Именно в IV в. появляются новаторские произведения, ставшие образцами для более поздних авторов. Очень важную роль сыграло обширное творческое наследие Евсевия Кесарийского. Его «Церковная история» в 10 кн. не просто подвела итоги 3-векового развития Церкви, но и впервые обосновала ее право иметь свою собственную историю, протекающую и описываемую параллельно с историей гос-ва и независимо от него. Принцип построения повествования, позволявший включать обширные цитаты из др. авторов и даже отдельные документы без стилистической унификации, оказался очень удобен там, где требования объективности и авторитетности источников превалировали над чисто художественными задачами. Помимо «Церковной истории» Евсевий составил также всемирную «Хронику» (сохранившуюся в лат. пер. блж. Иеронима и в арм. версии). Одной из главнейших заслуг Евсевия как историка можно считать то, что ему вслед за его христ. предшественниками ( Юлий Африкан , Ипполит Римский ) удалось на основе синтеза достижений языческой хронистики (Берос и др.) и иудейской историографии (прежде всего Иосиф Флавий ) поставить Свящ. историю в контекст всемирного исторического процесса, к-рый вследствие этого в свою очередь приобрел сакральное измерение. Напротив, значение написанного Евсевием энкомия «На жизнь блаженного царя Константина», как правило, переоценивается исследователями. Предпринятая в этом сочинении попытка создать парадигму идеального христ. государя осталась изолированным явлением. Вместе с тем решающее влияние на формирование собственно христ. гос. идеологии оказала речь Евсевия на 30-летие правления Константина Великого (оформление представлений о соотнесенности Царствия Небесного и царства земного, Царя Небесного и царя земного). Эпоху Константина I Великого, когда христианство из гонимого «новшества» стало религией императора, византийцы в последующие века воспринимали скорее через призму «Жития папы Сильвестра», а не Евсевиева энкомия. Евсевию принадлежат также апологетические сочинения «Евангельское приуготовление» и «Евангельское доказательство». Репутация Евсевия как богослова оказалась окончательно дискредитирована в эпоху иконоборчества, когда его сочинения активно использовались иконоборцами, а правосл. богословы в ответ указывали на скрытое арианство автора.

http://pravenc.ru/text/383977.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 10, 2010 год НЕУДОБНАЯ ЗАПОВЕДЬ. ЕВАНГЕЛИЕ В НЕДЕЛЮ 19-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ Сказал Господь: 31 Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так и вы поступайте с ними. 32 Если вы любите тех, кто любит вас, какая у вас заслуга? И грешники любят тех, кто любит их. 33 И если вы делаете добро тем, кто вам делает добро, какая у вас заслуга? И грешники делают то же самое. 34 И если вы делаете одолжения тем, от кого надеетесь получить, какая у вас заслуга? И грешники делают одолжения грешникам, чтобы те им отплатили соразмерно. 35 Нет, вы любите тех, кто вам враг, и творите добро, и делайте одолжения, не надеясь, что вам отплатят; и будет награда ваша изобильна, и будете вы детьми Всевышнего, Который благ к неблагодарным и злым. 36 Будьте милосердны, как милосерден Отец ваш. Лк. 6, 31-36 Перевод Славянского Библейского фонда РАН Содержание евангельского чтения Недели 19-й по Пятидесятнице знакомо даже людям, далеким от Церкви и Евангелие не читающим. Эти слова Спасителя на протяжении многих столетий являлись камнем преткновения для всех пытающихся осмыслить свое христианское поведение. Это очень тяжело приемлемые для нашего сознания строки Священного Писания, с которыми мы внутренне не можем согласиться. Поэтому мы подчас пытаемся на свои недоумения найти ответ у толкователей Слова Божия. Но обычно их пояснения нас мало удовлетворяют. Господь говорит: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Это первая фраза рассматриваемого евангельского зачала, и она единственная здесь, которую каждый поймет и каждый примет. Как ты хочешь, чтобы относились к тебе, так и ты относись к другим — это естественно и это справедливо. Более того, Христос в данном случае не говорит ничего нового. Это так называемое «золотое правило нравственности», которое было известно задолго до того, как его провозгласил Христос.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/10/7...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Надежда Пшенко Преподаватель Института иностранных языков В какой бы православный храм мы ни зашли, мы обязательно увидим «Голгофу» с изображением вознесенного на крест тела Господа нашего Иисуса Христа. У западных христиан стены храмов также наполнены изображениями сцен Крестного пути и Страстей Христовых. Предельно лаконичный евангельский рассказ о последних мгновеньях земного пути Христа в истории искусства имел самые различные вариации. «Снятие с креста» Рембрандта (см. на 2-й стр. обложки), хранящееся в Эрмитаже, занимает в этом ряду свое особое место. ИСТОРИЯ ИКОНОГРАФИЧЕСКОГО КАНОНА СНЯТИЯ С КРЕСТА Изображение эпизода Снятия с Креста появляется в христианстве только в IX веке. Такое позднее его появление объясняется тем, что этот евангельский эпизод, будучи чисто повествовательным, не имел самостоятельного значения с литургической точки зрения, вписываясь в сцены Распятия и Воскресения. Что говорит нам об этом Священное Писание? Только то, что праведный Иосиф Аримафейский получил разрешение Понтия Пилата предать погребению тело Иисуса и с помощью Никодима снимает Его с Креста (Ин. 19, 38-42). Мы знаем, что в момент распятия у Креста стояли Богородица и любимый ученик Иоанн Богослов. Отсюда следует, что они вместе с другими женщинами, которые последовали к Лобному месту, оставались на Голгофе до того момента, когда тело было снято с Креста. На наиболее древних изображениях, например в сирийских книжных миниатюрах, Крест совсем невысок, что позволяет обойтись без лестницы. В этой сцене мы видим трех участников - Иисуса, Иосифа, поддерживающего тело Спасителя, и Никодима, который вытаскивает гвозди. В более поздних изображениях появляются Богородица и апостол Иоанн Богослов. При этом любимого ученика изображали немного в стороне, бездействующим, выражая его скорбь на античный манер, то есть при помощи жеста руки, которая как бы поддерживает голову. Богородица приближает к себе левую руку Господа, освобожденную уже от креста, и в этом ее жесте соединяются бесконечная нежность и преклонение. Следует отметить, что изобразительная традиция Снятия с креста была тогда общей на Востоке и на Западе с одной лишь разницей, что на Востоке руки Богородицы всегда изображались покрытыми покрывалом.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/47...

Луи Дюшен (католик) Глава V. Евсевий и Афанасий Евсевий кесарийский , его ученость, его отношения к Константину. – μοοσιος после Никейского собора. – Низложение Евстафия антиохийского . – Движение против Никейского символа веры . – Афанасий александрийский . – Первые столкновения со сторонниками Мелития и Ария. – Подчинение Ария и его возвращение из ссылки. – Новые козни против Афанасия. – Тирский собор. – Низложение Афанасия. – Его первое изгнание. – Смерть Ария. – Маркелл анкирский, его учение, его низложение. – Сочинения Евсевия кесарийского Против Маркелла. Завязав сношения с восточными епископами, Константин мог убедиться в их разрозненности, в ожесточенности, с какой среди них велись споры, но также и в том уважении, какое питали они к его особе и его власти. Он не замедлил воспользоваться этим уважением, чтобы умиротворить умы, отклонить неосновательные жалобы и привести все к миру и согласию. Епископы Никейского собора были отпущены по домам но без нравоучения, потому что Константин был первый резонер в своем государстве. Он им очень настойчиво посоветовал не раздирать друг друга распрями, в особенности не притеснять тех товарищей, которые выдавались своим знанием, и смотреть на этот дар немногих как на благо для всех. Евсевий недаром отметил эту подробность 264 , касавшуюся его очень близко. Император тотчас же отличил этого великого ученого и справедливо смотрел на него как на украшение христианского мира и епископата. От него не ускользнуло, что авторитет кесарийского епископа пострадал от его неудачи на соборе, и, вероятно, до императора дошли дешевые остроты, которые отпускались насчет Евсевия. Он решительно поддержал его своим благоволением. Евсевий был ценным человеком. Он знал все: историю библейскую и общую, древнюю литературу, философию, географию, летосчисление, экзегетику. В своих главных трудах – «Приготовление Евангельское» и «Доказательство Евангельское» – он выяснил христианство образованным читателям: своей «Хроникой и Историей Церкви» он создал для него летопись; он защищал его против Порфирия и Иерокла. И в преклонном возрасте он продолжал писать. Он составил толкования на Исаию, на псалтирь, на другие книги. Понадобилось разобраться в трудном вопросе о пасхе, в котором переплетались экзегетика, обряд и астрономия, он явился к услугам со своими объяснениями. Святая Земля начинала привлекать внимание; Евсевий, знавший основательно и Палестину, и библию, объяснял имена местностей и народов, упоминаемых в св. писании, описывал Иудею, восстановлял древнее расположение святого города. Он был мастер по части торжественных речей; это был неизбежный оратор в важных случаях – для торжественного освящения церквей, для произнесения похвальных слов императору. К нему же обращался император, когда ему нужен был хороший, безошибочный список Библии . Однажды он у него потребовал сразу пятьдесят экземпляров для всех церквей Константинополя 265 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Климент: «Православные СМИ могут противопоставить пороку и безнравственности многовековой потенциал веры и евангельской любви...» 28 октября 2006 г. 09:36 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 30 октября — 2 ноября 2006 года в Москве и Подмосковье пройдет II Фестиваль православных СМИ «Вера и слово». На вопросы пресс-службы Московской Патриархии накануне фестиваля отвечает сопредседатель оргкомитета форума Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент . — Ваше Высокопреосвященство, важнейшим шагом в деле христианской миссии должно стать более тесное взаимодействие Церкви со СМИ. Фестиваль «Вера и слово» продолжает работать над теми же задачами, которые определены на первом форуме, — это консолидация сообщества церковных журналистов, развитие взаимодействия со светскими СМИ, выявление новых форм сотрудничества Церкви и современного общества. Каким Вам видится решение этих проблем? — Церковь очень высоко оценивает роль СМИ в формировании общественного сознания. И Святейший Патриарх Алексий не раз подчеркивал, что «перед Церковью стоит важная миссионерская задача — научиться вести проповедь с широким использованием тех возможностей, которые сегодня предоставляют средства массовой информации». Современные масс-медиа сформировались в секулярную эпоху вне Церкви. И сама Церковь относительно недавно стала на равных правах с другими общественными институтами взаимодействовать со СМИ. Этот опыт показывает, что средства массовой информации действительно предоставляют широкие возможности для церковной миссии. Центральное событие нашего форума — Конгресс православных СМИ, а его кульминацией станет вручение премий «Вера и слово» в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя с участием Святейшего Патриарха Алексия. Сто редакций печатных и электронных СМИ из разных регионов России прислали на конкурс много достойных работ. Поэтому, учитывая, что интерес к фестивалю и общественное влияние церковной журналистики растут, мы хотим сделать наш форум ежегодным. Уверен, что премия «Вера и слова» может стать со временем интересной и значимой для всего журналистского сообщества России.

http://patriarchia.ru/db/text/154968.htm...

Монашество и мир Монашество произошло от желания жить в точности по евангельскому учению. Потому что среди молвы городской и в заботах житейских представляется большое неудобство жить в точности по евангельскому учению, хотя и все обязаны исполнять оное. Монахи от мирян отличаются тем, что последним дозволена жизнь в супружестве, а первые избирают жизнь бессупружную (безбрачную). И ты хотя живешь только при монастыре, а все-таки избрала жизнь бессупружную. Почаще читай Евангелие от Матфея от начала 5-й главы до конца 10-й и старайся жить по сказанному там. Тогда и найдешь порядок в своей жизни, и стяжешь успокоение души твоей (2, ч. 1, с. 26). Есть спасение и кроме монастыря, но с трудом велиим. Хотя и в монастыре спасение не без труда, но зато и кроме спасения в монастыре может человек достигать и совершенства христианского, если только достодолжно потрудится смирить себя и покорить не только воле Божией, но воле и начальствующих по Богу и даже меньшим, в чем нет нарушения заповедей Божиих (2, ч. 3, с. 74–75). Как ни скорбно, как ни прискорбно тебе, но раскаиваться не следует, что пошла в монастырь. Во всяком случае, вернее и благонадежнее то, что мы находимся Промыслом Божиим в монастыре и более имеем надежды получить милость Божию, поступив в монастырь, нежели бы оставшись в мире. И в мире будете иметь скорбь ( Ин. 16, 33 ), – сказано в Евангелии. Лучше потерпеть скорби в монастыре. Можно получить большую милость Божию (2, ч. 3, с. 123–124). ...Юные скоро забывают цель вступления своего в монастырь, которое требует и твердого постоянства, и трезвенного внимания, и даже понуждения по немощи человеческой: …в настоящее время предлагаю мой скудоумный совет, чтобы С. пожил еще года полтора в родительском доме... занимаясь и домашними делами, и благовременным хождением в церковь , равно и чтением духовных книг, в особенности же книги Аввы Дорофея и «Лествицы». Такое пребывание нисколько не повредит душе его, а между тем он в это время может укрепиться еще телом, ибо жизнь монастырская, церковные службы и другие труды требуют и возможной крепости телесной (2, ч. 1, с. 95).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Не нужно слушать диавола никогда – ни когда он советует человека ко злу, ни в том случае, если он подговаривает человека и к мнимой добродетели, особенно к подвигам не по разуму и не по силам конкретного человека. Ваше Святейшество! Пожалуйста расскажите каково почитание преп. Серафима Саровского на сербской земле? Существует очень и очень сильное почитание преподобного Серафима , также как и всех святых Российских. Мы сравниваем преп. Серафима с нашим великим святым – святителем Саввой Сербским (13 век.) – также как и св. Савва преподобный Серафим приобрел от Бога великую святость, проводя жизнь в подвигах поста и молитвы. Также как и свт. Савва преподобный Серафим молился за свой народ и свою землю и жил такой жизнью, которая является примером для всех нас. Православие, которое роднит и объединяет этих святых – это есть знание науки Евангельской. И не просто знание, но и жизнь согласно этой науке. Мы можем говорить и писать что угодно, но если мы не живем по Евангелию, то все будет тщетно. «Вера без дел мертва» (Иак 2:20) Необходимо согласие евангельской науки и жизни христианина. Так жили и молились наши святые. Мы просим преп. Серафима о мире в наших сердцах. Святейший Владыко, есть ли в Сербии храмы, освященные во имя преподобного Серафима? Есть два таких храма. Они были построены между первой и второй мировыми войнами. Но всюду – во всех храмах и в домах православных имеются иконы преподобного. По всей стране служат молебны и акафисты преп. Серафиму – акафисты служат может быть не так часто как в России (чаще всего мы совершаем акафисты Божией Матери и Иисусу Сладчайшему). Издаются книги о преподобном Серафиме Саровском. Какова на Ваш взгляд теперь духовная обстановка в Сербии после войны и после смены власти в государстве? Сербская Церковь как и любая Православная Церковь не предпринимает никаких политических действий. Она почитает волю народа, когда воля и пожелание народа согласны с волей Божией. Конечно же Церковь выступает за смену власти, перемену одного правительства другим, только демократическим мирным путем.

http://pravmir.ru/ne-nuzhno-slushat-diav...

Ответственность за слово Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 22-29 ноября. – Украина – горячая точка. – Американцы в Киеве. – Образ Церкви в СМИ. – Освоение медийного пространства. – Преодоление смуты. – Календарные дебаты. – Сектанты, похожие на бизнесменов. – Рождественский пост. В центре внимания как светских, так и церковных СМИ на прошлой неделе была ситуация на Украине. Напомним, что 21 ноября в этой стране прошли президентские выборы, результаты которых отказалась признать оппозиция во главе с Виктором Ющенко. В течение недели на Украине происходили митинги и забастовки сторонников двух основных претендентов на пост главы государства. В поддержку Ющенко выступили представители «мировой общественности», заинтересованные  в том, чтобы окончательно отторгнуть Украину от России, порвав всяческие связи между двумя братскими народами. Как сообщает «Русская линия» , «23 ноября представители раскольнических и еретических деноминаций Украины опубликовали заявление в поддержку противоправных действий сторонников Виктора Ющенко. Обращение подписали «патриарх» Киевский и всея Руси Филарет (УПЦ КП), верховный архиепископ Украинской греко-католической церкви Любомир Гузар, епископ церкви христиан веры евангельской Украины Михаил Паночко, заместитель главы конференции римо-католических епископов Украины Маркиян Трофимьян, епископ Украинской христианской евангельской церкви Леонид Падун, епископ Украинской лютеранской церкви Вячеслав Горбенчук». Вдохновленные такой поддержкой, «сторонники Ющенко полностью блокировали здания правительства и администрации президента Украины», - передает «Радонеж» . Однако их действия не ограничиваются противоправными выступлениями на улицах Киева: «В ночь с 18 на 19 ноября был осквернен самый древний храм г. Полтавы, памятник архитектуры, который «охраняется» государством - Спасская церковь». «Примечательно, что в эту же ночь, таким же образом, были осквернены памятник славному полковнику Келлину, возглавлявшему военный гарнизон крепости Полтава во время шведской осады, и памятник легендарной подпольщице Ляли Убийовк, боровшейся против немецко-фашистских оккупантов в годы Великой Отечественной Войны», - сообщает клирик Спасского храма г. Полтавы протоиерей Александр Антонюк

http://pravoslavie.ru/4914.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Евангельские чтения как форма работы со студенческой молодежью Методическое пособие по организации библейских кружков. ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ как форма работы со студенческой молодежью (учебно-методическое пособие) Издание Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви осуществлено при поддержке Алексея и Светланы Ульяновых Об авторе-составителе Стрелов Владимир Сергеевич, 1980 г.р., педагог, методист Братства Православных Следопытов, преподаватель кафедры теологии РГСУ и кафедры психологии РПИ св. Иоанна Богослова, директор московского центра «Общества друзей Священного Писания». Награжден Патриаршим знаком св. цесаревича Алексия «За успехи в духовно-нравственном воспитании молодежи». Духовно-просветительская работа со студенчеством. Отсутствие специфических форм духовного образования для мирской молодежи на приходе В настоящее время работа с молодежью студенческого возраста как с отдельной целевой группой является сложной, но важной проблемой. После воскресной школы молодой человек и хотел бы, но не может найти занятие, которое способствовало бы его росту как христианина. Он, конечно, может стать алтарником или поступить в духовное учебное заведение. Но большая часть молодежи, которая не ставит перед собой цели получения священного сана, остается неучтенной. Если же молодой человек самостоятельно осваивает учение Церкви, он не может найти себе тот круг общения, где бы его интересы поощрялись, где бы он чувствовал себя востребованным как православный христианин. Возможности групп по чтению Св. Писания в работе с данной возрастной категорией Как нам кажется, чтение Св. Писания в группе может помочь в улучшении создавшейся ситуации. Правильно организованные чтения будут способствовать: вовлечению в диалог молодых людей, находящихся вне Церкви, укреплению неофитов в вере и созиданию приходской общины, вовлечению молодежи в служение, подготовке к миссионерской деятельности. Групповое чтение – образ современной молодежной работы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Период II 9. Слово в 1-ю неделю поста. О вере Отвещав Нафанаил и рече Иисусу: Равви, Ты еси Сын Божий, Ты еси Царь Израилев. ( Ин.1:49 ). Когда благочестивым созерцанием я представляю себе начало, рост и утверждение православной нашей веры, я снова открываю тайны, нахожу чудеса, с одной стороны, так многочисленные, что словом описать их невозможно, а с другой – столь возвышенные, что мыслью невозможно их постигнуть. Поэтому, пораженный изумлением и радостью, я прославляю всевышнего Бога, преподавшего такую веру, возглашая вместе с Давидом: Велий Господь наш и велия крепость Его и разума Его несть числа ( Пс.146:5 ), а исповедующий такую веру православный народ ублажаю словами: блажени людие, имже Господь Бог их ( Пс.143:15 ). Вот и я осмеливаюсь ныне взойти на этот священный амвон, чтобы посильно возвестить славу и величие православия, хотя высочайшее слово о православной вере, чтобы торжествовать со свойственной ему непобедимой силою, и должно бы быть произнесено устами какого-либо Апостола и ученика Христова или богопросвещенного учителя нашей Церкви: они были избранными трубами, которыми с самого начала Св. Дух наполнял всю землю торжественными звуками евангельской истины. В этот великий, посвященный Господу день, день собрания в честь победы, одержанной православием над его врагом, ересями, моя мысль останавливается на исповедании бесхитростного Израильтянина Нафанаила, который признает Того, о Ком писали Моисей в Законе и пророки, и исповедует (Его) в словах к Богочеловеку Господу: Равви, Ты еси Сын Божий, Ты еси Царь Израилев ( Ин.1:49 ). Это – первое исповедание православия. Но что может быть благотворнее и полезнее слова о православии, возвещаемого (о, если бы ежедневно!) православными учителями православным же слушателям? – Тогда Богонасажденное древо веры глубже укоренится в сердцах верных, чаще будет орошаться чистой струей евангельской истины, и принесет по возможности больше чистых плодов вечной жизни. Душе всесвятый, Душе премудрости и разума, даруй днесь свет разума уму моему, чтобы я понял, и силу словес устам моим, чтобы я и другим возвестил величие чудес Твоих, явленных в православной вере христианской! Ей, Утешителю благий, Душе истины, без (помощи) Которого язык человеческий не может богословствовать, наставь мой (язык) на проповедь о том, как началось, как развивалось, как утвердилось православие, это величайшее, чудеснейшее и божественнейшее дело Твоей Божественной премудрости и могущества. С этой помощью Святого Духа, о которой молю, я изложу слово о православии, слушатели православные, в трех главах. В первой я докажу, что оно все божественно с самого своего возникновения. Во второй – что оно божественно в своем развитии; и в третьей – что оно божественно в своем торжестве. Отсюда вы поймете, что православие есть измышление и дело единого токмо Бога. Поэтому, – оно – единственное истинное учение, в которое мы должны верить, единственный истинный путь, каким мы можем спастись.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010