О Евангельских женах, помазавших Христа Спасителя миром (исследование) Среди общественного служения роду человческому, и в последние дни Своей земной жизни, Господь наш Иисус Христос был помазан миром, по благочестивому усердию евангельских жен. Об этом находим повествование у всех четырех Евангелистов. Но у каждого из них событие помазания Христа Спасителя миром изображается то сходными, то различными между собой чертами. Отсюда у древних и новейших толкователей святого Писания возникли разные предположения о том: где, у кого, кем и сколько раз совершено было помазание Господа? В западной литературе в разрешение этого вопроса написаны целые томы. 424 У нас, по крайней мере, всякому любителю духовного просвещения должно быть известно, что в разрешении вопроса, кем совершено помазание Господа Иисуса Христа, вообще западная Церковь разногласит с восточной. Относительно же вопроса, сколько раз совершено было помазание, замечается в нашей отечественной духовной литературе та особенность, что иначе решается этот вопрос составителями евангельской истории, и иначе – толкователями православного богослужения. Но, прежде нежели покажем, в чем состоят и на сколько основательны различные мнения о рассматриваемом предмете, обратимся к первоначальному источнику его – святому четвероевангелию, и посмотрим, в какой последовательности событий и в каких именно чертах излагается этот предмет у каждого из четырех Евангелистов. Святой евангелист Матфей, после изложения пророчественной беседы Иисуса Христа, произнесенной через три дня после входа Его в Иерусалим, на горе Елеонской – о разрушении Иерусалима, кончине мира и страшном суде ( Мф. 24; 25 ), говорит: «Когда окончил Иисус все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что чрез два дня будет Пасха, и Сын человеческий предан будет на распятие“ ( Мф. 26:1–2 ). " Тогда, – продолжает Евангелист, – тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы; и положили в совете взять Иисуса хитростью, и убить. Но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе» ( Мф. 26:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Очень непростой вопрос для христианской совести: подавать ли милостыню тому, в ком видишь неискренность; поступаться ли там, где это может быть воспринято как поблажка злу? Однозначный ответ трудно найти даже в специальных статьях, богословских трудах, где Священное Писание представляется в разном контексте. И, по всей видимости, это неслучайно. У добродетели не существует иного критерия, кроме совести. Господь призывает нас к одному: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). И в этом призыве вся глубина евангельских заповедей. Только так нужно подходить к Откровению: это не модель лучшего общественного уклада, не нравственная система, это путь к беспредельному совершенству конкретного человека! Поэтому всякие попытки определить точные границы евангельских добродетелей не могут быть оправданы. Мы обязаны доверять Христу, просто поверить в то, что Он знает этот мир, знает нас самих лучше, чем мы, поэтому не мог заповедать нам невозможное. От нас же требуется немного – просто поверить Творцу, довериться Ему, поступить по Евангелию, сделать всё возможное, чтобы невозможное сделал Господь. Святитель Иоанн Милостивый Одним из ярчайших примеров действенности евангельских заповедей является жизнь святителя Иоанна Милостивого . Будучи Александрийским патриархом, святой никогда не отказывал просящим. Однажды по дороге в больницу он встретил нищего и велел дать ему 6 сребреников. Нищий, переменив одежду, обогнал патриарха и снова стал просить милостыню. Святитель Иоанн снова дал ему 6 сребреников. Когда же нищий в третий раз попросил подаяния и слуги стали гнать назойливого просителя, патриарх приказал дать ему 12 сребреников, сказав: «Не Христос ли искушает меня?». Мы наконец должны признать, что не мы и не наши благие цели – источник правды в этом мире, но единственно Бог. Есть два основных соображения, которые заставляют нашу совесть колебаться в подобных случаях. Во-первых, нас беспокоит забота о состоянии общества: как бы наша поблажка неправде не дала ей еще один повод к распространению.

http://pravoslavie.ru/75385.html

Последование святых и спасительных страстей Христа Господа нашего Иисуса, сиречь Последование утрени во Святый и Великий Пяток Источник Славянский текст с русским (сличенным с греческим) переводом, очерком и объяснением порядка сего богослужения и положенных на оных песнопениях и евангельских чтений. Содержание Служба во Святую и Великую Пятницу Последование утрени Последование часов Святаго и Великаго пятка Последование вечерни во Святый и Великий пяток Последование малаго повечерия во Святый и Великий пяток Объяснительные примечания к тексту Евангельских чтений утрени Великого Пятка Евангелие 1-е Евангелие 2-е (Ин. 18:1–28) Евангелие 3-е (Мф. 26:57–75) Евангелие 4-е (Ин. 18:28, 19:16) Евангелие 5-е (Мф. 27:3–32) Евангелие 6-е (Мк. 5:16–32) Евангелие 7-е (Мф. 27:34–45) Евангелие 8-е (Лк. 23:32–49) Евангелие 9-е (Ин. 19:25–37) Евангелие 10-е (Мк. 15:43–47) Евангелие 11-е (Ин. 19:38–42) Евангелие 12-е (Мф. 27:62–66)     В Великий Пяток святою Церковью воспоминаются святыя спасительныя Страсти Господа нашего Иисуса Христа, нас ради волею претерпевшего оплевания, биения, заушения, досады, посмеяния, пробождение гвоздями, копием и, наконец, смерть на кресте. Если, по словам святого Иоанна Златоуста , в дни Страстной седмицы мы вообще должны чаще приходить в храм „отложив всякое житейское помышление, с чистым и бодрым оком ума“, то в день Великого Пятка мы должны были бы неисходно оставаться в святом храме, временно прекратив все заботы и попечения о житейском. „Я невольно останавливаюсь»,–писал автор знаменитых писем о Богослужении Восточной Кафолической церкви, приступая к описанию богослужения Страстной седмицы, пораженный величием предмета..; ибо сию великую седмицу наипаче украсила церковь возвышенными песнями и знаменательными обрядами и премудрым расположением пророческих и евангельских чтений, так чтобы даже и рассеянный христианин созерцанием одной сей недели был приготовлен к сретению Пасхи, и чтобы день Господень, по словам писания, не пришел к нему нежданно, яко тать в нощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление От издателей Автор книги «Евангельские блаженства» Аркадий Дмитриевич Троицкий родился 1 ⁄ 14 октября 1873 года. В 1898 году он окончил Киевскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. Преподавал в Киевской Духовной семинарии на кафедре «Священного Писания». С 1911 по 1917 год издавал журнал «Проповеднический листок и пастырское чтение». К величайшему сожалению, нам не удалось найти сведений о том, как сложилась жизнь Аркадия Дмитриевича Троицкого после революции. «Евангельские блаженства» были напечатаны в журнале «Проповеднический листок» за 1914 год и в этом же году вышли отдельной книгой. На нее было получено много благодарных отзывов читателей. Вот некоторые из них: «Недаром Православная Церковь за литургией поет заповеди блаженства, это христианское десятисловие, полный кодекс христианской нравственности… Книга г. Троицкого представляет собой редкое соединение основательности мысли с душевностью, сердечностью. Ее с одинаковым интересом прочтет и знаток Библии, и простой небезрелигиозный человек. Это действительно всестороннее изъяснение Христовых заповедей блаженства. Каждой заповеди посвящена отдельная глава, в которой приведено сопоставление ее с ветхозаветным учением, апостольское понимание высоких заповедей Христовых; мнения позднейших толкователей, преимущественно святых отцов, а в примечаниях, видимо для избранных читателей, уже настоящая научная экзегетика 1 , с постоянными филологическими справками в греческом и еврейском языках. В русской литературе сейчас нет лучшего пособия к изъяснению заповедей блаженств. К этому надо прибавить, что книга написана с глубоким религиозным одушевлением, красивым, но самым общепонятным языком. Являясь незаменимым пособием для преподавателей Закона Божия, Священной истории и Евангелия, книга могла бы дать ряд увлекательных чтений для самой разнообразной аудитории» (Журнал «Христианин», 1915 год, март). «Такая книга давно была необходима» (Журнал «Смоленские Епархиальные Ведомости», 1915 год, ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Рассуждение, в котором доказывается достоверность книг Евангельских и истина свидетельства Апостолов Источник §1. Ученики Спасителя начинают Евангельскую проповедь По вознесении Господа нашего на небеса, и по ниспослании Духа Святаго на учеников Его, Апостолы прежде всего возвестили Евангелие Палестинским Иудеям, сообразно данному им от Него повелению. Потом прешли и в другие страны, но особенно останавливаясь в тех градах, где жили Иудеи, или из язычников обращенные в их веру. Некоторые из Апостолов простерлись даже в Пароское Государство. Из древнего предания явствует, что Св. Фома основал там многие Церкви; и Персия есть действительно Индия, где сей Апостол, по сказанию древних, также проповедовал Евангелие, как это доказано в другом 1 месте. Первое послание 2 Св. Петра яве творит, что сей Апостол проповедовал в Вавилоне. §2. В последствии времени и письменно предают сию проповедь, и для чего? Хотя не видно того, чтоб Иисус Христос заповедал своим ученикам написать историю Его жизни, ниже учение, которое им преподал; однакож некоторые не упустили то учинить, или склонясь на просьбу верующих, как Церковная история о том свидетельствует, касательно Св. Иоанна, или из единственных побуждений ревности и благоразумия. Ясно уразумели сии Святые мужи, что для грядущих веков нужно было соблюсти память деяний и учения Спасителева посредством писаний; ибо скоро могли восстать лжеучители на повреждение чистоты и простоты религии баснями и ересями, что действительно и последовало 3 по кончине Апостолов. Кроме сего пред очами своими имели пример Моисея и Пророков, кои простому преданию не вверили ни законов, от Бога данных народу Еврейскому, ни чудесных событий, утвердивших те законы, ниже прорицалищных глаголов, вещанных для поддержания надежды и веры. Св. Лука свидетельствует 4 , что он решился написать историю Иисуса Христа, став воодушевлен примером многих то учинивших прежде его, и дабы новым свидетельством паче и паче утвердить достоверность истин, всюду благовествуемых Христианами. Св. Иоанн торжественно уверяет, что он писал единственно на тот конец, да верует весь мир, что Иисус Христос есть сын Божий, и да имут живот вечный вси верующие во имя Его 5 . §3. О том, что доказательство истины книг Евангельских есть нужно

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Rusa...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4ю по Пасхе (по Апостольскому чтению) Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. ( Деян.9:42 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Из Апостольского чтения (см. Деян.9:32-42 ) мы узнали сегодня, что апостол Петр по своей обязанности духовного наставника обходил дома христиан, наблюдал за их бытом, отношениями в семье, помогал принять правильное решение в тех или иных жизненных вопросах. Семьи первых христиан с большой радостью и благоговением встречали пастыря, потому что для них он был не просто духовным советчиком, но и дорогим, родным по духу и христианской любви человеком. Это вовсе не считалось вмешательством в личную жизнь. Напротив, люди всегда ждали своего пастыря и радушно встречали. Ибо такое радушие и развитие подобных взаимоотношений поощрялось и благословлялось Богом. И вот, как мы слышали в Деяниях святых апостолов, случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. Город Лидда был расположен недалеко от моря, близ Иоппии, к северо-западу от Иерусалима. Здесь образовалась и получила дальнейшее развитие христианская община, члены которой отличались особым благочестием и твердостью веры. Недаром апостол Лука называет их святыми. Причем именуются христиане Лидды так дважды. В этом нет случайности. Не будучи возвеличенными в лике святых, люди эти выделялись особой святостью и праведностью жизни. Интересно, что в греческом тексте употреблено слово «агиос», которое имеет много значений. Иногда его переводят как «священный» или «святой». Но в корне оно имеет значение как «иной», «другой». Это же слово всегда употреблял апостол Павел, обращаясь к христианам различных общин. Словом «агиос» (по-древнееврейски «кадош») назывался иудейский, Богоизбранный народ. Церковь Христова стала преемницей избранности Израиля. Именно христиан, последователей Господа Иисуса Христа, апостолы именуют святыми, то есть отличающимися от всех прочих людей. И это отличие определено Самим Богом, Который избирает христиан не для особых почестей, а для великого служения, для благовестия Царства Небесного и утверждения христианской веры среди людей разных стран и народов.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Горняя — сердце русского Иерусалима (+фото) Это место знакомо каждому христианину по евангельским стихам: «Во дни оны воставше Мариам, иде в Горняя со тщанием во град Иудов, и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет…». Корреспонденты ПРАВМИРа приглашают читателей прогуляться по одному из красивейших уголков Святой Земли. 12 апреля, 2013 Это место знакомо каждому христианину по евангельским стихам: «Во дни оны воставше Мариам, иде в Горняя со тщанием во град Иудов, и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет…». Корреспонденты ПРАВМИРа приглашают читателей прогуляться по одному из красивейших уголков Святой Земли. Район в южном Иерусалиме Эйн Карем известен не только благодаря расположенным здесь корпусам крупнейшей в Израиле и во всем мире клиники Хадасса. Это место знакомо каждому христианину по евангельским стихам: «Во дни оны воставше Мариам, иде в Горняя со тщанием во град Иудов, и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет…». Здесь стоят несколько монастырей разных юрисдикций и конфессий, каждый из которых претендует на то, что именно его земля видела эту знаменитую встречу и рождение Иоанна Крестителя . Здесь же находится и Горненский женский монастырь — сердце «русского Иерусалима». История обители началась в 1871 с покупки архимандритом Антонином (Капустиным) оливковой плантации. На этом участке поселилась женская община, вскоре получившая статус монастыря. Сегодня Горненский монастырь находится в ведении Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (Московский Патриархат) и насчитывает примерно шестьдесят сестер, принимает множество трудников и паломников. Настоятельница обители — игуменья Георгия (Щукина). 12 апреля в Горненской обители отмечается престольный праздник, посвященный встрече Пресвятой Богородицы со святой праведной Елизаветой — «Целование Мариино». В этот день в монастырь из Свято-Троицкого собора Русской Духовной Миссии в Иерусалиме приносят образ Благовещения Пресвятой Богородицы. Он будет находиться в Казанской церкви в течение трех месяцев («Пребысть же Мариам с нею три месяца и возвратися в дом свой»), и сестры будут брать благословение сначала у образа, а затем — у матушки игуменьи.

http://pravmir.ru/gornyaya-serdce-russko...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Достоевский через все свое творчество проповедовал евангельский идеал – Христа 9 февраля 2021 года, в день перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. За богослужением также были вознесены молитвы о упокоении души русского писателя Федора Михайловича Достоевского. В этот день исполнилось 140 лет со дня его кончины. По окончании Литургии владыка Иларион совершил заупокойную литию, а затем обратился к присутствующим c архипастырским словом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие братья и сестры! Сегодня святая Церковь празднует память святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, который в конце IV - начале V вв. свидетельствовал о Христе через свои многочисленные проповеди и писания. И сегодня же мы вспоминаем Федора Михайловича Достоевского, нашего русского писателя, в связи с тем, что исполнилось 140 лет со дня его блаженной кончины. Его кончина была подлинно христианской, непостыдной, мирной. Он скончался в окружении своих близких, исповедовавшись и причастившись Святых Христовых Таин, в мире с Богом, с людьми и со своей совестью. Достоевский был воспитан в христианской вере. С младенчества посещал храм Божий.  Хорошо знал Священное Писание по детской книге, которая у него была, по которой учила его читать родная матушка. Узнавал он о христианской вере и от законоучителя – диакона, который приходил в их семью.

http://mospat.ru/ru/news/60765/

Слово на пассии в неделю 2-ю Великого поста (6 марта 1977 гг.) Те евангельские главы, которые повествуют нам о последних днях земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и которые Святая Церковь предлагает нашему вниманию в некоторые дни Великой четыредесятницы, и особенно в дни Страстной седмицы, имеют чрезвычайно важное значение для научения истинам христианской веры и наставления в благочестивой подлинно христианской жизни. В этих главах простым и ясным для каждого языком сообщаются глубочайшие истины нашей веры, приоткрываются некоторые стороны священной тайны божественной жизни и божественного домостроительства, уясняется сущность и значение таких великих событий священной и мировой истории как воплощение Единородного Сына Божия и Его искупительный подвиг «нас ради человек и нашего ради спасения». Наряду с этим названные евангельские главы содержат в себе и бесценные назидания, являющиеся основанием христианской нравственности. Вслушиваясь в слова евангельских повествований об исполненном небесного достоинства поведении Богочеловека Господа Иисуса Христа в дни и минуты тягчайших испытаний и о совсем ином, немощном, соблазнительном или даже преступном поведении людей – современников Христа, бывших или свидетелями, или участниками происходивших тогда событий, мы легко можем извлечь для себя из этих повествований жизненно важные нравственные уроки. Только что прослушанное нами чтение из Евангелия от Матфея как бы призывает нас задуматься над вопросом о Божественном свидетельстве и человеческом к нему отношении. Свидетельство Господне истинно, непреложно и неотразимо в своем могущественном воздействии на ум и совесть человека. Что же касается нашего отношения к нему, то оно может быть весьма различным. Оно может быть свидетельством добрым, смелым и прекрасным в своей преданности Христу; оно может быть робким и немощным, но все же не бесчестным и потому имеющим известную нравственную цену, ибо Господь наш, в Своем бесконечном снисхождении к человеческой слабости, говоря словами св. Иоанна Златоуста , «и дела приемлет, и намерение приветствует». Но оно может быть и постыдным, безнравственным лжесвидетельством, которое вызывает справедливое отвращение в каждом неиспорченном сердце и неминуемо навлекает на себя праведный суд Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

15 декабря 2011 г. 01:00 Особенности религиозной организации как юридического лица Конституционный суд Российской Федерации установил, что признание религиозной организации недействующей и исключение ее из ЕГРЮЛ возможно только в судебном порядке. При применении норм о ликвидации юридических лиц судам необходимо учитывать специфику религиозных организаций. Конституционный суд РФ в декабре рассмотрел на заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с жалобой  пастора Александра Федичкина. Пастор Александр Федичкин – глава местной религиозной организации «Люблинская поместная церковь   евангельских     христиан». Управление Федеральной налоговой службы (УФНС) по городу Москве признало эту общину фактически прекратившей свою деятельность как юридическое лицо, а решением от 12 мая 2008 года исключило из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) как недействующее юридическое лицо. Симоновский районный суд г. Москвы, куда за защитой нарушенных прав членов указанной религиозной организации обратился пастор Александр Федичкин, решением от 17 сентября 2010 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 декабря 2010 года, в удовлетворении заявленного требования о признании решения УФНС по Москве незаконным отказал.  Конституционный суд выявил конституционно-правовой смысл положений статьи 21.1. и пункта 7 статьи 22 ФЗ о государственной регистрации юридических лиц и постановил, что решения, вынесенные в отношении общины «Люблинская поместная  церковь   евангельских     христиан», подлежат пересмотру. Заявитель усматривал несоответствие оспариваемых законоположений статьям 28, 30 (часть 1) и 35 (часть 3) Конституции РФ в том, что они допускают признание религиозной организации недействующим юридическим лицом и ее исключение из ЕГРЮЛ при наличии лишь формальных признаков и без проведения процедуры ликвидации, что, по его мнению, приводит к нарушению конституционного права граждан на совместное исповедание религии и права на объединение, а также к лишению религиозной организации ее имущества без решения суда.

http://e-vestnik.ru/docs/osobennosti_rel...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010