Закрыть itemscope itemtype="" > Зачем нам Евангелие? Часть 4. Внешнее и внутреннее. О современных фарисеях 02.08.2023 1072 Время на чтение 17 минут Фото: Из интернет-источников В предыдущих статьях (частях 1-3) мы начали рассматривать евангельские заповеди и проверять, знаем ли мы их и исполняем ли, потому что перед этим выяснили, что все мы будем судимы на Страшном Суде по единственному Кодексу законов, установленных Богом для нас, православных христиан,Евангелию. Закончив проверку знания и исполнения нами главной и основополагающей евангельской заповеди – заповеди о покаянии в свете учения о покаянии святителя Игнатия (Брянчанинова), скорее всего, нужно признать, что мы её не исполняем и, если говорить честно, исполнять не хотим. Искренне надеясь, что хотя бы кто-нибудь из читателей всё-таки задаст себе в связи с этим печальным выводом вопрос о том, каково же в таком случае будет решение Суда, определяющее его вечную участь, теперь продолжу рассматривать частные евангельские заповеди. Я не буду придерживаться какой-то системы в их рассмотрении, так как боюсь, что если применять системное рассмотрение заповедей, то для этого нам может просто не хватить времени, судя по сегодняшним событиям, которые стремительно разворачиваются в Церкви и мире, а лично мне – и сил. Ибо заповедь Господня широка зело (Пс. 118). Поэтому, если Богу будет угодно, рассмотрим просто некоторые частные заповеди. 2. « Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:25-28). Так обличал Господь ветхозаветных фарисеев. А для современных христиан, не желающих знать и исполнять заповедь Господа о покаянии, фарисейство – это едва ли не самая актуальная и всеобщая смертельная болезнь, которая рождается из того же источника – из наших неочищенных внутренних гробов, наших сердец, в которых живёт вечная смерть как результат грехопадения человеческого рода.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/02/za...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Христианство нельзя использовать для политической борьбы» Православные священнослужители о высказывании протоиерея Георгия Коваленко, заявившего, что ополченцы Новороссии нарушают евангельские заповеди 15.09.2014 1441 Время на чтение 8 минут Глава синодального Информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви Московского Патриархата протоиерей Георгий Коваленко считает, что жители юго-востока страны нарушают евангельские заповеди, передает «Интерфакс-Религия». «Сепаратизм - это раскол. Сепаратисты - раскольники. И наоборот. Раскол - это сепаратизм. Раскольники - это сепаратисты. Господь заповедовал своим ученикам единство. Поэтому раскол нужно уврачевывать», - написал священник на своей странице в соцсети. По его словам, Церковь призывает народ Украины к единству. «Целостность страны нужно сохранять и восстанавливать», - добавил представитель УПЦ. По его мнению, украинская власть сегодня защищает «добро от зла». Это уже не первая критика со стороны отца Георгия в адрес ополченцев. Недавно получило резонанс еще одно высказывание спикера Украинской Православной Церкви – он заявил, что Крым «должен быть возвращен в состав украинского государства». Отметим, что все публичные представители собственно Московского Патриархата подчеркнуто сохраняют нейтралитет в украинском вопросе, настаивая лишь на необходимости мирного разрешения конфликта и напоминая, что в Донецке и Ужгороде равно живут прихожане единой Церкви. «Как бы вы прокомментировали это высказывание о. Георгия? Кто для вас защитники Новороссии - сепаратисты или ополченцы? Что бы вы ответили на обвинения представителя УПЦ?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям. Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, напомнил, что на территории УПЦ есть такое место – Свято-Успенская Почаевская лавра. «И там жил, как бы сейчас бы сказали, один сепаратист, которого, правда, почему-то все-таки почитают в Православной Церкви как святого. Его зовут Иов Почаевский. Он отстаивал православие и боролся против попыток соединить Православную Церковь с Католической. Наверное, сегодня пресс-служба Украинской православной церкви и отец Георгий Коваленко назвали бы Иова Почаевского сепаратистом, так как он выступал за отделение православных от католиков. По моему разумению, он все-таки был Святым подвижником, который не дал возможность стереть православие с Украинской земли. А вот отец Георгий смешивает вещи, которые смешивать нельзя: политику и веру. Их нужно разделять. Нельзя планы людей, желающих уничтожить Украину, оправдывать евангельскими словами», - заключил священник.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/09/15/hr...

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года с приложением самого славянского текста с русским переводом и указанием особенной поучительности их Источник Общие Замечания о чтении Евангелия на церковных службах Что такое Евангелие? Это – главнейшая и священнейшая христианская книга, в которой Св. апостолами описана земная жизнь Иисуса Христа Спасителя человеков и Его спасительное учение. Что значит название: Евангелие? Евангелие – слово греческое, по-русски значит: добрая или радостная весть. Так называется главнейшая христианская книга потому, что для человеков не может быть более радостной вести как весть о Спасителе и о вечном через Него спасении. Когда и какие из апостолов написали Евангелие? Евангелие написано по вознесение Иисуса Христа на небо. Написано оно святыми апостолами и евангелистами: Матвеем, Марком, Лукой и Иоаном Богословом. Каждым из евангелистов написано свое Евангелие, называемое его именем: Матвея, Марка, Луки и Иоанна и одно из Евангелий написано раньше, другое позднее. Раньше написана Евангелие Матвея, а позднее Иоанна. Поэтому всегда диакон и священник возглашают: от Матвея, от Марка, от Луки или Иоанна святого Евангелия чтения. Все четыре Евангелия соединены в одну книгу и носят одно общее название: «Евангелие». Почему положено читать Евангелие на церковных службах? Потому что во время молитвы на службах сердце наше бывает более согрето и потому более способно принять Евангельское учение. В храме, как бы в доме Божием, и есть уст совершителя Богослужения, как бы из уст Самого Христа, слышится Евангельское учение о вере и добродетели. Как читается Евангелие на церковных службах? В праздники, история которых содержится в Евангелии, напр. в Рождество Христово, Крещение, читается о сих самых праздниках. В воскресные дни читаются особо важные места из Евангелия, каковы напр. особенные чудеса, притчи Христовы и т.п. В праздники святых читаются такие места, где содержатся указания на подвиги святых, напр. в праздники св. ангелов, апостолов указания на ангелов, апостолов. В будничные дни читаются в Евангелии места, следующие по порядку. – Для чтений Евангелие обыкновенно разделяется на так называемые зачала, содержащие в себе по нескольку стихов той или другой главы, так как обыкновенное разделение Евангелия-это разделение на главы, а главы на стихи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Школьное богословие «Книга составлена на основании двух брошюр, которые мне довелось написать два года назад в помощь школьным учителям, и некоторых моих статей в светских газетах. И в том и в другом случаях приходилось писать для людей, чьи познания в области христианского богословия не следовало переоценивать. Для обычных людей. Поэтому оказалось возможным совместить «методические» и «газетные» тексты и, на их основании, составить сборник, дающий более целостное представление о Православии. Но, чтобы с самого начала найти язык, который позволил бы перекинуть мостик из мира православного богословия в мир нашей повседневности, основной темой этого сборника я решил сделать детскую». В сборник «Школьное богословие» вошли следующие статьи о. Андрея Кураева: ЗАЧЕМ ЭТО НАДО ДЕТЯМ? ПАЛОМНИЧЕСТВО К ВЕРЕ ЕСЛИ БЫ ДИРЕКТОРОМ БЫЛ Я КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗАКОН О СВОБОДЕ СОВЕСТИ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПРАВОСЛАВИЯ В ШКОЛЕ? «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» КАК ЛЕКАРСТВО ОТ ЭКСТРЕМИЗМА ПРИЛОЖЕНИЕ УРОК ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ПРОВЕДЕННЫЙ ЭКЗЮПЕРИ ОБ ИЗУЧЕНИИ В ШКОЛАХ «ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» ИГРА В РЕЛИГИЕВЕДЕНИЕ ОСТОРОЖНО: ВАЛЕОЛОГИЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА: СДЕЛАНО В СЕКТЕ НЕ ВСЕ ТО, ЧТО СВЕРХУ — ОТ БОГА ТЕХНИКА РЕЛИГИОЗНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КУЛЬТУРА КАК ЖЕМЧУЖИНА ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ ПЕРВЫЙ УРОК ТВОРЕНИЕ МИРА СОЗДАНИЕ ЧЕЛОВЕКА АВЕЛЬ И КАИН ПОТОП ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ РОЖДЕНИЕ МАРИИ БЛАГОВЕЩЕНИЕ О ХРИСТЕ В КАКОМ ГОДУ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА РОДИЛСЯ ХРИСТОС? ВОЛХВЫ И ПАСТУХИ ПЕРЕПИСЬ СОЧЕЛЬНИК ИКОНА РОЖДЕСТВА ЧУДО ВСТРЕЧИ ДЕНЬ БОГОЯВЛЕНИЯ ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ГОРЫ: ПРЕОБРАЖЕНИЕ ПРИТЧИ ХРИСТОВЫ ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ГОРЫ: ГОЛГОФА ПАСХА: ПУТЬ ИЗ АДА ДУХОВ ДЕНЬ МЕЧТА О КОММУНИЗМЕ ЧЬЯ ВЛАСТЬ? РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА Диакон Андрей Кураев ШКОЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ   Книга составлена на основании двух брошюр, которые мне довелось написать два года назад в помощь школьным и некоторых моих статей в светских газетах. И в том и в другом случаях приходилось писать для людей, чьи познания в области христианского богословия не следовало переоценивать. Для обычных людей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

поиск:   разделы   рассылка //Александр Щипков. Во что верит Россия Лекция третья. Христианство и политика. Возникновение ХДС Возникновение современной русской христианской демократии — это новое явление, практически не имеющее аналогов в предыдущей отечественной истории. Исследователи могут найти зачатки христианско-демократической идеи в работах русских мыслителей начала века. Также они могут предложить обратиться к истории Христианско-демократической партии «Воскресение», созданной весной 1917 года Иваном Прохановым на базе общины евангельских христиан. Однако в строгом смысле эту партию нельзя считать христианско-демократической, так как ее основные программные установки были нацелены не на освобождение личности, а на демократизацию Церкви в рамках представлений евангельских христиан: регулярный воскресный отдых вместо «беспорядочных» православных праздников, упразднение иерархии, отмена малопонятного церковно-славянского языка и т. д. 1 Разумеется, идейная преемственность существует, и современные христианские политизированные группы не зря ищут свои корни в истории: кто в славянской, кто в латинской. Но нельзя забывать, что советское государство, превратившись в замкнутую систему, прервало национальное, религиозное и общественное развитие России. Общественно-политические силы, вышедшие на поверхность в конце восьмидесятых годов, явились результатом сложных процессов, протекавших в границах именно этой замкнутой системы. Это относится и к образованию современных русских христианских демократических организаций. Европейское христианско-демократическое движение за десятилетия своего существования претерпело значительные изменения. Тем не менее важнейшим его основанием является социальная доктрина Католической Церкви, в центре которой стоит человеческая личность. Русская Православная Церковь не разработала (не успела?) подобного учения, и говорить о глубокой преемственности в развитии русской христианско-демократической мысли не приходится. Грубое вмешательство коммунистов в духовную жизнь народа и установление атеистического режима привели к тому, что все христианские движения, возникавшие в СССР, так или иначе носили антисоветский, антиэтатический характер. Спектр этих движений был чрезвычайно широким: от сектантов и катакомбной Церкви до домашних семинаров шестидесятых-семидесятых годов, которые частью трансформировались в религиозное правозащитное движение. Эти семинары и движения 2 объединяли людей разных философских и идеологических установок, но, несмотря на определенную политическую активность, не являлись по существу движениями партийными. Ни религиозные правозащитники, ни тем более участники подобных «семинаров» не ставили своей целью радикально переустроить государство, а требовали лишь соблюдения существующего законодательства, максимум — его демократизации.

http://religare.ru/2_7150.html

Праздник Успения Божией Матери 135 относится к числу праздников, нашедших всеобщее признание в Церкви уже в более поздний, сравнительно с другими, период церковно – исторической жизни, хотя первоначальное возникновение его и теряется во мраке столетий, в такой дали, что определенного момента времени, с которого впервые начал он праздноваться, – нельзя указать. Но что этот праздник, как и вообще Богородичные праздники, стал общеобязательным в позднейшее время, это, помимо прямых исторических свидетельств, представляется понятными по самому существу дела. Первыми по времени в Церкви христианской могли явиться и действительно явились праздники в воспоминание тех событий, о которых христиане знали из Евангелия, – на которых с особым вниманием и благоговением останавливалась их мысль при изучении земной жизни Господа Иисуса Христа. Событиями же, стоящими вне евангельского повествования, христиане, доколе сознание их еще всецело было занято усвоением только этого последнего, – естественно не могли особенно интересоваться, а потому не могли, конечно, создаваться и праздники в честь и воспоминание таких событий. Между тем в канонических Евангелиях о Пресвятой Деве Марии говорится вообще очень мало, и смиренный образ Ее далеко нечасто появляется на страницах Евангельского повествования. И это будет также вполне понятным, если принять во внимание, что главною целью Евангелия служит изображение Лица и дел Самого Богочеловека – Иисуса Христа. Божия Матерь в повествовании Евангелиста могла выступить поэтому только постольку, поскольку Ее жизнь имела отношение к делу искупления и спасения; совершенных Ее Божественным Сыном. Подробному же и самостоятельному изображению Ее Лица и Ее жизни Евангелисты не могли уделить много места, ибо, если и о Самом Господе сказано далеко не все, что было можно сказать, как это свидетельствует Евангелист Иоанн ( Ин. 21:25 ), – то как стали бы Евангелисты много говорить о Марии Деве, – хотя и Матери Господа, но все же – только человеке? И потому-то никаких сведений даже о важнейших событиях в жизни Божией Матери, не имеющих, однако, прямой связи с земною жизнью Спасителя, не находится в писаниях Евангелистов. Следовательно, – и общераспространенного празднования в память этих событий жизни Ее на первых порах в Церкви христианской не могло быть.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

прот. Константин Рознатовский Предисловие В жизни христианина главное его христианская убежденность, которая зависит от стройности христианского миросозерцания, от ясности церковного самосознания. Но что такое церковное самосознание? В одном, так сказать, штрихе понятие о нем может быть выражено так, Христос – Свет мира. Он спасает людей Своим служением миру пророческим, первосвященническим и царским. Как Пророк Христос даровал, грешному человечеству Евангельское учение как Первосвященник Он пострадал, за нас на кресте, как Царь, воскрес и вознесся со славою на небо. Отсюда нравственная обязанность истинного Христова последователя, во-первых, внимательно и сознательно вникать в Евангельское учение, как оно раскрыто в творениях св. отцов. Во-вторых, бороться со своими недостатками, нравственными, насколько они проявляются в личной и общественной нашей жизни, и наконец, веровать в Воскресшего и верить в конечное торжество добра. Усвоить себе тройственные заслуги Спасителя христианин может при условии и добровольного и тесного духовного общения с Ним в молитве и таинствах. Такое усвоение есть наше освящение, в акте нашего освящения действ ее благодать Божия совместно с душевными силами человека. При этом совершается духовный рост человека – постепенно. Процесс нравственного роста, задача всей земной жизни человека. Таково понятие о церковном самосознании. Говоря идеально, каждый христианин в зрелом возрасти, должен быть носителем ясного церковного самосознания. Во всяком случае, в критические моменты общественной жизни, самая надежная духовная основа в человеке его церковное самосознание. В самом деле, возьмите, напр., наши лукавые дни. Убийства, грабежи сделались явлением почти обыденным. Самая жизнь человека ставится ни во что. На зло, таким образом, смотрят легко, в борьбе с ним не принимают решительных мер. И только взгляд на зло, на трех с точки зрения церковного самосознания заставляет, человека вести усиленную борьбу с дурными влечениями и срывать с них маску доброты и, за отсутствием в себе самом достаточных сил для борьбы со злом, искать помощи свыше.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/osn...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 19 января 2024: Крещение Господне, Богоявление 20 мин., 16.01.2019 Содержание Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Мы расскажем об истории, традициях и смысле праздника. Что такое Крещение Господне Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель. Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения.  На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!  Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос - Бог Отец, голубь - Бог Дух Святой, Иисус Христос - Бог Сын.  И было засвидетельствовано, что Иисус - не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог. Крещение Господне — двунадесятый праздник . Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник. Когда празднуется Крещение Господне Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю). Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

http://foma.ru/19-janvarja-2023-kreshhen...

Слово при вступлении на паству Харьковскую, сказанное в Харьковском Успенском соборе 1842 г. «И аз пришед к вам, братие, приидох не по превосходному словеси или премудрости возвещая вам свидетелство Божие: не судих бо ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и Сего распята... И слово мое и проповедь моя не в препретелных человеческия премудрости словесех, но в явлении духа и силы, да вера ваша не в мудрости человечестей, но в силе Божией будет» ( 1Кор. 2:1–2, 4–5 ) Так писал некогда апостол Павел Коринфянам, приводя им на память, как он в первый раз явился пред ними, и как образ явления его был противоположен их ожиданиям. Коринф, как известно, славился науками и мудростью земной; Павел обладал умом Христовым и мудростью небесной; казалось, что к мудрым язычникам и учитель языков явится с мудростью, а Павел явился с буйством проповеди Евангельской!.. Коринфяне надеялись, вероятно, услышать от нового наставника христианского новое решение тех вопросов, которыми занимались их мудрецы и философы; а Павел, явившись пред ними, не хотел казаться знающим что-либо, кроме Иисуса Христа, «и Сего распята!» Противоположность разительная, явно удаленная от всех видов и расчетов обыкновенного благоразумия человеческого, – но Павел знал, что делал! – Святое буйство проповеди Крестной недолго оставалось соблазном для любознательных коринфян. Сопровождаемое «явлением Духа и силы», оно не замедлило взять верх над всеми безплодными хитросплетениями их софистов; и те, для которых распятый Бог Павлов казался вначале безумием, с благоговением признали в нем «Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор. 1:24 ). И ваш град, братие мои, подобно Коринфу, известен любовью к просвещению и наукам. Неудивительно посему, если и вы обыкли смотреть на все не очами токмо веры, а и взором ума испытующего. Поскольку же и нам выпал жребий провести немало времени не только «при ногу» ( Деян. 22:3 ), но и на самом седалище Гамалиилове, то легко может статься, что некоторые ожидают от нас слова высокого и проповеди по всем правилам витийства человеческого. Да будет же известно вам, братие мои, что и мы, подражая великому учителю языков, приходим к вам не с премудростью слова, не с выспренными умозрениями, не с блестящими оборотами витийства, а с простотой веры Евангельской и с единой, если даст Господь, силой чувства христианского. Да будет ведомо, что и мы во время нашего пребывания с вами, не желали бы казаться знающими что-либо, кроме Иисуса Христа, «и Сего распята». Иисус и Крест Его – се наша мудрость! Изображение Его пред вами в том самом виде, как Он представлен у святых пророков и Апостолов – вот наше красноречие! Большего мы не знаем и не обещаем; лучшего – не можем и не хотим. И если бы когда-либо уклонились мы от сего святого правила и обета и предались суетному желанию блистать пред вами мудростью человеческой и витийством, то вместо внимания слову нашему, закройте тогда слух от него, остановите нас и напомните, что мы говорили теперь пред вами.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

1–4. Старец: см. прим. ко 2-му посланию, ст. 1. Гаию: см. предисловие к 3-му посланию. – Возлюбленному: и в первом послании апостол часто взывает к своим чадам со словами: дети, дети мои или возлюбленные; с воззванием – возлюбленный обращается он не раз и к Гаию, чем показывает свою особенную любовь к нему, равно как и усиленным выражением – которого я люблю по истине (см. прим. к 2Ин. 1:1 ). – Молюсь, чтобы ты здравствовал: обычное приветственное, споспешествуемое молитвою желание здравия, не свидетельствующее о том, чтобы Гаий был не здоров в то время, когда писал к нему послание апостол. – Преуспевал во всем: имел счастливый успех во всех и всевозможных делах своих, и в житейских, и в домашних, и общественных. Чтобы преуспевал во всех таковых и подобных делах так и в такой мере, как и в какой мере преуспевает в добродетелях душа твоя, в хождении по истине и в верности истине (ст. 3), в жизни по Евангельской истине, в усовершенствовании духовном. – Ибо я весьма обрадовался и проч.: излагается причина, или основание, апостольского благожелания Гаию телесного и духовного спасения и во всем благопоспешения. Основание – то, что апостол очень обрадовался, получив достоверные сведения о высоких качествах и жизни Гаия. Кто это были свидетельствовавшие пред апостолом о Гаие братия, не говорится или говорится глухо (ст. 5–7).– О верности и проч.: усиленная речь о твердости Гаия в исполнении, или хранении, чистоты и непоколебимости в христианской истине, как во всем он поступает сообразно истине Евангельской (ср. прим. к 2Ин. 1:4 ). – Я весьма обрадовался (ст. 3), потому что для меня нет большей радости и проч.: греческое слово выражает усиленную радость, еще более усиленную, чем выражение – весьма обрадовался. Такой формой усиленного выражения пользовался иногда святой апостол Павел, например Еф. 3:8 . – Дети мои, которых часто называл так Иоанн в первом своем послании. Это христиане, стоявшие под непосредственным руководством апостола Иоанна, хотя и всех христиан, стоявших и под руководством прочих апостолов и учеников и преемников апостольских, апостол и мог, и желал, без сомнения, называть детьми своими по духу, по вере, по Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010