В стиле и языке Евагрий в тех частях своего труда, где он пишет о светских сюжетах, во многом подражает Фукидиду, хотя и далек от рабского копирования великого историка 25 . В византийской церковной литературе более позднего времени труд Евагрия упоминают Фотий, патриарх Никифор, анонимный автор Жития Симеона Младшего и Никифор Каллист 26 . По своим религиозно-философским взглядам Евагрий был строго ортодоксальным христианином, считавшим своей обязанностью борьбу против всех и всяческих еретических течений и отступлений от «правой» веры. Он, горячо защищая Халкидонский собор, осуждает Ария, Нестория, Евтихия, монофиситов. Евагрий верит в провидение, но отводит большую роль и случайности в ходе исторических событий. Он советует ловить непокорный и быстро исчезающий счастливый случай: «А случай что птица: пока – у ног, может быть, и поймаешь ее. Но лишь вырвалась из рук, улетает в воздух и смеется над своими ловцами, не думая когда-либо возвратиться к ним. Вот почему живописцы и ваятели, изображая случай, спереди покрывают его волосами, а сзади обривают голову до кожи. Этим они очень остроумно выражают, что случай удобно схватить за волосы, когда он настигает нас, а находясь впереди, он решительно неуловим, потому что тогда гонящемуся не за что ухватить его» 27 . Долгом историка Евагрий считает правдивое описание событий для назидания потомкам и прославления истинной веры. «Пусть не утаивается ничто достопамятное, скрываемое вялою и расслабленною леностью и подручной ей забывчивостью»,– пишет он во введении к своему труду 28 . Он непримиримо осуждает язычество Юлиана и ереси. Несторий и Арий оба почти одинаково хулили Христа, утверждает автор: один называл его тварью, другой – человеком 29 . Он выступает против «нечестивого» учения Евтихия, который проповедовал, что Христос до единения состоял из двух естеств, а после единения – из одного 30 . Однако Евагрий признает и искренность заблуждений создателей новых еретических учений, которые ошибались в поисках истины: пи один ересиарх не хотел умышленно хулить Христа, ни один не решался намеренно уничтожать божественное, но всякий думал, что говорит лучше своих предшественников 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

См., в частности: Alliez J., Huber J.-P. L’Acedie ou le déprimé entre le péché et la maladie. P. 393–407; Lecomte B. L’Acedie: invention et devenir d’une psychopathologie dans le monde monastique. В последнем исследовании речь идет прежде всего о мире восточного и западного монашества, но автор выходит далеко за эти рамки: он показывает, что уныние касается в том числе и мирян, выявляет некоторые проявления этого понятия в литературе (Паскаль, Кьеркегор) и проводит интересное сравнение между унынием и психастенией, как ее описал Жане. См.: Свт. Иоанн Златоуст. К Стагирию подвижнику. III. 13. Там же. См.: Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 5 (рус. пер.: Указ. изд. С. 82). Там же. Там же. См.: Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 9. 1. См.: Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 5 (рус. пер.: Указ. изд. С. 82). Евагрий Понтийский. Слово о духовном делании. 10 (рус. пер.: Указ. изд. С. 97). Евагрий Понтийский. О восьми духах лукавства. 11: PG. 79. Col. 1156D. (Некоторые аскетические творения Евагрия были изданы в “Патрологии” Миня под именем прп. Нила Синайского, среди них трактат “О восьми духах лукавства”. В рус. пер. он также был напечатан под именем прп. Нила, поэтому перевод трактата Евагрия цитируется по изданию: Творения преподобного отца нашего Нила Синайского. М., 2000. С. 121–132 (цитируемый здесь текст см.: С. 128). — Ред.). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 9. 4 (рус. пер.: Указ. изд. С. 115). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. 5. 11 (рус. пер.: Указ. изд. С. 249). Евагрий Понтийский. О восьми духах лукавства. 11 (рус. пер.: Творения прп. Нила Синайского. С. 128). Там же (рус. пер.: Творения прп. Нила Синайского. С. 128). Евагрий Понтийский. Слово о духовном делании. 19 (рус. пер.: Указ. изд. С. 99). Прп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. 58: PG. 90. Col. 593A. Авва Фалассий. Четыре сотницы. I. 75. Прп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. 58: PG. 90. Col. 592D. См.: Евагрий Понтийский. О восьми духах лукавства. 11–12.

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

церковь » (I, 11). Воззрение это заслуживает внимания. Евагрий хочет видеть в ересях скорее ошибочно направленное стремление раскрыть истину, чем явное желание попрать ее. Он хочет провести грань между действительно сознательным злом и бессознательным заблуждением в истории. Но по странному противоречию себе, этот взгляд остается у Евагрия лишь теорией, которая быстро забывается автором, когда он встречается с ересью лицом к лицу в области прошедшей исторической жизни. В этом случае он оказывается суров в отношении к ересям, как Евсевий, Созомен и др. Забывая об этом, сейчас приведенном отзыве своем о еретиках, Евагрий следующими словами открывает свое повествование о Нестории. «После того, как нечестие Юлиана – говорит Евагрий на своем вычурном языке – было потоплено в крови мучеников, а неистовство Ария связано цепями, выкованными в Никее, да и Евномий с Македонием, сокрушившись о священный град низвержены св. Духом (как бы сильным дуновением ветра) – в Босфор, т. е. после того, как Евномий и Македоний осуждены были на соборе Константинопольском II-м вселенском, после всего этого «ненавистник демон воздвигает на нас необыкновенную и небывалую войну» (I, 1). Под этой войной Евагрий разумеет ничто другое, как ересь Нестория. Самого Нестория он, далее, обзывает «богоборственною гортанью», «вторым сонмищем Каиафы» (I, 2). Так кончается попытка Евагрия, провести новый взгляд в историческом исследовании о ересях, отрешиться от общепринятого воззрения на ереси. Историк становится на старый путь. И однако ж точное проведение указанного его взгляда могло бы дать его истории новый, дотоле мало сознаваемый интерес в изучении ересей. Быть может историку удалось бы доказать, что от ересей истекает не одно только зло для церкви. Сам Евагрий говорит: «надобно дивиться неизреченной премудрости Бога, вещавшего апостолу Павлу: «Сила бо моя в немощах совершается» ( 2Кор12:9 ). То есть – замечает историк – от чего расторгаются члены, то самое способствует и располагает к утверждению правых и неукоризненных догматов (ορθα δογματα), – тем самым вселенская церковь Божия возбуждается к возрастанию (προς αυξησιν) и восхождению к небесам» (I, 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

См.: Евагрий Понтийский. Слово о молитве. 16. Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 13. 15. Прп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические. 1. 66 (рус. пер.: Указ. изд. С. 25). См.: Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 13. 15. Блж. Диадох Фотикийский. Сто глав. 58 (рус. пер.: Добротолюбие. Т. 3. С. 37). Евагрий Понтийский. Слово о духовном делании. 12 (рус. пер.: Указ. изд. С. 98) — Ср.: Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. 83; Прп. Исихий Иерусалимский. О трезвении и молитве. 136. Евагрий Понтийский. Слово о духовном делании. 12 (рус. пер.: Указ. изд. С. 98). Apophtegmata Patrum. De abbate Ammona. 9//PG. 65. Col. 121С (рус. пер.: Апофтегмы (алфавитное собрание). Об авве Аммоне. 9//Достопамятные сказания. С. 460–461). Исидора упоминается в греч. тексте «Лавсаика» в гл. XLI (PG. 34. Col. 1106). (В русском переводе нумерация глав другая, см.: Гл. 36. Об юродивой девственнице//Палладий. Лавсаик. С. 77–78. — Ред.) Источники: Jean Rufus, eveque de Maiouma. Plerophories, c’est-a-dire Temoignages et revelations (contre le concile de Chalcedoine)/Ed. F.Nau//PO. 1982. T. 8. P. 178–179. (Иоанн Руф, епископ Майумский, сирийский писатель VI b. Глава о Сильване (СШ. Sur Silvain) помещена в дополнительных текстах (см. Appendice) к его сочинению. Далее при ссылках на это издание принято сокращение: Jean Rufus. Plerophories. — Ред.) Евагрий Схоластик. Церковная история. I. 21. (Далее рус. пер. цитируется по: Евагрий Схоластик. Церковная история: В 3 т. СПб., 2001. Т. 1. С. 170–171). Источники: Vie et recits de I’abbe Daniel, de Scete/Ed. du texte grec L.Clugnet//ROC. 1900. Vol. 5. P. 60–62 (Chap. 3) (далее принято сокращение: Vie et recits de I’abbe Daniel). («Житие и предания аввы Даниила из Скита» частично переведено на русский язык (см.: Византийские легенды. Л., 1972. С. 184–192), но глава 3 («Марк Юродивый») в этот перевод не была включена. — Ред.) Источником послужил рассказ о Феофиле и Марии, изложенный Иоанном Эфесским в 52й главе его сочинения «Жития восточных святых». Далее текст цитируется по английскому переводу с сирийского источника, см.: John of Ephesus. Lives of the eastern saints/Ed. and transl. E.W. Brooks//PO. 1926. T. 19. P. 164–179 (Chap. LII).

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

Монашество эпохи Вселенских Соборов породило богатую аскетическую литературу, которая до настоящего времени пользуется огромной популярностью в Православной Церкви, причем читают ее не только монахи, но и миряне. Изречения ранних египетских отцов, таких как Антоний, Арсений, Макарий, Пахомий, Сисой (всех их именуют Великими), вошли в сборники под названием патериков, где эти изречения-апофтегмы располагались либо в алфавитном, либо в тематическом порядке. Помимо сборников апофтегм с века стали появляться аскетические трактаты, адресованные монахам и принадлежащие отдельным авторам. Наиболее крупными монашескими писателями в период с по век помимо упомянутых уже преподобных Максима Исповедника и Феодора Студита были Евагрий Понтийский , Макарий Египетский , Иоанн Лествичник и Исаак Сирин .  Евагрий Понтийский (ок. 346–399) был учеником святителя Григория Богослова , младшим современником преподобного Пахомия Великого и других «отцов пустыни», свидетелем эпохи расцвета египетского монашества. От Оригена он заимствовал некоторые ошибочные взгляды, касающиеся главным образом христологии, за которые был осужден Вселенским Собором. Однако в своем нравственно-аскетическом учении Евагрий был экспонентом аутентичной монашеской традиции; не случайно многие его сочинения после Вселенского Собора были сохранены под именем других авторов. Евагрий писал преимущественно в жанре апофтегм, характерном для раннего египетского монашества: эти апофтегмы объединялись в группы (100 апофтегм, объединенных в одну группу, назывались сотницами). Сборниками апофтегм являются наиболее известные из дошедших до нас сочинений Евагрия – «Практик», «Гностик» («Умозритель»), «Главы умозрительные» и «О молитве». Последний из перечисленных трактатов представляет собой сборник из 153 глав (по числу рыб, выловленных учениками Спасителя, см.: Ин. 21:11 ), сохраненный под именем преподобного Нила Синайского . В этом трактате Евагрий начертывает основные характеристики молитвенного делания в монашеской традиции:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Евагрий придерживается в изложении ставших уже традиционными схем, поменяв лишь проблему, лежавшую в основе событий. Если его предшественники Сократ, Созомен и Феодорит концентрировались на триадологии, то во времена Евагрия наибольший практический интерес представляли христологические споры, коим он и посвящает основное внимание, оперируя аналогиями в отношении как исторических периодов (от Константина до Феодосия Юнейшего и от последнего до Маврикия), так и действующих лиц, и их судеб (Ария и Нестория, например). В случае расхождений источников Евагрий, для объективности, приводит различные мнения; так, описывая гибель мелькитского патриарха Александрийского Протерия (Hist. eccl. 2, 8), историк лаконично сообщает версию монофизитов Иоанна Руфа и Захарии Ритора (Протерий был убит каким-то римским солдатом), а также мнение православных египетских епископов и александрийского клира в виде обширных фрагментов из их послания римскому папе Льву I (Протерия растерзали монофизиты по наущению Тимофея Элура), не настаивая прямо на справедливости той или иной точки зрения (хотя ортодоксальная позиция в той подробной ее конфигурации, в какой она приведена в «Истории», явно указывает на личные предпочтения автора). Говоря о событиях и людях, Евагрий не упускает из поля зрения значимые вехи в области развития церковного искусства (например, он специально пишет о церкви Св. Софии в Константинополе). Он полностью разделяет идеи своего окружения и своего времени. Так, в своей защите политики Константина Великого Евагрий доходит до отрицания факта убийства по приказу императора его старшего сына Криспа и второй жены Флавии Фаусты, этого Криспа оклеветавшей (Hist. eccl. 3, 40–41). Вместе с тем по количеству описаний различных диковин, легенд и невероятных событий Евагрий превосходит даже Созомена; например, именно Евагрию мир обязан информацией о крови из тела св. Евфимии из вифинского Халкидона, которую время от времени собирали губкой («в той гробнице с левой стороны есть небольшое отверстие, закрывающееся маленькой дверцей. В это отверстие до самых святых останков впускают длинный железный прут, с привязанной к концу губкой, и, повернув там губку, извлекают ее вместе с прутом полную крови и кровяных печенок. Как скоро народ усматривает это – тотчас поклоняется Богу и славословит Его. Износимое посредством губки бывает в таком множестве, что с изобилием раздается и благочестивым царям, и всем собравшимся иереям, и всему сошедшемуся народу; даже высылается желающим верным по всей поднебесной; и те кровавые печенки постоянно сохраняются, и всесвятая кровь никогда не изменяет своего вида. Это богочестно совершается не в какое-нибудь определенное время, но тогда, когда содействует к тому жизнь предстоятеля и непорочность нравов. Говорят, что, если управляет Церковью муж благообразный и известный своими добродетелями, это чудо бывает весьма часто; а как скоро он не таков – подобные божественные знамения являются редко»; см.: Hist. eccl. 2, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Борьба против оригенистского учения имела место и при жизни Евагрия; в частности, в конце IV в. одним из самых активных борцов против учения Оригена стал св. Епифаний Кипрский . Обвинения, которые он изложил в последних главах «Панариона» (394), стали реальным и весьма серьезным оружием в богословской полемике. Сразу после смерти Евагрия в 400 г. на соборе египетских епископов монахи, к которым при жизни был близок Евагрий, в число которых входили «Длинные братья», были осуждены еп. Феофилом Александрийским и изгнаны из Египта. Несмотря на непосредственную близость к ним, на этой стадии оригенистских споров (399 – 401) учение Евагрия остается еще свободным от подозрений. Но уже менее чем через сто лет, в 491 г., Евагрий был осужден, наряду с Оригеном , на соборном уровне. В 530-е гг. война с оригенизмом достигла своего апогея 134 , вылившись в серьезное противостояние, потребовавшее созыва в 543 г. Поместного собора, осудившего оригенизм. Спустя десять лет на V Вселенском соборе три главных учителя оригенистской ереси – Ориген , Дидим Слепец и Евагрий Понтийский – были поименно анафематствованы. Осуждение ереси оригенизма на V Вселенском соборе было подтверждено решениями последующих Вселенских соборов. В силу факта осуждения Евагрия, отдельные его произведения дошли до нас под именами другими церковных авторов, в том числе свв. Нила Синайского , Василия Великого , Максима Исповедника . Главные письменные источники для реконструкции еретических взглядов Евагрия – «Гностические главы» и «Письмо к Мелании» – не сохранились в греческом оригинале и дошли до нас в сирийских и армянском переводах. Несмотря на то что ни в одном из своих произведений Евагрий не ссылается напрямую на Оригена , его влияние очевидно, в подтверждение чего свидетельствуют и пятнадцать ана- фематизмов V Вселенского собора. Осуждению была предана еваг- рианская доктрина о предсуществовании, падении и восстановлении душ, так же как вытекающие из нее христология, космология и эсхатология. Общий тезис еретического учения Евагрия заключается в положении о первоначальном единстве всех интеллектуальных сущностей, отпадении части из них и грядущем их полном восстановлении.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Ориген. Гом. на П.П. 2, 4. Если a priori предположить, что здесь у Оригена в этом отрывке выступает не аллегореза, но мистическое толкование, то у нас есть первое свидетельство о видении света. Погружаясь умом в сердце, мы можем созерцать внутренними очами, которые просвящаются светом Божественным. В выдвинутой нами теории нет ничего удивительного, о видении божественного света говорил и Плотин 91 . Но теория всего лишь остается теорией – предположением недостоверности. 2.2 Аскетика и мистика Евагрия Аскетические и мистические воззрения Евагрия коренятся на воззрениях Оригена . Так как христология и идеалистическая антропология Евагрия примыкают к Оригену , следовательно, и цель аскезы по Евагрию такая же, как и у Оригена. Следуя за Оригеном, как Ориген за Платоном, Евагрий считал тело темницой души. И если безнасильственно отделить тело от души может только тот, кто их сочетал, то отделить душу от тела во власти подвижника, который в своем подвиге умер для всего плотского, но живет духом (Евагрий. Сл. о дух. дел. 52). Ведь душа, зараженная грехом – это ум отпавший от созерцания Монады 92 . Евагрий перенимает у Оригена и трехэтапный путь восхождения к Богу. Началом аскезы является вера, соединенная со страхом Божиим она ведет подвижника путем воздержания, благоразумия, терпения и надежды к бестрастию – вершине добродетелей. Затем, так же как и у Оригена бесстрастие приносит спокойствие помыслов, плодом ее является духовная любовь. Духовная любовь поднимает подвижника до созерцания природ умопостигаемых. Наконец, путем непрестанной умной молитвы, подвижник приходит к созерцанию Троицы. В таком состоянии душа становится умом – малый апокатастасис – приобретая чистую молитву. В своих сочинениях Евагрий не раз упоминает о видении света подвижником во время молитвы. Иногда этот свет Евагрий относит к природному свету ума 93 , а иногда к свету Божественному 94 . Согласно Евагрию, блаженный свет Троицы представляет собой действие ( ενεργεια) Божества, а присущий уму свет – действие нашего ума, который, хотя и родственен, в какой-то мере, свету Божества, но не идентичен ему 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Авва Евагрий Понтийский Авва Евагрий родился примерно в середине IV века в городе Иворе, в Малой Азии, в семье пресвитера. На его способности обратили внимание жившие в то время великие святители: Василий Великий , Григорий Нисский и Григорий Богослов . Под их руководством он возрастал и развивался в духе познания учения Христова. Святитель Василий поставил Евагрия во чтеца. По преставлении святителя брат последнего, святитель Григорий Нисский , рукоположил Евагрия во диаконы и взял его с собой в Константинополь на Второй Вселенский Собор. В Константинополе авва Евагрий прославился как искусный обличитель многочисленных в то время еретиков. Вскоре он был вынужден удалиться из столицы и, побыв некоторое время в Иерусалиме, направился в Египет, где подвизался сначала в Нитрийской пустыне, затем в Келлиях и, наконец, в Ските под руководством великих пастырей. Церковный историк Сократ пишет, что Евагрий был учеником обоих Макариев – Египетского и Александрийского. Другой историк, Созомен , отмечает высокую ученость Евагрия, его глубокое знание творений Оригена , Дидима Слепца и других духовных писателей. Кончина аввы Евагрия последовала в 399 году. Авва Евагрий написал: «Главы о деятельной жизни», сочинение «О восьми порочных помыслах», составил сто молитв и краткие правила к монахам киновитам и другие труды. На Пятом Вселенском Соборе (553 г.) богословские взгляды аввы Евагрия, касающиеся вопроса христологии, были осуждены, однако его аскетические творения сохранили свое значение для Церкви. Святитель Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский Святитель Иоанн Златоуст родился, как полагают, в 347 году в Антиохии, в богатой и благочестивой семье. Он рано лишился отца, и его воспитывала мать, которая старалась дать ему хорошее образование. Святитель Иоанн слушал знаменитого риторика Ливания, и тот предрек юноше великое будущее; учился философии у Андрагафия. По окончании учебы он становится адвокатом, но вскоре оставляет службу и принимает крещение. Епископ Мелетий Антиохийский , обратив внимание на усердного юношу, в 370 году поставил его во чтеца. Исполняя обязанности чтеца, святитель Иоанн продолжал усердно заниматься изучением Священного Писания, а после смерти матери удалился в пустыню. После четырехлетней подвижнической жизни он возвратился в Антиохию, и епископ Мелетий посвятил его во диаконы.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

87 В Оксфордском кодексе первая книга дошла в 37 отрывках, вторая – в 65. Фрагменты 1, 1–37 и 2, 1–37 взяты из Феодора (до воцарения Юстина); 2, 38–59 – вероятно, из утраченного труда Василия Киликийского (антиохийская точка зрения); 2, 60–65 (об императорах с Константина до Льва) – возможно, опять из Феодора Чтеца . В сокращенном виде эта история имеется в Cod. Baroccianus в Оксфорде и в Cod. Regius в Париже. Сокращенная версия, имеющаяся в оксфордском манускрипте, надписана в тексте именем греческого церковного историка 14 в. Никифора Каллиста (Извлечение из «Церковной истории» Федора чтеца, по изложению Никифора Каллиста/Сокращение «Церковной истории» Филосторгия, сделанное патриархом Фотием. СПб., 1854), однако ныне принято думать, что Никифор был лишь составителем и, эпитомируя Феодора Чтеца , работал не с полным его текстом, но имел в руках только те фрагменты из этой истории Феодора, которые зафиксировал; сам же текст был известен уже Феофану. Эту работу Феодора Чтеца цитировали на 7 Вселенском соборе, на нее ссылались Иоанн Дамаскин , а также известный сборник Суда. 88 Церковная история Евагрия, схоластика и почетного префекта. СПб., 1853 (анонимный пер.); Евагрий Схоластик . Церковная история/Пер. СПб. духовной академии, пересмотрен и испр. В.В. Серповой; прим. А. Калинина. М., 1997; Евагрий Схоластик . Церковная история: В 6–ти кн./Пер., вст. ст., комм, и прилож. И.В. Кривушина. 2-е изд., испр. СПб., 2006 (1-е изд.: Евагрий Схоластик . Церковная история в 6 кн./Пер., вступ. ст., комм, и прилож. И.В. Кривушина; отв. ред. Е.С. Кривушина. В 3-х т. СПб., 1999–2003); Евагрий Схоластик . Церковная история. М., 2009. За свои труды историк получил в награду от Тиберия II титул квестора, а позже, когда у Маврикия родился сын Феодосий, Евагрий написал по этому поводу приветственную речь (также утраченную), за что был удостоен императором титула почетного префекта, почему и назвал себя в надписании своей истории π πρχων (ex praefectis). 89 Первое издание «Церковной истории» Евагрия предпринял в 1544 г. в Париже Р. Стефан. В 1570 г. в Лувене ее издал (в сопровождении первого латинского перевода) епископ Чичестерский Джон Кристофорсон. А. де Валуа опубликовал новое издание «Истории» в Париже в 1673 г.; сделанный Валуа для этого издания латинский перевод не утратил актуальности и поныне (он переиздан Минем в «Патрологии»). С новым латинским переводом «История» была издана Д. Ридингом в Кембридже в 1720 г. Последнее научное издание было предпринято Ж. Биде и Л. Пармантье ([Evagrius Scholasticus]. The Ecclesiastical History of Evagrius with the Scholia/Ed. J. Bidez, L. Parmentier. London, 1898; repr.: Amsterdam, 1964).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010