г.      Закон об оскорбителях родителей (ст. 15–17). Кто ударит отца своего, или свою мать … Кто злословит отца своею,      или свою мать; того должно предать смерти. (Ст. 15. 17). Строгость сия соответствовала ненатуральности сего рода оскорблений. Оскорбивший родителей словом или делом посягал как бы на права самой природы. Об убийстве родителей закон вовсе не говорит, как бы полагая, что такого рода преступления совершенно невозможны в народе Божьем. Впрочем жизнь детей закон не совершенно подчинил воле родителей, как то было у древних языческих народов 571 . д.       Законы о несчастных случаях от животных (ст. 28–36). Если вол забодает мужчину или женщину до смерти: то вола побить камнями, и мяса его не есть (Ст. 28). Почему повелевается убивать бодливого вола? „Бессловесными (Бог) научает одарённых разумом, какое зло есть убийство». 572 Но если вол бодлив был и вчера и третьего дня... то и хозяина его предать смерти. (Ст. 29). Не строго ли слишком наказывался хозяин бодливого вола? Нет, ибо в сем случае он стал виновником смерти ближнего, а за смертоубийство закон наказывал смертью 573 . Впрочем закон предполагал разные смягчающие обстоятельства. По тому то конечно он и позволял вместо смертной казни присуждать к денежному штрафу – хозяина бодливого вола 574 . Если вол забодает раба, или рабу; то господину их заплатит тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями. (Ст. 32). Сикль или серебряник, иначе статир, – священный – около полтинника (по иным около 86 коп.), а народный – в половину менее. Тридцать серебряников составляли цену раба. Первосвященники иудейские, предложив Иуде предателю 30-ть сребреников за Иисуса Христа, имели при сем особенную посмеятельную и злостную цель. Глава XXII 1) Законы относительно разных случаев ущерба чужой собственности: а) о воровстве и о взысканиях с воров (ст. 1–4); б) о потравах и пожарах (ст. 5–6); об утрате отданных на сохранение вещей и животных. (ст. 7–15). 2) Законы против сладострастников (ст. 16. 17. 19). 3) Законы о сострадании к пришельцам и беднякам (ст. 21–27). 4) О почтении судей и начальников (ст. 28). 5) Законы относительно богопочтения: а) о чародействе и идольских жертвах (ст. 18. 20), б) об обязанности приносить начатки Иегове (ст. 29–30); в) о неядении растерзанного зверем. (ст. 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Дeяh. XII, 4 ), над которыми наблюдал сотник, начальник караула, Centurion, χατνταρχος. – Первая четверица воинов исполняла казнь, а потому им достались одежды и потому «сотвориша четыре части». Мы должны помнить, что возлюбленный ученик Господа, до конца был при Нем, и сам видел и слышал те подробности, которые он передает, дополняя начертанные ранее Евангелия. У Евангелистов Матфея и Марка сказано: «Распеншии же Его, разделиша ризы Его, вергше жребия. И седяще, стережаху Его ту» ( Mamф. XXVII, 35–36 ). У Мк.15:24 : «И распеншии Его разделиша ризы Его, метающе жребий о них, кто, что возмет». У Лyk. XXIII, 34 кратко: «разделяюще же ризы Его, метаху жребия», Но у одного Евангелиста Иоанна мы видим дополнительные сведения о нешвенном хитоне 571 , и указание об исполнении древнего пророчества, предрекавшего с поразительною точностью все подробности страдания Спасителя. Иоанн указывает на Псалом XXI, о метании жребия: «о иматисме моей меташе жребий», и прибавляет: «воины сия сотвориша». Но Псалом XXI, псалом несомненно Давида царя, представляет весь Мессианское пророчество «свидетельствуя о Христовых страстех и о славах яже по сих: имже (святым пророкам) открыся, яко не им самем, но нам служаху сия, иже ныне возвестишася вам благовествовавшими вам Духом Святым, посланным с небесе», говорит Ап. Петр ( 1Петр. 1, 11–12 ). Псалом XXI, из коего мы дадим выписки, начертан Давидом как выражение горя души его, стесненной врагами, но, «ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы» ( 2Nemp. I, 21 ). В Псалме сем, начинающемся словами: «Боже мой, Боже мой, для чего Ты оставил Меня» 572 , мы видим следующее пророческое начертание грядущих страстей Христовых. Ncaл. XXI: 8 . «Все видящие Меня ругаются надо Мною, говорят устами, кивая головою: 9. Он уповал на Господа, пусть избавит Его, пусть спасет, если Он угоден Ему 573 . 15. Я пролился как вода; все кости Мои рассыпались; сердце Мое сделалось как воск, растаяло посреди внутренности Моей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

е. Евреев), надеясь, что жёны, или жалея серёг своих, или из любви к Богу, отклонят мужей от слияния тельца» 570 . Но Аарон не достиг желаемого. Телец былт слит. «Когда же Моисей приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали, и разбил их под горою» 571 , ибо видел, что они (т.е. Евреи) не были достойны их (скрижалей)» 572 . В самом деле, «к чему были бы заповеди народу, который Законодателя променял на тельца» 573 , «Поскольку скрижали представляли собою образ брачного обязательства; невеста же, не входя ещё в брачный чертог, уклонилась в любодеяние, то весьма справедливо Моисей раздрал сие брачное обязательство» 574 . Нарушивший свой завет с Богом, Израиль был тяжко наказан Моисеем. В тот день пало от меча до трёх тысяч Евреев 575 . «Моисей явился на горе молитвенником, а под горою карателем; пред Правосудием – умилоствителем, а в стане (среди виновных) – ревнителем, потому что исполнял Божие определение» 576 . – «И возвратился Моисей к Господу и сказал: o Господи, народ сей сделал великий грех; сделал себе золотого бога. Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей!» 577 . «Моисей, прося себе смерти за народ, изобразил тем смерть Сына Божия, восприятую за все народы » 578 , «Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из Книги Моей» 579 . «Моисей бывшею у него устами ко устам беседою с Богом, как свидетельствует Писание, приведён был ещё в большее вожделение таковых лобзаний и после стольких богоявлений, как будто не видевший ещё Бога, просит увидеть Желаемого ( Ucx. XXXIII, 18 )» 580 . «Мне кажется, говорит Св. Григорий Нисский , что чувствовать этого свойственно душе, которая исполнена каким-то пламенеющим любовью расположением к прекрасному по естеству, и которую от видимой ею красоты надежда влечёт всегда к красоте высшей, непрестанно приобретаемым всегда возжигая в ней вожделение сокровенного. Почему сильный любитель красоты, непрестанно видимое им принимая за изображение вожделеваемого, желает насытиться видением отличительных черт первообраза.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Евангельский фарисей благодарил Бога за то, что он «не таков, как прочие люди» 569 . Такое резкое omлuчue peruschim’ob omamhaarez‘a bhympu иудейской общины не только не исключает внешнего отъединения общины от языческого мира, но даже усиливает его. С тех пор как иудей узнал свою законническую праведность, все не-иудеи стали для него «гнусными беззаконными язычниками» 570 . Здесь была почва, на которой распустилось необычайное церковно-национальное самомнение иудеев. От них далее всего была мысль, что «во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему» и «что ни одного человека не нужно почитать скверным или нечистым» 571 . Было основным убеждением иудаизма, что только иудей может быть праведником, язычник же – «по природе грешник»: отличие иудея от язычников было собственно – отличием праведника от грешников. Это отличие падало на область номистической праведности и составляло не только преимущество, но и долг иудея. Законническая дисциплина, доставляя иудею праведность, и направлялась к тому, чтобы отъединить его от языческих обычаев: самая праведность совпадала с фарисейством. Здесь выдающуюся роль сыграли правила и обычаи ритуальной чистоты. «Законодатель, – читаем мы в известном письме псевдо-Аристея, – окружил нас непроницаемою оградою и железными стенами, чтобы мы, чистые телом и душою, свободные от суеверий, не имели никакого общения ни с одним из других народов... Чтобы мы чрез общение с другими не осквернились и чрез обращение с худшими не развратились, окружил он нас со всех сторон законами о чистоте в пище, питье, прикосновении, – в том, что слышим и видим» 572 . Со времени Неемии иудеи особенно ревниво оберегают чистоту брака, отвращаясь от браков смешанных. В книге Юбилеев дается Израилю такая заповедь: «не сообщайся с народами, и не ешь с ними, и не поступай по делам их, и не вступай в родство с ними, ибо (всякое) дело их нечисто, и все пути их осквернены и суть мерзость» 573 . Даже ап. Петр, смутившись некоторых от Иакова, устранился от общения в трапезе с язычниками 574 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Если бы учители Израилевы изучали Моисея, на которого они по словам их уповали, с чувством веры, то могли ли они не узнать в Господе «чаяния языков?» 573 . Не Он ли был по указанию Моисеевых книг «семя жены» 574 и радостный день, ожидаемый Авраамом 575 , и Примиритель, имевший восстать от семени Иуды, которому народы были обязаны покорностию 576 . И наконец не на Него ли прямо указывал Моисей 577 , предрекая народу о пророке, которого воздвигнет Бог и который будет говорить слова Божии? «О мне бо той писа», глаголет Господь ко Иудеям. Начиная с древнейших обетований, Моисей и пророки глаголали о спасении человечества вообще; частное положение народа в данную минуту исторической жизни его составляло лишь второстепенный предмет увещаний и пророчеств: главная цель священных книг Ветхого Завета было религиозное развитие Израиля и подготовление его к принятию Того, Который, когда пришел к своим, не был принят ими 578 . Но народ жестоковыйный был веден по ложному пути своими начальниками, которые не поняли, да и не хотели понять нравственной стороны и цели закона. Последние слова Господа в этом поучении как громом поражают их и оставляют их безответными: «если не верите писаниям Моисеевым, то как же вы поверите Моим словам? Они не могли не сознать, что Господь прочитал в сердцах их полное безверие, утрату способности верить, и они не отвечали ничего; но с этой минуты у них все более и более зреет мысль убить Господа. Мысль эта уже является у них немедленно после исцеления больного в субботу ( Ин. 5:16 ); затем они вступают с Господом в спор, и слова Господа им записаны в сей пятой главе; но мысль убийства так созрела, что в гл. 7сказано, что Господь ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его, а «не у бе пришел час Его» 579 . Но как глаголал Господь 580 : «се изгоню бесы и исцеления творю днесь и утре и в третий скончаюся». «Обаче подобает ми днесь и утре и в ближний ити: яко невозможно есть пророку погибнути, кроме Иерусалима». «Иерусалиме, избивый пророки и камением побивая посланные к тебе, колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже кокош гнездо свое под криле, и не восхостесте». «Се оставляется вам дом ваш пуст; глаголю же вам, яко не имате мене видети, Дóндеже приидет егда речете: благословен грядый во имя Господне».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Закрыть Святая Русь: очертания… Крестопоклонная неделя и современные события Священник Евгений Хованский   05:24 28.03.2022 573 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора Воскресенье 3-й недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. В субботу вечером на Всенощном бдении в центр храма торжественно выносился Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого совершались перед Крестом три поклона. При поклонению Кресту Церковь поёт: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поётся и на Литургии вместо Трисвятого. Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. «Крест – хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкве, Крест – царей держава, Крест – верных утверждение. Крест – Ангелов слава и демонов язва» (Светилен Кресту). Так объясняет значение Креста одно из церковных песнопений. Крестом Христовым пришла радость всему миру об избавлении от пагубы греха, крестом открылся вход в Небесный рай, который был закрыт до этого. С другой стороны, каждый человек и каждый народ несет свой крест. В Евангелии Христос, обращаясь к народу, говорит: « Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:24-25), « и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:38-39). И мы должны пронести этот крест через всю свою жизнь. И этот путь зачастую скорбный, тесный… И необходимо противостоять своей самости, эгоизму, своим греховным желаниям, даже своей воле, если она без Бога, если противна воле Божией. И крест скорбей в любом случае придётся нести, но можно его нести или с ропотом и осуждением или со смирением, благодарением и упованием на помощь Божию. Для первых, кто хулит свой крест, как для безумного разбойника, крест не служит во спасение, а для вторых – послужит во спасение.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/28/sv...

.И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое, и сказал он мне: «знай, сын человеческий, ben adam (обращение, указывающее на бренность человеческой природы, в противоположность природе ангела 571 , что видение относится к концу определенного времени» ( Дан. 8:17 ). Далее, Гавриил дает пророку объяснение ( Дан. 8:19–26 ) смысла видения. Народу Божию, по этому объяснению, предстоит быть в подчинении сначала у царей мидийских и персидских, а затем у греческих ( Дан. 8:20–21 ), из которых выделяется, по особенной вражде к теократии, один царь (вероятнее всего – Антиох Епифан, Дан. 8:23–25 ; ср. 11:21–39). Тот же ангел, по Дан. 9:21 , является Даниилу снова в качестве истолкователя прежнего видения (8 гл.), а вместе – и пророчества Иеремии ( Иер. 25:12; 29:10  ср. Дан. 9:2 ); только в последнем случае толкование делается не столько в отношении к близкому будущему народа, сколько в приложении ко времени Мессии, обстоятельства пришествия Которого начертывает Гавриил в виде пророчества о седьминах ( Дан. 9:24–27 ). Самое явление Гавриила в этот второй раз пророк изображает так: «когда я еще продолжал молитву (ср. Дан. 3–20 ) 572 , муж Гавриил, vehaisch Gabriel которого я видел прежде в видении (т.е. Дан. 8:16  и след.), быстро прилетел, muaph bíaph 573 , коснулся меня около времени вечерней жертвы, и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: «Даниил, теперь я пришел, attah iazati, чтобы научить тебя разумению», ст. Дан. 9:21–22 . Утверждая здесь тожество ангела Гавриил в обоих случаях, 9:21, ср. 8:16, пророк в изображении образа его явления вводит новую подробность: при втором своем явлении Гавриил имел не только образ человека (isch, ср. geber, 8:15), но, видимо, имел особый атрибут – крылья, как символ быстроты его движения. Последние вместе с тем выражают сверхчеловеческую природу ангела и свободу его от условий материи и пространства 574 . По своей миссии, Гавриил является, в сущности, тем же angelus interpres, который действует в последнем видении Иезекииля ( Иез. 40  и след.) и в первом видении самого Даниила ( Дан. 7: 16  и след.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Иез. 21 :29. Когда ты 562 видишь суетное и волхвуют тебе ложь, чтобы поразить тобою 563 раненых беззаконников, для которых наступил конечный день, во время неправды (их), Иез. 21 :30. Возвратись в ножны свои и не останавливайся на этом месте 564 , а там, где ты родился, в земле твоей, Я буду судить тебя. Иез. 21 :31. И изолью на тебя гнев Мой, гневным пламенем Моим дуну на тебя, и предам тебя в руки жестоких людей, совершающих истребление. Иез. 21 :32. Будешь пищею огню, кровь твоя будет среди земли твоей, не будет памяти о тебе, ибо Я-Господь сказал 565 . Глава 22 Иез. 22 :1. И было слово Господне ко мне и сказано: Иез. 22 :2. И ты, сын человеческий, если 566 будешь судить город кровей 567 , то покажи ему все беззакония его, Иез. 22 :3. И скажи: так говорит Господь Бог: о город, проливающий кровь среди себя, чтобы наступило время его 568 , и делающий у себя идолов, для своего осквернения! Иез. 22 :4. Кровию их, которую ты проливал, ты согрешил, и идолами своими, которых ты делал, ты осквернил себя, и сократил 569 дни свои и ускорил конец 570 лет своих. Посему Я предал тебя на позор народам и на поругание всем странам, Иез. 22 :5. Близким к тебе и далеко от тебя находящимся, и будут ругаться над тобою и будут кричать на тебя (говоря): „О нечистый, пресловутый и пребеззаконный“! 571 Иез. 22 :6. Вот старейшины дома Израилева, каждый со своими родственниками составляют общества 572 у тебя, для пролития крови. Иез. 22 :7. Отца и мать злословят у тебя, и пришельцу оказывают неправду у тебя, сироту и вдову обижают у тебя, Иез. 22 :8. Святыни Мои уничижают, и субботы Мои нарушают у тебя. Иез. 22 :9. Мужи-разбойники находятся среди тебя и проливают у тебя кровь, и на горах едят 573 у тебя, и гнусное совершают среди тебя. Иез. 22 :10. Наготу отца открывают у тебя и находящуюся в нечистоте позорят 574 у тебя. Иез. 22 :11. Иной 575 с женою ближнего своего беззаконнует, и иной невестку свою нечестиво оскверняет, и иной сестру свою, дочь отца своего, позорит 576 у тебя. Иез. 22 :12. Взятки берут у тебя, чтобы проливать кровь, прибыль и рост берут у тебя, и до конца доводишь ты злодейство и насилие, а Меня забыл, говорит Господь Бог.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иер. 23 :30. Посему, вот Я на пророков, говорит Господь 564 , которые крадут слова Мои друг у друга. Иер. 23 :31. Вот Я на пророков, говорит Господь, произносящих пророчества языком и возвещающих дремоту 565 свою. Иер. 23 :32. Вот Я на пророков, возвещающих лживые сны, говорит Господь: они разсказывают их и обманывают народ Мой своею ложью и своими прельщениями, а Я не посылал их, ни повелевал им, и не принесут они никакой пользы народу сему (говорит Господь) 566 . Иер. 23 :33. И если будут спрашивать: народ сей, или пророк, или священник 567 , говоря: „какое бремя от Господа“? то скажи им: „вы – бремя, и Я отвергну 568 васъ“, говорит Господь. Иер. 23 :34. И если пророк, священник, и народ скажут: „бремя от Господа“, Я отомщу человеку тому и дому его 569 . Иер. 23 :35. Так говорите каждый ближнему и брату своему: „что ответил Господь и что сказал Господь“? Иер. 23 :36. И (слово) „бремя от Господа“ пусть не упоминается более, ибо для каждого будет бременем слово его, ибо вы извратили слова Бога живого, Господа сил, Бога нашего. Иер. 23 :37. Так говори 570 пророку: что ответил тебе Господь и что сказал Господь? Иер. 23 :38. Если-же будете говорить: „бремя от Господа“ 571 , то так говорит Господь: за то, что вы говорите слово это: „бремя от Господа“, а Я послал к вам сказать: не говорите: „бремя от Господа“, Иер. 23 :39. За это, вот Я возьму и отвергну 572 от Лица Моего вас и город, который Я дал вам и отцам вашим. Иер. 23 :40. И предам вас поношению вечному и посрамлению вечному, которое никогда не изгладится и не забудется 573 . Глава 24 Иер. 24 :1. Господь показал мне: вот 574 две корзины, наполненныя 575 смоквами, поставлены пред храмом Господним, — после того как Навуходоносор, царь Вавилонский, переселил из Иерусалима Иехонию, сына Иоакимова, царя Иудейского, и начальников его 576 , и художников, и кузнецов 577 , и (людей) богатых, и привел их в Вавилон. Иер. 24 :2. Одна корзина с смоквами весьма хорошими, каковы обычно 578 бывают ранния смоквы; а другая корзина с смоквами весьма худыми, которых, по негодности их, не возможно есть.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иер.43:9 .  возьми в руки свои большие камни и скрой их в смятой глине при входе в дом фараона в Тафнисе, пред глазами Иудеев, «Смятая глина». Евр. слово malat, здесь поставленное, в позднейшем еврейском языке (после-библейском) означает «мостовую», сделанную из кирпичей. Если допустить, что Иеремия с несколькими представителями своего народа стоял перед дворцом фараона в то время, когда площадь перед дворцом замащивали кирпичами, то очень возможно, что незаметно он мог положить здесь несколько камней вниз под кирпичи. Иер.43:10 .  и скажи им: так говорит Го­с­по­дь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я по­шлю и возьму Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего, и по­ставлю пре­стол его на этих камнях, скрытых Мною, и раскинет он над ним великолепный шатер свой Навуходоносор на этой площади перед дворцом побежденного им фараона раскинет свою великолепную палатку для разбирательства разных дел (ср. 2Цар 19.8 ). Иер.43:12 .  И зажгу огонь в капищах богов Египтян; и он сожжет оные, а их пле­нит, и оденет­ся в землю Египетскую, как пастух надевает на себя одежду свою, и выйдет оттуда спокойно, Навуходоносор, от которого евреи чувствовали себя обезопасенными, так легко управится с Египтом, как легко и скоро пастух во время непогоды завертывается в свой кожух. Иер.43:13 .  и сокрушит статуи в Бефсамисе, что в земле Египетской, и капища богов Египетских сожжет огнем. Бефсамис назван здесь египетским в отличие от палестинского города с таким же наименованием. Это – город Он или Илиополь (город солнца), который находился в нижнем Египте и славился своим капищем, посвященным солнцу и высокими обелисками (по-русски неточно: статуи). Между последними особенно известны «иглы Клеопатры», из коих одна теперь находится в г. Александрии, а другая – в Лондоне. На месте, где был он, и доселе еще стоит один древний обелиск. Что касается исполнения этого пророчества, то ученые критики долгое время утверждали, что нашествия Навуходоносора на Египет не было. Но в последнее время найдены достаточные данные, которые говорят, что такое нашествие имело место в действительности. 1) Одна египетская надпись высокого чиновника при фараоне Офра (по нашему тексту – Вафрий) сообщает о нападении «сирийцев, народа севера, азиатов» на верхний Египет, где они, достигнув до Сиэны (Элефантины), опустошили храм Хнум, но от перехода через катаракты (водопады) были удержаны фараоном. Так как для пророка Иезекииля ( Иез 29.17 и сл.) это представляется делом будущего (573–572 г.), а Офра царствовал до 572–571-го г., то означенное нападение могло быть только около 572-го г. 2) В одной вавилонской надписи, также только недавно ставшей известною, сам Навуходоносор заявляет, что он на 37-й г. своего царствования (568 г.) ходил в Египет, поразил царя (Ама)-су, т. е. Амазиса и взял богатую добычу. Нет ничего невероятного, что он ходил в Египет и раньше, в 572-м г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010