Русское православие в Северной Америке Православная Церковь в Северной Америке начиналась с Евангелической миссии. Аляска и Алеутские острова были формально присоединены к Российской империи в 1766 году. В 1793 году по просьбе тамошних русских торговцев и поселенцев Российский Священный Синод направил постоянную миссию из монахов Валаамского монастыря на Ладожском озере для обращения в христианство уроженцев этих отдаленных владений России. Первая православная церковь , освященная во имя Воскресения Христова, была воздвигнута в 1794 году на острове Кадьяк в Алеутском архипелаге. Миссия работала очень активно и успешно, и в первые два года были обращены в христианство и приняли крещение 12 000 местных жителей. В 1799 году был рукоположен первый миссионерский епископ Аляски. К несчастью, он не добрался до берегов Аляски, так как судно по пути из Сибири затонуло в бурном море. Тем временем управление Алеутскими островами и Аляской было передано вновь образованной «Русско-Американской компании», и новый режим колониальной эксплуатации не благоприятствовал миссионерской деятельности. Величайшим миссионером первого периода был отец Герман, чья жизнь послужила примером высочайшего христианского милосердия и благочестия. Сам он жил в лесной келье на острове Еловый напротив острова Кадьяк, но серьезно заботился о духовных нуждах местных христиан. Он обучал их Священному Писанию и помогал им в самых разных делах. Новый период в жизни миссии на Аляске наступил в 1824 году с прибытием выдающегося главы миссии, отца Иоанна Вениаминова (1797–1879), приходского священника из Иркутска. Он был миссионером по призванию, с глубокой набожностью, широтой видения, неисчерпаемой энергией и поистине евангельским благочестием, и никакие тягости и трудности не отвращали его от пастырского служения. Кроме того, он был одаренным лингвистом. Он изучил местные диалекты, для которых составил первые грамматики, и занимался переводом Нового Завета и главных богослужебных книг на местные диалекты. На Алеутах он составил свой катехизис «Указание пути в Царствие Небесное».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

свящ. Иакинф Дестивель Материалы по истории церкви. Книга 41 (серия основана в 1991 г.)   Главный редактор серии: кандидат исторических наук, кандидат богословия священник Илья СОЛОВЬЕВ   Редакционная коллегия тома: профессор Эрих БРИНЕР (Институт «Вера во втором мире», Швейцария) протоиерей Сергий ИЛЬИН (Берлинская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата) кандидат исторических наук Модест Алексеевич КОЛЕРОВ Наталия Александровна КРИВОШЕЕВА (Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет, Москва) профессор протоиерей Георгий МИТРОФАНОВ (Санкт–Петербургская духовная академия и семинария) Валентин Арсеньевич НИКИТИН (Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата) кандидат исторических наук Александр Юрьевич ПОЛУНОВ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова) профессор Дмитрий Владимирович ПОСПЕЛОВСКИЙ (университет Западного Онтарио, Канада) доктор исторических наук, профессор Сергей Львович ФИРСОВ (Петербургский государственный университет) кандидат искусствоведения, доцент, протоиерей Валентин ЧАПЛИН (Общество любителей церковной истории, Москва) профессор Дмитрий Михайлович ШАХОВСКОЙ (Свято-Сергиевский Православный Богословский институт, Париж) профессор Гюнтер ШУЛЬЦ (Евангелический богословский факультет Мюнстерского университета, Германия) Все права на текст книги сохранены за автором. © Священник Иакинф Дестивель – текст, 2008. Оригинал–макет, оформление – Общество любителей церковной истории, 2008.   От издательства «Свершилась воля Божия. Россия вступила на новый путь государственной жизни». Этими словами начиналось известное послание Св. Синода «К верным чадам Православной Российской Церкви», датированное 9 марта 1917 года. По сути дела, именно в этих начальных словах послания Российская Православная Церковь через Высший орган ее управления дала нравственную оценку событиям, совершившимся 2 марта 1917 года. После отречения императора Николая II от престола и перемены формы государственного правления в России, Церковь сосредоточила свои силы на созыве так долго ожидавшегося Всероссийского Поместного Собора. Именно этому Собору, провозгласившему неизменное следование принципу соборности на всех уровнях церковного управления, суждено было стать важнейшим событием церковной жизни 20 столетия. Остается лишь сожалеть, что работа Собора, проходившая под сильным давлением политических обстоятельств времени, так и не была завершена, а многие соборные решения не были воплощены в жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Часть третья. Догматическое изложение церковного устройства Глава I. Основные начала церковного устройства § 74. Единство церкви. Христос Спаситель основал единую христианскую церковь . В действительности существуют православная, римскокатолическая и другие церкви, не считая множества христианских сект. Даже и на почве одного и того же вероисповедания (именно православного и евангелического) существуют различные, юридически самостоятельные и независимые одна от другой церкви. Точка зрения римско-католической церкви на вероисповедное единство существенно отличается от точки зрения евангелической и православной. Римско-католическое единство есть юридическое единство всех католиков земного шара, связанных внешними формами устройства с подчинением одному видимому церковному главе, представителю и наместнику невидимого главы Христа, преемнику св. Петра, епископу римскому. Напротив, евангелическая не признает необходимости объединения отдельных христианских обществ внешними формами устройства, и если, по требованию целесообразности, в разных странах проведена в большей или меньшей степени централизация, то эта централизация не идет далее пределов отдельной государственной территории (Landeskirche), а иногда в пределах одной и той же территории существует несколько евангелических церковных организаций, не связанных между собой юридически. В православной богословской науке высказаны разные взгляды по этому вопросу. I. Наиболее распространенным можно считать учение, что единственный глава церкви есть невидимый Глава – Христос, главенством которого исключается необходимость всякой внешней общецерковной руководящей власти. Таким образом невидимое главенство Христа и существование какого-либо видимого главы, в смысле общецерковной руководящей власти, признаются несовместными. Учение это вызывает против себя следующие возражения: 1) история свидетельствует, что в период вселенских соборов, христианская церковь не только принципиально признавала, но и в действительности имела высшую руководящую власть, мало того, что все историческое развитие церкви было борьбой за власть, и что самое разделение церквей произошло вследствие неясности отношений между факторами власти и вследствие столкновения притязаний на эту власть, а не вследствие того, что одной стороной утверждалась, а другой отрицалась необходимость видимой власти; 2) в символических книгах православной церкви епископы, в их отношении к совокупности общин, составляющих епархию, называются теми же именами, которые католиками прилагаются к римскому епископу по отношению к целой католической церкви (в «Православ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Так как в существующей системе церковного устройства выражаются известные общие начала, которыми определяются и от которых получают смысл подробности церковной организации, отличающие притом же одну христианскую церковь от другой; то изложение общих начал должно предшествовать изложению подробностей. Затем, так как западное церковное право в обоих его направлениях – католическом и протестантском – развивалось при пособии юридической науки, которая выясняла юридические понятия и классифицировала с свойственными юриспруденции приемами юридические отношения и институты; то вообще западное церковное право должно предшествовать православному русскому праву, не как образец для подражания, а как отправная точка для целесообразного освещения институтов русского церковного устройства. Таким образом 1-я глава третьей части будет заключать в себе изложение общих начал церковного устройства, 2-я – положение подробностей католической церковной организации, 3-я – евангелическое церковное устройство, 4-я – подробности устройства русской православной церкви 1 . В виду того, что церковная организация слагается из последовательного ряда церковно-правительственных инстанций и должностных органов, во главе которых стоят центральные органы, простирающие свое действие на целую церковь , как юридический организм, единицей же низшего порядка является приходская община с ее организацией, каждая из глав, содержащих в себе изложение подробностей церковной организации, должна иметь в виду а) высшую церковно-правительственную инстанцию, или центральные органы, б) подчиненные органы в более или менее обширных церковных округах, как церковные провинции или митрополитские округа. диэцезы или епархии (сюда же евангелическая провинции), составляющие то две, то одну подчиненную церковно-правительственную инстанцию, в) местные церковно-правительственные органы для непосредственного наблюдения (а в евангелической церкви и для непосредственного ближайшего управления) над приходскими общинами, как деканы, благочинные и проч., г) приходскую общину с ее органами. Глава Общие начала церковного устройства

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

А.Д. Щеглов Введение В истории каждой страны происходили события, являвшиеся особенно насыщенными и судьбоносными. Применительно к Швеции позднего Средневековья – раннего Нового времени одним из наиболее знаковых был Вестеросский риксдаг 1527 г. На этом собрании делегаты от шведских сословий приняли решения, радикально изменившие отношения церкви и светских институтов, и в конечном счете, значительно усилившие королевскую власть. Вестеросский риксдаг 1527 г. – главное событие шведской Реформации на ее начальной стадии. Данный риксдаг интересен по множеству причин. В нем отразились особенности позднесредневековой шведской истории (прежде всего, политической), менталитет и психология сословий, общественные традиции и перемены. Он неплохо документирован (хотя все постановления сохранились только в позднейших списках). На его примере можно проследить, как общество того времени взаимодействовало с королем, как воплощались в жизнь элементы народовластия. И конечно, в истории риксдага и его постановлений имеются неясные, спорные моменты. Все эти факторы создают благоприятную перспективу для исследований и дискуссий. Особый интерес данное событие представляет в связи с тем, что в Швеции, как и в других странах Северо-Западного региона Европы – Дании, Англии, имела место т.н. Реформация «сверху» – своеобразное и интересное явление. Реформа церкви находилась в тесном взаимодействии с политическими преобразованиями в обществе, и в конечном счете, сыграла важную роль в становлении и развитии национальных абсолютистских монархий. В истории шведской Реформации достаточно четко выделяется ранний этап реформ: 1520-е1530-е гг. – время подготовки Вестеросского риксдага и воплощения его резолюций. На этом этапе одержана победа светской власти над католическим духовенством. Церковь утратила привилегии, была обложена налогом, ее земли отторгли в пользу короны и дворянства. Реформационное (по терминологии реформаторов – «евангелическое») вероучение получило тогда официальное признание, на соборах шведского духовенства (конец 15201530-е гг.) приняли постановления о реформах богослужения, в основе которых лежали евангелические доктрины. Усилиями, прежде всего, лидеров шведской Реформации Олауса Петри и Лаврентиуса Андреэ была создана и опубликована богословская, богослужебная и религиозно-просветительская литература на шведском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Воронеж. Покровский Девичий монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Храмы монастыря: Церковь Всех Печерских святых Карта и ближайшие объекты Воронежский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь основан в 1623 г. по благословению Патриарха Московского Филарета, старицей Марфой и 30 инокинями, жившими в Воронеже. Деятельное участие в устроении монастыря принимали воронежские дворяне, стрельцы и особенно донское казачество, в монастыре постригались женщины из казацких поселений. В 1627 г. царь Михаил Феодорович пожаловал монастырю крупное владение - земли на 50 верст по берегам р. Форосань (совр. Хворостань) с селом Форосань, деревней Избыльной (с 1629 г.), пашнями, лесом, мельницами, перевозами, рыбными ловлями и пасеками. С началом кораблестроительных работ в Воронеже в 1696 году около монастыря были устроены верфи, Немецкая слобода с евангелической кирхой, дворец Петра I и дома его приближенных. Монастырь должен был содержать казенных рабочих лошадей. В 1699 г. игуменья ходатайствовала перед Патриархом Адрианом о приписке обители к Патриаршим домовым монастырям, но получила отказ. В 1700 г. игуменья Ирина, в связи с тем что «поблизости к адмиралтейству и дворцу… монастырю стоять было невместно», просила перевести монастырь за город. По указу Петра I 17 дек. 1702 г. и грамоте свт. Митрофана 23 дек. 1702 г. Воронежский женский монастырь разместился в урочище Терновая Поляна, на правом берегу реки Воронеж, близ Нищей и Посадской слобод. Обители был отведен обширный лесной участок в 5 дес. В 1703 г. состоялось освящение монастырского деревянного Смоленского храма, в 1705 г. он был переосвящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в нем появился Смоленский придел, а в 1751 г. храм был отстроен в камне. При Екатерине II в начале 1760-х годов была проведена секуляризация церковных владений. У монастырей отобрали все населенные вотчины и крепостных крестьян. Да и само их число резко сократилось. Из пяти женских монастырей Воронежской епархии епископу Тихону разрешалось сохранить только один. Он выбрал Покровский девичий в Воронеже. Монастырь был отнесен к третьему классу по назначенному ему содержанию, штат определялся в 17 насельниц. На жалованье матушке игуменье и хозяйственные нужды выделялось около двухсот рублей. Сверхштатный прием новых обитательниц категорически запретили, даже если речь шла о монахинях упраздненных обителей. Новых послушниц с 1770-х годов стали принимать при условии взноса значительных средств на будущее пропитание и строительства или покупки ими собственной кельи.

http://sobory.ru/article/?object=20605

Глава IV-я. Развитие евангелического церковного устройства § 31. Принципиальные воззрения протестантизма 288 Поводом к выступлению Лютера в качестве реформатора послужило злоупотребление по продаже индульгенций; но, начавшись с этого частного повода, германская реформация направилась против самых основ средневековой церковности. Злоупотребления по продаже индульгенций привели Лютера к мысли, что не только злоупотребления заслуживают осуждения, и не только сами индульгенции, как фиктивные добрые дела, ограничивающиеся механическим взносом известной денежной суммы, но и добрые дела вообще, сами по себе, не имеют значения в деле спасения человека. Человеческая природа настолько повреждена первородным грехом, что человек не в силах совершить такие дела, которые могли бы быть поставлены ему в заслугу. Поэтому человек может оправдываться перед Богом только лишь верой, а не делами. Вера, как глубокое сердечное религиозное настроение, не может не проявляться в соответствующих делах; но как самая вера есть дар Божий, так и те дела, в которых она обнаруживается, суть также дар Божий, а, следовательно, не могут быть вменяемы в заслугу человека. Из этого общего принципа оправдания верой сделаны были дальнейшие выводы. Уже борьбой Лютера с индульгенциями была затронута власть папы раздавать дары благодати и освобождать от наказания за грехи не только живых людей, но и умерших, находящихся в чистилище. Но этого мало. Так как христианин спасается исключительно верой во Христа, которая есть дар Божий, то нет нужды в священстве, как особом сословии, обладающем особыми дарами, преподающем благодать и посредствующем между Богом и людьми. По своему составу церковь есть общество равное 289 , в котором нет существенного различия между клиром и мирянами: все члены равно состоят в непосредственной личной связи с Христом и все суть равно священники. Ни особенного христианского священства, ни особенной новозаветной жертвы не существует, кроме одного Священника и Посредника Христа и кроме одной жертвы, раз навсегда и за всех принесенной Христом на Голгофе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Закрыть itemscope itemtype="" > Всем нужно, наконец, понять, что Православие не было принесено в Латвию на советских танках в сорок пятом году 18.01.2006 367 Время на чтение 6 минут Положение православных верующих в бывших (или независимых) прибалтийских республиках является камнем преткновения для многих политических и общественных деятелей как России, так и ближнего зарубежья. Особую остроту этот вопрос приобретает в Латвии. В преддверии первого визита патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Республику Латвия в интервью корреспонденту портала " Интерфакс-Религия " Ольге Кирьяновой ситуацию прокомментировал митрополит Рижский и всея Латвии Александр. - Согласно данным государственной статистики, православные являются одной из самых крупных религиозных общин Латвии. Почему же депутаты латвийского сейма вновь отказали православным в просьбе объявить православное Рождество нерабочим днем, хотя это пожелание поддерживает и глава Евангелическо-лютеранской церкви страны архиепископ Ванагс? Намерена ли Латвийская православная церковь предпринимать дальнейшие шаги в этом направлении? - Мы сейчас стараемся достичь договоренности, чтобы те, кто празднуют Рождество Христово 7 января, могли не выходить на работу в этот день, и их бы за это не наказывали. Этот вопрос касается и старообрядцев - четвертой по численности христианской деноминации Латвии, которые тоже придерживаются старого стиля. Мы считаем, что, если того требуют интересы организации, человек может отработать пропущенный на Рождество рабочий день в одну из суббот. Такую норму мы хотим предложить в Закон о Православной церкви, который сейчас разрабатывается совместно нами и министерством юстиции Латвийской Республики. - Рождество Христово - храмовый праздник главного православного собора Риги. Как продвигается его восстановление? - Возрождение рижского Христорождественского собора - главная наша гордость последних лет. Это величественный храм, огромный по меркам Латвии. Сейчас на нем красуются новые купола, установлены новые иконостасы в приделах и нижнем храме, вокруг церкви возведена изящная прочная ограда. Продолжается наружный капитальный ремонт - самая дорогостоящая часть восстановительных работ.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Является ли отречением от Церкви отказ от уплаты церковного налога? 05.03.2008 374 Интеграция Польши в Евросоюз породила неожиданную проблему во внутренней жизни Римско-Католической Церкви. Граждане Польши, уезжающие на работу в Германию, отказываются здесь от официального членства в Католической Церкви, чтобы не платить церковный налог. Является ли такой шаг вероотступничеством? После вступления Польши в Евросоюз все большее количество ее граждан отправляется на работу в соседнюю Германию. Особенно много поляков едет в Германию из Силезского и Опольского воеводств. Однако прежде чем приступить к работе в Германии необходимо заполнить анкету, в которой в том числе указывается и вероисповедание. Поляк, декларирующий в анкете свою принадлежность к Католической Церкви, автоматически соглашается уплачивать церковный налог, которого в Польше он никогда не платил. Как известно, в Германии Римско-Католическая и Евангелическая Церкви являются корпорациями публичного права. Несмотря на то, что Церковь в Германии от государства отделена, все же указанные конфессии финансируются государством. Средства для финансирования накапливаются путем взимания особого церковного налога. Церкви передают государству право взимать этот налог. А земельные налоговые управления, в свою очередь, передают собранные средства религиозным сообществам. Церковный налог в настоящее время покрывает 80% финансовых потребностей указанных конфессий (главным образом, доход священников и церковных служащих). Размер церковного налога в Германии составляет сегодня 8-9 % дохода. Поляки, приезжающие на заработки, стремятся избежать уплаты церковного налога и тем самым сэкономить пару сотен евро в месяц. Однако от церковного налога освобождаются лишь те, кто официально заявляют, что не являются членами Церкви. Значительная часть польских рабочих, приезжая в Германию, предпочитает заполнить заявление установленной формы о выходе из Католической Церкви. После заполнения такого заявления немецкие власти направляют соответствующее извещение в Польшу, в тот приход, где был крещен человек, отказавшийся от членства в Церкви. Формально польские церковные власти должны после этого отлучать от Римско-Католической Церкви людей, подписавших в Германии подобные бумаги. И действительно, часть польских иерархов настаивает на экскоммуникации всех, кто таким образом отрекся от Церкви. По мнению сторонников жестких мер, человек, отказывающийся от официального членства в Церкви ради материальной выгоды, совершает Иудин грех и продает Христа за тридцать сребреников. Однако есть среди польского католического духовенства и сторонники снисходительного отношения к соотечественникам, подписавшим в Германии заявления о выходе из Церкви.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть Искать поддержки надо у православных и традиционалистов О визите на Украину представителей Конференции европейских церквей 11.04.2024 17 Время на чтение 3 минуты Фото: vzcz.church.ua В преддверии принятия Радой антихристианского законопроекта направленного на ликвидацию канонической Украинской Православной Церкви, на Украину пожаловали представители Конференции европейских церквей из Константинопольского патриархата, Англиканской церкви, Евангелической лютеранской церкви Финляндии и Дании и так далее. В среду, 10 апреля, представители Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО) заверили делегацию Конференции европейских церквей, что на Украине есть свобода вероисповедания, сообщает «Союз православных журналистов». Вместе с тем, на сайте Отдела внешних церковных связей канонической Украинской Православной Церкви есть информация, что представитель от УПЦ на встрече с КЕЦ протоиерей Николай Данилевич высказал «обеспокоенность Украинской Православной Церкви возможностью принятия Верховной Радой Украины законопроекта В этот же день глава Отдела внешних церковных связей канонической Украинской Православной Церкви митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин отдельно встретился с представителями Конференции европейских церквей, сообщает «Союз православных журналистов». Как сказано на сайте ОВЦС УПЦ, «в ходе встречи речь шла о религиозной ситуации в Украине, в частности, митрополит Августин передал делегации КЕЦ позицию УПЦ по поводу законопроекта 8371». В это время в Женеве главарь ПЦУ Думенко заявил представителям Всемирного совета церквей, что все религиозные организации Украины поддерживают законопроект 8371. «Предложенные в парламенте изменения в законодательство не затрагивают свободу вероисповедания, но наоборот – защищают религиозные организации в Украине от превращения в инструмент кремлевской гибридной войны», – заявил лжец Думенко. Что можно сказать по этому поводу? Во-первых, на Украине сложился консенсус всех не православных церквей и раскольников, которые готовы открыто поддержать гонения на каноническую Украинскую Православную Церковь. Это уникальная ситуация свидетельствует о каком-то умопомрачении представителей разных религиозных традиций и заставляет ещё раз вспомнить распространявшееся во время «майдана» сведения о том, что его участникам подсыпали наркотические вещества, влияющие на психику.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/11/is...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010