5) Пение всеми присутствующими в алтаре и храме, т.е. православные и католики, молитвы «Царю Небесный…» под управлением православного диакона. 6) Совершение православного молебна поочередно на русском и французском языках что, очевидно, делалось для большего молитвенного участия всех, собравшихся в костеле. 7) Русским Патриархом и французским кардиналом совместно и демонстративно совершается целование тернового венца Господа Иисуса Христа из рук католического священнослужителя. 8) Демонстрируются братские лобзания Православного Патриарха и католических священнослужителей, призванные свидетельствовать о «духовном единстве» православных и католиков. Очевидно, что эту же цель преследует и демонстративное совместное предстояние и восседание патриарха и кардинала. 9) Патриарх Алексий II благословляет с амвона всех собравшихся в соборе (в том числе и католиков-еретиков) крестным знамением и словами: «Да хранит и благословит Господь всех нас, на всех путях жизни нашей!» 10) Святейшим Патриархом с амвона католического костела делаются официальные заявления подобные этому: «мы христиане (т.е. очевидно присутствующие представители православия и католики-еретики) должны найти возможность совместно свидетельствовать о евангельской истине и непреходящих нравственных ценностях…». Каким образом можно свидетельствовать о «евангельской истине» совместно с еретиками, потерявшими эту истину? Особое возмущение православных верующих, видевших кадры молебна перед терновым венцом Спасителя, вызвало пренебрежительное отношение к иконе Владимирской Божией Матери, подаренной Патриархом Алексием II парижскому собору. Католики поставили православную икону на пол, и во время совершения молебна икона чуть ли не была попираема ногами, подходящих к престолу. Каноническое учение Православной Церкви однозначно свидетельствует о недопустимости совместных молитв с еретиками: 10-е Правило Святых Апостол: «Если кто помолится с отлученным от церковного общения, хотя бы то было и в доме, тот да будет отлучен».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

IV. Талмудическое сказание о Евангельском учении После смерти Иисуса, говорит Талмуд, главные ученики Его (в числе 12) отправились во все концы земли с целью проповедовать веру в Него. Иудейские старейшины и Сангедрин, тревожимые успехом этой проповеди , особенно принимаемой простым народом (гамориц), чтобы воспрепятствовать делу распространения Евангелия, отправили из среды своей некоего Шимона Кифу (Петра), с тем, чтобы он вразумлял ноцримов – назареев не принимать проповеди учеников Христовых, и, для большего успеха возложенной на него обязанности, преподали ему тайну чудодейственного имени Божия. Но Шимон Кифа изменил возложенному на него поручению. Явившись в главное место пребывания ноцримов и сотворив пред ними несколько чудес 8 , он убедил их, что Иисус Христос есть чаемый Израилем Мессия. Затем, он стал уже требовать от них, чтобы они согласились выполнять то, что он им прикажет. Когда те изъявили свое согласие, то Шимон Кифа приказал им ненавидеть Иудеев, праздновать вместо пасхального дня – день смерти Иейши – Иисуса Христа и вместо пятидесятого после Пасхи дня – сороковой день (?). Ноцримы – назареи согласились исполнить приказания Шимона Кифы в таком только случае, если он обещается оставаться с ними навсегда. Когда Кифа согласился на это, то для него поставили столб, в котором он заключил себя и, питаясь хлебом и водой, прожил там 6 лет, по прошествии которых он умер. Еще и теперь, говорят евреи, в Риме можно видеть этот столб, по крайней мере камень, на котором Кифа сидел (!). Когда не было уже в Риме Шимона Кифы, явился некто Илия и стал проповедовать, что Шимон не точно передал, ноцримам волю Иейши, что Иейшу поручал ему, Илии, передать ноцримам волю Его. Этот явившийся Илия стал разрешать ноцримов от необходимости обрезания, вместо субботы стал проповедовать празднование следующего за ней дня; но во время самого проповедования этого учения, камень, упавший будто бы с неба, поразил Илию в голову и умертвил его. Толки иудеев, переданные нами сейчас, о распространении Евангелия, можно сказать, сами изобличают себя в своей лживости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

I глава Мы имеем традиционный, веками сложившийся и принятый тип изображения воскресения Господа Иисуса Христа, в котором на первом плане помещается гроб Воскресшего. Эта иконографическая подробность встречается решительно во всех композициях нашего сюжета. Каковы ни были бы его персонажи, как ни была бы сложна и запутана обстановка события, в какой бы форме – символической или историко-реалистической – ни передавалось евангельское повествование об этом центральном во всем христианстве факте, мы везде встречаем изображение гроба Господня. Возьмем ли мы древнейшую композицию на барельефе латеранского саркофага 171), который считается первым и начальным памятником нашего изображения, когда древние христиане еще не дерзали касаться резцом или кистью самого воскресения, – остановимся ли на реалистической композиции Таддео Гадди в ц. Марии Новой во Флоренции, пред нами – прежде всего гроб Христа или под символической монограммой Спасителя, или же в форме классического саркофага, на котором сидят ангелы. И конечно, гроб Христа в Иерусалиме – этот уникум в целом мире – был единственным предметом, который притягал, до сих пор притягает особенное внимание всех христиан и который заставил одного благочестивого паломника воскликнуть в священном восторге: εουσαλμ… μφαλος τς γς, μση το σμου! Отсюда, для иконографии воскресения Христа очень важно определить отношение между св. гробом в Иерусалиме и воспроизведением этого гроба первыми христианскими художниками-реалистами, которые пытались передать евангельское повествование в исторической обстановке, и их попытки в истории искусства получили значение в некотором смысле норм. Так, наши изображения в своей основе имеют исторический гроб Христа. Отсюда, мы должны прежде всего обратиться к представлениям древних евреев о загробной жизни и посмотреть, к чему обязывали они живых? Однако в настоящее время нельзя говорить о религии иудейской без того, чтобы не определить своего отношения к догме рационалистов, по которой – иудейские эсхатологические воззрения вообще целиком заимствованы были у древних вавилонян, и, следовательно, погребальные обычаи древних евреев также представляли простую копию обычаев вавилонских. Факты говорят обратное, и к ним мы должны также обратиться (см. приложение).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Protas...

I. О просвещении Грузии – светом Евангельской проповеди Грузия в глубокой древности была известна под именем Албании и Колхиды. Обе сии земли за несколько веков до Рождества Христова, заняты были одним многочисленным народом, поселившимся в промежутке их, именуемым у древних Географов Ивирами, Иверами и Иберами, по мнению Плиния и Страбона, от реки Иверы, протекающей из Кавказских гор в реку Кур. Посему страна сия, получив от сих название, доныне в Летописях Грузии именуется Ивериею.– Иверия , по Рождестве Христове, так как и прочия окрест лежащия страны, долго еще была омрачена тьмою идолопоклонства. Свет Евангельской истины возсиял уже в ней в начале четвертаго столетия, по предречению и благовестию о сей стране Ангела Господня, бывшему Пречистей Деве Марии. Ибо, как повествует Стефан Святогорец 1 , по вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо, когда Божественные Ученики с Мариею, Материю Иисусовою, находясь совокупно в Сионе, в одном месте и ожидая сошествия Утешителя, по повелению Господню, не отлучатися им от Иерусалима, но ждати обетования Отца, метали жребий, кому из них и в какой стране проповедовать Евангелие Царствия Иисуса Христа; то Преблагословенная Матерь Его, благоволила изявить Свое желание: „и Аз хощу, рекла Она, метнути Мой „жребий, яко да не без части и Аз буду; но „да имам страну, тоже Ми Бог подати изволит» Когда же Ученики со благоговением и страхом метнули жребий по желанию Богоматере; то и досталась Ей Иверская страна. Пречистая Богородица, по приятии жребия, и сошествии на Нее в огненном виде Святаго Духа, восприяла намерение отправиться в Иверскую страну; но Ангел Божий, явившийся Ей, возвестил волю возлюбленного Сына Её так: „не отлучайся ныне от Иерусалима , но пребуди зде до времени; страна, по „жребию Тебе доставшаяся, просветится светом Евангелия в последние дни, и владычество Твое пребудет тамо» – Что и исполнилось в четвертом столетии, как ниже сего изяснено будет. В царствование в Иверии Мириана, Персидского Князя, в 312 году по Рождестве Христовом, со знамением Спасительного Креста в руках, и с проповедию в устах о Распятом на нем, появилась в стране сей некая жена, украшенная воздержанием, целомудрием, и прославившаяся чудесами, именем Нона, по-грузински Нина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  разделы   рассылка  распечатать " Широта души " россиянина – залог " русской Пасхи " , отмечают в РПЦ Источник:  РИА Новости Высшее моральное предназначение " человека русского мира " , его широта и щедрость души, связаны с необходимостью утверждать в мире во всех сферах жизни евангельские ценности и Божественную правду. Такое мнение высказал председатель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод ЧАПЛИН. Высшее моральное предназначение " человека русского мира " , его широта и щедрость души, о чем говорил в ходе недавней " прямой линии " президент России Владимир Путин, связаны с необходимостью утверждать в мире во всех сферах жизни евангельские ценности и Божественную правду; и в случае если народ останется верен этому призванию, его ожидают обновление и " русская Пасха " , переход на качественно иную ступень развития. Такое мнение высказал РИА Новости председатель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Владимир Путин, общаясь с россиянами во время " прямой линии " 17 апреля, заметил, что, по его мнению, русский народ менее прагматичный и расчетливый, чем представители других народов, но шире и щедрее душой. Как отметил глава государства, в России " всегда, сотнями лет опирались на свои ценности " . Президент считает, что " русский человек и, сказать пошире, – человек русского мира, прежде всего, думает о том, что есть какое-то высшее моральное предназначение самого человека, какое-то высшее моральное начало " . Поэтому, продолжил Путин, " человек русского мира обращен больше не в себя любимого, он развернут вовне " . По словам протоиерея Всеволода Чаплина, не следует забывать, что вся европейская цивилизация, " от Лиссабона до Владивостока " , является по преимуществу христианской, имеет общие ценности, о чем, – напоминает он, – говорит и Владимир Путин. " К сожалению, сейчас некоторые западные элиты пытаются отойти от ценностей, сформировавших нашу цивилизацию, и даже агрессивно их разрушить, при этом критикуя Россию; но прекрасно, что наша страна продолжает утверждать традиционные, а на самом деле, вечные ценности, и призывать к миру, к построению общежития в подлинном, изначальном смысле этого слова – общего жительства, общей жизни от Владивостока до Лиссабона, – продолжая при этом лучшие традиции российской внешней политики, в частности, традиции императора Николая Второго " , – сказал РИА Новости Чаплин.

http://religare.ru/2_104243.html

Аннотация В сборник вошли десять бесед, произнесенных схиархимандритом Авраамом в 2003 году в Ново-Тихвинском монастыре (Екатеринбург) и посвященных толкованию Нагорной проповеди . Объяснения основных евангельских заповедей даны в духе святых отцов и в то же время на примерах, знакомых и понятных современному читателю. Книга будет полезна и воцерковленному христианину, и тому, кто только переступил порог Церкви, и тому, кто пока находится на перепутье. От издателей Человек всегда стремился к основательному и неизменному благу. «Будем искать то, что наградит нас вечным счастьем» – призывал древнегреческий философ Сенека. Но философия, как и любое другое человеческое учение, бессильна дать такое счастье. Человек, хватаясь то за одну, то за другую философскую теорию, пытаясь руководствоваться то житейским здравым смыслом, то эзотерикой, в отчаянии чувствует, что у него нет почвы под ногами. Все зыбко, все эфемерно, все ненадежно… Но тот, кто построил свою жизнь на евангельских заповедях, построил ее на прочнейшем фундаменте. И недаром Нагорная проповедь Спасителя начинается именно заповедями блаженства. Прочное, настоящее блаженство, счастье и свобода души – в жизни по Евангелию. Нагорная проповедь – это свод главных заповедей, в которых содержится практически все нравственное учение христианства. Многие из этих заповедей знакомы даже тем, кто никогда не брал в руки Евангелия. Кто не знает, например, таких слов Спасителя: «Не судите, да не судимы будете» ( Мф.7:1 ) или: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» ( Мф.7:12 )? Заповеди Нагорной проповеди отличаются удивительной простотой и ясностью, и на первый взгляд кажутся совершенно понятными. Но когда человек начинает их исполнять на деле, у него неизбежно возникают вопросы. Он недоумевает: «Как я могу никого не судить, если я по профессии судья?» Или: «Что значит повеление отсечь себе руку или вырвать глаз? Неужели я должен сделать это в буквальном смысле?» Или: «Как мне совершать молитву втайне, если в храме меня все видят?» Десять бесед-толкований схиархимандрита Авраама разрешают эти и подобные недоумения.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Аннотация Одна из самых популярных книг в православном мире и совершенно заслуженно. Книга уникальна: собрание жизнеописания современных подвижников-мирян. Автор пожелал остаться анонимным, но известно, что это афонский монах, один из учеников Паисия Святогорца . Сразу после публикации книга «Подвижники-миряне» обрела в православном мире большую популярность, выдержала много переизданий в Греции и других европейских странах. Её автор – афонский иеромонах, ближайший сподвижник Старца Паисия Святогорца . Подвижники, жития которых приведены в этой книге, – это проводники в Царствие Небесное. Открывая дорогу к святости, которую сами прошли до конца, они свидетельствуют, что стать святым можно и в миру. В каждую эпоху рождаются избранники Христовы, есть они, слава Богу, и сегодня. По их молитвам и существует ещё этот мир. С благодарностью посвящается известным и неизвестным мученикам за Веру и Отечество, благодаря самопожертвованию которых мы сегодня можем свободно исповедовать нашего Триединого Бога Предисловие Среди Святых, прославленных нашей Церковью , много мирян. Причём это не только мученики и новомученики, но и те, кто стяжал святость своей праведной, подвижнической жизнью в миру 1 . Таким образом, святость не является исключительной прерогативой монахов и священников. Её может достичь каждый христианин, обладающий правой верой, покаянием и подвижническим духом. Изучая историю нашей Церкви, мы видим, что после прекращения гонений на веру 2 самые ревностные христиане не удовольствовались простым соблюдением Божественных заповедей в миру, а ушли в пустыню для непрестанной молитвы, евангельского совершенства и чистоты. Так появилось монашество. Жизнь монахов стала образцом и примером для подвизающихся мирян – и в миру постепенно возникла собственная аскетическая традиция. Она передавалась из поколения в поколение. Переходила от родителей к детям, воспитывавших чад собственным примером. Православная семья, эта «малая церковь », была защитницей, носительницей и школой евангельского и аскетического образа жизни. Почти за каждым Святым стояла мать, взрастившая его примером своей святой и подвижнической жизни 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/books/16250-po...

Архимандрит Симеон (Нарбеков) Содержание Краткие биографические сведения Архимандрит Симеон родился 14/26 июля в г. Сергиев Посад. Окончил Сергиево-Посадскую гимназию и Московский университет (1907). Пострижен в монашество в 1909 г. Иеромонах (1910). Окончил Московскую духовную академию (1911). Настоятель и основатель посольского Свято-Николаевского храма в Риме (1916-1963). Придерживался ориентации Зарубежной Церкви. Благочинный приходов в Италии (1926-1927). Неоднократно отказывался от епископства. Уволен за штат по старости. Скончался 4/17 января 1969 г. в Риме. Похоронен на римском кладбище Тестаччо. Творения: Со странниц Евангелия: Поучения. Рим, 1943. Евангельские поучения. — Джорданвилль, 1970. 1. Перед Великим Постом Архимандрит Симеон родился 14/26 июля в г. Сергиев Посад. Окончил Сергиево-Посадскую гимназию и Московский университет (1907). Пострижен в монашество в 1909 г. Иеромонах (1910). Окончил Московскую духовную академию (1911). Настоятель и основатель посольского Свято-Николаевского храма в Риме (1916-1963). Придерживался ориентации Зарубежной Церкви. Благочинный приходов в Италии (1926-1927). Неоднократно отказывался от епископства. Уволен за штат по старости. Скончался 4/17 января 1969 г. в Риме. Похоронен на римском кладбище Тестаччо. Творения: Со странниц Евангелия: Поучения. Рим, 1943. Евангельские поучения. — Джорданвилль, 1970. Притча о мытаре и фарисее Еще не успели смолкнуть Богоявленские песнопения, как уже звучит покаянная песнь: " Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче " . Подготовляя нас к подвигу поста, Церковь предлагает сегодня нашему вниманию притчу Христа о мытаре и фарисее. Фарисейство — нравственная язва нашего времени. Фарисейство заражает собой не только отдельные личности, но и целые христианские общины и вероисповедания, оно отравляет целые мировоззрения и направления жизни. Фарисейство: это — не только лицемерие; фарисейство: это — безмерная гордыня духа, безмерное самомнение, и, как таковое, современное фарисейство не менее гибельно и преступно, чем древнее времен Христа. Приточный фарисей входит в храм помолиться. Этим он показывает, что он чувствует свою зависимость от Бога. Но это чувство зависимости лишь скользит по поверхности его души, не затрагивая глубин его нравственного сознания. Свои добрые дела, которые он перечисляет в своей молитве Богу, он ставит лишь себе в заслугу, и ценою их он сам определяет свое положение в мире, посягая тем на власть всеправедного и всеведущего Судии Бога. Так и современные фарисеи. Они говорят о Боге, готовы признать Его бытие. Но это признание в их устах звучит безжизненно, отвлеченно, тускло. Горделиво упоенные своими достижениями в области внешнего благополучия жизни, они отвергают свою зависимость от живого, вседействующего Духа, Творца мира, подчиняя себя безжизненному веществу материи, крови и денег, сводя на нет всю великую нравственную творческую ценность внутреннего духовного делания человека, внутреннего его преображения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2206...

Беседа 1. Последнее предсказание Спасителя о Своей смерти и вызов Иуды на предательство (середа) Мф. 26:1–5, 14–16 ; Мк. 14:1–2, 10–11 ; Лк. 22:1–6 С первых времен христианства Святая четыредесятница посвящается воспоминанию о крестных страданиях Спасителя нашего. И как нужно, как спасительно изучать повествования о крестных страданиях Господа нашего! Апостол Павел свидетельствовал о себе: «Я положил, будучи у вас, ничего не знать, кроме Иисуса Христа, и при том распятого» ( 1Кор. 2:2 ). Так считал он важным знание Христа распятого! Грешники! Чем спасены мы от осуждения вечного? Страданиями Иисуса Христа, только Его страданиями. Как же не знать, как не изучать нам спасительных для нас страданий, в их точном и полном виде? Может ли быть что-нибудь дороже, что-нибудь важнее для нас страданий Спасителя нашего? Апостол называет Христа распятого Божиею силою и Божиею премудростию ( 1Кор. 1:24 ). Какой высокий, какой обширный предмет для размышлений – распятый Иисус! Самые частные черты того, кто обещан был человечеству древним откровением, выполнялись со всею точностию в истории страждующего Иисуса. Сколько утешений, сколько силы для веры в Иисуса! Дни страданий Иисуса – сокращение целой жизни Его, столько чистой, святой, божественной. В каком свете являются здесь любовь Его к людям, Его покорность Отцу небесному, Его небесная кротость, Его невинность и чистота, Его отрешенность от всего земного для славы Божией. А наставления последних дней Его, высокие и святые, не тем ли более дороги для нас, что они были последние, составляли как бы завещание умирающего отца? Какой сын не дорожит последними словами отца своего? Какой ученик не сокрывает в глубину души своей наставления навсегда прощающегося достойного наставника? После сего уверен, слушатели, что, при благоговейной любви вашей к страданиям Спасителя, вы охотно, с любовию, будете слушать объяснение евангельских повествований о сих страданиях в Святую четыредесятницу. Сколько дозволит нам наше разумение, мы будем показывать вам у святых Евангелистов наставление за наставлением, событие за событием, в их исторической последовательности; и при объяснении высоких слов евангельских будем держаться не своего произвола, а указаний святых отцов и Учителей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Беседа на Евангельское чтение, положенное в день Св. Духа (Мф. 18:10–20). Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Рече Господь: блюдите, да не презрите единого от малых сих ( Мф. 18:10 ). Малыми Господь называет здесь не тех, которые в самом деле малы; но тех, кои от многих почитаются таковыми, то есть бедных, презираемых и незнатных, и повелевает нам почитать их, говоря: яко ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего небеснаго. Отсюда известно, что все христиане имеют на небесах Ангелов. Прииде бо Сын Человеческий взыскати, и спасти погибшаго. После сего Спаситель представляет новое доказательство, сильнейшее первого, и присовокупляет притчу, в коей показывает, что и Сам Отец желает, чтобы мы не презирали меньших братий своих. Что вам мнится? – говорит Он, – аще будет никоему человеку сто овец, и заблуждит едина от них: не оставит ли девятьдесять и девять в горах, и шед ищет заблудшия? И аще будет обрести ю, радуется о ней паче, неже о девятидесятих и девяти не заблуждших. Тако несть воля пред Отцем вашим небесным, да погибнет един от малых сих. Посему не говори, что такой-то кузнец, земледелец, человек глупый, и потому достоин презрения; посмотри, сколь многими доказательствами убеждает тебя Иисус Христос и собственною волею и страданием побуждает тебя пещись о низких по состоянию братиях наших. Итак, если Бог столько радуется об обретении меньшего брата, то для чего ты презираешь тех, о коих столько печется Бог, тогда как тебе должно полагать душу за единого от малых сих? «Но он немощен и беден»! Посему-то наипаче ты и должен делать все, чтобы спасти его: ибо и Сам Господь, оставивши девяносто девять овец, пошел за одною, и спасение толикого множества овец не могло сокрыть от Него погибели одной. На небе более бывает радости об едином грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках. Не будем же презирать таковых душ. Будем и мы подражать Ему, и не будем отказываться для братьев наших ни от каких, по–видимому, унизительных и трудных дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010