Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НАЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ ИСЛАНДИИ [Исл. Hin evangelíska lúterska kirkja], или Исландская народная церковь [исл. jokirkjan], гос. лютеран. церковь в Исландии. В 1536 г. ордонансом дат. кор. Кристиана III (1536-1559) создана лютеран. церковь, и дат. монарх стал ее главой (с 1379 Исландия в составе территории Норвегии, владевшей в этот период Гренландией и Фарерскими о-вами, вошла в Кальмарскую унию под главенством дат. короны). На юге Исландии сложилась большая лютеранская община, в 1540 г. на исл. языке напечатан НЗ, в 1584 г.- Библия. В 1550 г. были казнены последний католич. еп. Йоун Арасон Хоуларский и 2 его сыновей. С установлением Реформации и упрочнением централизованной власти дат. монарха на острове учреждается церковная организация, подконтрольная гос-ву, и ко 2-й пол. XIX в. управление церковными делами приведено в соответствие с аналогичной практикой, существовавшей в Дании. После 1814 г., когда Норвегия была передана Швеции по Кильскому договору, Исландия осталась в составе Дании, превратившись в один из дат. адм. округов. В 1874 г. принята Конституция, в ст. 43 евангелическая лютеран. церковь провозглашалась Н. Ц. И., находящейся под защитой гос-ва. 30 нояб. 1918 г. провозглашено создание датско-исл. унии, которая просуществовала до 1944 г. На референдуме в мае 1944 г. большинство граждан проголосовали за независимость Исландии и установление в стране республики. Конституция независимой Исландии вступила в силу 17 июня 1944 г. и продолжает действовать по наст. время. Ст. 62 провозглашает, что Н. Ц. И. является гос. церковью в Исландии и пользуется гос. поддержкой. Ее статус может быть пересмотрен только специальным законом, для этого требуется проведение специального референдума. Конституция устанавливала обязанность по выплате церковного налога, сумма к-рого вычиталась из налога на доходы физических лиц и перечислялась соответствующей религ. орг-ции, к к-рой лицо принадлежало. Структура

http://pravenc.ru/text/2564784.html

Цесис. Церковь Спаса Преображения. Csu Kristus Apskaidrošans pareizticgo baznca Карта и ближайшие объекты В архиве Цесисского храма сохранилась «Летопись Венденской градской Спасо-Преображенской церки, Лифляндской губернии». ...Мать действительного тайного советника, сенатора графа Карла Карловича Сиверса графиня Марфа Сиверс, евангелическо-лютеранского исповедония дала в 1812 году, при нашествии неприятеля на Россию, обет: пожертвовать 1500 руб. серебром на построение Греко-Российской Церкви в г.Вендене, если неприятель будет изгнан из России. Неприятель был изгнан, обет исполнен. Ещё при жизни матери граф К.К. Сиверс обратился по сему предмету к Лифляндскому Генерал-губернатору, генералу от кавалерии, барону Матвею Ивановичу Палену, по распоряжению коего состоялась подписка, по коей весь сбор по 1 января 1839 г. составлял 15 тыс. рублей ассигнациями. Святейший Синод, получив от Преосвященного Архиепископа Псковского Нафанаила представление, что нужда иметь Греко-Российскую Церковь в Вендене была ещё в 1803 году, утвердил план, составленный в комиссии проектов и смет Главного Управления путей сообщения и публичных зданий, назначил 17 тыс. рублей ассигнациями из собственных средств на постройку церкви в Вендене. Деньги пожертвовали: Император Николай 1-й, императрица Мария Фёдоровна, цесаревич Александр Николаевич, многие князья, графы и генералы, епископ Филарет, граф Сиверс и его семья... Венденская церковь была построена на месте бывшего некогда Римско-Католического костёла во имя Екатерины, отчего улица, идущая от церкви в город, называлась Екатерининскою. С северной, восточной и южной сторон церковь окружена парком, принадлежащем графу Сиверсу. Грамоты на закладку и освящение церкви не имеется, где они хранятся неизвестно». В Латв. ГИА. Фонд 4754, опись 1 имеется дело 1144 «О строительстве Венденской церкви». Церковь каменная, однопрестольная, тёплая, освящена 6 августа 1845 г. Епископом Филаретом, Викарием Псковским Лифляндской губернии. Причта положено: 1 священник, диакон и два псаломщика .План на отведённую 1 десятину земли имеется и хранится в церкви.

http://sobory.ru/article/?object=07718

Лютеране в Африке РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_80654.html 15 ноября 2010 Андрей Гайосинскас Лютеране в Африке Источник:  Risu Как себе представляет постсоветский человек лютеранскую церковь? Обычно как немецкую кирху с чинными, но ныне малочисленными прихожанами, в лучшем случае как церковь скандинавских народов. В Европе, семимильными шагами идущей по пути секуляризации и фактически утери своих христианских корней, старые лютеранские церкви активно теряют своих прихожан. И даже где большинство населения формально остается в рамках традиционной конфессии, уровень индифферентности к вере и церкви только растет (только за последние десять лет Евангелическая Лютеранская церковь Финляндии потеряла 6% населения страны, а уровень реальных прихожан, которые не только крещены/конфирмированы/отпеты не превышает 14% населения). И если по религии на территории бывшего СССР основной удар нанесли большевики репрессиями и насильственным полным выдавливанием религии из всех сфер жизни, то в Европе основной удар нанесла послевоенная секуляризация. Церковь пытается поспеть за модными веяниями – поддерживаются харизматические общины, в лютеранстве возрождается монашество, литургическая музыка заменяется металлом, дозволяются однополые браки (каждое из указанных новшеств имеет совершенно разные причины, последствия и сущность, их объединяет только одно – эрозия традиционного лютеранского уклада). И если спросить кого-нибудь – как он себе представляет лютеранские церкви в Африке – то представление будет как о пост-колониальных церквях, с относительно небольшим влиянием и негритянским руководством, пытающимся имитировать уклад европейских церквей. И, наверное, многие удивятся, узнав, что вторая и третья по величине лютеранские церкви находятся в Африке. На самом деле африканское лютеранство достаточно многогранно и разнообразно, и оно крайне активно развивается. Более того, в некоторых странах рост столь стремительный, что в это даже трудно поверить. Так, Лютеранская Церковь Христа в Нигерии на рубеже тысячелетий насчитывала около 7000 тысяч человек, а в 2010 году перешагнула за барьер в два миллиона верующих. Даже если учесть, что подсчеты африканских лютеран сомнительны, и цифры не вызывают особого доверия (количество прихожан то лавинообразно растет, то внезапно останавливается), то сам факт значительного роста сомнений не вызывает.

http://religare.ru/2_80654_1_21.html

Отступления от учения вселенской Церкви некоторых Церквей и вероисповеданий христианских Изложив положительное догматическое учение вселенской Церкви, считаем нужным указать на отступления от ее учения некоторых Церквей и вероисповеданий христианских, именно церквей Армянской (Григорианской) и Латинской, и вероисповеданий западных Протестантского (оно же называется Евангелическим и Лютеранским), Англиканского, Реформатского и русских главных раскольнических толков. Армянская Церковь К Армянской Церкви принадлежат исключительно Армяне (Гайканский народ), живущие в Турции, Персии, России и в некоторых других государствах. Число Армян простирается до семи миллионов. В части Армении, принадлежащей России, находится Армянский монастырь Эчмиадзин, где пребывает Патриарх Армянский (или Католикос) с синодом своим. Утверждение Армянского Католикоса зависит ныне от Российского Государя Императора. Армянская Церковь называется обыкновенно Армяно-Григорианской, по имени просветителя Армении святого Григория, и сим наименованием отличается от Армяно-католической, находящейся в соединении с Римско-католической и разделяющей заблуждения сей последней (число сих до пятидесяти тысяч человек). Армяно-Григорианская Церковь отступила от вселенской Церкви в 491 году. В настоящее время некоторые писатели усиливаются доказать, что Армянская Церковь учит согласно со вселенской Церковью. Но то самое, что Армяне доселе не соединились с православной Церковью и упорно держатся изложения догматов, которое осуждено вселенской Церковью, ясно показывает, что Армянская Церковь отступает в своем учении от учения вселенской Церкви. Отступления Армяно-Григорианской Церкви от вселенской Отступления Армяно-Григорианской Церкви от вселенской суть следующие: 1) Армяне учат, что хотя Сын Божий есть совершенный Бог, но Он соделался и совершенным человеком с духом, душою и телом, единое лицо, единое свойство и единое общее естество. Бог стал человеком без преложения или изменения. 2) Отвергают вселенский четвертый собор Халкидонский и все последующие вселенские соборы.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

I. О Церкви Христовой Все вообще члены, составляющие Церковь , именуемую апостольскою, как сказано в Символе веры , называются внутри своего общества: Избранными: Пётр, апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным ( 1Пет.1:1 ). Христианами: «Целый год собирались они в церкви, и учили немалое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» ( Деян.11:26 ). Следовательно, напрасно присваивают себе упоминаемые здесь наименования те общины и отдельные лица, которые не входят в состав соборной и апостольской Церкви, утверждённой на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем ( Еф.2:20 ). Церковь Христова называется Соборной или, что тоже, Кафолической или Вселенской, потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времён и народов: «Где нет ни Еллина, ни Иудея, – ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного; но все и во всём Христос ( Кол.3:11 ). И Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют её» ( Мф.16:18 ). Такому духовному союзу или званию всех народов служит основанием единство веры, общий для всех способ богослужения, единство Божие, единство исповедания Иисуса Христа: «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» ( Евр.3:1 ). Единство способа оправдания, единство упования: «И Он (Иисус Христос) повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых. О Нём все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» ( Деян.10:42–43 ). Церковь Христова не есть какое-либо учреждение новое, неожиданно появившееся (как, например, появляются разные сектантские «евангелические», «баптистические» и т.п. общины, с противоборствующим Православной Церкви учением), но вечное, предопределённое свыше, при этом она полна и законна ( Еф.2:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Владимир Бурега: Нам удалось сохранить в Украине межконфессиональный мир Мир с Богом должен стать фундаментом и для примирения между людьми. 10 июня, 2014 Мир с Богом должен стать фундаментом и для примирения между людьми. 6 июня в Киеве состоялся круглый стол «Путь к будущему через примирение». Его организатором выступила Международная группа «Примирение». Портал «Православие в Украине» попросил рассказать об этом событии официального представителя Украинской Православной Церкви в группе «Примирение» проректора Киевской духовной академии Владимира Бурегу. – Владимир Викторович, скажите несколько слов о группе «Примирение». Кем, когда и зачем она была создана? – Эта международная группа была создана сорок лет назад, в 1974 году. Изначально причиной ее создания было стремление христианских церквей Польши и Германии внести свой вклад в непростой процесс примирения между этими двумя странами после второй мировой войны. Ведь во время войны Польша была оккупирована нацистской Германией. На территории Польши было совершено немало страшных военных преступлений. И это тяжелое наследие очень сильно осложняло взаимоотношения между народами Польши и Германии. И вот с начала 1970-х годов в процесс польско-немецкого примирения включились церкви двух стран. Так появилась международная группа «Примирение», в которую вошли представители христианских церквей Польши и Германии. Проект «Примирение» оказался довольно успешным. И в середине 1990-х годов было высказано предложение расширить его за счет привлечения новых участников. С 1995 года в эту группу входят также церкви Украины и Беларуси. С этого времени официально группа именуется «Примирение в Европе – задача церквей в Украине, Беларуси, Польше и Германии». – А кто от Украины сегодня представлен в группе? – От Украины в группу «Примирение» входят Украинская Православная Церковь, Украинская Греко-Католическая Церковь, Римско-Католическая Церковь в Украине и Немецкая Евангелически-Лютеранская Церковь в Украине. Что касается православной стороны, то до 2008 года официальным представителем Украинской Православной Церкви в группе «Примирение» был протоиерей Василий Заев, а после его смерти по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира эта обязанность была возложена на меня.

http://pravmir.ru/vladimir-burega-nam-ud...

«Возможно, мы пока идем против течения, но такие настроения есть по всей Европе» Как в Риме Церковь помогает государству принять беженцев и приютить бездомных 12 февраля, 2017 Как в Риме Церковь помогает государству принять беженцев и приютить бездомных Взаимоотношения государства и Церкви в России не до конца урегулированы и не вполне прозрачны, поэтому передача церквей-музеев в пользование РПЦ у части российского общества вызывает непонимание и протест, о доходах священников ходят легенды, а ходатайства РПЦ о предоставлении убежища сирийским христианам остаются незамеченными. Специальный корреспондент ИД «Коммерсантъ» Ольга Алленова побывала в Риме и выяснила , как церковная община может влиять на жизнь государства, в котором религия вышла из тени 30 лет назад. «Многим искренне стыдно за то, что у них все есть, а у других людей из-за войны ничего не осталось» Утром 30 января в аэропорте Фьюмичино приземлился самолет из Ливана. Женщины в хиджабах, мужчины с большими рюкзаками и много детей — более 40 граждан Сирии, в последние годы живущие в лагерях беженцев в Ливане, получили убежище в Италии. В специально отведенном для них зале прилета беженцев уже ждут представители религиозных общин, пригласившие их в страну, а также чиновники МВД и МИД Италии. Год назад три религиозные организации Италии, имеющие договор с государством и получающие государственное финансирование, обратились к властям с просьбой открыть гуманитарные коридоры для сирийских беженцев, гарантируя, что все расходы, связанные с их приемом, они берут на себя. Финансовым обеспечением программы с их стороны стала та самая государственная помощь в виде отчислений от налогов граждан, которую получают все исторические Церкви и общины Италии. Договор о гуманитарных коридорах подписали католическая община святого Эгидия, Федерация евангелических церквей Италии и Вальденская церковь с одной стороны и итальянские власти — с другой. Чуть позже к программе присоединилась и официальная Католическая Церковь: Конференция епископов Италии подписала договор, обязуясь участвовать в финансировании гуманитарных коридоров.

http://pravmir.ru/vozmozhno-myi-poka-ide...

Немецкое лютеранство возвращается к жизни РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26674.html 01 марта 2006 Александр Щипков Немецкое лютеранство возвращается к жизни Опубликовано: Русская мысль. 17 ноября 1994 " Я лютеран люблю богослуженье. Обряд их строгий, важный и простой, Сих голых стен, сей храмины пустой Понятно мне высокое значенье... " В эпоху, когда Федор Тютчев писал эти стихи, осанистое немецкое лютеранство составляло твердую часть имперского христианства. Затем печать разорения коснулась и его. Сегодня российское лютеранство приходит постепенно в сознание, в том числе и его немецкая ветвь, которую я рискнул подвергнуть некоторому анализу. В империи и при Советах В конце сентября 1994 года в Петербурге собрались делегаты российских лютеранских приходов, посланные своими общинами на Генеральный Синод, своего рода съезд, для выборов главы церкви – епископа. Петербургские городские газеты рассказали об этом факте довольно подробно, российская пресса вовсе не обратила на него внимания, в то время как в действительности названный Генеральный Синод явился весьма важным событием в жизни российских христианских церквей. Синод завершил воссоздание российской лютеранской церкви, причем российской – в традиционном имперском понимании этого слова. Новое название церкви звучит так: Евангелическо-Лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и в Средней Азии. Зарегистрирована церковь Минюстом России, а центральные органы её управления разместятся отныне в Петербурге – в традиционной столице российского лютеранства, где уже находится Лютеранская церковь Ингерманландии, с деятельностью которой мы познакомим читателя другим разом  . До революции 1917 года лютеранская церковь пользовалась в России высочайшим покровительством благодаря лютеранскому происхождению большинства наших императриц. Как водится в подобных случаях, покровительство означало и полный контроль со стороны государства. В 1832 году император Николай Первый придал лютеранскому вероисповеданию статус государственной религии и объявил себя главным епископом Российской Лютеранской церкви.

http://religare.ru/2_26674_1_21.html

Важно понять, что самого начала церковь, в которой я служил, была необычной. Мы использовали во время богослужения иконы и хоругви, пресвитер был облачен в священнические одежды, причастие считалось Таинством. При этом сама форма богослужения была евангельская: проповедь, песнопения, свободные молитвы, произносимые на понятном русском языке. Это был такой своего рода эксперимент?  Трудно сказать. Подобные общины существовали и прежде, например, Евангелическая русская церковь, другие церкви. Мы просто всегда любили Православие и никогда не воевали с ним. Я защищал православных, когда на них нападали адепты других учений. Еще у нас была идеалистическая мечта соединить православный и протестантский опыт, приблизить Церковь к простому народу, которому не всегда понятны православные обряды и церковнославянский язык. А вот этот переход в Православие чем он сопровождался, какие сложности ожидали вас? Все-таки служение в РПЦ сильно отличается от служения в протестантских церквях, а тип отношений внутри церкви, наверняка, тоже несколько иной?  Переход в Православие сопровождался большими переживаниями. Для меня это был в чем-то драматический момент. Ведь я оставил общину, которую любил и в которой любили меня, тосковал по людям, с которыми меня многое связывало. Иногда мне звонили прихожане и просили вернуться. Разумеется, в Православии многое не так, как у протестантов, там иной тип отношений. Я не могу сказать, хуже это или лучше, это просто другой мир. Мне очень не хватало духовного общения, в центре которого был бы Бог и Его Слово. В протестантской среде привычно говорить о Боге, делиться друг с другом духовным опытом, в православной иначе. Возможно, виной всему какие-то традиции, опасения, что Бог такие разговоры не одобряет, либо своеобразное толкование заповеди «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» ( Исх.20:7 ). Не знаю. Правильно ли я вас понимаю: что протестантский опыт в чем-то для вас остается положительным, и вы, даже находясь в лоне Православной Церкви, не отвергаете его?

http://azbyka.ru/way/byvshij-pastor-serg...

Гиллквист Питер Содержание ВВЕДЕНИЕ ЧТО могло побудить группу из двух тысяч Северо¬американских христиан перейти от самой жизнерадостной разновидности евангелического протестантизма к древнейшей, возможно, форме апостольской веры — и притом всего за десятилетие? Как могли люди, прошедшие школу " Студенческого крестового похода в поисках Христа " , " Юности для Христа " и " Молодой жизни " , войти в Право¬славную Церковь? По какой причине христиане, получившие образование в Витон колледже, Даллаской семинарии, Фуллеровской семинарии. Юго-западной баптистской семинарии, Сиэтлском университете Пасифик, университете Орал Роберте, Линкольновском христианском колледже и универ-ситете Биола, должны были сперва собраться вместе и затем завершить свой путь принятием исторической экклезиологии, литургического богослужения и таинств? С февраля по апрель 1987 года вся эта группа " Евангелическая православная церковь " , духовенство и миряне, была введена — приход за приходом — в полное литургическое общение с Православной Церковью Митрополитом Филиппом Салибой — архиепископом Североамериканской епархии Антиохийской православной церкви. (Термин митрополит означает здесь — епископ, возглавляющий церковь провинции или страны, а не одной епархии. Архиепископ — это епископ, который обычно осуществляет руководство несколькими епископами. Данные термины часто взаимозаменяются). Эта книга излагает шаг за шагом хронику пройденного пути, разбирая один за другим сложные и подчас запутанные библейские и богословские вопросы, с которыми нам приходилось сталкиваться в процессе продвижения. Помимо нашей собственной истории, мы рассмотрим начало христианской Церкви, как оно описано в Новом Завете, и от него совершим путешествие через века к Церкви нашего времени. Это моя личная история, но в то же время насколько возможно подробный отчет о том, что происходило с каждым участником нашего «паломничества». Я хочу выразить признательность о. Джону Брауну за участие в работе над главой 4 «В поисках Церкви Нового Завета», о. Ричарду Бэлью — над главой 7 «Не называйте никого отцом» и о. Уэлдону Харденбруку над главой 9 «Знак для всех христиан».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2325...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010