548.  …любящим Бога… все содействует ко благу (Рим. 8. 28). 549. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 550.  …Господи! спаси нас, погибаем. …Запретил ветрам и морю… великая тишина (Мф. 8. 25, 26). 551. Ср.: …важнейшее в законе: суд, милость и веру (Мф. 23. 23). 552.  Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь. Буду размышлять о пути непорочном (Пс. 100. 1). 553. Евр. 10. 38. 554.  …слово Господне право и все дела Его верны (Пс. 32. 4). 555.  …без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11. 6). 556. О еже, како может кто стяжати истинную веру. Книга 1. Добротолюбие. Ч. 3. 557.  Господь… направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим (Пс. 24. 8, 9). 558.  …не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных (Пс. 1. 5). 559.  Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется (Пс. 20. 1). 560.  …ибо царь уповает на Господа, и по благости Всевышнего не поколеблется (Пс. 20. 8). 561.  Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются (Пс. 84. 11). 562.  …в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3. 12). 563. Слово 84. 564. Ин. 2. 13. 565.  …но судите судом праведным (Ин. 7. 24). 566. Мф. 7. 16. 567. Ин. 8. 15. 568.  А если и сужу Я, то суд Мой истинен (Ин. 8. 16). 569.  Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя (Пс. 71. 1–4). 570. 1 Кор. 1. 18–25. 571.  Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне (Быт. 18. 20, 21). 572.  Вящшая закона: суд и милость и вера — слова Спасителя. — Мф. 23. 23. 573. Святой Димитрий, митрополит Ростовский. Летопись. Святитель заимствует объяснение этих слов Священного Писания у святых Иоанна Златоустого, Григория Двоеслова, Исидора Пилусиотского и Пимена Великого. 574. Быт. 13. 10. 575. См. речи Цицерона против Антония. 576.  …беззаконие Содомы… в гордости, пресыщении и праздности (Иез. 16. 49).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

557 Кол.2:1–3 : «Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех... кто не видел лица моего в плоти, дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения». 563 Цитата из стихотворения А. Майкова «Три смерти». Одно из любимейших изречений Вышеславцева, которое он цитирует во многих своих произведениях. 564 См. у Достоевского в «Бесах»: «Сроем высокие горы, всякий гений потушим во младенчестве». Из «программы» Шигалева: «...горы сравнять – хорошая мысль... Мы всякого гения потушим в младенчестве» (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 10. С. 323). 567 В «Политическом трактате» (1, § 4) Спиноза писал: «...я постоянно старался не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать» (Спиноза Б. Избр. произв. В 2 т. Т. 2. С. 288). 569 «Встречи» молодого царевича Гаутамы со стариком, больным и умершим потрясли его столь сильно, что он отказался от прежнего образа жизни, уединился и «просветлел» (стал «Буддой»). См.: Асвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драма. M., 1990. С. 55–63. 572 Эта идея выражена Фихте в книге «О назначении ученого» (M., 1935. С. 98–99), а не в книге «О назначении человека». Глубокий анализ исповедуемой Фихте веры «в живое бессмертие» сделан C. Н. Булгаковым в статье «Основные проблемы теории прогресса» (см.: Булгаков C. Н. Философия хозяйства. M., 1990. С. 279). 573 Накануне битвы с Максенцием в октябре 312 г. император Константин увидел во сне огненный и сияющий знак креста и ангелов перед собою, говорящих: «Константин, сим победишь». В битве 26 октября Максенций был разбит, после чего Константин издал так наз. Миланский эдикт 313 г., который легализировал христианство (см.: Поснов М. Э. История христианской церкви. Брюссель, 1964. С. 252–253). 576 Ин.12:24 : «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

571 е) Богом благословенным. Апостол, перечисляя разные пре­имущества иудеев, говорит между прочим: которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь ( Рим. 9:4–5 ). Относить последние слова к Иисусу Христу, а не к Богу Отцу, заставляют аа) образ речи: выражение – сущий над всем ( ν π πντων), непререкаемо указывает на предыдущее подлежащее, т.е. на Христа во плоти; бб) связь речи: сказав, что Христос от иудеев только по плоти, Апостол естественно располагает ожи­дать мысли, кто же Христос не по плоти; вв) цель речи: на происхождение Иисуса Христа от иудеев по плоти Апостол указы­вает, как на одно из преимуществ избранного народа, и притом как на преимущество важнейшее, – в чем же будет со­стоять это преимущество, если Христос – простой человек, и не к Нему относятся последние слова: сущий над всем Бог, благословенный во веки? 572 Важность этого свидетельства столько же непререкаема: аа) в нем Иисус Христос называется Богом, сущим над всем, т.е. верховным, точно так, как в другом месте называется Бог Отец ( Ефес. 4:6 ); бб) Богом благосло­венным, также подобно Богу Отцу ( 2Кор. 1:3 ; Ефес. 1:8 ); вв) Богом, благословенным во веки – тоже совершенно сходно с Богом Отцом ( 2Кор. 11:31 ), и наконец – гг) все это заклю­чается частицей: аминь, которая, по употреблению в Священном Писании, всегда усиливает или запечатлевает истину, и которой тот же Апостол в другом месте заключил подобное же славословие единому истинному Богу, в противоположность богам ложным: служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь ( Рим. 1:25 ). 2) Божеское естество, совершенное равенство и единосущие с Богом Отцом. а) Божеское естество. Сюда относятся преимущественно два изречения святого Апостола Павла: аа) первое – в послании к Колоссянам: ибо в Нем (Иисусе Христе) обитает вся полнота Божества телесно (2:9), где всецело приписывается Христу естество Божеское (срав. Рим. 1:20 ); бб) второе – в послании к Филиппийцам: ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (2:5–8). Здесь выражения: будучи образом Божиим ( εν μορφ θεο πρχων) и быть равным Богу ( τ εναι σα θε) ясно противо­полагаются выражениям: приняв образ раба ( μορφν δολου λαβν), сделавшись подобным человекам ( ν μοιματι νθρπων γενμενος). Но как последние выражения, очевидно, означают в лице Иисуса Христа именно естество человеческое; так, следовательно, и первые – означают в Нем естество Божеское. 573 А кроме того Апостол выражается:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

6 . Глас вопиет: возвещай! И я сказал: что буду возвещать? – всякая плоть – трава, и всякая слава человеческая – как цвет травы. 7 . Трава засохла, цвет опал. 8 . А слово Бога нашего пребывает вовеки 565 . 9 . Взойди на высокую гору, благовествующий Сиону! Возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалиму! Возвысьте, не бойтесь; скажи городам Иудиным: 10 . Вот Бог ваш! Вот Господь, Господь с силою идет, и мышца Его со властью, вот награда Его с Ним и дело Его 566 пред Ним. 11 . Как пастырь, Он будет пасти паству Свою, и мышцею Своею соберет агнцев, и утешит имеющих во чреве. 12 . Кто измерил горстию воду и пядию небо и всю землю ладонью? Кто ставил на весы горы и холмы на весовые чаши? 13 . Кто познал ум Господа, и кто был советником Ему, кто бы научил Его 567 ? 14 . Или с кем Он советовался, и (тот) наставил Его? Или кто показал Ему правосудие? Или кто показал Ему путь разумения? Или кто прежде дал Ему, и за то воздано будет ему? 15 . Вот все народы, как капля из ведра, считаются как наклон 568 весов и будут считаться подобием слюны. 16 . Дубравы 569 Ливана недостаточно для сожжения 570 и всех четвероногих недостаточно для всесожжения 571 . 17 . И все народы – как ничто и за ничто считаются. 18 . Кому уподобите вы Господа и какое подобие найдете для Него? 19 . Не художник ли делает изображение, а золотильщик, расплавив золото, золотит его и делает подобием (бога)? 20 . А плотник выбирает негниющее дерево и умудряется поставить из него изображение так, чтобы оно не качалось. 21 . Не уразумели ли? Не слышали ли? Не возвещено ли вам от начала? Не уразумели ли вы (из) оснований земли? 22 . Он держит круг земли, и живущие на ней – как саранча; поставил небо, как свод, и распростер его, как шатер для жилья. 23 . Он обращает владение властелинов 572 в ничто, и землю Он делает как бы ничем. 24 . Ибо не посадят, не посеют, не утвердится в земле корень их: дунул на них ветр 573 , и они высохли, и буря, как стебли, унесет их. 25 . Итак, теперь кому Меня уподобите, и Я превознесусь? сказал Святый 574 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Uthemann 1985 – Anastasii Sinaitae. Sermones duo in constitutionem hominis secundum imaginem Dei, necnon Opuscula adversus monotheletas/Ed. K.-H. Uthemann. Turnhout – Leuven, 1985 (CCSG 12). Abstract Saint Anastasius of Sinai. Chapters against monothelites: 1–2 chapters/Translation from Ancient Greek, introductory article and notes by hegumen Adrian (Pashin) For the first time ever the work of St. Anastasius of Sinaís “Chapters against the Monothelites” (two chapters out of six) are translated into Russian. In the first chapter, St. Anastasius reveals his doctrine of the three states of the human will: natural, unnatural and supernatural. In the second one, he analyzes and refutes some of the provisions of the monophelite doctrine. The next four chapters of the “Chapters against Monothelites” and the “Florilegia against Monothelites” that adjoin them will be published in the following issues of the Theological herald. 46 Скорее всего, под этим «внешним» прп. Анастасий подразумевает несторианина Марона Эдесского. В «Путеводителе» (Anastasius Sinaita. Viae dux 13, 10, 105–106) Синаит приводит его слова: «Разве есть место, неразумные, где не присутствует неограниченное Божество? Ведь, наполняя небо и землю и везде присутствуя, непременно Оно было и во гробе Иисуса, как и во всем творении». 53 Ср.: Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего ( Ин.2:19–21 ). 58 Так мы перевели на русский язык смысл употребленной прп. Анастасием игры слов: πορον (=πορα) – апория, трудность, недоумение, ψυχρν – холодный, призрачный, πειρον – неученое, беспредельное. 64 Аналогичная с началом второй части этой главы игра слов: πορα – апория, трудность, недоумение, πειρα – неопытность, незнание Читать далее Источник: Преподобный Анастасий Синаит. Главы против монофелитов: 1-2 главы (Пер. с древнегреч. Вступ. сл. и прим. игумена Адриан (Пашин))//Богословский вестник. 2017. Вып. 1-2. 24-25. С. 573-591.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

VI. Будь правдивым и искренним. С ложью и притворством далеко не уйдешь. VII. Не слушай клеветнических и злых речей, а если и услышишь о ближнем что-либо плохое, то не разноси этого. VIII. Никого не высмеивай, чтобы самому не быть высмеянным. IX. Нехорошо передавать кому-либо, что против него говорили другие, так как это порождает ссоры и ненависть. X. На суде и в государственных учреждениях, когда нам задают вопросы, мы обязаны говорить всегда правду и о провинениях своих ближних, так как в этом случае это не является злоречением. 10. Десятая заповедь Божия 571. Как читается десятая заповедь Божия? Десятая заповедь Божия гласит: «Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего». 572. Что запрещается десятой заповедью? Десятой заповедью запрещается греховная зависть к тому, что имеет ближний, пусть это будет жена другого, или муж другой, или какое-либо имущество другого человека. 573. Что нам предписывается десятой заповедью? Десятой заповедью нам предписывается, чтобы мы каждому желали благополучно пользоваться тем, что ему принадлежит. Пояснения: I. Бог запрещает не только злые дела и слова, но и желания и помыслы, потому что если желания и помыслы греховны, они оскверняют душу; кроме того из злых желаний и помыслов рождаются злые слова и дела. Если бы не было злых помыслов и желаний, то не было бы ни злых слов, ни злых дел. Речь является проявлением мыслей, а действие является проявлением желания. Поэтому необходимо подавлять в себе помыслы и желания, направленные ко греху, и сосредоточить свои помыслы и желания на то, что является добрым, чтобы наши слова и дела были добрыми. Решающим для наших дел и жизни является направление наших помыслов и движений сердца к добру. II. В Святом Писании в книге Притчей говорится, что мерзостью перед Господом являются «помышления злых» ( Притч.15:26 ). III. Христос сказал: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф.15:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

„Советник“. По поводу этого имени вспомним, что Господь говорил своим ученикам в последней беседе, записанной св. Иоанном Ин. 15:14–15 „Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал Я от Отца Моего“ 568 . В ветхом завете человек еще раб; раб избранный и возлюбленный Богом, но еще в рабстве закона; он не получил еще „Духа Господня, Духа свободы“ 569 . Но вот пришел Чудный, Советник, и освобождает человека от рабства; более того Он открывает ему волю и цель и намерения вечной премудрости и указывает путь к счастию. Приходит Господь не как властелин, не в огне и буре, а „в веянии тихого ветра“ 570 . И приходит Он не отнять у человека волю его, а лишь как кроткий советник, учащий и любящий и кротко зовущий душу познать свое счастье, вызывая в ней ее лучшие нравственные и разумные силы, и даруя ей благодатную силу бороться против греха и зла и победить их. Этот Советник действует не насилием и строгостью, а любовию, зажигающею перед Господом светоч тихой вечной радости, покой Господень. Следующие два имени раскрывают совершенно изумленному и трепетному человеческому разуму, Кто Младенец, названный Чудным и Советником: Он есть: „Бог крепкий, Отец вечности“. Итак, сомнения не может быть: Творец мира, Отец вечности, Сам Бог „плоть бысть и вселися в ны“ 571 . Так говорил великий пророк более семи веков до Рождества Христа и Спасителя нашего. В этом пророчестве и в его исполнении вся жизнь человечества. „Снисшедый, той есть и восшедый“ ( Еф. 4:10 ), принес нам слово жизни: куда же пойдем мы от Него? Идущий от Него идет к вечной смерти 572 . Куда пойдет человек от Отца вечности? Куда пойдет он от своего счастья; а счастье это есть прежде всего мир душевный, вечный мир 573 ;-поэтому Чудный, Младенец, Отец вечности и назван еще Князь мира. „Слава в вышних Богу и на земли мир“. 7 . Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве Его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В 625 г., после падения Ниневии, арабы получили независимость и продолжали свою торговлю с Финикией, пока их не постигло ещё большее бедствие от вавилонского царя Навуходоносора 56 , как об этом предсказал пророк Иеремия: «На Кидар и царства Асорские, которые поразил Навуходоносор, царь вавилонский так сказал Господь: вставайте, выступайте против Кидара и разорите сынов востока. Шатры их и стада их будут взяты; занавесы, и всю домашнюю утварь их, и верблюдов их заберут себе, и будут кричать им: ужас отовсюду! Бегите, спешите как можно скорее, скройтесь в норах, жители Асора, говорит Господь; ибо Навуходоносор, царь вавилонский, держит совет на вас и составил умысел на них. Вставайте, выходите против народа беспечного, живущего беззаботно, говорит Господь: ни дверей, ни запоров нет у них; они живут уединенно. И верблюды их отданы будут на расхищение и множество скота в добычу; и по всем ветрам рассею их, стригущих волосы на висках, и со всех сторон наведу на них бедствие, изрек Господь» 57 . Арабы не подавали повода к нападению вавилонского царя, но он не мог не видеть выгод в обладании Аравией, по примру своих предшественников, из-за её торговли. Покорив Тир в 573 году, Навуходоносор с большим войском напал на Геджас и распространил по стране разорение и смерть. В окрестностях Мекки потомок Измаила Аднан собрал защитников родной страны и решился защищать Каабу, но в кровавой борьбе арабские воины потерпели поражение, были рассеяны и спаслись бегством в соседние равнины и горы. Большую часть захваченных жителей Хеджаза Навуходоносор отвел пленниками в Вавилон. Этот опустошительный поход не имел, однако, продолжительного влияния на политическую свободу Аравии, которая со смертью Навуходоносора опять получила независимость. Кир, царь персидский, не пытался утверждать свою власть над Аравией, хотя подчинил себе все соседние с Аравией владения Вавилона. И преемники Кира не задавались мыслью подчинять себе арабов, всегда отличавшихся духом независимости, поддерживаемым в них географическими условиями занимаемой ими страны 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

В третий поход (в 657 г.) ассирийское войско в ко­роткое время прошло от Карассидда до города Джидды, расположенного на морском берегу. Овладев этим городом, Ассурбанипал двинулся далее в северном направлении и последовательно завоевал другие два города Хиджаза – Янбо и Ятриб и тем окончил свой завоевательный поход против возмутившегося хиджазского царя Ивете, которого он помиловал, но увеличил платимую им дань. Казнив двух шейхов, руководивших защитой своей страны (с них живых была содрана кожа и отправлена в Ниневию) и восстановив свою власть в Аравии, Ассурбанипал возвратился в Ниневию через страну Набатеев, которые не имели силы воспрепятствовать победоносному шествию его 70 . В 626 г до Р. Хр., после падения Ниневии, арабы получили независимость и продолжали свою торговлю с Финикией, пока их не постигло еще большее бедствие от вавилонского царя Навуходоносора 71 , как об этом предсказал еврейский пророк Иеремия: «На Кидар и царства Асорские, которые поразил Навуходоносор, царь вавилонский, так сказал Господь: вставайте, выступайте против Кидара и раззорите Сынов Востока. Шатры их и стада их будут взяты; занавесы, и всю домашнюю утварь их, и верблюдов их заберут себе, и будут кричать им: «ужас отовсюду!». Бегите, спешите, как можно скорее, скройтесь в норах, жители Асора, говорит Господь; ибо Навуходоносор, царь вавилонский, держит совет на вас и составил умысел на них. Вставайте, выходите против народа беспечного, живущего беззаботно, говорит Господь; ни дверей, ни запоров нет у них; они живут уединенно. И верблюды их отданы будут на расхищение и множество скота в добычу; и по всем ветрам рассею их, стригущих волосы на висках, и со всех сторон наведу на них бедствие, изрек Господь» 72 . Арабы не подавали повода к нападению вавилонского царя, но он не мог не видеть выгод в обладании Аравией, по примеру своих предшественников, из-за ее торговли. Покорив Тир в 573 году, Навуходоносор с большим войском напал на Хиджас и распространил по стране разорение и смерть. В окрестностях Мекки потомок Измаила, Аднан собрал защитников родной страны и решился защищать Каабу; но в кровавой борьбе арабские воины по­терпели поражение, были рассеяны и спаслись бегством в соседние равнины и горы. Большую часть захваченных жите­лей Хиджаза Навуходоносор отвел пленниками в Вавилон. Этот опустошительный поход не имел, однако, продолжи­тельного влияния на политическую свободу Аравии, которая со смертью Навуходоносора опять получила независимость.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Вот достойное чтение на Новый год! Вот достойная пища для сердца и мыслей. Мы бесплодны, и нас можно срубить в любое время. Но Спаситель мира Иисус Христос есть Первосвященник, Который вошел «в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9: 24). Он ходатайствует за нас. Может быть, для смирения Он обкладывает нас навозом, то есть смиряет и лечит от гордости. Он небезразличен к нам, он переживает о нашей вечной участи. И поэтому терпит людей Отец, но терпит не до конца, а на время, ожидая исправления. Тот, кто останется добровольно глухим, цинично-насмешливым и неисправленным, пусть смеется ныне и ждет того часа, когда придется возопить и возрыдать. Тот час будет поистине страшен! Ну вот, а теперь, когда необходимое слово сказано, а неумолимое время сдвигает стрелки часов, когда Новый год уже зашагал по планете, посещая страну за страной от Востока до Запада, пришло время праздновать и нам. Делайте громче звук телевизора, впускайте в свои дома, если очень хотите, армию болтунов, клоунов и пересмешников. Пейте и ешьте, что Бог послал, дарите друг другу подарки. Завтра многих из вас ждет поистине тяжелый день: сон до обеда, отвратительный вкус во рту, чувство непонятной печали, как будто тебя обманули. Некоторые проснутся в незнакомом месте. Кое-кто будет бесполезно собирать воедино обрывки воспоминаний. Оставшуюся еду будет жалко выкинуть и невкусно доедать. Короче, у многих из вас все будет именно так, как должно быть у людей, жаждущих «нового счастья» в Новом году. Но 13-ю главу Евангелия от Луки все же прочтите. Это один из отрывков тех самых слов, о которых сказано, что небо и земля пройдут, а эти слова не пройдут. Эти слова несут в себе истинную новизну, которая грядет и о которой говорится: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря нет уже» (Откр. 21: 1). Слышите? «Новое небо и новая земля» – вот что действительно новое. А до тех пор «нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1: 9). Рейтинг: 7.3 Голосов: 573 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/50709.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010