Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. ( Ин.12:44 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! В Евангельском чтении, прозвучавшем сегодня, евангелист Иоанн Богослов как бы подводит итог проповеди Господа нашего Иисуса Христа среди иудейского народа (см.: Ин.12:36-47 ). Итог этот поражает и удивляет: такое впечатление, что Господь общался исключительно со слепыми и глухими людьми. Ведь сколько потрясающих чудесных событий совершилось перед их глазами, сколько мудрых, вдохновенных слов они слышали, но ничто не смогло поколебать их духовного забытья. После всего случившегося слишком мало оказалось среди иудеев действительно верующих во Христа. Чем можно объяснить этот факт? Святой евангелист Иоанн видит здесь совершение пророчества ветхозаветного пророка Исаии и осуществление угрозы Божией избранному народу. Сколько чудес совершил Иисус Христос перед ними, и они не веровали в Него. Разве не сбылись некогда произнесенные пророческие слова: Господи!кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? ( Ис. 53,1 ). Да, люди, слушавшие и видевшие Господа нашего Иисуса Христа, так и не решились поверить в Него как в Сына Божия, так и не сумели распознать Его Божественное достоинство. Евангелист Иоанн конкретно называет причины такого положения вещей, ибо по пророчеству Исаии: …народ сем ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Возродить к духовной жизни, исцелить от духовной спячки способен только Господь, только истинная вера христианская, которая может преобразить и обновить душу любого человека. Для Бога нет ничего невозможного, но и человек сам должен захотеть духовно возродиться, возжелать этого всем сердцем, всем существом своим. Что же мы видим здесь, братья и сестры? Видим народ, который, в общем-то, уже очень давно ожидает прихода Мессии. Но как ожидает? С точки зрения человеческой — вот придет Мессия и спасет нас от всякого порабощения, как сильный и единовластный царь, покорит все другие народы, а нам обеспечит желанную свободу. Верующие в Мессию иудеи упорно не хотели признавать и не желали понять своей духовной немощи, в которой они пребывали по причине многочисленных грехов. Да, они ждали Мессию, но Он был им нужен не как духовный исцелитель и Спаситель, а как правитель, отстаивающий на земле их интересы. В этом-то и заключалась главная трагедия иудейского народа — в непонимании самого дела спасения. Так разве, учитывая все это, могли они поверить в Иисуса Христа, не стремящегося ни к царству, ни к славе?

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно… ( Деян.18:25 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Сегодняшнее Апостольское чтение (см. Деян.18:22-28 ) повествует нам о путях благовестия апостола Павла и его ближайших учеников. Мы слышали о том, что Павел, побыв в Кесарии, приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию. Кесария, в которой пребывал апостол, являлась приморским городом Палестины. Именно сюда высадился Павел после переезда через море. Очевидно, в Кесарии верный воин Христов подвизался в проповеднических трудах и благовестии Святого Евангелия. Затем он отправился в Иерусалим, но, судя по описанию, пребывал там недолго, не проявляя особой апостольской деятельности из опасения возбудить и без того сильно раздраженных на него иудеев. Апостол не боялся пострадать за Христа и даже принять мученическую кончину. Он уже много претерпел в жизни и еще был готов претерпеть. Но Павел знал, что впереди его ждало очень важное поприще проповеди слова Божия. Апостол собирался отправиться в новое путешествие в языческие страны, дабы многих людей, ищущих Божественную истину, обратить к Господу. Вот почему здесь, в Иерусалиме, он не имел права вызывать на себя огонь иудейского негодования и злобы, не мог рисковать во имя будущего. Но Павел, как духовный наставник, не планировал покинуть Иерусалим просто так, без общения с любимыми собратьями во Христе. Как пишет апостол Лука, он приветствовал церковь, укрепил дорогих его сердцу людей в вере и благочестии и только после этого отошел в Антиохию. Апостол направлялся в Антиохию Сирскую. Павел очень любил этот город, в котором много трудился во благо Церкви Христовой. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Он питал к этому городу особенную любовь — это человеческое чувство: потому что здесь ученики стали называться христианами; здесь он был предан благодати Божией; здесь он успешно окончил дело касательно учения об обрезании».

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) …Здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах, на которого, в бытность мою в Иерусалиме, с жалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его. ( Деян.25:14 )-15 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В сегодняшнем Апостольском чтении нашему вниманию было предложено повествование о том, как новый прокуратор Порций Фест представил царю Ироду Агриппе II дело апостола Павла (см. Деян.25:13-19 ). Прежний прокуратор Феликс, хорошо зная и понимая невиновность апостола, отомстил заключенному благовестнику и проповеднику за его нравственное превосходство тем, что оставил в узах. В вопросе, касающемся дальнейшей судьбы Павла, Фест сразу же столкнулся с крайним ожесточением иудейских вождей, которые требовали не только наказания, но кровавой расправы, насильственной смерти благовестника Христова. Брать на себя это решение новый прокуратор не хотел. Более того, он боялся и римский закон преступить, и иудеев против себя обратить. А потому изрек резолюцию, обращаясь к Павлу: …ты потребовал суда кесарева, к кесарю и отправишься ( Деян.25:12 ). Лично для него это был практически оптимальный выход. Иудеев можно было успокоить тем, что над апостолом будет совершен справедливый императорский суд, и вместе с тем он, Фест, оставался как бы ни при чем, неповинным в пролитии крови праведника. Но вот в Кесарии случилось важное событие: Через несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли поздравить Феста. Царь Ирод Агриппа II был сыном царя Ирода Агриппы I, последним царем из фамилии Иродовой. Воспитывался он при дворе римского императора Клавдия. В его владении был Халкис (в Сирии), а также тетрахия Филиппа и тетрахия Лисания. Он был наделен полномочиями иметь надзор над храмом Иерусалимским, воздвижение которого при нем было окончено, а также избирать первосвященников Иерусалимских. Вереника же была его родной сестрой. Вначале она была замужем за своим дядей Иродом, правителем Халкиса, но после его смерти жила с братом в беззаконной связи. Известно также, что после она выйдет замуж за киликийского царя Полемона, а потом станет любовницей Веспасиана и Тита. Кроме того, Вереника была сестрой Друзиллы, жены Феликса.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Георгий Митрофанов Проповедь в Неделю 4ю Великого поста " loading="" decoding="" title=""/> Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодняшний воскресный день является для всех нас, соблюдающих Великий Пост, днем, когда мы, наконец, ощущаем, что большая часть Поста уже позади. И не случайно в этот день празднуется память преподобного Иоанна Лествичника , замечательного подвижника Православной Церкви, который стяжал великую мудрость, преображая себя, и поделился этой мудростью со всеми людьми. Он написал сочинение, в котором очень подробно, очень последовательно указал все те человеческие страсти, преодолевая которые постепенно каждый христианин, как по ступеням, как по лестнице поднимается к Господу, обретает свое духовное совершенство. Когда, как не сегодня, нам, православным христианам, соблюдающим Великий Пост, задуматься над тем, а чем же стали для нас эти предшествующие недели Великого Поста. И нужно сказать, что Церковь в период Великого Поста дает нам очень важное указание для того, чтобы мы могли действительно всерьез понять свою духовную жизнь. И одним из этих указаний являются воскресные евангельские чтения, каждое из которых далеко не случайно читается именно во время Великого Поста. Сегодняшнее евангельское чтение повествовало нам об исцелении бесноватого. А предшествующее евангельское чтение говорило нам о том, что тот, кто хочет сохранить свою душу, тот потеряет ее; но тот, кто пожертвует свою душу во имя Христово, обретет ее вновь, преображенной и просветленной. А еще две недели назад читалось евангелие об исцелении расслабленного. Давайте зададимся вопросом, а какое отношение к нам имеют эти евангельские чтения? Почему Великим Постом Церковь повествует нам в воскресных евангелиях о великих чудотворениях Господа нашего Иисуса Христа, исцеляющего расслабленных, исцеляющего бесноватых? Разве мы с вами являемся таковыми? Наверное, среди нас не так уж много найдется людей расслабленных, то есть парализованных. Надо надеяться, что еще меньше среди нас найдется людей бесноватых. И тем не менее, эти евангелия обращены ко всем нам. Господь действительно исцелял болящих. И действительно эти великие исцеления Спасителя приводили к тому, что за Христом шли сотни, тысячи людей, и каждый ждал от Него исцеления. И многие получали эти исцеления.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-ne...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Георгий Митрофанов Проповедь в Неделю Торжества Православия " loading="" decoding="" title=""/> Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Вот и завершилась Первая седмица Великого Поста. И сегодняшний воскресный день в сознании каждого из нас запечатлен прежде всего празднованием Торжества Православия. Это событие, которое произошло более тысячи лет назад, когда была повержена одна из самых значительных ересей в истории Церкви, как правило, закрывает от нас смысл евангельского чтения, которое звучит на Литургии первого воскресного дня Великого Поста. А между тем, это евангельское чтение, прозвучавшее сегодня по окончании Первой седмицы имеет очень глубокий не очень бросающийся в глаза на первый взгляд смысл. Давайте вспомним сегодняшнее евангелие, содержание которого даже для некоторых из вас уже основательно забылось. Ибо прозвучавшее сегодня евангелие, чин Торжества Православия величественно утвердило в наших сердцах торжеством в Церкви. А вот евангельское чтение за Литургией, как ни странно, поразительным образом перекликается с тем духовным состоянием, которое, наверное, возникло у многих из нас в Первую седмицу Великого Поста. Когда много каялись, когда мы, от многого отказавшись, попытались забыть о мирском, о суетном, а значит, приблизились к Богу. И вот сегодняшнее евангельское чтение удивительно человечно и, внимательно вчитываясь, вслушиваясь в слова этого евангельского чтения, мы открываем для себя Христа, как очень нам близкое, очень дорогое существо. И Он стал для нас таковым именно потому, что Первая седмица Великого Поста стала для нас приближением, временем отвержения от мира и приближения к Богу. В сегодняшнем евангельском чтении говорится о том, как пришедший в Галилею Спаситель, еще почти никем не узнанный и не признанный, встретился с еще одним Своим будущим апостолом, Филиппом. Святой апостол Филипп сразу узнал в проповеднике из Назарета Мессию, Спасителя и устремился поделиться этой радостной вестью с одним из своих ближайших единомышленников, единоплеменников, тоже будущим апостолом Нафанаилом. Он прибежал к нему, именно прибежал, ибо исполнен был радости и восторга, и торжественно возвестил о том, что пришел Мессия; что Тот, о Ком говорил Моисей в законе, о Ком писали пророки, пришел – и это сын Иосифа, Иисус.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-ne...

Разделы портала «Азбука веры» священник Даниил Сысоев , кандидат богословия Господь наш Иисус Христос дал заповедь Своим ученикам научить «все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ). По Его Божественному повелению святая апостольская Церковь и до сих пор совершает это священное таинство, в котором «верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую» (Пространный христианский катехизис). По учению Священного Писания, в крещении омываются все грехи (см.: Деян.22:16 ), человек участвует в смерти и воскресении Христа Спасителя (см.: Рим.6:3–5 ), облекается во Христа (см.: Гал.3:27 ), становится чадом Божиим (см.: Ин.3:5–6 ). А потому само крещение, по прямому и недвусмысленному слову Библии, спасает нас воскресением Христовым (см.: 1Пет.3:21 ), и без истинного крещения невозможно спастись (см.: Ин.3:5 ; Мк.16:16 ). Именно из столь великого значения данного таинства каждому крайне важно знать, омыт ли он водами священной купели или нет, оправдан ли он кровью Христовой или еще доныне тлеет во грехах своих. Ведь если человек думает, что он очищен, а между тем грех его на нем пребывает, то ему ничем не поможет ложная уверенность. Примером этого может служить лечение рака, когда уверенность в том, что врач удалил опухоль, ничем не поможет тому, кому на деле опухоль не удалена. Особенно это важно знать тем, кто, читая Священное Писание, поверил в Господа Иисуса Христа и решил, что этого достаточно для спасения. К сожалению, знание о Враче не тождественно исцелению. Еще необходимо приступить к духовному лечению и отдать свою душу в руки Небесного Хирурга, Который отсечет от сердца наросты греха водами крещения. Приходится слышать от самых разных людей, что креститься можно и не в Православной Церкви. Многие были крещены различными проповедниками в бассейнах на стадионах, многие получили крещение в различных евангельских общинах, и при этом они искренно считают себя возрожденными детьми Божиими, нашими братьями во Христе, готовыми даже приступить к Христовой чаше в наших храмах. Но так ли это? Можно ли признать истинным крещение радикальных протестантов (так называемых евангельских христиан) – баптистов, харизматов, методистов и последователей других подобных движений?

http://azbyka.ru/mozhno-li-priznavat-kre...

Ричард Бокэм (баптист) 3. Имена в евангельских преданиях Загадка безымянных персонажей Евангелий • Значение деталей в евангельских повествованиях • Зачем безымянным очевидцам Иисуса давали имена в поздних неканонических Евангелиях • Почему евангелисты сознательно опускали или приводили имена некоторых персонажей • Все безымянные и названные по именам персонажи четырех канонических Евангелий Имена в Евангелиях В Евангелиях есть фен1омен, до сих пор не получивший удовлетворительного объяснения. Он связан с именами. Многие персонажи в Евангелиях остаются безымянными, но другие названы по имени. В этой главе я хочу рассмотреть предположение, что многие из поименованных персонажей были очевидцами, причем не только положили начало преданиям, связанным с их именами, но и продолжали рассказывать свои истории и авторитетно подтверждать их истинность. Вполне возможно, что с некоторыми из них евангелисты были знакомы. В таблицах 1–4 мы показываем сравнительное число безымянных и поименованных персонажей во всех четырех Евангелиях. (Из списка исключены персонажи Ветхого Завета и нечеловеческие персонажи, а также предки Иисуса из двух его генеалогий и Феофил, которому посвящает свой труд Лука. Также исключены многочисленные упоминания анонимных групп – «фарисеи», «книжники», «первосвященники», «стражники», «ученики Иоанна» и т.д.) Во всех Евангелиях число поименованных и безымянных персонажей более или менее одинаково. Легко заметить, что существуют определенные категории людей, попадающие, по большей части, в ту или иную группу. Общественно значимые персоны – те, кто был известен читателям и помимо истории об Иисусе (Иоанн Креститель, Ирод, Иродиада, Каиафа, Пилат, по-видимому, Варавва) – обычно называются по именам. Те, кого Иисус исцелял или из кого изгонял бесов, обычно остаются безымянными. Безымянны и те, кто вступает с Иисусом в разговор, однако не становится его учениками. Некоторые из безымянных лиц играют в повествовании столь незначительную роль, что мы и не ждем от автора их имен 97 . Ученики Иисуса, в том числе двенадцать апостолов, обычно называются по именам. Эти категории не вызывают вопросов. Вполне естественно ожидать, что предание сохранило имена учеников Иисуса и что публичные персоны появляются в повествовании под собственными именами – в то время как имена людей, исцеленных Иисусом или имевших с ним одну-единственную встречу, могли быть даже не известны тому, кто первым об этом рассказал; да и не было особых причин узнавать их и запоминать.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Ричард Бокэм (баптист) Личность Любимого Ученика В предыдущих двух главах мы привели аргументы в пользу того, что в Евангелии от Иоанна автором изображается один из учеников. Он называется «учеником, которого любил Иисус», и это указание на авторство, скорее всего, достоверно. Кроме того, мы показали, что Любимый Ученик не был одним из Двенадцати, что он был сравнительно малоизвестным учеником, чье имя, по всей видимости, не встречалось в евангельских преданиях, так что ему пришлось приложить специальные усилия, дабы утвердить свою роль привилегированного свидетеля Иисуса в умах читателей или слушателей, которые, весьма вероятно, ничего о нем не знали. То, что Любимый Ученик не был одним из Двенадцати и, в отличие от Двенадцати и многих других, не путешествовал вместе с Иисусом, а проживал постоянно в Иерусалиме, показывали, основываясь на евангельских данных, уже многие ученые 1035 . Однако эта точка зрения отличается от традиционного мнения, гласящего, что Любимый Ученик – это Иоанн, сын Зеведеев, видный член Двенадцати: мнение, также поддерживаемое немалым числом современных исследователей 1036 . Здесь не место подробно рассматривать аргументы за и против утверждения, что Любимый Ученик был одним из Двенадцати и, конкретнее, Иоанном, сыном Зеведеевым 1037 . Однако для целей нашей книги особенно интересен один аргумент. Он связан с источниками преданий различных Евангелий. Мы уже отмечали, что официальная традиция Двенадцати, как авторитетного корпуса свидетелей, лежит в основе Евангелия от Марка, в котором приводится в том виде, как ее обычно излагал Петр. В этой традиции на первом месте среди Двенадцати стоит внутренний круг, состоящий из трех (Петр, Иаков и Иоанн) или четырех (с добавлением Андрея) членов этой группы. У Матфея и Луки этот круг появляется лишь в отрывках, параллельных Марку: Петр и у них находится на первом месте, однако сыновья Зеведеевы ни разу не появляются в не-Марковом материале у Матфея, и только однажды – в не-Марковом материале у Луки (9:54–55). Однако Матфей и Лука, как и Марк, указывают на зависимость своих Евангелий от традиции двенадцати апостолов (полностью или частично известной им из Евангелия от Марка), включая в свои Евангелия списки Двенадцати.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Сам Иисус Христос не оставил писаний. Не провозвещение только нового учения, а более, сообщение миру новой божественной жизни было Его целью 101 . И как Сам Христос учил только устно, так и в первое время, по сошествие Святого Духа, евангельское учение распространялось только путем устной проповеди . Самые выражения, которыми обозначается апостольская проповедь в новозаветных Писаниях, показывают, что устное проповедание считалось первоначально существенною ее принадлежностью 102 , хотя уже и тогда начали писать. Главное содержание этой устной евангельской проповеди было историческое. Благовествование о том, что явился и как явился мессия – Сын Божий, ставший человеком, и Своею жизнью, делами и страданиями совершившей искупление человечества, должно было быть средоточием всей евангельской проповеди. Примыкая к этой основе и существенно, со всем своим значением опираясь на ней (хотя не всегда следуя за ней по порядку времени), к христианской евангельской истории присоединялось в христианской проповеди и учительное содержание и пророчество. – Но так как всегда заменою и восполнением устной речи служит письмо 103 : то и евангельская проповедь не могла быть всегда лишь устною. – Так совершенно естественно возникла евангельская, священная христианская письменность. Ее основание было необходимо историческое: прежде всего – историческое изображение жизни Иисуса Христа, в лице и деятельности Которого лежит основание Церкви; сюда позднее присоединилось потом историческое изображение деятельности и апостолов в устроении Церкви 104 . Самое здание ее составляет (с целью христианского назидания и руководства) священная учительная письменность. По значению содержания она занимает без сомнения второе место, хотя по времени происхождения, известный важный памятник учительной письменности – послание собора апостольского в Иерусалиме в 50 г. ( Деян. 15, 23–29 ) есть самое раннее произведение новозаветной письменности. Наконец завершение ее, если не по времени, то по значению, третью часть ее составляет пророческая письменность, проникающая взором в будущее развитие царства Христова, что так желанно каждому верующему. – Для составления исторических писаний не требовалось какого-либо особенного местного и частного повода, равно не было нужды и в особенном личном авторитете 105 . Напротив, учительная письменность имела основание в чисто местных, личных, индивидуальных обстоятельствах, в отношениях христианских обществ, в необходимости апостольской борьбы против вторгавшихся заблуждений 106 . Наконец пророческая книга, есть выражение особенного дара (χρισμα) 107 . – Если происхождение приготовительной ветхозаветной письменности было преемственное, в продолжение целого ряда столетий: то напротив совершительная новозаветная (εαγγλιον и πστολος) явилась в одно основоположительное первое христианское столетие 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Скачать epub pdf Библиография Принятые в Библиографии сокращения БВ – Богословский вестник БВс – Братский вестник БТ – Богословские труды ВДИ – Вестник древней истории ВР – Вера и разум ВЧ – Воскресное чтение ДЧ – Душеполезное чтение ЖМП – Журнал Московской патриархии И. Флавий, Арх. – Иосиф Флавий. Археология, или Об иудейских древностях НЭС – Новый энциклопедический словарь, изд. Брокгауза и Ефрона ПБЭ – Православная богословская энциклопедия ПМ – Православная мысль ПО – Православное обозрение ПС – Православный собеседник ПТО – Прибавление к творениям св. Отцев ТБ – Толковая Библия Ст – Странник ТКДА – Труды Киевской духовной академии ХЧ – Христианское чтение ЧОЛДП – Чтения в Обществе любителей духовного просвещения 1. Жизнь Иисуса Христа 1. Общие труды, источники 1 . Библия с приложениями. – М.: Московская Патриархия, 1968:1988. 2 . Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. – М.: Московская Патриархия, 1976. 3 . То же с приложениями. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1965; фототип. изд. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1967; 2-е фототип. изд., 1970. 4 . То же – Рим, 1944 и 1946. 5 . То же. Новый перевод с греческого подлинника с параллельными местами. – Лондон, 1970. 6 . Гладков Б. И. Евангельская история. – СПб., 1913. 7 . Слово Жизни вечной. Евангельское повествование (составил по текстам Нового Завета свящ. Иоанн Корниевский). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1959. 8 . Феофан (Говоров), еп. Евангельская история о Боге-Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых Евангелистов. – М., 1918. 9 . Бобровский А. Из эпохи зарождения христианства: 1. Свидетельства нехристианских писателей первого и второго веков о Господе нашем Иисусе Христе. – Париж, 1929. 10 . Вега (В. В. Гейман). Апокрифические сказания о Христе: Книга Никодима. – СПб., 1912. 11 . То же: Книга Девы Марии. – СПб., 1912. 12 . Тоже: Книга Иосифа Плотника. – СПб., 1914. 13 . Лопухин А. П. Незаписанные в Евангелии изречения Христа Спасителя и новооткрытые изречения Его. – СПб., 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010