Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Мертвые души (взгляд священника на некоторые явления приходской жизни) Итак, если кто принимает на себя имя Христово, а того, что умопредставляется с сим именем, не являет в жизни, тот ложно носит сие имя… оно – бездушная личина с чертами человеческого образа, наложенная на обезьяну. свт. Григорий Нисский 1 . К. Льюис написал, в свое время, в «Письмах Баламута», что бесовская игра с людьми «состоит в том, чтобы они бегали с огнетушителем во время наводнения и переходили на ту сторону лодки, которая почти уже под водой» 2 . При внимательном рассмотрении окружающей действительности можно убедиться, что писательская проницательность не подвела Льюиса. Если 15 лет назад можно было еще сомневаться и рассуждать о применимости тех или иных способов привлечения людей в Церковь и духовного влияния на их жизнь, то сегодняшнее положение требует выработки единой конструктивной позиции. Методы обрядовых отношений с людьми, поставленные в основу деятельности Церкви, показали свою утопичность. Именно эти методы стали причиной крена «на ту сторону лодки, которая почти уже под водой». Но сегодня, имея 1,5–3% населения, живущих по-христиански, против почти 90%, принимающих формальное участие в обрядах Церкви, мы продолжаем умножать число номинальных «христиан» 3 и спорить о методах. Для многих общественных организаций нашего времени «погоня за клиентом» оправдана меркантильными соображениями. С чичиковским размахом они зачисляют в свои ряды практически любого, кто проявил маломальский интерес. В Церкви подобные явления недопустимы, как противоречащие ее природе. Христианская жизнь не подчиняется законам диамата: тут количество в качество не переходит. Духовные изменения, как в жизни одного человека, так и целого общества не зависят от количества совершенных впустую Крещений, Венчаний, освящений, молебнов и прочих обрядов. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет», 4 – учит Евангелие. Эти слова относятся не только к Крещению. То же самое можно сказать и обо всех остальных Таинствах и обрядах. Кто будет веровать и обвенчается…, кто будет веровать и освятит квартиру, машину, крест, икону и прочее, тот примет благодатную помощь от Бога . А без веры Причастие и все другие Таинства и обряды несут человеку осуждение по слову Христову. Однако, всё еще раздаются голоса в защиту некоторых неверных обычаев, вошедших в последнее время в церковную жизнь. «Огнетушителем» критики во время «наводнения» оккультизма, обрядоверия, магии и религиозного невежества зачастую пытаются затушить попытки возвращения в жизнь Церкви евангельских методов работы с людьми. Причем данная позиция проявляется как среди мирян, так и в среде духовенства, что иногда порождает парадоксальную необходимость применения административного ресурса для подтверждения евангельских норм.

http://azbyka.ru/otpavshie-ili-nevocerko...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано. ( Деян.27:25 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Мы с вами много говорили о воле Божией и о предпочтении ее несовершенной воле человеческой. Сегодня в Апостольском чтении нам был прочитан большой отрывок из Деяний святых апостолов, повествующий о трудном путешествии апостола Павла в Рим и об уповании верного ученика Христова на Божественную волю (см. Деян.27:1-44 ). Только вера в Промысл Божий помогла ему выстоять во всех выпавших на его пути трудностях и испытаниях. Эта же вера уберегла и других людей, находящихся на корабле, отчаявшихся получить избавление. Евангелист Лука рассказывает нам об этих событиях как их непосредственный свидетель и участник. Действительно, он плыл на том корабле вместе с апостолом Павлом. Из церковной истории мы знаем, что рядом с апостолом находился еще и другой последователь апостола Павла Аристарх, как говорит Лука, Македонянин из Фессалоник. Павел и его спутники, а также другие пленники находились в распоряжении сотника Юлия, который поступал с апостолом Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием. Путешествие в Рим с самого начала выдалось непростым. Приплыли в Кипр спутники не по своей воле, а по причине противных ветров, преследовавших корабль и отклонивших его от первоначально намеченного направления. Лука подробно описывает, как в Мирах Ликийских нашли александрийский корабль, плывущий в Италию, и на нем уже, медленно плавая многие дни и едва поровнявшись с Книдом, по причине неблагоприятного ветра, подплыли к Криту, с трудом пробирались мимо него, прибыв к месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого располагался город Ласея. Это была бухта, хорошо защищенная от жестоких северо-западных ветров. Но здесь путешественники столкнулись с новой бедой — задули не менее сильные и опасные юго-западные ветры.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8ю по Пасхе (по Апостольскому чтению) И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать. ( Деян.2:4 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В сегодняшнем Апостольском чтении рассказывается о том, как Дух Святой сошел на апостолов при наступлении дня Пятидесятницы (см. Деян.2:1-11 ). Ученики Христовы с надеждой и благоговением ждали обещанного Господом Утешителя, все они были единодушно вместе. В истории Церкви Христовой после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа сошествие Святого Духа и основание Святой Церкви представляются особенно знаменательными событиями. Произошло невиданное чудо, описываемое в Деяниях святых апостолов: И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать. Чудо было великим. Но для нас более важно то, что сошествие Святого Духа на апостолов стало источником всех других бесчисленных Божественных чудес, откровений и знамений, направляющих христиан по спасительному пути к достижению Царствия Небесного. Действие Святого Духа присутствовало и в Ветхом Завете. Мы знаем, что в ветхозаветный период тоже были проявления Его влияния, но это происходило лишь в отдельных случаях, в определенные времена. Только избранные люди удосто-ивались благодатного озарения Святого Духа для того, чтобы возвестить миру слово Божие и донести до людей Божественную волю. Но после того, как Господь наш Иисус Христос вознесся на небо и перед отшествием Своим к Небесному Отцу обещал ученикам послать Духа Истины, Который будет с ними всегда, в день Пятидесятницы Дух Святой навсегда вселился в общество людей, верующих в Искупителя. И с тех пор Церковь Христова во все времена зиждется Его нескончаемой благодатью и милостью, руководимая, сохраняемая и оберегаемая Духом Святым.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы С Богом моим восхожу на стену. ( Пс.17:30 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Счастлив изгнанник, после долгих суровых скитаний возвращающийся на родину. Испытавшему голод и холод еще дороже тепло родного очага, познавшему враждебность чужбины еще милее отчий край. Перенесший тяжкие беды научается ценить радость избавления от них. Вот таким же бедным изгоем, внезапно обретшим возможность вернуть былое счастье, представляется род человеческий, для которого Спаситель отверз райские врата. Утрата рая — нет горшего горя в памяти человечества. Воспоминание о блаженном Отечестве делает еще непереносимее этот извращенный мир с его злобой и жестокостью, ложью и грязью, страданиями и смертью. Кого винить в таком бедствии? Находясь в Царствии Света, первые люди сами впустили в себя мрак, променяли любовь Небесного Отца на ядовитую диавольскую приманку. Печатью этого преступления искажено все мироздание, помрачена изначально чистая человеческая природа — все мы сделались падки на смертоносную сладость греха и продолжаем срывать запретный, запрещенный Самим Богом плод. Для больных глаз нестерпим солнечный свет — так же оскверненная душа бежит от Отчего Сияния. Не Вселюбящий Бог, а мрак собственного грехопадения изгнал прародителей из рая — они бежали не оборачиваясь, их помутившиеся чувства устрашал даже отблеск небесного света от пламенного меча обращающегося ( Быт.3:24 ), поставленного рядом с Херувимом, Божиим слугой, вставшим у врат райских. Да, даже вид небесных вестников стал невыносим для омраченного грехом естества, позднейший пример тому — события у Гроба Господня, когда римские стражники, устрашившись явления молниевидного Ангела, стали, как мертвые ( Мф.28:4 ). Как же люди, жалкие «дети греха», могли мечтать о возвращении в райские обители, где все заполнено Светозарной Славой Божией?

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению) Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. ( Рим.1:18 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодняшнее Апостольское чтение (см. Рим.1:18-27 ) предостерегает нас от тех беззаконий, которые творило человечество, не знающее Святого Евангелия. Воистину в бедственное положение попадает тот, кто отрицает Бога и на первое место ставит удовлетворение собственных страстей и пороков. С тех самых пор, когда люди начали грешить, открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Гнев Божий не относится к одной какой-то определенной эпохе, хотя, безусловно, в своем Послании к римлянам апостол Павел говорит о страшных духовных и нравственных преступлениях язычников. Ослепленные многобожием, поклоняющиеся идолам, они не давали свету истины воссиять в их душах. Потому-то Бог попустил им дойти до крайней степени нравственной распущенности и греховного падения. Язычники попирали Божественную правду и пребывали в духовном забвении. Апостол пишет о том, что Бог гневается на всякое нечестие и неправду человеков. Попробуем разобраться в том, а что же есть на самом деле нечестие и неправда? Жить нечестиво — значит не признавать Истинного Бога, намеренно, в угоду собственным порокам, нарушать закон Божий, руководствоваться не волей Господа, а своим злым волеизъявлением. В результате такого нечестия, человеческое «я» ставится выше Бога. А это и есть неправда человеков, когда нет ни желания, ни стремления отказаться от греховных страстей. Не Бог отдалялся от людей, а человечество, своими бесконечными прегрешениями отрывало себя от Богопознания и Богообщения. Ведь, казалось бы, весь мир, столь разумно и прекрасно устроенный Творцом, должен был свидетельствовать о Божией силе, благости и мудрости, о свойствах Божиих. И хотя люди осознавали это, они пребывали в делах тьмы и не взывали к Создателю. Более того, апостол Павел так пишет о людях беззаконных: …они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению) Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире. ( Рим.1:8 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В сегодняшнем Апостольском чтении (см. Рим.1:7-12 ) вновь говорится о Божественной любви и о призвании истинных последователей христианской веры. Обращаясь к христианам Рима, апостол Павел пишет: …всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога отца нашего и Господа Иисуса Христа. Как известно, Отец Небесный любит всех людей, праведных и грешных, верующих и неверующих. Однако, по отношению к тем, кто не признает Бога, Божественная любовь основывается на жалости, Господь сожалеет об их оторванности от Богообщения. Последователей же Своих, верующих христиан, Бог возлюбил неизреченной любовью и пребывает в тесном, непосредственном общении с ними. Именно к такой категории людей обращается в своем послании апостол Павел. Он выражает радость и удовлетворение тем, что вера христианская находит все больше сподвижников и исповедников во всем мире: Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире. Почему вообще апостол Павел решил написать свое Послание к римлянам? Безусловно, к этому его побудила любовь, а также осознание того, что он несет духовную ответственность за учеников, как апостол язычников, призванный Господом. Христиане из Рима не раз задавались вопросом, почему Павел не приходил к ним как благовестник Христов. В некоторые сердца даже закрадывались сомнения в смелости апостола, говорили о том, что, может быть, он опасается выступать с проповедью в столице Римской империи. Но, конечно же, не страх или нежелание были причинами некоторого промедления. Апостол Павел никогда не стыдился, а тем более не боялся возвещать Святое Евангелие, потому что не только сам по нему жил, но и понимал в полной мере его животворящую силу для всех людей, спасающую погибающих единственно верной правдой Божией.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса …взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. ( Лк.24:30 )-31 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Множество раз за время земного Своего жития Господь Иисус Христос вкушал пищу вместе с учениками, благословлял и преломлял для них хлеб. Великой радостью духовной было преисполнено это общение. Но вот наступили страшные дни Страстей Господних. Сын Человеческий умер на Кресте — и счастье пребывания с Божественным Учителем казалось осиротевшим апостолам безвозвратно утраченным; насущный хлеб, смоченный слезами великой утраты, сделался для них горек. В сердцах учеников Распятого Спасителя умирала вера, угасала надежда. Они преисполнились такой великой скорби, что не желали ни видеть, ни слышать ничего вокруг, и даже принесенную женами-мироносицами всерадостную весть о Воскресении Учителя сочли пустыми словами (см. Лк.24:11 ). Но все же: от слов взволнованных женщин перед духовным взором некоторых апостолов пробудилась тень надежды. Возможно, влекомые этой надеждой, двое из них, Лука и Клеопа, побрели по направлению к Галилее, где, по сбивчивому рассказу мироносиц, следовало ждать новых известий о Сыне Человеческом. Так, коротая дорогу в безотрадных сетованиях, шли два маловерных ученика Христова, когда встретился им неведомый Путник, как-то сразу вызвавший в них чувства приязни и доверия. То был воскресший Божественный Учитель — но души Луки и Клеопы омрачало уныние, и потому глаза их были удержаны ( Лк.24:16 ), так что они не узнали Его. Апостолы поделились с таинственным Путником своим горем — ответом им были слова не утешения, но обличения: о, неосмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? ( Лк.24:25-26 ).

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его. ( Ин.2:11 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Ин.2:1-11 ) мы слышали о самом первом чуде, которое совершил Господь наш Иисус Христос. Что значило это чудо и как было воспринято родом человеческим? На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. Сын Божий, вступив на путь благовестия, проповедничества, пророчества и чудотворения, начав восхождение к Искупительной Жертве Своей на Голгофе, собирал последователей. Шел третий день с того дня, когда Иисус Христос призвал к Себе Филиппа. Еще не все апостолы были рядом с Ним, не все следовали за Божественным Учителем и слышали животворящее слово Его. Но Господь уже начал святое служение во спасение рода человеческого. И вот Он вместе с некоторыми учениками приходит в Кану Галилейскую, небольшой городок, расположенный в полутора часах пути к северо-востоку от Назарета. Господь был приглашен на брачный пир не потому, что в Нем видели великого человека. Его пригласили просто как знакомого, и Пречистая Матерь Его уже была там. Позвавшие Иисуса Христа не были богатыми и знатными людьми, напротив, по Евангельскому тексту становится ясно, что они по бедности своей не сумели в полной мере подготовиться к празднику. И потому на свадьбе той недоставало вина. Дело в том, братья и сестры, что по обычаю брачные торжества у еврейского народа продолжались до семи дней. Естественно, чтобы обеспечить всех гостей угощениями и вином, хозяевам надо было иметь определенный достаток. Очевидно, когда Спаситель в сопровождении четырех учеников появился на свадьбе, праздник длился уже не один день и к этому моменту запасы стали иссякать. И тогда Пресвятая Богородица говорит Своему Божественному Сыну: Вина нет у них. Почему Божия Матерь обратилась к Своему Божественному Сыну с просьбой о помощи и с твердой уверенностью, что Он может помочь этим людям? Богородица знала, что Сын Ее выше любого человека, ибо Он — Сын Божий. Правда, не время было еще Ему являть Свою Божественную природу.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 22. О радости. На Радоницу …Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших… Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. ( 1Кор.15:20, 22 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Сегодняшний день носит благозвучное название «Радоница». Нынешний день поминальный, но поминовение усопших мы совершаем с вами особенное. Слово «Радоница» родственно словам «радость», «радование». Как же можно, вспоминая дорогих и близких нашему сердцу людей, покинувших земной мир, не грустить, а радоваться? Нет ли здесь некоторого несоответствия? Праздник «Радоницы» был установлен Святой Православной Церковью с тем важным и благочестивым намерением, чтобы христиане, отмечая Пресветлое Христово Воскресение, могли разделить великую пасхальную радость вместе со всеми умершими в надежде будущего блаженного воскресения. Вот почему в этот день нет слез, нет скорби и печали. Христос воскрес, братья и сестры, и это значит, что узы смерти разрушены и она не имеет более над нами власти! «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало», — слышим мы в церковном песнопении. И как же не ликовать, как не радоваться такому неизреченному благовестию?! Воскресший Господь «даде нам живот вечный и велию милость». Вот в чем наше упование, наше торжество и наша надежда! Совершая заупокойное Богослужение и поминая всех от века скончавшихся отец и братий, вознесем Господу молитвы за родных, близких и любимых нашему сердцу людей, уже переживших телесную смерть. В этот день мы хотим донести до них самую дорогую и проникновенную радость о победе над смертью, которую одержал Господь наш Иисус Христос. Да, они умерли, их нет с нами сегодня, но для Бога все живы! Он — Бог не мертвых, но живых; ибо у Него все живы (ср. Лк.20:38 ).

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 25. О покое и делании. В среду 2й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную. ( Ин.5:24 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Мы слышали сегодня в Святом Евангелии (см. Ин.5:17-24 ) повествование о том, как Господа нашего Иисуса Христа обвиняли за то, что Он исцелял в субботу, якобы пренебрегая священным для иудеев днем покоя. Люди, приступившие к Спасителю в храме, обличали Его в нарушении заповеди Божией и указывали на слова пророка Моисея о почитании субботы. Господь же отвечал им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. Иисус Христос пояснял этим людям, что они неправильно понимают слово «покой», какой наступил по окончании творения мира. Да, в субботу Божию Творец пребывал в покое, в успокоении от дел творения. Все было создано Всевышним, обустроен мир видимый и невидимый, а потому Бог благословил этот день отдыха и покоя. Однако неверно думать, что в субботу сотворенный мир как бы перестал для Отца Небесного существовать. Такого просто быть не могло! А потому, пребывая в успокоении, Творец ни на мгновенье не переставал заботиться о созданном мире и заниматься делами промышления. И в день субботний все в мироздании шло своим чередом: продолжали светить светила, солнце всходило и заходило, текли реки, били источники, бушевала морская стихия, шумели деревья, цвели цветы и шелестели травы, а тварь продолжала жить своей жизнью. И даже человек, созданный по образу и подобию Божьему, спокойно занимался своими делами. Спрашивается, как мог существовать весь этот мир без Бога, без Вездесущего Промысла Его?! Отсюда логически следует, что тот покой, к которому стремятся в субботу иудеи, подражая Богу, вовсе не означает прекращение всякой деятельности.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010