличие и одновременно близкое родство. Церковный законодатель придал бы этим разделам бо0льшую ясность и юридическую действенность, если бы, исходя из соборного учения о роли порождающей, или основывающей харизмы и о теологическом значении посвящения Богу 671 , предпослал всей этой совокупности кодексных норм предварительные каноны. В них он мог бы определить элементы, общие не только для всех институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни, но и для совершенно особых форм посвященной жизни – древних, как, например, жизнь отшельников и девственниц, и новых, – например, вдов и посвященных вдов. а) Кодексная типология и общие нормы Разнообразие харизм и конкретных форм sequela Christi (следования Христу) с трудом поддается обобщениям. Тем не менее, канон 573 § 1 предлагает, на основании традиции и соборного учения, следующее определение: «Посвященная жизнь посредством исповедания Евангельских советов есть постоянная форма жизни, которой верующие, теснее следуя Христу под водительством Святого Духа, полностью посвящают себя Богу, любимому превыше всего, чтобы в новом и особом качестве предав себя Его прославлению, созиданию Церкви и спасению мира, достичь совершенной любви в служении Царству Божию и, став в Церкви пресветлым знамением, предвозвещать славу небесную». Эта посвященная жизнь принимает в различных институтах и обществах разнообразные конкретные формы, регулируемые собственными законами институтов (кан.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В книге проф. Попова с заглавием: «Блаженный Диадох (V-ro века), епископ Фотики Древнего Эпира, и его творения» и в частности «т. I творения блаженном Диадоха», к удивлению нашему, мы встретили «блаженного Марка Диадоха слово против ариан» (То μακαρου Μρκου το Διαδχου κατ ρειανν λγος) (стр. 573–606), которое, и по заявлению самого издателя, «по меньшей мере (курсив подлинника) должно считать сомнительным в отношении к принадлежности его бл. Диадоху, епископу Фотики Древнего Эпира» (стр. XXXIII). И издатель, очевидно, сознавал неуместность этого слова среди творений бл. Диадоха, когда в предисловии прямо заявил, что «значение примечаний к слову бл. Марка против Ариан нуждается в некотором пояснении, оправдывающем напечатание этого слова вместе с творениями бл. Диадоха» (стр. XXXI). Но ни эти «оправдывающие пояснения», которые нашли себе место на страницах разбираемого нами первого тома, ни интригующие читателя заманчивые обещания многообъемлющего второго тома, в котором «будет рассмотрен более подробно вопрос о подлинности творений бл. Диадоха» (стр. XXXIII), нисколько не могут поколебать «сомнительность по меньшей мере» в принадлежности бл. Диадоху данного слова, и нимало не оправдают настоятельной необходимости переиздания этого слова. Но наше удивление переходит уже в положительное недоумение, когда мы видим слово против ариан снабженным множеством схолий и притом обширных, какими сопровождает проф. Попов издание и подлинных творений бл. Диадоха. В схолиях этих проф. Попов пытается даже сопоставлять выражения и мысли слова против ариан с подобными мыслями и выражениями бл. Диадоха в его λγος σκητικς (стр. 579, прим. 1; 586, прим. 1; 591, прим. 1; 597, прим. 1 и др.). Как эти сопоставления, так равно и выражения, довольно часто встречающиеся в схолиях к данному слову, а именно: «слово бл. Диадоха» (стр. 573, 574, 576), или «блаженный Диадох говорит» (стр.· 584, прим. 1), или «блаженный Диадох указывает» (стр. 588 прим.) и др., невольно наводят читателя на мысль, что проф. Попов как бы колеблется относительно автора слова против ариан и не прочь допустить мысль, что это слово принадлежит бл. Диадоху, писателю V-ro века (стр. XXXIII, VIII).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

– институты посвящённой жизни (institutum vitae consecratae), члены которых обязуются соблюдать евангельские советы целомудрия, нищеты и послушания посредством обетов (votum) или других священных уз (vinculum sacrum) и особым образом присоединяются к Церкви и к её миссии (кан. 573, § 2). Они подразделяются на две большие группы: – монашеские ордены (institutum religiosum); – секулярные институты (institutum saeculare) – согласно тому, живут ли их члены совместно или нет. – общества апостольской жизни (societas vitae apostolicae), члены которых, хотя они и живут совместно, не дают монашеских обетов (кан. 731 и слл.) Раздел первый. Положения, общие для всех институтов посвящённой жизни 1. Посвящённая жизнь (Vita consecrata) Посвящённая жизнь определяется Кодексом следующим образом: 573 § 1. Посвящённая жизнь посредством исповедания евангельских советов есть постоянная форма жизни, которой верующие, теснее следуя Христу под водительством Святого Духа, полностью посвящают себя Богу, любимому превыше всего, чтобы, в новом и особом качестве предав себя Его прославлению, созиданию Церкви и спасению мира, достичь совершенной любви в служении Царству Божию и, став в Церкви пресветлым знамением, предвозвещать славу небесную. § 2. Эту форму жизни в институтах посвящённой жизни, канонически учреждённых полномочной властью Церкви, добровольно принимают те верующие, которые посредством обетов или других священных уз, в согласии с собственными законами институтов, исповедуют евангельские советы целомудрия, нищеты и послушания и благодаря христианской любви, к которой ведут [эти советы], особым образом сочетаются с Церковью и её тайной. Этой форме жизни следуют верующие, «особо призванные Богом» (кан. 574, § 2). Евангельские советы целомудрия, нищеты и послушания, основанные на наставлениях и примере Христа – это божественный дар, воспринятый Церковью от Господа (кан. 575). Полномочная церковная власть вправе толковать их, регулировать их практику законами и утверждать постоянные формы посвящённой жизни (кан. 576).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

M. Magistretti. Mediolani, 1894. P. 112-113). Также этот термин мог относиться к послекрещальному причащению ( Alzati C. Prassi sacramentale e «Militia Christi»//Aevum. 1993. Vol. 67. Fasc. 2. P. 313-331). Галлия Для изучения послекрещальных обрядов галликанской традиции большое значение имеет толкование соборных постановлений V-VI вв. Так, в 3-м и 4-м правилах Регийского Собора 439 г. среди обязанностей епископа называется К. новокрещеных (confirmare neophytos) (CCSL. 148. P. 67-68). Это же выражение встречается и в постановлении III Арелатского Собора (между 449 и 461) (Ibid. P. 133). Парижский Собор 573 г. использует выражение infantes confirmare (CCSL. 148A. P. 213). Во 2-м правиле I Аравсионского Собора 441 г. впервые используется не глагол, а существительное confirmatio в контексте литургического обряда: помазание хризмой должно совершаться только один раз, независимо от того, кто совершает чин крещения; при «конфирмации» необходимо напоминать епископу о тех, кто не были помазаны при крещении; при этом 2-е помазание (видимо, с намеком на рим. практику) называется излишним (Ibid. P. 78). 3-е правило Вазионского Собора 442 г. предписывает пресвитерам и диаконам просить хризму перед Пасхой у своего епископа (Ibid. P. 97; аналогичное правило в Statuta Eccl. antiq. 87; Collectio Vetus Gallica. 61// Mordek H. Kirchenrecht und Reform im Frankreich: Die Collectio Vetus Gallica, die älteste systematische Kanonessammlung des Fränkischen Gallien: Studien u. Ed. B.; N. Y., 1975. S. 587). 16-е правило Эпаонского Собора 517 г. говорит о том, что пресвитер может совершать «конфирмацию» еретиков (CCSL. 148A. P. 28), тогда как Парижский Собор 573 г. предписывает это только епископу (Ibid. P. 213). В исследовательской лит-ре существует неск. гипотез относительно значения выражений confirmare и confirmatio в этих источниках. Одни полагают, что речь идет о возложении рук епископом. Другие считают возможным видеть здесь послекрещальное помазание (единственное или 2-е), совершаемое именно епископом.

http://pravenc.ru/text/2057158.html

Таким образом, нам известны семь рукописей, из которых ценность для интересующего нас сочинения Ипполита представляют только четыре: греческий текст манускрипта Meteores 573, армянский перевод манускрипта Venise 352 и две грузинских версии, переведенных с одного и того же армянского источника, Tiflis 1114 и Jerusalem 44. Опыт анализа греческого текста В нашей работе мы пользовались исключительно греческим текстом, лишь изредка обращаясь к армянской версии манускрипта Venise 352, чтобы сделать уточнения. Поэтому в этом разделе речь пойдет о греческом тексте рукописи Meteores 573. §1. Структура сочинения «На благословения Иакова» Данное сочинение можно разделить условно на три части. На первых страницах находится вступление, которое посвящено преимущественно видениям Иосифа. Затем более трети текста занимает толкование благословений Исаака. И лишь остальные две третьих сочинения посвящены благословениям Иакова. Уже С. Diobouniotis, обратив внимание на такую необычную структуру, заключил, «daβ Hippolyt nicht zwei verschieden Schriften, eine «ες τς ελογας το Ιακβ» und eine andere «ες τς ελογας το Ισακ» geschrieben hat, sondern eine einzige Schrift mit der Überschrift «ες τς ελογας το Ισακ κα το Ιακβ» oder besser gesagt einfach «ες τς ελογας το ’Ιακβ», wie sich auch aus dem Anfang der Schrift schlieβen läβt» 20 («...что Ипполит написал не два различных сочинения, первое «На благословения Иакова», а другое «На благословения Исаака», но одно единственное с заглавием «На благословения Исаака и Иакова», или скорее просто «На благословения Иакова», о чем позволяет нам заключить начало этого сочинения»). Действительно, во всех приведенных нами манускриптах, данное сочинение имеет заглавие, связанное только с благословениями Иакова, и ни слова о благословениях Исаака. Это можно объяснить двояко. С одной стороны, как мы уже говорили, две третьих текста относятся к благословениям Иакова, что указывает на основную идею этого комментария. С другой стороны, как указал С. Diobouniotis, само сочинение начинается со слов «Тоς περ ελογιν το Ιακβ ποιομενος λγους ατς...» («Рассуждая о благословениях Иакова...»). Поэтому переписчики в более поздние времена при составлении каталога рукописи, прочитав первые строки, могли вполне сделать соответствующую запись.

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

   Шишич Ф. 537    Шлумберже Г. 558, 570    Шмидт В. 466    Шопен 46, 443, 474, 483, 521, 614    Штадтмюллер Г. 474    Штейн Е. 446    Эбал, граф Руси 81, 457    Эвмей 473    Эккехард из Ауры 558, 577    Эксазин, см. Константин Дука,    Эксазин Эксазин, см. Никифор Иалий Эк-    сазин    Эксазины 330, 590, 592    Элеимон 314    Элиан 616    Эльвира 607    Эмилиан, патриарх антиохийский 464    Эмилий Сципион 58, 442, 443    Эмма 571    Эрве 134, 486    Эрот 117, 276    Эсхин 103    Юдейль Р. 606    Юдифь 530    Юстин I, император 515    Юстиниан I, император 515    Яков (библ.) 470    Яков Барадай — 396, 613    Ямвлих 174, 512    Ярослав, князь киевский 448    Ясит 174, 512    Ясит, куропалат 513    Яцулин, см. Жослин де Куртней УКАЗАТЕЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ    Абраска, Аспр, г. 224, 539    Авасгия 627    Августион, пл. 590—591    Августополь, г. 300, 412, 573    Авид, г. 250, 251, 303, 373, 381, 387    Авлон, г. 84, 85, 139, 142, 145, 161, 171, 177, 181, 182, 276, 280, 337, 338, 351, 354, 356, 491, 509, 514    Аврилево, г. 273, 557    Аврона залив 564    Агафоника, г. 273, 556    Адана, г. 318, 370, 586    Адрамитий, г. 373, 374, 380, 387    Адрианополь, Орестиада, г. 104, 145, 167, 196, 202—204, 214, 268—271, 273, 394, 444, 450, 469, 494, 532, 537, 544, 555, 556, 560, 628    Адриатическое море 23, 56, 88, 196, 239, 265, 275, 338—340, 366, 369, 395, 492, 543, 560, 569    Азал, холм 297    Азия 90, 107, 122, 158, 190—192, 196, 197, 220, 275, 320, 327, 364, 366, 375, 380, 382, 385, 399, 407, 526, 539, 586    Айтос, г. 554    Айтосский перевал (Хортарей?) 554    Аке, Акра, Птолемаида, г. 379, 608    Акрок, г. 388, 390, 610    Акроний, г. 412, 617    Акрун, г. 381    Ал-Амиг, оз. 604    Алания 600    Александретта, залив 604    Александрия, г. (в Индии) 214    Александрия, г. (в Египте) 186, 214, 418, 459    Алексиополь, см. Неокастр, г.    Алексина, гора 614    Алеппо, Верея, г. 190, 371, 399, 573, 582, 603, 614    Алики, Кипарисий, г. 193, 524    Алифины, г. 388, 610

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

В LBAT 1419 записана непрерывная последовательность лунных затмений c 18-летними интервалами с 609/08 по 447/46 гг. до н.э. Первые записи, в которых, по-видимому, содержалась информация о затмениях, произошедших в сентябре 609 и марте 591 годов до н.э. – повреждены. Имена царей и годы их правления – неразборчивы. Зато следующие две записи ясно датированы в тексте царствованием Навуходоносора (слова в скобках были добавлены для прояснения смысла лаконичных фраз сообщения): 14-й (год), Навуходоносор, месяц VI, (затмение,) которое было пропущено [буквально – «прошло»] на восходе Солнца, … 32-й (год), Навуходоносор, месяц VI, (затмение,) которое было пропущено. За 35° (=35 УШ, т.е. 140 минут) до захода Солнца. Имя царя в оригинальном тексте записано как «Кудурри», что является сокращённой формой имени Набу-кудурри-усур – транслитерация аккадской формы Навуходоносор. Общепринятыми датами 14-го и 32-го года Навуходоносора являются 591/90 и 573/72 гг. до н.э., соответственно. Эти два записанные затмения, отстоящие по времени на один цикл сароса, оба произошли в 6 месяце (элул), который начался в августе или сентябре. Оба затмения были вычислены наперёд, и вавилоняне знали, что ни одно из них не будет видно в Вавилонии, т.к. первое затмение началось «на восходе Солнца», а второе – за 140 минут (35 УШ) «до захода Солнца». Таким образом, оба произошли в дневное время в Вавилонии. Современные вычисления подтверждают, что в 591 г. до н.э. затмение произошло 15 сентября и началось оно примерно в 6:00. А в 573 г. до н.э. затмение произошло 25 сентября пополудни. Таким образом, оба эти затмения очень хорошо соответствуют хронологии, установленной для Навуходоносора. В соответствии же с хронологией Общества Сторожевой Башни, оба эти затмения нужно искать на 20 лет раньше: в 611 и 593 годах соответственно. Но нет затмений, которые бы соответствовали описанию текста осенью хоть одного из тех лет. В следующей записи описывается следующее затмение в серии затмений, происходящих с периодичностью 18 лет. В ней приводятся такие подробности: Месяц VII, 13-е, через 17° на восточной стороне вся (Луна) была покрыта. 28° наибольшей фазы. Через 20° она прояснилась с востока на запад. Её затмение было красным. Позади огузка Овна она была затемнена. Во время начала – северный ветер дул, во время прояснения – западный ветер. За 55° до восхода Солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

до Р. X., и среди пленников был пророк Иезекииль, третье – в 587/586 г. до Р. X., когда Навуходоносор покорил Иерусалим и сжег город и храм ( 4Цар. 25, 9–10 ). Среди пленников 597 года, кроме пророка Иезекииля, был и царь Иудеи Иоаким. Они оба поселились у реки Ховар ( Иез. 1, 1,3 ). Ховар, как уже отмечалось, был одним из судоходных каналов, который протекал между Вавилоном и Ниппуром. Итак, в области реки Ховар иудеи прожили в плену семьдесят лет. И, несмотря на то что пророк Иезекииль знал от Бога о жестокосердии иудеев, что они являются, по слову Божию, домом огорчевающим Его ( Иез. 2, 3, 5, 6 ), по велению Господа он должен был ободрить, воодушевить их и предсказать, что они снова вернутся в свою страну и возродятся... ( Иез. 11, 1 и последующие стихи).   Пророк Иезекииль   Пророк Иезекииль в период изгнания настойчиво изъяснял израильтянам, что страдания посланы им за их грехи. Он проповедовал между 597 и 573 гг. до Р. X. в Вавилонии. Но некоторые рационалисты настаивают, что Иезекииль жил в Палестине, по крайней мере, какую–то часть того времени, когда он проповедовал, а другие пытаются доказать, что Иезекииль пророчествовал позже периода плена. Но археологические находки подтверждают истинность традиционного взгляда, а именно: пророк проповедовал примерно между 597 и 573 гг. до Р. X. в Вавилонии. Приведем несколько примеров. В книге Иезекииля упоминается, что пророк получил повеление от Бога взять кирпич и начертить на нем план Иерусалима ( Иез. 4, 1 ). Этой символической картой Иезекииль предсказал пленникам гибель Иерусалима. Употребленное в этом месте еврейское слово lebena обозначает «саман» – кирпич–сырец, высушенный на солнце. А так как такого рода изображения на мягких кирпичах из глины (которые затем высушивались на солнце), как показали археологические находки, 413 были обычным делом именно в Вавилонии, то эта символическая карта не могла быть выполнена в Иудее. 414 В другой раз Бог повелел Иезекиилю совершить еще одно действие, которое бы символизировало проломы в стенах Иерусалима: надо было проломить в присутствии пленных иудеев в Вавилоне огромное отверстие в стене дома и пройти через него ( Иез. 12, 5, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

600 Невоструев-Горский. III. 1. С. 96, 104. Цитата из единоверческого Чиновника приводится далее в тексте настоящей главы. 605 ЗЛАТ Sinai 1020 (XIIXIII вв.), Дмитриевский А. А. II. С. 141 (только диакон); ВАС Sinai 966 (XIII в.), ibid. С. 205206 (священник и диакон); Vatican 573 (X в.), Красносельцев Н. Ф. Материалы. С.107 (только диакон). 612 Единственным исключением из правила является список ВАС XIXII вв. Sinai 961, кодекс константинопольской традиции, который помещает lavabo после лобзания мира непосредственно перед возгласом «Двери!» и указывает умывать руки всем сослужащим (Дмитриевский А. А. II. С. 76). 613 Ср. таблицу из главы I и также Hanssens I. M. Institutiones. III. P. 811. Относительно халдейского обряда, см. Jammo. P. 186, 198. Хури-Саркис относится с доверием к рукописи Ordo quo episcopus urbem inire debet, изданной Рахмани (см. прим. 593 выше), и считает, что в восточной традиции священникам не подобает мыть руки вместе с епископом (Khouri-Sarkis G. Réception d´un évêque syrien au V siècle//OrSyr. 1957. 2. P. 184). Однако все сослужащие принимают участие в lavabo во многих традициях и в халдейском обряде до недавнего времени так делалось в виме, пока обычай не пришел в упадок. (См. Jammo. Loc. cit.). 614 Например, Vatican 1554, калабрийский евхологий XII в. (Jacob A. Formulaire. P. 406); списки XII в. из Реджио-Мессина: Grottaferrata Γβ II (f. 11r), Oxford Bodl. Auct. E.5.13. (Misc. 78) (f. 14v, Ср. LEW. P. 543, 79), Vatican 1811 (f. 79v); Vatican Slav. 9, XII в. ( Красносельцев Н. Ф. Сведения. C. 154); Barberini 329 (ВАС), XII в. (f. 3r) ; грузинская ЗЛАТ Graz Georg. 5, XIII в. (Tarchnisvili M. Liturgiae. P. 55); интерполированный текст Германа//PG 98, 424; Ambros. 167 (XIV в.); Служебник Никона Радонежского XIV в. (Муретов C. К материалам. С. 88) и т. д. 615 ВАС по списку Sinai 1020, (XIIXIII в.) (Дмитриевский А. А. II. P. 142); армянская ЗЛАТ (Aucher G. Versione armena. P. 385); Codex Falascae, XIV в. (=Grottaferrata Γβ III, Goar. P. 87) ; диатаксис Vatican 573, XV в. ( Красносельцев Н. Ф. Материалы. С. 107), Молитвенник Владимира Л. 18v19r); Grottaferrata Γβ XII (ВАС), XIV в. (f. 57v), Γβ IX, XVI в. (f. 13v), и Γβ XIX, 1591 г. (f. 8v); см. также рукописи, упомянутые в трудах: Муретов C. К материалам. С. 86; Petrovskij А. Redaction slave. P. 875; Орлов. С. 137 (4 рукописи славянской ВАС).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2052 У Mignéя ХХХ1Х (Col.1247–1248), Гарвея (Т. II. Р. 496 – 32). В более полном виде у Piträ Analecta sacra. Т. II. Р. 203 3). Русск. перев. С. 541 (No XXXI). «Поскольку некоторые, не знаю, по какому побуждению, отнимают у Бога наполовину творческую силу, утверждая, что Он виновник только качества материи, а что самая материя не создана, то, спросим мы, что такое неизменяемое. Значит, материя неизменяема; если материя неизменяема, а неизменяемое не подвергается перемене относительно качества, то не может из нее твориться мир. Поэтому оказывается у них излишним, чтобы Бог придавал качества материи, так как материя не допускает никакой перемены, будучи сама в себе не создана. Далее, если материя не создана, то она существует с каким-либо качеством, и притом неизменным, так что она не может ни принимать качеств больше, ни составлять вещества для образования мира; а если мир не из нее сотворен, то это совершенно устраняет Бога от создания мира». 2054 См.: Философумены. X, 32; 13–15 строки на статуе Ипполита. Ср. также: Гарнак. Geschichte. I, 1. S. 264; Барденгевер. Geschlchte. Bd. I. S. 511; Цан. RE. 3 Aufl. S. 406; см. житие Ипполита в предисловии к первому выпуску русского перевода его творений. Казань, 1898. С. XXXVIII-XXXIX. 2057 См. об этом открытии подробнее у Иордана: Armenische Irenäeus-fragmente. S. III, 108–120; также в нашей статье «Армянские фрагменты творений Иринея» (Христианское Чтение. 1915. Апрель. С. 564–565; отдельный оттиск. С. 3–4). 2058 У Иордана 10 – S. 14–19 (армянский текст), S. 134–150 (немецкий перевод и разбор фрагмента). См. также в нашей статье: С. 570–573 (отд. оттиск. С. 9–12). 2062 Церковная история. V, 26 (у Schwarmz’a S. 214; русск. перев. С. 286). См. у нас о «Книге разных проповедей» выше. 2063 См. подробнее об этом фрагменте 11) у Иордана: Op. cit. S. 19–22 (армянский текст), S. 150–160 (немецкий перевод и исследование). Ср. также нашу статью об армянских фрагментах (Христианское Чтение. 1915. Апрель. С. 573–575; отд. оттиск. С. 12–14).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010