Тот (Юстиниан), однако, против ожидания вдруг исцелился и тут же принялся за то, чтобы предать Феодота смерти как отравителя и мага. Но поскольку у него не было предлога, воспользовавшись которым он мог бы погубить этого человека, он подверг самым жестоким пыткам некоторых из его близких, вынудив их сказать про него совершенно нелепые вещи. Все отстранились и молчали, оплакивая злую участь Феодота; один Прокл, исполнявший должность квестора, заявил, что этот человек не повинен в предъявленном ему обвинении и вовсе не заслуживает смерти. Поэтому по решению василевса Феодот был отправлен в Иерусалим. Узнав, однако, что туда прибыли люди с тем, чтобы его погубить, он скрылся в храме и все время так и жил до самой смерти». (Прокопий Кесарийский. Тайная история. IX., 38–42.) Правда, здесь говорится об убийстве, но, во-первых, возможно, лишь в переносном смысле, а во-вторых, по свидетельству Прокопия нельзя судить о том, умер ли он своей смертью, хотя контекст это подсказывает, прямого противоречия все-таки нет. Кроме того, в пользу нашего предположения говорит и там и здесь упоминаемое чародейство. 492 573 г. по «Полному месяцеслову Востока» архиепископа Сергия Спасского (М., 1997 г. т.Ш, с.687) , по Феофану и Менандру это 570 г. Феофан помещает в один год первый год правления Григория в Антиохии и убийство Юстина в Александрии, причем сообщает при этом, что это произошло на пятом году правления Юстина. Сообщение Менандра датировано 570 г. Гавриилом Дистунисом. Ю.А. Кулаковекий также датирует отложение армян 571 г. ( Ю.А. Кулаковский . История Византии. 518–602 гг. Спб, 1996 г с.293). 493 «Феофан повествует, что армяне, притесняемые Суриной, особенно за веру, согласившись между собой убили Сурину, содействием некоего Варды и Вардана, брата которого Мануила Сурина умертвил. Возмутившись против персов, армяне пристали к римлянам. Они оставили город Дувий, в котором жили и перешли в землю римскую, и это в особенности подало повод к расторжению мира между персами и римлянами.» (Photius Bibl.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

«Псалмопение – это действие внетелесных сил» 563 . Мысль о том, что монахи, поя псалмы, уподобляются духам небесным, в явной или скрытой форме присутствует во многих произведениях древней монашеской литературы 564 . «Псалом прогоняет демонов, привлекает на помощь ангелов, снабжает нас оружием против ночных ужасов» 565 . «Псалмопение усыпляет страсти и успокаивает невоздержанность тела» 566 . На этом и основан совет преп. Кирилла Филеота: «Даже когда руки твои заняты какой-то работой, язык твой пусть поет гимны и дух твой внемлет молитве!» 567 А сам он «иногда чинил сети соседей не для заработка, но для борьбы с леностью и ради любви к своим братьям, при этом он, не переставая, пел псалмы» 568 ; «он старался поскорее выучить наизусть Псалтырь... и мог мудро истолковать другим многочисленные псалмы» 569 . Обычно монахи должны были прочитывать всю Псалтырь в течение дня 570 . С другой стороны, «псалмопение, – замечает Евагрий, – относится к многоразличной премудрости, молитва же есть введение в нематериальное и немногоразличное ведение» 571 . Выражение «многоразличная премудрость» принадлежит апостолу Павлу ( Еф. 3:10 ). На языке Евагрия оно обозначает низшую ступень созерцания, свойственную «уму тварей» 572 ; здесь почти невозможно избежать рассеянности: «Великое дело – молиться нерассеянно, но еще большее – нерассеянно петь псалмы» 573 . Полезно обратиться к преп. Кассиану, который очень образно описывает этот опыт: «Таким образом, дух, всегда переходя от псалма к псалму, от евангельского текста к апостольскому чтению, от этого к пророческим словам, а отсюда к каким-нибудь священным историям, переносится по всему составу Св. Писания, как непостоянный, как бы блуждающий; ничего не может по своей воле отвергнуть или удержать, вполне что-нибудь обсудить, исследовать, только, так сказать, осязает и отведывает духовные чувства, а породить, приобрести что-либо не может» 574 . Согласно свидетельству того же автора 575 , в Египте не было установлено какого-то обязательного количества псалмов для псалмопения; каждый должен был, после совета с духовным отцом и под его руководством, определить для себя «разумную пропорцию», лично ему подходящую 576 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

CSEL 57.176–214, 380–96,428–31 (текст) FaCh 30.301–32 ; 32.57–68, 99–102. (англ. пер.) Афанасий Великий : (Con. Gen.) Oratio contra gentes – PG 25.4–96 Athanasius: Contra Gentes and De Lncarnatione. Edited and translated by Robert W. Thomson. 2–133. Oxford: Clarendon Press, 1971. (текст и англ. пер.) SC 18 (текст и фр. пер.) (De Incar. Ver.) Oratio de incarnatione Verbi – PG 25.96–197 Athanasius: Contra Gentes and De Incarnatione. 134– 277. (текст и англ. пер.) SC 199 (текст и фр. пер.) (Vit. Anton.) Vita Antonii – PG 26.837–976 SC 400 (текст и фр. пер.) NPNF (2) 4.195–221 (англ. пер.) (Ex. Pss.) Expositiones in Psalmos – PG 27.60 – 545 (Con. Arian.) Orationes contra Arianes 3 – PG 26.12–468 NPNF (2) 4.306–431 (англ. пер.) (De Syn.) De synodis Armini in Italia et Seleuciae in Isauria – PG 26.681–794 NPNF (2) 4.451–80 (англ. пер.) Диодор: (Frag.) Fragmenta dogmatica Abramowski, Rudolf. ‘Der theologische Nachlaß des Diodor von Tarsus.’ ZNW 42 (1949): 19–69. (фрагменты текстов, лат. вере, сир. вере, и нем. пер.) Евагрий Понтийский : (Prac.) Practicus SC 171 (текст и фр. пер.) (Keph. Gnost.) Kephalaia gnostica Les six centuries des ‘Kephalaia gnostica’ d’Evagre le Pontique. Edited and translated by A. Guillaumont. Patrologia Orientalis 28. Paris: Firmin-Didot et Compagnie, 1958. (сир. вере, и фр. пер.) Иоанн Антиохийский: (Ер. Nes.) Epistola ad Nestorium – PG 77.1449–57 ACO 1.1.1.93–5 (текст) Festugière, ed. Ephèse et Chalcédoine. 139–43. (фр. пер.) (Ep. Cyr.) Epistola ad Cyrillum – PG 77.169–73 ACO 1.1.4.7–9 (текст) Festugière, éd. Ephèse et Chalcédoine. 474–6. (фр. пер.) (Ep. Six.) Epistola ad Xystum episcopum Romae ACO 1.1.7.158–60 (текст) (Ep. Or.) Epistola adomnes episcopos Orientis – PG 84.573–5 ACO 1.1.7.156–7 (текст) Иоанн Златоуст: (Hom. Stat.) Homiliae 21 de statuts ad populum Antiochenum habitae – PG 49.15–222 NPNF (l) 9.331–489 (англ. пер.) (Cat. 3 Bapt.) Catecheses 3 ad baptizandos SC 366 (текст и фр. пер.) ACW31 (англ. пер.) (Cat. 8 Bapt.) Catecheses 8 ad baptizandos

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/uche...

Подымание глаз, взгляд были бы в этом случае не знаком близости к Богу, но выражением недопустимой дерзости. В этом смысле псалмопевец говорит о «гордом очами» 566 и уверяет: «Господи! не надмевалось сердце мое, и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое» 567 . Это не ускользнуло от внимания отцов. Смирение является неизменной частью их учения о молитве. Молясь со смирением и уничижением, мы лучше вверим Богу мольбы наши, – не воздевая рук как можно выше, а воздевая их умеренно и благоговейно; и взор наш не должен быть дерзостно устремлен вверх. Ибо тот мытарь, который не только в мольбе, но и в самом внешнем виде явил смирение и уничижение, отошел более праведным, чем надменный фарисей. Нужно, чтобы голос звучал, приглушенно. А иначе какая потребовалась бы гортань, если бы нас слышали за силу звука? Бог ведь слышит не голос, а сердце, и его же наблюдает» 568 . Точно так и учитель молитвы Евагрий советует: «Во время молитвы держи потупленными очи свои» 569 , обращая большее внимание на «качество», а не на «количество» молитвы 570 , «дабы молиться не как фарисей, но как мытарь» 571 . Но будем внимательны: несмотря ни на что, христианин не должен допустить, чтобы кто-то похитил у него то «совершенное доверие» (parrhes?a), что было дано ему во Христе! 572 . И на него покушается соблазнитель, внушая нам ложное смирение. Пусть не приводит нас в смятение бес, возбуждающий ум к богохульству и к тем запретным мечтаниям, о которых я не осмеливаюсь даже написать; и не позволим ему истреблять наше рвение. Ибо Господь есть Сердцеведец 573 и ведает, что мы, даже пребывая в мире/сем/, не можем впасть в подобное безумие. Ведь целью беса является прекращение нашей молитвы, дабы мы не предстояли перед Господом Богом нашим и не смели бы, думая о таковых/вещах/, простирать свои руки/к Нему/ 574 . В этом, как и в других подобных случаях, «нельзя поддаваться убеждениям бесов, но следует делать противоположное/тому, что они внушают/» 575 . 4. «Преклонив колена, помолился» (Деян.9:40)

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Евагрий, подобно Феодориту, родом был сириец, происходил из города Епифании в так называемой второй Сирии. На место своей родины указывает сам он в следующих словах: «епископ нашей Епифании Косьма» и проч. (Церк. Истор. III, 34). Историк, очевидно, называет Епифанию «нашею» в виду того, что это была его родина. Родился он в царствование Юстиниана, в 536 или 537 году 262 . Евагрий получил довольно основательное образование и стал заниматься адвокатурой (схоластик). Жизнь свою он проводит не в родном городе, а в знаменитой Антиохии. Здесь он вступил в особенно близкие отношения к антиохийскому патриарху Григорию (573–593 г.). Евагрий помогал Григорию и как адвокат, и как человек научно-образованный. Григорий подвергся тяжкой клевете, он обвинялся в преступной связи с собственной сестрою, бывшей уже замужем. Это кляузное дело разбиралось на соборе, в Константинополе, в присутствии самого Григория. Обвиняемый вышел из суда оправданным. В этом случае Евагрий оказал важные услуги патриарху своим искусством адвоката: он явился на собор и защищал обвиняемого 7). Евагрий много помогал Григорию и своим образованным пером. Он писал для Григория официальные донесения императору, письма, проповеди и т. д. Некоторые из этих произведений Евагрия, даже прямо выдавались от имени Григория, как будто бы они были написаны этим патриархом (VI, 24). Из сейчас рассказанных фактов, рисующих жизнь Евагрия видно, что он был близок к церковным сферам и значит мог быть опытным описателем церковных дел. Можно догадываться, что Евагрий был на хорошем счету и в высших гражданских правительственных сферах. Так, когда у императора Маврикия родился сын Феодосий и Евагрий составил по этому случаю речь, то ему дано было редкое отличие – он получил почетный титул префекта 24) 263 . Время кончины Евагрия остается неизвестным. Кажется, впрочем он не пережил границы, разделяющей шестой век от Церковная история Евагрия обнимает эпоху от средины, царствования Феодосия Младшего, от 431 года, – года созвания III вселенского собора, до двенадцатого года царствования Маврикия, до 594 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Григорий Нисский , 19, 165). Источник. Если бегать или обходить борьбу, то ум останется неопытным, робким и легко обращающимся в бегство (авва Евагрий, 89, 573). Когда ум начнет творить молитвы нерассеянно, тогда вся брань, деннонощная, сводится на брань с раздражительною частью души (авва Евагрий, 89, 576). Кто борется и победит, у того после подвига следует мирное некое состояние, и душа преисполняется неизреченною радостью (авва Евагрий, 89, 605). Зло не в том... чтобы, сражаясь, пасть, а в том, чтобы, упавши, так и оставаться; не то бедственно, чтобы, воюя, быть раненным, но то, чтобы после поражения отчаиваться и не заботиться о ране (свт. Иоанн Златоуст , 45, 36). Источник. ...Тем, которые с сильным рвением устремляются на врагов, свойственно быть иногда поражаемыми и падать... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 37). Источник. Тот достоин бесчисленных похвал, прославлений и почестей, кто обуздывает беснующуюся природу и спасает ладью во время самой жестокой бури (свт. Иоанн Златоуст , 45, 114). Источник. ...Нужна нам великая бдительность, так как и брань у нас непрерывная и никогда не знает перемирия (свт. Иоанн Златоуст , 48, 19). Источник. ...Не станем бояться брани и бегать борьбы, но не будем и беспечны, потому что... враг нашего спасения постоянно бодрствует и все предпринимает против нашего спасения (свт. Иоанн Златоуст , 48, 21). Представляя себе, что мы, облеченные телом, вынуждены бываем бороться с силами бестелесными, будем ограждать себя оружием духовным (свт. Иоанн Златоуст , 48, 498). Источник. ...Нужно всячески стараться не быть уловленным вначале, потому что легче не вдаться в зло, чем, вдавшись, исправиться (свт. Иоанн Златоуст , 52, 472). Какая же вражда у нас? Вражда души с телом, порока с добродетелью. Прекратим эту вражду, уничтожим эту брань; тогда и других будем вразумлять с миром и с великим дерзновением, без упреков совести. Гнев противится кротости, любостяжание противится презрению богатства, зависть противится доброжелательству. Прекратим эту брань, низложим этих врагов, поставим эти трофеи, устроим мир в нашем городе.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Они не употребляли пищи, приготовленной на огне, питаясь только кореньями и травами. Потому их называли восками, т. е. пасущимися на лугах в рощах. (Ефр. Сир. I, 26; II, 29.) По словам Созомена, их называли так потому, что они не имеют жилищ, не вкушают хлеба и вареной пищи и не пьют вина, но, обитая в горах, день и ночь славословят Бога молитвами и песнопениями, по уставу Церкви. Когда нужно было принять пищу, взяв серп, они отправлялись в горы и питались собранной травой. (Созом. VI, 33. Евагрий. I, 21.) – Прп. Илия воск подвизался близ обители Евнухов. О ней см. во введении. Во время волнений, возбужденных спорами об Оригене, после смерти патриарха Петра на иерусалимскую кафедру возведен был Макарий «дерзостью монахов Новой лавры», которые держались оригенизма. Но император Юстиниан приказал низложить его и назначил Евстохия. Евстохий, по проискам оригенистов, также был низложен в 563 году и на его место вновь возведен Макарий, который и оставался патриархом до самой кончины, последовавшей в 573 году. Подозревая, как и многие другие в его время, патриарха Макария в оригенизме, авва Илия избегал общения с ним. Но Макарий при вторичном избрании осудил мнения Оригена. (Евагрий. IV, 37; V, 16.) См. прим. к гл. 4-й. О борьбе с блудн. помыслами см. прим. к гл. 14-й. Об экстазе и видениях см. прим. к гл. 51-й. Стадия=600 греч. или 625 римск. футов, или 125 шагов. Глава 20 Обращение одного воина вследствие оказанной ему чудесной помощи Спаси меня от злой смерти. Один из отцов передал мне следующий рассказ воина, бывшего драконария: «Во время войны в Африке с мавританцами мы потерпели поражение от варваров и подверглись преследованию, во время которого многие из наших были убиты. Один из неприятелей настиг меня, – передавал он далее, – и уже поднял копье, чтобы поразить меня. Увидав это, я начал призывать Бога: «Господи Боже, – взывал я, – явившийся рабе Твоей Фекле и избавивший ее от рук нечестивых, избавь и меня от настоящей напасти и спаси меня от злой смерти. Я удалюсь в пустыню и проведу остаток моей жизни в уединении».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Самуил с 1710. Косма II с 1724. Косма III с 1737. Матфей с 1746. Киприан с 1766. Герасим с 1783. Парфений II с 1791. Феофил с 1805. Иерофей I 1825–1846. Артемий 1846–1847. Иерофей 1847–1856... Иаков. Никанор. Софроний с 1870 доныне. Патриархи антиохийские По преосв. Порфирию. Труды Киев. Акад. 1874 и 1875 Св. Петр апостол 44–57. Св. Еводий 57–86. Св. Игнатий Богоносец 86–107 или 116. Ирон 107 или 117–136. Корнилий 137–149. Ерос 150–175. Св. Феофил 176–188. Максимин 189–291. Св. Серапион 202–226. Св. Асклипиад 227–233. Филипп 234–235. Зевенн или Зевина 236–237. Св. муч. Вавила 238–250. Фавий 251–259. Св. Димитрий 260–263. Павел I самосатский 264–271. Св. Домн I 272–273. Тимей 274–283. Кирилл 1 284–298. Тиранн 299–311. Виталий 312–317. Св. Филогоний 318–322. Павлин 1 322. Св. Евстаоий 323–340. Вдовство 341–358. Антипатриархи ариане: Евлалий 331. Евфроний 332. Плакентий 333–944. Стефан I 346–348. Леонтий 349–356. Евдокоий 357–358. Мелетий правосл. 358–381. Антипатриархи его ариане: Аниан 359–364. Евзой † 376. Дорофей или Феодор 376–383. Виталий аполлинарист с 376. Св. Флавиан правосл. 381–404. Антипатриархи правосланные два: Павлин 362–388. Евагрий 388–392. Порфирий 404–413. Александр I 413–418. Феодот I 419–422. Иоанн I 423–440. Домнин II 441–448. Максим 449–452. Василий 453–454. Ананий 456. Мартирий 456–468. Иулиан 469–483. Иоинн II 3 месяца. Стефан II 484–486. Стефан III 487. Каландион 489–492. (Петр Кнафей антипатриарх пяти предыдущих Иулиана и прочих). Петр Кнафей иной святой 493–495. Палладий 496–505. Флавиан 506 –512. Север ересеначальник 512–519. Павел 520–522. Евфрасий 523–527. Евфремий 527–545. Домн II 546–560. Анастасий I синаит 561–572. Григорий I 573–596 (или 593). Анастасий вторично 596–601 (или 599). Анастасий II 602–610. Вдовство с 611–639. Взятие Антиохии арабами в 637 г. Патриархи двойники одни в Антиохии с 660 г., другие в Царьграде (640–688): В Царьграде: Македоний монофелит 640–645. Георгий монофелит 645–650. Междупатриаршество 651–652. Макарий монофелит 653–680.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Аналогичную мысль, хотя и с несколько иными оттенками, см. у св. Василия Великого: «Усердие, по мере сил оказываемое, хотя оно состоит и в самых малостях, благоприятно Богу» (Сеж. Василием Великим. Нравственные правила, 37 Сеж. Дясмлмм Делмкмм. Творения. Т. 2. С. 47). 570 Словом ασιτα здесь обозначается, скорее всего, строгий пост. Блж. Феодорит, говоря о строгом подвижничестве сирийских монахов, замечает, что они считали подобный пост «пищей сибаритов» ( τροφν μεν σιβαριτιχν τ ν ασιταν νομσαντες ) (TAeooref e Cyr. Histoire des moines de Syrie. T. I. P. 136). 571 Евагрий Понтийский в схолии на это место Священного Писания говорит: «Ибо добродетель есть середина ( μεστης ); поэтому и говорят, что мужество находится посередине между излишней смелостью и трусостью» (Foagre «e PowfiMe. Scholies aux Pro-verbes. P. 144). 572 В греческом тексте явная лакуна. Она заполняется латинским переводом: «то Он призирает на [монаха] со святого неба Своего и соблюдает его всегда непорочным». Ср. толкование блж. Феодорита: «В переносном же смысле и бедствия называет ночами по омрачению малодушия, равно как вслед за сим и искушение именует разжжением. Ибо говорит: рязжегд жя есм м не обрежеся ео жне немряедя (ср. Пс. 16:3; 65, 9). Ибо, как некое золото, подвергнув меня искушению, найдешь, Владыка, беспримесным» (Творения блаженного Феодорита. Ч. II. С. 73). 573 К этому месту Священного Писания обращается не раз в своих творениях и преп. Макарий. Так, он говорит, что «ветхий человек» при обольщении ( εν τ -м πλ & ν ), до того «облеченный в совершенного человека», совлек его с себя и теперь носит «одежду царства тьмы», то есть становится «сыном ночи», пребывая в неверии, тщеславии, гордыне и пр. После же воплощения Бога Слова верующие в Него, с которых Он совлек эту «одежду царства тьмы», облекаются в «нового и небесного Человека» - Иисуса Христа, становясь «сынами дня» (см.: Die 50 geistlichen Homilien des Makarios. S. 18). В другом произведении преподобный говорит: «Сыны дня исполняют деяния дня ( τα τ ς μ (? ας επτελοσ πραγματα ), а чада ночи (то есть прелюбодеи, воры и знахари) подобным же образом совершают дела ночи». Этих «чад ночи» преп. Макарий отождествляет еще и с «духами лукавства» (Рземо-Мясяме. Oeuvres spirituelles. P. 264).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2648...

Тема отречения от родных и друзей типична в рав­ной мере и для аскетической литературы и для житий святых. Лествичник говорит на эту тему с полной оп­ределенностью: «Любовь Божия угашает любовь к ро­дителям; а кто говорит, что он имеет и ту и другую, обманывает сам себя... Не склоняйся на слезы родите­лей и друзей; в противном случае будешь вечно пла­кать» 570 . В «Изречениях пустынных отцов» есть рас­сказ о монахе, который не пожелал увидеться с мате­рью, когда она издалека прибыла посетить его 571 . Иса­ак Сирин рассказывает о монахе, который не покинул келлию даже ради того, чтобы увидеть своего родного брата, тоже монаха, хотя тот и был при смерти 572 . Со­временного читателя может удивить подобный риго­ризм, не укладывающийся в рамки сегодняшних нрав­ственных норм. Следует, однако, учитывать, что мона­шество является полным и максимальным выражением евангельской нравственности, которая тоже далеко не во всем удовлетворяет современным стандартам. Ран­ние монашеские источники, во всяком случае, не со­держат в этом пункте ничего нового по сравнению с тем, что мы находим в словах Христа: «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат, и наследует жизнь веч­ную» ( Мф. 19:29 ). По сути, монашеское отречение от родителей и родственников является прямым и бук­вальным следованием этим словам Спасителя. Согласно Студиту, монах должен быть чужд не только родным и друзьям, но и всякому брату в обще­житии 573 ; он не должен питать особую любовь к кому-то одному, но должен считать всех братии святыми и одинаково любить всех 574 . Это традиционная тема «странничества» ( ξενιτεα), т.е. «отчуждения» от всего, что окружает инока в его земной жизни. Авва Агафон в «Изречениях пустынных отцов» дал следующий ответ на вопрос о том, как монаху жить с братиями: «Всю свою жизнь проводи среди них, будто только сегодня ты вступил [в общежитие]. Всю жизнь сохраняй странничество» 575 . Евагрий считает странничество «первой из светоносных добродетелей подвижника» 576 . Иоанн Лествичник посвящает странничеству третью главу своей «Лествицы», указывая, что монах должен жить, будто «иноязычный среди иноязычного народа» ( αλλγλωσσος εν τερογλσσονς) 577 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010